После смерти Пия IX, заступивший на его место Лев XIII изменяет стратегию, понимая, что католичество рискует остаться на обочине жизни, если не включится в решение социально-экономических проблем. Он создает (1882г.) специальную комиссию по рассмотрению социального вопроса, которая получила название Фрибургской унии. Результаты ее работы и ложатся в основу Rerum novarum. Энциклики, энциклики В XX веке католическая социальная доктрина в основном прирастает папскими энцикликами или радиопередачами, большинство из которых выходит в ознаменование юбилея «Рерум новарум». Здесь любопытно проследить медленный, но верный дрейф доктрины в сторону «соглашений с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией». Пропустим понтификаты пап Пия X (1903-1914) и Бенедикта XV (1914-1922), которые не привнесли ничего примечательного в католическую социальную доктрину и перенесемся в 1931 г., когда папа Пий XI (1922-1939) издает энциклику Quadragesimo anno («Сороковой год»), посвященную 40-летию Rerum novarum. После дифирамбов знаменитому документу, о котором говорится что «под путеводным лучом этого послания Льва XIII возникла настоящая католическая социальная наука» , и что послевоенные политики принимали решения «которые настолько совпадают с основоположениями и увещаниями Льва XIII, что кажутся умышленно из них заимствованными» , папа переходит к изложению сути социального учения. Он повторяет тезис о незыблемости частной собственности: «они (богословы - Н.С.), например, единогласно утверждали, что природой, иначе самим Творцом, даровано людям право частной собственности, чтобы каждый мог заботиться о нуждах личных и своих близких и дабы, при помощи этого учреждения, блага, которыми Творец предназначил всему человечеству, справедливо служили тому назначению, которое может быть выполнено только твердым сохранением определенного и строгого порядка» . Заметим в скобках, что такое заявление просто неверно: как мы видели, и восточные святые отцы и западные средневековые богословы указывают, что самой природой человеку предназначена как раз общественная собственность. Здесь папа, как говорится, «блефует», рассчитывая на незнание вопроса подавляющим большинством публики.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

XIII (по старому каталогу 1303). Рукопись на латинском и голландском языках; писана на пергамине превосходным готическим почерком, на 63 листах. Содержит в себе Некрологиум и летопись аббатства Эльтенского. Начало рукописи и конец писаны по-голландски, а с л. 3–40 идет календарь латинский. Начальные буквы каждого месяца в календаре писаны киноварью и голубцом; числа месяца и некоторые имена святых, вероятно особенно чтимых, – киноварью. Под всяким днем календаря сделана приписка, в которой отмечено то или другое событие, касающееся до монастыря или совершившееся в нем. Приписки эти весьма кратки и писаны различными почерками. Судя по всем внешним признакам, надобно полагать, что рукопись относится к XIV веку. Достоин замечания кожаный переплет ее, по углам обложенный медью, с длинными застежками и с прочными на досках медными же гвоздями. – 32,2 X 24. XIV (по старому каталогу 1305). Содержит: [Лл. 1–1 об. Изречения в стихах и прозе для монахов. Лл. 2–2 об. Вступительные статьи к мартирологию. Л. 2 об. Под датой 1459 г. сентября 9 похвала в стихах св. Бенедикту; здесь же число бенедиктинских монастырей. Л. 3. Бенедиктинский разрешительный чин. Лл. 3–10 об. Статуты папы Бенедикта XII. Л. 10 об. Стихи в честь мучеников, о чтении мартирология и календарное к святцам пояснение. Лл. 11–58. Святцы, полные с 1 января по 31 декабря; на листе 54-м отрывок из другой мартирологии, рукописи. Лл. 58 об. – 59. Евхаристическия правила. Лл. 59–79 об. Правила бл. аббата Бенедикта. Л. 79 об. Прибавление. Лл. 80–82 об. Привилегии ордена. Лл. 83– 84 об. Евхаристическия правила. Лл. 85–86 об. Постановления о монашеских орденах. Л. 87. Стихи о восстановлении старанием магистра Вильгельма Кроненберга на средства г-жи де Pie (de Rye) монастыря corona variae Mariae в 1382 г. Здесь же записи: благословити венец лета и пр., со скрытым 1377 или 1385 годом; о годе основания «серого» ордена (1099), имени Марии Девы. Лл. 88–95. Правила цистерианского ордена. Рукопись, на пергамине, XV в., на 95 листах. Лл. 1 об. – 10 об. писаны в два столбца, одним или двумя почерками, после 10 листа писано несомненно другим почерком, гораздо более красивым, во всю страницу, с линейками. С л. 58 об. опять в два столбца; с л. 80 другим, худшим почерком.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1038 Подлинные декреталии, помещенные в Испанском сборнике, перечислены выше, пр. 930. Следующие подложны: Сильвестра – 1, переписка Афанасия В. и Марка – 2, переписка Юлия – 4, переписка Либерия – 2, декреталий Феликса – 3, Либерия – 1, Дамаса – 3 (Notum, Licet, Optaveram), Афанасия – 2, Сикста III – 1, Симмаха – 2 (собора), Uoahha I – 2 , Феликса III – 2, Бонифация II – 1, Uoahha II – 1 , Агапета I – 1, переписка Сильверия – 2, Пелагия I – 1, Uoahha III – 1 , Бенедикта – 1, Пелагия II – 3. Migne, LVI, col. 255–259. Остальные декреталии, которых нет ни в испанском сборнике, ни в числе подложных декреталий, ни в списке апокрифов, явившихся раньше лже-Исидора (ниже, примечан. 1040), заимствованы из Кенелева сборника. 1039 Можно видеть у Migne, s. 1. XCVI, col. 1055–1898, в издании и с примечаниями Антония Августина, под заглавием: Adriani papae capitula quae «Ex Graecis et Latinis canonibus et Synodis Romanis atque docretis praesulum ac pruicipum Romanorum [haec capitula] sparsim collecta sunt et Angilramno Mediomatricae urbis episcopo Romae a bento papa Adriano tradita sunt die XIII kal. Octobres, indictione nona, quando pro sui negotii causa agebatur». (Слова в кавычках составляют подлинное заглавие). Многие места буквально или почти буквально сходны с капитуляриями Бенедикта и лже-Исидоровскими декреталиями. Richter, § 37. 1041 Knust, De fontibus et consilio Ps.-Isidorianae collectionis. Cp. Ballerini, Migne, col. 251 (15) 250. 1042 Hinschius, Decretales Ps.-Isidorianae, CXI–CXXXVII (tabula fontium). Здесь указаны 80 прямых и непрямых источников. 1043 К подложным памятникам, явившимся раньше Лжеисидоровских декреталий, относятся: 1) два послания Климента к Иакову, брату Господню, – памятник, переведенный Руфином с греческого и возникший вместе с Климентинами (Uhlhorn, im Herzog, Real-Encyklopadie, II, 749) в Восточной Сирии, как думают одни Gesch. der Kirche, I, l, S. 41; Uhlhorn, im Herzog’s R. Encykl. II, 755), или в Риме, как утверждают другие (Ваиг, Die christ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

И хотя Иоанну XII удалось вскоре изгнать Льва VIII из Рима и сохранить за собой папский дворец до конца своей беспутной жизни, приговор истории был не в пользу линии Uoahha XII , а в пользу преемников Льва VIII. Линия Uoahha XII угасла всего через два года после этих событий со смертью его единственного преемника Бенедикта V. Последний был избран при Льве VIII, а умер в ссылке в Гамбурге (4 июля 966 г.) при преемнике Льва VIII Иоанне XIII. Последующие папы являются продолжателями «антипапской» линии Льва VIII и Uoahha XIII . Антипапами они являются, конечно, лишь для Uoahha XII и для тех, кто считает Соборы неправомочными судить Римского первосвященника. Безусловно, и нынешние римо-католики должны были бы, исходя из догмата о папе, считать их антипапами, но тогда пришлось бы признать отсутствие вообще в Римско-католической Церкни законных пап после Бенедикта V. Поэтому нынешние римо-католики ставят под вопрос лишь законность Льва VIII (оставляя этот вопрос открытым), а о законности его преемников предпочитают вопроса не поднимать, понимая полную безнадежность этого дела. Как видим, дело Собора 963 г., судившего папу Uoahha XII , в конечном итоге восторжествовало – факт, имеющий для нас, православных, большое принципиальное значение. История последующих пап характеризуется зависимостью их от светской власти, не только фактически имевшей место, но и юридически обоснованной папскими же актами, касавшимися порядка поставления пап. Лев VIII особой грамотой признал за германскими императорами ни более ни менее, как право назначать папу. В начале XI в. в Риме восторжествовала пронемецкая партия и папский престол оказался в полной зависимости от германских императоров – Генриха II, а потом Генриха III. Это обстоятельство сыграло роковую роль в истории дальнейших политических и церковных взаимоотношений между Востоком и Западом. Германские императоры назначают пап по своему усмотрению. Сначала на папский престол возводились представители пронемецкой римской аристократии: Бенедикт VIII (сын графа Тускуланского), Бенедикт IX (сын другого графа Тускуланского, ставший папой в возрасте неполных 12 лет), потом – немцы из окружения самого императора: Климент II Свидгер и Лев IX Бруно д’Эгизгайм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

К редактированию же публикации Керубини (от Льва I до Климента X) в целях переиздания Майнарди привлек известного ученого Шарля Кокелина; это переиздание, существенно расширившее оригинал, было озаглавлено Bullarum privilegiorum ас diplomatum Romanorum Pontificum amplissima collectio usque ad Clementem XII (в 14–ти т. Рим, 1733–1748; некоторые тома разделены на части). Сам Кокелин успел издать только 9 томов этой коллекции. Продолжение этого издания составляют Bullarium Рарае Benedicti XIV, изданный Майнарди (в 4–х т. Рим, 1754–1755), и Bullarii Romani continuatio, начинающийся буллами Климента XIII и доведенный до четвертого года понтификата Григория XVI, изданный Андреа Барбери (в 19–ти т. Рим, 1835–1857). В Прато были изданы 10 томов in folio (1843–1867) в продолжение Буллария Бенедикта XIV. Наконец, под эгидой кардинала Гауди в 1857 г. было начато издание большим тиражом так называемого Туринского буллария под ред. Томазетти. Хотя редактор претендует на то, что его издание – шире Кокелинова и лучше организовано, оно изобилует типографскими огрехами, дополнения в нем – незначительны, а в самом тексте и особенно в приложениях появились документы, подлинность которых сомнительна. 22 тома (до Климента XII) были отпечатаны в Турине (1857–1872), еще пять (до окончания понтификата Бенедикта XIV) – в Неаполе (1867–1885). Существуют тематические булларии, связанные с отдельными монашескими орденами, церковными институциями или округами. В качестве примера можно привести 8–митомный сборник Jus Pontificium de Propaganda Fide (ed. R. de Martinis. Romae, 1888–1898), связанный с деятельностью Конгрегации распространения веры; собрание документов, связанных с раннеиталийскими Церквами, под названием Italia Pontificia (Hrsg. RF. Kehr. Berlin, 1906); булларии доминиканцев под названием Mare Magnum (ed. Ripoli e Bremond. 8 vols. Romae, 1729–1740), францисканцев (ed. Sbaralea. 4 vols. Romae, 1758–1780; см. также дополнения: ed. Eubel. 3 vols. Romae, 1897–1904), капуцинов (7 vols. Romae, 1740–1752), бенедиктинцев Монтекассино (2 vols. Venice, 1650).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое упоминание К. встречается в Житии св. Ницетия, составленном Григорием Турским (2-я пол. VI в.). Однако там, а также в Житии св. Мартина Турского, составленном им же, и в «Этимологиях, или Началах» Исидора Севильского этим словом скорее всего обозначался не плащ, а похожий на большой капюшон головной убор. Мантию с капюшоном стали называть К. только в кон. VII в. Тогда такие К.-накидки носили низшие клирики, певчие и миряне. Бенедикт XVI, папа Римский, облаченный в каппу. Фотография. 2008 г. Бенедикт XVI, папа Римский, облаченный в каппу. Фотография. 2008 г. Вопрос о происхождении этого одеяния до сих пор остается неясным. В числе его предшественников ученые называют разные виды одежды: древнеримскую легкую накидку (lacerna) и более тяжелый и теплый плащ (byrrus), к-рый принесли в Римскую империю варвары. Однако убедительнее кажется гипотеза, согласно к-рой К. произошла от казулы. В пользу этого предположения говорит тот факт, что первые известные по изображениям К., как правило, не имеют разреза спереди, и это отличает их от древнерим. аналогов и сближает с колоколообразными казулами, распространенными в раннее средневековье. Однако К. все же отличалась от казулы как по внешнему виду, так и по функциональному назначению: у нее был капюшон, отсутствовавший у казулы, и она стала литургическим облачением намного позже. Первое упоминание К. как литургического облачения относится к кон. VIII в. Окончательно К. утвердилась в этой роли только к X в. Тогда же ее начали носить члены соборных капитулов и епископы. Постепенно она вытеснила казулу практически из всех богослужений, за исключением мессы, и стала обязательной для участников церковных Соборов. Со временем внешний вид К. претерпел значительные изменения. Спереди у нее появился разрез. Существенным преобразованиям подвергся капюшон: к XI в. он утратил практическое назначение и настолько уменьшился в размерах, что его стало невозможно надевать на голову. В кон. XIII в. его заменил плоский треугольный кусок ткани, который пришивали к мантии сзади,- так появился «щит» плювиала. Сначала он был маленьким, но постепенно увеличился в размерах. В XVII в. ставший полукруглым или прямоугольным с закругленными концами «щит» мог закрывать уже всю спину того, кто носил К.

http://pravenc.ru/text/1470347.html

В X в. сформировалась особая иллюстративная традиция в скрипториях Беневенто. До 774 г. герцогство Беневент было объединено с лангобардской Сев. Италией. Это была т. н. М. Лангобардия, открытая влияниям разных народов. Своеобразие ее культуры, отличающейся как от византийской, так и от каролингской и оттоновской, сохранялось с VIII по XI в. Здесь сложился особый тип письма, получивший название беневентанского или монтекассинского. При еп. Ландольфе I (957-982) была создана группа литургических рукописей, имеющих форму свитка: Понтификал (Casanam. 724 (B 13), I, 969-970 гг.), Бенедикционал (Casanam. 724 (B 13), II, 969 г.), Экзультет (Vat. lat. 9820, 981-987 гг.). Понтификал предназначался для епископа Беневенто; в его иллюстрациях представлены основные чинопоследования, совершаемые епископом. Текст помещали над изображениями, свиток развертывается по горизонтали, как было в античности. Два др. свитка - Экзультет и Бенедикционал (свиток для совершения таинства Крещения, к-рое происходило в пасхальную ночь) - связаны с пасхальным богослужением и содержат текст пасхальной молитвы. Эти свитки развертываются по вертикали. Текст в них перевернут по отношению к изображениям: священник, стоявший на кафедре, по мере чтения разматывал свиток так, что перед глазами собравшихся в храме появлялись иллюстрации, сюжеты к-рых соответствовали очередным словам молитвы. Иллюстрации выполнены в технике подкрашенного рисунка, по стилю они напоминают фрески ц. Сан-Винченцо-ин-Вольтурно (2-я пол. IX в.). Свитки Ландольфа дали начало иллюстративной традиции, получившей распространение в Апулии, Калабрии, Беневенто в XI-XIII вв. Очевидно, она возникла под влиянием пышного пасхального богослужения в южноитал. храмах. До нас дошло более 30 литургических свитков. Свитки украшали иллюстрациями на сюжеты из ВЗ и НЗ, а также сценами из литургии. Их создавали в различных скрипториях Юж. Италии. Основными центрами изготовления были скриптории в Беневенто, аббатстве Монте-Кассино и в Бари. Свитки различались по количеству и качеству иллюстраций, а также по манере их исполнения. В иллюстрациях литургических свитков из лат. скрипториев Бари (Archivio del Capitolo Metropolitano. Exultet 1, 2, 3) присутствуют как греч., так и лат. черты. Орнаментика и зачастую форма инициалов заимствованы из лат. рукописей, а стиль и иконография отдельных сцен восходят к визант. искусству.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

он установил непосредственную папскую власть над Б. Однако в 1511 г. болонцы вызвали Аннибале II Бентивольо и вручили ему синьорию, но вскоре он был убит. Это убийство послужило началом войны между Б. и Юлием II; в противовес папе болонцы избирают в том же году своим епископом представителя рода Бентивольо - Галеаццо. Однако Юлию II удалось восстановить свою власть в городе, к-рый с этого времени на неск. столетий вошел в состав Папского гос-ва. В XIV в. в Б. появляются первые картузианский (1334) и цистерцианский мон-ри, а в XV в. мон-рь кларисс . В XVI в. Б. стала местом ряда значительных политических и церковных событий: в 1515 г. папа Лев X заключил Болонский конкордат с франц. кор. Франциском I, а Карл V был торжественно коронован в ц. св. Петрония как император Свящ. Римской империи (24 февр. 1530). При папе Павле III в Б. заседали 2 сессии Тридентского Собора . Впосл. еп. Габриеле Палеотти провел в Б. церковную реформу в соответствии с постановлениями Собора. Им также были обнаружены гробницы первых епископов святых Замы и Фаустиниана. Папа Григорий XIII , происходивший из болонской семьи Буонкомпаньи, возвел в 1582 г. кафедру Б. в ранг архиепископской, подчинив ей еп-ства Имола, Червия, Парма, Реджо-нель-Эмилия, Модена, Пьяченца и Кремона. Архиепископы Б. в XVII-XVIII вв. были гл. обр. выходцами из знатных болонских семейств Лудовизи, Буонкомпаньи, Ламбертини и пр. Архиеп. Алессандро Лудовизи стал папой Римским под именем Григория XV (1621-1623), а Просперо Ламбертини - под именем Бенедикта XIV (1740-1758). Последний, даже став папой, до 1754 г. сохранял за собой сан архиепископа Б. В 1796 г. Б. была захвачена франц. войсками Наполеона Бонапарта, к-рый провозгласил город независимым от власти папы и учредил здесь самостоятельную Болонскую республику, вошедшую в состав Циспаданской республики (1796-1797) и в 1804 г. в состав Итальянского королевства. Республиканское правительство провело секуляризацию церковной собственности и упразднение мн. мон-рей, нек-рые из них, впрочем, были восстановлены после провозглашения Наполеона королем Италии (1805). По решению Венского конгресса 1815 г. Б. вновь была подчинена власти Папского гос-ва. В последующий период Б. пережила ряд революций и восстаний против папской власти (1831-1832, 1849). В 1859 г. Б. провозгласила свое окончательное отделение от Папского гос-ва и в следующем году присоединилась к королевству Сардиния (с 1861 королевство Италия). В 1914 г. архиеп. Б. Джакомо делла Кьеза стал папой Римским под именем Бенедикта XV . В наст. время в еп-стве Б. из 938 тыс. населения более 919 тыс.- католики (An. Pont. 2003. P. 99).

http://pravenc.ru/text/149693.html

Гору. Последняя начинала приобретать славу главного центра монашеской жизни, где по преимуществу сосредоточивалась и развивалась религиозно-созерцательная жизнь Византии. К началу XIII в. Афон был весь усеян монастырями, так что казался одним большим монастырем. Папа Иннокентий III был не совсем неправ, когда писал в 1214 г., что св. Гора была покрыта тремястами монастырями. 1197 На Афоне по преимуществу находило удовлетворение религиозное чувство православного населения не только Византии, но и южнославянских государств. Сюда стекались любители аскетизма и из других стран. Преп. Савва Сербский , описывая погребение своего отца – инока Симеона, говорит: «Прежде всего пели греки, затем иверы, русские и болгары, а потом мы – сербы». 1198 Кроме того, на Афоне подвизались латиняне, армяне, абазхи, лазы и др. Афон роднил все племена. Единство духовных целей сплачивало здесь в одну общину представителей разных народностей. Здесь не было вражды ни национальной, ни религиозной, – здесь исчезал всякий антагонизм. Все стремились к одной цели – вечному спасению. Для всех Афон был самой высшей школой православно-христианского подвижничества. Это был монашеский рай, или, говоря словами папы Иннокентия III, место святое, дом Божий и врата небесные. 1199 Неудивительно, что в этот рай, в это святое место стремились тысячи любителей аскетизма, из которых образовался особый иноческий мирок – как бы отдельное иноческое государство, ограниченное пределами афонской территории, – со своими законоположениями и порядком в отношении к жизни внутренней и внешней. Эта монашеская община достигла блестящего внешнего состояния к концу XII и началу XIII в. в отношении числа и монастырей, и монахов, и монастырских имуществ. Судя по настоящему, ей предстояло и блестящее будущее. Но в 1204 г. жизнь афонской общины была нарушена латинским нашествием. Св. Гора была завоевана латинянами, вошла в составе фессалоникийского латинского королевства, отданного маркизу Монферратскому Бонифацию; в церковном отношении она была подчинена легату кардиналу Бенедикту, С того времени в жизни афонского монашества наступила другая пора...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Духа и вынужденного противостоять преследующим истинных нищенствующих монахов «антихристам», к-рые нередко отождествлялись с различными противниками спиритуалов, в т. ч. с Римскими папами Бонифацием VIII (1294-1303), Бенедиктом XI (1303-1304) и Иоанном XXII (1316-1334). Центральными мотивами иоахимитской лит-ры францисканцев этого времени становятся критика совр. им папства и упадка церковной жизни; ожидание нового истинного папы, «ангельского пастыря», к-рый восстановит справедливость; политические пророчества, связанные с фигурой «последнего императора» (см.: Leff G. Heresy in the Later Middle Ages. Manchester; N.Y., 1967. Vol. 1. P. 68-83; 122-139; 153-154; 174-179; McGinn. 1971. P. 35-36). Подлинное учение И. Ф. при этом в значительной мере было изменено и забыто: «Чтобы иметь возможность полноценно использовать пророческий авторитет Иоахима для своих религиозно-политических целей, францисканцы были вынуждены вместо плохо пригодных для этого подлинных сочинений И. Ф. приписывать ему другие, которые таинственно указывали бы на события и на лиц XIII века. Метод Иоахима был сохранен, однако его идеи оказались искажены и заглушены» ( Grundmann H. Studien über Joachim von Fiore. Darmstadt, 1975. S. 15). В отличие от пророческих идей И. Ф. его богословские взгляды не вызывали большого интереса у теологов XIII-XIV вв. (подробнее см.: McGinn. 1971); из представителей высокой схоластики наибольшее внимание И. Ф. уделил Фома Аквинский. Это во многом может быть связано с тем, что Фома находился в Париже во время дискуссий о «вечном евангелии» и посчитал необходимым рассмотреть связанные с этим богословские затруднения. В жизнеописании Фомы, составленном в 20-х гг. XVI в. Вильгельмом из Токко, приводится рассказ, свидетельствующий о том, что во 2-й пол. XIII в. И. Ф. воспринимался многими, в т. ч. и Фомой, как виновник возникновения различных ересей: «Поскольку эти еретики (речь идет о представителях религиозного движения спиритуалов.- Д. С.) черпали вдохновение из слов аббата Иоахима...

http://pravenc.ru/text/578138.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010