Бенедикта, фактически игнорировало его предписания о новициях. Папа Римский Григорий VII (1073-1085) в 1079 г. особо укорял аббата св. Гуго Великого, что клюнийцы не соблюдают правило о годичном испытательном периоде ( Greg. VII, papa. Reg. ep. VI 17//MGH. EpSel. T. 2. Fasc. 2. P. 423-424). По-видимому, в клюнийских мон-рях изначально не было ни отдельного помещения для новициев, о к-ром говорится в Уставе св. Бенедикта, ни особой должности наставника новициев, а упоминания о Н. фактически отсутствуют в клюнийской агиографии до нач. XII в. ( Constable. 1989; Cochelin. 1998). Если наряду с облатами в клюнийские мон-ри приходили взрослые конверсы , то их почти сразу принимали в число братии и далее обучали монастырской жизни через подражание др. монахам. Только во 2-й пол. XI в. из-за резкого увеличения числа желавших вступить в клюнийские мон-ри (в это время широкое распространение получила к тому же практика принесения монашеских обетов на смертном одре) монахи озаботились вопросом обучения новициев. С проблемой Н. связано появление 2 крупных сборников клюнийских обычаев (Consuetudines). В сборнике мон. Бернарда (составлен между 1060 и 1075) в послании, предварявшем описание клюнийских обычаев и адресованном аббату Гуго, говорится, что составитель предпринял свой труд ради новициев, к-рые спорили относительно обычаев Клюни ( Bernardi Ordo Cluniacensis//Vetus disciplina monastica/Ed. M. Herrgott. P., 1726. P. 134). Разным аспектам Н. посвящены главы 16-17, 19, 21-22. В сборнике зафиксировано, что продолжительность Н. и время принесения обетов обычно определялись аббатом или клаустральным приором (Idem. I 15//Ibid. P. 164). Второй сборник клюнийских обычаев был составлен Ульрихом (Удальриком) из Регенсбурга в 80-х гг. XI в. по просьбе аббата Вильгельма из Хирзау, который отказался принимать в свой мон-рь облатов и нуждался в пособии для новициев ( Udalricus. Antiquiores consuetudines Cluniacensis monasterii//Spicilegium sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis delituerant/Ed.

http://pravenc.ru/text/2577791.html

С несравненно меньшим правом приписаны Св. Амвросию Медиоланскому бенедиктинцами еще пять гимнов (VI, IX, X, XI, XII). Что касается гимна (VI) «Bis ternas horas explicans», из которых бенедиктинцы напечатали только стихи 23–28, то, усвояя его Амвросию, они основывались на словах Кассиодора в комментарии на Пс. 101:1 : «отсюда получил свой тон оный прекрасный гимн (roseus hymnus) Св. Амвросия на шестой час, основанный на словах Апостола: ибо он говорит: Orabo mente dominum» и т. д. и на том, что гимн сей (т. е. отрывок, бенедиктинцами из него напечатанный) не недостоин святителя Медиоланской церкви, если иметь в виду мысли. Даниель в Thesaurus hymnologicus: IV, 13 указывает еще на слова Кассиодора в комментарии на Пс. 118:164 : «седмижды в день я воспел тебе хвалу о судах правды Твоея. Если мы захотим буквально приложить это число, то оно означаете те семь времен, в которые утешается благочестие монахов, т.е. утреню, третий час, шестой, девятый, вечерню, повечерие, полунощницу. Это свидетельствует гимн Св. Амвросия, bocnebaющiй шестой час», прибавляя, что, если с этими словами Кассиодора сопоставить 5–12 стихи гимна «Bis ternas horas explicans», то принадлежность Амвросию этого гимна твердо будет основана. Но нельзя не заметить, что Кассиодор (ум. около 565) есть свидетель не столь близкий по времени к Амвросию, чтобы свидетельствам его, особенно второму, не называющему самого гимна, а только намекающему на одно выражение в нем, могло быть усвояемо решительное значение. Гимн (VI) «Bis ternas horas explicans» или, собственно, ст. 23 – 28: orabo mente Dominum никогда не был известен в церкви Медиоланской 72 . Как могло это случиться, если составитель сего гимна был знаменитый святитель Медиоланский? Притом, в своем существе гимн «Bis ternas horas explicans», представляет нечто странное: это не славословие и не мольба, но, так сказать, катихизация в стихах о лучшем виде молитвы 73 . Лиризма, который проникает подлинные гимны Амвросия, нет и следов в гимне, нами теперь рассматриваемом. Наконец, не в пользу принадлежности Амвросию этого гимна говорит и внешнее строение его. Уже бенедиктинцы заметили об отрывке из него т. е. о стихах 23–28, ими напечатанном, что в нем совершенно пренебрегаются законы песнопения, между тем как Амвросий был очень искусен в составлении гимнов 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

R., 2000. P. 187-257; idem. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l " Antiquité. P., 2003. Pt. 1. T. 7; Bay L., Fixot M. La tour de Saint-Honorat à Lérins//Provence historique. 1990. T. 40. Fasc. 159. P. 7-36; Kasper C. M. Theologie und Askese: Die Spiritualität des Inselmönchtums von Lerins im 5. Jh. Münster, 1991; Woods D. The Origin of Honoratus of Lérins//Mnemosyne. Ser. 4. Leiden, 1993. Vol. 46. P. 78-86; Labrousse M. Saint Honorat, fondateur de Lérins et évêque d " Arles. Bégrolles-en-Mauges, 1995; Poteur J.-C., Salch Ch.-L. Le château de Lérins. Strasbourg; Nice, 1996; Dunn M. The Emergence of Monasticism: From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. Oxf.; Malden (Mass.), 2000; DelCogliano M. Porcarius of Lérins and His «Counsels»: A Monastic Study//American Benedictine Review. Atchison, 2002. Vol. 53. N 4. P. 400-424; 2003. Vol. 54. N 1. P. 30-58; Dulaey M. Jérôme, maître d " exégèse au monastère de Lérins: Le témoignage des «Formulae» d " Eucher de Lyon//Augustinianum. 2004. Vol. 44. N 2. P. 371-400; Labrousse M. et al. Histoire de l " abbaye de Lérins, Bégrolles-en-Mauges, 2005; Butaud G., Codou Y. Honorat moine et évêque: Ses reliques d " Arles à Lèrins//Bull. de l " Assoc. pour l " Antiquité tardive. Turnhout, 2007. N 16. P. 42-50; Lérins, une île sainte de l " Antiquité au Moyen Âge/Éd. Y. Codou, M. Lauwers. Turnhout, 2009; Morard M. Daniel de Lérins et le Psautier glosé: Un regard inédit sur la Glose à la fin du XIe siècle//RBen. 2011. T. 121. N 2. P. 393-445; Codou Y. Aux origines du monachisme en Gaule (Ve-XIe s.): Les fouilles de l " église du Saint-Sauveur, Lérins, Île Saint-Honorat, Alpes-Maritimes//Hortus Artium Medievalium. Zagreb, 2013. Vol. 19. P. 63-71. А. А. Королёв, А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция)

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Процедура принятия в орден зависела от того, намерен ли кандидат стать киновитом (общежительный монах) или отшельником. Те, кто намеревались принять монашеский постриг, год были послушниками, затем 7 лет - облатами , потом их ожидал еще год послушания, после чего они имели право принести «первые», или «простые», обеты. Еще через 3 года стремившиеся стать монахами приносили «окончательные», или «вечные», обеты. Желавшим стать К.-отшельниками в течение 2 лет надлежало быть послушниками, затем они приносили «простые» обеты, от к-рых в течение 3 лет можно было отказаться; по окончании этого срока кандидаты получали право принести «окончательные» обеты. В новых редакциях устава К.- «Constitutiones novae» (1188), «Consuetudines camaldulensis ordinis» (1253), «Constitutiones prioris Bonaventurae» (1328) - прослеживалась тенденция к смягчению правил, однако, несмотря на это, К. оставались одним из наиболее строгих и аскетичных ответвлений бенедиктинского ордена. Камальдульский мон-рь Фонте-Авеллана. Основан ок. 980 г. Камальдульский мон-рь Фонте-Авеллана. Основан ок. 980 г. Начавшееся в 80-х гг. XI в. увеличение количества членов ордена К. продолжилось в 1-й пол. XII в. В 1086 г. появилась жен. обитель К. в Муджелло (под Флоренцией). Камальдульские мон-ри были основаны в Юж. Италии. В нач. XII в. в Тоскане под контроль Камальдоли перешло ок. 15 мон-рей. Влияние ордена распространилось на Сардинию (большую роль в этом сыграло открытие обители Сан-Микеле-ин-Борго в Пизе) и Центр. Италию (Эмилия, Романья, Анконская марка); в нач. XIII в. мон-ри К. появились в Венеции (Сан-Микеле-ди-Мурано). Новые обители располагались гл. обр. близ основных паломнических путей (напр., близ Виа-Франчиджена - из Кентербери в Рим). Постепенно основной функцией К. стала помощь паломникам и странникам, а также забота о бедных. Рост ордена стал причиной столкновений с местной церковной властью. Так, во 2-й пол. XII в. разгорелся конфликт между К. и епископами Ареццо из-за обширных владений, которые орден получил благодаря дарениям и пожертвованиям. В этом споре К. смогли опереться на поддержку Римских понтификов и императоров Свящ. Римской империи. В 1187 г. папа Римский Климент III подтвердил права собственности ордена на подаренное имущество и лишил епископов Ареццо права отлучать К. от Церкви или отрешать их от богослужений без папского разрешения. В 1191 г. имп. Генрих VI передал ордену К. множество пожертвований и предоставил обители Камальдоли широкие привилегии. Несмотря на покровительство папы и императора, споры между орденом и епископом продолжались; К. для подтверждения своих прав прибегали в т. ч. и к фальсификации документов. Одним из эпизодов этого длительного конфликта стали захват и разграбление Камальдоли в 1260 г. еп. Гульельмо дельи Убертини.

http://pravenc.ru/text/1320187.html

14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 15 1 Цар. 12:4. 16 Пс. 98:6-7. 17 В оригинале praesul, что обычно значит «предстоятель», «прелат», но здесь переводится как «защитник». 18 1 Тим. 6:10. 19 1 Кор. 6:9-10. 20 Король Кеолвулф, которому посвящена «История» Беды, был родственником Эгберта. 21 Числ. 11:16. 22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 25 Ис. 58:6. 26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 29 Имеются в виду высшие сановники, члены «совета мудрых» (витанагемота). 30 Мф. 15:14. 31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 32 Ис. 60:22. 33 Имеется в виду глава 65 «Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 34 Еккл. 8:10. 35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 36 Деян. 5:29. 37 Лк. 12:33. 38 Лк. 14:33. 39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

Последним римским папой периода Великого раскола был венецианец Григорий XII (1406-1415). Он искренне желал ликвидировать раскол и уже при вступлении на престол заявил, что готов отказаться от престола, если так же поступит и авиньонский папа. В это время авиньонская курия снова отличалась блеском и роскошью, но в политическом и материальном отношении в еще большей степени находилась под властью французского короля, чем в XIV веке. Авиньонские кардиналы после Климента VII избрали папой под именем Бенедикта XIII (1394-1423) испанца Педро де Луна. Но если Климент VII действительно пользовался поддержкой со стороны французского двора и высокоавторитетного Парижского университета, то его преемник в лучшем случае мог рассчитывать лишь на герцога Орлеанского и испанцев. После убийства в 1407 году герцога Орлеанского - под воздействием стремления Парижского университета к достижению церковного единства - французский король стал также приверженцем согласия. В таком духе в 1407 году в Савоне должны были пройти личные переговоры между римским и авиньонским папами о восстановлении единства церкви. Оба папы вошли в город во главе своих войск; одну часть города занял Григорий, а другую - Бенедикт. Святые отцы хотели сесть за стол переговоров с оружием в руках, но именно из-за этого их личная встреча так и не состоялась. Савонский спектакль однозначно показал, что папы, исходя лишь из добрых побуждений, не смогут договориться. Французский король осадил Авиньон, и Бенедикт XIII сначала бежал в Прованс, а затем к испанцам. Инициативу взяли в свои руки университеты и духовные ордена. Все более ширилось соборное движение, к которому примкнуло также большинство кардиналов обоих пап. Уже хотя бы потому, чтобы это движение не добилось успеха без них и тем паче - против них. Тогда Парижский университет, находившийся в зените своего авторитета, разработал четыре законных пути для преодоления кризиса. Папский престол окажется незанятым, если: римский и авиньонский папы по своей доброй воле взаимно откажутся от престола,

http://sedmitza.ru/lib/text/441638/

Мы сочли бы нарушением своего долга перед Богом и перед королем, если бы не потребовали отчета за такие злоупотребления, доходящие до такой степени, что вы готовы отдать всех королевских подданных за одного из ваших новых христиан, потому что вы взяли над ними такую власть, что, не взирая на законы, сами судите их безапелляционно, а это нарушает права судебных учреждений, которые Его Величеству угодно было установить в Пондишери, и даже образует нечто вроде инквизиционного трибунала среди новых христиан. Если вы откажетесь от беззаконной власти, которую вы захватили в Пондишери, и не станете мешать нам в исполнении обязанностей, на нас возложенных королем, вы найдете во мне истинного друга, который с великим удовольствием назовется вашим нижайшим и покорнейшим случаю. Эбер. Крепость Пондишери, 20 октября 1708 г.». Это письмо прекрасно согласуется с, выше приведенными нами, документами. Миссионеры других орденов не одобряли преступное потворство иезуитов относительно верований поклонников Брамы. После папского порицания, капуцины прервали с иезуитами сношения, вследствие чего возник раскол, продолжавшийся 25 лет, к великому ущербу христианской проповеди. Наконец, в 1735 году капуцины согласились примириться с иезуитами, давшими им письменное обязательство соблюдать последний декрет Климента XII, относительно малабарских обрядов. В этом декрете от 24 августа 1734 года, Климент XII отнесся снисходительно ко многим очень большим послаблениям, впоследствии запрещенным Бенедиктом XIV, но осудил многие другие, допущенные иезуитами. Последние плохо исполняли данное обещание. 13 мая 1739 года Климент XII обратился грамотою к епископам и миссионерам в Восточной Индии. В ней он подтвердил свой декрет от 24 августа 1734 года и предписал им дать клятву в безусловном исполнении папского предписания. В тот же день папа послал особую грамоту епископам в Мадуру, Мессур и Карнат, в которой делает им выговор за нерадение при обнародовании декрета 1734 года, и приказывает точное его соблюдение. Эти три португальских епископа были членами иезуитского ордена, вполне ему преданные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

п. (напр., в области распространения беневентанского пения), либо активными, иногда жесткими литургическими реформами (уничтожение книг старорим. пения при папе Николае III между 1277 и 1280). Продолжилось расширение певч. репертуара и развитие теории Г. п. Ранняя линейная нотация. Респонсорий из службы св. Мавру Гланофоленскому. XII в. (Parisin. Lat. 3777. Fol. 184) Ранняя линейная нотация. Респонсорий из службы св. Мавру Гланофоленскому. XII в. (Parisin. Lat. 3777. Fol. 184) В сер. XI в. произошли существенные перемены в певч. нотации. В нем. источниках исчезли буквенные обозначения ритма и просодии. В рукописях южнофранц. ареала усилилась тенденция к точной фиксации интервалов мелодии - формируется т. н. диастематическая нотация; аналогичные тенденции заметны в лотарингском письме и в итал. разновидностях невменной нотации. Невмы все чаще располагались на линиях, ранее встречавшихся лишь изредка в музыкально-теоретических трактатах. Во Франции благодаря реформам бенедиктинца Вильгельма Дижонского (ок. 962-1031) появились рукописи с двойной нотацией - франц. невмы дополнены буквенными обозначениями ступеней звукоряда. Между 1025 и 1033 гг. мон. ордена камальдулов Гвидо Аретинский сформулировал основные принципы 4-линейной нотации, остававшиеся неизменными на протяжении столетий. Значительные изменения в Г. п. произошли в XII в. Продолжалось сочинение новых песнопений на библейские и литургические тексты в традиц. жанрах; из употребления постепенно вышли тропы; поэзия секвенций ритмизировалась ( Kruckenberg-Goldenstein. 1997). В богослужении каноников августинского конвента Сен-Виктор в Париже возник новый тип секвенции, основанный на регулярной ритмике и употреблении рифм ( Fassler. 1993). Сочинялись песнопения в свободном стиле, лишь отчасти использовавшие мелодические модели древнего Г. п. (наиболее характерный пример - творчество Хильдегарды Бингенской ). В обиход вошли рифмованные литургические и паралитургические песни (см. в ст. Канционал ). Основным видом нотного письма в романских странах и на Британских о-вах стала 4-линейная квадратная нотация , в Германии и в Вост.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Камальдульский мон-рь Санта-Мария в Бонаркадо на о-ве Саридия. Основан в 1-й пол. XII в. Камальдульский мон-рь Санта-Мария в Бонаркадо на о-ве Саридия. Основан в 1-й пол. XII в. В 1113 г. буллой «Gratias Deo» папа Пасхалий II установил прямое подчинение всех обителей, принявших устав К., приору мон-ря Камальдоли. Орден К. получил название Камальдульская конгрегация ордена бенедиктинцев; впосл. эта булла была подтверждена папскими постановлениями 1153 и 1184 гг. Наличие в конгрегации богатых и влиятельных мон-рей (напр., Сан-Аполлинаре-ин-Классе близ Равенны, Санта-Мария-делла-Берарденга близ Сиены, Санта-Мария-делла-Вангадицца в Бадия-Полезине), а также сосуществование обителей с разными укладами жизни способствовали развитию тенденции к децентрализации ордена в XIII в. В 1239 г. в Падуе был созван 1-й генеральный капитул К., реформировавший систему управления конгрегацией. Согласно постановлениям капитула, глава К. (pater ordinis) должен был избираться на капитуле представителями входивших в конгрегацию мон-рей, избранный кандидат становился также приором мон-ря Камальдоли. Представители главы ордена на местах - визитаторы и дефиниторы - следили за выполнением устава К. в обителях. Было принято решение о ежегодном созыве генеральных капитулов (регулярно они стали собираться, по всей видимости, только после 1271). В этот период оформилась богослужебная традиция К. В 1253 г. конвент ордена одобрил сборник чинов монастырских служб («Vetus ordo divinorum officiorum»). Основная часть сохранившихся рукописей богослужебных книг относится к XIV-XV вв. (исключение - пассионарий XI/XII в. (Vat. lat. 6074)). Первый печатный бревиарий К.- «Breviarium ordinis camaldulensis» - был составлен в 1484 г., самый ранний из известных миссалов - «Missale monasticum secundum ordinem Camaldulensis» - в 1503 г. В XIII-XIV вв. большинство монастырей конгрегации К. стали общежительными, связь между обителями с различными укладами жизни постепенно ослабевала. Реформа XIII в., децентрализовав управление ордена, не решила основных проблем, связанных гл. обр. с тем, что конгрегация состояла из чрезвычайно разнородных элементов. Попытки новой реформы ордена К. (наиболее активно в этом направлении действовал в 1431-1439 итал. богослов и гуманист Амброджо Траверсари ) не увенчались успехом, с XV в. началось разделение К. на неск. независимых конгрегаций.

http://pravenc.ru/text/1320187.html

Lisboa, 2010; Paiva J. P. A diocese de Coimbra durante o reinado de D. Manuel: O governo episcopal de D. Jorge de Almeida (1482-1543)//Revista Portuguesa de História. Coimbra, 2002/2003. T. 36. N 1. P. 347-366; Martins A. A. O mosteiro de Santa Cruz de Coimbra na Idade Média. Lisboa, 2003; Aillet C. Entre chrétiens et musulmans: Le monastère de Lorvão et les marges du Mondego (878-1064)//Revue Mabillon. Turnhout, 2004. Vol. 76(15). P. 27-49; Sé Velha de Coimbra. Culto e Cultura: Ciclo de Conferências. Coimbra, 2005; Варьяш О. И. Пиренейские тетради. М., 2006; De Man A. Conimbriga: Do Baixo Império а Idade Média. Lisboa, 2006; Fleisch I. The Portuguese Clergy and the European Universities in the 12th and 13th Centuries//Carreiras eclesiásticas no Ocidente cristão, séc. XII-XIV. Lisboa, 2007. P. 63-75; Rodrigues M. A. A Universidade de Coimbra: Figuras e factos da sua história. Porto, 2007; Alarcã o J., de. Coimbra: Montagem do Cenário Urbano. Coimbra, 2008; Craveiro M. de L., Trigueiros A. J. A Sé Nova de Coimbra. Coimbra, 2011; Campos M. A. A., de. Santa Justa de Coimbra na Idade Média: O espaço urbano, religioso e socio-económico. Coimbra, 2012. 2 vol.; Варьяш И. И., Русанов А. В. Новая научная интерпретация грамоты 1338 г., выданной Афонсу IV Португальскому ун-ту//СВ. 2012. Вып. 73(3/4). С. 326-340; A Universidade Medieval em Lisboa (séculos XIII-XVI). Lisboa, 2013; Русанов А. В. Подтверждения привилегий Португальского ун-та в правление кор. Фернанду (1367-1383)//СВ. 2014. Вып. 75(1/2). С. 192-215. А. В. Русанов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство ИМЛЕХ [Имлех-Ибар], в VI-XII вв. главенствующая епископская кафедра обл. Муман (Мунстер (Манстер), Юж. Ирландия), ныне сел. Имли (англ. Emly) в графстве Юж. Типперэри

http://pravenc.ru/text/1841702.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010