795 Paris, gr. 1218, fol. 506v; Paris, gr. 1278, fol. 118v. 796 Barlaam . Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324. 797 Gregorius Palamas . Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 70. 798 См. в особенности проект унии, который он предложил константинопольскому Синоду, прежде чем отбыть в Авиньон в 1339 г.; изд. в: Gianelli С . Un progetto di Barlaam per l’unione delle Chiese//Miscellanea Giovanni Mercati. Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185—201. Дошедшие до нас протоколы встреч Варлаама с Бенедиктом XII подтверждают, что его взгляды были типично византийскими; см.: PG 151, col. 1331—1342. 799 Nicephorus Gregoras . Florentius//Ed. cit. S. 492. 800 Joannes Cantacuzenus . Historiae, II, 39//Ed. cit. Vol. 1. P. 543 [Антология. T. 2. С. 544]. 801 Idem . Contra Barlaam et Acindynum, 1//PG 154, col. 696; то же в: Bandim AM. Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae varia continens opera Graecorum patrum. Florentiae, 1764. P. 343). Начало рукописи: « Προομιον εις τος παρα το μοναχο Χριστοδολου συγγραφντας λγους [Предисловие к словам, составленным монахом Христодулом]…». Χριστδουλος — псевдоним Кантакузина. 802 Barlaam . Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1935. Fasc. 1. P. 66. 803 Варлаам неоднократно называет его φλος (Ibid.//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324; Idem . Epistola ad Palamam II//Marc. gr. 332, fol. 135v; cp.: Κατα Μασσαλιανν , nö Gregorius Palamas . Pro hesychastis, III, (1, 1)//Coisl. 100, fol. 196v [Триады. C. 299—300]), и Палама использует то же слово, обращаясь к Калабрийцу (Epistola ad Barlaam I//Coisl. 100, fol. 77). 804 Gregorius Palamas . Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 69. 805 Idem . Epistola ad Acindynum II//Coisl. 100, fol. 75v. 806 Idem . Pro hesychastis, II, (1,1)//Coisl. 100, fol. 140v [Триады. C. 127]. 807 Nicephorus Gregoras . Historia Byzantina, XIX, 1/ed. L. Schopen. Vol. 2. Bonn, 1830. P. 923. 808 Некоторые авторы утверждают как бесспорный факт, что Варлаам был настоятелем монастыря в Константинополе (Jugie М . Barlaam de Seminaria. Col. 1818; Stniloae D. Op. cit. P. 23). Это утверждение основывается, как представляется, лишь на сомнительном упоминании в латинском протоколе переговоров, которые Варлаам вел в Авиньоне с Бенедиктом XII. В действительности в тексте стоит: «Barlaam, dictus abbas monasterii D. N. J. C. Salvatoris Constantinopolitani [Варлаам, называемый настоятелем константинопольского монастыря Г. Н. И. X. Спасителя]». Ни один греческий источник не подтверждает эти сведения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Столь нелицеприятная характеристика является для Ватикана тем более неприятной, что нынешний папа римский намерен канонизировать Пия XII (т. е. причислить его к лику святых). Так, во время своей мессы в начале октября, приуроченной к 50-й годовщине смерти Пия XII, Бенедикт XVI говорил, что понтифик делал все, что было в его силах, для спасения евреев Европы, однако он действовал тайно, чтобы не нанести вреда католической церкви. Как утверждает израильская газета " Маарив " , ходят слухи, что нынешний папа римский сам изучает архив, чтобы самостоятельно найти доказательства безгрешности главы католической церкви в годы войны. Эти планы Ватикана вызвали резкое неприятие среди еврейских организаций в Европе. Они резко осудили намерение Бенедикта XVI причислить Пия XII к лику святых и выступили с заявлениями, что подобное признание может сильно повредить отношениям между евреями и католиками. В результате, по информации " Маарив " , понтифик решил повременить с причислением Пия к лику блаженных (это предпоследняя стадия перед канонизацией), дабы не усугублять отношения с еврейским народом. Впрочем, Ватикан ждет ответных уступок со стороны Израиля. Как сообщила вчера радиостанция " Коль Исраэль " , представитель Ватикана Федерико Ломбарди обратился к руководству иерусалимского музея холокоста с просьбой провести новое, более объективное и глубокое расследование фактов, описанных в табличке под портретом Пия. Как заявил господин Ломбарди, " Пий XII не повинен в несчастьях, выпавших на долю еврейского народа в годы геноцида, он занимал нейтральную позицию " . Похоже, Израиль не намерен обострять ситуацию. Вчера президент Израиля Шимон Перес отправил в Ватикан официальное обращение с убедительной просьбой к понтифику визита не отменять. " Посещению Святой земли и христианских реликвий не должны вредить различные нерешенные разногласия " ,— взывал господин Перес. Несмотря на это, Ватикан пока держит паузу. Как заявил вчера вечером Федерико Ломбарди, визит Бенедикта XVI в Израиль планируется на ближайшее время, но пока трудно рассуждать о конкретных датах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 90-х гг. XI в. в Вустере мон. Хеминг по поручению еп. св. Вульфстана (II) (1062-1095) составил новый К. (изд.: Hemingi Chartularium Ecclesiæ Wigorniensis/Ed. T. Hearne. Oxonii, 1723. 2 vol.). Монах использовал материал из «Вустерской книги» (нач. XI в.), но добавил к нему новые грамоты и тексты др. характера, в т. ч. краткое жизнеописание еп. Вульфстана и рассказ о владениях, утраченных монахами в разное время, в особенности из-за притеснений нормандцев ( Ker. 1948; Tinti. 2002). Картулярий из бенедиктинского мон-ря Абингдон. XII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius. C. IX. Fol. 11r) Картулярий из бенедиктинского мон-ря Абингдон. XII в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius. C. IX. Fol. 11r) В XII в. среди англ. К. также стали преобладать «картулярии-хроники». Примером К., объединенного с обширным историческим и юридическим материалом, является «Рочестерский текст» (изд.: Textus Roffensis/Ed. P. Sawyer. Copehagen, 1957-1962. 2 vol. (Early English Manuscripts in Facsimile; 7, 11)), созданный ок. 1125 г. в кафедральном приорате Рочестера. Ряд «картуляриев-хроник» был составлен в сер. XII в. в бенедиктинских монастырях Ср. Англии: Питерборо (изд.: The Cartularies and Registers of Peterborough Abbey/Ed. J. D. Martin. Northampton, 1978), Рамси (изд.: Cartularium Monasterii de Rameseia/Ed. W. H. Hart, P. A. Lyons. L., 1884-1893. 3 vol.), Или (изд.: Liber Eliensis/Ed. E. O. Blake. L., 1962), Абингдон (изд.: Historia Ecclesie Abbendonensis: The History of the Church of Abingdon/Ed. and transl. J. Hudson. Oxf., 2002-2007. 2 vol.; см. также: Paxton. 2001). Известно также и о К., содержавших лишь актовый материал, напр. «Уинчестерский кодекс» (Codex Wintoniensis), созданный ок. 1130 г. в кафедральном приорате Уинчестера ( Rumble. 1982). Особняком стоит «Лландафская книга», составленная между 1120 и 1134 гг. в кафедральном соборе Лландафа (Юго-Вост. Уэльс) (изд.: The Text of the Book of Llan Dâv/Ed. J. G. Evans, J. Rhys. Oxf., 1893). В ней обнаруживаются черты сходства и с англо-нормандскими текстами (напр., с Вустерским картулярием мон. Хеминга), и с ранними бретонскими К. ( Davies. 2003).

http://pravenc.ru/text/1681195.html

J. Laporte. Rouen; P., 1936. P. 107, 124). Однако аналогичные здания далеко не сразу стали общепринятыми: напр., на плане аббатства Санкт-Галлен (ок. 820) не обозначено особое помещение для К. По-видимому, специальные здания К. стали широко использоваться примерно с XI в., в т. ч. под влиянием клюнийской реформы . После распространения в Европе в XII в. монашеских орденов регулярно созываемый (ежегодно или реже) орган судебной и законодательной власти в ордене стали называть генеральным К.; он состоял из настоятелей мон-рей или их представителей (позднее в крупных орденах - из представителей от каждой орденской провинции). Впервые генеральный К., по-видимому, появился у цистерцианцев в 1-й пол. XII в. (по др. данным, не ранее 50-х гг. XII в., см.: Berman. 2000), вскоре - также у премонстрантов и картузианцев . В 1203 г. папа Римский Иннокентий III повелел подчиненным ему аббатам бенедиктинских монастырей раз в 3 года созывать провинциальные К. Согласно 12-му канону IV Латеранского Собора, все монашеские ордены раз в 3 года должны были проводить генеральные К., причем за образец следовало принять цистерцианский генеральный К. В 1221 г. францисканцы ввели генеральный К., наделенный большими полномочиями в управлении. Доминиканцы разработали 3-ступенчатую систему из локальных, провинциальных и генерального К. (впервые созван в мае 1220), впосл. принятую мн. др. орденами. В XII-XIII вв. К. стали называть и высшие органы управления духовно-рыцарскими орденами, а позднее и светскими рыцарскими орденами, которые начиная с позднего средневековья были организованы монархами во мн. европ. гос-вах. В России в 1798-1918 гг. существовал единый Капитул российских императорских и царских орденов (название неск. раз менялось), ведавший изготовлением и вручением гос. наград. В Римско-католической Церкви, согласно Кодексу канонического права 1983 г., генеральный К. обладает высшей властью в институтах посвященной жизни , он избирает главу института, рассматривает важнейшие дела и принимает общеобязательные нормативные акты.

http://pravenc.ru/text/1470337.html

Об уходе Бенедикта XVI с Папского престола Каким нам запомнится понтификат Бенедикта XVI? Мне кажется, что его деятельность сродни той поре «отлива», которая сопровождала большинство великих революций. 12 февраля, 2013 Каким нам запомнится понтификат Бенедикта XVI? Мне кажется, что его деятельность сродни той поре «отлива», которая сопровождала большинство великих революций. 11 февраля мировые СМИ распространили сенсационную новость: Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) в ходе заседания консистории по вопросам канонизации новых святых Католической Церкви неожиданно объявил о том, что принял решение уйти в отставку с поста главы Католической Церкви. По словам Папы, решение это целиком добровольное, а сам понтифик целиком отдает себе отчет в том, что намерен совершить. Официальное заявление об уходе с Папского престола, как сказал Бенедикт XVI, прозвучит вечером 28 февраля. Уже решено, что конклав, который изберет нового Папу Римского, соберется спустя буквально несколько дней после ухода Бенедикта XVI на покой, в марте этого года — он должен завершиться к Пасхе, которую католики в этом году будут отмечать 31 марта. Заявление Папы, судя по всему, стало неожиданностью даже для большинства иерархов Католической Церкви, которая была не готова не только к уходу Бенедикта XVI лично, но и к тому, что пожизненно избираемый глава Римской Церкви вообще может принять подобное решение. Заявление Бенедикта XVI об оставлении папского престола стало «громом среди ясного неба», признал государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, ближайший соратник Папы. Последний случай ухода Папы Римского в отставку имел место в начале XV в., когда папский престол покинул Григорий XII. Однако тогда отставка понтифика была вызвана расколом внутри Католической Церкви. Григорий XII отрекся от престола (то же самое должны были сделать и его соперники — антипапы), чтобы положить конец раздорам. Если же вспоминать целиком добровольное отречение от папства, то, похоже, в последний раз это произошло в 1294 г., когда св. Целестин V покинул папский престол после менее чем полугодового понтификата: этот бывший отшельник-аскет с ужасом осознал, что взваленное им на себя бремя папства ему просто не по силам.

http://pravmir.ru/ob-uxode-benedikta-xvi...

Vol. 3. Città del Vaticano, 1946 (ST, 123). P. 185—201. Дошедшие до нас протоколы встреч Варлаама с Бенедиктом XII подтверждают, что его взгляды были типично византийскими; см.: PG 151, col. 1331—1342.     Nicephorus Gregoras. Florentius//Ed. cit. S. 492.     Joannes Cantacuzenus. Historiae, II, 39//Ed. cit. Vol. 1. P. 543 [Антология. T. 2. С. 544].     Idem. Contra Barlaam et Acindynum, 1//PG 154, col. 696; то же в: Bandim AM. Catalogus codicum manuscriptorum Bibliothecae Mediceae Laurentianae varia continens opera Graecorum patrum. Florentiae, 1764. P. 343). Начало рукописи: «Προομιον εις τος παρα το μοναχο Χριστοδολου συγγραφντας λγους [Предисловие к словам, составленным монахом Христодулом]…». Χριστδουλος — псевдоним Кантакузина.     Barlaam. Epistola ad Palamam I/ed. G. Schirô//ASCL. 1935. Fasc. 1. P. 66.    Варлаам неоднократно называет его φλος (Ibid.//ASCL. 1936. Fasc. 3—4. P. 324; Idem. Epistola ad Palamam II//Marc. gr. 332, fol. 135v; cp.: Κατα Μασσαλιανν, nö Gregorius Palamas. Pro hesychastis, III, (1, 1)//Coisl. 100, fol. 196v [Триады. C. 299—300]), и Палама использует то же слово, обращаясь к Калабрийцу (Epistola ad Barlaam I//Coisl. 100, fol. 77).     Gregorius Palamas. Epistola ad Acindynum I//Coisl. 100, fol. 69.     Idem. Epistola ad Acindynum II//Coisl. 100, fol. 75v.     Idem. Pro hesychastis, II, (1,1)//Coisl. 100, fol. 140v [Триады. C. 127].     Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, XIX, 1/ed. L. Schopen. Vol. 2. Bonn, 1830. P. 923.    Некоторые авторы утверждают как бесспорный факт, что Варлаам был настоятелем монастыря в Константинополе (Jugie М. Barlaam de Seminaria. Col. 1818; Stniloae D. Op. cit. P. 23). Это утверждение основывается, как представляется, лишь на сомнительном упоминании в латинском протоколе переговоров, которые Варлаам вел в Авиньоне с Бенедиктом XII. В действительности в тексте стоит: «Barlaam, dictus abbas monasterii D. N. J. C. Salvatoris Constantinopolitani [Варлаам, называемый настоятелем константинопольского монастыря Г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

В XIV веке вопрос блаженного видения встал сам по себе и на Востоке и на Западе, но в совершенно различных вероучительных контекстах. В Византии он возник вследствие споров о реальном различении Божественной сущности и ее энергий. Константинопольские Соборы 1341, 1351 и 1368 годов утвердили, между прочим, следующее: Бог пребывает совершенно непознаваемым по Своей сущности, которая не может быть объектом познания или видения даже для достигших блаженства ангелов, которым Божественное Существо Себя открывает и становится познаваемым в Своих нетварных и обоживающих энергиях. В Риме же, вернее – в Авиньоне, вопрос о блаженном видении был поставлен совершенно иначе. Просто надо было выяснить, могут ли избранные наслаждаться видением Божественной сущности после своей смерти еще до второго пришествия, или же это наслаждение надо отнести только к конечному состоянию блаженства, которое наступит после всеобщего воскресения. Папа Бенедикт XII своем определении от 29 января 1336 года Benedictus Deus, критикуя мнение своего предшественника Uoahha XXII , по которому видение Бога лицом к лицу может наступить только лишь после всеобщего воскресения, говорит, между прочим, следующее: «После страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, они (избранные) увидят и видят Божественную сущность в некоем интуитивном и непосредственном видении, без всякого тварного посредничества, которое стало бы объектом этого видения, ибо Божественная сущность предстанет перед ними непосредственно, неприкрыто (nude), ясно и откровенно; таким образом в этом видении они наслаждаются самой Божественной сущностью». Спустя пять лет, в 1341 году, тот же Бенедикт XII, разбирая вероучение армян, искавших тогда унии с Римом, наряду с прочими ошибочными мнениями поставил им на вид то, что они отрицают интуитивное видение Божественной сущности достигшими блаженства. Перед нами две явно противоречивые формулы: первая решительно отвергает всякую возможность познать сущность Бога, в то время как вторая настаивает именно на том, что сама Божественная сущность должна стать объектом блаженного видения. Однако, несмотря на всю их характерную противоречивость, оба эти вероучения согласуются в том, что как одно, так и другое непременно хотят видеть Бога «как Он есть», лицом к лицу, без какого бы то ни было тварного посредничества. Мы вправе спросить себя, возникло ли это противоречие между восточным и западным учениями о Боговидении, – какими мы видим их в определениях XIV века, – просто как следствия различной терминологии или же оно обосновано различными богословскими понятиями. Чтобы ответить на этот чрезвычайно тонкий и сложный вопрос, следовало бы параллельно изучить восточное и западное вероучения, заостряя внимание прежде всего на понятии Божественной сущности в латинской схоластике. Я надеюсь, что смогу подойти к этой проблеме в будущем, а пока мы останемся в рамках, намеченных для наших занятий, посвященных изучению византийского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

К началу понтификата папы Иннокентия III (I198–I216) степень организованности и централизации церкви достигла такой высоты и развитости, что поразила бы самих инициаторов преобразований. Квалифицированность бюрократии, очевидная зрелость и эффективность вернувшегося к жизни папства быстро оказались предметом зависти светских монархов Европы. Повторим, все это было результатом закрепления предшествующих успехов папства. Впрочем, если к исходу XI века одни из преобразований уже закончились, то другие только начинались: в XII веке обозначились беспрецедентная дифференциация в среде монашества и стремительное становление новых форм монашеской жизни. Полнота картины духовной жизни этого столетия немыслима без цистерцианцев, картезианцев и регулярных каноников, не говоря уже о рыцарских орденах и массовом стремлении к отшельническому образу жизни. В самом прямом смысле это был век новых монастырей и их влиятельных настоятелей. Цистерцианец Бернар Клервоский пользовался поистине беспрецедентными в рамках церкви престижем и влиянием. К середине XII века в чисто количественном выражении этот новый орден почти затмил и отчасти вытеснил «устаревших» бенедиктинцев. Появление в XII веке столь большого числа новых орденов, несомненно, было подлинной революцией. Не будет преувеличением сказать, что новые формы монашества фактически трансформировали, если не перекроили всю духовную жизнь Запада. В целом история папства после понтификата Григория VII была бы совершенно иной, если бы не религиозное возрождение XII столетия. Бесспорно влияние этого обновления как на растущую власть папства, так и на институты церкви. Выдвинутая Римом программа преобразований часто встречала поддержку почти исключительно в среде новых орденов. Их надежность и преданность Римской кафедре (не говоря уже обо всем многообразии навыков этих монахов, о финансовой поддержке с их стороны, помощи в борьбе с ересями, поддержке ими новой папской идеологии и об их участии в крестовых походах), разумеется, были для папства решающими факторами 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Гимны: (IX) утренний «Somno refectis artubus» и другой (X) утренний «Consors paterni luminis», равно как гимн (XI) вечерний «О lux beata Trinitas» и гимн (XII) на Рождество Христово «Fit porta Christi pervia» не имеют полного осьмичного числа строф, свойственного гимнам Амвросия, ни в издании бенедиктинцев, ни в других изданиях 75 . Время происхождения этих гимнов – седьмой или восьмой век, когда особенно сильна была страсть к составлению рифм 76 . Помимо того, что об них свидетельствуют писатели не ранее 9 века, на позднее происхождение их указывает и внешний их строй. Ударение – основа стихосложения тонического в них заметно борется с количеством слогов – основою стихосложения метрического, а рифмы строго проводятся из стиха в стих 77 . По своему содержанию гимны IX, X и XI суть вариации утреннего и вечернего гимнов Амвросия 78 , а гимн XII представляет как бы мозаику из гимна Амвросия на Рождество Христово, есть un disgraziato centone dell» inno ambrosiano sul Natale, по выражению Бираии 79 . Нельзя не заметить, в частности, о гимне XII, что он чужд округленности, начинаясь ex abrupto и не имея надлежащего конца. А между тем первая строфа его начинается с буквы F, вторая – с буквы G, третья – с буквы Н. Отсюда легко вывести, что гимн (XII) «Fit porta Christi pervia» есть часть какого либо гимна abecedarius, в роде Августинова псалма против донатистов. Из остальных Ambrosiani, не усвоенных бенедиктинцами Медиоланскому святителю, три, именно: гимн на Пасху «Hic est dies verus Dei», гимн в прославление мученика Лаврентия «Apostolorum supparem» и гимн в прославление мученицы Агнии «Agnes beatae virginis» по содержанию и форме не недостойны Св. Амвросия и усвояются ему такими знатоками древней гимнографии Запада, как Даниель и Моне (к ним примыкает Бираии). Но недостаток древних свидетельств о происхождении их от Медиоланского святителя заставляет соблюдать осторожность. Осторожность эта тем более уместна, что уже немного времени спустя по кончине Св. Амвросия стали появляться гимны, подражавшие его подлинным гимнам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

Папа Пий XII Напуганный шквалом разоблачений пронацистской деятельности папы Пия XII, вызванного неуклюжей попыткой канонизировать этого «Папу Гитлера» , Ватикан организовал «операцию прикрытия», пытаясь убедить общественное мнение в том, что понтифик тайно помогал жертвам нацистов. Пожалуй, впервые в истории решение Ватикана о канонизации вызвало такую мощную волну протестов. Дело дошло даже до того, что Председатель Совета раввинов Италии Джузеппе Ларас отказался приветствовать Бенедикта XVI (в миру Йозефа Ратцингера) во время его визита в римскую синагогу. В ответ апостольская столица выслала на передовую отца Джанкарло Чентиони. Этот 97 летний священник в 1940-1945 годах был капелланом добровольной фашистской милиции. Отец Чентиони внезапно вспомнил, что папа Пий XII создал тайную сеть для спасения евреев во время Холокоста. Руководил этой организацией, по версии отца Чентиони, отец Йозеф Кентених, а в Риме его помощником был отец Антон Вебер, который получал указания непосредственно от папы. Организация называлась Rafaels Verein (по-немецки Общество святого Рафаэля) и помогала еврейским семьям нелегально выехать из Германии, снабжая их деньгами и документами. Излишне упоминать, что никого из участников этого католического сопротивления нет в живых и свидетельства отца Чентиони подтвердить некому. Почти одновременно с этими откровениями ватиканская газета «L’Osservatore Romano» опубликовала статью, в которой рассказывается о том, что еще в 1978 году итальянский историк Эннио ди Нольфо обнаружил документы на тему взаимоотношений между Ватиканом и США в период с начала Второй мировой войны до 50-х годов. Среди этих документов ватиканские журналисты особенно важным признали отчет о встрече немецкого католического юриста, деятеля антигитлеровского движения Сопротивления Йозефа Мюллера с посланником США в Апостольской столице Гарольдом Титтманом. Во время этой встречи Титтман, якобы, сказал Мюллеру, что слышал о всеобщей критике в адрес папы, который впервые осудил нацизм только после окончания войны. В ответ Мюллер рассказал, что молчание папы в годы войны было вызвано просьбой немецкого движения Сопротивления не осуждать нацизм публично, поскольку это могло осложнить положение немецких католиков. На основании этих «ценных» свидетельств ватиканская газета осудила критиков Пия XII за пренебрежение столь важными документами.

http://pravoslavie.ru/38119.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010