поиск:   разделы   рассылка Антон Иваницкий Пришло время сказать " Хватит! " Источник:  Газета К большому сожалению, но именно под знаменами магометанства совершается слишком много терактов. Выступления против Папы Римского Бенедикта XVI по всему мусульманскому миру продолжаются. Ватикану, христианскому миру угрожают какие-то ублюдки, скрывающиеся в ближневосточных пустынях и западноевропейских мегаполисах. Ублюдки, которые еще пару недель назад и понятия не имели, что в XIV веке жил император Мануил II Палеолог и что он вел диалог с ученым-персом. Реакция " официальных " мулл и имамов поразительна. Они неустанно повторяют: ислам – мирная религия. От ублюдков дистанцируются, объясняя, что они стали жертвой каких-то радикальных толкователей Корана. При этом, кажется, слова сожаления, уже неоднократно произнесенные Бенедиктом XVI, пресс-релизы, уже не раз изданные Святым престолом, объясняющие, что понтифик не намеревался никого оскорблять, не производят ни малейшего впечатления на часть " мусульманской общественности " . Где-то на улицах Джакарты и Газы толпа требует извинений, угрожая при этом всем " неверным " расправой. Я понимаю, что толпа немногочисленна. Я верю в то, что на любом отрезке Земли живет больше разумных, нежели ослепленных людей. И все же немноголюдность не делает угрозы менее явными. В чем именно один из блестящих интеллектуалов Европы Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) должен извиниться перед лавочником из Газы? Лавочником, которого поставили в ряд подобных, " вооружили " газетой с вырванной из контекста цитатой, вставленной в надиктованную правителями заметку. Именно правителями – светскими или духовными. Я был, я видел, я знаю, как это происходит. (Увы, но даже у моих коллег-журналистов есть стереотипы о независимой " зубастой " прессе где-то в странах Персидского залива. ) Итак, в чем именно бесстрашный теолог, бросивший вызов западному релятивизму (последователем которого, кстати, являюсь и я) и сражавшийся с ним не бомбами и убийством, а острым словом эрудита, провинился перед толпой?

http://religare.ru/2_32767.html

с Папским престолом, однако между кор. Филиппом V и папой Климентом XI, осудившим попытку испан. короля вернуть итал. области, которые были утрачены по Утрехтскому договору (т. н. война четверного альянса, 1717-1720), сохранялись напряженные отношения. В 1734 г. испан. войска завоевали Неаполитанское королевство; королем Неаполя и Сицилии стал сын Филиппа V инфант Карл (впосл. испан. кор. Карл III). Военное давление со стороны И. заставило папу Римского Климента XII искать примирения с испан. Бурбонами. Папа был вынужден согласиться с требованием Филиппа V назначить администратором Толедского архиеп-ства и возвести в достоинство кардинала 8-летнего инфанта Луиса Антонио, однако отказался признать инфанта Карла королем Неаполя и Сицилии без совершения над ним светской инвеституры (Неаполитанское королевство считалось вассалом Папского престола). В марте 1736 г. в Риме начались волнения из-за насильственного призыва в неаполитанскую армию жителей Папской области; для подавления волнений в город были введены испанские войска. Заключенный в нояб. 1737 г. конкордат урегулировал отношения между Папским престолом и И., в мае 1738 г. папа совершил акт инвеституры Карла во владение Неаполитанским королевством. Конкордат 1737 г. носил декларативный характер: в нем заявлялось о намерении папы оставлять в И. часть ренты с вакантных бенефициев, о согласии на сокращение числа духовенства и об ограничении права церковного убежища. Условия соглашения не соблюдались, и 11 янв. 1753 г. папа Римский Бенедикт XIV и испан. кор. Фердинанд VI заключили новый конкордат (действовал до 1833), утвердивший за испанскими королями право «всеобщего патроната»: монарх предлагал кандидатов на епископские кафедры (кроме Леона и Овьедо, которые оставались в подчинении Папскому престолу), а также получал ренту с вакантных бенефициев. В качестве компенсации испан. корона выплатила Папскому престолу 37,5 млн реалов. Заключение конкордата 1753 г. позволило испан. монархам приступить к ограничению финансовых прав Церкви в пользу государства.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Исламисты грозят отомстить папе Бенедикту Ватикан, 18 сентября 2006 г. Иракские боевики обещают нанести удар по Ватикану и итальянской столице. " Мы клянемся разрушить ваш крест в центре Рима. Мы не успокоимся, пока ваши троны и кресты не будут разрушены " - эта угроза появилась на исламистском веб-сайте. Так группировка " Армия моджахедов " ответила на речь папы Римского Бенедикта XVI в германском городе Регенсбург. Понтифик процитировал византийского императора Мануила II Палеолога, обвинившего пророка Мухаммеда в насильственном насаждении ислама, сообщает ИНТЕРФАКС, со ссылкой на " Известия " . Выступление Бенедикта XVI перед студентами и преподавателями Регенсбурга (здесь он с 1969 по 1977 год, будучи еще профессором Йозефом Ратцингером, преподавал богословие) вызвало в исламском мире шквал негодования. Шквал, сравнимый с реакцией на карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в датской газете Jyllands-Posten в сентябре прошлого года. Похоже, римский понтифик, явно того не желая, вызвал очередной виток " войны миров " . Упор в своей лекции он сделал на философских отличиях христианства от ислама и на связях насилия с верой. Начинается речь с объемной цитаты из письма Мануила II Палеолога неизвестному мусульманскому богослову XIV века. Византийский правитель, " теоретик борьбы с джихадом " , противостоявший Османской империи, пишет: " Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал " . Папа дважды оговорился, что цитирует слова Палеолога, но не разделяет мнение их автора. Бенедикт XVI подверг критике западное общество, в духовном кризисе которого видит причину распространения исламского экстремизма. " Разум, глухой к божественному, не может вступить в диалог культур " , - утверждает понтифик. И перечисляет моменты, объединяющие две религии: мусульмане, как и христиане, верят в единого Бога, почитают Иисуса Христа, хотя и не как Бога, а как пророка, а также почитают Пресвятую Богоматерь.

http://pravoslavie.ru/18511.html

Gerh . Joh. Vgssius: Hist, de controversiis, quas Pelagius ejusque reliquiae moverunt, libri vii. Lugd. Batav., 1618 (auct. ed., Amstel., 1655). Кардинал Henr. Norisius : Historia Pelagiana et dissert, de Synodo Quinta Oecumen. Batavii, 1673, fol. (и в Opera, Veron., 1729, i). Garnier (иезуит): Dissert, vii quibus intégra continentur Pelagianorum hist, (в его издании Opera Мария Меркатора, i, 113). Предисловие к десятому тому бенедиктинского издания трудов Августина. Corn. Jansenius (ум. в 1638): Augustinus, sive doctrina S. Augustini de hunianae naturae sanitate, uegritudine, medicina, adv. Pelagianos et Massiiienses. Lovan., 1640, fol. (Он прочел Августина двадцать раз и возродил его систему в Католической церкви). Tillemont : Mémoires, etc. Tom. xiii, pp. 1–1075, полностью посвящен жизни Августина. Сн. Wilh . Fr. Walch: Ketzerhistorie. Leipz., 1770. Bd. iv, v. Schröckh : Kirchengeschichte. Parts xiv-xv (1790). G. F. Wiggers (sen.): Versuch einer pragmatischen Darstellung des Augustinismus und Pelagianismus, in zwei Τ heilem. Hamburg, 1833. (Первая часть появилась в 1821 г. в Берлине; вторая, посвященная полупелагианству, – в 1833 г. в Гамбурге. На титульном листе стоит дата 1833. Первая часть была также переведена на английский профессором Эмерсоном, Andover, 1840). J. L. Jacobi : Die Lehre des Pelagius. Leipzig, 1842. F. Böhringer: Die Kirche Christi in Biographien. Bd. i, Th. 3, pp. 444–626, Zürich, 1845. Gieseler: Kirchengeschichte. Bd. i. Abth. 2 pp. 106–131 (4 th ed., 1845, весьма благосклонен к пелагианству). Neander : Kirchengeschichte. Bd. iv (2 fl ed., 1847, более в поддержку Августина). Schaff : The Pelagian Controversy, в Bibliotheca Sacra, Andover, May, 1848 (no. xviii). Theod. Gangauf : Metaphysische Psychologie des heiligen Augustinus. Augsb., 1852. Подробный, но не завершенный труд. H. Hart Milman : History of Latin Christianity. New York, 1860, vol. i, ch. ii, pp. 164–194. Jul. Müller : Die christliche Lehre von der Sünde. Bresl., 1838, 5 th ed. 1866, 2 vols. (Английский перевод – Pulsford, Edinburgh.) Его же: Der Pelagianisnius. Berlin, 1854. (Краткий, но потрясающий очерк). Hefele : Concilicngeschichte. Bd. ii, 1856, p. 91 ff. W. Cunningham : Historical Theology. Edinburgh, 1863, vol. i, pp. 321–358. Fr. Worter (католик): Der Pelagianisrnus nach seinem Ursprung und seiner Lehre. Freiburg, 1866. Nourrisson: La philosophie de S. Augustin. Par., 1866, 2 vols. (vol. i, 452 ff.; ii, 352 ff.). См. также литературу в §178 и соответствующие главы в историях учения: Münscher , Baumgarten-Crusius , Hagenbach , Neander , Baur , Beck , Shedd . §146. Характеристика пелагианских споров

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В К. н. новой (особенно светской и паралитургической) музыки проявилась общая для западноевропейского позднего средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого тексто-музыкального целого. Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами - пунктами и виргами (наподобие того, как это делается в школьной 5-линейной нотации), без учета фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, принятые в литургической традиции «плавного распева», в К. н. светской музыки почти не применялись. Особая тонкая разметка невменной рукописи, помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву (напр., т. н. эписема и весь комплекс ликвесцентных и орнаментальных невм, подробнее см. в ст. Невмы ), в такой нотации совершенно исчезла. С XIV в. в нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (напр., символы темпуса/пролации); смешанная форма нотации делает совр. интерпретацию ритма в памятниках такого рода весьма проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», к-рый находится в Британской б-ке (Brit. Lib. Add. 29987, ок. 1400), содержит ценную подборку инструментальной музыки (сальтареллы и др. средневековые танцы). К. н. имеет важное значение для церковной жизни, для изучения средневек. музыки и для развития совр. муз. исполнительства. В богослужении рим. обряда (примерно с посл. четв. XIII в. до II Ватиканского Собора) К. н. стала de facto канонической формой нотации григорианского пения. Не только «стандартные» певч. книги католиков (Антифонарий, Градуал, Гимнарий , Респонсориал и др. сборники), к-рые с одобрения Ватикана готовили ученые монахи Солемского аббатства (т. н. солемские издания), но и аналогичные орденские книги (напр., Антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) выпускались именно в К. н. То обстоятельство, что церковные распевы, записанные изначально безлинейными невмами, позже были переписаны квадратной нотой (то же неск. веков спустя случилось и в правосл. богослужебной музыке, когда песнопения знаменного и др. распевов, первоначально фиксировавшихся с помощью безлинейных нотаций, были переписаны в киевской нотации ), исследователи широко используют для ретроспективного изучения древнейших невменных манускриптов, к-рые сами по себе (вне сравнения с «квадратными» аналогами) не расшифровываются. Неопределенность ритма одноголосной (реже 2-голосной) светской и паралитургической музыки, записанной в К. н., дает основания для различных теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций.

http://pravenc.ru/text/1684003.html

26 . Шестнадцатый век стал временем возрождения богословия Августина, что, по свидетельству Кардинала Роберта Беллармина (1542– 1621), относится и к учению Отца Церкви об участи некрещеных младенцев 706 . Одним из аспектов этого возрождения в эпоху Нового Времени становится так называемое янсенистское богословие, которое, ссылаясь на классическое католическое богословие августинизма, активно противостоит теории лимба. В этот период, римские епископы Павел III, Бенедикт XIV, Климент XIII последовательно подтвердили право верующих придерживаться понимания учения Святителя Августина, согласно которому младенцы, умирающие в первородном грехе, подлежат осуждению. Они подвергаются вечному наказанию адским пламенем, которое, в сравнении с наказанием взрослых за смертные грехи, является легчайшим (репа mitissima) 707 . В ответ на постановления осудившего теорию лимба «янсенистского» Синода в Пистойе (1786), Пий VI подтвердил право католических богословских школ учить о том, что умершие в первородном грехе младенцы наказываются отсутствием блаженного видения. Это, так называемое, «наказание лишения», то есть без физических страданий и без «наказания огнем». В булле Auctorem fidei (1794), Пий VI осудил, как «ложное, необдуманное и оскорбительное» для богословских школ утверждение о том, что учение о существовании места в преисподней, называемого верными лимбом младенцев, в котором души умерших в первородном грехе подвергаются наказанию лишения без наказания огнем будто бы «является пелагианским измышлением» (fabula pelagiana). Согласно булле, богословие, исключающие наказание огнем, вовсе не говорит о существовании некоего промежуточного места или состояния между виной и наказанием, Царством Божиим и вечным осуждением, места, «о котором баснословили пелагиане» 708 . Подводя итог, следует сказать, что высказывания римских епископов той эпохи были направлены на защиту свободы католических богословских школ высказываться по данной тематике. Не сделавшись частью вероучения, теория лимба оставалась элементом общего католического наставления вплоть до середины 20-го века. 1.6 ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

—65— новое 1515 . В этом году вопрос был не об опущении всего обряда, но лишь части его. Вопрос об опущении всего обряда обсуждался, как кажется, после, когда „некий поставляемый в священство, хотя принял все обычные возложения рук от епископа, однако, не подошёл к епископу, простирающему обычные орудия – блюдо с гостьей и чащу с вином, будучи в то время отвлечён умом к иному“·. Ибо Бенедикт XIV пишет в книге своей „de synodo Dioecesana“, которая в первый раз издана была в Риме в 1748 году, что относительно того вопроса „прежде чем окончили мы труд, было рассуждение в Священной Конгрегации Собора“ (lib. VIII, сар. X.). Он молчит о годе, но кажется, что это было спустя довольно большое время после дела Гордона; да и тогда даже, вопрос не был поднят об опущении обряда оного умышленно, но случайно. Итак, если в 1740 году Конгрегация Собора, по этому делу, рассуждала о повторении поставления и предписала не без долгого, как кажется, совещания, что оно должно быть повторено sub conditione, то в 1704 году едва ли имел силу этот обычай. Но краткое изложение и декрет Священной Канцелярии, конечно, по толкованию, данному от Папы, едва ли могут быть примирены с другим документом, который, как говорят, дней восемь или девять ранее вышел из того же самого учреждения и в более значительной части своей был напечатан в Collectaneis Священной Конгрегации de propaganda fide в 1893 году под 1170. Мы говорим об ответе относительно поставлений монофизитов Абиссинцев 1516 , в котором одобряются, как известно, самые —66— небрежные поставления пресвитеров, совершённые именно только прикосновением руки и словами „Accipe Spiritum Sanctum“, без какой-либо другой материи и формы, разве только той, которая содержится в молитве, которая совершенно умалчивает о священстве 1517 . Мы уже видим, что некоторыми документ этот называется „простым мнением советника“ и, насколько можно, отвергается. Но ясно, что некоторый ответ такого рода в то время был дан: ибо в ответе Священной Канцелярии 1860 года встречаются слова „да будет дан ответ сей Конгрегации Верховной инквизиции от среды 9 апреля 1704 года“. Следует ответ, изданный Римскими богословами, но теперь отвергнутый. И силу сего документа кардинал Патрици, секретарь Священной Канцелярии в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и Слав. Во всяком случае выразительная ссылка на пророка Исайю едва ли уместна, так как оратор пользуется только словами, а не мыслью пророчества. Вероятно мы имеем здесь вносную заметку позднейшего читателя. 1889 ποιοντο Синод. и Слав.: обще твореаху учреждение, вместо Комб. (М. и Acta S.): εχον – имели. 1892 τρπεζα κα συνθεια τ θαεν λλοις παρσχον, (180: παρσχων); Слав.: ел ма же обычнаа бысть трапеза любве и общение, и по обычаю дръзновение друг другу подашя. 1897 γνωρζουσιν ατ – так Синод. и Слав.: являют тому; вместо Комб. (М. и Acta S.): γνρισαν ατν или М.: ατν – поведали свою (их) тайну. 1899 κα τ τς πιβουλς ξαγορεουσι δρμα, Слав.: и навета изъглаголуют дело; т. е. предмет или сущность своего коварного предприятия. Вместо πιβουλς 179: βουλς, т. е. вообще «намерения», а не «коварного предприятия». 1902 ξουν χαρ’ σασθαι τν εεργεσαν· κα συγκαμεν в 177:179, 180 и Слав.: и сие молеаху даровати благодеяние, и съпотрудитися, но 131 вместо κα имеет член το, а Комб. (М. и Acta S.) так: ξουν τν εεργεσαν προσθεναι, συγκαμεν… просили и сие благодеяние прибавить – потрудиться с ними… 1906 οδ τν κνδυνον ποδειλισας πρς φυγν βλεψε, κα τατα, πολλν χων πρς τοτο τν ξουσαν – так все Синод. и Слав.: ниже беду убоявся, к бегству възре, таже много к сему свободу имый; но Комб. (М. и Acta S.): οδ ποδειλισας τν κνδυνον, φυγεν βουλεσατο. κα τατα, πολλν χων κα νετον ποδιδρσκειν τν ξουσαν – ни, убоявшись опасности, вознамерился бежать, – и это – имея полную и беспрепятственную возможность убежать. 1911 συνεφψομαι Синод. вм. Комб. (М. и Acta S.): συλλψομαι, Слав. как Синод., но так: содействуя – вместо: съдействую, вероятно по смешению с . 1919 ς ο τς κενων χειρς φνος – Синод. и Слав.: яко не онех рук быти (?) убийству, но повелевшиих начинаниа, (=πιχειρσεις вм. πιχερησις) Комб. (М. и Acta S.): οτ’ κενων… 1920 Издатель Астериева слова в Acta Sanctorum дважды указывает на «несогласие с здравою теологиею той мысли, чтобы ликторы могли умертвить мученика без греха, по крайней мере материального, по терминологии католических богословов», ссылаясь на сочинение папы Бенедикта XIV De Servorum Dei Beatificatione et canonisatiene, Lib.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 Придуманные вами сравнения папы с главным генералом, т. е. главнокомандующим, также с древоделем Иосифом, обручником Пресв. Девы,– весьма не удачны и, при внимательном рассмотрении, легко обращаются в доказательства против вас. Я буду говорить об этом, когда займусь рассмотрением третьей части вашего силлогизма–заключения. 21 Мнимые доказательства, которые вы, в след за некоторыми единоверными вам мнителями, заимствуете из наших Богослужебных книг, будут рассмотрены впоследствии, и составят предмет особенного письма, отдельной статьи. 22 L’Ami de la Religion. 19 Aprl, 1859. Слова эти заимствованы из рецензии на упомянутую книгу, написанной, к сожалению, также бывшим нашим соотечественником (Августином Голицыным). 23 См. Abbe Michon Papaute a Jerusalem. Сочинение это имело уже несколько изданий и посвящено было одному из кардиналов, живущих в самом Риме, близ папы. Еще смелее восстал против светской вла­сти папы аббат Пассаглия; не говорим уже о Гавацци. 24 Да не подумают наши русские читатели, что такие слабые и несколько детские умствования произошли от излишней простоты нашего бедного со­отечественника, сбитого с толку иезуитами; мы увидим, что умствования других, природных папистов – не лучше этих. 25 Югурта, за деньги возведенный римским сенатом на престол нумидийский, назвал Рим: urbem venalem et mature perituram, si emptorem invenerit Sallust. 26 Мы не сказали бы такого слова, но оно не наше, его сказал г. Абу, который выдает себя за усердного сына римской Церкви. См. Question romain стр. 17. 27 Папа Климент XIV в 1773 году уничтожил, орден иезуитов, по требованию некоторых государей, чтобы не лишиться их милостей – поместьев и денег. 28 Так думали: Евсевий, Иероним, Климент Александрийский и в но­вейшее время Бенедиктинец Сельве (Ceillier), который и приводит в своей книге мнения упомянутых писателей. См. Histoire general des auteurs sucres et ecclesiastiques. Т. 1. р. 437. 29 Подробное изъяснение этого пророчества и применение его к Риму можно читать в превосходном сочинении Ф. Яковлева: Апостолы. Выпуск второй

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

—586— произвела большое впечатление. Было бы излишним отрицать, что во Франции и в Италии в конце XVIII в. римско-католические богословы не в состоянии были, бороться со своими противниками в области спорных религиозных вопросов. По словам одного новейшего историка, римско-католического богословия в XIX в., учение католической церкви никогда ещё не было так сильно оспариваемо и так слабо защищаемо, как в эту эпоху. Вольтеру, Руссо и философам энциклопедистам вполне удалось их общее дело, целью которого было „раздавить позор“ т. е. католицизм. Они конечно были опровергаемы. Их издевательские софизмы были разоблачены и раскритикованы целым сонмом апологистов как: Бержье, Ноннот, Бюлле, Гэне, Баррюель и др. Но все старания последних были, бессильны против остроумия, против одушевления и популярности противников, носящих такие имена, как Вольтер, Руссо, Дидро, нападавших на христианство со всей живостью своего гения, обращая против него свою иронию, сарказм, сердечность, полный огня, живой и увлекательный стиль, секретами которого не обладали уже более апологисты 1407 . Что было причиной этого жалкого упадка римско-католического богословия во второй половине XVIII в., упадка, который простирается и на XIX в.?.. Минокки видит эту причину в нравственном упадке общества, в котором христианская совесть спала глубоким сном. Две великие латинские нации теряют военные доблести и религиозные добродетели и в практической жизни руководствуются принципами постыдного материализма. Духовенство приспособляется к духу времени, применяется к испорченности дворянства, не надоедает ему назойливыми проповедями, и потому его влияние на общество чрезвычайно ослабляется и даже папы, славные своей учёностью и тонким политическим чувством, как напр. Бенедикт XIV, сведущий в богословии, каноническом праве и литургике, имеют мало или даже никакого влияния на национальную религиозную мысль тех времён. Французская революция, перевернув до основания рели- —587— гиозные и социальные основы Франции и других наций, поставило духовенство в условия неблагоприятные для образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010