30 нояб. 1941 г. П. прибыл из Жировицкого мон-ря в Минск. В это время там находился архим. Владимир (Финковский), отправленный Варшавским митр. Дионисием (Валединским) для создания автокефальной церковной организации. П. не допустил появления в Белоруссии неканоничной автокефальной Церкви. Он запретил архим. Владимира (Финковского) в служении и добился его удаления из Минска. Архим. Владимир вместе с неск. священниками - сторонниками автокефалии выехал в Пинск, где вернувшийся к управлению Пинской и Полесской епархией архиеп. Александр (Иноземцев) и Луцкий еп. Поликарп (Сикорский), назначенный митр. Дионисием «временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины», организовали неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). П. принимал активные меры по возрождению церковной жизни в Белоруссии. Для этих целей по его благословению еще в авг. 1941 г. из Жировицкого мон-ря на восток отправились архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко (впосл. архим. Игнатий). В дальнейшем они и другие жировичские миссионеры содействовали восстановлению правосл. приходов в Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Всего в период управления П. Белорусской Церковью было открыто 306 правосл. храмов (преимущественно в вост. областях), возродились 6 монастырей. Как предстоятель Белорусской Церкви П. принимал активные меры по организации белорус. епископата и клира. Были проведены архиерейские хиротонии Филофея (Нарко), Афанасия (Мартоса) , Стефана (Севбо), Григория (Боришкевича). Стали действовать пастырские курсы в Минске, Жировицах и Новогрудке; всего в военный период в Белоруссии были рукоположены 213 иереев. 3-10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, избравший П. митрополитом Минским и всея Белоруссии. Собор принял внутренний статус Белорусской Церкви, но вопреки требованиям оккупационных властей не провозгласил ее автокефальной. Фактически каноническая связь с Московской Патриархией сохранялась, в белорус. храмах продолжали поминать за богослужением местоблюстителя митр. Сергия. Под управлением П. находились 6 белорус. епархий, а также Смоленско-Брянская епархия на территории РСФСР. Белостокско-Гродненская епархия имела автономный статус, поскольку ее земли были отделены нем. властями от оккупированной Белоруссии и включены непосредственно в состав Германского рейха. Белостокско-Гродненский архиеп. Венедикт (Бобковский) получил права экзарха в Вост. Пруссии, в приходах его епархии поминали за богослужением наряду с П. также Берлинского архиеп. РПЦЗ Серафима (Ляде) . Пинская и Брестская кафедры во время оккупации оказались на территории рейхскомиссариата «Украина». Пинский архиеп. Александр (Иноземцев) состоял в неканонической УАПЦ, приходами Брестского вик-ства управлял архиерей канонической автономной Украинской Православной Церкви еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Отказ П. проводить автокефалистскую политику вызвал недовольство оккупационных властей. Под их давлением П. вскоре после своего избрания митрополитом был вынужден передать управление Минской епархией Могилёвскому архиеп. Филофею, оставив за собой лишь общее руководство делами митрополии. 2 июня 1942 г. П. был задержан сотрудниками герм. секретной полиции СД и помещен под домашний арест в Ляданском Благовещенском мон-ре под Минском. В нояб. 1942 г. его выслали для проживания под адм. надзором в г. Вилейку, где он должен был ежедневно лично отмечаться в местном отд-нии СД. Временное управление Белорусской Церковью перешло к архиеп. Филофею. В отсутствие П. 30 авг.- 2 сент. 1942 г. в Минске состоялся «Всебелорусский Православный Церковный Собор» с участием всего 3 архиереев и представителей 2 епархий. По требованию оккупационных властей «Собор» провозгласил автокефальный статус Белорусской Церкви, однако оговорил это условием, что «каноническое объявление автокефалии наступит после признания ее всеми автокефальными Церквами». Нем. властям были переданы послания «Собора» к главам поместных Церквей о признании автокефалии, однако в условиях военного времени ответа на них не последовало. 16 апр. 1943 г. П. освобожден из адм. ссылки и вернулся к управлению Белорусской Церковью. 12-16 мая 1944 г. в Минске под председательством П. состоялось совещание (Собор) епископов Белорусской митрополии. П. был присвоен титул Блаженнейшего, его удостоили правом ношения двух панагий и преподношения креста за богослужением. По требованию нем. властей архиерейское совещание приняло резолюцию о непризнании избрания митр. Сергия патриархом Московским и всея Руси на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 г. В связи с изменениями адм. границ оккупационных территорий Пинская и Брестская кафедры в нач. 1944 г. оказались в пределах генерального округа «Белоруссия». Пинский архиеп. Александр и Брестский еп. Иоанн перешли под юрисдикцию П. и участвовали в Минском архиерейском совещании. В специальном меморандуме совещания было осуждено вмешательство в дела Церкви подконтрольной нем. властям т. н. Белорусской центральной рады. Совещание поставило под сомнение легитимность формально объявленной в авг. 1942 г. автокефалии, поскольку в принявшем такое решение церковном собрании не участвовали старейшие и авторитетнейшие иерархи Белорусской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Учрежденная в Белоруссии по распоряжению генерального комиссара автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь образовала свое руководство в Минске 229 . Митрополит Пантелеймон и епископ Минский Венедикт, которые вместе со многими другими православными священнослужителями подозревались в принадлежности к обновленческому движению или сергианскому направлению 230 , между тем были изобличены в своей принадлежности к этому уживающемуся с Советами церковно-политическому направлению. Пантелеймон и Венедикт в советское время являлись рупором, через который Сергий Московский передавал свои указы православному духовенству. Особого интереса при этом заслуживают выпущенные Венедиктом по поручению Пантелеймона «Формулы богослужений», в которых помимо прочего 10.05.1941г. предписывалось: «Мы молим Бога о Патриаршем Местоблюстителе митрополите Сергии и просим дать нашей стране и нашему правительству тихую мирную жизнь» 231 , и сделанный примерно в это время архиепископом Волынским и Луцким Николаем выговор архиепископу Пинскому и Полесскому Александру, так как тот указанную формулу богослужения не ввел и Москве не уступил. Национальная Белорусская Православная Церковь отвергла главенство Варшавы, хотя и из-за «коммунистического прошлого» руководителей. Особенно резко это отразилось в изданном 17.11.1941г. окружным церковным управлением Полесья указе местным священникам не поминать в молитвах митрополита Пантелеймона и епископа Венедикта, так как они являются коммунистическими агентами и упоминали в своих молитвах «дьявольское коммунистическое правительство». Район Полесья согласно указу епископа Пинского Александра не подчиняется Минску, а по-прежнему рассматривает в качестве законного руководства Варшаву. В принципе «автокефальная национальная Белорусская Православная Церковь » признана Варшавой, причем Варшава опирается на [свое] каноническое признание Константинопольским Патриархом от 13.11.1942 г., после чего Белорусская Церковь должна быть отделена от Русской и Украинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много внимания 8 собравшихся архиереев уделили вопросу присоединения к Белорусской митрополии двух новых епархий: Пинской (автокефальной Украинской Церкви) и Брестской (автономной Украинской Церкви). Дело в том, что в начале 1944 г., когда остаток Волыни и Полесья еще находился в германских руках, эта территория была передана из Рейхскомиссариата «Украина» в генерал-бецирк Белоруссия. Митрополит Александр (Иноземцев) к этому времени уже пересмотрел свое прежнее враждебное отношение к руководству Белорусской Церкви и участвовал в работе конференции, как и архиепископ Брестский Иоанн (Лавриненко). Последний был принят в состав митрополии согласно его просьбе вместе с паствой без всяких осложнений, а формальное присоединение автокефалистов – митрополита Александра и его викария епископа Григория (Коренистова) было обусловлено предварительным предоставлением ими отпускной грамоты от митрополита Варшавского Дионисия. Но фактически они также были приняты – преосв. Александр получил титул Полесского и Пийского, а Григорий – епископа Кобринского. Таким образом, число епархий Белорусской Церкви, включая образованную в 1943 г. Гомельскую, которую возглавил епископ Григорий (Боришкевич), увеличилось до 9 917 . 12 мая участников конференции принял президент созданной в октябре 1943 г. Белорусской национальной рады Р. Островский, высказавший ряд пожеланий архиереям – о белоруссизации православной церкви, организации церковного управления на началах автокефалии и т. п. Однако конференция в особом меморандуме об установлении взаимоотношений со светской белорусской властью выступила против вмешательства Рады в церковные дела. Митрополит Пантелеймон, которому удалось освободиться из заточения в Жировицком монастыре и вновь возглавить Церковь , был удостоен титула Блаженнейшего, права ношения двух панагий и преподношения креста за богослужением. А архиепископа Венедикта участники конференции наградили бриллиантовым крестом для ношения на клобуке 918 . Все это вызвало болезненную реакцию националистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белорусская Церковь: Решения Константинополя по Украине – агрессивное и антиканоническое вмешательство 13 сентября, 2018. Новостная служба Синод БПЦ считает, что деяния Константинопольского Патриархата направлены «на подрыв основ межправославного мира и единства» 13 сентября. ПРАВМИР. Белорусская Церковь выступила с обращением «в связи с проявленным антиканоническим вмешательством Патриарха Константинопольского Варфоломея во внутренние дела Русской Православной Церкви». Синод БПЦ постановил «выразить протест против деяния Константинопольского Патриархата, поскольку оно представляет собой агрессивное вмешательство одной Поместной Церкви во внутренние дела другой Поместной Церкви, направленное на подрыв основ межправославного мира и единства». Кроме того Белорусская Церковь «единогласно и единодушно» поддержала позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с назначением двух иерархов Константинопольского Патриархата — архиепископа Памфилийского Даниила и епископа Эдмонтонского Илариона — «экзархами» Константинопольского Патриархата в город Киев. БПЦ призвала свое духовенство и верующих «возносить сугубые молитвы ко Господу о скорейшем уврачевании и преодолении сложившейся ситуации, о вразумлении и покаянии тех, кто провоцирует церковные нестроения и расколы, а также о благостоянии Украинской Православной Церкви и утверждении мира на земле Украины». Священнослужители Церкви выразили «всестороннюю поддержку» Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, как каноническому Предстоятелю Украинской Православной Церкви. Синод Белорусской Церкви выразил «надежду на помощь Божию в мирном урегулировании сложившейся непростой ситуации, дабы сохранилось единство мирового Православия».   В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко обратился к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине. Обращение главы государства было поддержано Верховной Радой Украины, а также иерархами непризнанных «Украинской Православной Церкви Киевского патриархата» и «Украинской Автокефальной Православной Церкви». 22 апреля обращение было официально принято к рассмотрению Священным Синодом Вселенского Патриархата.

http://pravmir.ru/belorusskaya-tserkov-r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Коссов (1855-1928), прот., священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток)) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕДЕОН величайший вождь и судья Израиля в XII в. до Р. Х., прав. (пам. в Соборе святых праотец; пам. греч. 26 сент.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_9.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Непризнанная «Белорусская автокефальная православная церковь» объявила Лукашенко анафему 23.11.2020 Предстоятель неканонической « Белорусской автокефальной православной церкви » (БАПЦ) архиепископ Святослав (Логин) «отлучил от церкви» Александра Лукашенко . Это произошло в воскресенье, 22 ноября 2020 года, во время службы в принадлежащем белорусским раскольникам-автокефалистам соборе святого Кирилла Туровского в Торонто (Канада), передает белорусская служба «Радио Свобода». На богослужении в соборе в присутствии паствы архиепископ Святослав Логин зачитал «Архиерейское послание» с объявлением анафемы «бывшему президенту Александру Лукашенко - диктатору, убийце и мучителю народа набожного белорусского». Текст отлучения озаглавлен: «Анафема бывшему президенту Александру Лукашенко, который творит беззаконие, преследует и убивает православных и других мирных христиан за правду в Беларуси». В начале «Архиерейского послания» сказано, что «благочестивый белорусский народ переживает непростое время, когда по приказу самозванца — бывшего президента Александра Лукашенко, одержимого дьяволом, наши дети убивают и издеваются над нашими братьями и сестрами». «Этот палач и его сообщники совершают кровавые расправы над мирным населением на улицах и в тюрьмах в столице Минске и в разных городах многострадальной Беларуси, прославляя и продолжая богоборческим политику большевиков, открыто нарушая заповеди Божьи, разрушая памятники в честь усопших», — говорится в послании. Далее архиепископ Логин утверждает: «Церковь — духовный и неполитический институт, обучающий паству бороться за истину, она не может просто наблюдать геноцид белорусов, но должна, согласно Святому Учению Христа, быть совестью своего народа, заставляя нас провозглашать следующее: Властью, по данной нам Богом, мы отлучаем от Святой Православной Церкви и провозглашаем анафему бывшему президенту Александру Лукашенко, который носит христианское имя и принадлежит Православной Церкви только по рождению, запрещаем ему приступать к Тайнам Христовым, вспоминать его в православных службах и молитвах до полного раскаяния перед Церковью и белорусским народом. Мы призываем тех, кто все еще служит его сатанинской власти, не подчиняться преступным приказам, так как в противном случае Вас ждут проклятие Ваших потомков в земной жизни и ад в небесной жизни...».

http://drevo-info.ru/news/26358.html

На этой основе Варшавский Синод под председательством Дионисия 09.09.1941 г. решил выдвинуть для Белоруссии трех кандидатов во епископы, из которых Филофей Нарко уже прибыл в Минск и в сопровождении Пантелеймона нанес первый визит генеральному комиссару. Задумано ли назначение архимандрита Нарко в качестве представителя Пантелеймона Варшавой как клин для раскола белорусского православного церковного руководства, или Нарко взялся за изменения по конъюнктурным причинам, в настоящее время еще не может быть полностью установлено. Однако, после того как Варшава, одновременно с Парко, снова направила в Минск открытого врага Пантелеймона архимандрита Финковского с поручением руководить церквами в Минске и окрестностях, можно сделать вывод, что Варшава выступает за то, чтобы разрушить путем внедрения Нарко и Финковского учрежденное генеральным комиссаром руководство Белорусской Православной Церкви. Но этим было бы положено начало развитию, препятствующему необходимому укреплению автокефальной нациопачьной Белорусской Православной Церкви, и таким образом с самого начала пресечены замыслы распространения конфессиональной белорусской самобытности на культурный и политический секторы [...]. ВА, R58/220. В1. 83, 87–90. Машинописный экземпляр. Письмо администратора автокефальной Украинской Церкви архиеп. Поликарпа (Сикорского) еп. Венедикту (Бобковскому) с предложением передать приходы Полесской епархии архиеп. Александру (Иноземцеву) Луцк, 25 февраля 1942 г. 232 Его Преосвященству, Преосвященнейшему Венедикту, епископу Гродненскому. Рад известить Вас, что единым высшим канонично правильным церковным главой на всех освобожденных украинских землях является администратор Святой Автокефальной Православной Церкви, которым являюсь я. Уже как администратор любезно прошу Вас тс приходы, которые принадлежали к Полесской епархии в границах еще до немецко-польской войны и которые населены украинцами, вернуть Полесской епархии и передать их управляющему Полесской епархией – Высокопреосвященному Александру, архиепископу Полесскому и Пинскому, и уведомить меня об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением Всебелорусского Собора от 3 марта 1942 г. была восстановлена М. и М. е., ее возглавил Филофей (Нарко), возведенный в сан архиепископа и занявший должность заместителя митрополита всея Беларуси (позднее глава самопровозглашенной Белорусской автокефальной православной Церкви). В оккупационный период в границах Могилёвской обл. были открыты 45 церквей. Приходы Бобруйской и Полесской областей сначала окормлял Мозырский епископ Автономной УПЦ Николай (Автономов). После его отстранения общины перешли в ведение хиротонисанного 24 окт. 1943 г. архиереями Белорусской автокефальной Церкви еп. Мозырского и Гомельского Григория (Боришкевича), в 1944 г.- под управление еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо). В документе Совета по делам Русской Православной Церкви от 29 апр. 1944 г. Василий (Ратмиров) упоминается как «архиепископ Калининский, Смоленский и Могилёвский». Возможно, это было связано с тем, что в февр. 1944 г. были освобождены от фашистов вост. районы Могилёвской обл. (Быховский, Рогачёвский), Могилёв был освобождён 28 июня 1944 г. 4 сент. 1944 г. было принято решение о перемещении архиеп. Василия (Ратмирова) на Минско-Могилёвскую кафедру «с поручением ему и других епархий Белоруссии, не имеющих своего епископа». М. и М. е. прекратила существование. Далеко не все клирики, рукоположенные или вернувшиеся к церковному служению в оккупационный период, смогли получить регистрацию в послевоенный период. В 1944 г. к 45 действующим храмам добавились 2, в 1945 и 1947 гг.- еще по одному (в 1947 по ходатайству архиеп. Василия зарегистрирован приход в Кричеве, настоятель которого свящ. Иосиф Янович с 1945 добивался регистрации). Трем общинам в тот же период было отказано в регистрации, их храмы были закрыты (в 1947 закрыты храмы в селах Беседовичи Хотимского р-на, Куликово Мстиславского р-на). В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. упразднение церквей и снятие с регистрации священнослужителей стали систематическими. В 1948 г. были закрыты храмы в селах Браково Могилёвского р-на и Селецкое Костюковичского р-на.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010