Филофей и был хиротонисан 23 ноября 1941 г. во епископа Слуцкого. Он стал в основном следовать прорусской политике Владыки Пантелеймона. Финковского же архиепископ Минский запретил в священнослужении, и тот вместе с несколькими подобными священниками уехал в Полесскую епархию к архиеп. Александру (Иноземцеву). Именно здесь – на юге Белоруссии возник еще один конфликт. Архиеп. Александр указом Патриаршего Местоблюстителя Сергия в мае 1941 г, был уволен на покой, но с приходом Вермахта вновь вступил в управление епархией. После того как Пинская и Брестская области, частично населенные украинцами, были переданы в состав рейхс-комиссариата «Украина», архиепископ начал действовать совместно с украинскими националистами и в конечном итоге вместе с ей. Поликарпом (Сикорским) явился основателем автокефальной Украинской церкви. При этом архиеп. Александр стал претендовать и на приходы Брестской области, которыми управлял прорусски настроенный еп. Венедикт (Бобковский). 25 февраля 1942 г. еп. Поликарп, назначенный митр. Дионисием администратором автокефальной Украинской православной церкви, обратился с письмом к еп. Венедикту, прося передать управляемые последним приходы архиеп. Александру. В публикуемом ответе Владыка Венедикт рекомендовал администратору подождать результатов выбора архиерея духовенством или назначить в Брест уважаемого верующими еп. Иоанна (Лавриненко). Последнее было для Поликарпа невозможно, так как еп. Иоанн принадлежал к автономной Украинской Церкви, входившей в состав Московской Патриархии и отвергавшей власть администратора. В итоге именно Иоанн и стал епископом Брестским. 128. Из «Сообщения о событиях на территории СССР JV» 73» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД Берлин, 4 сентября 1941 г. [...] Религиозная жизнь. Согласно единодушным сообщениям интерес белорусского и русского населения к греко-православной церковной жизни растет и дальше. Открытия церквей постоянно воспринимаются как очевидные признаки произошедшей в результате германской оккупации смены эпох.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не меньшее значение имеет основа перевода – греческий, церковнославянский, русский, польский или латинский текст. Разнообразие переводов, их положительные и отрицательные стороны актуализируют тему переводов Священного Писания. Историю современных переводов можно проследить с начала ХХ в. Однако тогда еще не было общепризнанной грамматики и лексики белорусского языка. К концу ХХ в. филологические споры начали утихать и сам язык переводов стал лучше. Примерно с 1988 по 1998 гг. в Канаде были сделаны переводы под руководством предстоятеля Белорусской автокефальной православной церкви митрополита Николая (Мацукевича). Было переведено Евангелие (1992–1995), Апостол и сборник из 285 паремий (1998) [Аудзяюк, 2014]. По мнению доктора филологических наук профессора Ивана Чароты, лексика данного перевода содержит слова, характерные только для закрытой эмигрантской среды, поэтому он плохо понятен для современных читателей в Белоруссии [Чарота, 2006]. Довольно популярный перевод всех библейских книг берет свое начало в 1994 г., когда вышел в свет перевод книги Песнь Песней Василия Семухи. Первоначально В. Семуха сотрудничал с библейской комиссией Белорусской Православной Церкви, однако, не удовлетворенный затяжкой в работе комиссии, он покинул ее и стал издавать собственные труды. В 1995 г. вышел его перевод Нового Завета и Псалтири [Бокун, 2011, 32]. В 2002 г. появился полный перевод Священного Писания, сделанный в содействии с канадской организацией «Глобальное миссионерское служение». Первое издание вышло в Минске под редакцией канадского пастора Юрия Рапецкого и с благословением митрополита Белорусской автокефальной православной церкви Николая (Мацукевича) [Родау, 2010]. В соответствии с протестантским представлением о каноне книг Священного Писания издание состояло из 39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Антоний Бокун, один из современных переводчиков Священного Писания, характеризует его как новый стилистический опыт в библейском переводе. К отрицательным сторонам относится его вольность при переводе сложных мест в Писании, диалектное написание библейских наименований, иногда с полной потерей их этимологии, и использование орфографии, не соответствующей нормам современного белорусского языка [Родау, 2010]. В. Семуха использовал классическое белорусское правописание, или тарашкевицу 1 , хотя сейчас принята другая орфография.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

172-173 173-174 174-178 ГАБРА МАСИХ (1419-1522), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 3 маскарама (31 авг., в год, предшествующий високосному, - 1 сент.)) 178-179 179-180 ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) 180-185 ГАВВАФА [арам. , - возвышение; греч. Γαββαθ], место в Иерусалиме, где Иисус Христос предстал на суд перед Понтием Пилатом 185-186 186-187 187-191 ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 191-193 ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 193-195 195-197 ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 197-198 ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) 198-199 ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 199-200 ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/vol/x.html

Автокефальное белорусское православие появилось в 1920-е годы XX века при активной поддержке большевизма, сделавшего ставку на обновленчество и церковный раскол. В годы Великой Отечественной войны идею автокефалии реанимировали белорусские коллаборанты. Немцы поддержали этот проект и под давлением оккупационных властей автокефалия формально была объявлена. Таким образом, эта идея также носила определенный идеологический и политический характер. Неоязычество, как указывает Гронский, зародилось в 1960-70-е годы в среде аспирантов кафедр истории КПСС, которые получили доступ к трофейным документам нацистской Германии. В 1980-е годы на волне " возвращения " к условным или " изобретенным " практикам, неоязычество стало набирать популярность в молодежных субкультурах. Официально они не зарегистрированы и действуют как молодежные или культурные организации. Неоязычество считает себя этнической религией. В Белоруссии неоязычники делятся на три группы: русские неоязычники, связанные с русским национализмом, белорусские славянские неоязычники, связанные с белорусским национализмом, и литвинские неоязычники, которые считают, что белорусы – это " балты " , то есть литвины. Все три религиозные направления, о которых говорил А.Д. Гронский, связаны с агрессивно-националистической политикой, направленной против канонического единства Русской Православной Церкви. Для автокефалистов, униатов и неоязычников национальный вопрос является основным. Носители этих религиозных идентичностей претендуют на курирование не только религиозной, но и политической повестки в Белоруссии. Опасность этих религиозных формирований заключается в том, что их поддерживают политики, заинтересованные в разделении русского и белорусского народов. Эти религиозные течения рассматриваются как идеологические маркеры сепаратности, отдельности Белоруссии от России. С докладом А.Д. Гронского " Религиозно-политические вызовы Православию в современной Белоруссии " можно познакомиться по ссылке. В работе лектория " Крапивенский 4 " приняли участие ученые из РПУ св. Иоанна Богослова, Московской духовной академии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Воронежского госуниверситета, МГИМО МИД РФ, Русской экспертной школы, Научно-аналитического центра ВРНС.

http://religare.ru/2_120245.html

Выступавшие один за другим критиковали власти за " холодное отношение к белорусскому языку " . Однако при этом в президиуме сидели представители этой самой власти - министр культуры Павел Латушко, уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляка, представители министерств иностранных дел, информации, образования, экономики. Больше всего делегатов съезда возмущало то, что белорусский язык мало используется в официальных структурах страны. А предложение одного из делегатов объявить единственным государственным языком в стране белорусский язык вызвало бурю аплодисментов. Решительнее всего были настроены делегаты белорусской диаспоры из России - один из них предложил отколоться от Русской Православной Церкви и создать белорусскую церковь. В ответ на эти призывы министр культуры Павел Латушко сообщил, что намерен расширить применение белорусского языка в своем министерстве. Весьма символично, что работу съезда освещали представители ведущих белорусских официальных СМИ. Ранее журналисты белорусских официальных изданий подобные мероприятия оппозиции игнорировали, отмечает издание. " Помимо призывов запретить русский язык в Белоруссии, создать автокефальную церковь, делегаты приняли и такое обращение - объявить 23 августа, день, когда был подписан договор о ненападении Германии на Советский Союз, днем жертв сталинских репрессий. То есть, если ОБСЕ недавно возложила равную ответственность и на Германию и на СССР , то в данном случае речи о нацизме вообще не шло. Это говорит о том, что некоторые участники съезда и их идейные предтечи сотрудничали с Гитлером. Именно поэтому они и не хотят упоминать о нацизме в отрицательном смысле. Это суть организации " Батькывшина " " , - заметил политолог Н.Сергеев. " Удивительно, что власти начали вести с этой организацией какие-то переговоры. Ведь это абсолютно антироссийская и антибелорусская организация. Ее руководство даже освобождение западной Белоруссии в сентябре 1939 года называет оккупацией. А между прочим, в результате этого похода Красной армии, Белоруссия получила половину своей нынешней территории.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/07/21/ni...

Приходы Антиохийского Патриархата в В. являются частью Епархии Зап. и Центр. Европы и объединяют в основном арабов-христиан. Также в В. действуют общины неканонических деноминаций: Белорусская православная автокефальная церковь (3 прихода), Украинская православная автокефальная церковь (17 приходов), Польская православная церковь за границей (7 приходов), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат, 36 приходов). Римско-католическая Церковь в В. разделена на 7 митрополий (Бирмингем, Кардифф, Глазго, Ливерпуль, Сент-Андрус и Эдинбург, Саутуарк, Вестминстер) и состоит из 23 епархий, 1 военного ординариата, 1 апостолического Экзархата для украинцев визант. обряда (всего 3191 приход, 5 млн 653 тыс. чел.). В стране существуют также 30 приходов Армянской Апостольской Церкви, 7 - Коптской Православной Церкви, 10 - Эфиопской Православной Церкви, 6 - Сиро-Малабарской Церкви, 7 - Древней Ассирийской Церкви Востока. Протестантские церкви, деноминации и секты. Англикан. Церкви в В. представлены Церковью Англии - 16 110 приходов, к-рая является гос. Церковью, Епископальной Церковью Шотландии - 312 приходов, Церковью Уэльса - 1500 приходов, Церковью Ирландии - 457 приходов (всего ок. 26 млн чел.). Среди пресвитерианских церквей В. ведущее место занимает также имеющая гос. статус Церковь Шотландии - 1593 прихода. Пресвитерианская церковь Ирландии включает 600 приходов, Объединенная реформированная церковь - 1700 приходов и Пресвитерианская церковь Уэльса - 1013 приходов (ок. 1,5 млн чел.). Методистские церкви представлены конгрегациями различных направлений, наиболее крупной является Методистская церковь Великобритании - 8222 прихода. Баптистские общины объединены в Союз баптистов Великобритании (550 тыс. чел.), Союз баптистов Шотландии (38 тыс. чел.) Союз баптистов Уэльса (60 тыс. чел.), Союз баптистов Ирландии (22 тыс. чел.); кроме того, существуют и независимые баптистские церкви. В стране также есть общины братьев (Христианские братья (Открытые) - крупнейшая орг-ция, 124 тыс. чел.), конгрегационалистов, пятидесятников (крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога, 135 тыс. чел.), квакеров (17 тыс. чел.), Армии Спасения (272 тыс. чел.) а также адвентистов седьмого дня (23 тыс. чел.), мормонов (174 тыс. чел.), свидетелей Иеговы (250 тыс. чел.), унитариев (28 тыс. чел.), сведенборгиан (т. н. Церковь Нового Иерусалима - 140 чел.), сайентистов (т. н. Христианская наука - 21 800 чел.), кристодельфиан (17 900 чел.). В последние годы в В. появилось большое количество харизматических общин, созданных выходцами из Африки и стран Карибского бассейна, поли- и моноэтнических. Законодательство В. о религии

http://pravenc.ru/text/150119.html

Православные аналитики и эксперты, в целом, позитивно, а порой и восторженно оценили решения Священного Синода. Так первый замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, замглавы Всемирного русского народного собора профессор МГУ Александр Щипков в интервью РИА Новости назвал нового главу Белорусского экзархата епископа Вениамина (Тупеко) человеком «очень ясного канонического церковного сознания» и «очевидным противником автокефальных настроений». «Владыка Вениамин – человек очень ясного и строгого канонического церковного сознания, и он очевидный противник автокефальных настроений, которые, к сожалению, в последние десятилетия искусственно инспирировались, провоцировались в Белоруссии по украинской модели», – заявил Щипков. В свою очередь известный православный блогер, священник Георгий Максимов считает, что «главное событие последнего Синода – снятие четырёх архиереев с кафедр за провинности и отдача троих из них под церковный суд». «Такого раньше не было. Считаю это крайне важным положительным событием, знаком очищения нашего церковно-административного аппарата», – написал он на своей странице в ВКонтакте и предложил посмотреть свой видео-комментарий. Глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ публицист Кирилл Фролов считает, что «епископ Вениамин – это ревнитель единства Великой, Малой и Белой Руси, умный, образованный монах, предельно доступный людям, ревнитель канонизации великого апостола Белой Руси, ликвидировавшего унию и этим вернувшего Белую Русь в Россию, митрополита Иосифа (Семашко)». Об этом публицист пишет в заметке «Священный Синод Русской Православной Церкви принял историческое решение», опубликованной на сайте Изборского клуба. «После того как синодальные " журналы " были опубликованы, один из коллег автора этих слов задал вопрос: можно ли назвать случившееся " консервативной революцией Патриарха Кирилла " ? Как мне кажется, применять этот политологический термин к церковной жизни не вполне верно, хотя... В каждом допущении есть доля допущения. А в том, что Святейший Владыка и возглавляемый им Священный Синод – идейные консерваторы, лично я нисколько не сомневаюсь», – пишет заместитель главного редактора сайта «Царьград» Михаил Тюренков .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/28/ka...

С началом второй мировой войны и присоединением Зап. Украины и Зап. Белоруссии к СССР П. вступил в права управляющего приходами Гродненской епархии (прежний Гродненский еп. автокефальной Польской Церкви Савва (Советов) в сент. 1939 бежал со своей кафедры в Германию). 17 окт. 1939 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) утвердил прежний титул П. как архиепископа Пинского и Новогрудского с присвоением права ношения на клобуке бриллиантового креста и назначил его экзархом Московской Патриархии по епархиям зап. областей Белоруссии и Украины (при этом архиеп. Пинский и Полесский Александр (Иноземцев) сохранял свою кафедру до июня 1941). П. продолжал пребывать в Жировицком мон-ре, где было устроено временное управление экзархатом и приходами Гродненской епархии. В своем послании к епископам западноукраинских и западнобелорусских епархий П. запретил поминать за богослужением имя Варшавского митр. Дионисия (Валединского) и предложил письменно подтвердить признание канонической власти митр. Сергия. В качестве экзарха П. признал только Острожский еп. Симон (Ивановский). Епископ Пинский Александр (Иноземцев) и архиеп. Волынский Алексий (Громадский ; впосл. митрополит) в ответ на обращение П. самочинно учредили собственный синод, претендовавший на управление приходами Зап. Белоруссии и Зап. Украины. 24 июня 1940 г. митр. Сергий назначил П. архиепископом Гродненским и Вилейским и одновременно освободил его от обязанностей патриаршего экзарха зап. областей Украины и Белоруссии (эту должность занял в окт. того же года архиеп. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит)). 24 марта 1941 г. в Гродненской епархии было учреждено Брестское викариатство , в которое вошли приходы, ранее составлявшие зап. часть Пинской епархии. Брестским епископом по ходатайству П. был избран его соратник по борьбе за правосл. веру в Зап. Белоруссии настоятель Жировицкого мон-ря Венедикт (Бобковский ; впосл. архиепископ). Во время Великой Отечественной войны П. остался на территории, оккупированной нем. войсками (кроме него на архиерейских кафедрах в Белоруссии в начале оккупации оставался только еп. Венедикт). В июле 1941 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) назначил П. экзархом Белоруссии. Нем. власти выразили готовность признать П. главой правосл. Церкви в Белоруссии. 3 окт. 1941 г. П. и еп. Венедикту были переданы требования руководства оккупационного округа «Белоруссия», при условии выполнения к-рых церковная деятельность могла быть разрешена: Белорусская Церковь должна была именоваться автокефальной и не могла иметь никаких связей ни с Московским Патриархатом, ни с Православной Церковью в Польше, ни с Берлинской епархией РПЦЗ. 6 окт. П. и еп. Венедикт согласились с требованиями нем. властей, оговорив, что автокефальный статус Белорусской Церкви имеет временный характер и что в дальнейшем необходимо его признание др. Церквами в каноническом порядке.

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Такие радикальные геополитические и военно-политические трансформации в центре Европы, как выход из ОДКБ и закрытие российских военных объектов, могут иметь самые катастрофические последствия, подчеркивает он. По мнению эксперта, подобные вещи чреваты, в самом крайнем случае, горячей войной, но, если ее удастся избежать, то холодная война начнется точно. Оппозиционеры намереваются создать т.н. «белорусскую автокефальную церковь» взамен Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. Касаясь требований создать т.н. «белорусскую автокефальную церковь», а также перевести систему образования от детских садов до университетов на белорусский язык, Олег Романов предупредил, что насилие в этой сфере чревато драматическим, чтобы не сказать трагическим, общественным расколом. Авторы «реанимационного пакета» также собираются: провести «комплексную декоммунизацию и десоветизацию» Белоруссии; вернуть в качестве государственных символов бело-красно-белый флаг и герб «Погоня»; вернуть белорусскому языку статус единственного государственного языка, а русскому языку предоставить статус языка межнационального общения; популяризовать «национальных героев с уклоном на XIX и XX век», в частности, лидера восстания против властей Российской империи Кастуся Калиновского «как политического основателя современной белорусской нации, как символа борьбы белорусов за свободу и независимость»; перейти на стандарты НАТО, начать готовить военные кадры с направлением белорусских военных в образовательные учреждения и центры стран НАТО, подать заявку на членство в Североатлантическом альянсе; присвоить белорусским воинским частям и образовательным учреждениям имен «белорусских национальных героев»; провести широкомасштабную приватизацию и развить «полноценный» рынок земли для «полноценного использования» потенциала транснациональных корпораций; провести реструктуризацию, модернизацию, частичную или полную приватизацию больших и средних госпредприятий; запретить продажу российским компаниям объектов белорусской инфраструктуры; начать подготовку к присоединению Белоруссии к будущей системе поставок сжиженного природного газа из США в Восточную Европу; сократить «избыточное» количество больничных коек; передать частному бизнесу ритуальные услуги.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/20/na...

После заключения Рижского мирного договора (1921) и присоединения западной части Волыни к Польской Республике Здолбуновское братство стало центром сопротивления тенденциям по автокефализации Православной Митрополии в Польше. На Соборе православных епископов, открывшем свою работу 24 января 1922 г. в Варшаве, были приняты «Временные правила об отношении правительства к Автономной Православной Церкви в Польше». В этом документе, подготовленном Министерством исповеданий и народного просвещения Польской Республики, предусматривалась возможность широкого вмешательства государства в вопросы церковной жизни. Принятие «Временных правил» создавало условия для подготовки провозглашения автокефалии Православной Митрополии в Польше. Не согласившись подписать «Временные правила», епископ Пинский и Полесский Пантелеимон (Рожновский) (1867–1950) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий) (1873–1959), управляющий Гродненской епархией, заявили о своем желании сохранить каноническое единство с Русской Православной Церковью. Составив письменный протест, они передали его Святейшему Патриарху Московскому и Всероссийскому Тихону (Беллавину) при посредстве иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 г. инкогнито совершил поездку в Москву . Одним из средств укрепления позиций противников польской автокефалии было принятое 24 января/6 февраля 1922 г. Святейшим Патриархом Московским и Всероссийским Тихоном (Беллавиным) и Священным Синодом Православной Российской Церкви решение о наделении Здолбуновского Богородичного братства ставропигиальным статусом, а его председателя иеромонаха Тихона – саном архимандрита . Развитие польского автокефального проекта побудило сторонников канонического единства с Русской Православной Церковью предпринять попытку консолидировать свои силы для организации сопротивления церковному сепаратизму. По представлению управляющего Гродненской епархией епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого) Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод своим постановлением 185 от 8 февраля 1922 г. назначили архимандрита Тихона (Шарапова) настоятелем Свято-Успенского Жировичского монастыря . В этом назначении просматривается попытка превратить древнюю белорусскую обитель, регулярно посещавшуюся православными паломниками, в центр противодействия польской автокефалии. Вскоре после переезда в Жировичи, распоряжением епископа Владимира, архимандрит Тихон был назначен благочинным монастырей Гродненской епархии и исполняющим обязанности благочинного приходов Бытеньского округа Гродненской епархии . Этим назначением значительно усиливались позиции архимандрита Тихона, который получал возможность распространять свою деятельность за пределы Жировичского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6192400

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010