Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение, в котором предлагает Его Святейшеству возглавить международный организационный комитет по празднованию данного юбилея при участии Предстоятеля Украинской Православной Церкви и Патриаршего экзарха всея Беларуси. В обращении также отмечена важность всесторонней поддержки празднования юбилея со стороны государственных властей и общественности России, Украины и Белоруссии. Обращение поддержано Преосвященным митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить Церковно-общественный организационный комитет по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при участии митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, иерархов и представителей общественности России, Украины и Белоруссии. 2. Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по изучении поступивших предложений, сформировать состав Организационного комитета. 3. Направить Президентам России, Украины и Белоруссии предложения о взаимодействии государственной власти трех стран с Церковно-общественным организационным комитетом по подготовке и проведению празднования 1025-летия Крещения Руси.   ЖУРНАЛ 12 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 3 сентября и 21 декабря 2012 года.   ЖУРНАЛ 13 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского Митрополичьего округа, о состоявшемся заседании Синода Среднеазиатского Митрополичьего округа.

http://patriarchia.ru/db/text/2842953.ht...

Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви. В некоторой степени это решение понизило статус организации, поскольку Ассоциация стала структурным подразделением одного из отделов Экзархата — Отдела церковной благотворительности и социального служения По мнению протоиерея Кирилла Шолкова, руководителя отдела, «Ассоциация для нас — лучший вариант, поскольку сестричества подчиняются священникам и архиереям, и у нас нет необходимости в централизованной организации» Однако в настоящий момент неясно, как будет функционировать ассоциация и будут ли у неё возможности для реализации международных проектов, аналогичные возможностям Союза сестричеств. Например, Елена Зенкевич не в полной мере разделяет оптимистический взгляд на будущее ассоциации. Следует отметить, что за последние двадцать лет произошёл существенный количественный рост сестричеств: речь идёт о почти семикратном увеличении (см. таблица 1). Таблица 1. Число сестричеств Белорусской Православной Церкви. Источник: 5]. Год              Количество сестричеств 1999 около 200   Сведения, приводимые в таблице, учитывают как зарегистрированные, так и незарегистрированные организации, поэтому расходятся с официальными данными. Согласно информации, размещённой на сайте Уполномоченного по делам религий и национальностей, в Беларуси зарегистрировано 15 братств и 10 сестричеств . При учёте незарегистрированных организаций количество сестричеств достигает почти 200, а братств — 35 . Отсутствие формальной регистрации объясняется тем, что в большинстве случаев социально-благотворительная деятельность осуществляется без регистрации, в качестве структурных подразделений приходов. Поскольку число членов братств/сестричеств колеблется от 3 до 200, можно утверждать, что в данную работу сейчас вовлечено несколько тысяч человек, при доминировании Минска и западных регионов Беларуси (особенно Брестской области). Как было отмечено митрополитом Павлом (Пономарёвым), занимающим пост предстоятеля БПЦ с декабря 2013 года, «Долгие годы социальное служение в Белорусской Православной Церкви осуществлялось почти исключительно силами сестёр милосердия»

http://bogoslov.ru/article/6165122

Высшим Церковным Советом были утверждены отчеты о работе синодальных учреждений за 2013 год и планы работы синодальных учреждений на 2014 год. Было принято Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с угрозой насильственных действий в отношении канонической Церкви на Украине. Высший Церковный Совета обсудил темы: издания корпуса документов Русской Православной Церкви, методик преподавания в духовных учебных заведениях (по программе бакалавриата), создания учебников для бакалавриата духовных учебных заведений, подготовки учебных пособий для мигрантов-выходцев из Китая, работы с мигрантами из числа выходцев из мусульманских стран, формирования базы проектно-сметной документации по строительству храмов. Высший Церковный Совет утвердил следующие документы: учебную программу для бакалавриата духовных учебных заведений по предмету «Обзор новейших законодательных актов Русской Православной Церкви», Методические рекомендации по организации семинаров и руководству письменными работами студентов в духовных учебных заведениях. Также были приняты за основу, с последующей доработкой назначенной Высшим Церковным Советом рабочей группой и утверждением Святейшим Патриархом: Положение о войсковом казачьем священнике и документ, касающийся предоставления образовательным организациям права осуществления программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2014 года.   ЖУРНАЛ 61 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 26 июня 2014 года.

http://patriarchia.ru/db/text/3695943.ht...

Актуальные вопросы работы воскресных школ обсудили на семинаре-совещании епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви 20 апреля 2021 г. 18:15 16 апреля 2021 года на базе Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви состоялся республиканский онлайн-семинар «Актуальные вопросы функционирования системы начального религиозного образования Белорусского экзархата». В работе семинара приняли участие представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви, Издательского совета Белорусского экзархата, а также лица, ответственные за работу воскресных школ в епархиях. В ходе встречи были рассмотрены актуальные вопросы работы воскресных школ Белорусской Православной Церкви. Участники семинара ознакомились с разработанной Синодальным отделом религиозного образования и катехизации дистанционной площадкой повышения квалификации педагогов и администраторов воскресных школ. Благодаря использованию современных коммуникационных технологий данная площадка обеспечивает возможность педагогам из всех регионов Беларуси свободно повышать свою квалификацию и делиться опытом с коллегами. Подробнее ознакомиться с данной платформой можно на сайте Синодального отдела . Особое внимание в ходе семинара было уделено республиканскому мониторингу системы начального религиозного образования. Своевременность и актуальность его проведения обусловлена необходимостью развития системы коммуникации между воскресными школами и создания сообщества преподавателей воскресных школ. Для участников семинара был проведен мастер-класс по заполнению электронных анкет, таблиц, Google-kapm и других форм, необходимых для осуществления исследования. Одним из важнейших в повестке совещания были вопросы комплектования библиотек воскресных школ литературой о Белорусских святых, а также учебно-методического обеспечения преподавания в воскресных школах тем, связанных с жизнью и служением святых, в земле Белорусской просиявших, подвигом новомучеников. При поддержке Издательского совета Белорусского экзархата участникам семинара был представлен перечень изданий по данной тематике.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  Сестричества и Союз сестричеств Возрождение братств и сестричеств открыло новые возможности для социальной, образовательной и благотворительной миссии Белорусской Православной Церкви. В стране росла религиозность, и возрождаемые организации пополнялись людьми, готовыми служить Церкви и обществу (в том числе оказывая помощь нуждающимся). Как правило, братства и сестричества стремились получить официальную регистрацию, приобрести статус юридического лица. Стремление объяснялось желанием иметь определённую степень автономности, в том числе в плане сбора пожертвований на социальные инициативы и участия в грантовых конкурсах международных фондов. Позднее на самых высоких уровнях БПЦ было решено структурировать и унифицировать процесс регистрации: юридический отдел Экзархата подготовил единый текст Устава братств и сестричеств. Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества В ноябре 2000 года был учреждён Союз сестричеств милосердия (ССМ) , что позволило в некоторой степени формализовать деятельность сестричеств в Беларуси. С начала своей деятельности Союз не имел официальной регистрации, но в 2008 году получил статус «обособленного структурного подразделения» Белорусского Экзархата. Одна из главных целей Союза, закреплённая в официальных документах, заключалась в «возрождении и развитии социального служения Белорусской Православной Церкви на основе христианских ценностей и традиций» Обычно в Секретариате ССМ трудилось 3-4 штатных сотрудника, из них только двое работали на полную ставку. В основном деятельность организации строилась вокруг следующих направлений: (1) развитие сотрудничества и диаконического служения, (2) информационно-образовательная деятельность, (3) проектная деятельность и (4) организационно-административная деятельность. При этом наиболее успешной была проектная деятельность: ССМ принимал участие в ряде международных проектов, таких как «Без барьеров» (помощь людям с инвалидностью), «Женщины в действии», «Помощь жертвам домашнего насилия» и ряде других. В большинстве случаев финансирование осуществлялось за счёт грантов, предоставленных иностранными религиозными объединениями или международными организациями. Финансовая помощь от Экзархата практически отсутствовала, а добровольные пожертвования, собираемые в Беларуси, не всегда покрывали даже базовые расходы Союза сестричеств 5].

http://bogoslov.ru/article/6165122

У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры, видевшие белорусскую державу и как продолжательницу традиций древнерусской государственности, и как наследницу Великого Княжества Литовского. Именно благодаря провозглашению БНР в будущем стало возможным появление БССР — в границах которой после распада Советского Союза и была создана независимая Республика Беларусь. Как мы видим, провозглашение БНР является важным эпизодом в истории формирования идеи белорусского государства, а потому не должно остаться без внимания — особенно в столь значимую юбилейную дату». Таким образом, официальный представитель Белорусского Экзархата отметил значимость празднуемого юбилея, что является очевидным реверансом в сторону белорусских националистов. Но он не стал создавать икону из факта провозглашения БНР и даже аккуратно осудил оголтелый национализм. «Вместе с этим мы считаем важным напомнить, что подлинный патриотизм — это любовь к своему народу, а не ненависть к его соседям», — отметил протоиерей. Само юбилейное событие в его интерпретации является ни чем иным, как одним из звеньев в исторической цепи. А последним звеном является современная белорусская государственность. Свое выступление он завершил словами: «Да благословит Господь Беларусь и да ниспошлет всем нам мир, любовь, тепло и познание истины. Слава Христу, и да здравствует Беларусь!». Что можно понять из выступления председателя Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата? Во-первых, официальный церковный Минск благословляет ныне действующее белорусское государство. Во-вторых, Белорусский Экзархат не имеет сентиментальных эмоций в отношении БНР и дистанцируется от националистов, мечтой которых является возрождение БНР. В-третьих, официальный представитель Белорусского Экзархата на 100-лети БНР не стал проповедовать идеи русского мира. Почему не стал? Об этом знает только он. Здесь можно много рассуждать. Собравшаяся аудитория его бы не услышала? Произошел был конфликт и скандал прямо во время празднования? Желание быть услышанным теми, кто всегда считал Белорусский Экзархат инструментом внешнего влияния на белорусский народ? А может просто личное неделание? Может и так. Сказать сложно. Но главное, что Лепин попытался донести до слушателей евангельский взгляд на жизнь человека, на политику и вопрос государственной независимости: «Граница между свободой и несвободой проходит по сердцу каждого человека. Не много пользы из внешней свободы сможет извлечь тот, кто является рабом своих страстей, чья душа исполнена ненавистью, ложью, клеветой, завистью, алчностью, злостью и жаждой разрушения».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ku...

Николай Коханович, публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: Куда дрейфует Белорусский Экзархат? Туда же, куда и современная Республика Беларусь- в направлении " автокефальной Поместной Церкви Минского Патриархата " , " оранжевой революции " и майдана. 1. Автору " Но почему официальный представитель Экзархата называет митрополита Семашко деятелем белорусского национального возрождения? Разве мог им быть церковный деятель николаевской эпохи? " А почему не мог?! Не потому ли, что Российская Империя при императоре Николае I Павловиче была " тюрьмой народов " ?! По моему мнению, уважаемый автор находится в плену коммунистических идеологем и исторических мифов, и туда же (в плен) призывает и своих читателей!.... Кроме того, об особенностях западнорусского (белорусского) населения писал еще и Ф.М.Достоевский в своих Дневниках писателя. Он тоже, белорусский националист?! К чему автор вешает ярлык " националист " ?! Разве в процитированных словах представителей белорусского духовенства есть упоминание национализма?! Нет! Тогда, выходит, что автор приравнивает понятия " национального возрождения " и " национализм " , что далеко не одно и тоже! Следует также отметить, что Православие не надо пытаться вписать в белорусскую национальную идею, поскольку Оно и так является и всегда будет являться основой ЛЮБОЙ национальной идеи потомков крещенных в Днепровской Купели Св.Владимиром. Как бы эта идея не называлась, кроме откровенно богоборческих (на вроде, коммунистических). Даже, идея украинства задыхается без Православия.... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ku...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священнослужители, богословы, ученые и издатели обсудили проблемы и перспективы использования белорусского языка в Церкви 18.03.2013 14 марта 2013 года в приходском доме Петропавловского собора г. Минска состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы использования белорусского языка в Белорусской Православной Церкви . На форум собрались представители духовенства из различных епархий Белорусского экзархата, православной интеллигенции, средств массовой информации. Одной из целей круглого стола стала попытка переломить стереотипы, часто формируемые СМИ, о невозможности использования белорусского языка в Православной Церкви. Началось мероприятие совместной молитвой «Отче наш» на белорусском языке. Открыл работу круглого стола настоятель Петропавловского собора протоиерей Георгий Латушко. Он определил основные проблемы, предлагаемые для обсуждения. С темой «Белорусский язык в Церкви: современность и перспективы» выступил профессор Минской духовной академии протоиерей Сергий Гордун, который рассказал о собственном опыте проповеднической деятельности с использованием национального языка, об издании в его переводе православного молитвослова на белорусском (Минск, 2012), дополненного тремя канонами, читаемыми при подготовке к Причащению, а также Пасхальным каноном, и уже выдержавшего два издания. Им же написаны предисловия, первое из которых касается молитвенного правила и его значения в жизни христианина, а второе посвящено подготовке ко Святому Причащению и особенностям подготовки к Причащению на Пасху и на Пасхальной неделе. Как отметил отец Сергий, белорусский язык не стал причиной непонимания смысла молитвы, скорее наоборот, заставляет прислушаться к особому звучанию слов, которые приобретают необычную мелодичность. О деятельности Библейской комиссии Белорусской Православной Церкви, созданной в 1989 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, рассказал профессор Белорусского государственного университета, секретарь Библейской комиссии и переводчик Иван Чарота. За 18 лет деятельности Комиссии на белорусский язык были переведены четыре Евангелия, богослужебное Евангелие и другие книги. Задача Комиссии состоит в том, чтобы сделать белорусский язык богослужебным, доступным в литургическом служении. Как отметил профессор И. Чарота, в мире существует 15 переводов текстов Библии на белорусский язык, но ни в одной из христианских конфессий они не используются в богослужебной практике, кроме Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/news/14874.html

На ХХ Минской международной книжной выставке состоялась презентация факсимильной копии Полоцкого Евангелия 7 февраля 2013 г. 20:19 6 февраля 2013 года в рамках открытия ХХ Минской международной книжной выставки-ярмарки состоялась презентация факсимильной копии Полоцкого Евангелия. Выпуск факсимильного издания стал результатом совместной работы Национальной библиотеки Беларуси, Национальной академии наук, Издательства Белорусского экзархата, а также Российской государственной библиотеки. Создание копии раритета стало возможным благодаря проекту «Возвращение святынь» Издательства Белорусского экзархата и Международного благотворительного фонда «Семья-Единение-Отечество», стартовавшему в 2009 году. Рукопись XII века относится к древнейшим памятникам белорусской книжной культуры. «Мы знаем еще Туровское Евангелие, но, к сожалению, до нас дошло только 10 страниц из него. А Полоцкое Евангелие — полная книга», — отметил директор Национальной библиотеки Беларуси Р. Матульский. Полоцкое Евангелие написано уставом на 172 листах пергамента, украшено художественными заставками, орнаментированными инициалами и заголовками. Имеет записи известных государственных деятелей Полоцкого княжества XIII-XIV веков. Возможность изготовления цифровой копии памятника белорусам предоставили коллеги из Российской государственной библиотеки. «Мы сейчас систематически работаем над возвращением книжных памятников Беларуси в самых различных формах — либо материально, либо, что чаще всего возможно, в виде факсимильных изданий, — рассказал Р. Матульский. — И это не первый проект, который мы реализуем совместно с Белорусской Православной Церковью . В 2009 году было издано Слуцкое Евангелие, в минувшем году мы вернули в научный оборот " Житие Евфросинии Полоцкой " . И сейчас предствавляем этот проект, значение которого для Беларуси сложно переоценить. Это свидетельство о глубоких духовных корнях, свидетельство об активном распространении Православия на Беларуси». Рукопись будет доступна широкой публике на протяжении во время работы выставки — до 10 февраля. Church.by /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2781523.ht...

Представители Белорусского экзархата приняли участие в состоявшемся в Минске межрелигиозном семинаре « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе» 26 октября 2021 г. 13:44 25 октября 2021 года в Международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау в Минске в рамках цикла образовательных мероприятий «Душепастырская работа и духовное свидетельство в XXI веке» состоялся межрелигиозный семинар на тему « " Открытые проблемы " этики в душепастырской работе». Семинар прошел при организационной поддержке Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», религиозных общин и организаций. Мероприятие было организовано с целью обмена опытом религиозных сообществ на основе традиционных духовно-нравственных ценностей с учетом новейших тенденций в решении так называемых открытых проблем этики. В ходе дискуссий и во взаимодействии в рабочих группах участники поделились примерами своего разнообразного духовного опыта, рассмотрели возможность наилучшего разрешения трудных этико-нравственных дилемм в повседневной жизни современного верующего через призму личной ответственности и осмысления таких феноменов, как покаяние, прощение, примирение. Программа семинара включала обсуждения докладов, дискуссии, мастер-классы, работу в группах. Со стороны  Белорусской Православной Церкви  на семинаре выступили: протоиерей Сергий Гордун, первый проректор  Института теологии БГУ , кандидат богословия, с докладом «Душепастырская работа в контексте вызовов современности»; священник Святослав Рогальский, председатель правления Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла», кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ, с докладом «Вклад  митрополита Филарета (Вахромеева)  в межконфессиональный и межрелигиозный диалог в Беларуси. Начало и продолжение сегодня»; протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия, доцент  Минской духовной академии , клирик Всехсвятского прихода г. Минска, с докладом «Христианский ответ на так называемые " открытые проблемы " экологической этики».

http://patriarchia.ru/db/text/5856044.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010