Как же «отвергли»? Когда говорили: «не от Бога этот человек, Он обольщает народ»: также: самарянин Ты, и бес в Тебе. Ин.7:12,9:16,8:48 ». (Злат., ср. Феофил.). – «Это от Господа»: чудеса и исполнившиеся пророчества доказывают, что сам Бог Отец послал Иисуса Христа быть краеугольным камнем или основанием церкви. – «Дивно в очах наших»: для всех искупленных предметом удивления и благоговения служит то, что Бог послал в мир для них Сына своего Единородного, что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, со славою воскрес и стал краеугольным камнем церкви искупленных. – «Потому»: что иудеи отвергли Иисуса Христа, как основателя церкви, не признали Его Сыном Божиим и Мессиею, тогда как Он действительно истинный Мессия. – «Отнимется от вас»: т.е. от тех иудеев, которые отвергли Христа. – «Царство Божие»: церковь и все духовные блага ее. Они должны бы быть первыми членами сего царства, наследниками церкви Христовой, ибо они были народ избранный Богом и нарочито воспитываемый Им и приготовляемый к принятию Мессии, а они оказались недостойными и неспособными. – «И дано будет народу» и пр.: именем народа обозначаются здесь все будущие члены царства Божия или церкви Христовой. Они представляются как один народ, в соответствие с одним народом, древле избранным Богом (тот – Израиль по плоти, этот – Израиль по духу) и в ознаменование единства в сем народе и духа закона любви. – «Приносящему плоды его»: плоды истинной веры и добродетели, свойственные новому царству (ср. прим. к Мф.3:8 ). Мф.21:44 . и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Употребляя опять образ камня, Господь показывает, что будет с противящимися Ему.– «Кто упадет – разобьется»: Господь представляет Себя под образом камня претыкания (ср. Ис.8:15 ). Кто преткнется и упадет на него, кто соблазнится о Нем, как Мессии, и не признает Его таковым, тот разобьется, погибнет духовно. – «А на кого он упадет – раздавит»: кто останется нераскаянным, того Он осудит на духовную погибель. Речь идет как о суде в настоящей жизни, так и о будущем всеобщем суде. Мф.21:45–46 . И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. «Поняли, что Он об них говорит»: теперь только совопросники поняли весь глубокий смысл речи Иисусовой, направленной против них, как представителей неверия в Мессию Иисуса. – «Боялись народа»: который почитал Господа пророком, а потому в чувстве недовольства, если бы что первосвященники и фарисеи сделали Господу, мог произвести восстание, к которому вообще склонен был народ иудейский. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

По всему сему заповедь о любви, данная Господом, есть новая заповедь. – Как Я возлюбил и пр.: не степень и сила любви означаются сим собственно (хотя и не исключаются), а самый характер любви, любви ко всем во имя искупления всех Христом, а не во имя чего-либо другого. – По тому узнают все и пр.: такою любовью вы будете отличаться от всех, и такая любовь будет признаком, что вы действительно Мои ученики; любовь с каким-либо другим характером не будет таковым признаком. – Что сказано апостолам, то относится, без сомнения, и ко всем верующим во Христа. Потому у христианина и естественная любовь (семейная, родственная, дружеская) должна быть освящена любовью христианской. 36. Ин. 13:36 . Симон Пётр сказал Ему: Господи! куда Ты идёшь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною. Ин. 13:33, 21:1 д. 37. Ин. 13:37 . Пётр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Мф. 26 п. 38. Ин. 13:38 . Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды. Господи, куда Ты идёшь: Господь сказал, что куда Он идёт, вскоре ученики не могут следовать за Ним туда (ст. 33). Пётр, как видно, не понял этих слов вполне, и они возбудили в нём недоумение, которое и выразилось в вопросе, куда Ты идёшь? Господь снова повторяет и ему то же, что сказал всем (ст. 33), именно, что теперь он не может за Ним идти (конечно, по той же причине, по которой и другие не могут идти за Ним; см. прим. к ст. 33), но даёт и ещё более определённый намёк словами – после пойдёшь за Мною (путём мученической смерти), что теперь невозможно и не нужно. Пётр опять не уразумевает речи Господа и недоумевает, почему же теперь он не может последовать за Господом, когда ради Него он готов на всякое самопожертвование даже жизнью (душу положу; ср. 10:11). Господь отвечает ему на сие предсказанием о его отречении, давая тем знать, что Пётр, если бы и хотел теперь следовать за Ним, то ещё нравственно не готов к сему. О предсказании Господом Петру отречения см. прим. к Лк. 22 и далее; Мф. 26:31 и далее и парал. у Марка. Сказание Иоанна о сем сходно со сказанием ев. Луки, и речь их идёт об одном и том же (именно о первом) предсказании отречения, так что сказания Иоанна и Луки должно сопоставить здесь вместе, как восполняющиеся взаимно одно другим (рассказ же Матфея и Марка о сем относится к другому – второму – предсказанию об отречении Петра). Впрочем, сущность дела, во всяком случае, одинакова; разности некоторые в сказаниях не затемняют её, а лишь дают повод к размышлению. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф. 23:16 . Неужели и мы слепы: тон, очевидно, насмешливый со стороны фарисеев, которые при сем были. Они знали, какое Господь имеет понятие о них, подумали, что Он, конечно, считает их в числе невидящих и слепых (уразумели ли они различие между теми и другими в речи Господа?) и насмешливо спрашивают, неужели они, законники, мудрецы и руководители народной жизни, тоже слепые – невидящие или ослепшие? Зная мнение о себе Господа, они даже и не подозревали, что Он причисляет их к видящим и сейчас от собственных их уст будет судить их, и потому ответ Господа на этот насмешливый вопрос должен был особенно поразить их. Если бы вы были теми невидящими, о которых говорю Я, слава бы Богу, потому что вы не имели бы греха, т. е. ваше неверие было бы грехом неведения и слабости, а не ожесточения и противления истине; те – невидящие могут получить просвещение и уверовать в истину, и грех неведения простится им; простился бы и вам, если бы вы были таковы, и вы не имели бы на себе греха. – Но вы говорите что видите: вы считаете себя толкователями откровения божественного, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, а вы ей противитесь. Потому грех ваш не есть грех неведения и слабости, а грех упорства и ожесточённого противления истине, и этот грех остаётся на вас. Он не прощается и не простится вам, потому что при таком направлении вы не можете обратиться к истине и вере и получить изглаждение этого греха; он так и остаётся и останется на вас. Грех неведения и слабости есть грех против Сына Человеческого, а всякий грех и даже хула на Сына Человеческого простится. Грех же ожесточения и упорства против познанной истины есть грех против Духа Святого, а грех против Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 и прим.), и потому грех остаётся, и останется на вас. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

14. Высшим органом управления Белорусской Православной Церкви является Синод Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата), далее по тексту – «Синод Белорусского Экзархата», возглавляемый Патриаршим Экзархом всея Беларуси и состоящий из архиереев, управляющих православными епархиями, расположенными на территории Республики Беларусь. 15. В пределах Белорусской Православной Церкви высшая церковная законодательная, судебная и исполнительная власть принадлежит Синоду Белорусского Экзархата, действующему в границах, определяемых Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом. 16. Порядок формирования Синода Белорусского Экзархата, осуществления его деятельности и принятия решений устанавливаются Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и нормами канонического права Православной Церкви. 17. Синод Белорусского Экзархата: а) принимает Устав Белорусской Православной Церкви, уставы епархий, ставропигиальных монастырей, вносит в них изменения и дополнения в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви; б) принимает решения об учреждении ставропигиальных монастырей; в) избирает епархиальных архиереев Белорусской Православной Церкви; г)решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Белорусской Православной Церкви, и обеспечивает ее единство; д) создает, реорганизует и ликвидирует канонические подразделения, подотчетные Синоду Белорусского Экзархата, а также предприятия, учреждения, организации; утверждает Положения (Уставы), регулирующие их деятельность; е) принимает «Положение о церковном суде Белорусской Православной Церкви»; ж) назначает ректоров духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) монастырей, находящихся в пределах канонической юрисдикции Белорусской Православной Церкви; з) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом Белорусской Православной Церкви с входящими в нее каноническими подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями; и) назначает членов ревизионной комиссии Белорусского Экзархата; к) решает вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений на канонической территории Белорусской Православной Церкви; л) решает иные вопросы в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

http://drevo-info.ru/articles/12535.html

Состоялось учредительное собрание Совета по библиотечной деятельности Отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата 29 марта 2016 г. 12:13 24 марта 2016 года в Центральной библиотеке Белорусского экзархата состоялось учредительное собрание Совета по библиотечной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви. Возглавил собрание епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , председатель отдела. Открывая мероприятие, владыка Вениамин сказал, что ныне назрела необходимость создания организационной структуры, способствующей совершенствованию православного библиотечного дела в Экзархате, укреплению сотрудничества православных и светских библиотек Республики Беларусь на поприще духовного просвещения, патриотического и духовно-нравственного воспитания в традициях Православия. Создание данного Совета благословил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел . В его состав вошли представители центральных (епархиальных), приходских библиотек, отделов религиозного образования и катехизации всех епархий Белорусского экзархата и библиотек духовных школ Белорусской Православной Церкви, а также представители светских библиотек различных систем и ведомств из всех регионов Беларуси. Секретарь Издательского совета Экзархата Т.А. Самойлюк в своем выступлении остановилась на предпосылках создания Совета, а также рассказала о деятельности (начиная с 2003 года) общественного Методического объединения православных библиотекарей Беларуси, о проделанной за этот период работе, о целях и задачах вновь созданного Совета по библиотечной деятельности, который продолжит традиции, заложенные в прошлые годы. Отдельные мероприятия, инициированные и проводимые Методическим объединением, вошли в программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь, Министерства культуры Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви, а также в координационные планы мероприятий, проводимых в рамках Года культуры.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Более 100 человек приняли участие в семинаре «Миссия и милосердие», организованном Миссионерским отделом Белорусского экзархата 17.07.2015 В Минской духовной семинарии завершил свою работу Пятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие», который проходил с 5 по 12 июля 2015 года по благословению ректора семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Организаторами семинара выступили Синодальный миссионерский отдел Белорусского экзархата , миссионерская лаборатория при кафедре апологетики Минской духовной академии, Молодежное братство при Минской духовной семинарии. В семинаре приняли участие 107 человек из более чем 30 населенных пунктов республики, представлявших 12 епархий Белорусской Православной Церкви. Учебная программа семинара включала 32 часа обязательных занятий и 8 часов занятий по выбору. Участники прослушали лекции по темам: «Апологетика», «Сектоведение», «Принципы создания и организации работы волонтерских организаций», «Ораторское искусство миссионера», «Волонтерское движение в Республике Беларусь», «Перспективы развития пролайф-движения» и другие. Последний день семинара был посвящен практическим занятиям: участники разработали и провели ряд духовно-просветительских акций в ближайшем районном центре. По окончании обучения участникам были выданы сертификаты, подтверждающие их участие в семинаре. По свидетельству участников и организаторов, семинар «Миссия и милосердие» является во многом уникальным мероприятием, в котором гармонично сочетается дух христианского братства, идея активного служения ближнему и Богу, а также насыщенная учебная программа. «Из участников всех пяти семинаров образовалась определенное сообщество неравнодушных молодых людей, большинство из которых успешно применяет полученные знания в социальном и миссионерском служении», — отметил директор семинара священник Сергий Тимошенков, председатель Синодального миссионерского отдела Белорусского экзархата. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.07.2015 21:33:15

http://drevo-info.ru/news/19180.html

Курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ Белорусского экзархата открылись в Минске 26 марта 2013 г. 18:12 26 марта 2013 года в Минске открылись курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, организованные Синодальным информационным отделом . С приветственным словом к организаторам и слушателям курсов обратился викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , который зачитал приветственный адрес митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси . «Христианский журналист принадлежит к авангарду Церкви в светском обществе. Он посредничает между Церковью и светским обществом и поэтому обязан знать, по каким законам функционирует светское общество. В первую очередь это касается законов подачи и потребления информации», — подчеркнул в послании митрополит Филарет. Патриарший экзарх всея Беларуси выразил удовлетворение тем, что церковные журналисты Беларуси при участии Синодального информационного отдела получили возможность усовершенствовать свои профессиональные навыки. «К этому не стоит относиться поверхностно под тем предлогом, что профессионализм — это светская ценность. За Тайной вечерей Спаситель молился Богу Отцу об учениках: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17:15). Для работников масс-медиа эти слова актуальны вдвойне», — отметил архипастырь. Митрополит Филарет также указал, что сотрудникам церковных СМИ нужно уметь достучаться «до самого дна информационного слоя» — с тем, чтобы каждый, завидев протянутую ему руку, имел возможность ответить на Евангельский призыв и последовать за Христом. «Сегодня мы не можем быть эффективными в своей проповеди, не используя должным образом возможности современных средств массовой информации. Мы надеемся, что начинающиеся курсы повышения квалификации помогут белорусским церковным журналистам выработать новые подходы взаимодействия со светским обществом и поспособствуют развитию тесных творческих взаимоотношений между представителями самих церковных СМИ», — заключил митрополит Филарет. Со стороны Синодального информационного отдела с приветственным словом выступила руководитель организационно-методического управления Мария Коровина, которая поблагодарила духовенство Белорусского экзархата и руководство культурно-делового центра «Дом Москвы» в Республике Беларусь за помощь в организации курсов и отеческий прием. Курсы продлятся до 28 марта. В течение трех дней 30 человек — руководители и сотрудники профильных подразделений десяти епархий Белорусского экзархата — прослушают лекции по медиаанализу и медиапланированию, примут участие в практических занятиях по взаимодействию со СМИ и работе в социальных сетях. Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2871614.ht...

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет открыл очередное заседание Синода Белорусской Православной Церкви 5 июля 2013 г. 15:00 5 июля 2013 года в Минском епархиальном управлении митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший экзарх всея Беларуси, открыл очередное заседание Синода Белорусской Православной Церкви . Перед началом заседания владыка Филарет обратился к членам Синода с приветствием, в котором обозначил основные вопросы повестки дня: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые владыки! Сердечно приветствую вас, архипастырей Белорусского экзархата, на очередном заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви. За истекший со времени нашей последней встречи период в жизни Белорусского экзархата по милости Божией происходили значимые события. Сегодня нам необходимо дать им оценку, подвести определенные итоги, поделиться впечатлениями и наметить план совместной работы на предстоящее время. С 22 по 24 мая 2013 года в Минске проходили XIX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные к 1150-летию славянской азбуки. С 9 по 17 мая текущего года в Беларуси пребывал ковчег с честной десницей святителя Спиридона Тримифунтского, принесенный с острова Корфу делегацией Элладской Православной Церкви . Ярким событием в жизни экзархата стала Международная научно-практическая конференция " Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути " , проходившая в Минске 6-7 июня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Русской Православной Церкви продолжается подготовка к празднованию юбилейной даты — 1025-летия Крещения Руси. Торжества будут проходить и в г. Минске в конце июля месяца. Ожидается прибытие Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, глав и представителей Поместных Православных Церквей. Сегодня мы с глубоким вниманием должны будем рассмотреть программу празднеств. Над планом подготовки и проведения празднования в Республике Беларусь 1025-летия Крещения Руси работает Республиканский организационный комитет. В его состав входят представители правительства, а также трое архиереев экзархата. Мы будем просить владыку Вениамина как заместителя председателя оргкомитета ознакомить нас с его работой и озвучить вопросы, которые нам необходимо урегулировать. Нашему вниманию представляются соответствующие материалы для  обсуждения и принятия необходимых решений. Призываю Божие благословение на труды Святого Синода Белорусской Православной Церкви». Журналы Синода будут опубликованы по окончании заседания. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3082310.ht...

Председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по сотрудничеству со светскими учреждениями образования встретился с духовенством Витебской епархии 13 января 2022 г. 09:33 10 января 2022 года в Витебском областном дворце детей и молодежи состоялась встреча священнослужителей Витебской епархии , ответственных за духовное окормление учреждений образования Витебской области, с председателем Синодального отдела Белорусского экзархата по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиереем Феодором Повным. В мероприятии приняли участие: заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Александр Шимбалёв, начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома Д.Л. Хома, ректор Витебского областного института развития образования О.В. Лапатинская, а также руководство Дворца детей и молодежи. На встрече обсуждались важнейшие аспекты и направления взаимодействий светских школ и Церкви по вопросам воспитания детей и молодежи на основе духовно-нравственной культуры белорусского народа в современных условиях. Отец Феодор поделился мнением о необходимом соработничестве в рамках факультатива «Духовность и патриотизм», а также о значении системной работы и ответственности за воспитание подрастающего поколения. В этом направлении коллективом авторов учебно-методического комплекса «Духовность и патриотизм» созданы и уже готовы к работе: вторая часть учебно-методического комплекса пособия для старших и начальных классов, шеститомные методические указания со сценариями, видеоматериалы для «Школы активного гражданина» и классных часов. Выступавшие представители руководства системы образования Витебской области выразили готовность к совместной работе, а также поддержали инициативу Церкви в сфере формирования духовной концепции нации. На встрече были обозначены следующие направления работы в школах, согласно подписанной Программе сотрудничества: организация и проведение факультативных занятий «Духовность и патриотизм»; осуществление военно-патриотического воспитания. Были уточнены и приняты планы по созданию и работе инициативных групп на базе учебно-методических кабинетов отделов образования города Витебска и районных центров, созданию и работе сети ресурсных центров духовно-нравственного воспитания, работе курсов повышения квалификации педагогов и получению педагогического образования священнослужителями для проведения упомянутого факультатива. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

32.2.Экзархаты В 1989 г. в составе Московского Патриархата были упразднены зарубежные Экзархаты и образован Белорусский Экзархат. «Устав об управлении Русской Православной Церковью» на Архиерейском Соборе, состоявшемся в январе 1990 г., был дополнен главой 7 («Экзархаты»). В 1990 г. статус Украинской Церкви изменился на основании Патриаршего томоса. И с тех пор положения этой главы касались только Белорусского Экзархата. В Уставе 2000 г. статусу Экзархатов посвящена 9 глава. В ней говорится, что в основе объединения епархий Русской Церкви в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип. Решения о создании и наименовании Экзархатов, об их территориальных границах, а также об их роспуске принимаются Архиерейским Собором. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархатов. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции» (9, 3). Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в Экзархате принадлежит его Синоду во главе с экзархом. Синод Экзархата подотчетен Священному Синоду Русской Православной Церкви. Синод принимает Устав, регламентирующий управление Экзархатом, который подлежит одобрению Священного Синода и утверждению Патриархом Московским и всея Руси. «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси» (9, 8). Экзарх избирается Священным Синодом Московского Патриархата и назначается Указом патриарха. Его имя возносится в храмах Экзархата после имени патриарха. Правящие и викарные епископы Экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. «Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Экзархат, и об определении их территориальных границ принимается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению Синода Экзархата. Святое миро Экзархат получает от Патриарха Московского и всея Руси» (9, 13). В настоящее время в состав Русской Православной Церкви входит единственный ЭкзархатБелорусский, который находится на территории Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010