Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Адамис [греч. Αδμης] Михаил (род. 19.05.1929, Пирей), совр. греч. композитор, хоровой дирижер и музыковед. Учился в Афинской и Пирейской муз. школах, Греческой консерватории (1947-1959), пел в детском хоре при Афинской митрополии. В 1954 г. окончил богословский фак-т Афинского ун-та. А. основал хор мальчиков часовни королевского дворца (1950; руководил им до 1967) и Афинский камерный хор (1958). Переехав в 1961 г. в США, А. до 1963 г. преподавал визант. музыку и управлял хором в Богословской академии Св. Креста в Бостоне (Массачусетс), а в 1962-1965 гг. занимался по классу композиции у А. Бергера и визант. муз. палеографии у К. Ливи в ун-те Брэндейз (там же). В 1965 г. А. вернулся в Афины и с тех пор занимается преимущественно муз. композицией. В том же году организовал первую в Греции студию электронной музыки. С 1968 по 1999 г. декан муз. фак-та и руководитель хора в Пирс-колледж (Афины). В 1975-1985 гг. А. был председателем Греческого об-ва совр. музыки. C 1979 г. председатель Греческого визант. хора, а с 1999 г.- также Афинского камерного оркестра. В 1981-1984 гг. возглавлял Комитет по хоровому искусству Министерства культуры Греции. Член адм. совета Союза греч. композиторов и член администрации Ионийского ун-та в Керкире (1990-1994). Разработал и рекомендовал программу обучения для муз. фак-та указанного ун-та, введенную в 1992 г. А.- автор многих вокальных и инструментальных сочинений, как сольных, так и камерных. Музыка А. ярко индивидуальна, принадлежит авангардному направлению; в ней отражаются черты, характерные для визант. муз. традиции, не ориентированные на западноевроп. гармонию и тематическое развитие; ей свойственна линеарная, полимелодическая фактура. Использование микроинтервалики, особенностей гласового мелоса (см. Глас , Осмогласие ), исократимы , а также мелизматических украшений, унаследованных от визант. церковной музыки, позволяют А. сохранить в своих сочинениях специфику греч.

http://pravenc.ru/text/63474.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВАРДИНИ [Гуардини; итал. Guardini] Романо (17.02.1885, Верона - 1.10.1968, Мюнхен), нем. католич. богослов, философ, религ. деятель, писатель-публицист. Итальянец по происхождению, с детства жил в Германии, начальное образование получил в народной школе, затем в гимназии Майнца. После занятий химией и политэкономией в Тюбингенском ун-те в 1906 г. перешел на богословский фак-т Фрайбургского ун-та, с 1907 г. изучал теологию в Тюбингене. В 1908 г. поступил в католич. ДС в Майнце, по окончании к-рой 28 мая 1910 г. был рукоположен во пресвитера. С июля 1910 г. служил на приходе в Хеппенхайме, в мае 1911 г. переведен на должность капеллана при больнице г. Дармштадта, с авг. того же года состоял в клире собора св. Петра в Вормсе, с апр. по окт. 1912 г. служил в ц. св. Кристофа в Майнце. В окт. 1912 г. ушел в академический отпуск для продолжения учебы во Фрайбургском ун-те, где познакомился с М. Хайдеггером и И. Фрингсом. 14 мая 1915 г. Г. получил степень д-ра богословия за дис. «Учение св. Бонавентуры о спасении» (Die Lehre des hl. Bonaventura von der Erlösung: Ein Beitr. z. Geschichte u. z. System d. Erlösungslehre), в к-рой обратился к теме особенностей средневек. христ. мировоззрения. С мая 1915 г. служил капелланом в ц. св. Игнатия при военном госпитале и пресвитером в нек-рых церквах Майнца. В 1916-1918 гг. привлечен к военной службе в качестве санитара в военном госпитале Майнца. В 1916 г. Г. организовал и возглавил студенческую орг-цию католич. молодежи «Juventus», занимавшуюся оказанием помощи пострадавшим во время войны. В 1918 г. опубликовал кн. «О духе литургии» (Vom Geist der Liturgie: Meinen Eltern in Verehrung und Dankbarkeit. Freiburg i. Br., 1918), сформулировавшую основные цели литургического движения в католич. Церкви, направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургической эстетики. С апр. 1920 г. служил в различных церквах и мон-рях Бонна, одновременно работал над дис. «Роль учений о «lumen mentis», «gradatio entium» и «influentia sensus et motus» в создании догматической системы Бонавентуры» (Die Lehre vom lumen mentis, von der gradatio entium und von der influentia sensus et motus und ihre Bedeutung für den Aufbau des Systems Bonaventuras), к-рую он защитил в 1922 г. в Боннском ун-те. В том же году Г. занял должность приват-доцента кафедры систематической теологии католич. теологического фак-та Боннского ун-та. С 1923 г.- профессор кафедры философии религии и религ. мировоззрения в Берлинском ун-те, одновременно профессор католич. фак-та ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1924 г. вошел в руководство католич. молодежного движения «Quickborn» (Родник) и в состав издателей молодежного ж. «Die Schildgenossen» (Соратники). В 1927 г. возглавил движение «Quickborn».

http://pravenc.ru/text/161766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВОЛОКО Иван Никифорович (17.12.1897, г. Режица Витебской губ., ныне Резекне, Латвия - 8.03.1984, там же), деятель федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), историк старообрядчества, собиратель, педагог. Род. в семье старообрядца-федосеевца Н. М. Заволоко, служившего в Режице железнодорожным сторожем. До 8 лет З. воспитывался в Двинске (ныне Даугавпилс) у бабушки, обучившей его церковнослав. грамоте, затем вместе с матерью переехал в Ригу, жил в Задвинье и посещал уч-ще при рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО) - центре беспоповцев Прибалтики. В 1908 г. З. поступил в Рижское реальное уч-ще Петра I, окончил его в 1917 г. в Таганроге, куда уч-ще было эвакуировано в годы первой мировой войны. С сент. 1917 по апр. 1918 г. был действительным студентом сельскохозяйственного отделения Рижского политехнического ин-та, в 1918-1919 гг. учился в московской Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии (ныне МСХА им. К. А. Тимирязева), затем вернулся в Ригу. В качестве председателя Об-ва рус. студенчества в Латвии З. был делегирован в Прагу с целью сбора информации о положении рус. студентов-эмигрантов в Чехословакии. В апр. 1922 г. был принят на фак-т естественных наук пражского Карлова ун-та, в следующем году перешел на русский юридический фак-т (образован в 1922), который окончил в 1927 г. со степенью кандидата права. На рус. юридическом фак-те Карлова ун-та в нач. 20-х гг. преподавали Г. В. Вернадский, С. Н. Булгаков , А. А. Кизеветтер . Годы пребывания в Праге стали для З. не только временем учебы и формирования общественных взглядов, но и временем приобщения к научной школе Н. П. Кондакова . С 1925 г. З. посещал Seminarium Kondakovianum (1925-1938), на к-ром обсуждались проблемы археологии, византиноведения, древнерус. культуры, истории искусств. В рамках семинара оформился интерес З. к изучению и собиранию исторического наследия. В Праге З. познакомился со сложившимся к 1923 г. Русским студенческим христианским движением (РСХД). Благодаря контактам с лидерами РСХД Г. В. Флоровским , В. В. Зеньковским и др. З. после возвращения в Латвию до 1930 г. продолжал общаться с членами латв. отделения РСХД, в качестве гостя присутствовал на съезде РСХД в Прибалтике (1928). В Праге З. также имел контакты с рус. эмигрантами - последователями евразийства .

http://pravenc.ru/text/182443.html

П. прекрасно рисовал и, по словам отца, мог бы стать художником, однако увлечение музыкой оказалось более серьезным. Позднее П. писал, что занялся музыкой «под влияньем обожания, которое… питал к Скрябину» (Люди и положения//ПСС. Т. 3. С. 304). Музыке он посвятил неск. лет, подготовившись под рук. Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра к выпускным экзаменам за курс композиторского фак-та консерватории (оставалось пройти только оркестровку). В 1908 г. окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Одновременно с учебой в ун-те П. предполагал заниматься и музыкой, однако весной 1909 г. неожиданно для всех отказался от муз. карьеры, ссылаясь на отсутствие абсолютного слуха. Перешел на философское отд-ние историко-филологического фак-та Московского ун-та. В 1912 г. в течение 3 месяцев посещал в Марбургском ун-те (Германия) философский семинар проф. Г. Когена и был им особо отмечен. Ему открылась возможность сделать карьеру ученого-философа, однако он 2-й раз в жизни совершил неожиданный поворот, решив посвятить себя поэзии. Уже в ранний период лит. творчества П.- самостоятельный, оригинальный мыслитель; он создал собственную эстетическую систему, многим положениям к-рой остался верен до конца жизни. Особенно его занимала тема отношений творческого человека с реальной жизнью, что было связано в те годы с кризисом символизма. Соглашаясь с романтическими идеями отличия художника-творца от «толпы» и признавая особую природу творчества как деятельности, П. не разделял основополагающей для символизма доктрины о неучастии действительности в процессе творчества и утверждал необходимость теснейшего взаимодействия художника с реальной жизнью. Опираясь на феноменологическую философию (воспринятую во многом через Г. Г. Шпета, лекции к-рого он слушал в ун-те), П. разработал идею возникновения творения как пересоздания действительности под воздействием творческой интенции художника. Используя нек-рые положения эстетики Ф. Ницше , П., однако, даже в ранних юношеских опытах отказывался принимать ницшеанство как апологию «сверхчеловека». Сострадание, как и любовь, не противоречит творчеству, но является его условием,- утверждал он.

http://pravenc.ru/text/2579138.html

В письме от 9 авг. 1921 г. к Бердяеву обратился М. М. Панов с идеей собрать при академии уволенных университетских профессоров и, преобразовав ее в высшее учебное заведение, создать Вольный ун-т с религиозно-философским, историческим фак-тами, фак-тами искусств, языков, специальным курсом по точным наукам, дабы «поддержать потухающую славу московского просвещения». Предлагалось пригласить к сотрудничеству в этом ун-те свящ. П. Флоренского, свящ. С. Дурылина, Муратова ( Макаров В. Г. Власть ваша, а правда наша: (К 80-летию высылки интеллигенции из Сов. России в 1922 г.)//ВФ. 2002. 10. С. 146. Прил. к ст.). Подобные пожелания и стремление молодежи по-новому духовно осознать окружающий процесс жизни подвигли Бердяева и Франка организовать весной 1922 г. философско-гуманитарный фак-т, к-рый не успел вполне развернуть работу. 3 авг. 1922 г. было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора над ними», в соответствии с к-рым все подобные об-ва (кроме профсоюзов) должны были пройти регистрацию (перерегистрацию) в НКВД или его местных органах. 2 сент. 1922 г. члены ВАДК подали документы для перерегистрации в адм. отдел НКВД. Членами Совета ВАДК были указаны: Грифцов (исполняющий обязанности председателя), П. С. Попов (секретарь), Бердяев, Франк, Я. М. Букшпан, Вышеславцев, М. И. Вайсфельд, Григоров, С. А. Котляревский, Г. А. Рачинский, С. М. Соловьёв , Степун, М. С. Фельдштейн, Чулков. В это время в НКВД в разной стадии находились дела по высылке из России Бердяева, Франка, Вышеславцева, Степуна, Фельдштейна, что явилось одной из причин отказа в перерегистрации. В направленном в НКВД Наркомпросом документе, подписанном заместителем А. В. Луначарского В. Н. Максимовским, говорилось: «Народный комиссариат по просвещению считает, что существование Об-ва «Вольная академия духовной культуры» является безусловно нежелательным, вследствие чего решительным образом возражает против утверждения устава упомянутого Общества». Осенью 1922 г. по личному указанию В. И. Ленина был выслан из Советской России Бердяев. 23 янв. 1923 г. НКВД разослал во все губ. органы власти и отделы НКВД секретный циркуляр об отказе в регистрации ВАДК и ряда др. об-в: «НКВД предлагает немедленно в порядке циркуляра 2513/с ликвидировать деятельность отделений упомянутых обществ, находящихся на территории вашей губернии, и об исполнении донести». 21 февр. 1923 г. отдел управления Моссовета докладывал в НКВД о том, что вся деятельность ВАДК ликвидирована (цит. по: Галушкин. С. 239-244).

http://pravenc.ru/text/155198.html

В авг. 1949 г. был переведен викарием в ц. св. Флориана в Кракове, приход краковской интеллигенции и студентов, где Войтыла применял разные формы пастырской работы с молодежью: создал студенческий хор григорианского пения, проводил еженедельные семинары по философским и богословским вопросам и организовал курсы по подготовке пар для принятия таинства Брака, где обсуждались этические проблемы любви и супружеской жизни. Войтыла часто совершал т. н. диалоговые мессы с активным участием мирян, отражавшие идеи литургического движения . Несмотря на опасность репрессий со стороны властей, с 1953 г. вплоть до избрания на Папский престол он регулярно ходил в туристические лыжные и байдарочные походы с группами преподавателей и студентов, во время которых служил мессы на природе, проводил катехизационные беседы. С сент. 1951 г. работал над хабилитационной дис. «Попытка построения христианской этики на основе системы ценностей Макса Шелера» (Próba opracowania etyki chrzecijaskiej wedug systemu wartoci Maxa Schelera), посвященной рассмотрению возможности синтеза антропологических положений неотомизма и феноменологии ; эта работа способствовала развитию философских взглядов Войтылы в русле христ. персонализма. 12 дек. 1953 г. ученый совет теологического фак-та Ягеллонского ун-та, где Войтыла с осени того же года читал курс социальной этики, одобрил диссертацию, но Мин-во просвещения не утвердило его хабилитацию. После закрытия властями теологического фак-та Ягеллонского ун-та Войтыла преподавал в Краковской высшей ДС. С 1 дек. 1956 г. являлся внештатным преподавателем этики философского фак-та Люблинского католич. ун-та, ученый совет к-рого в нояб. 1957 г. получил разрешение Мин-ва просвещения присвоить Войтыле степень doctor habilitatus за диссертацию, защищенную в Ягеллонском ун-те. Получив звание приват-доцента, Войтыла стал заведующим кафедрой этики. В ун-те он читал курсы лекций по различным этическим проблемам (отражены в серии статей, публиковавшихся в 1957-1958 в краковской католич.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

По окончании ин-та в 1885 г. К. был распределен во 2-ю муж. гимназию Вильны, где до кон. 1893 г. преподавал русский язык и словесность и церковнославянский язык («штатные» студенты Нежинского ин-та по окончании курса были обязаны прослужить не менее 6 лет в системе просвещения). Получил признание как автор научно-исследовательских и учебно-методических публикаций, входил в комитет по подготовке и проведению IX Археологического съезда. В 1887 г. К. женился на С. Н. Сцепуржинской, дочери настоятеля Спасо-Преображенской ц. в мест. Цирин Новогрудского у. Минской губ. У супругов родились сыновья Евгений (1888) и Сергей (1893), дочь Наталья (1894). 17 сент. 1891 г. К. выдержал магистерский экзамен на историко-филологическом фак-те Варшавского ун-та на степень магистра рус. словесности, 24 окт. 1893 г. защитил магистерскую диссертацию, основанную на своих ранее опубликованных трудах («Обзор звуков и форм белорусской речи» (1886) и «К истории звуков и форм белорусской речи» (1893)). Это была 1-я диссертация по белорусистике, ее высоко оценили оппоненты П. В. Владимиров и Т. Д. Флоринский. В февр. 1893 г. К. был назначен лектором рус. языка на историко-филологическом фак-те Варшавского ун-та, 26 июня следующего года утвержден в звании экстраординарного профессора кафедры рус. и церковнослав. языков и истории рус. лит-ры. 9 нояб. 1896 г. в Московском ун-те К. защитил диссертацию на соискание степени доктора рус. словесности «Западнорусские переводы Псалтири в XV-XVII вв.». 14 февр. следующего года ученому было присвоено звание ординарного профессора Варшавского ун-та, к этому времени он преподавал в ун-те историю рус. языка, историю народной рус. словесности, слав. грамматику и палеографию. В 1901 г. К. был избран членом-корреспондентом Отд-ния рус. языка и словесности Имп. АН, в 1916 г.- действительным членом Российской АН. В 1902 г. ученый был назначен деканом историко-филологического фак-та Варшавского ун-та, в 1905 г. стал 1-м избранным ректором ун-та, переизбран на эту должность в 1908 г. Через 2 года К. подал в отставку, но продолжил преподавать в ун-те, выполнял также обязанности редактора-издателя «Русского филологического вестника». В 1915 г. вместе с преподавателями Варшавского ун-та К. эвакуировался в Ростов-на-Дону, в 1916 г., после избрания академиком, поселился в Петрограде.

http://pravenc.ru/text/1681167.html

В 40-50-х гг. XIX в. активно развивалась научная деятельность ун-та. С. П. Шевырёв и Ф. И. Буслаев читали лекции по истории рус. литературы, церковнослав. и рус. языков, О. М. Бодянский преподавал слав. языки, Т. Н. Грановский - древнюю историю, историю средневековья и Нового времени, С. М. Соловьёв - рус. историю, А. И. Чивилёв - политическую экономию и статистику, К. Д. Кавелин и Н. В. Калачов - историю рус. законодательства. В 1843-1845 гг. университетское естественнонаучное собрание пополнили материалы из коллекций Московской медико-хирургической академии, начали формироваться минералогический и зоологический кабинеты, со временем ставшие музеями, был выделен в особый отдел гербарий Московского ун-та. В 1846 г. была открыта Госпитальная клиника и при ней - анатомо-патологический кабинет. Число студентов в сер. 50-х - 60-х гг. XIX в. составляло более 1 тыс. чел. В 1863 г. был введен новый устав, самый либеральный из всех университетских уставов дореволюционной России. По уставу 1863 г. каждый ун-т должен был иметь 4 фак-та - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В 1,5 раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры. По уставу вновь ввели выборность профессоров и всех адм. должностей, восстановили права совета профессоров и университетский суд, предоставив ун-там довольно широкую автономию, а также вдвое увеличили денежные оклады профессоров и преподавателей. Кафедра богословия продолжала существовать, но церковную историю преподавали на отдельной кафедре историко-филологического фак-та, церковное право - на соответствующей кафедре юридического фак-та. 15 окт. 1863 г. по инициативе проф. А. П. Богданова под председательством Г. Е. Щуровского создается Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). В работе антропологического и этнографического отделов активную роль играл Д. Н. Анучин. В 1867 г. по инициативе ОЛЕАЭ в московском Манеже состоялась Всероссийская этнографическая выставка, приуроченная к работе Славянского конгресса. С 1889 г. ОЛЕАЭ стало издавать ж. «Этнографическое обозрение». В 1883 г. при Московском ун-те возник Музей антропологии. В 1872 г. ОЛЕАЭ на основе 2-й Всероссийской политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения имп. Петра I, создало Музей прикладных знаний, до 1877 г. размещавшийся в Зоологическом музее, а затем - в специально построенном здании (ныне Политехнический музей). Археологический и военно-исторический отделы политехнической выставки стали основой для создания Исторического музея, открывшегося в 1883 г. по инициативе профессоров ун-та. В 1872 г. по инициативе проф. В. И. Герье возникли Высшие жен. курсы - частный вуз, существовавший на пожертвования и плату за обучение, управлявшийся педагогическим советом из профессоров ун-та (закрыт в 1888).

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИВЕЦ Гривец [словен. Grivec] Фран (19.10.1878, с. Велики-Липовец, Словения - 26.06.1963, Любляна), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей. Окончил гимназию и иезуитский коллегиум в Любляне. Рукоположен в католич. священника. Изучал богословие в ун-те г. Инсбрук (Австрия) под рук. литургиста и византолога Н. Ниллеса, а также в Ягеллонском ун-те в Кракове. В 1905 г. защитил док. диссертацию в Инсбруке. С 1902 г. преподавал теологию в Люблянском иезуитском коллегиуме, служил на приходе с. Доб близ Любляны. С 1906 г. префект коллегиума, доцент богословского фак-та (1907), профессор богословия (1916). В 1919 г. читал курс по вост. богословию в ун-те Загреба, с 1920 г., после преобразования коллегиума в Любляне в ун-т,- на богословском фак-те (богословие, литургику, историю Вост. Церквей). Редактор ж. «Slavorum litterae theologicae» (Pragae. 1905-1910, 1-6). Прелат (1924), протонотарий (1962). Доктор honoris causa богословского фак-та Пражского ун-та (1948). В 1952 г. вышел на пенсию, до конца жизни преподавал старослав. язык. Кирилло-мефодиевская проблематика была одной из основных тем его научных исследований. Впервые тезисы своей концепции он представил на встрече богословов и католич. священников в Велеграде (совр. Старе-Место, Чехия; 1903), затем регулярно выступал с сообщениями и докладами на Велеградских богословских (1907-1936) и международных конгрессах в Любляне (1926), Праге (1929), опубликовал более 160 работ на эту тему. Г. считал, что Житие св. равноап. Кирилла (Константина) было написано во время Моравской миссии учителей словенских неизвестным их учеником-славянином (при участии св. равноап. Мефодия ), родившимся в Византии; Житие Мефодия - во 2-й пол. 885 г., перед изгнанием его учеников из Вел. Моравии, при участии Константина , еп. Преславского. Сопоставив части Жития Мефодия, Г. заметил, что введение (Гл. 1) выделяется по стилю, изложению и типу цитирования (здесь цитаты совпадают со старослав.

http://pravenc.ru/text/166477.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010