Основатель университетской обсерватории Штернберг в марте 1918 г. был назначен членом коллегии Наркомпроса и заведующим отделом высшей школы в Наркомпросе. 14 июня состоялось совещание о работе историко-филологического факультета, в котором участвовал философ Г. Г. Шпет. 12 мая 1919 г. в ун-те был открыт фак-т общественных наук (ФОН), состоявший из 3 отд-ний - политико-юридического, экономического, исторического. В марте 1921 г. ФОН был реорганизован, политико-юридическое отд-ние преобразовано в правовое, а историческое - в общественно-педагогическое, историко-филологический фак-т МГУ был объединен с ФОН (в мае 1921 вышло постановление об упразднении историко-филологических фак-тов к 1 июня того же года), также созданы литературно-художественное и этнолого-лингвистическое отд-ния. Для того чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимые для поступления в вуз знания, при ун-те с 1919 г. действовали курсы, позднее преобразованные в подготовительный фак-т. Памятник М. В. Ломоносову у Аудиторского корпуса на ул. Моховой. 1957 г. Скульптор И. М. Козловский, архит. Г. Г. Лебедев. Фотография. 2014 г. Памятник М. В. Ломоносову у Аудиторского корпуса на ул. Моховой. 1957 г. Скульптор И. М. Козловский, архит. Г. Г. Лебедев. Фотография. 2014 г. В 1922 г. в здании университетского храма св. Татианы, значительно перестроенном, утратившем прекрасную коринфскую колоннаду, был открыт студенческий клуб, где прошло много знаменательных событий: 4 нояб. 1927 г. В. В. Маяковский прочитал только что законченную поэму «Хорошо!»; 27 нояб. 1936 г. акад. Зелинский, выступая на сессии, посвященной 225-летию со дня рождения М. В. Ломоносова, предложил присвоить ун-ту имя великого ученого, что и было утверждено 7 мая 1940 г.; 17 марта 1948 г. прошел митинг, посвященный строительству новых университетских зданий на Ленинских (Воробьёвых) горах. В этих же стенах 13 дек. 1963 г. возникло Об-во охраны памятников истории и культуры. 6 мая 1958 г. был открыт Студенческий театр МГУ, находившийся в здании храма до 22 янв. 1995 г., где начинали свой творческий путь мн. выдающиеся актеры.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Научные достижения К. получили высокую оценку в России и за рубежом. С 2003 г. он член-корреспондент, а с 2011 г.- действительный член РАН. Он также является членом-корреспондентом Академий наук Генуи и Алессандрии (Италия), научного об-ва Лейбница (Берлин), членом-корреспондентом Венецианской депутации отечественной истории (Италия). В 1992 г. лауреат Ломоносовской премии 1-й степени, а в 1996 г.- Гос. премии РФ. В 2009 г. его монография «История Трапезундской империи» удостоена золотой медали им. С. М. Соловьёва РАН. Преподавательская деятельность К. связана с историческим фак-том МГУ и кафедрой истории средних веков. Начав преподавать в 1974 г. как ассистент, К. занимал должности старшего преподавателя (1975), доцента (1985) и профессора (1989); с 1986 г. К.- заведующий кафедрой истории средних веков, с 1995 г.- декан исторического фак-та. Среди его учеников - 14 кандидатов и 3 доктора исторических наук. В качестве приглашенного профессора К. читал курсы лекций в Италии, в США, во Франции, в Германии, в Греции, на Кипре, в Испании, в Канаде, в Польше, в Китае и Юж. Корее. С научными достижениями К. связано его высокое положение в научном сообществе. Он председатель Национального комитета византинистов РФ, член ученых советов МГУ и исторического фак-та МГУ, член бюро отд-ния историко-филологических наук РАН, председатель правления Русского исторического ин-та, президент Об-ва медиевистов и историков раннего Нового времени, председатель Учебно-методического совета по истории и искусствоведению УУчебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, научный руководитель Лаборатории истории Византии и Причерноморья исторического фак-та МГУ, ответственный редактор ежегодника «Византийский временник», «Трудов исторического факультета МГУ», сб. «Причерноморье в средние века», учебника «История средних веков» в 2 томах для вузов (6 изданий), член редколлегии изданий «Средние века», «Вестник МГУ» (серия исторических наук), «Мир истории», «Свободная мысль», «Вестник церковной истории», а также иностранных научных органов «Mésogeios» (Париж), «Bizantinistica» (Сполето), «Il Mar Nero» (Рим, Париж), «Зборник Радова Византолошког института» (Белград), «Bulgaria Mediaevalis» (София), «GAMER» (Анкара).

http://pravenc.ru/text/1681149.html

Начальное образование К. получил в школе при госпитале св. Георга. В 1732 г. он поступил в основанный в кон. XVII в. коллегиум Фридерицианум. Помощь в этом К. оказал пастор, теолог и реформатор образования в Вост. Пруссии Франц Альберт Шульц (1692-1763), который опекал семью К. и был духовником его матери. Начиная с 1731 г. она вместе с К. посещала чтения пастора Шульца по Библии. К. на всю жизнь сохранил добрую память о родителях, в особенности о матери, которая уделяла большое внимание религиозному воспитанию и образованию сына и мечтала увидеть его пастором. Коллегиум Фридерицианум был одним из лучших учебных заведений Вост. Пруссии; в 1701 г. по распоряжению кор. Пруссии Фридриха I (1701-1713) он получил почетное наименование «королевский»; в 1810 г. стал первой королевской гимназией Пруссии. Своими успехами эта школа была обязана как ее основателям, так и продолжившему их дело в период своего ректорства Шульцу, в молодости обучавшемуся философии в Галле у Х. Вольфа и соединявшему в своих воззрениях вольфианство с пиетизмом. В коллегиуме преподавались теология (на основе катехизиса), нем. язык, древние языки (древнееврейский, греческий и латинский), история, география, философия, математика. Религия занимала большое место как в воспитании учеников, так и в преподавании учебных дисциплин, в частности греч. язык изучался по тексту НЗ. Из коллегиума, с его пиетизмом, суровой дисциплиной и почти что казарменными порядками, оставившими у К. неприятные воспоминания, он вынес хорошее знание лат. языка; К. с увлечением читал и цитировал рим. писателей, интересовался поэзией и лит-рой, географией, однако преподавание ряда предметов, в частности философии и математики, было не на высоком уровне. По окончании коллегиума в 1740 г. К. поступил в Кёнигсбергский ун-т, однако достоверно неизвестно, учился ли он на высшем теологическом фак-те, чтобы исполнить свое раннее юношеское желание стать пастором, или на др. факультете. В начале 40-х гг. XVIII в. на 3 высших (теологическом, юридическом, медицинском) и 1 низшем (философском) факультетах работали ок. 40 профессоров (в т. ч. экстраординарных) и 15 приват-доцентов. Впосл. в соч. «Спор факультетов» К., не затрагивая вопроса, на каком фак-те он учился, выступал за академические свободы в ун-те. Он считал, что деление на 3 высших фак-та и 1 низший обязано своим существованием не ученому сообществу, а правительству, которое, пользуясь властью, полностью подчинило себе высшие фак-ты. К. выражал симпатии философскому факультету, к-рый в силу своего особого положения должен свободно оценивать с научной т. зр. любые проблемы, в т. ч. входящие в компетенцию высших факультетов.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Возрождения. Возможно, в К. учился и Луис де Камоэнс. Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв. Старый ун-т в Коимбре (Пасу-даш-Эшколаш, бывш. резиденция кор. Жуана III). XIII–XVIII вв. В 1559 г., во время регентства Екатерины Австрийской, ун-ту были дарованы новые статуты, подтверждавшие его церковный характер (утверждены епископами К. в 1565 и 1591; в 1597 заменены статутами кор. Филиппа II Испанского (он же кор. Португалии Филипп I), исправленными в 1612). В 1615 г. создана коллегия ордена Сантьяго и Авишского ордена. После получения Португалией независимости (1640) ун-т пользовался поддержкой короля, получал финансовую помощь. Кор. Жуан IV издал новые статуты (1654), основанные на положениях предшествующего свода (1597); была учреждена постоянная кафедра математики (до этого занятия не были регулярными) в составе фак-та свободных искусств, на которой преподавали бенедиктинцы. В 1717-1728 гг. по указанию кор. Жуана V было построено здание университетской б-ки в стиле рококо (архитекторы Гашпар Феррейра, Мануэл Морейра; фасад - возможно, Клод де Лапрад). В XVII-XVIII вв. отмечается упадок образования; в ун-те уменьшается количество студентов, особенно богословского факультета ( Rodrigues. 2007. P. 708-709). По поручению маркиза Помбала, гос. секретаря и фактического правителя гос-ва при кор. Жозе I, в 1771 г. был подготовлен «Краткий исторический обзор положения университета Коимбры» (Compêndio histórico do estado da Universidade de Coimbra). На его основе в 1772 г. были составлены новые статуты ун-та, отразившие реформы, главным проводником к-рых был Франсишку ди Лемуш ди Фария Перейра Котинью, ректор ун-та (1770-1779, 1799-1821) и епископ К. (с 1779). Вместо фак-та свободных искусств создали фак-ты естественной философии и математики (влияние Просвещения), сильным изменениям подверглись богословский и правоведческие фак-ты. Были организованы студенческий госпиталь, анатомический театр, музей естественной истории, кабинет экспериментальной физики, химическая лаборатория, обсерватория и ботанический сад.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В гимназические годы М. познакомился со своей буд. женой урожд. баронессой Женни фон Вестфален (1814-1881), к-рая была подругой его сестры. Женни получила хорошее домашнее образование, отличалась красотой и принадлежала к богатой аристократической семье. История любви М. и Женни переполнена драматическими событиями. Об их помолвке в 1836 г. было известно только отцу М.; в брак они вступили лишь через 7 лет после помолвки. По окончании гимназии в 1835 г. М. поступил на юридический фак-т Боннского ун-та, однако уже через год, исполняя желание отца, он перешел на юридический фак-т Берлинского ун-та. Со времени обучения в Бонне М. принимал участие в философских дискуссиях и политических спорах, встречался с представителями разных политических течений, в т. ч. самых крайних. В Берлине М. был постоянным участником споров в «Докторском клубе» (Doktorklub) младогегельянцев. В период между 1833 и 1837 гг. М. были написаны неск. сборников стихотворений, однако позднее у него сложилась уверенность в том, что он лишен поэтического дара. В Берлинском ун-те наряду с юридическими дисциплинами М. усердно занимался изучением истории, а также философии Г. В. Ф. Гегеля , И. Канта , И. Г. Фихте . Он посещал ряд курсов на философском фак-те, однако в выданном М. «Выпускном свидетельстве Берлинского университета» кроме курсов логики и антропологии отсутствуют к.-л. философские дисциплины (Там же. С. 652-653). О хорошем знании античной философии свидетельствует написанная М. в 1841 г. докт. дис. «О различии между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie), к-рую М. предпочел представить для защиты не в консервативный Берлинский, а в более либеральный Йенский ун-т. На диссертацию дал весьма положительный отзыв декан философского фак-та Йенского ун-та К. Ф. Бахманн (1785-1855). М. не получил профессионального философского образования и не был историком античной философии, тем не менее он написал интересную работу. Выбор темы не был случайным: считавшего себя гегельянцем М. материализм привлекал как др. «начало» в философии. Заслуживают внимания многочисленные экскурсы М., в особенности посвященные философии Сократа и Платона. Однако встречающееся в лит-ре утверждение, что М. будто бы вновь «открыл» учение Эпикура о самопроизвольном движении атомов, некорректно, т. к. это учение было известно историкам античной философии и до М. 15 апр. 1841 г. М. в Йенском ун-те была присуждена степень доктора философии (Там же. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2562374.html

В. п. и. основан папой Римским Бенедиктом XV ( motu proprio «Orientis catholici» от 15 окт. 1917); апостольским посланием «Quod nobis» от 25 сент. 1920 г. ин-ту было дано право присвоения ученых степеней. Первым президентом (ректором) В. п. и. стал секретарь Конгрегации по делам Восточной Церкви кард. Николо Марини, а непосредственным руководителем (вице-президентом) - пресв. Антуан Дельпюш (1917-1919). С 1919 по 1922 г. управление ин-том осуществлял консультант Конгрегации по делам Восточной Церкви бенедиктинец пресв. Альфредо Ильдефонсо Шустер (впосл. беатифицирован), по инициативе к-рого 14 сент. 1922 г. папой Пием XI руководство В. п. и. было передано ордену иезуитов . В том же году ин-т переехал в помещения Папского библейского ин-та , а в 1926 г. В. п. и. было предоставлено отдельное здание в Риме (пл. Санта-Мария Маджоре, 7). В соответствии с motu proprio папы Пия XI «Quod maxime» (30 сент. 1928) В. п. и. как самостоятельная структура вошел в состав папского Григорианского ун-та . В 1929 г. для подготовки католич. клириков восточного обряда при участии В. п. и. был организован отдельный папский коллегиум Russicum . В 20-40-х гг. в ин-те работали и преподавали принявшие католицизм представители рус. эмиграции, католич. пресвитеры вост. обряда А. Волконский, А. Сипягин , С. Тышкевич и др., с 1936 г. кафедрой рус. и старослав. языков и лит-ры заведовал Вяч. И. Иванов . После Ватиканского II Собора , способствовавшего изменению католич. отношения к др. христ. конфессиям, В. п. и. стал одним из центров католич. экуменизма. С сер. 60-х гг. в ин-т направлялись для обучения и стажировки клирики РПЦ, в т. ч. архиеп. Лев (Церпицкий) , еп. Илиан (Востряков) , прот. В. Рожков. Выпускниками В. п. и. являются К-польский Патриарх Варфоломей I , ряд др. иерархов и клириков Поместных Православных Церквей. В течение длительного времени в ин-те действовал единственный фак-т изучения христ. Востока, ориентированный на исследования вост. богословия, патрологии, литургики, истории, духовных традиций Восточных Церквей, вост. археологии и вост. языков. 2 июля 1963 г. на фак-те канонического права Григорианского ун-та было создано находившееся в ведении В. п. и. специальное отд-ние канонического права Восточных Церквей, преобразованное 7 июля 1971 г. во 2-й фак-т В. п. и. С 1972 г. профессора и специалисты ин-та участвовали в работе папской комиссии по пересмотру Кодекса восточного канонического права, подготовившей принятый в 1990 г. Кодекс канонов Восточных католических Церквей. В связи с начавшимся в кон. 80-х гг. притоком в В. п. и. большого числа студентов из стран Вост. Европы в 1991 г. в Риме был учрежден новый Центр исследований, относящийся к ин-ту (Виа Паолина, 25). В наст. время число студентов, обучающихся на различных фак-тах В. п. и., не превышает 400 чел.

http://pravenc.ru/text/155380.html

После пожара 1693 г. ун-т временно переехал во Франкфурт и в Вайнхайм (1694-1699), но в 1700 г. вновь был возвращен в Г. При курфюрсте Иоганне Вильгельме (1690-1716) началось строительство новых университетских зданий, завершенное в 1735 г. Будучи католиком, курфюрст вновь пригласил в ун-т иезуитов (1703). Наряду с протестант. был открыт католич. богословский фак-т. Первый ректор-иезуит был избран в 1709 г. В результате деятельности иезуитов был основан подготовительный семинарий, посещение к-рого приравнивалось к обучению в ун-те. После запрещения ордена иезуитов большинство школ, находившихся в их ведении, было передано франц. ордену лазаристов (1773). В 1752 г. в ун-те впервые появилась кафедра математики и экспериментальной физики. В Г. из Кайзерслаутерна была переведена школа политической экономии, преобразованная в фак-т политической экономии. В 1784 г. частью ун-та стала Коллегия национальной экономики. В результате наполеоновских войн и после заключения мира в Люневиле (1801) ун-т потерял все владения на землях курфюршества на левом берегу Рейна. В этих условиях новый курфюрст (после 1806 вел. герцог) Карл Фридрих Баденский, к-рому отошла оставшаяся часть курфюршества на правом берегу Рейна, присоединенная к Бадену, издал эдикт (13 мая 1803), согласно к-рому был основан гос. ун-т, статус к-рого получил древний ун-т в Г. Согласно эдикту, ун-т состоял из 5 фак-тов; пост ректора становился наследственным и принадлежал представителям правящего дома. Первым ректором преобразованного ун-та стал вел. герц. Карл Фридрих. В 1805 г. ун-т получил совр. название в честь 2 основателей - Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg. В 1807 г. во Фрайбург был переведен католич. богословский фак-т и основан 1-й в структуре ун-та ин-т, к-рый сформировали участники филолого-педагогического семинара. На протяжении следующего 10-летия ун-т стал одним из центров нем. романтизма, представленного в Г. писателями К. Брентано, Л. Тиком, Й. фон Эйхендорфом, Й. Гёрресом и поэтом Л. А. фон Арнимом, к-рые в своем творчестве идеализировали нем. средневековье. С 1838 г. в ун-те начал действовать семинар практической теологии.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Монахини изучают НЗ, ВЗ, патрологию, аскетику, догматическое и сравнительное богословие, сектоведение. К 2017 г. в Н. и А. е. действовали 9 православных гимназий, Дивеевская монастырская школа, 2 православных детских сада, 77 воскресных школ, 29 учебно-воспитательных групп при храмах, 15 муниципальных ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию (8 в Н. Новгороде, 7 в районных центрах и в Сарове), 5 церковных культурно-просветительских центров. В епархиальных образовательных учреждениях в 2016/17 уч. г. обучались 2202 чел. (на 352 чел. больше, чем в предыдущем учебном году). Сектор дополнительного образования Нижегородской ДС проводит учебно-методическую и организационную работу на теологических отд-ниях светских вузов региона. В 2001 г. была организована кафедра теологии на гуманитарном фак-те Саровского физико-технического ин-та (СарФТИ; обучение на кафедре началось в 2002/03 уч. г.), в 2004 г. создано отд-ние теологии при историческом фак-те Арзамасского гос. педагогического ин-та (с 2012 Арзамасский филиал Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского (ННГУ)). В 2004-2008 гг. работал фак-т философии и теологии Нижегородского гос. педагогического ун-та им. Козьмы Минина (НГПУ), ныне действует кафедра философии и теологии при фак-те гуманитарных наук НГПУ. Пройдя курс обучения на этой кафедре, выпускники духовных академий и семинарий получают гос. дипломы о высшем профессиональном образовании. На теологическом отделении Арзамасского филиала ННГУ и на теологической кафедре СарФТИ курсы богословских дисциплин читают преподаватели Нижегородской ДС. Н. и А. е. на основании соглашений о сотрудничестве взаимодействует с 10 вузами Нижегородской обл., в т. ч. с НГПУ, Нижегородской государственной медицинской академией, Нижегородской академией МВД России, Нижегородским государственным лингвистическим ун-том им. Н. А. Добролюбова, Нижегородским государственным архитектурно-строительным ун-том. Нижегородский архиерей участвует в заседаниях Совета ректоров вузов Нижегородской обл.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ [Датский; лат. Boemhius Dacus] (ок. 1230 - после 1270), философ-схоластик, монах-доминиканец. Жизнь Биографические данные о Б. Д. крайне скудны: неизвестны точная дата его рождения, время и место получения начального образования. Датчанин по происхождению, Б. Д., вероятно, сначала учился, а с сер. 60-х гг. XIII в. преподавал на фак-те искусств Парижского ун-та, став магистром философии. Основная деятельность Б. Д. как ученого приходится на кон. 60-х - нач. 70-х гг. Преподававшаяся в это время на фак-те искусств философия отождествлялась с философией Аристотеля , почти все труды к-рого к сер. XIII в. были переведены на латынь. Фактическое игнорирование магистрами фак-та искусств богословия вело к тому, что философия переставала выполнять традиц. для схоластики функцию инструмента (служанки) богословия, претендуя на полную самостоятельность. Во Франции сложилась школа т. н. лат. аверроизма, к-рая стремилась восстановить философию Аристотеля во всей полноте, используя при этом его арабоязычных комментаторов: Авиценну ( Ибн Сину ), Аверроэса ( Ибн Рушда ). Сигер Брабантский и Б. Д. были основными представителями этой школы. Сигер и его сторонники, принявшие на вооружение отдельные, неприемлемые с т. зр. церковного учения, философские доктрины Аристотеля, Авиценны и Аверроэса, были осуждены Парижским епископом в 1270 и 1277 гг. Один из манускриптов осуждения 1277 г. имеет подзаголовок: «Против еретиков Сигера и Боэция» (Paris. Bibl. Nat. Ms. lat. 4391. F. 68); в др. списке после перечня осужденных тезисов говорится: «Главным защитником этих положений был некий клирик, называемый Боэцием» (Principalis assertor istorum articulorum fuit quidam clericus Boethius apellatus - Paris. Bibl. Nat. Fonds lat. 16.553. F. 60). Б. Д. бежал из Парижа, вероятно, еще до осуждения 1277 г., его дальнейшая судьба неизвестна. Сочинения Б. Д. после преодоления в Парижском ун-те «аверроистского кризиса» были преданы забвению. Новое открытие и публикация работ философа начались в 80-х гг. XIX в. и продолжаются поныне. Трактаты . «De sompniis sive de sompniorum divinatione» (О сновидениях, или О предвидении, обретаемом в сновидениях; по всей вероятности, до 1270), «De summo bono sive de vita philosophi» (О высшем благе, или О жизни философа; вероятно, ок. 1270), «De aeternitate mundi» (О вечности мира; вероятно, после 1270). К самостоятельным трактатам можно отнести комментарий к 1-й части «Грамматики» Присциана «Modi significandi sive Quaestiones super Priscianum Maiorem» (О способах обозначения, или Вопросы к Большому Тому Присциана; между 1268 и 1272). В этом трактате есть упоминание о ненайденном сочинении Б. Д. по этике «Quaestiones morales» (Вопросы морали), написанном, возможно, как комментарий к «Этике» Аристотеля. Комментарии

http://pravenc.ru/text/Боэций ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010