Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Ольга Туранская Профессор В. В. Зеньковский . Главная цель педагогики " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 9  голосов:  5.0 из  5) Русское зарубежье оставило большое наследие в виде научных трудов, которые долго были неизвестны русским читателям. Одним из направлений российской науки, возвращающейся к нам из русского зарубежья, является педагогика. В отличие от советской школы, базировавшейся на принципах классовости и партийности, русская зарубежная педагогика во главу угла ставила ценность православия для образования, культуру, свободу личности и традиции дореволюционной школы. Для нее характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, из неотделимости православия от русской национальной культуры и этики. Яркий представитель русской зарубежной педагогики – В.В. Зеньковский, протоиерей, профессор . Родился В.В. Зеньковский 4 июля 1881 г. в Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий) в семье учителя. Поскольку его отец был одновременно церковным старостой, вся семья была верующей и церковной. В 1913–1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киевском университете св. Владимира. В 1920 году он уехал из страны и в эмиграции в разное время становился профессором философии Белградского университета, заведующим кафедрой экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института в Праге, заведующим кафедрой философии Парижского Православного богословского института. В 1920-е-1930е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения — Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии. Скончался В.В. Зеньковский 5 августа 1962 г., похоронен в русской части кладбища Сент-Женевьев де Буа.

http://azbyka.ru/deti/professor-zenkovsk...

Продолжая рассказ о роли и значении духовенства в просвещении подрастающего поколения, хочу вспомнить здесь и историю 1-й русско-сербской гимназии, открывшейся в середине октября 1920 г. Уже название этого учебного заведения свидетельствовало о стремлении ее отцов-основателей (с российской стороны это прежде всего – профессиональный педагог и славянский деятель Владимир Дмитриевич Плетнев, с сербской – Александр Белич, будущий президент Сербской Академии Наук и Искусств) сделать все, чтобы гимназические выпускники, оставаясь русскими, сохранили «и понимание, и знание, и любовь к стране, которая в тяжелые годы проявила себя истинным, бескорыстным другом... эти воспитанники должны были быть залогом будущей тесной связи между двумя народами». 117 Первым законоучителем в гимназии стал о. Петр Беловидов, принявший на себя и тяжкий труд руководства над седьмым – выпускным классом, в котором училась и бывшая фронтовая молодежь, нуждавшаяся в особом попечении. В школе он преподавал с 1920 по 1931 гг. и с 1936 по 1939 гг. За о. Петром в гимназию пришли и другие священники – о. Владислав Неклюдов (учил Закону Божьему с 1927 по 1944 гг.), потом о. Георгий Флоровский (с 1940 по 1944 гг.). В воспоминаниях об о. Владиславе есть такие строки: «Нас, детей, а затем подростков и юношей, покоряла и обезоруживала его безобидность и истинно христианское смирение. Он был воплощением доброты, чем-то напоминал старца Зосиму. В прошлом он был кадровым военным, прошел первую мировую войну, а затем гражданскую. В Белграде закончил Духовную Академию [богословский факультет Белградского университета – В.К.] и по призванию стал священником. Он любил молодежь, и мы к нему тянулись. Понимал и всегда находил нужное слово, чтобы поддержать в трудную минуту. Уроки, скорее собеседования, проходили оживленно и интересно. Многое запало в наши души навсегда. Наши сомнения и возражения о. Владислав терпеливо, и с неизменным доброжелательством выслушивал и рассеивал, приводя примеры из нашей же жизни и делясь своим богатым жизненным опытом. На исповедь мы шли с душевным трепетом, а уходили успокоенные и очищенные. Его слова были особенно убедительны, так как их он подтверждал всей своей жизнью». 118

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Белграде прошел круглый стол «Балканские вызовы: роль религии» 29 января 2010 г. 13:33 28 января 2009 года в столице Сербии Белграде в Русском доме состоялось заседание круглого стола, посвященного теме «Балканские вызовы: роль религии». В мероприятии приняли участие профессор богословского факультета Белградского университета протоиерей Радомир Попович, исполняющий обязанности секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Сергий Звонарев, директор общественных и издательских программ Фонда исторической перспективы Е.А. Бондарева, сотрудник Института современной истории при Сербской академии наук доктор Предрак Маркович. Модератором встречи выступил настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев. Участники круглого стола обсудили такие темы, как распространение христианства на Балканах, генезис взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей, а также народов России и Сербии, история русской эмиграции на сербской земле, феномен возрождения духовной жизни в двух странах, соотношение европейской системы ценностей, основанной на либеральной идеологии прав и свобод человека, с традиционными ценностями восточнославянской православной цивилизации. Представитель Московского Патриархата отметил в своем выступлении, что религиозные нравственные ценности давно перестали быть в Европе регуляторами общественной жизни. Однако они многие столетия были таковыми в странах Восточной Европы, и традиция соизмерять христианскими нормами бытие и развитие общества сохранилась и доныне. К сожалению, этой традиции, утверждающей, что искусственное прерывание беременности и эвтаназия есть убийство, проституция — грех, а не профессия, что семья — это союз мужчины и женщины, а не гомосексуальное сожительство, противостоит апеллирующая к правам человека идеология этической вседозволенности. «Народы восточнославянских стран призваны беречь и защищать свое богатое духовное и культурное наследие, особенно на фоне настораживающих процессов, происходящих в объединенной Европе» — заключил священник. В завершение встречи состоялась дискуссия по темам обсуждения. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1051741.ht...

3. Лекции известного ученого историка и переводчика сочинений святителя Никифора Константинопольского И.Д. Андреева , племянника святителя Феофана Затворника , посвященные истории религий, также несомненно заслуживают того, чтобы быть изданными. Содержание курса раскрыто самим автором в начале: «Мой курс носит заглавие «Религии передней Азии и христианство ». Оно не совсем точно и нуждается в пояснении. Я буду говорить о религиях индийской, персидской, вавилонско-ассирийской, культах Сирии, Финикии и М(алой) Азии, о еврейской религии и христианстве. Главными вопросами моего курса будет образование на почве передней Азии религиозного синкретизма начала нашей эры и в его лице его завершительной стадии христианства. Все перечисленные религии сделали большие вклады в общую сокровищницу религиозных переживаний, верхний и более тонкий слой – в христианство ». Лекции И.Д. Андреева , характерного представителя либеральной школы академического богословия, отражают и веяния революционной эпохи: так, в них уделяется чрезмерное внимание внешнему материальному фактору 23 . Но при всем том данный курс содержит ценный материал не только для истории духовного образования, но и для современности. Слова И.Д. Андреева о Сирии 24 – с учетом событий последнего времени – выглядят почти пророческими. В настоящее время данный курс лекций готовится к изданию в рамках того же проекта, по которому стало возможно проведение Покровской академической конференции. Издание курса лекций И.Д. Андреева станет первым законченным результатом тех мыслей и принципов, которые были изложены в настоящем докладе 25 . 4. И, наконец, из всех послевоенных курсов особую ценность представляют послевоенные лекции по Церковному праву профессора С.В. Троицкого, которые готовит к изданию проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов. Специалист по каноническому праву Сергей Викторович Троицкий (1878–1972) был профессором Юридического и Богословского факультетов Белградского университета, приват-доцентом Новороссийского университета и преподавателем русского Парижского богословского института, а также профессором Московской духовной академии. 20 мая 1947г. Троицкий был официально зачислен профессором МДА, каковым и пребывал до весны следующего года. Содержание его лекций (известное по конспекту, сделанному А.С. Буевским) касается тем понятия церковного права, Церкви как объекта права и важности ее отделения от государства, соотношения каноники с богословскими и юридическими науками и т.д. А сами лекции хранятся в архиве библиотеки Московской духовной академии 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

в своем загородном имении в Ниитисаари под Выборгом (Финляндия). Переезд в Финляндию был вызван необходимостью реабилитации после 6-недельной болезни (язва желудка). Еще в марте 1924 г. с И. И. Толстым списался С. Н. Кондаков , который просил друга принять участие в юбилейном сборнике в честь Η. П. Кондако­ва. Именно в Ниитисаари были написаны воспоминания И. И. Толстого «Из далекого прошлого». «Мне дорого то, что и я смогу принять посильное участие в чествовании великого ученого, твоего уважае­мого отца, духовная личность которого, помимо всего прочего, так близка мне по воспоминаниям детства и юности и неразрывно связывается в моем сознании с образом моего покойного отца... Мы обрели здесь все тот тихий, внутренний покой, какого не может быть в условиях «ленинградской» жизни, где живешь со дня на день, в какой-то нелепой, бесцельной скачке. Уже на границе нас охвати­ло это успокоительное, ровное настроение тишины – сознание, что попали в среду лояльности и гражданской свободы. Для тебя эти настроения уже принадлежат прошлому» (письмо И. И. Толстого С. Н. Кондакову от 22 августа 1924 г. ЛАПНП. Фонд Η. П. Кондакова). 2517 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), богослов, историк церкви; доктор богосло­вия (1898), член-корреспондент ПАН (1909) и Болгарской АН (1929). Ординарный профессор (1898–1918) по кафедре Священного Писания Нового Завета Петербургской Духовной академии. После за­крытия Академии в 1918 г. избран профессором Петроградского университета, а в 1919 г. – профессором Петроградского богословского института, работал также архивариусом и редактором в бывшем Синодальном архиве (1919–1921). В августе 1921 г. эмигрировал из России, жил в Финлян­дии, Германии, Чехословакии, был профессором Карлова в Праге (1922) и Белградского университе­тов (1922–1923), в 1923 г. поселился в Болгарии, являлся профессором по кафедре Священного Пи­сания богословского факультета университета св. Климента Охридского в Софии. 2518 Б. Н. Лосский вспоминал: «Главным событием ноября, по крайней мере для выходцев из Петербурга, были вести, дошедшие через газеты, а для нас особенно из писем родных и друзей, о том, как, словно в ознаменование столетия вдохновившей Пушкина катастрофы 1824 года, снова в ноябре «всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружен " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить, что в то же время помимо интерконфессиональных студенческих кружков появились кружки и другого типа, где религиозные поиски понимались как постепенное движение к православию, как воцерковление. Таким был Белградский кружок, куда входили, в частности, русские студенты местного православного богословского факультета. По свидетельству Н. Зернова, это были " православные энтузиасты, которые в то же время с крайним подозрением относились к христианскому Западу: по их мнению, Запад был не только одурачен ленинистской пропагандой, но и разлагался под действием ересей – католичества и протестантства " . В 1922 году кружок посетил во время поездки по Балканам секретарь американской ИМКА Ральф Холлингер. Результат этой встречи оказался неожиданным: " Холлингер, который предполагал встретить весьма незрелых христиан, не знающих Библии, был поражен ревностью и уровнем богословского понимания русских; они же, в свою очередь, были побеждены искренностью его евангельской веры " . Уже через год два представителя Белградского кружка при содействии Холлингера отправились в Англию, чтобы принять участие в местной конференции Британского СХД. Так начиналось то, что на современном языке можно назвать " экуменическими контактами " между русскими православными эмигрантами и западными христианами, в среде которых первым теперь было суждено жить и действовать. Учредительному съезду РСХД в Пшерове предшествовали несколько молодежных христианских конференций – как международных, так и собственно русских, – на которых встречались представители студенческих кружков из разных мест русского рассеяния. Во всех этих конференциях уже в качестве докладчиков принимали участие известные русские религиозные мыслители и лекторы (те самые высланные " профессоры " ). Но помимо них среди наставников молодежи стали появляться и священники. Так, на съезде в Штернберге (Чехословакия) в июле 1923 года были о. Сергий Булгаков и о. Сергий Четвериков. Появление этих имен в связи с предысторией РСХД более чем знаменательно. Два этих священника не только представляли " левитский " аспект Церкви, то есть ее литургическое и сакраментальное измерение, но и символизировали два типа священнослужителей, активно содействовавших становлению и развитию РСХД за рубежом.

http://religare.ru/2_4616.html

Однако в Сербии, Греции, Болгарии и Румынии выпускники семинарий получают лишь диплом о полном среднем образовании и имеют право поступать на первую ступень обучения богословских факультетов, то есть на бакалаврскую программу. Таким образом, статус семинарии в Русской Православной Церкви выше, нежели статус семинарий Сербской, Элладской, Болгарской и Румынской Церквей. При этом сегодня в Русской Церкви существует практика приема выпускников духовных семинарий («богословий») Сербской Православной Церкви сразу же в академию. Фактически выходцы из Сербской Церкви, рекомендуемые для поступления в духовные академии Русской Церкви, перепрыгивают первую ступень высшего богословского образования (бакалавриат) и принимаются сразу же на уровень, соответствующий магистратуре. Все это приводит к тому, что сербские студенты оказываются неспособными качественно усваивать академическую программу, а значит, у них просто не хватает квалификации для написания дипломных и тем более кандидатских сочинений. В результате, в последние годы, когда требования к кандидатским диссертациям в духовных академиях Русской Церкви были заметно повышены, сербских студентов с досадной регулярностью во время предзащиты признают неспособными к написанию качественной квалификационной работы и выпускают из академии без кандидатской степени. В Московской духовной академии были и печальные случаи уличения сербских студентов в прямом плагиате, что влекло за собой лишение их права писать и защищать диссертации в духовных академиях Русской Православной Церкви. Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство сербских студентов, приезжающих на обучение в России и в Украине, не владеют в достаточной степени русским языком и потому не могут продуктивно участвовать в учебном процессе. А если учесть, что часть предметов в Киевской академии преподается на украинском языке, то станет еще более очевидной малоэффективность обучения сербских студентов в учебных заведениях Русской Церкви. Следует также отметить, что подавляющее большинство сербских студентов приезжают на учебу в Россию и в Украину не из Республики Сербия, а из Федерации Босния и Герцеговина. Граждане Сербии, желающие получить высшее богословское образование, как правило, поступают на православный богословский факультет Белградского университета, после чего наиболее способные могут продолжить учебу на богословских факультетах в Греции. Выпускники же боснийских «богословий» предпочитают отправляться на учебу в духовные академии Русской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/1432252

П.Н. Врангеля, генерал-лейтенант (1918), генерал-квартирмейстер при штабе Главнокомандующего (1919), эмигрировал через Константинополь (1920), поселился во Франции, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник (1941), рукоположение совершил еп. Григорий (Остроумов) в Каннах, помощник настоятеля Св.-Георгиевской церкви в Марселе (19411945), настоятель той же церкви (1945–1958), перешел вместе с Марсельским приходом в юрисдикцию МП (1945), принят обратно в клир РЗЦ (1949). Лит.: Именные списки высших чинов Российской Армии. СПб., 1914. Виноградов Борис (дата рождения не установлена – 1968, Лондон, Канада), протоиерей. Из перемещенных из Восточной Европы, эмигрировал в Германию уже в сане священника и принят в клир РЗЦ (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451949), уехал в Канаду (1949), настоятель церкви Христа Спасителя в г. Лондоне (19491968). Архив: ЛГЗ. Лит.: Прихожанин. Проводы почившего прот. Б. Виноградова. ПР. 1968. 51). Виноградов Василий Васильевич (1.1.1876, с. Раденское Таврическ. губ. –23.10.1932, Брюссель, Бельгия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын протоиерея. Окончил духовную семинарию и Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1899), преподаватель Курского духовного училища и Курской женской гимназии (18991900), преподаватель Сумского духовного училища (19001901), законоучитель Харьковской 3-й гимназии (19011902), священник (6.5.1902), помощник настоятеля церкви Харьковского городского кладбища (19021904), перешел в ведомство военного духовенства, законоучитель Сумского кадетского корпуса (19.08.190415.10.1919), протоиерей (6.5.1912), во время Гражданской войны прикомандирован к Владикавказскому казачьему корпусу (19191920), законоучитель Константиновского военного училища (1.11.1920), настоятель церкви генерального штаба Главнокомандующего Добровольческой армией на Юге России ( 19201921), личный духовник ген. П.Н. Врангеля (19191928), эмигрировал вместе с армией в Константинополь (1920), законоучитель русской гимназии Союза городов на о. Халки (1.6.1921), участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), переселился в Сербию (1922), вр. и.д. управляющего военным и морским духовенством (11.10.1923), законоучитель русского училища в г. Нови (Зад (12.12.19231927), профессор богословского факультета Белградского университета (12.12.19231927), настоятель русской церкви в Сремски-Карловцах (19231927), член епископского совета при управляющем русскими православными общинами в К.С.Х.С. (2.3.1927), переехал вместе с ген. Врангелем в Брюссель, где основал приход РЗЦ (кон. 1927), настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе (5.10.192823.10.1932), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ ( 19271932), митрофорный протоиерей (13.3.1929), председатель Комитета по сооружению храма-памятника в Брюсселе (11.10.1929).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В путешествии нас сопровождали два человека — сначала настоятель Русского подворья протоиерей Виталий Тарасьев, а потом профессор богословского факультета Белградского университета Предраг Миодраг. Патриарх Нашу поездку благословил Святейший Патриарх Сербский Павел. Встреча с ним была заранее обговорена, и мы с нетерпением ее ожидали. И вот однажды утром мы приехали в Сербскую патриархию. Нас провели в зал приемов. Не прошло, наверно, и минуты, как из левой боковой двери показался Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, маленького роста (секретарь, шедший рядом с ним, казался великаном), худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в будничной, непарадной рясе; на голове у него был монашеский клобук. Мы сразу почувствовали в Патриархе великую простоту, и остатки нашего волнения совершенно исчезли. — Я очень рад, что вы к нам приехали, — сказал Патриарх, обращаясь к нам (голос у него тихий, негромкий, но отчетливый). — Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и нас ничто не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети станут верующими, то будущее наших стран будет хорошее. — Святейший немного помолчал, а затем добавил: — Не имея возможности делать добро лично, пользуюсь случаем совершить его по должности. …Как-то мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой (то ли на пятый, то ли на шестой день нашего путешествия), и я попросил Предрага рассказать что-нибудь о Патриархе. — Он очень доступен, — сказал мой собеседник. — Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком — без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами. И для каждого у него находится ласковое слово утешения. Встает он очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную Литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце — вся Сербия. Он мал ростом, но — велик духом; у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации; у него слабые пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов; на нем — легкое нитяное облачение, но под этим облачением — доспехи отважного борца.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

С самых первых дней моего вступления в работу кружков (до их объединения в «Движение») у меня установилась позиция «старшего, которого готовы выслушивать младшие». Так было уже в Белградском кружке (зима 19, 21–22, 1922–23 года), где я никогда не командовал, даже не вел «кружка, а был его рядовым членом». Конечно, вполне естественно, что и мой возраст (мне было уже 40 лет, а молодым членам кружка от 18 до 23 лет), и мое положение профессора (на 2 факультетах в Белградебогословском и философском) и, конечно, мои знания, опыт жизненный, философские навыки, – все это создавало мой «авторитет. Но я боялся всегда т. сказ. «пускать в ход» эту мою «авторитетность». А когда создалось (в 1923 году после съезда осенью в Пшеров) Движение, и я был избран Председателем (Движения и Председ. Бюро), то я понимал свою задачу не в тонах «начальствования», а того, что я называю «соборованием». Я считал своей задачей учить молодежь осуществлять постановления задачи так, чтобы получалось всегда внутреннее единство. Это внутреннее единство не может и не должно покупаться насилием «большинства» над меньшинством, поэтому во всех наших заседаниях не было голосования, а я, как Председатель, стремился найти формулировки, которые могли бы всех объединить. Надо было учить вслушиваться в чужие мысли (а не только слова); часто бывало, что члены собрания неуклюже и неясно выражали то, что думали, – и я за них формулировал «суть» их мыслей (за что меня часто благодарили неумелые ораторы), освобождая их мысли от острых и потому мешающих достижению единства выражений. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что я учил молодежь точности и корректности в выражениях: как известно, разногласия и споры (в семьях, в общественной работе) вспыхивают часто не вокруг существа мнений разных людей, а именно вокруг того, как эти мнения выражены. Есть натуры, которые любят именно «сильные» выражения – и когда я стремился в «резюме» (над которыми обычно подсмеивались, но которые на самом деле вели к тому, чтобы в итоге длинных споров обнаруживалось достаточное единство). Сглаживать резкие выражения, заменяя их конкретными (но точными!) установлением существа высказанных на собрании мыслей, тогда оказывалось, что уже не нужно и голосования, ибо в моем резюме оказывались в мирном и по существу приемлемом сочетании элементы разных мнений. Такова вообще задача и функция председателя собраний, а в Движении, которое, организуя кружки молодежи, имело в виду объединить всех вокруг Церкви, это особенно важно. Но когда доходило до принципиальной стороны дела (если этого требовала жизнь, а не просто радикальная постановка вопроса), то я никогда не стремился «замазывать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010