Например, многие университеты и факультеты были практически полностью основаны русскими профессорами или они сыграли ключевую роль. Например, как это было с появлением богословского факультета в Белградском университете, потому что до, скажем, 20-х годов его просто не существовало, не было высшего учебного духовного заведения у Сербской Церкви вообще. И, конечно, то, что появились там наши профессора, очень известные, с мировым именем, это повлияло на появление этого факультета. Или вот, например, университет в таком государстве, сейчас самостоятельном, – Словения — в Любляне. Люблянский университет вообще полностью был основан фактически русским профессорами. Но это мы говорим шире о Югославии — сейчас о Сербии. Но что ещё важно, и это как-то немножко выпадает, то, что на территории Сербии есть очень много мест захоронений бойцов Красной армии советской, которая освобождала Югославию. Потому что именно армия вошла в эту часть — в Восточную Сербию. И часто иногда попадаешь в какой-то городок небольшой, и вдруг смотришь — оказывается, здесь есть захоронения наших воинов. Причём иногда даже в совсем местах, вот я как-то был в городе Крушевац — он довольно-таки на юге, скажем, уже далеко от Белграда. Я не знал, что там были наши солдаты, офицеры. Нет, там захоронение, причём сербы его сейчас обновили, восстановили. В. Емельянов — Там, вообще, это всё поддерживается в должном виде? Иером. Игнатий (Шестаков) — Да. Просто существовала определённая проблема в советский период. Почему? Потому что сначала, естественно, очень это всё почиталось и поддерживалось, скажем так, в первые годы. А потом, когда Тито поссорился со Сталиным, и в общем-то Югославия оказалась как бы некая такая — в нашей, советской пропаганде она была типа, что это какие-то предатели-коллаборационисты; и она, в общем, не была в этом соцлагере, являясь социалистической страной и имея коммунистическую идеологию и всё-всё-всё что угодно. Соответственно, вот эти все юбилейные разные торжества, когда обычно и поддерживалась память об этих воинах, погибших там, это всё имело некие осложнения.

http://pravoslavie.ru/78760.html

Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Бухарестского университета. Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Болгарии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Софийского и Великотырновского университетов . Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Греции. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов . Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Сербской Православной Церкви. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Белградского университета.

http://bogoslov.ru/person/277584

В 1924 году внештатным профессором Церковнославянского языка избран Степан Михайлович Кульбакин, ординарный профессор Философского факультета в Белграде и бывший профессор Харьковского университета (избран 30 июня) . Хотя упомянутые здесь преподаватели проработали на белградском Богословском факультете сравнительно недолго (один или два года, за исключением профессора Георгиевского), вклад, который они внесли в установление и развитие упомянутого факультета, представлется существенным, особенно с учетом нехватки сербских высокообразованных кадров в первые годы его существования. На протяжении второго десятилетия существования белградского Богословского факультета основой преподавательского состава являлись сербские специалисты. Однако и в этот период привлекались русские ученые. Необходимо подчеркнуть деятельность известного юриста и канониста Сергия Викторовича Троицкого, который с 1936 года до начала II Мировой войны на Богословском факультете работал внештатным преподавателем церковного права . Этот известный юрист, который, как знаток канонических вопросов сербского Синода, внёс большой вклад в дело создания наиболее важных официальных бумаг Сербской Церкви (Закон о СПЦ, Устав СПЦ, Брачное право СПЦ) , направил свою деятельность на благо нового отечества со всей самоотдачей на Богословском факультете. Его библиотечное наследие сегодня хранится в Библиотеке Православного богословского факультета в Белграде. Последним русским эмигрантом, преподававшим на белградском Богословском факультете, был Викентий Флорианович Фрадинский. Он единственный из всех русских преподавателей  Богословского факультета являлся его выпускником и здесь же защитил свою докторскую диссертацию . С 1924 года он работал ассистентом библиотекаря (избран 3 мая) , а с 1939 года доцентом на кафедре Общей истории Церкви (избран 30 мая) , где проработал до самой кончины (1961 г). После II Мировой войны в критические моменты для возобновления деятельности Богословского факультета в коммунистической Югославии профессор Фрадинский был одним из девяти преподавателей, стараниями которых факультет восстановил свою деятельность . Таким образом он, наподобие того, как это сделали и его соотечественники в начале 20-х годов XX века, оказал большую помощь Богословскому факультету.

http://bogoslov.ru/article/4825605

Осуществление указанных преобразований сделает более понятной и «прозрачной» нашу традиционную систему образования и, будем надеяться, несколько облегчит задачу получения семинариями и академиями государственного признания. Кроме того, в результате новой реформы духовные учебные заведения, не теряя своей специфики, смогут интегрироваться и в общеевропейскую систему богословского образования, в рамках которой уже не первый год действуют православные высшие богословские школы Европы. Описание нашей традиционной системы духовного образования в европейских категориях открывает перспективу для плодотворного сотрудничества с богословскими школами других Поместных Церквей. Прежде всего, реформированная система образования дает возможность установить эквивалентность дипломов о получении богословского образования. Вполне очевидно, что дипломы российских, украинских и белорусских семинарий должны быть приравнены к диплому бакалавра православного богословия Польши, Словакии, Румынии, Греции, Сербии и Болгарии. Соответственно, и диплом бакалавра, полученный на богословских факультетах в этих странах, будет эквивалентен нашему семинарскому диплому. Кроме того, в рамках реформированной системы духовного образования становится возможным обмен студентами (особенно на уровне магистерских программ). Все это помогает наладить тесное сотрудничество между братскими Поместными Церквами в сфере образования и в конечном счете способствует формированию единого пространства православного богословского образования в Европе. Киевская духовная академия, активно участвуя в указанной реформе, предпринимает шаги по выстраиванию контактов с православными богословскими центрами других Поместных Церквей. В минувшем году проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе в составе делегации Учебного комитета Русской Православной Церкви посетил ведущие православные богословские ВУЗы Центральной и Южной Европы, результатом чего стало налаживание сотрудничества между КДА и зарубежными православными богословским факультетами. В марте 2011 года Киевскую академию посетила делегация богословского факультета Бухарестского университета. Сегодня на нашу конференцию прибыли представители православного богословского факультета Белградского университета. Также этим летом наша Академия вместе с Национальным педагогическим университетом имени М. Драгоманова организовывает летнюю богословскую школу, в рамках которой планируется посещения центров богословского образования Румынии, Болгарии, Сербии и Греции.

http://bogoslov.ru/article/1852214

— Трудности были серьезные. Мы в публикациях на наших официальных ресурсах поясняли ситуацию, которая сложилась в Киевских духовных школах. Для Украины, как и для всего мира, ситуация с коронавирусом и его последствиями очень неопределенная и сложная. Соответственно, тяжело было принимать какие-то решения, при этом не понимая и не зная, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Откровенно говоря, на учебный процесс это повлияло плохо. Я сторонник того, чтобы учебный процесс был стабильным и непрерывным. Студент с преподавателем все же должен встречаться в аудитории. Понятно, что есть онлайн-формы и много платформ, которые позволяют это устроить. Я не только ректор, но и преподаватель, и для меня неестественно читать лекцию перед компьютером. Мне нужно видеть студентов, их реакцию, их глаза, чтобы они видели меня, а я их. Я ценю такие моменты, такую атмосферу и еще раз повторюсь, что являюсь сторонником именно такого преподавания. К сожалению, эти два года были тяжелыми и негативно повлияли на учебный процесс. Мы несколько раз полностью распускали студентов по домам и проводили обучение дистанционно. Безусловно, это сказывается на качестве образования. И поэтому наши Киевские духовные школы желают и молятся о том, чтобы в ближайшее время был восстановлен нормальный учебный процесс. — Ограничения из-за коронавируса испытывают и многие вузы во всем мире. Среди них и Православный богословский факультет Белградского университета. Была ли у Вас возможность посетить Православный богословский факультет в Белграде? В какой форме проходит сотрудничество между КДАиС и ПБФ по договоренностям 2013 года, которые в то время подписал бывший ректор КДАиС, нынешний митрополит Бориспольский и Броварской Антоний? — Да, владыка Антоний во время своего ректорства подписал договора с очень большим количеством православных учебных заведений, в том числе и с богословским факультетом в Белграде. Я был участником той делегации в Белграде в 2013 году, которая приехала как раз для того, чтобы подписать договор. Это было мое первое и пока единственное посещение Белграда.

http://patriarchia.ru/db/text/5809227.ht...

Кроме ректора и четырех профессоров, в учи­лище преподают церковное пение и устав, как равно сельское хозяйство и гигиену, „учители в потребном коли­честве» (§ 8). Так как преобразованное училище есть „государственный“ институт, то и служащие в нем по уставу причисляются к известному классу по должности и получают определенное вознаграждение. Ректор (по чину в 7 классе) на первых порах получает жало­ванья 1,600 гульденов в год и кроме того прибавку в 700 гульденов, при готовой квартире в заведении (§ 9). Профессора (по чину в 8 классе) сначала получают жалованья 1,200 гульденов и кроме того прибавку в 400 гульденов. Через пять лет службы ректор и про­фессора получают к годичному жалованью еще прибавку в количестве 400 гульденов, а через 20 лет – новую прибавку в 400 гульденов, так что но истечении 20 лет службы ректор получает жалованья 2,400 гульденов и прибавки 700 гульденов, а профессора – 2,000 гульденов жалованья и 400 гульденов прибавки (§ 9). Ныне (в переводе на кроны) содержание служащих в школе определяется в таким размере: содержание ректору – жалованье 4 т. крон (франков) и добавочные 1 т. крон, затем прибавка за первое пятилетие 400 кр., за второе, третье и четвертое по 600 кр., итого 7,200 крон по истечении 20-ти лет службы. Профессора имеют жало­ванья 2,800 кр., добавочных 800 кр., и прибавки по 400 за первое пятилетие и по 600 кр. за остальные три пятилетия, итого 5,800 кр. после 20-лет службы. Квартиры казенные. – Преосвященный Никанор, бывший епископ нишский (в Сербии), на возвратном пути из Дубровника в Сербию в начале 1906 года, посетил рельевское богословское учи­лище, основательно познакомился с его порядками и со­стоянием и свои наблюдения поместил в белградском журнале „Пастирска Реч“, 1906, 11 и 12. Епископ Никанор в общем вынес наилучшие впечатления из этого обозрения. Из наличного состава служащих – пишет преосвященный обозреватель – ректор и три профессора окончили курс в карловецком богословском училище, два профессора – на богословском факультете в Чернов­цах, один – на богословском факультете в Афинах, и один – в Карловцах и Черновцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга В.Г. Иванов зачитал приветствие вице-губернатора Северной столицы А. Н. Говорунова, в котором представитель городской администрации выразил надежду, что участники конференции, осмыслив историческое прошлое и настоящее Духовной Академии, обменяются мнениями о ее месте и значении в современном социокультурном пространстве. Также участников конференции поприветствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и архиепископ Верейский Евгений, чьи поздравительные адресы зачитал проректор по научной работе протоиерей Константин Костромин. В контексте празднуемого события, спикеры первой половины пленарного заседания освещали преимущественно исторические темы, которые были связаны с деятельностью самой Академии, либо ее работой ректоров или выпускников. Заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. Ю. Суханова прочитала доклад на тему «Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории «ученого монашества» 1840-1860-х гг.», в котором на примере двух представителей церковной иерархии XIX века проиллюстрировала различные судьбы академического монашества, его положительные и отрицательные стороны.      Заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. А. Карпук произнес доклад, посвященный митрополиту Макарию (Булгакову) и деятельности Комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве. Доклад рассматривал деятельность владыки на посту председателя Комитета в период подготовки церковной судебной реформы. Доцент Православного богословского факультета Университета в Белграде священник Деврна Зоран рассказал о судьбе и деятельности С. В. Троицкого – выпускника Духовной Академии императорской столицы, который в годы советской власти эмигрировал в Сербию, где послужил развитию сербской школы церковного права, будучи профессором Белградского университета.

http://pravoslavie.ru/98689.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Сербии посмертно реабилитировали церковного историка прот. Радослава Груича 19.03.2014 Как сообщает информационное агентство «Танюг», 14 марта Высший суд Белграда принял решение об отмене вынесенных в 1945 г. против прот. Радослава Груича обвинений, по которым он был обвинен в «фашизации сербского народа, сотрудничестве с оккупантами в области культуры», уволен из университета и лишен права избирательного голоса. «Реабилитированное лицо Радослав Груич не должен считаться обвиненным», — говориться в официальном сообщении суда. В сообщении подчеркивается, что профессор стал жертвой политических, религиозных, национальных и идеологических мотивов. Судья Предраг Васич сообщил, что в полицейских и гестаповских документах проф. Груич характеризовался как противник Рейха и национал-социализма, прорусски ориентированный упорный противник немецкого влияния на высшее образование в Сербии . Инициатором реабилитации был представитель Богословского факультета В. Давидович, который в своем обращении он настаивал, что профессор внес неоценимый вклад в изучение сербской истории и сохранение сербского культурного наследия. Прот. Радослав Груич (родился в 1878 г. в Земуне, ныне в черте Белграда, рукоположен в 1899 г.) окончил семинарию в Сремски-Карловцах, университетские курсы права в Вене и философии в Загребе. С 1920 г. преподавал историю Сербии в университете в Скопье, в 1930-1933 и 1935-1937 гг. был деканом философского факультета этого университета. С 1937 г. по приглашению руководства Сербской Православной Церкви преподавал историю СПЦ на Богословском факультете Белградского университета. Был основателем и первым директором Музея СПЦ. Член Сербской академии наук и искусств (1939). В предвоенные годы объезжал Югославию и соседние страны для регистрации памятников сербского церковного искусства. После начала второй мировой войны был инициатором и одним из авторов «Меморандума СПЦ о злодеяниях усташей на территории независимого государства Хорватия против сербов и православных священнослужителей». Оказывал помощь беженцам и узникам концлагерей. В 1942-1943 гг., во время немецкой оккупации Югославии, перенес мощи кн. Лазаря, царя Стефана Уроша V и кн. Стефана Штиляновича и многие предметы церковного искусства в Белград, чем спас их от уничтожения. После окончания войны предложил создать комиссию по возвращению предметов церковного искусства, изъятых во время военных действий из сербских храмов, благодаря действиям которой многие реликвии вернулись в свои храмы, либо поступили в фонды музея СПЦ. Опубликовал более 270 научных исследований по истории СПЦ, а также ок. 500 статей по истории СПЦ в «Народной энциклопедии сербско-хорватской-словенской» (Загреб, 1925–1929. 4 кн.).

http://drevo-info.ru/news/16825.html

17) Из Императорского Новороссийского Университета – Записки Университета, тома 105–106. Одесса, 1906–1907. —322— 18) Из Императорского С.-Петербургского Университета – а) Записки историко-филологического факультета, ч. LXV: 4; LXXVI–LXXXIII. Спб., 1902–1907; б) Журналы Совета 60–62. Спб., 1905–1906; в) Обозрение преподавания на 1906–1907 г. Спб., 1906; г) Отчет 1906 г. Спб., 1907. 19) Из Императорского Томского Университета – а) Известия Университета, кн. 27–28. Томск, 1905–1907; и б) книга: П. Богаевский, Красный Крест, ч. 1. Томск, 1907. 20) Из Императорского Юрьевского Университета: – а) Сборник Учено-Литературного Общества, т. IX–X. Юрьев, 1905–1906; б) Ученые Записки 1906 г., 3 и 1907 г. 1–3. 21) Из Русского Археологического Института в Константинополе – Известия Института, т. X, с атласом. София, 1905. 22) Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, тома II: 5 и прил. 1–2; XI; XII прил.; XIV и прил. 1–2; XV, 1–6 и прил.; XVI и XVII. Спб. – Владивосток, 1904–1907. 23) Из Афинского Университета – а) Εθνικον πανεπιστημιον. 1902–1903, 1903–1904 и 1904–1905. Εν Αθηναις, 1904–1907; б) Παραρτημα 1902–1903 и 1905–1906. Εν Αθηναις, 1904–1906; в) Αναγραφη και Προγραμμ. 1906–1907. Εν Αθηναις, 1906. 24) Из Белградского Университета – а) Универзитет у Београду. Универзитетске власти и преглед предаваньа за 1906–1907 г. Београд, 1906; б) Споменица о отвараньу универзитета. Београд, 1906. 25) Из Казанской Духовной Академии – Годичный акт 8 Ноября 1906 г. Казань, 1906. 26) Из Киевской Духовной Академии – а) Речь и отчет 1905–1906 уч. г. Киев, 1906; б) Булгаков, Старокатолическое и христианокатолическое богослужение. Киев, 1901; в) Булгаков, О законности и действ. англиканской иерархии, 1. Киев, 1906; г) Извлечение из журналов Совета 1905–1906 г. Киев, 1906; д) Неселовский, Чины хиротесий и хиротоний. К.-Подольск, 1906; е) Фаминский, Религиозно-нравственные воззрения Сенеки. Киев, 1906. 27) Из С.-Петербургской Духовной Академии – Зарин, Аскетизм, 1:1–2. Спб., 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А три года спустя, когда отношения между Сталиным и Тито обострились, ему удалось выехать из Югославии в Швейцарию, где он и был восстановлен в клир Русской Зарубежной Церкви. Дальше последовало возведение в сан архимандрита, настоятельство в женевском Крестовоздвиженской храме, епископство, управление Западно-Европейской епархией и назначение на должность 1-го заместителя председателя Архиерейского Синода. Удивительная судьба! А теперь обратимся к жизни духовенства в эмиграции. Какими бы ни были церковные юрисдикции, под которыми состояли эмигрантские священнослужители, перед всеми стояли одни и те же трудные проблемы: недостаток духовенства и его полная необеспеченность. Решение первой проблемы осуществлялось двумя способами: во-первых, через принятие в ряды духовенства людей из других сословий, которые проходили свое обучение на местах в приходе; во-вторых, за счет обучения в богословских учебных заведениях. В первом случае священниками без предварительной полной богословской подготовки, приняв посвящение уже в эмиграции, становились, как мы уже видели, чаще всего бывшие военные или государственные чиновники, реже интеллигенция. Возможности получения православного богословского образования для русских эмигрантов были во многом ограничены. На полное богословское образование могли претендовать русские студенты, поступившие на богословские факультеты и в духовные семинарии Православных поместных церквей в Варшаве, Софии и Белграде. В 19231924 гг. на Белградском богословском факультете ¼ от общего числа студентов и преподавателей были русскими. 36 Но этого было недостаточно. Остро чувствовалась нужда в специфической русской подготовке будущих пастырей. Тем более что надежда на скорое возвращение на родину еще долго существовала, поэтому такая подготовка была предпринята не только с целью обеспечения нужд эмиграции, но и с целью пополнения рядов духовенства в будущей свободной России. 37 Первые собственно русские пастырско-богословские курсы открылись в Стамбуле в самом начале эмиграции, такие же курсы открылись чуть позже в Белграде, но существовали недолго и с большими перерывами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010