Воспоминания современников Детские воспоминания Надежды Аксаковой о преподобном Серафиме Саровском Теперь, когда прошло семьдесят лет, я не могу вспомнить, почему мои отец и мать в 1831-м или в 1832 году вместе с громадной семьей – от старших подростков до младенца у груди матери, чуть ли не со всею дворней, одним словом, по тогдашнему выражению, с чадцами и домочадцами, – снялись с нашего родового гнезда в Нижнем Новгороде и отправились в Муромские леса, в Саровский монастырь. Незадолго до нашего паломничества над страной пронеслась неведомая у нас раньше азиатская гостья – холера, но к тому времени, как мы выехали, карантинные заставы снялись, дороги освободились и снова заполнились богомольцами и странниками. Ехали мы на долгих (так тогда назывались поездки на своих лошадях с остановками в пути для ночевки и кормления лошадей). Хорошо помню привалы на лесной опушке у ручья, с кострами, с самоварами, со всем раздольем полуцыганского кочевья... Помню ночевки в громадных селах богатого, зажиточного края: в просторной, недавно срубленной избе сладко засыпалось под жужжанье бабьих веретен... Смотришь спросонья – а бабы все прядут, молча прядут далеко за полночь. Седая старуха то присаживается, то снова встает, мерными, как маятник, движениями вставляя лучину за лучиной в высокий светец... А с высоты светца сыплются искры брызгами, огненным дождем придавая молчаливому труду крестьянок в ночной тиши что-то фантастическое, сказочное... После каждого ночлега, после каждого привала к нам присоединялось все больше и больше саровских богомольцев. Люди любили в те времена держаться вместе, подъезжая к небезопасному тогда Муромскому бору. Помню, как по сыпучим пескам большой дороги медленно и грузно тянулась вереница наших экипажей, огибая опушку грозного хвойного леса. К последнему нашему экипажу одна за другой примыкали крестьянские телеги; пешие богомольцы усердно месили ногами сыпучий песок, только бы не отстать и не лишиться охраны. Изредка раздавался ружейный выстрел: это тешился старый пленный турок, когда-то вывезенный дедом. Теперь он в качестве не то буфетчика, не то домоправителя важно восседал на широких козлах бабушкиной дорожной кареты-дормеза, приговаривая после каждого выстрела: «А пущай их пужаются там в лесу».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Православное паломничество — моя мечта. Но с «нашим» дитём в паломнической группе сложновато. Переполненные автобусы, короткие ночевки, стремительный темп. Больному ребёнку этого не выдержать. Поэтому мы ездили самостоятельно, «дикарями». Читайте также: Почему детей-инвалидов так редко водят в храм   Духовная жизнь «тяжелого» ребенка и реальная жизнь его мамы   Детей, чьи психоречевые проблемы схожи с проблемами моего сына Георгия, я называю в этих записках «нашими». Это лучше, чем «буйные», «неуправляемые», «глубокоумственно отсталые». Тем более что для меня мой сын вполне умный и интеллектуально развитый. А вот с поведением у нас действительно туго. Гоша из тех детей, с которыми путешествовать проще, чем находиться дома. Да, есть такие дети, с которыми «дома ещё хуже». Православное паломничество — моя мечта. Но с «нашим» дитём в паломнической группе сложновато. Переполненные автобусы, короткие ночевки, стремительный темп. Больному ребёнку этого не выдержать. Поэтому мы ездили самостоятельно, «дикарями». Тоже вариант. Назвать наши с Гоши странствия паломничеством у меня язык не повернётся. Мы не чурались и обычных земных радостей — купания, фруктов, экскурсий, прогулок по природным объектам. Духовности в этом маловато, согласна. «С пляжа да в храм, как можно!» Согласна, что непохвально. Но по монастырскому уставу мой сын жить не может. Ну не может он большую часть дня провести в храме так, чтобы кого-нибудь не раздражать. Мы ведь и дома-то не сидим не оттого, что ездить с больным ребёнком столь приятно, а потому, что в замкнутом пространстве ребёнок долго быть не может. Новые места как-то успокаивали Гошу. Леса, горы, степи, моря-озёра — там он вёл себя вполне нормально. В храмах, кстати, он тоже себя вёл неплохо. Сам, без моей подсказки, к иконочкам и святым мощам прикладывался, и до причащения есть не просил, и очереди мужественно выстаивал. Но больше, чем на час-полтора его терпения не хватало. В обычной жизни это терпение иссякало куда как раньше. И если уж прожить долгое время при монастыре для нас было непосильным, то краткие посещения святых мест вперемежку с прогулками и купаниями всё-таки лучше, чем только купания. В храм после пляжа — нехорошо. А всё же лучше, чем только пляж, и ничего более. Обычный ребёнок вырастет и сам решит, куда ему ездить, на море или в монастырь. Мой мог ездить только маленьким, и мне нужно было дать ему запас впечатлений — на всю жизнь. Я   показала своему сыну Божий мир, он успел хоть что-то посмотреть, а дальше его ждет только интернат.

http://pravmir.ru/gody-stranstvij-ili-po...

Ольга 16 января 2019, 08:01 Батюшка Серафим помолись о спасении душ наших. Помолись батюшка за детей моих, да пошлёт Господь им ещё деточек, так как они желают. И помолись о внучатах моих Иоанне и Илье. Батюшка Серафим прошу твоих святых молитв о мамочке моей, о муже моем. Помолись Батюшка о всех кого я обидела ненароком, пусть меня простят они. И о тех кто меня обидел, да простит им Господь и не накажет из-за меня непутевой. Да пошлёт нам Господь наставника духовного, ибо бродим во тьме. Слава Богу за все. рб Марина 16 января 2019, 00:07 СВЯТОЙ ПР.СЕРАФИМ САРОВСКИЙ МОЛИ БОГА о нас!!!СПАСИ И СОХРАНИ иер Вячеслава Евгения Марину Андрея Димитрия Андрея Александра Елену боль отр Варвару отр Ксению Екатерину мл Алексея отр Киру отр Анастасию Дарью Антония Михаила Николая Алексея Сергеяю СПАСИ ГОСПОДИ ОЛЬГА ЗА СТАТЬЮ!!! Василиса 15 января 2019, 23:03 А мы впервые поехали в паломничество к мощам Преп.Серафима, когда еще в Преображенском Соборе даже пола не было, только стены. На ночевку нас туда устроили. С нами девочка была молоденькая, и ей, неожиданно, от матушки Схимонахини тулуп передали для ночевки. Хотя никого не просили, только мама ее очень переживала - как ее на полу в холодном храме спать укладывать?! Ирина 15 января 2019, 22:38 Спустя много лет после учебы в Курске приснился сон.На ул.Ленина-Дом книги,дохожу до угла справа от входа и дальше здание как бы продолжается окнами и стекл дверью.И снаружи-мужской монастырь.Вижу двух монахов-молодой и высокий ведёт старого и согбенного.Поравнявшись со мной,последний осеняет меня крестным знамением.Позже узнала,что за этим зданием с 1619г был Божедомский монастырь,а потом на его месте Ильинский храм,к приходу которого относились родители преподобного Серафима.С тех пор думается,что рядом с этой церковью и стоял их дом с проходным двором,ведущим на Сергиевскую(М.Горького)улицу,где и мог пройти от Знаменского собора Кр ход с Курской Коренной иконой,исцелившей преп.Серафима. Наталия 15 января 2019, 19:43 С Праздником! Преподобный отче Серафиме, помолись о нашем спасении и о том, чтобы мой отец уверовал в Бога, покаялся и крестился!

http://pravoslavie.ru/118622.html

Мы в августе-сентябре переходили Волгу пешком. Пароходы ходили только от Рыбинска до Мологи. И дальше по Мологе до Весьегонска. Пересыхали реки, и по ним прекращалось всякое судоходство. Промышленности нужна была энергия, это тоже положительный фактор. А если смотреть с позиций сегодняшнего времени, то окажется, что все это можно было и не делать, это было экономически нецелесообразно. Богоявленский собор, фото начала ХХ века. Судя по характерным отметинам от прутьев в бывшем основании ограды, можно понять, что собор находился именно здесь. Это все, что от него осталось. На месте собора установлен памятный знак «Прости гор. Молога». У его основания собрано что-то вроде самодельного мемориала – различные вещи, найденные в руинах. Кто-то принес и оставил хлеб и траву. Максим Алексашин, 24 года, студент из Москвы. Максим Алексашин, 24 года, студент из Москвы. Приехал на выходные, чтобы, пока еще молодой, испытать себя в противоборстве с природой и посмотреть на Мологу. Дошел до руин Мологи с большой земли вброд (около 10 км). «Поначалу сам пожалел, что пошел, думал, не дойду», – рассказывает необычный гость. Впечатления от руин мрачные: «Грустно конечно, раньше тут жизнь была, а теперь волны да чайки». Сперва Максим решил остаться на отмели на ночь, чтобы посмотреть, как это все выглядит в темное время суток и «поснимать звезды». Но ближе к вечеру стало холодать, а у Максима для ночевки была только рубашка с коротким рукавом и туристический коврик. Когда работавшие на острове журналисты уже отводили лодки, Максим передумал и попросился с ними на большую землю. Плакат времен строительства. Специалисты до сих пор спорят о точном количестве жертв Волголага. По данным специалистов, печатающихся на портале сталинизм.ру, смертность в лагере была примерно равной смертности в целом по стране. А Ким Катунин, один из узников Волголага, в августе 1953 года стал свидетелем того, как сотрудники подлежащего ликвидации Волголага пытались уничтожить личные дела заключенных, сжигая их в топке парохода.

http://pravmir.ru/mologa-gorod-utoplenni...

– У вас есть цикл работ, посвященных святителям, которые несли свет христианской веры на Дальний Восток, на Камчатку, в Китай, в Америку, в Японию… Вас вдохновлял их подвиг? – Вспомним подвиги святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки. Это были беспрерывные путешествия, иногда длиною в десять тысяч километров, ночевки под открытым небом, иногда в сугробах в лютый мороз. Он ехал на собаках, на оленях, на упряжках, сплавлялся по рекам на байдарках. А вокруг была дикая природа, где бродят медведи, где опасности подстерегают, бурные потоки, лавины снежные. И этот подвиг сейчас недооценен. Философ Александр Панарин писал: наша страна не должна стягиваться вокруг Москвы, превращаться в большое Московское княжество. Нужно делать все, чтобы развивались регионы, создавать новые духовные центры страны. И там, где люди живут на Дальнем Востоке и в Сибири, необходимо, чтобы было почитание святителей Иннокентия (Вениаминова), Николая Японского, Нестора Камчатского. Такое же по значимости, как в средней полосе почитание святой Матронушки, Ксении Блаженной и преподобного Серафима. Нужно создавать новые духовные центры – на Дальнем Востоке и в Сибири – с почитанием святых, принесших свет Христов в эти места В нашей Церкви не так много равноапостольных святых: княгиня Ольга, князь Владимир, Мария Магдалина, Нина Грузинская. Святой архиепископ Николай Японский встает в этот ряд. Нужно, чтобы Москва передавала сибирским городам мощи тех святых, которые там потрудились. Там нужно воцерковление, там нужна мощь, сила благодатная русских апостолов. – У вас есть картина «Перенесение мощей святителя Тихона». Она отразила историческую веху в жизни современной Церкви. Как она создавалась? – После того, как я написал святых Царственных мучеников, я написал под руководством Ильи Глазунова картину «Перенесение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского». На ней изобразил духовников нашей Церкви – архимандритов Кирилла, Наума и Даниила. Когда работал над полотном, смотрел такие картины, как «Погребение графа Оргаса» Эль Греко. Мои любимые художники – Веласкес, Сурбаран, Рибера: ценю испанцев и с удовольствием посещаю Испанию. Моя картина «Перенесение мощей святителя Тихона» – это гимн Патриаршеству. Многие люди, которые на ней изображены, уже отошли к Богу: Святейший Патриарх Алексий, старцы Кирилл, Наум и Даниил, архимандрит Спиридон, протодиакон отец Матфей. «Перенесение мощей святителя Тихона» высоко оценивал профессор Николай Николаевич Третьяков, говорил, что эта картина еще прозвучит. Многих людей уже нет, но мы о них молимся, и они о нас в Царствии Небесном.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/hudozh...

Церковное строительство в городе расширилось при имп. Василии I в посл. трети IX в. Василий в рамках своей программы по восстановлению святынь столицы ( Magdalino. 1993. P. 30-31) помимо др. храмов построил крупную и богато украшенную Новую церковь (Неа-Экклесия) в комплексе Большого дворца со сложным посвящением Христу, Пресв. Богородице, архангелам Михаилу и Гавриилу, прор. Илии и свт. Николаю Чудотворцу, а также перестроил дворцовую ц. Пресв. Богородицы Фаросской ( Jenkins, Mango. 1956). Возможно, этим же временем датируется сохранившаяся крестово-купольная постройка Атик-Мустафа-Паша-джами (визант. посвящение храма не установлено; см. ст. Влахерны; M ü ller-Wiener. 1977. S. 82-83; Freely, Ç akmak. 2004. P. 171-173; Иванов. 2011. С. 422-424). На рубеже IX и X вв. в К. утверждается как основной тип церкви сложный (с вимами) крестово-купольный храм, своды к-рого опираются на 4 колонны. Впосл. этот тип станет отличительной чертой столичной архитектуры и имп. заказов в провинции. От эпохи Македонской династии из храмов этого типа в К. сохранились собор Пресв. Богородицы монастыря Липса (ныне Фенари-Иса-джами) и Мирелейон. Впрочем, с основным типом в городе в эпоху Македонской династии соседствовали и другие типы крестово-купольного храма: с изолированными угловыми ячейками (Атик-Мустафа-Паша-джами, Календерхане-джами) и с 3-сторонним обходом (храмы мон-рей св. Андрея в Криси, св. Георгия в Манганах, Пресв. Богородицы Паммакаристос ). Ктиторские храмы средневизантийского периода в К. представляли собой сложные структуры, состоявшие из основного 9-частного ядра с вимами и апсидами, нартекса, хоров, приделов, вспомогательных помещений на разных ярусах и открытых галерей, игравших важную роль в общественной жизни города (место встреч, ночевки для бездомных и странников и т. п.). Церкви столицы были наполнены как архитектурными усложнениями (апсидиоли в вимах и нартексе, различной формы ниши на фасаде), так и богатой художественной декорацией (мраморная облицовка внутренних стен, мозаики на сводах и в куполе, богатое убранство из мрамора, меди, бронзы, драгоценных металлов. Важнейшие городские храмы, а также улицы и площади К. были включены в систему церемониальных праздничных выходов императора и патриарха, о чем подробно рассказано в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного и в «Типиконе Великой церкви» ( Berger. 2000).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Венецианская святыня: мощи прп. Марии Вифинской 25 февраля святая Православная Церковь празднует память преподобной Марии Вифинской и отца ее Евгения 25.02.2006 471 Время на чтение 10 минут Прп. Мария Вифинская Святая Мария родилась в V веке в Вифинии (на территории нынешней западной Турции) в благочестивой После смерти матери она воспитывалась своим отцом Евгением. Однажды отец открыл ей свое намерение принять монашество для спасения души. При этом Мария становилась наследницей отеческого состояния. Отцу было нелегко убедить дочь в правильности своего шага, и оба они долго доказывали друг другу свою правоту, прибегая к свидетельствам Священного Писания. Наконец, стало ясно, что Евгений не изменит своего решения. Тогда Мария предложила ему свой план: принять монашество им обоим. Мария не захотела оставить отца и решила под видом юноши войти монастырь и жить монашеской жизнью, приняв мужское имя Марин. Они продали свое имение и раздали все деньги бедным, а затем удалились в один Мария в монастыре показала большое рвение в иноческом подвиге, вызывавшее одобрение у игумена и братии. Между тем Евгений несколько времени спустя скончался. Мария же преуспевала в духовном делании, и вскоре получила от Господа дар изгнания бесов и исцеления болезней через возложение рук. В том монастыре жили 40 монахов братии. Согласно очередности каждый месяц игумен направлял четырех монахов на работу, поскольку монастырь заботился еще о скитах, расположенных в той области. Однажды игумен направил " брата Марина " с другими на это послушание. По дороге монахи остановились для ночевки на постоялом дворе. По случаю там же остановился и один солдат. У владельца постоялого двора была дочь, которую этот солдат склонил к греховной связи. Через несколько времени девушка забеременела, и солдат убедил ее указать на молодого монаха, как на виновника ее падения и отца будущего ребенка. И как только отец узнал о том, что она беременна, девушка, действительно, указала на " монаха Марина " . В гневе ее отец отправился в монастырь, и войдя в монастырские стены, кричал: " где этот глупец, этот лжехристианин, которого вы почитаете монахом? " Представ перед игуменом отец девушки сетовал и обвинял Марина за то, что теперь доброе имя его семьи покрыто позором. Игумен пообещал изгнать Марина из монастыря, как только тот вернется с послушания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

- Островное расположение монастыря требует особых мер предосторожности? Остров - как океанский лайнер. Если сюда приезжает больной человек, мы все быстро заражаемся. А среди монахов - много людей из " группы риска " : пожилых, с хроническими болезнями. Поэтому почти сразу после начала эпидемии – 17 марта - мы закрылись для паломников, туристов и трудников, а также ввели карантин для тех, кто приезжает. Ограничения не коснулись только местных жителей и тех, кто работает на острове сменами: энергетиков, полиции, пожарных. Также мы организовали дополнительную санитарную обработку кораблей, а медработники измеряли приезжающим температуру. И эти меры оказались результативными. - Были заболевшие? За время эпидемии на острове не было случаев заражения коронавирусом. - Туристам тоже нужно изолироваться, сдавать тесты, носить маски, перчатки? - Туристам и паломникам изолироваться и сдавать тесты на коронавирус не надо. Они приезжают без ночевки и большую часть времени проводят на воздухе. В храмы они будут заходить в масках, организованными группами, с экскурсоводом. Туристические группы будут небольшими – не более 20 человек – в соответствии с нормами, которые приняты в Карелии. Следуя рекомендациям регионального Роспотребнадзора, мы также дезинфицируем все поверхности в храмах, трапезной, монастырских судах, поэтому перчатки паломникам носить не нужно. К сожалению, паломники пока не смогут попасть на богослужения, исповедоваться и причаститься, как и приложиться к мощам и иконам. - А когда паломники смогут посетить Валаам без этих ограничений? Паломники смогут полноценно приезжать на остров, когда обстановка улучшится и Роспотребнадзор снимет все ограничения. Мы следуем тем правилам, которые приняты в Республике Карелия. Прогнозов не делаем: вдруг будет " вторая волна " эпидемии... - Ежегодный музыкальный фестиваль " Просветитель " в этом году состоится? В этом году фестиваля " Просветитель " не будет. Это невозможно: как мы будем приглашать иностранцев? В этом году даже не состоялся визит патриарха Кирилла (который проходил ежегодно в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских – ред.).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако, перейдем к разбору прочитанного текста. Мы подошли к последнему этапу. Иисус ходил в район Кесарии Филипповой, потом в Галилею, побывал в Иудее и в районах за Иорданом, а потом была дорога через Иерихон. А теперь впереди Иерусалим, достигнув Своей цели. Именно Иерусалим – цель всего похода, описанного в Евангелии от Марка с Мк.8,27 по Мк.10,52 . Нужно сразу отметить некоторые моменты, без которых весь эпизод будет очень трудно понять. При чтении первых трех Евангелий может сложиться впечатление, что Иисус впервые посетил Иерусалим. Когда же мы читаем четвертое Евангелие, мы часто видим Иисуса в Иерусалиме. 44 Ясно, что Иисус регулярно посещал Иерусалим по великим праздникам. И в этом нет никакого противоречия. Авторов первых трех Евангелий особенно интересует проповедь Иисуса в Галилее, автора четвертого, Иоанна, – Его проповедь в Иудее. Более того, в первых трех Евангелиях есть косвенные указания на то, что Иисус нередко бывал в Иерусалиме: например, близкая дружба с Марфой, Марией и Лазарем, жившими в Вифании, что говорит о том, что Иисус неоднократно посещал их; тайная дружба с Иосифом из Аримафеи. Этим объясняется и случай с ослом. Иисус до последнего момента не оставлял надежды. Он знал, на что идет, и уже заранее оговорил все с друзьями: Своих учеников Он послал с паролем: «Он надобен Господу». Виффагия и Вифания – это деревни около Иерусалима. (Виффагия значит дом смокв, а Вифания – дом фиников). Виффагия лежала в пределах субботнего пути от Иерусалима, то есть около одного километра, а Вифания была одним из признанных мест ночевки паломников во время Пасхи, когда Иерусалим был переполнен. У пророков Израиля была выразительная манера драматических действий. И к этой манере прибегает Иисус. Его слова и действия символически заявляют о том, что Он – Мессия. Да, хотя Иисус и был Мессией ( Мк.8,29 ), Своим городом Он овладел не как «князья народов» и «властвующие вельможи» ( Мк.10,42 ), но до последнего момента оставался тем «царем мира», о котором шла речь уже у пророка Захарии:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Во Имя Мое...»: трогательные истории из жизни маленького деревенского прихода 11 мин., 04.02.2021 Все началось с того, что батюшку, к которому я целый год ходила на исповедь, перевели из Москвы в деревню. В 80-е годы это частенько случалось со священниками, к которым, по мнению бдительных «кураторов», начинало ходить слишком много новых прихожан. Слава Богу, «сослали» его всего лишь в ближнее Подмосковье. Но добираться туда все равно нужно было часа три — сначала на электричке, потом на местном автобусе. Деревня была в стороне от шоссе. И не вдоль дороги, как обычно, а на отшибе, до нее еще идти надо. А по другую сторону дороги, на пригорке — «слободка», которую местные по-старинке называли «поповкой». И церковь. Небольшая, построенная еще в начале XIX века. Весь приход — человек десять стариков. Хозяйство запущенное, храм ремонтировать надо, служить не с кем. Посмотрел батюшка на доставшееся ему хозяйство и начал обзванивать всех своих московских прихожан: просил приехать помочь — кто чем может. Поначалу откликнулись многие: приезжали обычно в субботу, работали, потом оставались на службу и… уезжали — ночевать было негде. Никакого «священнического» дома при церкви не было — только крохотная сторожка. Местные старухи глядели на эти «субботники», скептически поджимая губы. Им явно не нравилась активность «чужаков». Но они до поры помалкивали — знали: рано или поздно порыв энтузиазма сойдет на нет, по три часа в один конец без ночевки не наездишься. А они как тут были, так и останутся. Это их церковь. Они сюда с детства ходят. И будут ходить, пока ноги носят. И порядки новые они никому тут устанавливать не позволят. И правда, постепенно приезжих становилось все меньше и меньше. К осени осталось нас всего человек пять: две пожилые москвички-пенсионерки — одна бухгалтер, другая всю жизнь проработала на заводе, двое молодых мужчин — «афганец» и переводчик с итальянского, и я, редактор переводного и жутко «престижного» журнала. Все ремонтно-строительные работы пришлось отложить до весны. Мужички наши совмещали обязанности сторожей, дворников, разнорабочих, истопников и помогали батюшке в алтаре. Тамара Степановна и Антонина Михайловна кашеварили и прибирали сторожку. А меня батюшка благословил учиться петь на клиросе, читать и изучать устав. Друг друга все мы раньше не знали, познакомились уже в деревне. Поначалу держались обособленно, каждый сам по себе: время было такое. Нашего переводчика Виталия я первый раз увидела в субботу на всенощной, мы с ним даже не познакомились, а в понедельник в издательстве наткнулась на него в столовой. Пришлось, как в шпионском фильме, сделать вид, что мы друг друга никогда не встречали: издательство-то идеологическое, под патронажем ЦК КПСС — узнали бы, что мы в церковь ходим, вышибли бы с работы в два счета.

http://foma.ru/tam-gde-dvoe-ili-troe.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010