Таким образом, под запрет попадают работы не только нобелевского лауреата Льва Ландау, основоположника мировой вычислительной техники Сергея Лебедева, основателя космической отрасли Сергея Королева, историка, расшифровавшего письменность майя — Юрия Кнорозова и многих других ученых, которые долгие годы жили на территории современной Украины и общались и писали по-русски. Забавно, что и первый самобытный философ Российской империи, на наследие которого активно претендует Киев, Григорий Сковорода, также писал по-русски. И вишенка на торте – под запрет попадает обширный пласт творчества Тараса Шевченко. — Хотелось бы подчеркнуть следующий важный момент: воюют не языки, не культуры и даже не народы, а — идеологии, государства, режимы, те или иные политические амбиции, выражаемые теми или иными властными персонами. Пожалуй, чисто национальные, клановые, племенные войны свойственны разве что раннеплеменным диким сообществам, в которых еще не сложилось хоть сколько-нибудь ярко выраженной культуры. Пожалуй, именно такого уровня развития вполне «достаточно» для того, чтобы начать войну против языка «вражеского племени». Могут возразить – серьезные глобальные войны являются всегда войнами цивилизаций, а значит и культур. Согласен. В широком (цивилизационном) смысле понятия культура – да. Но и победы в таких войнах достигаются не танковыми баталиями и уж тем более не какими-то абсурдными запретами. Здесь главное орудие – доступная и качественная аргументация той или иной цивилизационной платформы, ее информационное присутствие в тех или иных областях, ее стремительная и грамотная полемическая реакция, открытость к любым дискуссиям и обсуждениями. Что же из этого мы можем видеть на примере действий нынешней укранацистской власти и ее цепной шавки ПЦУ? Ничего! Никаких аргументов, никакой вразумительной апологии, никаких даже гипотетических условий для возможной дискуссии. Нынешняя украинская власть действует в стиле худших советских богоборческих традиций «безбожных пятилеток», типа «держать и не пущать», с той лишь разницей, что советская система цензуры выглядела весьма благородным институтом, который с присущим ему холодным благородством проводил в жизнь свои решения. Укрофашисты действует со свойственным им истеричным страхом, пакостной ненавистью, показным хамством, кощунством. Впрочем, на то они и фашисты.

http://radonezh.ru/2022/12/23/o-grehe-vr...

После Октябрьской революции 1917 г. М. на нек-рое время стала центром притяжения для мусульман с азиатских окраин России, а также из Турции, Индии, Ирана, Афганистана, Египта и стран Магриба, население к-рых разделяло коммунистические идеи. В 1921 г. в М. прошел Всемусульманский конгресс. Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 г., численность в М. представителей народов, традиционно исповедовавших ислам, достигла более 170 тыс. чел., они занимали 2-е место за абсолютно доминировавшими русскими. С объявлением «безбожной пятилетки» в 1929 г. активизировался процесс вытеснения религии из сферы общественной жизни, что нашло отражение в гонениях на практикующих мусульман и в закрытии 1-й (Исторической) мечети в Замоскворечье (1936). В советское время в столице действовала единственная мечеть в Выползовом пер., после закрытия Исторической мечети называвшаяся Московской соборной мечетью. Она на долгие годы стала центром религ. жизни мусульман города. Обращение представителей мусульм. духовенства к верующим в связи с немецко-фашистской агрессией, принятое на съезде в мае 1942 г. в Уфе 12 представителями мусульм. духовенства СССР, подписал среди прочих имам-хатыб Московской соборной мечети Халил Насретдинов (1890-1964). В 1945 г. община мечети была зарегистрирована аппаратом уполномоченного Совета по делам религ. культов. Председателем исполнительного органа (двадцатки) и секретарем имама стал Хамза Айсин. В том же году впервые за 20 лет в М. на татар. языке араб. шрифтом была издана книга с изложением основ ислама «Ислам дине» (Исламская религия), написанная главой Духовного управления мусульман европ. части СССР и Сибири (ДУМЕС) муфтием Г. Расулевым. В 1940-1952 гг. в М. сложился неофиц. мусульм. приход на Даниловском мусульм. кладбище во главе с комендантом кладбища И. Гаитовым. В 1952 г. богослужения на кладбище были пресечены властями, обвиненный в их организации имам-хатыб соборной мечети Насретдинов в 1953 г. был вынужден подать в отставку. В 1954 г. Московская мечеть получила статус центра мухтасибата ДУМЕС по Московской и Горьковской областям, Чувашской АССР и Мордовской АССР.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Правда, тут следует сделать существенную оговорку. Это утверждение применимо не ко всему советскому периоду истории России. Вряд ли можно серьезно считать, что в довоенное время, когда в рамках «безбожной» пятилетки и предыдущих гонений масса священнослужителей была уже уничтожена, а подавляющая часть остальных находилась в местах заключения - это «улучшало их материальное положение». Точно также и в первые послевоенные годы, из-за общей нищеты народа, и священнослужители отнюдь не благоденствовали. Таким образом, вышеприведенный тезис Н.А.Полторацкого классически описывает лишь хрущевское гонение (конец 50-х начало 60-х годов прошлого века) и довольно значительный период времени после него. И действительно, тогда было закрыто множество приходов, открытых при Сталине, был принят ряд мер по существенному сокращению числа священнослужителей... однако именно поэтому на долю оставшихся досталась обильная жатва, сделавшая их самым состоятельным классом в СССР. Но задумаемся: почему это произошло? Лично я не был свидетелем событий хрущевского гонения, поскольку тогда был еще ребенком. Но достаточно много беседовал на сию тему со старыми священниками, которые сами все это пережили. И из их рассказов вырисовывается вот какая весьма поучительная картина. Как известно, и я уже об этом сказал, в рамках того гонения была предпринята попытка существенного сокращения числа священнослужителей. С этой целью многие из них (если не все) вызывались на ковер к уполномоченному по делам религий, а то и непосредственно в КГБ, где на них топали ногами и кричали: «Ты такой-сякой «тунеядец», будешь и дальше «тунеядствовать» (т.е. священнодействовать), отправим тебя в лагерь или тюрьму! А вот если прекратишь «тунеядство» (священнодействовать), пойдешь работать «на производство», дадим тебе хорошую работу (парикмахера, таксиста и т.п.)», на которой в СССР можно было прилично зарабатывать за счет чаевых. Диоклетиан, который выкладывал перед мучениками, с одной стороны, - орудия мучений, а с другой - всякие житейские благо и сокровища, просто рыдал в аду: «Советские товагищи укгали мои методы!». Но в нашем случае все получилось отнюдь не так, как в древности.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/23/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance У сброшенного и разбитого колокола «Варлаам». 1930 г. Источник «Религия — опиум для народа!» История первых двадцати лет борьбы с церковью и людьми 4 мин., 05.02.2023 В 1932 году Сталин объявил начало «безбожной пятилетки», поставив цель — к 1 мая 1937 года на всей территории страны должны забыть имя Бога. Все началось с массовой «промывки мозгов», особую роль в которой сыграл Союз воинствующих безбожников, возглавляемый руководителем специальной Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б) Емельяном Ярославским. Еще в декабре 1922 года с его легкой руки стала издаваться газета «Безбожник». А осенью 1923-го, когда на заседании Антирелигиозной комиссии обсуждался вопрос «о формах и способах антирелигиозной пропаганды в деревне», Ярославский предложил организовывать кружки воинствующих безбожников. В апреле 1925 года в Москве прошел съезд Общества друзей газеты «Безбожник», положивший начало Союзу безбожников СССР, в 1929 году переименованному в Союз воинствующих безбожников, главными лозунгами которого были: «Через безбожие — к коммунизму» и «Борьба с религией — это борьба за социализм». В июне 1929 года, когда воинствующие безбожники провели свой 2-й съезд, на нем присутствовали 1200 делегатов, представлявших около полумиллиона идейных борцов с «религиозным дурманом». А к 1932 году, когда декретом правительства за подписью Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», воинствующих безбожников насчитывалось уже свыше 5 миллионов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек. Тиражи антирелигиозной литературы год от года росли: в 1930 году ее было издано больше 50 миллионов экземпляров, тираж газеты «Безбожник» в 1931 году достиг полумиллиона, а журнала с тем же названием — 200 тысяч. Повсюду организовывались кружки юных безбожников, к концу 1931 года в них было 2 миллиона человек. В 1932 году вышел первый том пятитомного сборника Ярославского «Против религии и церкви». Началось создание государственных антирелигиозных рабочих университетов — специальных учебных заведений для подготовки кадров для решающего наступления на религию.

http://foma.ru/religiya-opium-dlya-narod...

Провал построения индустриального рая бросил на скамью подсудимых инженерную интеллигенцию. Начался процесс над Промпартией, организацией, которой никогда не существовало в действительности, но которую создало воображение сталинского ЦК. На экстренном собрании работников искусств («Известия» от 17 декабря 1930 г.) Шкловский, Пудовкин, Таиров, Довженко, Качалов, Мейерхольд заклеймили арестованных инженеров как «платных шпионов», «изменников, продающих нас врагу». А Александр Довженко требовал «запретить им дышать». В заключение «работники искусств» обращаются к правительству с просьбой «наградить ОГПУ орденом Ленина». Параллельно громам и молниям, которые гремят на митингах и собраниях, требующих «раздавить гадину», звучит густой окающий бас Горького. В те годы он отсиживался в фашистской Италии, не желая возвращаться в коммунистическую Россию. Он посылает в «Известия» статьи из Сорренто, именуя главарей Промпартии «дегенератами», «уродами», «идиотами», «негодяями», «кретинами» и «подлецами». «Надо ли вспоминать о людях, которые исчезают из жизни медленнее, чем следовало бы им исчезать? – пишет он. – Употребляется ли ради развития сознания человека насилие над ним? Я говорю – да!» " »Культура« есть не что иное, как «организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей». С «культурой», «гуманизмом» и прочими цветами красноречия покончено. Естественно, что рабоче-крестьянская власть бьёт своих врагов, как вошь». (Через несколько лет один из вождей немецкого национал-социализма скажет: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету»). 15 ноября 1930 г. появляется статья «Если враг не сдаётся – его истребляют». В других изданиях её кровожадность несколько сглажена: «Если враг не сдаётся – его уничтожают». Не Бог весть какая милость, но раз «с гуманизмом покончено», то что же роптать? 11 В те годы у Горького были ницшеанские усы и ницшеанские идеи: «Падающего подтолкни». 15 мая 1932 г. декретом правительства за подписью Сталина было объявлено о «безбожной пятилетке»: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто» на всей территории СССР 12 . Таков был воздух, которым юный Борис дышал с детства. Вот эпизод, описывающий тогдашнее отношение местных властей к Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Реформа вообще безжалостно обошлась с системой образования. Сначала прибили - без малого не до смерти - среднее специальное образование, всякие ПТУ да техникумы, потом общую школу лишили самостоятельного значения, сделав безбожно затянутыми подготовительными курсами в вуз. Что делалось и делается в это время с высшим образованием, отдельная песня (ещё не все прочихались от замены пятилетнего обучения на 4+2, а нам уже готовят 2+2+2 с непременными ЕГЭ в сочленениях), но всё остальное уже убито, как вазовская «копейка». Пора бы честно сказать, что попытка установления обязательного одиннадцатилетнего образования провалена - во всяком случае, на нынешних основаниях. Что школы, не имеющие ни возможности, ни (уже) желания отбраковывать балласт и даже ставить мимолётные двойки, губят остатки мотивации в учениках и ставят на поток выпуск неучей, непригодных для дальнейшего обучения. Школа - гигантская система, обладающая огромной инерционностью. Поэтому до сих пор есть прекрасные учителя - их даже много, есть хорошие школы - их тоже совсем немало. Но всякая инерция когда-нибудь исчерпывается, что мы сейчас и наблюдаем. Упования на то, что в этой сфере всё само наладится, следует считать надёжным признаком слабоумия. Налаживаться будет только то, за что возьмут на себя личную ответственность живые люди, осознающие первостепенную (и не только личную!) важность хорошего образования для себя, своих детей, детей своих близких. Кто сможет обучить своих детей поверх деградирующей системы - пусть обучает. Кто не может - пусть советует своему сыну искать подходящий рыбный обоз. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В " Письме к съезду " 25 декабря 1922 года Ленин дал характеристику ряду членов ЦК, в том числе и Сталину: " Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью " . В добавление к своему письму Ленин 4 января 1923 писал: " Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д. " После смерти Ленина (1924) Сталин активно участвовал в разработке и осуществлении политики КПСС, планов хозяйственного и культурного строительства, мер по укреплению обороноспособности страны. В 1925 руководство страны взяло курс на индустриализацию (создание тяжёлой промышленности). Были созданы новые отрасли промышленности (тракторостроение, авиационное, автомобильное строение). Средства в основном шли от сельского хозяйства, в котором в то время началась коллективизация , которая во многом стала причиной голода в 1932-1933 годах. 15 мая 1932 года декретом правительства за подписью Сталина объявляется " безбожная пятилетка " , поставившая цель: к 1 мая 1937 года " имя Бога должно быть забыто на территории страны " . В 1930-е - 1950-е годы в СССР осуществлялись массовые репрессии, обычно связываемые с именем Сталина, фактического руководителя государства в этот период. К жертвам сталинских репрессий относят осуждённых по ст. 58 УК РСФСР 1926 года («контрреволюционные преступления»), а также жертв раскулачивания (начало 1930-х гг.). Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей).

http://drevo-info.ru/articles/26195.html

Пока что дискуссии не получается; автор статьи (и автор сопровождающей ее глумливой карикатуры) просто выражает свою крайнюю враждебность Церкви и, заодно, " Единой России " — за то, что некоторые ее представители посмели, оказывается, произнести фразу: " Православие как нравственная основа модернизации”. Автор в страхе ожидает провозглашения Православия государственной идеологией, видит попрание конституции и многие другие ужасы наступающего клерикализма. Вопрос о том, что именно означает светскость государства, можно рассматривать подробно — и как только мы к нему обратимся, мы обнаружим, что единственное достаточно светское государство, вполне соответствующее требованиям наших антиклерикалов — это Северная Корея. Во всех странах Европы мы обнаружим капелланов в армии, кафедры теологии в ВУЗах, и — как правило — преподавание религии в школах. Все зловещие признаки клерикализма в этих странах налицо — а обещанных ужасов нет. Ни попрания прав нехристиан, ни мракобесия, ни научной и культурной отсталости. Христианская вера требует от нас верить в то, что мы до поры не можем увидеть; требования антиклерикальной веры гораздо более суровы — она требует не верить в то, что можно увидеть своими глазами. Например, то, что Италия — страна с Распятием в каждом школьном классе и при этом страна весьма благополучная. Когда СМИ сообщают о выходках каких-нибудь юных неонацистов, люди обычно удивляются — как такое может быть в стране, так много пострадавшей от нацизма. Но неонацистов у нас, пожалуй, единицы, проходящие скорее по категории шпаны, чем серьезного политического движения. Читая некоторые газетные материалы и дискуссии в интернете, задаешься другим вопросом — как в стране, так пострадавшей от воинствующего атеизма, этот самый воинствующий атеизм сохраняет такое влияние. Как будто не было всего ХХ века, как будто идеалы нынешних борцов с клерикализмом уже не получили истории своего полного воплощения, как будто не было ничего — ни монастырей, превращенных в концлагеря, ни расстрельных полигонов, ни коллективизации и голода, ни показательных процессов, ни " разоблаченных врагов народа " , ни взорванных храмов, ни " безбожных пятилеток " .

http://radonezh.ru/analytics/esche-raz-o...

Настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери в Гдове отец Сергий Олисов рассуждает о необходимости ведения войны: что это за война, в каких случаях она необходима, кто должен воевать и как. А воевать, по убеждению священника, должен каждый христианин. Иерей Сергий Олисов с детьми – Мы все и всегда воюем, даже когда мир на земле: речь идет о войне духовной. Действительно, такая война не прекращается ни на мгновенье. В таинстве Крещения даже младенца уже называют воином Христовым. С кем должен воевать этот воин? Кто наш главный враг? – «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Но дьявол пытается убедить людей, что его нет; а раз зла нет, то и бороться не с кем – мне всё позволено, могу делать любые пакости безнаказанно. А ведь это всего лишь отвлекающий маневр. – Современный человек смотрит на всё преимущественно материалистически. Духовная подоплека остается за кадром великих сражений и катастроф – Современный человек разучился смотреть на мир, на подлинные причины, приводящие к войнам и прочим потрясениям. Духовная подоплека остается за кадром великих сражений и катастроф. Авторитетные мужи объясняют всё происходящее понятными земными категориями: то это «классовая борьба», то «борьба за ресурсы», то «борьба за рынки сбыта» и т.д. и т.п. Но именно в духовном-то пространстве и вызревают все земные события – плохие и хорошие. От того, как человек ведет духовную борьбу со своим собственным злом, зависит общий ход истории. Всякое содеянное лично нами зло – это наше поражение и победа дьявола. Отрицание или незнание духовных законов не отменяет их действия – если разгильдяю в школе «по барабану», что семью восемь – 56, это не рушит таблицу умножения. То же и с духовными реалиями. – Как это проявляется в истории мира? – В ответ на междоусобицы в Древней Руси мы получаем то крестовый поход каких-нибудь тевтонцев или шведов, то нашествие Мамая. Чуть позже, когда снова позабыли родную веру и культуру, увлеклись европейским духом (в то время – уже душком), пришел Наполеон, и вовсе не в виде торта, а с 12-ю языками. Потом объявили «безбожную пятилетку» – и из самого ада получили Гитлера. И так до сих пор: каждый раз, когда мы пренебрегаем соблюдением духовных законов, мы страдаем от последствий этого несоблюдения – всё как в Библии с избранным народом, Ветхий Завет буквально кричит об этом.

http://pravoslavie.ru/119490.html

Потому что любое пророчество всегда актуально для тех времен, когда оно возникает. Для последующих времен главное, что  оно всегда указывает на то основное событие, о котором это пророчество, собственно говоря, и возникло. В этом слово Божье универсально. Например, пророчество умирающего Иакова: колено Даново, Дан  - змей на дороге, судят народы. Посмотрите, как по-разному святые отцы это толкуют. Даже есть отцы, которые объединяют эти толкования. Отцы говорили так: кто такой Дан?-  Змей на дороге, антихрист, он выйдет из колена Данова. Почему сказано: будет судить народ, а вот у антихриста будут неправильные суды! И тут же дается другое истолкование: да, но из колена Данова вышел Самсон, Божий судья, воин, который был змеем на дороге для филистимлян  - язычников, нападал на них, совершал суды Божии. И церковная экзегеза допускает разные истолкования. В одном случае -  это Самсон, помазанник Духа святого. В другом  - это антихрист, сын дьявола. И таких экзегетических сложностей очень много, когда мы смотрим, как святые отцы истолковали этот текст, этот, этот.   - Отец Олег, здравствуйте! С праздником вас. Простите, я вернусь к теме воинов. Вот недавно, буквально днями,  была передача по Народному радио, оно тоже православное. О погибших молодогвардейцах, как раз годовщина была их смерти. Они приняли тяжкую участь, они были детьми. Я посчитала, им было по 17-18 лет, значит, они родились в 20-х годах, непонятно крещены они были или нет. Они же тоже погибли за нашу Родину. О них тоже можно молиться, они же живот за нас положили, правда? О.Стеняев: - Да, сказано: нет больше той любви, аще  кто душу свою положит за други своя.  - Даже несмотря на то, что они были в такое время рождены, неизвестно, крещены ли. О.Стеняев: - Вряд ли были крещены. Тогда были безбожные пятилетки.  - Но всё - таки их надо поминать, правда? О.Стеняев: - Вот как раз то, о  чём мы говорили.  Т.е. если мы будем ограничиваться поминовением только своих православных воинов, то мы не почтим подвига тех, которые не были православными.

http://radonezh.ru/text/kak-otlichit-neo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010