К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков». Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует победу!» Архимандрит Серафим (Шинкарев)      После литургии, запершись у себя в келье, местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. Во всех храмах за богослужениями стали читать специальную молитву об избавлении от врагов. Подлинник плана нападения на СССР Барбаросса. Фрагмент      Между тем немцы, перейдя границу, стремительно продвигались по советской территории. На захваченных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству. Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.

http://pravoslavie.ru/99163.html

     Один из тупиковых вопросов – что почитать детям. Что вообще читать детям? Чтобы правильно, культурно и как положено. Желательно по возрастам. Но, может быть, уместнее такой вопрос: что почитать нам самим, что почитать нам всем вместе? Это особенность семейного чтения и вообще семейного образования: здесь не бывает строгих возрастных рамок. Нельзя сначала почитать трехлетнему младенцу, после этого открыть книжку для пятилетнего, потом устроить блиц-урок чтения для восьмилетнего, а потом чтение для подростков. Раз читаем – то уж все вместе. И читаем, конечно же, не для детей. Читаем для себя, просто учитывая всех своих детей. Когда чтение из любимого дела превращается исключительно в педагогический подвиг во имя ликвидации вопиющей безграмотности современных детей, то такое чтение становится мертвой повинностью… И для детей, и для несчастных родителей. Впрочем, часто литература – это не просто вид досуга. Это настоящее образование. А если мы говорим о чтении на Страстной седмице, то мы хотим еще большего. Мы хотим, чтобы книга, которую мы почитаем вместе с детьми на ночь, была не просто интересной. Не просто «высокого литературного качества». Но еще и чтобы не отвлекала нас от тех событий, которые в эти дни переживает Церковь. Переживаем мы вместе с Церковью. А еще лучше – чтобы эта литература помогала нам прожить это непростое время Страстной седмицы. И такая литература на свете существует. Художественная литература, прекрасная литература, которую можно и уместно читать вместе с детьми в страстные дни. Самый яркий пример тому – драма «Царь Иудейский», автор – К.Р. К.Р. Творчество К.Р. – это горячая, горящая вера в стихах К.Р. – один из великих русских поэтов. Кто-то знает, что под таким скромным псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, президент Императорской Академии наук (1858–1915). А кто-то и не слышал имени этого поэта, которого хорошо знали образованные люди еще каких-то сто лет назад. Ведь К.Р., как и многие другие блестящие представители русской и мировой литературы, относился к задвинутым или вовсе запрещенным в безбожное лихолетье авторам. И это неспроста. Потому что творчество К.Р. не то чтобы «пронизано религиозными мотивами», это скорее горячая, горящая вера в стихах. И в каких стихах! Сами собой эти стихи превращаются в песни.

http://pravoslavie.ru/102634.html

Арзамас. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена в 1802 г. Ранее на её месте находилась древняя Зосимовская церковь, поэтому новую церковь, имеющую соответствующий придел, называли ещё Зосимовской. Рядом находилась зимняя церковь Богоявления Господня (1818 г.), полностью утраченная в советское время. Церкви были построены на средства прихожан-меховщиков и их цокольные помещения использовались в качестве хранилищ " мехового товара " . В состав Владимирского прихода входили две церкви: холодная в честь иконы Божией Матери " Владимирская " и теплая во имя Богоявления Господня. Деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери существовала, вероятно, с начала XVII столетия, пока не сгорела во время пожара. Располагалась она в нижней части города, на посаде, за крепостными стенами, имела богатых прихожан – владельцев арзамасских кожевенных заводов. В 1681 г. Патриархом Иоакимом дана была грамота о построении на ее месте каменной церкви того же имени. В грамоте оговаривалось, чтобы купола были не шатровые, а алтарная апсида тройная. Через сто с лишним лет храм разобрали и на его месте поставили новый, холодный, освящение которого состоялось 23 марта 1802 г. архимандритом Макарьев-Желтоводского монастыря Иоанном. Позже в пристроенной трапезе устроили два придела – правый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, левый – святителя Димитрия Ростовского. В народе вплоть до закрытия приходских церквей в богоборческую эпоху храм именовался Зосимовским, или Изосимовским. Это указывает на особое почитание Соловецких святых, происходившее оттого, что часть прихожан являлась потомками когда-то выселенных в Арзамас из Новгорода Великого вольнолюбцев. В 1866 г. при Владимирской церкви было открыто третье по счету в Арзамасе мужское приходское училище. В годы безбожной пятилетки приход был закрыт, храмы ликвидированы. Иконостас Владимирской церкви продан за границу, в самом помещении размещался кладочный цех, а позже хлебопекарня. Богоявленская церковь в 1931 г. временно была передана под общежитие заключенных. Но в течение последующих пяти лет (1937 г.) она была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=04945

Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки» («овладение временем» и «техника обезбоживания») Протоиерей Петр Гурьянов Годы «безбожной пятилетки» – очень трудный и сложный период для верующих людей того времени, для нашего государства в целом. Сталин, подписав 15 мая 1932 года Декрет Правительства, фактически открыл «безбожную пятилетку», поставив задачу: к 1937 году «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Власть всячески пыталась переориентировать сознание и мировоззрение людей, убеждая их: всё, во что они верили прежде, что считали своей поддержкой и опорой, лучом надежды на спасение и облегчением земных тягот, являлось искусственным, ненастоящим, выдуманным царским правительством для манипуляции общественным сознанием. Большевики видели: у религии, а точнее – у Русской Православной Церкви, есть очень сильные рычаги воздействия на людей, на их мнения и представления о том, что делается в стране, на их отношение к новой власти, и допускать существование такого влияния им совершенно не хотелось. Нужно было кардинально изменить всё, что складывалось и создавалось столетиями, на новый лад, дабы показать (а может, и потешить свое тщеславие , гордыню и самолюбие), что большевистская идеология и есть правда, та абсолютная истина, которая не требует доказательств. Концепция «безбожной пятилетки», квинтэссенция которой была озвучена в 1932 году Союзом воинствующих безбожников во главе со знаменитым Емельяном Ярославским в формуле «забыть имя Бога», редко становится предметом философского и тем более богословского анализа. Обычно рассматриваются идеологические и политические аспекты «безбожной пятилетки», причем в контексте непримиримой борьбы с религией вообще и в первую очередь с Православием, однако, как нам представляется, эта концепция обладает самостоятельным и специфичным богословским содержанием, которые мы в данной статье контурно обрисуем и проанализируем. «Безбожная пятилетка» была подготовлена своеобразным «квазибогословием» большевизма, которое, с одной стороны, отвергало все существующие формы религиозного сознания, но с другой – предлагало взамен иную форму религиозности – со своей догматикой, со своим учением о сотворении мира, со своими пророками, подвижниками, «святыми местами» и эсхатологией . С практической точки зрения ленинские заветы в области атеистической пропаганды активно выполнялись в 1920-е годы, подготавливая «безбожную пятилетку». В это время выходит огромное количество самых разнообразных атеистических изданий: «Революция и церковь», «Безбожник», «Антирелигиозник», «Безбожник у станка», «Деревенский безбожник», «Юные безбожники» и многие другие. К началу «безбожной пятилетки» в 1932 году в СССР «издавалось 10 газет антирелигиозного содержания и 23 антирелигиозных журнала, функционировали Союз воинствующих безбожников и Государственное антирелигиозное издательство» .

http://pravoslavie.ru/104724.html

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Г.П. Федотов. Проблемы будущей России ЦЕРКОВЬ О Церкви в новой России можно говорить в двух планах. Рассматривая извне, это частная тема – тема об отношении государства к православным культовым организациям. Взятая изнутри, т. е. по существу, это тема безмерная, тема вселенская, в которой скрыто решение и всемирно-исторических судеб России. Минимализм и максимализм одинаково уместны в отношении к церковной проблеме. И, что особенно значительно, – между обеими установками нет зияния: это единственная сфера реальности, где малое, земное, человеческое соединяется с величайшим, небесным и Божественным. Поэтому лишь здесь дано преодоление острого русского противоречия: между бескрылой практичностью и утопической беспочвенностью. А) Государство и Церковь Еще не закончено трагическое развертывание революции. Еще мы не знаем, где остановится ее богоборческая ярость. Будут ли закрыты все храмы в России и уничтожен публичный культ, как это намечено пятилеткой «безбожников»? Или экономизм большевиков возьмет верх над их изуверской теологией и заставит их остановиться перед тем, перед чем не отступили чистые теологи якобинского руссоизма. До сих пор можно лишь констатировать: 1) Революции удалось оторвать от религии широкие массы, воспитав религиозный индифферентизм в большинстве и выковав активное богоборчество в ничтожном численно, но весьма энергичном меньшинстве. 2) Революции не удалось уничтожить Православной церкви, которая в гонениях проявила большую духовную силу и способность к творческому возрождению. З) Революции удалось расколоть Православную церковь на несколько – около десятка – организаций при наличии многомиллионного и растущего сектантского движения в народных низах. Этого достаточно, чтобы сделать невозможной – разумно и серьезно – в послереволюционной России государственную церковь . Лишь политическая реставрация могла бы произвести этот эксперимент, одинаково роковой и для Церкви, и для государства. Внутренний религиозный опыт, выстраданный Русской церковью, заставляет ее дорожить свободой от государства. Этот принцип, еще недавно бывший лишь доктриной либеральной богословской школы, теперь завоевал признание в мистическом сердце церковности. Еще на периферии, и притом либеральной периферии (парадокс истории), сказываются соблазны огосударствления Церкви: ее перекраска в защитные революционные цвета. Но путь патриарха – т. е. основное русло православной церковности – пролегает посредине между староверием православного самодержавия и обновленчески-сергианским оппортунизмом революционной синодальности. Нет сомнения, что прекращение религиозного террора и связанных с ним искушений (банька 40 мучеников), будет означать победу «аполитической» Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Введение в православную апологетику Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Апологетика есть защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, данными науки и философии, а также положениями юриспруденции против критики и действий власть имущих. Христианская Церковь пережила множество гонений, множество эпох, когда зримо проявлялись силы (а они были всегда, почти на протяжении всей ее истории), которые поднимались, восставали и не принимали христианства, старались его погубить, уничтожить, и не принимали Самого Иисуса Христа. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Это пророчество постоянно исполняется на протяжении уже двух тысячелетий. В первые века христиан обвиняли во всех возможных и невозможных преступлениях, которые можно было только придумать: они и “нарушают” государственные законы, и разрушают само государство, семью, вводят разврат, детоубийство, богохульство и т. д. Христиан предавали смерти, отдавали их в цирках на съедение диким зверям, превращали в живые факелы, чтобы осветить ночные гуляния языческого плебса, а позже расстреливали, пытали, живыми закапывали в землю, и земля трое суток дышала человеческими легкими. На протяжении всей истории Церкви появилось множество работ антихристианского, антицерковного содержания, языческого или откровенно атеистического. Уже в первые века христианство изображалось как суеверие, возникшее на Востоке, или в лучшем случае как одна из презренных сект непонятного иудейства. В конце средних веков Христа объявили одним из “трех великих обманщиков” (два других — Будда и Магомет). Двести с лишним лет назад Вольтер пророчествовал, что через сто лет никто не будет помнить о книге с названием “Евангелие”. В конце тридцатых годов ХХ века обещали, что в течение ближайших пяти лет с религией будет покончено, — третья сталинская пятилетка была объявлена пятилеткой полной идеологической победы коммунизма. В начале шестидесятых утверждали, что в нашей стране к 1980 году будет построено коммунистическое общество с абсолютным и нераздельным господством в сознании всех атеистического мировоззрения, — шло хрущевское гонение на Церковь. Несмотря на все эти гонения, на изощрения хлестких, но неглубоких безбожных умов, христианство устояло и дало миру высочайшую культуру. Оно возвысило, обоготворило человеческую личность, открыло миру высшую, абсолютную нравственность, которая, чтобы не признавать Христа Спасителя, была объявлена общечеловеческой. А в ходе борьбы с религией нам твердили, что мораль, семья и т. д. — лишь надстройка над экономическим базисом, — в результате создали безнравственное общество и развалили экономику.

http://pravmir.ru/apologetika-znachenie/

Закрыть itemscope itemtype="" > Всё выше, и выше, и выше!.. 12.09.2009 354 Время на чтение 3 минуты Самая яркая рукотворная лампа, самый яркий огонь, разожжённый человеческой рукой, светят в десятки тысяч раз слабее Солнца. Но и даже такие яркие солнечные лучи в тысячи раз слабее лучей некоторых звёзд-гигантов. Человеку и мечтать не стоит о том, чтобы когда-то самому создать столь мощный источник света. А вот абсолютную тьму человек может создать легко: комната без окон, в которой двери закрываются достаточно плотно, зайдите в неё, захлопните дверь - и вот вы в абсолютной тьме. То же и с теплом. Жар, подобный жару далёких звёзд, человеку не создать никогда. А предельный холод, " абсолютный нуль " температур учёным создать просто. Выходит, что человеческая жизнь протекает ближе к тьме, чем к свету, ближе к холоду, чем к теплу. Мы словно в морских глубинах живём: мрак и стужа нас окружают, а где-то далеко, в вышине - тёплая, прогретая солнцем вода, голубые небеса, яркие лучи дневного светила... Наша задача - всплыть на поверхность. Эту мысль высказал Игорь Иванович Сикорский (1899-1972), великий русский авиаконструктор, чьё имя стоит в Национальном зале славы США наряду с именами Эдисона, Пастера, братьев Уайтов. Знаменитый вертолётостроитель был, оказывается, и интересным богословом. Впрочем, сам себя он никогда богословом не называл: слишком великой честью считал для себя этот замечательный человек. ...Что бы ни говорить теперь об успехах советской власти, но нельзя забыть одного: своим богоборчеством она оттолкнула от России тысячи талантливых русских людей. Разве стал бы Сикорский - патриот, националист, сын знаменитого специалиста по расологии Ивана Сикорского - уезжать в Америку? Но он, - человек глубоко верующий, живущий Православием, непрестанно мыслящий о Боге, не смог смириться со страной Емельяна Ярославского, безбожных пятилеток и непрестанных нападок на Церковь. Да, Россия без Сикорского не погибла: были сотни других. Был Туполев, был Королёв... Но если бы к ним ещё и Сикорский!..

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мечеть у Святого озера Московские чиновники играют на руку врагам России 22.03.2023 5055 Время на чтение 10 минут Фото: из открытых источников С конца февраля крайний восток Москвы только и говорит, что в их районе в вековом лесу строят мусульманский центр. Этот центр будет включать мечеть на 60-70 тысяч человек, медресе, исламскую академию, гостиничный комплекс, халяльные магазины, большой парковочный узел. Эта мини-Мекка строится в районе Косино-Ухтомский, за МКАДом, в окруженном лесопарковой зоной микрорайоне Кожухово. Экосфера Кожухово уже серьёзно страдает от только начавшейся строиться мини-Мекки, что возмущает местных жителей. Главное недовольство – в том, что мини-Мекку воздвигают прямо посреди мест, которые являются святыми для всех православных России. Точная локация будущей мини-Мекки – побережье Святого озера. Озеро получило такое название из-за уникального биохимического состава воды, которая способствует заживлению травм и ранений. Как гласят древнерусские летописи, от воды из Святого озера исцелялись раны у возвращавшихся с Куликовской битвы воинов Дмитрия Донского. Лечебными свойствами также обладает озерный ил. Святость этих мест давно зафиксирована православным преданием, эту святость признавал и разуверившийся в Боге Антон Павлович Чехов. Чтил Святое озеро Петр Великий, даровавший местному православному благочинию привезенную из итальянской Модены икону Божьей Матери. Моденская (иначе Косинская) икона Богоматери считается чудотворной во всем православном мире. В советские безбожные пятилетки близ Святого озера происходили случаи, которые трудно объяснить нормами только человеческого разума. Например, молодые и совершенно здоровые активисты-безбожники неожиданно умирали сразу после того, как они покушались на эти святые для православных места. Район Святого озера остаётся местом массовых паломничеств православных москвичей и сегодня. На Крещение здесь яблоку негде упасть от желающих окунуться в озеро с молитвой и крестным знамением. 3 июля каждого года, когда празднуется день Моденской Божьей Матери, по берегу Святого озера проходят многочисленные крестные ходы. Икону в ее праздник вывозят на середину озера в украшенной цветами лодке. В этой лодке видели и патриарха Московского Кирилла. Здесь особо чтят святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя данного района. В Косино-Ухтомском и во всем Восточном округе Москвы куда чаще можно встретить епископа, чем имама. Постоянно проживающих здесь этнических мусульман – меньше одной трети от населения. По словам местных жителей, нет перспектив на какое-либо значительное населения района этническими мусульманами. Неподалеку от места стройки мечети вырос микрорайон из 50-этажных жилых небоскребов, там живут люди, но известно, что активных продаж квартир в этих домах не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/22/me...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Победу одержала вся многомиллионная Русская Церковь» Патриарх Кирилл обратился с Посланием в связи с пятилетием подписания Акта о каноническом общении 16.05.2012 483 Время на чтение 3 минуты В преддверии пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, которое будет отмечаться завтра, 17 мая, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с Посланием к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. «Ныне Русская Православная Церковь отмечает пятилетие подписания Акта о каноническом общении. Этот документ положил конец многолетнему разделению между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Мы вспоминаем о событии большого исторического значения, знаменующем собой преодоление одного из трагических последствий политической и духовной катастрофы, пережитой Россией в XX столетии», - говорится в патриаршем Послании. Отметив, что «в минувшем веке нашу Родину и Церковь постигли тяжелейшие испытания», «разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась Богом дарованная человеку свобода, хитон церковный раздирали враги внешние и внутренние», а «братоубийственная междоусобица погубила миллионы наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма Новомучеников и исповедников Российских», Патриарх Кирилл пишет, что «революция и последующая гражданская война стали причиной массового исхода из России наших соотечественников. Миллионы их оказались рассеянными по всему миру. Православная вера объединяла беженцев, и они бережно сохраняли огонь веры, передавая его из поколения в поколение. Но драматические исторические обстоятельства вызвали разделение внутри русского православного рассеяния». «Восходя на крест, православная Русь верила в свое воскресение. С особым усердием возносили чада церковные — как в Отечестве, так и за его пределами — молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения. В этом чаянии мы обращались к дерзновенному небесному предстательству новомучеников. Милостью Божией ситуация в стране изменилась коренным образом. Православные люди восприняли это как дар свыше. Русская Православная Церковь обрела полную свободу в том числе и в среде церковно-государственных отношений», - напомнил Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/16/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Пятый канал устроил невиданный кощунственный фарс» По словам диакона Владимира Василика, в мусульманской стране Невзоров не добрался бы до своего дома живым 23.09.2010 5503 Время на чтение 5 минут По поводу позавчерашней телепередачи Пятого канала «Открытая студия» имею сказать следующее. Дело не столько в Невзорове, сколько в тех, кто его пригласил. Прежде всего, настораживает сама дата, священная для православного русского человека, – день Рождества Пресвятой Богородицы, день спасения России и русского Православия на поле Куликовом. Этот день должны почитать и верующие, и неверующие русские люди, - если не из религиозных, то из государственнических соображений. Вместо этого руководство Пятого канала и ведущая программы Ника Стрижак устраивает невиданный кощунственный фарс. Само название передачи «Отдадим все Церкви?» звучит провокационно. Видимо те, кто его придумывал, являются великолепными знатоками общественной психологии. Ибо только верующий человек может сказать: «И весь живот наш Христу Богу предадим». А неверующий, услышав такое предложение, непременно возмутится. В самом заголовке телепередачи уже стояло: «Караул, грабят!» Другое дело, если бы название передачи звучало так: «Отдадим отобранное у Церкви?», то это было бы вполне справедливо. В своем большинстве большая часть музейных фондов – это то, что у Церкви было незаконно отобрано, проще говоря - награблено в 20-30-е годы во время «безбожных пятилеток», закрытия церквей, расстрелов священнослужителей и мирян. В том церковном достоянии, которое до сих пор хранится в наших музеях, вложены не только молитвы, но и пот и слезы русских православных людей – на них кровь священномучеников, убиенных и замученных в большевистских лагерях. Но, к сожалению, организаторы этой провокационной передачи, очевидно, не имеют ни совести, ни здравого смысла, иначе передача не была бы устроена в столь неправедном и кощунственном формате. Кого они выбрали в участники? Прежде всего, что такое Александр Невзоров? Это психически нездоровый человек. Два года тому назад он проходил обследование и лечение в известном психиатрическом заведении на речке Пряжка. Это человек психически нестабильный. В юности он терся вокруг Церкви, даже пел в церковном хоре, пытался пробраться к петербургскому митрополиту Иоанну, но покойный владыка держал его на расстоянии, что немудрено. Известны кощунственные высказывания Невзорова в передаче «600 секунд» о последнем святом Государе Императоре Николае Втором. Известны его омерзительные высказывания о памятнике святому Князю Александру Невскому. И в последнее время Невзоров известен своими эпатажными антирелигиозными изречениями.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/23/pya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010