г. Гарнак Иверской, при Иверской Общине сестер милосердия, чрез свящ. С. К. Махаева: Свящ. С. К. Махаев Г. И. Белов Ильинской, на Воронцовом поле, чрез прот. Д. И. Языкова: Прот. Д. И. Языков Иоакиманской, на Якиманке, чрез свящ. А. Д. Крылова: Свящ. А. Д. Крылов Разные лица Иоанно-Богословской, под Вязом, чрез свящ. Воздвиженского: В. Я. Герасимов —23— 90. Иоанно-воинской, на Калужской ул., чрез свящ. X. Надеждина: Свящ. X. Надеждин Иоанно-Предтеченской, за Пресной, чрез свящ. А. А. Флерина: Казанской, у Калужских в., чрез прот. В. Т. Покровского: Прот. В. Т. Покровский Свящ. А. Полозов М. Пушкин С. Громов А. Л. Павлов Причт Казанского Собора Свящ. Ф. А. Басов Казанской, в Сущеве, чрез свящ. В. М. Маркова: Свящ. В. М. Марков Н. Кротов Климентовской, на Пятницкой, чрез свящ. А. С. Парусникова: Свящ. А. С. Парусников Князе-Владимирской, в Садех, чрез свящ. Т. И. Соболева: Неизвестный —24— 97. Космо-Дамианской, в Кадашеве, чрез свящ. В. В. Молчанова: Свящ. В. В. Молчанов г. Кочетыгова г. Николаев Космо-Дамианской, в Нижних Садовниках, через свящ. И. И. Струженцова: Церк. староста И. Пронин Свящ. И. И. Струженцов Космо-Дамианской, в Панех чрез свящ. П. И. Архангельского: Свящ. П. И. Архангельский Космо-Дамианской, на Покровке, чрез свящ. М. С. Пятикрестовского: Свящ. М. С. Пятикрестовский А. И. Червяков С. Лямин Космо-Дамианской, в Шубине, чрез свящ. С. Н. Лебедева: Церк. стар. И. Т. Комов A. И. Чуксина B. Залесский А. М. Михайлов —25— 104. Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, чрез свящ. А. П. Афонского: С. Горбов Причт Крестовоздвиженской церкви г. Прянишников Крестовоздвиженской, при Ямском училище и богадельне, чрез свящ. М. П. Сперанского: Свящ. М. П. Сперанский Максимовской, на Варварке, чрез прот. Н. И. Соловьева: Прот. Н. И. Соловьев Прихожане Мароновской, в Старых Панех, чрез свящ. С. В. Лаврентьева: г. Росляков г. Суворов М. Р. Лепешкина Мартиновской, на Алексеевской улице, чрез прот. А. И. Молчанова: Причт церкви Прот. А. И. Молчанов Михаило-Архангельской, в Овчинниках, чрез свящ. А. А. Невского:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Роды: Елизарья Юрьева из Серпейска, 270. Ивана Филипова донского казака, атамана Иосника Лунева, донского казака Лукьяна, Жегулин, л. 209. Тимофея Львова, Тарасов Санюкова – путивльца, Василья Жегулина – атамана донского, Саву – Голуня ревенской. Нехорошего да Порошин Тютчевых, из Трубческа Одинцов, из Орельска попадья, 280. Исуповых: Юрьев да Андреев, Шалаев, Флора – трубченин, Ивана – козак донской. Род старца Акакия коростовского; Петра Соламеина, Василия – из Лубошева, старца Геласия, Игумена Исаия, Семёна, 290. Пятого Федосеева, Савы Афанасьева сына Жемайлова, Нефимонов, из Белёва, инока Иева – черниговец, Еоуфимия – иная (статья). Роды: старца Варлама, Ефимонова, Говрила Сорокина, Филипа донского козака, Ильин, 300. Дмитрия Кульнева, Дмитрия Никитина сына Кольцова, старца Ондреяна, л. 218. Роды: старца Измаила, Козарина Еоуфимьева. Сбоку: Род Тимофея Колычева, Петра да Нелюба Кривцовых, Григорья Жеденова, старца Кирилла смольянина, Василия Каменя, Авдокима Вятки, 310.никольского попа Гаврила Урузского, Ивана... деревни Сытичь, Ивана Васильева сына Николаева, Никифора Сугокова, Ивана Стрыговца, Ивана… из Боишеева, Род Иева Олдокимова, Еуопла – рыленин, Данила... из Олисеевич, Нечая Титова Комарицкой волости, 320. инока Потапия – из Лугани, Ступа. Роды: Ильи Добрикова, Федота Селина из Лугани, Трофима Зерина, Михаила Кузмина села Островского, Матвея Задипаева, Данила Селина, деревни Добряка, Ондрея Русинова, Никольского попа Ильи села Девичья, Трофима – Хлюпин, 330. Новикóв, Алексея... из трубчен. Род села из Улямля попа Офонасия. л. 223. Софония – слуга, Офонасия – конюх попа Семёна из Белёва, Михаила поморца Гавцова, Утеша Никулина, Трофима Алексеева Красного рода, Селиверста слугани (из Лугани), Василья Четового из Новагородка, да Желомеев колужепина. 340 . Роды: Дмитрея Шаулина, Шестого Аврамова сына Десятого мещанина, Басов, Шáглов, Игнатов Евсюков, Алексея да Богдана Подымовых, Григорья Рыжего, Чéмыхов, Еремея – иконник, Костин, 350. Гавриловых, Василиев да Остапов да Стефана Нифирева, инока Герасима – иконник, Никулы Глазкова, Лари Михайлова сына Шевырева из Нехочи, Савы Левонова сына Кочетова, Фёдора немчина, Лукьяна водкинца, Никольского пономаря Мирона, Гриши Кошнина деревни Воины, 360.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Микшино. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Микшино ныне Лихославльского района, от Твери 45 верст, от Бежецка 90 верст, от Лихославля 22 километра. Первое упоминание о селе Микшино в писцовой книге 1545 года. Село было заложено славянами, в нем находились деревянная церковь Иоакима и Анны, господский двор из 5 семей дворовых людей. Троицкая церковь. Построена в 1845 году каменная/шатрово-суздальской архитектуры/с тремя престолами: Святой Троицы, святых правителей Богоотца Иоакима и Анны, Святых Космы и Дамиана. В приходе десять деревень, 270 дворов, 1046 мужчин и 1108 женщин, все карелы. Были построены пять часовен: деревня Сошники - Рождества Христова, Луги - святого Модеста патриарха Иерусалимского, Комариха - Сретения Господня, Гурилиха - святителя Николая, Бабье - святителя Модеста патриарха Иерусалимского. До каменной в селе были две деревянные церкви, когда основаны первые, неизвестно. В 1768 году в село Микшино из села Знаменское Новоторжского уезда была перевезена вторая деревянная Троицкая церковь. К 1833 году эта церковь обветшала, было получено разрешение на строительство нового каменного храма, который был построен и освящен в 1845 году. К 1871 году в селе была построена вторая каменная Сретенская церковь. Через десять лет церковный участок был обнесен оградой с воротами и сторожкой. В 1894 году перестроен третий ярус колокольни. В 1938 году закрыли церковь. До 70-х годов 20 века были сохранены настенная фресковая живопись, портики 3-х сторон, чугунные решетки, арочный вход на территорию церкви. В настоящее время в церковный комплекс входят: Троицкая церковь, Сретенская церковь и остатки ограды с воротами 1881 года. Сейчас церкви не действуют, полностью разрушена ограда, утрачена церковная сторожка. В Троицкой церкви сильно пострадала настенная живопись. у Сретенской церкви полностью утрачены ее завершение и своды. В 1901 году служили: священник Александр Николаевич Загорский, 39 лет, в должности с 1884 года, продолжал служить и в 1915 году. Дьякон Александр Иванович Покровский, 63 года, на службе с 1854 года, дьяконом с 1884 года. В 1915 году на его месте служил Петр Соколов, 24 года. Псаломщик Михаил Алексеевич Лебедев, 63 года, в должности с 1853 года. В 1915 году псаломщиком служил Иван Соболев, 23 года. Церковный староста крестьянин Александр Никитович Юрасов, в должности восьмое трехлетие. Старожилы рассказывали, что певчие из местных жителей/карелы/пели по нотам в церкви. Руководил хором регент Е.К. Басов.

http://sobory.ru/article/?object=06131

После закрытия храма его убранство было взято местными жителями на хранение или разграблено, а здание приспособили под различные нужды. Сначала в нём располагалось зернохранилище, во время Великой Отечественной войны устроили скотобойню и забивали коней, с 1945 по 1949 гг. был клуб и показывали кино, потом открыли грибоварку. В 1950 году за ветхостью упал центральный купол с крестом, который оттащили и бросили куда-то в речку Коломенку. Несмотря на тяжелые гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти, народ не терял веру в Бога и во время тяжелых испытаний, не взирая ни на какие запреты открыто и горячо молился Ему. Так было в годы Великой Отечественной войны, так было и после нее. Одна из жительниц с. Гололобова В. Е. Константинова (в девичестве Погодина) в своем письме писала, что помнит, как на поле между селом и кладбищем (оно находится в полукилометре от храма) в 1947 году священник вместе с народом служил молебен «по случаю жестокой засухи два лета подряд. Люди просили у Бога дождя». Еще она вспоминает, что «все школьники в эти два года собирали колоски на поле после жатвы, а весной приносили золу для колхозного поля». В последнее время в заброшенной церкви Рождества Христова располагался склад азотных удобрений. Их действие сильно повредило внутреннее помещение храма. Запах аммиака очень долго ощущался за богослужением вместо запаха благовонного ладана, а впитавшиеся в стены удобрения сильно повредили их изнутри. В 1995 г. церковь Рождества Христова была передана Русской Православной Церкви. Первым настоятелем после возвращения храма верующим был назначен протоиерей Виктор Спиридович. Под руководством председателя Приходского совета Борисовой Клавдии Николаевны начались восстановительные работы. В 1999 году настоятелем был назначен преподаватель Коломенской Духовной Семинарии священник Дионисий Басов. С этого года в церкви начались совершаться регулярные богослужения и продолжились восстановительные работы. В 1999 году на пожертвованные средства внутреннее помещение храма было заново отштукатурено, постелены деревянные полы, а в следующем – восстановлен центральный купол с позолоченным крестом.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Ив., колл. асс. Ашукин, Апат. Ал-еев., пот. поч. гр. Афонский, Ал-ей Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Барбарин, Вас. Филипп., свящ. Моск. Басов, Феоф. Алдр., свящ. Моск. Берников, Андр. Феодор., пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Богословский, Вас. Серг., прот. Моск. Богоявленский, К-н Иоанн., прот. Моск. Болотнова, Евдокия Евграф., вдова пот. поч. гр. —18— 130. Борисовский, Пав. Петр., препод. Могилевской дух. сем. Бородин, Ник. Мих., пот. поч. гр. Бречкевич, Евг. Андреев., препод. Единецк. дух. учил. Бутурлина, Марья Серг., вдова генерала от инфант. Былов, Ник. Никол., смотр. Волоколам. дух. учил. Быстровидов, Алдр. Мих., препод. Ставр. еп. женск. учил. Беляев, Алдр. Дим., проф. Моск. Д. Академии Вальский, Ник. Андреев., свящ., смот. Пошехон. д. уч. Варгин, Вас. Вас., Моск. куп. Васильев, Никита Вас., Моск. куп. Вахнин, Георг. Петр., смотр. Харьк. Алдров. приюта Введенский, Ал-ей Ив., доц. М. Д. Академии Веселовский, Мих. Андреев., свящ., инсп. кл. Влад. еп. женск. учил. Викторсон, Г. Виллер, Эрих Эдуард., Моск. куп. Виноградов, Ник. Ив., преподаватель Виф. дух. сем. Виноградов, Ник. Павл., дворян. Виноградов, Феод. Петр., Моск. куп. Вишняков, Вас. Павл., Моск. свящ. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дим., св. Моск. Волконский, Петр Григ., светл. князь Волынский, Ив. Ив., Моск. куп. Воробьев, Мих. Степ. (Т-во Барановых) Воронец, Серг. Ник., дирек. СПБ. Азовского Комм. Банка Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воропанова, Елизав. Мих., дворянка Воскресенский, Григ. Алдр., проф. М. Д. Академии Воскресенский, Николай Матв., свящ. Моск. Всехсвятский, Ник. Дим., пом. секр. М. Дух. Академии Вяземская, Ольга Михайловна, княгиня Гаврилова, Варвара Николаевна Геликонский, Митроф. Яковл., прот. Моск. Гермоген, иером., инсп. Тифл. д. сем. Глаголев, Вас. Ал-еев., преподават. Уральск. дух. учил. Глаголев, Матфий Дим., прот. Моск. Глаголев, Серг. Серг., доц. М. Д. Академии Гогин, Ник. Вас., преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начало Николаевского монастыря было, так сказать, повито разными чудными видениями: то старший брат Степановых, Михаил Иванович, в раздумье о построении монастыря, видит во сне и на яву уже воздвигнутую обитель и новый Николаевский храм; то сестра его Емилия, в самый день Высочайшего утверждения Синодского доклада, видит во сне стоящую Божию Матерь, которая уверила её в успехе их дела. 7-го Октября 1845 г. приступлено было к основанию монастыря по церковному чиноположению. После литургии в прежнем Николаевском храме, совершено было Преосвященным Иннокентием (Борисовым) среди монастыря торжественное молебствие, на котором к великой ектении приложены были особенные прошения. При окончании молебствия, окроплены были св. водою основания монастырской ограды, причем вместе с камнями, на каждой стране монастыря, положено в основание зданий по небольшой иконе преп. Антония и Феодосия, Сергия Радонежского, Митрофана Воронежского и Иоанна Многострадального, с тою мыслию, да будут сии Угодники Божии молитвами своими вместо ограды духовной для будущей обители от врагов невидимых 241 . Первоначальный штат монастыря состоял из 24 монахинь с 26-ю послушницами; а в 1875 г., при моём вступлении на Харьковскую кафедру, было на лицо 30 монахинь манатейных, 36 рясофорных и 78 послушниц. Первой настоятельницей новооткрытой обители была сама учредительница монастыря, Игумения Емилия, с юных лет посвятившая себя иноческой жизни. Она скончалась 28-го мая ,1873 г., на 63 году от рождения. Преемницею её избрана была монахиня Арсения (из Харьковских купеческих дочерей), которая была настоятельницею при моём вступлении на Харьковскую кафедру. Когда я приехал в монастырь и, после надлежащей встречи в церкви, вошёл в игуменские келии, нашел накрытый для нескольких персон стол: оказалось, что это был день именин Игумении. Тотчас же предложена была мне и прочим гостям, приехавшим из города, именинная трапеза. В 6 часов вечера началась всенощная служба с литией и величанием святителю Николаю. За службой пели одни монахини, при участии только двух басов из моего хора, очень стройно. Вообще пение в этом монастыре благоустроено, так как Игумения сама была певчею и любит стройное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Предоставлен выбор на жизненном пути. Сватается жених, впол­не отвечающий моему душевному настроению, С[ергей] Н[иколаевич] Я[рославский]. Но не могу решиться выйти замуж. Не могу расстаться со школой. Жаль этих Маней, Ваней, Нюшей. Ведь и на короткое время я буду лишена возможности их видеть и жить с ними. Не могу выкинуть из серд­ца тех, коих я люблю всей душой. Да и время не позволяет устраивать свою личную жизнь. Боже! как мы еще живем, движемся. Трудно жить, когда нет Тебя с нами. Доколе, Господи, забудеши нас? Доколе отвращаеши Лице Твое? [Ср.: Пс. 12, 1]. Сильна, видно, молитва за нас, недостойных, дорогих архипастырей и пастырей, в темнице сущих. А то погибли бы мы в беззако­ниях своих. Сидят они, страдают, по тюрьмам всей Руси за веру, за любовь, за правду и своим терпением, своей стойкой твердостью дают надежду, что не все еще потеряно, есть надежда на избавление. Что-то будет после 5-лет­ней годовщины революции? 25 октября „амнистия“, будет ли она для них избавлением или нет, еще ничего не известно. Боже, помоги, не отступись!!! 8 ноября. Вот наступил праздник Михаила Архангела. Готовилась встре­тить его радостно, да недостойна, видимо. Всенощную всю в церкви хворала. Пели худо. Так что-то было не по себе. Обиделся, верно, небесный воевода на мою душевную слабость. Молю вас, недостойная, „от бед избавите“. За обедню пришло на клирос семь мужчин, пять басов. Пели не очень уж пло­хо. У меня были гости. Ваня – брат. Иван Николаевич – зять. Сестра Сима. Потом приехали из Золоторучья С[ергей] Н[иколаевич Ярославский] с мате­рью и с сестрой. Они разбили или, лучше сказать, смутили мой дух. Вот еще не все кончено! Не решиться ли идти? Господи! насколько я слаба, помоги!.. И сказать о себе боюсь кому-либо, а вдруг скажут – я неправильный избра­ла путь. Что тогда? Идти замуж? Нет, не могу! Создатель, направь мой путь. Тебе видней. Чуть-чуть не сказала об этом одной уже пожилой девушке, да, слава Богу, воздержалась. 12 ноября. Суббота. Завтра еду на лошади в Углич, у сестры нет корма для коровы, везу сена. Амнистия для о[тца] Н[иколая] будто бы существует, но еще ничего определенного не известно. Для архиереев нет. Завтра узнаю.

http://fond.ru/kalendar/581/iraida/

Андреев, Иван Дим., профессор Московской Дух. Акад. – 5 р. – к. – – – Андреев, Карп Андреевич – 5 р. – к. – 5 р. – к. Аничков, Влад. Иванов., Ст. Сов. – – – 5 р. – к. Антушев, Ник. Петрович, священ. Московский – 3 р. – к. – 2 р. – к. Арбеков, Иоанн Дим., свящ. Московский – – – 5 р. – к. Архангельский, Иоан. Иоан., свящ. Моск. – 5 р. – к. – – – Багрецов, Мих. Петр., Прот. Сергиевск. Посада – 5 р. – к. – – – Баженов Александр – 2 р. 50 к. – 2 р. 50 к. Баклановы – 5 р. – к. –5 р. – к. Барбарин, Василий Филип., священник Московский – 5 р. – к. – – – Басов, Феоф. Александров., священник Московский – 6 р. – к. – – – Баташева, Екатер. Дмитриевна – – – 5 р. – к. —14— Бенеманский, Мих. Ильич, пом. секр. М. Д. А. – – – 5 р. – к. Берг, Ольга Леопольдовна, дворянка – 20 р. – к. – – – Богдановский, Конст. Лукич, преп. Благов. д. семин. – – – 6 р. – к. Богданов, Кон. Сем., преп. Тульск. сем. – 5 р. – к. – – – Богословский, Георг. Петр., псал. Москов. – 5 р. – к. – – – Богородский, Серг. Ник., Стат. Совет. – 5 р. – к. – 5 р. – к. Богоявленский, Григ. Конст., препод. Ростовского д. училища – 5 р. – к. – – – Богоявленский, Конст. Иоанн., прот. Московский – 3 р. – к. – 3 р. – к. Болотнова, Марья Алексеевна – – – 5 р. – к. Большов Борис – 5 р. – к. – 5 р. – к. Борисоглебский, Вас. Петр., прот., Рект. Воронеж. д. семинарии – 5 р. – к. – – – Борис, иером., Инсп. Курской дух. семинарии – 5 р. – к. – – – Боткин, Пётр Петр., коммерции Совет. – 10 р. – к. – – – Булыгин, Ал-др Гр., гофмейст. – 5 р. – к. – – – Бутикова Ивана Т-ство – 5 р. – к. – – – Быков, Вас. Николаевич – 5 р. – к. – – – Бычков, Антон Феодор., купец – 5 р. – к. – – – Беликов, Василий Евламп., прот. Московский – 5 р. – к. – – – Белкин, Ив. Ильич, Моск. куп. – 2 р. 50 к. – 2 р. 50 к. Беляев, Александр Дим., проф. Моск. Дух. Акад. – 3 р. – к. – 2 р. – к. Беляев, Михаил Иванов., смотр. Уральского дух. учил. – 5 р. – к. – – – Вагурин, Ал-др Иван – 5 р. – к. – 5 р. – к. Васильев, Никита Вас., пот. поч. гражд. – 5 р. – к. – – – Васильев, Феодор Никитич – 5 р. – к. – 5 р. – к.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем бригада подполковника Якубовского сражалась в районе Вертячего. Выскочили несколько танков, в том числе и танки Кострова и Басова, на крутой берег Дона. Далеко видно с высокого берега. Вот в атаку идёт советская пехота. Бьют из-за укрытия по пехоте фашистские пушки. На фашистов, на пушки и ринулся танк Кострова. С первых же выстрелов подбил Басов два фашистских орудия. Ещё два орудия Костров гусеницами раздавил. Отличились снова Костров и Басов. Заслужили и здесь награды. Пробиваются танки дальше. Всё ближе и ближе они к Сталинграду. Рады Костров и Басов: — Теперь уже скоро увидим героев. Теперь уже недалеко! Тяжёлые бои развернулись за Казачий курган. Трижды советские бойцы достигали его вершины. Трижды возвращали фашисты опять высоту. Идёт атака в четвёртый раз. На помощь пехоте брошены танки. Лихо танкисты бьются. Любо на них смотреть. Залюбовалась пехота. И слева и справа несутся танки. Оторвался один от других. Первым на приступ лезет. Первым вошёл на курган. Первым пехоте пробил дорогу. — Ура героям! — Так это ж Костров и Басов! Вновь смельчакам — награды. Движутся, движутся вперёд войска. Мужают в боях солдаты. И вот впереди Сталинград. Торжествуют Костров и Басов. Сбывается их желание. Ещё день — и своими глазами увидят они защитников волжской крепости. И вот этот день наступил — 26 января. В этот день танкисты Якубовского ворвались в Сталинград и в районе Мамаева кургана встретились с бойцами-гвардейцами из армии генерала Чуйкова. Выскочили Костров и Басов из танка, уставились на сталинградцев — вот перед ними стоят герои! Поражаются сталинградцы: что это два танкиста на них, как на расписные ворота, смотрят? Объясняет командир танка: мол, молодые солдаты, мол, мечтали посмотреть на героев. Усмехнулись сталинградцы. Однако самим приятно. — Ясно, товарищ танкист. Понятно! Вдруг вышел вперёд старшина-сталинградец. Пригляделся к Кострову, к Басову: — Посмотреть на героев? Ну что ж, смотрите. Вынул газету: — Вот тут про героев. Раскрыли танкисты газету. Глянул Басов — не верит своим глазам. Глянул Костров — тоже глазам не верит.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyrskie-fam...

Правда, включение женских голосов в хоры, поющие в церквах, бывало и раньше, особенно в хорах, составленных из крепостных, о чем говорилось в предыдущей главе. Но тогда певчие ставились на хоры, где оно не были видны народу, также бывало, что девок стригли и одевали в мужские платья, как мальчиков. А теперь, когда уже не было крепостных, то и появление женщины между мужчинами в хоре не шокировало. Дискуссия о желательности или нежелательности замены в церковных хорах мальчиков женщинами продолжались долго; еще в начале XX в. вопрос этот обсуждался и в печати. Введение женщин в церковные хоры вместо мальчиков было причиной некоторой путаницы при обозначении хоров в отношении их состава. Эта путаница коренилась в различном понимании термина «смешанный» и «мужской» хор. Иначе – в неправильной терминологии, вытекающей из недостаточной образованности в данной области. Многие стали теперь классифицировать хоры не по принципу состава голосов, а на основании пола хористов. И поэтому некоторые стали смешанным хором считать хор, составленный из мужчин и женщин. Хор же, составленный из мужчин и мальчиков (т. е. из басов, теноров, альтов и дискантов) стали считать мужским хором 811 . Мужским же хором считали тот хор, который был составлен из одних теноров и басов. Произошла путаница: случалось, что нельзя было понять, какой тип хора имеет в виду говорящий: хор ли, состоящий из басов и теноров, или же хор, состоящий из басов, теноров, альтов и дискантов-мальчиков. Для хорового церковного пения Архангельский сделал очень много; в XX в., в четвертом периоде нашей истории, он стал едва ли не самым популярным и самым любимым духовным композитором. Как духовный композитор он был чрезвычайно плодовит. В полной мере принадлежа к петербургскому периоду истории русского церковного пения, т. е. к третьему периоду второй эпохи, Архангельский своими произведениями, получившими громадную популярность, весьма способствовал закреплению стиля петербургской школы в церковно-хоровой практике всего последующего времени, даже до сего дня. Эту популярность можно объяснить тем, что техника письма у Архангельского проста и его произведения доступны и для небольших хоров. Исключения крайне редки. Стиль его духовно-музыкальных произведений довольно характерен; для них типична тихая грусть, скорбное настроение – и поэтому в них преобладает минор 812 , особенно в его паралитургических сочинениях, концертах, которые по месту исполнения их за богослужением названы тоже (литургически неправильно) «причастными стихами». Какая-то безнадежность, за весьма малыми исключениями, чувствуется во многих духовно-музыкальных сочинениях Архангельского; это настроение достигает своей высшей точки в известном его «Милость имра» 6, фа минор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010