Я Вас прошу выслушать мнение моих помощников; они оба в высшей степени самостоятельны и притом прямые люди». Наступила очередь для выступления приглашенных экспертов... «Ген. Данилов. – разсказывал Рузский Андр. Вл., – в длинной речи изложил свое мнение, которое сводилось к тому, что для общаго блага России Государю необходимо отречься от престола. Примерно то же, но короче, сказал ген. Савич». Сам Данилов в воспоминаниях представляет свою речь очень кратко. Что же касается Савича, то «генерал этот, – разсказывает сам Савич о себе, – страшно волновался. Приступ рыданий сдавил его горло». Чувствуя, что он «сейчас разрыдается», генерал только сказал: «Я человек прямой и поэтому вполне присоединяюсь к тому, что сказал генерал Н.», т. е. Данилов 202 . Наступило общее молчание, длившееся одну-две минуты. Государь сказал: «Я решился. Я отказываюсь от престола». Перекрестились генералы. Обращаясь к Рузскому, Государь сказал: «Благодарю Вас за доблестную и верную службу» и поцеловал его. Затем Государь ушел к себе в вагон». Что побудило Царя к такому неожиданно скорому решению. «Весь вопрос об отречении, – записал Андр. Вл., – был решен от 2 до 2 ч. 45 м. дня, т. е. в 3/4 часа времени, тогда как вопрос об ответственном министерстве накануне решался от 9 час. до 12 1/2 ночи». Можно ли это объяснить только мистикой Николая II, считавшаго лично себя в праве отречься от престола, но не в праве ограничивать пределы полномочий царской власти? (объяснение Гурко). Центр тяжести, думается, надо перенести в иную плоскость. Очевидно, на монарха произвело сильное впечатление коллективное выступление главнокомандующих. В. кн. Александр Мих. разсказывает, что позже, в Могилеве, Царь ему показывал пачку телеграмм, полученных от главнокомандующих, и когда он нашел телеграмму, подписанную Ник. Ник., – впервые голос его дрогнул: «Даже он», – сказал Никки»,.. В момент, когда заканчивался первый акт псковскаго действия, пришло сообщение из Петербурга о предстоящем приезде в Псков с экстренным поездом Гучкова и Шульгина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято–Духов (не Духовский) монастырь, Белогорский монастырь. Слово «Лавра» традиционно пишется с прописной буквы: Троице–Сергиева Лавра, Киево–Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра; 8 с прописной буквы пишутся и все слова в названии Святой Горы Афон (Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Со строчной буквы пишется слово «пустынь»: Оптина пустынь, Акатова пустынь и др. Примечание. С начала девяностых годов в России стала повсеместно входить в обиход практика присоединения к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» через знак дефиса. В официальных документах, на страницах церковной, а затем и светской печати начали упоминаться Свято-Казанские, Свято-Андреевские, Свято-Успенские, Свято-Архангельские храмы и обители. Между тем эта практика является нововведением, не укорененным в православной русской традиции. Если обратиться к дореволюционным письменным источникам, в том числе древнейшим памятникам, то ни в одном из них мы не встретим подобного сочетания. В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева Лавра (наряду с Троице-Сергиевой Лаврой), Хотя, это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина «Святая Троица», Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа. Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра. Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь и Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхове, основанной, по преданию, тем же покаявшимся разбойником Оптой: Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Промыслительно, что в период «напастей бури», каким было для России начало XX столетия, оба насаждения святого князя Даниила — Богоявленский и Данилов монастыри — оказались под управлением питомцев Оптиной пустыни и их учеников. Так Господь по молитвам Своего угодника укреплял обители, ставшие вскоре островами спасения для множества душ, гибнущих в пучине безверия, церковного раскола и крушения основ православной жизни. Для Данилова монастыря это время наступило в 1920-х гг. Тогда же начался новый этап в истории духовных связей Данилова и Оптиной. Первый монастырь Москвы был закрыт в годы воинствующего атеизма одним из последних — в 1930 г. Много раньше, в 1923 г., подверглась разорению Оптина пустынь. Мерзость запустения царила на месте других прославленных святынь. Десятки тысяч монашествующих и мирян шли крестным путем ссылок, тюрем и лагерей. «Но знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду», — сказал Спаситель (Мф. 6:8). Благодатный огонь пастырского служения миру, заливаемый кровью и попираемый насилием, с невиданной силой возгорелся в Даниловой обители, которая за короткий срок возросла в новый духовный центр, воспринявший и сохранивший лучшие традиции русского монашества. Духовный расцвет Данилова монастыря неразрывно связан с личностью настоятеля его в 1917-1930 гг., бывшего ректора Московской духовной академии , архиепископа Феодора (Поздеевского). Владыка устроил внутреннюю жизнь обители по строгим правилам монашеского общежития. Для иноков были обязательными нестяжание, послушание и откровение помыслов духовному отцу. Благодаря единоначалию и духовной крепости братии ни обновленчество, ни другие ереси не проникли в стены Данилова дома. Он остался незыблемой твердыней Православия. Владыка Феодор пользовался огромным авторитетом в церковных кругах как ученый-богослов и монах-аскет, неукоснительно следовавший святоотеческим принципам. Он имел духовное общение со старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни, хорошо знал и почитал оптинских старцев. Когда стали закрываться иноческие обители, иеросхимонах Алексий (Соловьев) и другие известные пастыри благословляли своих духовных чад поступать в Данилов монастырь, под омофор владыки Феодора. В 1920-х гг. в братстве обители были, кроме старых даниловцев, ученики владыки по духовной академии и насельники других монастырей, в том числе Оптиной пустыни.

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

Свою сестру, монахиню, он увел е другую комнату, стал что-то тихо ей говорить, а барышня осталась со мной. Она меня спросила: – Здесь Данилов Монастырь близко? – Да, очень близко. – Мне Алеша (брат монахини) сказал, что там похоронен Гоголь. Мне хочется отслужить панихиду на его могиле. И она стала мне рассказывать про Гоголя, выражая довольно интересные мысли. Я Стала торопить идти в Данилов. Про то, что там соборование; никто не говорил, и мы отправились. По дороге Алеша мне успел рассказать, в чем тут дело. Эта барышня оказалась дочь одного недавно умершего уважаемого московского протоиерея. Семья эта была известна своей образованностью: несколько братьев все были известны, как профессора истории, литературы, археологии, и у них всегда собиралась молодежь и читались рефераты. Надя была младшая и единственная дочь, избалованная и с большими фантазиями, которые братья всегда старались исполнить. Все они жили вместе с матерью, очень почтенной матушкой. В этот день к ним зашел Алеша. Он у них часто бывал. Из дома выходила Надя, сказала, что братьев и матери нет дома, и предложила Алеше пойти с ней пить чай в кафэ. Алеша видел, что она взволнована, и спросил в чем дело. Надя ему сказала, что она не знает, что ей делать до одиннадцати часов вечера; т.к. в одиннадцать она переедет на квартиру к одному инженеру, который из-за нее бросил свою жену, а завтра она с этим инженером уедет в Крым. В кафэ Алеша с Надей пошел, но всю дорогу думал, как бы ее спасти, и решил уговорить поехать в Данилов, с намерением отвести там ее к о. Симеону. Но, как – он себе не представлял, даже не знал, будет ли это вообще возможно. О. Симеон Алешу знал хорошо, но мог оказаться не в состоянии принять его. Все же он рискнул, но, предварительно, пришел посоветоваться с сестрой. Теперь он надеялся, что сможет поговорить с Батюшкой до Соборования. Но если Соборование уже началось, то все его планы рушились. Мы дошли все вместе до могилы Гоголя. Дверь келлии о. Симеона была открыта. Встретили монаха, тяжело больного раком, которого Батюшка пригласил собороваться, и мы все вместе вошли в келлию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Мужские монастыри Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22. Древнейшая иноческая обитель Москвы. Основана в 1282 году князем Даниилом Московским (1261–1303), родоначальником московских князей, младшим сыном святого благоверного князя Александра Невского. Сын святого Даниила великий князь Иван Калита в 1330 году перевел часть даниловской братии к кремлевскому храму Спаса на Бору. Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище. Его возрождение началось во времена царя Иоанна Грозного и Макария, митрополита Московского. В те годы в монастыре был построен и освящен храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов (древнейшая постройка в обители). В основе своей собор относится к XVI b., но неоднократно перестраивался в XVII–XVIII bb. На протяжении своей истории Свято-Данилов монастырь неоднократно становился ареной значительных событий в жизни нашего Отечества. В 1591 году у его стен располагался «гуляй-городок» – подвижная крепость, принявшая на себя удар полчищ крымского хана Казы-Гирея. У Данилова монастыря 1 декабря 1606 года собрал свои полки выдающийся русский военачальник М.В. Скопин-Шуйский с тем, чтобы нанести сокруши тельный удар по мятежным отрядам Ивана Болотникова. В сентябре 1610 года отряды Лжедмитрия II подвергли монастырь обстрелу, повредив стены и башни обители. После Смутного времени обитель быстро восстановили. 30 августа 1652 года в монастыре состоялось обретение святых мощей его основателя. Во время наполеоновского нашествия строения монастыря остались неповрежденными, но часть имущества обители была разграблена, храмы осквернены. В 1833–1838 годах по проекту архитектора О.И. Бове в обители возводится Троицкий собор, освященный святителем московским Филаретом (Дроздовым) . До революции монастырь был известен своим некрополем. На кладбище монастыря обрели последнее земное пристанище великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт, богослов и общественный деятель А.С. Хомяков, другие видные представители славянофильства (Ю.Ф. Самарин, князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев), ученый-славист Ю.В. Венелин, поэт Н.М. Языков, духовная писательница Н.А. Бахметева, художник В.Г. Перов, основатель Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн. После закрытия монастыря некрополь был уничтожен, лишь несколько захоронений было перенесено на другие кладбища.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Как это можно всё мешать? И что у них там творится в умах?! – Рузский не мог проникнуть в повороты думских политиков. Сперва он нехотя принял распоряжение задерживать Манифест, отсылал их разговаривать со Ставкой. Но если подумать, что дело идёт к Учредительному Собранию, тогда очевидно и к республике? – тогда конечно Манифест Николая надо задержать решительно. И главное – остановить, чтоб нигде не присягнули Михаилу. В соседней комнате уже несколько раз покашливал Данилов – очевидно в расчёте, что Рузский проснётся, но не решаясь будить, вторую ночь подряд. И состояние разбитое, и не уснуть уже. Не подымаясь из постели, Рузский позвал его. Плотный здоровый Данилов был бодро дневной и озабоченный. Надо бы ещё раз категорически повторить от имени Главнокомандующего запрет распространения Манифеста, а главное – ни в коем случае не приводить к присяге. Вот и готово, вот и ручка. Рузский, подмостясь подушками, подписал на картонной подкладке. Ну, и какую-то надо ориентировку разослать для разъяснения. Почему задержан? – будет Учредительное Собрание. И подтвердить назначения Львова и Николая Николаевича. А вот тут Рузский понимал, что – не может так быть! Положение великого князя теперь зашатается тоже. – Ставка подтвердила, Николай Владимирыч. – Ну, рассылайте, что ж, – вяло уступил Рузский. Не надо было за всем этим гоняться, не надо было соучаствовать. А вернуться к тому, чтоб обеспечить боеспособность своего фронта. Такую телеграмму Данилов тоже принёс на согласовку. Всем командующим армиями, Двинским округом, запасо-ополчениями и начальникам военных сообщений. Что на всех железных дорогах надо установить контрольные пункты и дополнить службой разъездов и облав – чтоб изолировать войска от возможного проникновения агитаторов и не допустить образования в тылу шаек грабителей и бродяг. – А из Ставки общего приказа нет? Хорош Алексеев! Как же можно так пасть? В угождении новым властям. Не шевелясь ничем, кроме руки, взявшей бумагу, прочтя раз и два, Рузский, затылком на подушке, задумался. В этом естественном для армии и как будто домашнем приказе расщеплялась, однако, бездна. Сегодня за ужином ему казалось так легко ладить с новыми властями. Но эта телеграмма напоминала, что – нет. Вот приехала вчера депутация-банда в Полоцк, а прийми она чуть правей и попала бы уже не на Западный фронт, а на Северный. Северный – со столицей рядом, и все пробы будут делаться на нём, и все банды посылаться – раньше всего сюда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Единственный из переславских монастырей, он был полностью отстроен в камне. Помимо храмов, были сооружены новые жилые и хозяйственные помещения, каменные стены и ворота. Крупнейшими вкладчиками Даниловой обители во второй половине XVII века становятся представители рода князей Барятинских, на средства которых и велось столь впечатляющее по масштабам строительство. Начало расцвета монастыря в XVII веке было связано и с деятельностью знаменитого ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В 1653 г Ионой были освидетельствованы открытые на территории монастыря мощи его первого игумена Даниила. В том же году игумен Тихон при поддержке Ионы добился признания мощей «истинными», после чего Даниил был канонизирован. Грамотой патриарха Никона 1654 года были установлены праздновании преподобному Даниилу 30 декабря (обретение мощей) и 7 апреля (преставление) Годом раньше монастырю была дана грамота на строительство церкви во имя преподобного Даниила. В 1660 году новый храм был пристроен к Троицкому собору с северной стороны. Он сохранился до нашего времени и представляет собой небольшую одноглавую церковь. По книге Л.Б. Сукиной «Троицкий собор Данилова Монастыря в Переславле-Залесском», из серии «Памятники художественной культуры древней Руси». - Москва, «Северный Паломник», 2002 год. Троицкий Данилов монастырь, 2 класса, в 21 версте от железнодорожной станции Берендеево, в предместье города Переславля. Основан в 1508 году пр. Даниилом Переяславским (см. 7 апреля). В Троицком соборе, построенном в 1530 году великим князем Василием III, открыто почивают мощи пр. Даниила, в приделе его имени, в серебряной раке, устроенной в 1816 году, и находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию благословение обители пр. Даниила. Доселе в монастыре сохранился колодец, выкопанный пр. Даниилом. В день Святой Троицы совершается в монастыре крестный ход из всех церквей города, а 28 июля вокруг монастыря. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Троицкий Данилов 2 класса необщежительный мужской монастырь в предместье города.

http://sobory.ru/article/?object=00434

В июне 1826 г. по поручению Синода Л. вместе с архиеп. Минским и Литовским Анатолием (Максимовичем) в виленском Свято-Духовом мон-ре производил освидетельствование нетленных мощей мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , к-рые после рапорта архиереев в Синод были торжественно открыты для поклонения. К лету 1828 г. Л. тяжело заболел. После беседы с имп. Николаем I, в 1829 г. посетившим Чернигов, подал прошение в Синод о почислении на покой в Данилов мон-рь Переславля-Залесского (в городе проживали его родственники). 14 марта 1831 г. Л. был уволен на покой с назначением пенсии в 3 тыс. р. ассигнациями. В Даниловой обители Л. написал «Беседы против евреев», оставшиеся в рукописи, вел обширную переписку, в т. ч. с митрополитами Новгородским и С.-Петербургским Серафимом (Глаголевским), Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым), архиепископами Ярославским и Ростовским Авраамом (Шумилиным) , Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) . По приглашению Л. в 1832 г. Данилов мон-рь посетил Саратовский и Царицынский еп. Иаков (Вечерков) , в 1836 г.- свт. Филарет (Дроздов), неск. раз - еп. Черниговский и Нежинский Павел (Подлипский) и архиеп. Парфений (Чертков). Л. был погребен у сев. стены соборного придела прп. Даниила. Над захоронением была укреплена медная посеребренная доска с датой кончины архиерея. По духовному завещанию передал 5 тыс. р. в Данилов мон-рь и 5 тыс. р. для бедных духовного звания Владимирской епархии. К 2015 г. захоронение архиерея утрачено. Соч.: Слово на освящение храма. СПб., 1818; Записка очевидца...//Маяк. 1842. Т. 2. Кн. 4. С. 53-67; То же, изм. загл.: Записка о сохранении драгоценностей Николаевского Перервинского мон-ря и о достопамятных событиях в сей обители в 1812 г.//Журн. для чтения воспитанникам воен.-учеб. заведений. СПб., 1852. Т. 94. 374. С. 132-156; То же, изм. загл.: Записка о сохранении ризничных ценностей обители в Вологде и событиях в ней в 1812 г.//Тр. Коми отд. Акад. воен.-ист. наук. Сыктывкар; Вологда, 2012. Вып. 12. С. 84-100.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

В середине XIX в. оптинцы часто посещали Данилов монастырь, где всегда встречали радушие и братскую любовь. Одним из гостей о. Вассиана был скитской послушник Герасим Иванович Туманов (впоследствии схимонах Геннадий), поступивший в скит в 1838 г. и несший послушание помощника повара. Когда в 1840 г. в скит был принят Александр Гренков, будущий старец Амвросий, Герасима назначили главным поваром, а Александра — его помощником. Жили они в согласии и мире, часто вели благочестивые беседы. Герасим отличался детской простотой и был большим любителем духовного чтения. Он долго не мог поступить в число братии, так как ему, сыну государственных крестьян Тверской губернии, не высылали увольнительный приговор. В 1841 г. старец Макарий благословил Герасима самому отправиться за увольнительной в Тверь, а по пути заехать в Данилов монастырь. Заботясь о послушнике, не имевшем в Москве знакомых, старец просил о. Вассиана «не оставить его в странничестве трапезою». Побывал в Даниловом и ближайший ученик о. Макария — иеромонах Иоанникий (в схиме Игнатий), живший со старцем 13 лет в Площанской пустыни. В 1844 г. о. Иоанникий вынужден был за послушание переселиться в Троице-Сергиеву пустынь близ Петербурга по вызову настоятеля ее, архимандрита (впоследствии святителя) Игнатия (Брянчанинова). «Судьбы Божии показуют ему путь на север, против воли его, — писал об о. Иоанникии старец Макарий о. Вассиану. — Прошу его принять в вашу братскую любовь». Более 10 лет о. Вассиан назидался письмами из Оптиной, каждое из которых было уроком глубочайшего смирения. Старец же, искренне любивший своего «сомолитвенника», почитал эти уроки взаимными. «В писании вашем, — отвечал он о. Вассиану, — приписываете мне выше меры моея изобилие смирения, и желаете с нами сожительствовать по ревности к снисканию оного. Поистине каждый или многие судят о других по собственному устроению: и как вы оным изобилуете, то то же думаете видеть и в других. Да исполнит Господь желание ваше благое удалиться в пустыню, и я, с своей стороны, сердечно желаю с вами сожительствовать, но сожалею о том, что вы не найдете того во мне, что думаете, — духовных дарований; одни только немощи повсечастно пред очима моима усматриваю; но мню и я воспользоваться вашим смирением, и что вы, живши посреди града, алчете и жаждете правды, более моего уединенного жительства, и сие служит для меня не малым уроком».

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

Самые здания, оставшиеся в пользовании раскольников, ветшают не по дням, а по часам и видимо разрушаются. Таким образом, центр поморского раскола уничтожится сам собою в непродолжительное время. Между тем, учреждение монастыря в Данилове и принудительное переселение оставшихся там сектаторов в Каргопольский уезд, без сомнения, получит, в глазах поморских беспоповцев, вид преследования и только возбудит с новой силой ослабевающий фанатизм» 11 . Преосвященный Аркадий возражал, что Данилов и Лекса, в глазах раскольников, не потому только имеют значение, что там живут старожилы раскольники и раскольницы, дряхлые старики и старухи, но потому, что там лежат кости ересиархов, раскольников основателей выгорецких жилищ. Это – для раскольников беспоповщинской секты – святыня самая досточтимая, которая до тех пор не потеряет в глазах их значения и не изгладится из народной памяти, доколе не будет, положено здесь начала радикальному изменению убеждений здешнего края, через устройство православного монастыря. Только с этого времени, в глазах раскольников, Выгорецкие жилища потеряют всякое значение – и внимание народное будет привлекаться сюда уже не во имя Данилы, Андрея, Симеона и др. Без учреждения же монастыря, одни гражданские меры, какие бы ни предпринимались, без духовных никогда не достигнут своей цели. В Данилов н Лексу, как раскольническую Палестину и ныне ходят и всегда будут ходить поклонники прахов выгорецких ересиархов. И хотя число старожилов, раскольников и раскольниц, в Данилове и Лексе с каждым годом уменьшается, по случаю смерти их, но, тем не менее, это число восполняется вновь прибывающими жильцами и жилицами – секретными, не записными. При таких обстоятельствах, уничтожению центров поморского раскола предоставить времени было бы ничем неоправдываемой ошибкой. В настоящее время, когда замечается отрадное, утешительное настроение паствы олонецкой епархии и в виду вполне одобренных комитетом министров и Высочайше утвержденных Государем Императором предположений об устройстве монастыря в Данилове, решение епархиального начальства на приостановление этого устройства было бы равносильно разрушению собственными руками всего того, что было созидаемо и учреждаемо в течение, наипаче, последнего десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010