– С приходом в Можары Данилова монастыря в деревне заметно улучшился моральный климат, – рассказывает П.П. Забалуев. – Здесь стали меньше пить. Люди увидели, что жизнь можно изменить… Из собственных средств монастырь обеспечил колхозникам зарплату. На деньги благодетелей монастырь приобрел новую технику: два российских комбайна «Дон», два немецких комбайна «Класс», три трактора «Беларусь», два трактора К-700. Купили и новые сеялки, бороны. И вот ООО «Можары» собрало уже два урожая озимой пшеницы и ячменя. Здесь неплохие урожаи, в среднем – тридцать центнеров с гектара, а кое-где – и все сорок. Однако пока хозяйство остается убыточным. И как из убытков вылезти, когда только за последний год цены на топливо выросли в полтора раза, а закупочные цены на зерно понизились?! Поскольку правительство ничем не помогает, приходится самим себя спасать. И Данилов монастырь руки не опускает. Раз продажа зерна почти всегда убыточна, решили наладить в Можарах производство муки. Ведь цена на нее в разы превышает цену на сырьевое зерно. И вот уже завершены переговоры с датчанами о поставке современной мельницы – спасибо тем, кто пожертвовал на это свои деньги. А монастырь уже позаботился о подготовке специалиста-мукомола для работы на новом оборудовании. Как надеются экономисты Можар, с пуском мельницы не придется больше ходить на поклон к зерноторговцам, хозяйство впервые за многие годы должно стать прибыльным. И уже идет разговор о том, чтобы создать в Можарах производство замкнутого цикла. Например, построить фабрику макаронных изделий. А на них цена еще выше, чем на муку… «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Эти слова одной из героинь нашумевшего когда-то фильма «Покаяние» вспоминаются, когда смотришь на то, что происходит в Можарах. Зачем нужно строить мельницу в колхозе и закупать новую технику, если здесь нет храма? Поэтому Данилов монастырь планирует возвести на пожертвования добрых христиан в самом центре Можар церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». И Данилов монастырь призывает всех, кто как может, помочь в ее строительстве. С МОЛИТВОЙ К БОГУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕУДАЧИ

http://pravmir.ru/prostoe-russkoe-chudo/

Положим за несомнительное, что Перервинский монастырь, есть тот, который в древности назывался монастырь близ Москвы, Никола Старый, из того прямо выводится древность его: ибо посему он назывался Никола Старый. По истории известно, что град Москвы стал знаменит и почитаться Княжением при В.К. Данииле Александровиче, сыне Великого Князя Александра Невского. Им основан ныне существующий Данилов монастырь, коему, без всякого сомнения, должно отдать первенство пред прочими монастырями, находящимися в Москве; и ежели бы сей Данилов монастырь так бы был первым, чтоб и близ Москвы старее его не находилось: то или он назван бы был пред прочими монастырями старый, или когда бы Перервинский монастырь устроен был после Данилова монастыря, то не мог бы он назваться старым, поскольку прежде его был бы уже устроен Данилов монастырь. Почему, по всей вероятности утвердить можно, что он прежде Данилова монастыря, но и едва ли не прежде самого града Москвы; ибо по Истории известно, что где ныне град Москва, было селение знатных господ, именованием Кучковых, как в повести о Великом Князе Андрее Боголюбском более об них писано. В том селении, яко Христианском, конечно были церкви: и в то же ещё время, по тогдашнему обыкновению, какой-либо пустынник избрал сие весьма выгодное место, и устроил малый монастырь, или пустыньку. Почему, когда открылся град Москва, и начали в нём устроять монастырь: то сей ныне Перервинский монастырь и стали называть Николою Старым, яко старейшим вновь устрояемых монастырей. Теперь следовало бы повествовать о его происхождении; но сего ожидать не можно: ибо известно, как Поляки завладели Москвой и всё в Москве и около её разоряли и жгли, а паче свирепели против нашего благочестия и монастырей; почему нет сомнения, что и сей монастырь Николы Старого от них не пощажён, почему и всё, до сведения сего монастыря надлежащее, истреблено; да и мнить можно, что и самый монастырь предан на жертву ими, а после возобновлён. Вести. Евр. 1829 , сравни Историю Росс. Иерархии ч. V.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В 1771 году, во время чумы, братия монастыря была переведена в Донской монастырь, а в Даниловом монастыре разместился карантинный лазарет. К тому времени, когда карантин сняли, в живых оставался только настоятель монастыря. В 1812 году монастырь был разграблен французскими оккупантами, которые украли серебрянный оклад с гробницы св. благоверного князя Даниила. Новая, позолоченная, рака была устроена в 1817 году. А в 1838 году монастырь украсился ещё одним великолепным зданием - Троицким собором, построенным по проекту московского зодчего О.И. Бове. Собор вмещает 3000 человек. В монастыре были похоронены великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), поэт Николай Михайлович Языков (1803-1847), художник Василий Григорьевич Перов (1834-1882), известный благотворитель, основатель Третьяковской галереи Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892), академик, историк русской литературы Николай Саввич Тихонравов (1832-1893), философ и публицист Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), известные общественные деятели Александр Иванович Кошелев (1806-1883) и Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876), директор Румянцевского музея Василий Андреевич Дашков (1819-1896). Несколько захоронений после ликвидации монастыря были перенесены на Новодевичье кладбище. Накануне революции Данилов монастырь мало выделялся среди других московских монастырей, но после ликвидации Троице-Сергиевой лавры, Оптиной и Серафимо-Саровской пустыни он остался одним из последних светильников православия. В 1918 году в Даниловом монастыре была открыта Высшая богословская школа, просуществовавшая несколько лет. Она прекратила своё существование после ареста её руководителей. " Первый монастырь на Москве " был закрыт одним из последних - в 1930 году. Настоятель монастыря, архиепископ Волоколамский Фёдор (Александр Васильевич Поздеевский) (1876-1937), и около пятидесяти даниловских монахов были расстреляны. В монастыре был устроен детский приёмник-распределитель, просуществовавший до 1938 года. Сооружения монастыря были искажены до неузнаваемости. В мае 1983 года Данилов монастырь был передан Русской православной церкви. После шестидесяти лет запустения, осквернения от стал первым действующим монастырём в Москве. Ныне здесь находится местопребывание патриарха и Священного Синода.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Большинство неоязычников так или иначе придерживается точки зрения, которую разделяют с ними различные псевдовосточные группы (в частности кришнаиты или тантристы): дескать, на самом деле до принятия христианства на Руси было древнее ведическое знание, которое еврей Владимир, сделавшись русским князем, уничтожил, а потом навязал нашим предкам христианство. Теперь мы возрождаем ведическое знание и очищаем Русь. Не так давно некий кришнаит В. Данилов (недавно скончавшийся) написал книгу “Русь ведическая в прошлом и в будущем. Основы мистической политологии. Евангелие от ариев” (М., 1996) — программу возрождения славяно-тюркского национал-социализма, где мы встречаем давно знакомые перепевы: Христос-де был посвященным и провел годы в Индии; Он-то и основал ведическое христианство, но еврей Павел его уничтожил и ввел свою фарисейскую религию. Несмотря на это, остатки ведического христианства где-то по закоулкам сохранялись (в частности, гностиками). Но потом коварный император Константин созвал великий собор, на который, как написано у Данилова, собралось 3500 епископов, и злобный Константин всех их вырезал, уничтожив таким образом даже память о ведическом христианстве. Другой император — Юстиниан — ему в этом помог. А вот на Руси ведическое христианство было, говорит Данилов, потому что туда пришел апостол Андрей и начал его там проповедовать (Перун и все прочее — это, оказывается, и было ведическое христианство). Но потом князь Владимир ведическое христианство уничтожил. Все было истреблено огнем и мечом, и вместо этого насаждалось христианство нехорошее, неправильное, фарисейское, жидовское. И вот теперь Данилов с кришнаитами при помощи своих замечательных политических “славяно-тюркских национал-социалистических” программ надеются восстановить справедливость. И весь этот бред был издан под шапкой Российской Академии наук. Как это ни печально, но ньюэйджевская фантастическая по своей безграмотности ложь имеет в нашей стране весьма высоких покровителей. Высказывания в том же ключе можно услышать от многих ньюэйджевских деятелей. Вот, например, что пишет киевлянин Д. В. Кандыба — создатель уже упоминавшегося выше “единого и великого Сознания Кандыбы”:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

С возобновлением монашеской жизни в обители святого князя, с возрождением веры в России все больше и больше людей молилось Господу о прощении и помиловании, об обретении утраченных святынь. Горячо молился и батюшка Даниил. На его глазах в Даниловой обители до ее закрытия исцелялись люди от одного лишь помазания святым маслом. А вот теперь, когда и обитель открыта, пусто место ее главной святыни. Как здесь было не скорбеть? Господь внял молитвам страждущих, и началось чудо возвращения благоверного князя в его стольный град, в его святую обитель. Небольшие частицы мощей были переданы в Данилов монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Они находятся в Покровском храме в иконе святого князя, написанной архимандритом Зеноном, на столпе между двумя иконостасами. Другая икона с частицей мощей — аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма — для поклонения. 30 мая 1986 года небольшие частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому) , были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием. Сейчас этот ковчег находится в Троицком соборе, у северо-восточного столпа. В 1995 году протоиерей Иоанн Мейендорф вернул в Данилов монастырь частицы мощей святого благоверного князя Даниила, переданные ему на сохранение академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. В 30е годы Дмитрий Сергеевич отбывал ссылку на Соловках вместе с будущим известным лингвистом профессором Игорем Евгеньевичем Аничковым, который до этого был на поселении в Сыктывкаре. В 1978 году Аничков отдал Лихачеву небольшой ковчежец, похожий на школьный пенал, с частицей мощей святого князя Даниила. Вполне может быть, что его вручил Аничкову настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский) , который тоже был в ссылке в Сыктывкаре с 1934 года. Аничков хранил эту святыню всю свою жизнь. 17 марта 1995 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в Данилов монастырь частицы мощей его святого основателя.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Указали мы, Cbяmйшiй Ioacaфъ Nampiapxъ, быть въ Данилов монастыр старцу Гpuropiю Неронову на oбщahie его въ рядовой бpamiu и къ церкви Бoжieй всегда приходить. И какъ къ теб ся наша грамота придетъ, и ты бъ старцу Гpuropiю Неронову веллъ быть на oбщahie ево въ Данилов монастыр въ рядовой бpamiu и къ церкви Бoжieй всегда приходить, да о томъ къ намъ отписать, а отписку веллъ подать въ нашемъ духовномъ приказ изъ Переславля Залсскаго Горицкаго монастыря архимандриту Cepriю, да келарю старцу Сав, да Сртенскаго собору, что у великаго Государя, на сняхъ протопопу Андрею Григорьеву. Писанъ на Москв. 7176. Сентября (1668). В Данилове монастыре хотя не заключали Неронова в темницу и не сажали на цепь, но подначальная жизнь казалась ему очень ничтожна; ему велено жить под началом, а он любил быть в первых и управлять другими. Недаром Аввакум называл его главою. Он не мог примириться с своим униженным положением. Возврат в Москву сделался для него невозможным после осуждения его Собором и мнения о нём патриарха Иоасафа. В Данилове монастыре тогда настоятеля не было, и у него родились вожделения попасть на это место. Случай к этому представился очень хороший. Дошёл слух до Переславля, что царь Алексей Михайлович с своею семьёй прибудет в Троицкую Лавру на память преподобного Сергия 25 сентября. Так как житие Неронова представляет ссылку его под начал в Данилов монастырь без ведения Государя (295), то в голове его быстро состроился план представиться царю в образе жалкого, униженного, забытого, невинного страдальца – и, как хороший знаток души тишайшего, рассчитывал расположить царя в свою пользу. Стал он проситься у начальных властей монастыря на несколько дней к Троице, чтобы видеть царя и поклониться ему. Братия монастыря (архимандрита после смерти Аврама ещё не было назначено) страха ради патриаршего и прочих архиереев боялась отпустить его. «Не бойтесь, – сказал им Неронов, уверенный в осуществлении своего плана, – не только скорби никакой не нанесу вам, но с радостию примете меня, когда возвращусь к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Продолжала существовать не только даниловская братия, но и даниловская община верующих. Общение монашествующих между собой, их совместное проживание, контакты с окормляемыми создавали удобный повод для того, чтобы власти смогли сфабриковать фальшивые групповые следственные дела, по якобы «разоблачению» контрреволюционной организации «Всероссийское иноческое братство». В 1937 году почти все насельники монастыря, около двадцати человек, проходившие по «делу о даниловском братстве» и другим делам, вместе со своим настоятелем архиепископом Феодором (Поздеевским) приняли мученическую кончину. Несколько десятков преданных даниловских прихожан также были осуждены и отправлены в лагеря и ссылки. Но даниловская духовническая традиция не была прервана, она хранилась в сердцах выживших даниловцев и, благодаря их воспоминаниям и рассказам, дошла до нашего времени. И в заключение хотелось бы привести воспоминания монахини Анны (Тепляковой), даниловской прихожанки тех лет. Она рассказывала, что годы такие были, что люди тянулись к крепкой молитве. В Даниловом монастыре был именно монашеский дух, была сильная духовная настроенность как монастырских насельников, так и мирян. В Данилов шли молиться и молились так, что не было суеты, не было мирского духа — как будто все, кто стоял в большом соборе, были монахами. Огромное было влияние насельников на мирян, — многие, кто ходил в то время в Данилов монастырь избрали монашеский путь И этот даниловский молитвенный дух, эту верность Церкви, эту несгибаемую веру помогли пронести через годы тяжелейших богоборческих гонений даниловские духовники. Эти «светильники духа» воспитали целое поколение верующих людей, готовых на любые лишения и испытания ради веры. Именно благодаря им не прервалась и дотянулась до нас эта нить настоящей веры. И эта вера ведет все новых и новых людей в Царство Небесное. См.: Козлов Владимир. Москва безбожная//Московский журнал. 3. 1991. С. 68. См.: Анна (Теплякова), монахиня. Воспоминания. — М.: «Новая книга», 1998. С. 40. Цит. по: У Бога все живы. — М.: Даниловский благовестник, 1996. С. 19. Там же. Там же. С. 165. Там же. С. 45. Архимандрит Симеон. Даниловский благовестник. 1999. Выпуск 10. С. 45. Там же. Там же. С. 50. Макаров М.И. Сокровенная память души. — М.: Данилов мужской монастырь. С. 177. Там же. С. 182-183. См.: Монахиня Анна (Теплякова). Воспоминания. С. 40-41. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4795702...

За всю историю московского монашества в городе существовало более 60 монастырей, от многих из них ныне остались лишь полузабытые имена. Самые первые монастыри (Данилов, Крутицкий, Богоявленский) обязаны своим появлением первому удельному князю московскому Даниилу Александровичу, положившему основание московскому монашеству. Но, просуществовав 600 лет, монашество полностью было упразднено в Москве в 1929 г. К 1932 г. почти все монастырские кладбища с уникальными историческими некрополями были снесены, а на их месте образованы парки. Лишь на рубеже 90х гг. началось возвращение обителей Русской православной церкви. Свято-Данилов монастырь Первой монашеской обителью древнего града стал Данилов монастырь, основанный первым московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном Александра Невского. По его повелению на холме у слияния речки Худенец с полноводной Москвой-рекой была поставлена деревянная церковь (1282 г.) в честь его небесного покровителя Даниила Столпника. Ввиду значительного удаления храма от посада, около него сразу образовался мужской монастырь. По другой версии, монастырь был поставлен как «сторожка», то есть как крепость, на пути в Орду, но в летописях той поры она не упомянута. Монастырь стоял близ Татарской (Серпуховской) дороги на возвышенности, с трех сторон омываемый водой, а с запада был окружен могучими лиственницами, за которыми простиралось непроходимое болото. Вероятно, монастырь находился на полном княжеском содержании. В 1303 г. Даниил умирает, перед смертью приняв постриг в обители, где и упокаивается. При Иоанне Калите в Кремле возводится храм Спаса-на-Бору (1330 г.), а при нем основывается монастырь, в который князь переводит братию из уже прославленной Даниловой обители. Сама обитель приходит в дальнейшем от обнищания в запустение. По церковному преданию, однажды князь Иоанн III, проезжая вдоль Москвы-реки, оказался у заброшенного монастыря. Вдруг под одним из ратников из его свиты споткнулся конь, и предстало перед воином чудное видение – сам князь Даниил, грозно стоящий на камне и молвивший: «Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Чуть позже его назначили ректором Тамбовской, затем Московской семинарии, Московской духовной академии. Все предвещало, что о. Феодор вот-вот станет архиереем. И действительно, 14 сентября 1909 года он был рукоположен в сан епископа будущим священномучеником Владимиром (Богоявленским) . В это время владыка опубликовал пророческую статью «К вопросу о страданиях». В ней он утверждал, что христианство не оставляет человека наедине с его страданиями: «Божественное откровение, объясняя причину страданий жизни, не оставляет человека только в сознании неизбежности зла, а дает ему и надежду на спасение, указывает на отраду и радость бытия в Боге и с Ним. Это и есть по преимуществу тайна креста Христова». И собственный путь архиепископа был путем страдания и сопротивления злу. К этому его готовила подвижническая жизнь, в которой он, помимо монашеской молитвы, исполнял множество административных обязанностей. Владыка Феодор ни с кем не сближался, подчеркнуто держал дистанцию с подчиненными и семинаристами. Воздвигнутый им невидимый барьер служил на пользу возложенному на него Церковью делу. Но после Февральской революции часть недовольных студентов и преподавателей добилась отстранения «слишком строгого» иерарха. Для Академии это событие стало несомненным «проигрышем», зато явно выиграл московский Данилов монастырь, куда епископа Феодора назначили настоятелем. Произошло это 1 мая 1917 года. Здесь начинает собираться община «даниловцев», духовных лиц и мирян, единомышленных с владыкой. Летом того года собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, в котором в качестве делегата от монашествующих участвовал и епископ Феодор. При большевиках Данилов монастырь под руководством епископа становится мощным центром притяжения для ревнителей Православия. В 1918 году в нем открылась Высшая богословская школа. Однако самому епископу Феодору уже не довелось руководить жизнью обители. Он был арестован и с июля 1920 по март 1922 года содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах. В 1923 году последовал второй арест и четырехмесячное тюремное заключение. По-своему отметила заслуги архиерея Церковь: Патриарх Тихон возвел его в августе 1923 года в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Восстановив разрушенную Москву и Данилов монастырь, князь Даниил простил брату вероломство. В 1301 году на собрании князей в Дмитрове Даниил окончательно разрешил все споры с братом Андреем. Известен успешный поход святого Даниила против князя Константина Рязанского, который с помощью татарских войск собирался вторгнуться в пределы Московского княжества. Святой князь опередил противника и разгромил татар у Переяславля. Он пленил рязанского князя, но держал его в Москве, воздавая ему княжеские почести, что особо отмечается летописцами. Князь-бессребреник, князь-хозяин, святой Даниил расширил свои владения не силой и хитростью, а мудростью и милостью. Так, скончавшийся в 1302 году князь Иоанн Переяславский завещал свое обширное княжество Даниилу именно ради его святого устроения. Этот надел положил начало возрастанию Москвы. В 1303 году князь Даниил принял схиму в основанном им Даниловом монастыре. Здесь после болезни он нашел свое последнее земное пристанище — причем на кладбище монастыря, а не в стенах храма. Так диктовало ему смирение и упование на милость Бога по слову царя Давида: «Господь призрит на уничижение мое». После кончины князя обитель на два века пришла в запустение, и постепенно истончилась память о могиле святого благоверного князя Даниила. Лишь чудесами и явлениями своими святой Даниил стал напоминать царственным потомкам о себе и о том, что прожил богоугодную жизнь. Царь Иван IV Грозный восстановил Данилов монастырь, а при царе Алексее Михайловиче были обретены нетленные мощи святого князя Даниила. Будущий архипастырь родился в 1876 году в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в многодетной семье протоиерея Василия Поздеевского. В 1896 году Александр (так звали его в миру) поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы он принял монашество с именем Феодор. Научный и организаторский талант отца Феодора сразу заметили: вскоре он стал магистром богословия и инспектором академии, одновременно читая в ней курс пастырского богословия. Тогдашняя церковно-научная жизнь была весьма бурной. Слышались в ней и отголоски революционных настроений, не говоря уже о модных культурных влияниях — декадентстве, символизме и пр. Все это было чуждо и враждебно о. Феодору, монаху, исповеднику строгого Православия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010