Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь в человеческом самовозвеличивании якобы может ставить слово и дело Господа на службу каким-либо самовольно выбранным желаниям, целям и планам . Кроме текста Барменской декларации вы здесь также найдете несколько текстов антинацистских («непатриотичных») теологов, в частности Карла Барта, одного из авторов «декларации» (кроме его нескольких текстов — здесь также расположены тексты Бонхёффера, Бруннера, Тиллиха). Дитрих Бонхёффер — великий богослов XX в., великий и в жизни, и в мысли. Один из создателей Исповедующей церкви — союза общин христиан Германии, не желавших сотрудничать, поддерживать Гитлера, нацизм, диктатуру, репрессии, войны. Изначально Бонхёффер стоял на позициях ненасильственного сопротивления, твердого стояния в заповедях Христовых, в любви к врагу (это отражено в книге 1937 г. «Следуя Христу» ). Затем по мере эскалации зла и углубления своих размышлений он приходит к выводу о необходимости бороться с нацизмом силой: Бонхёффер становится активным участником антигитлеровского заговора (это отражено в книге «Сопротивление и покорность» , составленной из писем, которые Бонхёффер писал из заключения). Нацисты казнили его в 1945 г. Цитаты: « Мы думали, что с помощью разума и права сможем утвердиться в жизни, а там, где и то и другое подводили нас, мы ощущали наши возможности исчерпанными. Мы постоянно переоценивали значение разума и справедливости в ходе истории. Вы же, растущие во время мировой войны, которой не хотят 90 процентов всех людей и для которой все-таки жертвуют имением и жизнью, с детства узнаете, что мир определяют силы, против которых разум бессилен. А потому вы более трезво и с большим успехом поспорите с этими силами. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Последовавшие за Христом призваны к миру. Когда Иисус призвал их, они нашли свой мир. Иисус — их мир. Но они должны не только иметь мир, но и творить его. Царство Христа есть царство мира, и в общине Христовой приветствуют друг друга пожеланием мира. Ученики Христа хранят мир, в котором они предпочтут страдать, нежели причинить страдание другому; они оберегают единение, когда другой посягнет на него; они отрекаются от самоутверждения и смиренно переносят ненависть и несправедливость. Они преодолевают зло добром. Так они становятся основателями Божеского мира в мире ненависти и войны. Но нигде их мир не станет большим, кроме как там, где они обратили к миру злых и готовы страдать за них. Миролюбцы понесут крест вместе со своим Господом, ибо мир сотворен на Кресте. Так как они вступили на мирное поприще Христово, то они и призваны к поприщу Сына Божия, оттого будут и они сами названы сынами Божьими.

http://blog.predanie.ru/article/nemetski...

В этот период Н. открыто выступил против Гитлера, заявив о несовместимости христ. веры и культа фюрера. Его регулярно привозили в гестапо для дачи объяснений (один кратковременный арест и более 40 задержаний) и запрещали проповедовать. 11 апр. был создан Нюрнбергский теологический комитет, к-рый работал над подготовкой 1-го синода Исповедующей церкви в Бармене. 15 апр. к его работе присоединился Н. 22 апр. в Ульме было заявлено об образовании Исповедующей церкви, 2 мая принято решение о созыве синода. 29-31 мая 1934 г. синод прошел в Бармене при участии 138 делегатов из 18 земельных церквей, как священников, так и мирян. Н. был избран в Братский совет синода. 31 мая участники синода приняли Барменскую декларацию , в к-рой говорилось о том, что незыблемой основой Церкви является «Евангелие Иисуса Христа, как свидетельствуют Священное Писание и Символы веры Реформации», и подчеркивалось, что общность веры и единство Немецкой евангелической церкви нарушены действиями господствующей церковной партии «немецких христиан». Текст декларации состоял из 6 пунктов, в каждом из них со ссылкой на Свящ. Писание доказывалась необходимость следования подлинной вере без ложных истин и кумиров. В пунктах 2-3 декларации подчеркивалось, что Исповедующая церковь отвергает «ложное учение, согласно которому есть сферы нашей жизни, где мы должны поклоняться не Иисусу Христу, а другим господам». 12 авг. 1934 г. Братский совет в Кафедральном послании объявил, что поддержка церковного правительства является изменой Богу, и призвал к отказу исполнять издаваемые им церковные законы, а в особенности не принимать присягу фюреру. 3 сент. 1934 г. на совещании епископов, представлявших «немецких христиан», Мюллер приказал объединить евангелические церкви Баварии, Вюртемберга, Ганновера в единую гос. церковь (рейхскирхе). 19-20 окт. 1934 г. в Далеме на синоде Исповедующей церкви было заявлено, что насильственные действия церковных властей нарушили церковное право и конституцию Немецкой евангелической церкви. Синод призвал своих сторонников игнорировать указания Мюллера и отказаться от сотрудничества с теми, кто признают его церковное правительство. Итогом противостояния стало распоряжение Мюллера от 20 нояб. 1934 г. о возвращении земельных церквей в прежнее правовое состояние.

http://pravenc.ru/text/2577659.html

Подпишитесь на наш Телеграм Нацизм: «совершенное» совпадение тотальной диктатуры и тотальной войны, абсолют господства, власти, агрессии, уничтожения, гордыни. Понятно, что множество немецких мыслителей пытались осмыслить этот тотальный ужас; мы выбрали лишь несколько классических книг на этот счет. Но прежде «рефлексий» — непосредственная реакция отторжения зла, непосредственное решение бороться с диктатурой и войной. Пример такой реакции, такого решения — святой Православной Церкви, православный немецкий студент Александр Шморель, один из основателей студенеческой группы антинацистского/антивоенного Сопротивления «Белая Роза» — казненный нацистами в 1943 году. Немец, студент, православный христианин — он боролся как мог с диктатурой своей страны, своего народа, с войной, развязанной его страной, его народом — и удостоился за это мученического венца. С его биографией можно ознакомится в этой книге из серии ЖЗЛ . Великая немецкая нация, ее вождь, немецкое государство — таковы идолы, которым поклонились многие и многие немецкие «христиане» в 30-х гг. XX в. Церковь, церковные служители, определенного рода теология и пр. и пр. включились в «борьбу за немецкий мир», в борьбу против внешнего, «прогнившего» мира, в борьбу за вставание немецкого народа с колен, за патриотизм, за мощь своего Отечества — под руководством главы государства, разумеется и пр., и пр. Но не все христиане поклонились идолам народа/родины/государства/ вождя; нашлись христиане, сохранившие верность своему Господу. На синоде Исповеднической церкви в мае 1934 году в Бармене они приняли знаменитую «барменскую декларацию» . Цитаты: Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам; области, где мы не нуждались бы в Его оправдании и освящении. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собственному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям.

http://blog.predanie.ru/article/nemetski...

Установление нацистской диктатуры (1933) Г. оценил как насильственное включение немцев, развращенных либеральными порядками Веймарской республики, в новую общность и видел в этом руку Божию. Он примкнул к профашистскому движению «немецких христиан» . В 1935-1955 гг. профессор Гёттингенского ун-та. Г. строго следовал лютеран. взгляду на теологию, сохраняя традиц. приоритет Евангелия перед законом. При этом он софистически отождествлял закон не только с 10 заповедями, но и с нормами международного права, Евангелие же - с высшими интересами герм. нации (Einheit von Evangelium und Volkstum? Hamburg, 1933), что полностью вписывалось в идеологию режима. Приняв участие в нацистской кампании против Барменской декларации и эмигрировавшего Барта, Г. пытался преподнести это как критику реформатского скептицизма Барта верующим и патриотически настроенным лютеранином (Gericht oder Skepsis: Eine Streitschrift gegen K. Barth. Jena, 1937). Крах нацистской Германии (1945) Г. истолковал как утрату герм. народом общности, распавшейся на изолированные индивиды, совокупность к-рых - никак и ничем не объединенная масса. Он оправдывал оккупацию Германии зап. державами как единственно возможное средство поддержания порядка. В поздних работах Г. выступал как критик совр. ему зап. цивилизации и особенно тенденции к перерастанию секуляризации (отделения Церкви от гос-ва) в «секуляризм». Человек, признающий тварный мир самостоятельной и последней данностью (именно такое мировоззрение Г. называл «секуляризмом»), не способен к вере и, следов., не обладает никакой свободой - он полностью порабощен вещами, в среде к-рых живет (Verhängnis und Hoffnung der Neuzeit: Die Säkularisierung als theol. Problem. Stuttg., 1953). В последней кн. «Демифологизация и Церковь» (Entmythologisierung und die Kirche. Stuttg., 1953) Г. выступал как апологет и продолжатель попыток Бультмана демифологизировать понимание НЗ. Лит.: Shiner L. E. Secularisation of History: An Introd. of the Theology of Friedriech Gogarten. Nashville, 1966; Fischer H. Christlicher Glaube und Geschichte/Voraussetzungen und Folgen der Theologie Friedrich Gogartens. Gutersloh, 1967; Schwan A. Geschichtstheologische Konstitution und Destruktion der Politik: Friedrich Gogarten und Rudolf Bultmann. B., 1976; Kr ü ger M. Friedrich Gogarten: Leben und Werk in zeitgesch. perspektive/Mit zahlereichen Documenten und Materialen. Stuttg., 1997; Leiner M. Gottes Gegenwart: Martin Bubers Philosophie des Dialogs und der Ansatz ihrer theologischen Rezeption bei Friedrich Gogarten und Emil Brunner. Gutersloh, 2000.

http://pravenc.ru/text/165213.html

Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами. С XVII века лютеране стали эмигрировать в Северную Америку , организуя там приходы и синоды по этническому принципу (в большинстве случаев в русле германской традиции). К середине XX века лютеранство в США разделилось на либеральное крыло, организованное в Евангелическую лютеранскую церковь в Америке (окончательно сформировалась в 1988 году из трёх лютеранских церквей), и лютеран-консерваторов (аналог «старых лютеран» в Германии), образовавших Лютеранскую церковь - Миссурийский синод и Лютеранскую церковь - Висконсинский синод . В США в 1970-х годах переместился центр лютеранских богословских исследований. Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии , Африке , Ост-Индии и Китае . Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии , Индонезии , Танзании и Кении , где возникли многочисленные, динамично растущие церкви. В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек. Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет , в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция , ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

— Вот только всегда ли он соблюдается? Те же протестанты в конце концов согласились уступить настойчивым призывам светских властей венчать однополые пары... — Во-первых, далеко не все протестантские деноминации согласились венчать однополые пары. Протестантское сообщество очень разнообразное, в нем есть как либеральные, так и консервативные направления. Во-вторых, венчание однополых пар для либеральных протестантских общин стало возможным благодаря развитию либеральной теологии, которая во многом выстраивается вокруг вопросов о человеческой личности и переживаемом ею религиозном опыте. Здесь надо говорить не об уступке светским властям, а скорее об изменении богословского мейнстрима в этих церквах. Конечно, среди верующих этих протестантских общин находятся и консерваторы, которые считают, что венчание однополых пар недопустимо. Но в отличие от фашистской Германии, против религиозной политики которой была написана Барменская декларация, эти верующие не подвергаются репрессиям со стороны государства. Светские власти обеспечивают им свободу вероисповедания, и, если верующих не устраивает политика собственной церкви, они могут беспрепятственно заявить свой протест и ее покинуть. Я знаю целый ряд случаев в Финляндии, где местная лютеранская церковь разрешила венчания однополых пар. Часть консервативно настроенных верующих, несогласных с таким решением, в итоге присоединилась к православию. В православном богословии сейчас начинается дискуссия по этим вопросам, и я хотел бы обратить внимание, к примеру, на «Письмо епископов Православной Церкви в Германии молодежи: о любви, сексуальности и браке», которое было опубликовано в декабре 2017 года.   «Чтобы познавать Бога, нужно уметь задавать вопросы» — Нужно ли богословие обычному человеку? Если он не священник, не миссионер, не философ… — Что делает богослов? Он формулирует религиозные смыслы. Объясняет, как работают те или иные духовные закономерности. Проверяет, как соотносится с этими смыслами и закономернос­тями современная культура.

http://foma.ru/razgovor-s-bogom-eto-vseg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг-ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально-политической историей гос-ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были подчинены монархической власти 40 нем. гос-в и не имели координирующего центра. Первая попытка объединения земельных церквей состоялась в 1848 г. на церковном конгрессе в Виттенберге (ныне Лютерштадт-Виттенберг). Попытка оказалась неудачной, но привела к созданию в 1852 г. т. н. Айзенахской конференции, на которой проходили регулярные встречи представителей земельных церквей. С 1903 г. начал работу единый представительский орган - Немецкий евангелический церковный комитет, но земельные церкви продолжали сохранять организационную самостоятельность. Такое положение существовало до 1918 г., до конца первой мировой войны (т. н. второго рейха). В годы Веймарской республики (1919-1933) был создан единый «Немецкий евангелический церковный конгресс», впосл. принявший конституцию нового протестант. формирования, каким с 1922 г. стал Немецкий евангелический церковный союз (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), состоявший из 28 земельных церквей. В период диктатуры фашизма Немецкая евангелическая церковь разделилась на «Немецких христиан» (Glaubensbewegung «Deutsche Christen») - пронацистское объединение во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, стремившееся создать «арийское христианство», и на оппозиционную им Исповедующую церковь (Bekennende Kirche), выступавшую за незыблемость основных христ. догматов, против навязываемой церкви и обществу нацистской идеологии. Ее позиция нашла отражение в Барменской декларации 1934 г. и др. документах. Духовными вождями Исповедующей церкви были К. Барт , Д. Бонхёффер , М. Нимёллер . После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Д. Бонхёффер. Фотография. 30-е гг. XX в. Д. Бонхёффер. Фотография. 30-е гг. XX в. Осенью 1933 г. неск. пасторов объединились вокруг М. Нимёллера из Берлина-Далема и образовали т. н. Чрезвычайную пасторскую лигу, на основе к-рой весной 1934 г. была организована «Bekennende Kirche» (Исповедующая церковь). Орг-ция заявила о необходимости сохранения церковью своего суверенитета и невмешательства гос-ва в церковные дела, а также о незыблемости основных постулатов христ. веры и неизменности авторитета Библии (см. ст. Барменская декларация ). В авг. 1934 г. Б. принял участие в заседании Всехристианского совета «Жизнь и деятельность» в Фанё (Дания), на к-ром была поддержана «Исповедующая церковь» в противовес движению «немецких христиан». Б. говорил о том, что христиане всего мира должны воспрепятствовать назревавшей опасности новой мировой войны. Покинув Германию, Б. служил пастором в Лондоне (1934-1935). Вернувшись из Лондона, Б. присоединился к орг-ции «Исповедующая церковь», с 1935 по 1937 г. преподавал в ее семинарии в Финкенвальде (ныне Здрое под Щецином, Польша) и осуществлял связи этой орг-ции с зарубежными церковными центрами. В 1937-1938 гг. в работах «Nachfolge» (Следование) и «Gemeinsames Leben» (Совместная жизнь) он писал о соответствии церкви совр. задачам, критически отзывался о лютеран. теологии, в частности о т. н. «дешевой благодати», к-рая, по его мнению, являлась оправданием греха. К 1938 г. власти запретили Б. преподавать, выступать публично, публиковать к.-л. труды. Друзья, устроив ему лекционную поездку в США, надеялись, что он примет решение остаться там, но в авг. 1939 г. Б. вернулся в Германию, объясняя свое решение Нибуру тем, что «христиане в Германии стоят перед ужасной альтернативой: или желать поражения своей нации и тем самым дать возможность и дальше существовать христианской цивилизации, или хотеть победы и тем самым разрушить христианскую цивилизацию. Я знаю, какую из альтернатив я должен выбрать; но я не могу сделать этот выбор, находясь в безопасности» ( Schleicher.

http://pravenc.ru/text/153107.html

В ответ на запрет полиции служить членам Исповеднического фронта в штутгартских церквах земельный епископ Вурм заявил, что не изменит своей позиции под этим давлением. По всему рейху люди массово выражали симпатии Вурму. Такое благожелательное отношение общества к позиции Вурма ускорило процесс образования И. ц. В апр. в Мюнхене, Нюрнберге, Аугсбурге прошли собрания Исповеднического фронта. 11 апр. в Нюрнберге по инициативе Майзера встретились Вурм, Кох, Г. Асмуссен, Бекман, П. Хумбург. Был создан Нюрнбергский теологический комитет, к-рый работал над подготовкой 1-го Имперского синода И. ц. в Бармене и конституировался как «Братский совет Исповеднического синода». 15 апр. к Нюрнбергскому комитету присоединился М. Нимёллер. 22 апр. в Ульме представители разных групп фронта составили заявление об образовании И. ц. 2 мая на совещании в Берлине было принято решение о созыве синода И. ц. Для теологической подготовки был избран «комитет 3-х», в который вошли Барт, Асмуссен (Альтона) и баварский лютеранин Г. Брайт. Теологические разногласия были существенными и примирить, напр., лютеран с реформатами, к-рые считали заблуждения «немецких христиан» заблуждениями реформатов, было не просто. Согласились, что необходимо сохранить вероисповедание в традиции XVI в. Правовой задачей синода стала защита основ Немецкой Евангелической Церкви. Общегерм. Исповеднический синод работал в Бармене (реформатская церковь Бармен-Гемарке) 29-31 мая 1934 г. Присутствовали 138 делегатов из 18 земельных церквей, 83 священника и теолога и 55 мирян, посланники общин, синодов и церквей из всех частей рейха. В результате дебатов решили, что офиц. заявление не будет иметь характера Символа веры. Автором первоначального текста заявления Барменской декларации был Барт, окончательная доработка осуществлялась 30 мая Бартом, К. Низелем от реформатов и Асмуссеном, Бекманом, М. Зассе от лютеран. Был избран Братский совет синода - К. Кох, К. Иммер, Майзер, Вурм, М. Нимёллер, Бекман, Якоби, Э. Фидлер (адвокат из Лейпцига, советник по праву) и др.

http://pravenc.ru/text/675009.html

Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» (Мистическое богословие). В литургической поэзии упоминание об «обожении» встречается, среди прочего, в каноне на Великий Четверг. В уста Христу вложены слова: «Якоже бо Бог с вами, боги, буду». И неслучайно эти слова представлены в контексте Страстей Христовых – как предвосхищение жизни будущего века, начавшейся с Воскресения Христа, а оно, в свой черед, берет себе начало от Его нисхождения во ад. «Сошествие во ад, – пишет о. Георгий Флоровский , – есть обнаружение жизни среди безнадежности смерти. Это есть победа над смертью». Вот почему икона Воскресения, представляющая собой Сошествие во ад, и есть, собственно, икона Искупления. Христос берет за руку Адама, человека, и спасительным рывком выводит его к свету. ИСПОВЕДНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ИСПОВЕДУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ (нем. Bekennende Kirche) – христианское движение Сопротивления в нацистской Германии. В 1933 г. нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую церковь рейха, которая должна была бы поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения Немецких христиан, поддерживавших Гитлера еще до его прихода к власти. Церковная оппозиция была вынуждена уйти в подполье и для координации своих действий создала в сентябре того же года Пасторский Союз (нем. Pfarrernotbund). Этим союзом в 1934 г. была ратифицирована Барменская декларация, основным автором которой был Карл Барт. Основной мыслью декларации была та, что Церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. Некоторые члены И. Ц. участвовали в различных формах сопротивления, особенно в деле укрывания евреев от нацистского режима. Однако большинство членов И.Ц. было весьма относительно осторожно в своих протестах. Лишь немногие решались на открытые акции против геноцида. Диаконисса Марга Мёйзель и пастор Дитрих Бонхёффер осудили отказ И.Ц., которая была организована специально для сопротивления нацистам, заниматься помощью евреям, за исключением небольшой прослойки тех, кто перешел в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010