Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг-ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально-политической историей гос-ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были подчинены монархической власти 40 нем. гос-в и не имели координирующего центра. Первая попытка объединения земельных церквей состоялась в 1848 г. на церковном конгрессе в Виттенберге (ныне Лютерштадт-Виттенберг). Попытка оказалась неудачной, но привела к созданию в 1852 г. т. н. Айзенахской конференции, на которой проходили регулярные встречи представителей земельных церквей. С 1903 г. начал работу единый представительский орган - Немецкий евангелический церковный комитет, но земельные церкви продолжали сохранять организационную самостоятельность. Такое положение существовало до 1918 г., до конца первой мировой войны (т. н. второго рейха). В годы Веймарской республики (1919-1933) был создан единый «Немецкий евангелический церковный конгресс», впосл. принявший конституцию нового протестант. формирования, каким с 1922 г. стал Немецкий евангелический церковный союз (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), состоявший из 28 земельных церквей. В период диктатуры фашизма Немецкая евангелическая церковь разделилась на «Немецких христиан» (Glaubensbewegung «Deutsche Christen») - пронацистское объединение во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, стремившееся создать «арийское христианство», и на оппозиционную им Исповедующую церковь (Bekennende Kirche), выступавшую за незыблемость основных христ. догматов, против навязываемой церкви и обществу нацистской идеологии. Ее позиция нашла отражение в Барменской декларации 1934 г. и др. документах. Духовными вождями Исповедующей церкви были К. Барт , Д. Бонхёффер , М. Нимёллер . После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРМЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [нем. Barmen (Barmer) Theologische Erklärung], документ, принятый в мае 1934 г. первым синодом Исповеднической Церкви (Bekennende Kirche) в Бармене и направленный против профашистского движения «немецких христиан». Зарождение движения относится к 20-м гг. XX в., когда начала выходить «Воскресная газета немецкой церкви для немецкого народа», ставившая своей целью дать интерпретацию крестной жертве Иисуса Христа в русле мистицизма нем. героического эпоса. Клир в гос. церквах Германии всегда был выборным, и в 30-х гг. нацистам удалось поставить на мн. посты своих кандидатов. Тогда же сформировались партии «Церковный Союз за позитивное христианство и немецкую нацию» и «Евангельские национал-социалисты». В 1932 г. нацисты начали объединять такого рода партии в «Движение веры немецких христиан», во главе его встал Иоахим Хоссенфельдер. После прихода Гитлера к власти Церковь должна была в своей проповеди проводить параллель между Христом, Спасителем всего человечества, и Гитлером, призванным для спасения нем. нации. Вера должна была базироваться не только на «учении Лютера», но и на «духе героического немецкого благочестия». Одной из основных обязанностей нем. Церкви считалось поддержание чистоты «немецкой расы». Во время 1-го съезда нового церковного движения декан Грель, одетый в красно-коричневую униформу, заявил, что немцы нуждаются в «немецкой вере» и «немецком боге». Со временем такие возгласы, как «Аминь» и «Аллилуия», были исключены из литургического обихода из-за их евр. этимологии. В церквах запрещалось служить неарийцам или тем, кто состоял в браке с ними. Профессора богословия, преподававшие в нем. ун-тах, должны были в обязательном порядке подписать клятву верности, в к-рой Гитлер ставился выше Христа. Постепенно движение «немецких христиан» приобрело большое число сторонников, но в то же время в Церкви возникло движение сопротивления. Первым против «немецкой церкви» выступил М.

http://pravenc.ru/text/77558.html

Подпишитесь на наш Телеграм Нацизм: «совершенное» совпадение тотальной диктатуры и тотальной войны, абсолют господства, власти, агрессии, уничтожения, гордыни. Понятно, что множество немецких мыслителей пытались осмыслить этот тотальный ужас; мы выбрали лишь несколько классических книг на этот счет. Но прежде «рефлексий» — непосредственная реакция отторжения зла, непосредственное решение бороться с диктатурой и войной. Пример такой реакции, такого решения — святой Православной Церкви, православный немецкий студент Александр Шморель, один из основателей студенеческой группы антинацистского/антивоенного Сопротивления «Белая Роза» — казненный нацистами в 1943 году. Немец, студент, православный христианин — он боролся как мог с диктатурой своей страны, своего народа, с войной, развязанной его страной, его народом — и удостоился за это мученического венца. С его биографией можно ознакомится в этой книге из серии ЖЗЛ . Великая немецкая нация, ее вождь, немецкое государство — таковы идолы, которым поклонились многие и многие немецкие «христиане» в 30-х гг. XX в. Церковь, церковные служители, определенного рода теология и пр. и пр. включились в «борьбу за немецкий мир», в борьбу против внешнего, «прогнившего» мира, в борьбу за вставание немецкого народа с колен, за патриотизм, за мощь своего Отечества — под руководством главы государства, разумеется и пр., и пр. Но не все христиане поклонились идолам народа/родины/государства/ вождя; нашлись христиане, сохранившие верность своему Господу. На синоде Исповеднической церкви в мае 1934 году в Бармене они приняли знаменитую «барменскую декларацию» . Цитаты: Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам; области, где мы не нуждались бы в Его оправдании и освящении. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь якобы имеет право менять образ своего провозвестия и устройства по собственному произволу или в угоду каким бы то ни было господствующим мировоззрениям и политическим убеждениям.

http://blog.predanie.ru/article/nemetski...

В этот период Н. открыто выступил против Гитлера, заявив о несовместимости христ. веры и культа фюрера. Его регулярно привозили в гестапо для дачи объяснений (один кратковременный арест и более 40 задержаний) и запрещали проповедовать. 11 апр. был создан Нюрнбергский теологический комитет, к-рый работал над подготовкой 1-го синода Исповедующей церкви в Бармене. 15 апр. к его работе присоединился Н. 22 апр. в Ульме было заявлено об образовании Исповедующей церкви, 2 мая принято решение о созыве синода. 29-31 мая 1934 г. синод прошел в Бармене при участии 138 делегатов из 18 земельных церквей, как священников, так и мирян. Н. был избран в Братский совет синода. 31 мая участники синода приняли Барменскую декларацию , в к-рой говорилось о том, что незыблемой основой Церкви является «Евангелие Иисуса Христа, как свидетельствуют Священное Писание и Символы веры Реформации», и подчеркивалось, что общность веры и единство Немецкой евангелической церкви нарушены действиями господствующей церковной партии «немецких христиан». Текст декларации состоял из 6 пунктов, в каждом из них со ссылкой на Свящ. Писание доказывалась необходимость следования подлинной вере без ложных истин и кумиров. В пунктах 2-3 декларации подчеркивалось, что Исповедующая церковь отвергает «ложное учение, согласно которому есть сферы нашей жизни, где мы должны поклоняться не Иисусу Христу, а другим господам». 12 авг. 1934 г. Братский совет в Кафедральном послании объявил, что поддержка церковного правительства является изменой Богу, и призвал к отказу исполнять издаваемые им церковные законы, а в особенности не принимать присягу фюреру. 3 сент. 1934 г. на совещании епископов, представлявших «немецких христиан», Мюллер приказал объединить евангелические церкви Баварии, Вюртемберга, Ганновера в единую гос. церковь (рейхскирхе). 19-20 окт. 1934 г. в Далеме на синоде Исповедующей церкви было заявлено, что насильственные действия церковных властей нарушили церковное право и конституцию Немецкой евангелической церкви. Синод призвал своих сторонников игнорировать указания Мюллера и отказаться от сотрудничества с теми, кто признают его церковное правительство. Итогом противостояния стало распоряжение Мюллера от 20 нояб. 1934 г. о возвращении земельных церквей в прежнее правовое состояние.

http://pravenc.ru/text/2577659.html

Еще тяжелее — потеря невинности. Вот я был просвещенный, интеллигентный, милый, добрый человек, настоящий европеец, беспокоился о правах меньшинств и не одобрял жестокости к животным — а теперь я говорю и делаю что-то, во что пару месяцев назад не мог бы поверить. Теперь я дружу с людьми, с которыми раньше ни в коем случае не вошел бы в одну подворотню, и подписываюсь под вещами, на которые искренне негодовал раньше. Я был цивилизованным человеком среди других цивилизованных людей, а теперь я — кровожадный дикарь среди кровожадных дикарей. Как мне это оправдать? Как это искупить? И тут надо верить всеми фибрами, что дело, ради которого все это, — святое. Что все это — личные жертвы, понесенные ради чего-то бесконечно важного. Так не раз бывало в истории- люди, совершившие явные и тяжкие преступления, рассматривали их как героическую жертву, понесенную ради Родины, Партии, Нации или светлого будущего. Вот на что нам пришлось пойти! Цените, потомки! И когда в том же поле оказывается христианство, два представления о святости сталкиваются и начинают как-то взаимодействовать в головах людей. Чаще всего происходит именно то, что мы и видим на плакатах времен Первой мировой войны — солдаты-христиане с разных  сторон убивают и калечат друг друга, оставляют вдов и сирот умирать с голоду, и все это объявляется угодной Христу жертвой. Сейчас, когда единоверные люди, говорящие на одном языке, убивают друг друга, надо ясно сказать, что Христос этого не заповедал. Нет, Христос это вообще не кто-то, работающий в отделе пропаганды, хотя, может быть, духовенство тех или иных исповеданий готово там работать. Христос есть Бог, Царь и Спаситель. Все человеческие жизни принадлежат Ему, как Творцу и Искупителю. Это очень хорошо выражает, например, «барменская декларация» — заявление, принятое в 1934 году группой немецких христиан перед лицом давления со стороны национал-социалистов: «Иисус Христос, как Он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти… Мы отвергаем ложное учение о том, что в нашей жизни якобы могут существовать области, где мы принадлежим не Иисусу Христу, а иным господам»

http://pravmir.ru/s-bogom-ne-na-ih-storo...

Однако это ни в коей мере не означало примирения Б. с идеей естественного Откровения, с к-рой ему пришлось столкнуться уже в совершенно новых условиях. Приход к власти нацистов поставил нем. христианство перед выбором, и вновь часть богословов примкнула к господствовавшей идеологии, пытаясь сделать из христ. Откровения ее религ. составляющую, подобно тому, как столетием ранее это пыталось сделать либеральное богословие. Естественное Откровение в таких условиях становилось фактически источником проникновения в христианство этой идеологии, проекцией нацизма на христианство. Ответ Б. был одновременно богословским и политическим. В известном соч. «Нет! Ответ Эмилю Брунеру» (Nein! Antwort an Emil Brunner) он отвергает возможность естественного Богопознания, к к-рой склонялся его бывш. соратник, ибо это было равнозначно легализации нацизма как составляющей христианства, тем более что угроза возвращения к богословию «человекобога» была более чем реальной. Отторжение натуртеологии стало богословской основой знаменитой «Барменской декларации» (1934), составленной Б. и деятелями т. н. «Исповеднической церкви» . Она утверждает, что только Слово Божие возвещает истину о Боге, естественное Откровение есть искажение Его Образа, поэтому нельзя считать «откровением Божиим никакие иные события или власти, образы или истины» (цит. по: Кюнг Г. Великие христианские мыслители. С. 336). Развитие этой темы продолжилось в Гиффордских лекциях Б. 1937-1938 гг. В 1935 г. из-за несогласия с новой гос. идеологией Б. был вынужден покинуть Германию. Во время второй мировой войны он призывал к сопротивлению нацизму и вступил в ряды швейцар. армии. Одновременно с участием в церковно-политической полемике Б. все больше внимания уделял собственно догматическим проблемам. Первой фундаментальной попыткой стал «Очерк христианской догматики» (Die Christliche Dogmatik im Entwurf, 1927). Однако зависимость от экзистенциализма , переживавшего в эти годы свой расцвет, не удовлетворила автора, и Б. начал все заново, полагаясь исключительно на свидетельство Слова Божия вне всякой соотнесенности с человеческой экзистенцией.

http://pravenc.ru/text/77620.html

Д. Бонхёффер. Фотография. 30-е гг. XX в. Д. Бонхёффер. Фотография. 30-е гг. XX в. Осенью 1933 г. неск. пасторов объединились вокруг М. Нимёллера из Берлина-Далема и образовали т. н. Чрезвычайную пасторскую лигу, на основе к-рой весной 1934 г. была организована «Bekennende Kirche» (Исповедующая церковь). Орг-ция заявила о необходимости сохранения церковью своего суверенитета и невмешательства гос-ва в церковные дела, а также о незыблемости основных постулатов христ. веры и неизменности авторитета Библии (см. ст. Барменская декларация ). В авг. 1934 г. Б. принял участие в заседании Всехристианского совета «Жизнь и деятельность» в Фанё (Дания), на к-ром была поддержана «Исповедующая церковь» в противовес движению «немецких христиан». Б. говорил о том, что христиане всего мира должны воспрепятствовать назревавшей опасности новой мировой войны. Покинув Германию, Б. служил пастором в Лондоне (1934-1935). Вернувшись из Лондона, Б. присоединился к орг-ции «Исповедующая церковь», с 1935 по 1937 г. преподавал в ее семинарии в Финкенвальде (ныне Здрое под Щецином, Польша) и осуществлял связи этой орг-ции с зарубежными церковными центрами. В 1937-1938 гг. в работах «Nachfolge» (Следование) и «Gemeinsames Leben» (Совместная жизнь) он писал о соответствии церкви совр. задачам, критически отзывался о лютеран. теологии, в частности о т. н. «дешевой благодати», к-рая, по его мнению, являлась оправданием греха. К 1938 г. власти запретили Б. преподавать, выступать публично, публиковать к.-л. труды. Друзья, устроив ему лекционную поездку в США, надеялись, что он примет решение остаться там, но в авг. 1939 г. Б. вернулся в Германию, объясняя свое решение Нибуру тем, что «христиане в Германии стоят перед ужасной альтернативой: или желать поражения своей нации и тем самым дать возможность и дальше существовать христианской цивилизации, или хотеть победы и тем самым разрушить христианскую цивилизацию. Я знаю, какую из альтернатив я должен выбрать; но я не могу сделать этот выбор, находясь в безопасности» ( Schleicher.

http://pravenc.ru/text/Бонхёфферу.html

Установление нацистской диктатуры (1933) Г. оценил как насильственное включение немцев, развращенных либеральными порядками Веймарской республики, в новую общность и видел в этом руку Божию. Он примкнул к профашистскому движению «немецких христиан» . В 1935-1955 гг. профессор Гёттингенского ун-та. Г. строго следовал лютеран. взгляду на теологию, сохраняя традиц. приоритет Евангелия перед законом. При этом он софистически отождествлял закон не только с 10 заповедями, но и с нормами международного права, Евангелие же - с высшими интересами герм. нации (Einheit von Evangelium und Volkstum? Hamburg, 1933), что полностью вписывалось в идеологию режима. Приняв участие в нацистской кампании против Барменской декларации и эмигрировавшего Барта, Г. пытался преподнести это как критику реформатского скептицизма Барта верующим и патриотически настроенным лютеранином (Gericht oder Skepsis: Eine Streitschrift gegen K. Barth. Jena, 1937). Крах нацистской Германии (1945) Г. истолковал как утрату герм. народом общности, распавшейся на изолированные индивиды, совокупность к-рых - никак и ничем не объединенная масса. Он оправдывал оккупацию Германии зап. державами как единственно возможное средство поддержания порядка. В поздних работах Г. выступал как критик совр. ему зап. цивилизации и особенно тенденции к перерастанию секуляризации (отделения Церкви от гос-ва) в «секуляризм». Человек, признающий тварный мир самостоятельной и последней данностью (именно такое мировоззрение Г. называл «секуляризмом»), не способен к вере и, следов., не обладает никакой свободой - он полностью порабощен вещами, в среде к-рых живет (Verhängnis und Hoffnung der Neuzeit: Die Säkularisierung als theol. Problem. Stuttg., 1953). В последней кн. «Демифологизация и Церковь» (Entmythologisierung und die Kirche. Stuttg., 1953) Г. выступал как апологет и продолжатель попыток Бультмана демифологизировать понимание НЗ. Лит.: Shiner L. E. Secularisation of History: An Introd. of the Theology of Friedriech Gogarten. Nashville, 1966; Fischer H. Christlicher Glaube und Geschichte/Voraussetzungen und Folgen der Theologie Friedrich Gogartens. Gutersloh, 1967; Schwan A. Geschichtstheologische Konstitution und Destruktion der Politik: Friedrich Gogarten und Rudolf Bultmann. B., 1976; Kr ü ger M. Friedrich Gogarten: Leben und Werk in zeitgesch. perspektive/Mit zahlereichen Documenten und Materialen. Stuttg., 1997; Leiner M. Gottes Gegenwart: Martin Bubers Philosophie des Dialogs und der Ansatz ihrer theologischen Rezeption bei Friedrich Gogarten und Emil Brunner. Gutersloh, 2000.

http://pravenc.ru/text/165213.html

Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви. Мы отвергаем ложное учение о том, что Церковь в человеческом самовозвеличивании якобы может ставить слово и дело Господа на службу каким-либо самовольно выбранным желаниям, целям и планам . Кроме текста Барменской декларации вы здесь также найдете несколько текстов антинацистских («непатриотичных») теологов, в частности Карла Барта, одного из авторов «декларации» (кроме его нескольких текстов — здесь также расположены тексты Бонхёффера, Бруннера, Тиллиха). Дитрих Бонхёффер — великий богослов XX в., великий и в жизни, и в мысли. Один из создателей Исповедующей церкви — союза общин христиан Германии, не желавших сотрудничать, поддерживать Гитлера, нацизм, диктатуру, репрессии, войны. Изначально Бонхёффер стоял на позициях ненасильственного сопротивления, твердого стояния в заповедях Христовых, в любви к врагу (это отражено в книге 1937 г. «Следуя Христу» ). Затем по мере эскалации зла и углубления своих размышлений он приходит к выводу о необходимости бороться с нацизмом силой: Бонхёффер становится активным участником антигитлеровского заговора (это отражено в книге «Сопротивление и покорность» , составленной из писем, которые Бонхёффер писал из заключения). Нацисты казнили его в 1945 г. Цитаты: « Мы думали, что с помощью разума и права сможем утвердиться в жизни, а там, где и то и другое подводили нас, мы ощущали наши возможности исчерпанными. Мы постоянно переоценивали значение разума и справедливости в ходе истории. Вы же, растущие во время мировой войны, которой не хотят 90 процентов всех людей и для которой все-таки жертвуют имением и жизнью, с детства узнаете, что мир определяют силы, против которых разум бессилен. А потому вы более трезво и с большим успехом поспорите с этими силами. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Последовавшие за Христом призваны к миру. Когда Иисус призвал их, они нашли свой мир. Иисус — их мир. Но они должны не только иметь мир, но и творить его. Царство Христа есть царство мира, и в общине Христовой приветствуют друг друга пожеланием мира. Ученики Христа хранят мир, в котором они предпочтут страдать, нежели причинить страдание другому; они оберегают единение, когда другой посягнет на него; они отрекаются от самоутверждения и смиренно переносят ненависть и несправедливость. Они преодолевают зло добром. Так они становятся основателями Божеского мира в мире ненависти и войны. Но нигде их мир не станет большим, кроме как там, где они обратили к миру злых и готовы страдать за них. Миролюбцы понесут крест вместе со своим Господом, ибо мир сотворен на Кресте. Так как они вступили на мирное поприще Христово, то они и призваны к поприщу Сына Божия, оттого будут и они сами названы сынами Божьими.

http://blog.predanie.ru/article/nemetski...

«Я пришел в Церковь с черного хода, поблуждав по черным тропинкам» Интервью Ольги Лебединской с Игорем Капрановым, фронтменом группы «Ауткаст», мы записывали 23 февраля в прямом эфире нашего инстаграма. Возможно, если бы это было сделано позже, вопросы были бы другие. Но в любые, а тем более такие непростые времена, тема встречи со Спасителем остается самой важной в нашей жизни. Как меняется все, когда эта встреча происходит? Что делать, когда зашел не туда? И когда начинаются чудеса? Личный опыт человека и музыканта, дороги которого никогда не были прямыми. « Не бойтесь» Владимир Берхин: сейчас, когда привычный нам мир сломался, когда впереди маячит бедность, и непонятно, что страшнее — читать новости или не читать их, я бы хотел сказать самому себе и вам две вещи. «Хранить трезвость, молиться и продолжать работу» Владимир Берхин: ситуация теперь называется «кризис». А в переводе с греческого, как многие знают, — «суд». Люди будут страдать только больше, наше дело будет только нужнее, а возможностей у нас будет только меньше. «Несколько христианских книг о войне» Владимир Шалларь. Книги о войне: от ранних христиан до мировых войн. Войны, сила, насилие, победы, меч, грабеж, порабощение — вот характеристики мира сего, коему противостоит христианство — как учит свт. Григорий Палама. Книги «Келейный Летописец» Святитель Димитрий Ростовский Война есть «дело такое, горше которого ничего не может быть в поднебесной, ибо вражда происходит от диавола», «зло есть оружие и война, ибо они являются противоположностью заповеди Бога», «зла вещь брань», «война есть зло» и т. д. и т. п. «Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран» Александра Ленель-Лавастин Бездуховный Запад; наша великая нация, борющаяся с Западом; православие как духовность нашей великой нации; всесильное государство как выражение нашей великой нации. «Православный» фашизм. «Барменская декларация» «Мы отвергаем ложное учение о том, что государство якобы должно и может, выходя за рамки своего специфического задания, стать единственным и тотальным порядком человеческой жизни и тем самым брать на себя также и задачи Церкви».

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

  001     002    003