В нач. XIX в. в слободе Замошье был основан Казанский жен. монастырь. В 1834 г. гр. А. И. Ходкевич подарил обители ок. 2 дес. земли. В 1836 г. в Замошском мон-ре жили 23 чел., в 1842 г.- ок. 50, в 1853 г.- 23, в 1861 г.- 52, в 1890 г.- 63, в 1899 г.- 29 чел. В сент. 1863 г. пожар истребил все монастырские постройки. Вскоре обитель удалось полностью отстроить заново, к 1867 г. в мон-ре были возведены деревянная церковь, ограда, неск. десятков келий, в т. ч. на средства киевских купцов Поповых. В 1881 г. Замошский монастырь посетил старообрядческий Балтский еп. Сильвестр. В 1827 г. в урочище Городище дер. Залешане был основан Городищенский Георгиевский жен. мон-рь, получивший от помещика Липпомана 15 дес. земли. В обители были сооружены деревянный молитвенный дом и неск. келий. В 1839 г. монастырскую часовню опечатали, инокиням было предписано вернуться в места прежнего жительства. Несмотря на это, в 1850 г. в Городищенском мон-ре жили 13 инокинь во главе с игум. Евфросинией (Михайловой) и 6 белиц. В 1852 г. по инициативе игум. Пустынно-Николаевского мон-ря Гурия был основан жен. скит в слободе Красиловка. В скиту имелась часовня, ок. 30 келий. В 1858 г. скит сгорел, но продолжал существовать до 20-х гг. XX в. В 1907 г. была образована Киевская епархия Белокриницкой иерархии, ее возглавил еп. Ермоген (Перфилов), кафедральным стал Успенский храм в Киеве. В 1914 и 1915 гг. в Киеве прошли епархиальные съезды, в 1914 г. съезд причислил к Успенскому храму Пустынно-Николаевский и Замошский мон-ри. В 1915 г., после смерти еп. Ермогена, Киевскую епархию присоединили к Новозыбковской кафедре. В годы первой мировой войны киевская Успенская община содержала лазарет для раненых на 33 места. В первые десятилетия советской власти старообрядцы Киевщины подверглись жестоким гонениям. В 20-х гг. ХХ в. были ликвидированы все старообрядческие мон-ри. В сер. 20-х гг. началось преследование духовенства и прихожан старообрядческих общин, в 1930 г. арестован служивший в Успенской ц. свящ. Феодор Торлин (расстрелян в 1938).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1799 г. епархиальным центром стал Каменец-Подольский, для архиерейского дома и консистории было выделено помещение бывшего францисканского монастыря. 11 авг. 1799 г. епархия получила название Подольская и Брацлавская. Кафедральным храмом в Каменце-Подольском в разное время были Иоанно-Предтеченская, Свято-Троицкая церкви, в 1878-1920 гг.- Казанский собор. Архиеп. Иоанникий умер 7 февр. 1819 г., похоронен в Иоанно-Предтеченской ц. в Каменце-Подольском. Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Каменце-Подольском. Гравюра К. Вейермана по рис. Н. Хохрякова 1895 г. (ГПИБ) Церковь во имя св. Иоанна Предтечи в Каменце-Подольском. Гравюра К. Вейермана по рис. Н. Хохрякова 1895 г. (ГПИБ) До 1831 г. российское правительство мало обращало внимания на православных Подолья, религ. политика в регионе заключалась в периодической защите православных от католиков. Поддержка населением Подолья польского восстания 1830 г. (особенно в Каменецком, Брацлавском, Могилёвском и Литинском уездах) вынудила имп. Николая I Павловича уделить больше внимания Юго-Западному краю. На основании указа Синода от 4 февр. 1831 г. в Волынской и Подольской епархиях начался сбор информации о положении православных, в Подолье был направлен проф. КДА прот. Иоанн Скворцов . Он констатировал низкий уровень образования духовенства и плачевное состояние храмов. В епархии, к-рая объединяла 1550 приходов, лишь 316 священников имели богословское образование, 377 иереев не учились в школе, 36 приходов не имели пастырей. В 128 храмах Каменец-Подольского у. лишь 20 священников были богословски образованными, 45 иереев не имели образования вообще. В этот период увеличивалось количество правосл. учебных заведений. В 1804 г. в Подольской губ. имелось 21 приходское уч-ще (одно- и 2-классные), в 1825 г.- 44, в 1837 г.- 47 уч-щ с 1133 учениками. В 1836 г. в Подолье действовало 1512 правосл. храмов. 9 мая того же года Синод обратился к императору с докладом, в к-ром указывалось на необходимость учреждения вик-ства в Подольской епархии вслед. ее обширности. Император утвердил решение Синода о создании Винницкого вик-ства . Первым Винницким епископом стал ректор Минской ДС архим. Евгений (Добротворский). Местопребыванием викария назначили шаргородский во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастырь . В 1861 г. Винницкое вик-ство было упразднено, вместо него в 1866 г. создано Балтское вик-ство , резиденцией Балтских епископов стал Свято-Троицкий мон-рь в Каменце-Подольском.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После русско-тур. войны 1787-1791 гг. сформировались ареалы расселения старообрядцев: приднестровский (к нему первоначально относились села Б. Плоское и Маяки (ныне Беляевского р-на)) и буджакский (здесь первыми поселениями стали старообрядческие села Жебрияны (ныне Приморское Килийского р-на), Подковка (ныне Василевка Килийского р-на), а также слобода в Килии). Эти поселения были основаны выходцами из старообрядческих регионов. Есть мнение, что некрасовцы создали с. Липованское (Филиппонское, ныне г. Вилково). Первые старообрядцы появились на территории буд. Херсонской губ. в сер. XVIII в. В нач. 1800 г. отмечено 1-е поселение старообрядцев, переехавших с Черниговщины, в районе Балты (397 чел.). В 1835 г., по офиц. данным, здесь проживало 680 старообрядцев, в 1857 г.- 1235, в 1913 г.- 3494 старообрядца. В 1859 г. была создана Балтская епархия Белокриницкой иерархии, к-рую возглавил еп. Варлаам (Рымарев), открывший в Балте 2 молельни. Резиденцией архиерея был Куренёвский Никольский муж. мон-рь (совр. с. Куренёвка Чечельницкого р-на Винницкой обл.). В 1868 г. среди духовенства и приходов епархии произошел раскол на окружников и неокружников (колонтаевцев) (см. в ст. «Окружное послание» 1862 г.). 13 июня 1798 г. старообрядцам было разрешено построить Покровскую ц. в Одессе. Вскоре одесская старообрядческая община перешла в единоверие , Кишинёвский митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) рукоположил кременчугского купца Федора Карасёва во иерея. Покровская ц. была заложена в Одессе в 1798 г., освящена в 1799 г. как единоверческая. В Одессе Успенская, Михайловская и Петропавловская церкви, сооружавшиеся как старообрядческие, также впосл. стали единоверческими. В 1820-1857 гг. в Одессе действовала старообрядческая часовня в доме купцов Никифора и Никиты Кондрашёвых. В 1870 г. сформировалась община при часовне на Преображенской ул., вблизи 1-го кладбища. Часовни были устроены также на Молдаванке и Пересыпи. В 1897 г. поставлен 1-й старообрядческий еп. Одесский и Балтский Кирил (Политов), при котором началось строительство Покровской старообрядческой ц.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

на регистрации состояло 16 общин РПЦЗ (вне общения с РПЦ), 6 общин Истинно православной церкви, 6 независимых правосл. общин, община иннокентьевцев. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Первая на территории Одесской обл. автокефалистская община была зарегистрирована в окт. 1990 г. в Одессе как «украинская православная независимая община», она состояла из активистов Одесского отделения партии «Рух» (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 5. Д. 804. Л. 6). (Первые общины УАПЦ на юге Украины вставали на учет как укр. независимые общины, потому что устав УАПЦ был зарегистрирован в Совете по делам религий при СМ СССР 2 окт. 1990.) В апр. 1991 г. в ведение общины было передано полуразрушенное здание дореволюционного больничного храма, в мае того же года освященного в честь Рождества Христова. В авг. при храме была зарегистрирована Одесско-Балтская епархия УАПЦ, главой которой в 1991-1992 гг. являлся живший в Николаеве «епископ» Херсонско-Николаевский и Одесский Роман Балащук. В нояб. 1992 г. приход Рождества Христова и епархиальное управление перешли в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), деятельность УАПЦ в области была заморожена на неск. лет. Активным автокефалистским деятелем стал «архимандрит» Иларион Дамаскин, зарегистрировавший в 1999 г. общину и фонд в Белгороде-Днестровском. Крупнейшими центрами УАПЦ в Одесской обл. являются Воскресенский приход в пос. Хлебодарском Беляевского р-на (2000) и приход Почаевской иконы Божией Матери в пос. Октябрьская Революция (с 2016 Радостное) Беляевского р-на (зарегистрирован в 2002 в ведении УПЦ КП, вскоре перешел в УАПЦ). Их настоятелем стал «священник» Владимир Клебан, назначенный в 1999 г. временным администратором общин УАПЦ в Одесской обл. Под его рук. при части Военно-морских сил Украины в пос. Радостное была открыта школа военного капелланства, на территории военной части построен храм св. Гавриила. В 2003 г. в Одессе были зарегистрированы автокефалистские Покровский и Архангело-Михаиловский приходы, последний вскоре закрылся.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 208-209 об.). В 1961 г. в Одессе была зафиксирована крупная община истинно правосл. христиан, ее руководитель В. Вединский был арестован в 1963 г. К тому времени в Одессе действовали неск. небольших истинно правосл. групп: ионовцы, иоанниты, тихоновцы, прокопиевцы (почитатели сщмч. Прокопия ), гайдаевцы (последователи сщмч. Павла Гайдая ). Группы сторонников Истинно православной церкви (ИПЦ) были отмечены в селах Саражинка, Ухожаны, Пужайково, Ракулово и Воловая Балтского р-на, в пос. Саврань Савранского р-на, в селах Мирнополье и Теплица Арцизского р-на, в с. Мирном Беляевского р-на. К катакомбным общинам возводили себя образовавшиеся в Одессе в нач. 90-х гг. XX в. 2 автономных истинно правосл. прихода в юрисдикции Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). 18 июня 1993 г. была зарегистрирована Одесская епархия Российской истинно православной церкви (РИПЦ) под рук. переехавшего из Москвы в Одессу архиерея РПЦЗ Лазаря (Журбенко), к-рый получил титул «архиепископ Тамбовский и Одесский», местом его пребывания стало с. Вел. Дальник Беляевского р-на. Сторонники Журбенко в 1993 г. получили от властей здание храма святых Николая и Ариадны в Одессе, переосвященного во имя прав. Иоанна Кронштадтского. В ведении Одесской епархии во главе с Журбенко были зарегистрированы еще 2 крупных прихода: Иоанна Крестителя в Николаеве и Покровский в Херсоне. Журбенко неоднократно входил в конфликт с главой РПЦЗ митр. Виталием (Устиновым) и был запрещен в служении. По поручению митр. Виталия (Устинова) еп. Симферопольский и управляющий Одесской епархией РПЦЗ Агафангел (Пашковский) зарегистрировал 6 нояб. 1996 г. в Одессе Одесскую епархию РПЦЗ. Агафангел стал титуловаться «епископ Таврический и Одесский». Его сторонники в 1993 г. получили здание бывш. детского сада в Одессе, при к-ром открылся приход Новомучеников и исповедников Российских. В 1994 г. в городе под рук. Агафангела (Пашковского) и В. В. Шумило началось издание «Вестника Истинно православной Церкви». В 1998 г. Одесской епархии РПЦЗ был передан бывш. крестильный дом при храме арх. Михаила на Молдаванке. Дом был преобразован в духовно-просветительский центр, затем в Синодальное представительство. При этом же здании в 1998 г. зарегистрировали Свято-Алексиевский приход. В 1998 г. Агафангел зарегистрировал заочную Кирилло-Мефодиевскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

15 февр. 1954 г. была упразднена Измаильская обл., 111 церквей и мон-рь на территории бывш. области были переданы в Одесскую обл. 17 февр. 1954 г. Кировоградской обл. отошли Гайворонский, Голованевский, Ольшанский, Ульяновский (ныне Благовещенский) районы Одесской обл., на территории к-рых находилось 29 церквей и 7 молитвенных домов. В Николаевскую обл. перешли Большеврадиевский, Доманёвский, Кривоозерский, Мостовский и Первомайский районы Одесской обл., где находилось 26 церквей и 13 молитвенных домов. В нач. марта 1954 г. архиеп. Никон побывал в Измаиле и констатировал, что положение дел в бывш. Измаильской и Болградской епархии (образована в 1945 в пределах Измаильской обл., 1 февр. 1955 присоединена к Херсонско-Одесской епархии (подробнее см. в ст. Кишинёвская епархия )) было удручающим. Духовенство жило в обстановке травли и унижения со стороны властей и населения. К 1 июля 1954 г. в Одесской обл. насчитывалось 242 церкви, 50 молитвенных домов и 4 мон-ря. К 1 янв. 1956 г. в области служили 293 священника и 27 диаконов. Ежедневное богослужение совершалось в Покровском соборе в Измаиле и в 5 церквах Одессы - Успенском и Ильинском соборах, Григорие-Богословской, Димитриевской церквах и Алексиевском молитвенном доме. В 1954 г. была достигнута договоренность между патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) и Александрийским и всей Африки патриархом Христофором II о возобновлении в Одессе при Троицкой ц. подворья-представительства Александрийского Патриархата в Русской Православной Церкви (подворье существовало в 1855-1929 в Москве при ц. свт. Николая в Подкопаях). Службы в Троицком храме совершались на церковнославянском и греческом языках. В каноническом отношении настоятель храма и подворья подчинялся Александрийскому патриарху и Одесскому архиерею. Клир Троицкого храма назначался местными церковными властями. В 1999 г. по просьбе Александрийского патриарха подворье было перенесено в Москву, расположилось при ц. Всех святых на Кулишках. 16 апр. 1956 г. архиеп. Никон (Петин) скончался. Ранее, 1 апр. 1956 г., на Херсонско-Одесскую кафедру был назначен архиеп. Борис (Вик; с 25 февр. 1959 митрополит). Новый архиерей сразу же после назначения сделал много кадровых перестановок: в 1956 г. было перемещено 77 священнослужителей, в Одессе - 26 клириков. На должности настоятелей были назначены 12 выпускников семинарии. Архиерей распорядился, чтобы все служившие в приходах монахи вернулись в мон-ри (это распоряжение осталось невыполненным: 15 монахов остались в сельских приходах, в мон-ри перешли настоятели одесских Димитриевской и Григориевской церквей). В штатах одесских храмов состояли 4-6 священников, ежедневно дежуривших. На рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. на территории Одесской обл. насчитывалось 18 благочиннических округов. При архиеп. Борисе были восстановлены 2 недолго просуществовавших вик-ства: Балтское (1957-1958) и Белгород-Днестровское (1960-1965).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В 1815 г. в Подольской губ. насчитывалось 70 католич. приходов и 10 деканатов: Зиньковский, Проскуровский, Летичевский, Литинский, Винницкий, Брацлавский, Балтский, Ямпольский, Ушицкий и Могилёвский. В 1833 г. почти все католич. мон-ри Подолья были закрыты (за исключением Каменец-Подольского кармелитского и Винницкого капуцинского). В 1866 г. римско-католич. Каменец-Подольская епархия была упразднена, все существовавшие в ней деканаты перешли в ведение римско-католич. епископов Луцких и Житомирских, окормлявших католиков Подолья на правах апостольских администраторов. В 1896 г. Римско-католическая Церковь имела в Подольской губ. 202 храма, из них в Каменец-Подольском у.- 14 храмов, в Ушицком у.- 15, в Проскуровском у.- 12 храмов. Отдельным подразделением Римско-католической Церкви в Подолье была Армяно-католич. Церковь, существовавшая в регионе с 1634 г., после заключения унии Львовской армяно-григорианской митрополии с Римом. В 1666 г. Львовский армяно-католич. еп. Николай Торосович захватил все арм. храмы Каменца, учредил свою резиденцию при кафедральном соборе. Впосл., несмотря на протесты армян Подолья, Каменецкая армяно-католич. епархия была упразднена, ее приходы вошли в непосредственное подчинение римско-католич. Каменецкому епископу. Арм. церкви в Баре, Жванце, Язловце были обращены в польск. костелы. В нач. XIX в. под давлением рус. властей римо-католики предоставили подольским армянам-униатам некоторую самостоятельность. В 1809-1855 гг. действовал апостольский викариат для католиков арм. обряда в России с центром в Могилёве-Подольском, в викариат вошли армяно-католич. приходы в Могилёве-Подольском, Каменце-Подольском, Рашкове и Балте. По переписи 1897 г., население Подольской губ. следующим образом распределялось по конфессиям: православные - 2358 тыс. (78,4%), иудеи - 370,6 тыс. (12,28%), римо-католики - 262,7 тыс. (8,7%), старообрядцы - 18,8 тыс. (0,62%). Национальный состав: украинцы - 80,93%, евреи - 12,24, русские - 3,28, поляки - 2,28%. Т. о., среди римо-католиков значительную долю составляли украинцы, вероятно потомки униатов, принявших лат. обряд на рубеже XVIII и XIX вв. После издания манифеста «Об укреплении основ веротерпимости» количество католиков в населении губернии немного возросло. В 1911 г. в губернии насчитывалось 2708,2 тыс. православных (76,4%), 322 тыс. католиков (9,1%). В июне 1907 г. униат. митр. А. Шептицкий попытался возобновить униат. структуры в Подолье, подписав указ о назначении свящ. А. Зерчанинова наместником Каменец-Подольской епархии, но план не был осуществлен.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОЛУКСКАЯ И НЕВЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ учреждена с наименованием Великолукская и Торопецкая не позднее 1926 г. (до 1 авг. 1927 Вел. Луки являлись центром Великолукского у. Псковской губ., затем, до 3 июня 1929,- центром Великолукского округа Ленинградской обл., позднее входили в состав Западной и Калининской областей, в 1944 г. была образована Великолукская обл.) С 29 мая 1926 г. епархией управлял еп. Макарий (Звёздов) , к-рый 15 сент. следующего года был назначен епископом Муромским. С 29 сент. 1927 г. Великолукскую кафедру занимал еп. Тихон (Рождественский) , 19 марта 1931 г. он был арестован, 12 нояб. осужден на 3 года заключения. 20 июля 1934 г. Великолукским епископом был назначен Серафим (Протопопов) , не вступивший в управление епархией. С 27 мая 1934 по кон. 1934 г. Великолукской епархией временно управлял бывш. Рыбинский еп. Иоанн (Троянский) , назначенный 24 июня 1935 г. и поселившийся в Торопце. В январе 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Осташковское вик-ство Калининской епархии, но, видимо, остался в Торопце. 23 июля 1937 г. он был арестован, заключен в тюрьму в Торопце, 4 сент. расстрелян. Сведения о Великолукских епископах в 1936-1946 гг. отсутствуют. Калининские епископы Рафаил (Березин; 29 окт. 1944 - 15 мая 1945) и Арсений (Крылов; 26 авг. 1945 - 17 марта 1950) носили титул «Калининский и Великолукский», в 1947 или в кон. 1946 г. титул был изменен на «Калининский и Кашинский». В 1947 или в кон. 1946 г. на Великолукскую кафедру был назначен еп. Георгий (Садковский) , управлявший епархией до 10 июля 1947 г. Затем кафедру занимали епископы: Максим (Бачинский; 17 июля - 5 окт. 1947), Михаил (Рубинский; 28 февр. 1948 - 31 окт. 1950), Иов (Кресович; кон. 1950 - 20 июля 1951), в 1951-1956 гг. епархией временно управляли Калининские архиереи: архиеп. Алексий (Сергеев ; 20 июля 1951 - 29 июля 1954), еп. Варсонофий (Гриневич; 31 июля 1954 - 8 февр. 1956). 4 марта 1956 г. во епископа Великолукского и Торопецкого был хиротонисан архим. Киево-Печерской лавры Мстислав (Волонсевич) . Постановлением Свящ. Синода от 8 авг. 1957 г. еп. Мстислав был перемещен на Свердловскую и Ирбитскую кафедру, а еп. Свердловский и Ирбитский Донат (Щёголев) - на Великолукскую и Торопецкую. В том же году Великолукская и Торопецкая епархия была упразднена в связи с тем, что Вел. Луки перестали быть областным центром, ее территория вошла в Калининскую (Тверскую) и в Псковскую епархии. Еп. Донат стал викарием Псковской епархии с титулом «Великолукский», 26 дек. был переведен на Балтское вик-ство Одесской епархии.

http://pravenc.ru/text/150137.html

В авг. 1854 г. старообрядческий Васлуйский еп. Аркадий (Иванов) был переведен на Измаильскую кафедру. В 1860 г. некрасовцы добились от румын. правительства утверждения своего иерарха в сане архиепископа, в следующем году румын. министр вероисповеданий разрешил Измаильскому архиерею беспрепятственно передвигаться по М. 6 дек. 1876 г. на Измаильскую кафедру в сане архиепископа был поставлен Виссарион, бывш. еп. Тульчинский. Когда Юж. Бессарабия вновь вошла в состав Российской империи, архиеп. Виссарион остался единственным старообрядческим архиереем, к-рого признавало российское правительство. 22 окт. 1879 г. Освященный собор Московской архиепископии расширил границы Измаильской епархии и включил в ее состав Бессарабскую и Херсонскую губернии. Однако 10 дек. 1880 г. Виссарион получил предписание министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова, которое ограничивало право старообрядцев на свободу вероисповедания территорией, присоединенной от Румынии. 20 янв. 1881 г. архиеп. Виссарион принял схиму, скончался 27 янв. Следующим Измаильским епископом стал настоятель Кугурлуйского Архангело-Михайловского монастыря Анастасий, рукоположенный 8 авг. 1881 г. В связи с переходом Юж. Бессарабии от Румынии к России и обратно Измаильская епархия неск. раз переходила из юрисдикции Белокриницкой митрополии в ведение Московской архиепископии и наоборот. Епархией, подчиненной Москве, управляли архиепископы Аркадий (Иванов; 1854-1876), Виссарион (1876-1881), Анастасий (1881-1906), архиеп. Бессарабский и Измаильский Петр (Иванов; 1907-1910), Одесский и Балтский еп. Кирил (Политов; 1910-1919, в. у.). В 1919 г. Измаильская епархия отошла Белокриницкой митрополии. В 1919-1935 гг. Измаильской епархией управлял еп. Феоген (Анисимов), титуловавшийся как Измаильский и Бессарабский, в 1935-1939 гг.- еп. Силуян (Кравцов), в 1940-1944 гг.- еп. Арсений (Лысов). После Великой Отечественной войны Измаильская епархия вновь подчинилась Московской старообрядческой архиепископии, но постоянного архиерея не имела. В 1945-1956 гг. она состояла во временном подчинении епископу др. епархии, не позднее 1956 г. была упразднена в связи с упразднением в 1954 г. Измаильской обл.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

После соединения Полоцкой и Могилевской губерний в одну с именем Белорусской губернии, Могилевская и Полоцкая епархия переименована в Белорусскую и Могилевскую в объеме новой губернии с кафедрой в Могилеве, хотя губернским городом был назначен Витебск. 1152 Брацлавская и Подольская епархия, удержав прежнее название, была введена в границы Подольской губернии с разделением на 12 духовных правлений по числу уездных городов, в том числе Балтский (Еленский) уезд. 1153 Другие епархии, по мере возможности, или, как выразился св. Синод, где это удобно, после указа 16 сентября 1797 г. до нового общего распоряжения в 1799 г. приводились в соответствие с губерниями, о чем можно заключить из нижеприведенных ведомостей с указанием состава епархий по новому губернскому делению (стр. 840–851). Прикрытие Олонецкой губернии с припиской большинства её городов к Новгородской губернии повлекло за собой расширение прав новгородского викария епископа старорусского. Одновременно с ним московский викарий епископ дмитровский получил права полусамостоятельного епархиального архиерея. 18-го декабря 1797 г. общей росписью «о прибавочных на духовные места суммах», собственноручно утвержденной Его Императорским Величеством при Именном указе Св. Синоду, новгородскому и московскому викариям, наравне с переяславским, предоставлено право иметь свои соборы и особые консистории. 1154 Затем обращено было внимание на трудность и неудобство для двух первенствующих великорусских архиереев – новгородского и московского – управлять своими епархиями при множестве городов и церквей в их ведомстве. В целях облегчения управления того и другого, Св. Синод в особом докладе на Высочайшее Имя проектировал, во-первых, новгородскому викарию назначить в управление церкви, отошедшие от Архангельской епархии к Новгородской губернии, после упразднения 12 декабря 1796 года Олонецкой губернии; московскому викарию передать в управление все церкви, находившиеся в Калужской губернии, во-вторых, местопребывание их оставить прежнее, т. е. для новгородского – в новгородском Хутынском, для московского – в московском Богоявленском монастырях с переменой титулов старорусского епископа в «олонецкого и каргопольского», дмитровского – в «калужского и боровского», в-третьих, вследствие изменения титулов викариев, московскому митрополиту именоваться «московским и можайским», вместо «и калужский», епископу архангельскому вместо «и олонецкий» – «холмогорский». 5-го октября 1798 г. доклад Св. Синода Высочайшие утвержден, за исключением перемены архиерейских титулов. Московский, архангельский и викарные архиереи с их епархиями сохранили свои прежние наименования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010