XX в., возрожден в 2011), Винницкий Георгиевский (муж., находился в с. Винницкие (Старые) Хутора Винницкой обл., основан как православный, к 1745 был униатским, в 1745 присоединен к Шаргородскому мон-рю), немировский Николаевский (муж., в Немирове ныне Винницкой обл., основан не позднее 1745 как униатский, с 1783 женский, с 1798 православный, закрыт в 1929, действовал в 1941-1951, восстановлен в 1996 как немировский во имя Св. Троицы жен. мон-рь ), Шелеховский Ильинский (жен., в с. Шелехово совр. Хмельницкой обл., основан не позднее 1745 как православный, закрыт ок. 1773 униатами), Городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., в с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл., основан в 1746-1782 как католический (кармелитский), в 1832 закрыт, в 1858 в постройках разместился правосл. жен. мон-рь, в 1923 закрыт, действовал в 1942-1960, в 1995 возобновлен как мужской), немировский Успенский (жен., в Немирове, упом. как униатский с 1753, до 1773 упразднен, преобразован в городской собор, в 1783 возрожден как православный, в 1798 упразднен), Гусятинский Параскевинский (муж., существовал между местечками Гусятин и Сидоров в совр. Тернопольской обл., закрыт в 1760), могилёв-подольский Георгиевский греч. (муж., в Могилёве-Подольском ныне Винницкой обл., существовал в 1762-1801), барский Покровский (в г. Баре совр. Винницкой обл., основан в 1838 как мужской, с 1881 женский, закрыт в 1962), браиловский во имя Св. Троицы (жен., в пос. Браилове Жмеринского р-на Винницкой обл., учрежден в 1845 переводом в Браилов насельниц винницкого Благовещенского монастыря, закрыт в 1932, действовал в 1942-1962, возрожден в 1989), Рожецкая Александро-Мариинская пуст. при браиловском Свято-Троицком мон-ре (жен., близ с. Рожок ныне Винницкой обл., основана в 1891 в качестве подворья Браиловского мон-ря неподалеку от упраздненного униат. жен. мон-ря, закрыта в 1923), балтский Феодосиевский (муж., в г. Балта совр. Одесской обл., основан в 1908, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Памятная книжка Подольской губ.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг. ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАЛЛАДИЙ (Добронравов Николай Константинович; 1865 - 1922), еп. бывш. Сарапульский и Елабужский, духовный писатель ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА СОЛОВЕЦКИХ ЕПИСКОПОВ от 9 июня 1926 г. («Соловецкая декларация»), программное послание находящихся в заключении на Соловецких о-вах архиереев РПЦ к советскому правительству ПАРФЕНИЙ (Брянских Петр Арсеньевич; 1881 - 1937), еп. Ананьевский, викарий Одесской епархии, сщмч. (пам. 9 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Балтских святых, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (РПЦ), Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и Китайской автономной Православной Церкви ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.) ПЕТР (Зверев Василий Константинович; 1876-1929), архиеп. Воронежский, сщмч. (пам. 25 янв., 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Соловецких святых ) ПЕТР (Ладыгин Потапий Трофимович, в монашестве Питирим; 1866-1957), схиеп., еп. бывш. Нижегородской слободы града Уфы «андреевского» течения Катакомбного движения

http://pravenc.ru/rubrics/121814_24.html

В 1929 г. в Одессе имелось 10 обновленческих церквей: Вознесенская в слободке Романовке, свт. Григория Богослова, Ильинская, Казанская, Воздвиженская на Пересыпи, Николаевская (трудолюбская), арх. Михаила (бывш. монастырская), Спасо-Преображенский собор, архиерейская Скорбященская крестовая, Сретенская на Новом базаре. В Одесском округе насчитывалось 12 общин. Вознесенская (Мещанская) церковь в Одессе. 1891–1897 гг. Архит. Ю. М. Дмитренко. Фотография. Нач. XX в. Вознесенская (Мещанская) церковь в Одессе. 1891–1897 гг. Архит. Ю. М. Дмитренко. Фотография. Нач. XX в. В 1929-1931 гг. в Одесской обл. в связи с коллективизацией началось массовое закрытие церквей (вне зависимости от юрисдикции), пик кампании пришелся на 1934-1936 гг., когда практически все храмы были переданы местным органам власти с последующей перестройкой и приспособлением под общественно-социальные нужды. 18 нояб. 1929 г. президиум Одесского окрисполкома постановил разобрать Никольскую портовую ц., что было исполнено в конце следующего года. 1 июля 1932 г. была закрыта Пантелеимоновская ц. на Межлиманских хуторах. 9 мая того же года была закрыта Николаевская ц. на Балтской дороге. 2 марта 1932 г. Одесский горсовет принял решение о закрытии Успенского собора. Там планировалось создать Дом обороны ОСОАВИАХИМ и штаб военизации населения. Через год собор был закрыт. В 1931 г. были упразднены Наталиевская ц. на соляных промыслах, Ботаническая ц., Покровская ц. в колонии для малолетних преступников. Алексиевская, Петропавловская и Вознесенская (Мещанская) церкви в Одессе были закрыты в марте 1932 г., в 1936 г. уничтожены. В 1935 г. разобрали ранее закрытую Всехсвятскую ц. на 1-м кладбище. Михайловская ц. на Молдаванке была закрыта последней - 18 мая 1938 г. и позднее взорвана. К 1940 г. в Одессе действовала Димитриевская ц., в области функционировало 9 храмов. Массовые репрессии против духовенства Херсонско-Одесской епархии начались в янв.-марте 1931 г., когда Одесский оперсектор ГПУ арестовал 24 чел., преимущественно священнослужителей: священника Пантелеимоновской ц.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Нередко фабриковались «обновления» икон с изображением Иннокентия (Левизора). По этому поводу Балтское викарное управление в янв. 1924 г. издало обращение о недопустимости самочинных крестных ходов, установки крестов, совершения молебнов перед т. н. обновленными иконами и т. д. В янв. 1924 г. Балтское окружное отделение ГПУ произвело окончательную «разгрузку Райских пещер от вредных элементов», вход в пещеры был завален. При окончательной ликвидации общины были арестованы 69 сектантов, в т. ч. наиболее умеренный и просоветски настроенный их «апостол» Зиновий Гиштимульт, который в 1925 г. основал коммуну «Новый рай» в 3 км от старого «Райского монастыря». Однако и эта община в 1926 г. была разгромлена властями, а обитатели сосланы в Мурманск. Возрождение секты в регионе произошло после вхождения в состав СССР в 1940 г. Молдавии, на территории к-рой в Оргеевском у. полулегально действовали общины иннокентьевцев, в безлюдных местах были устроены пещерные мон-ри по типу «Райских пещер» близ Липецкого. После окончания Великой Отечественной войны секта иннокентьевцев заметно расширила сферу своего влияния в Одесской обл. за счет сближения с группами истинно правосл. христиан. Крупные общины иннокентьевцев в нач. 60-х гг. XX в. были зафиксированы в Балте (15 чел.), в селах Липецком Котовского р-на (20 чел.) и Оленовка Балтского р-на. Лидеры общин были осуждены и высланы из области. В 1983 г. уполномоченный объявил о снятии с условного местного учета общин иннокентьевцев в Балте и Липецком, как прекративших деятельность, однако сектанты перешли на нелегальное положение. В 1988 г. уполномоченный писал об активизации иннокентьевцев в с. Куйбышевском (с 2016 Казбеки) Котовского р-на. Важное значение имело открытие в Куйбышевском в 1989 г. правосл. прихода, благодаря чему часть иннокентьевцев вернулась в ограду Церкви. 15 февр. 1996 г. в Куйбышевском была зарегистрирована Покровская община Российской ИПЦ (в юрисдикции Лазаря (Журбенко)), ставшая базой для возобновления деятельности местного об-ва иннокентьевцев, составлявших значительную часть населения указанного села.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Вскоре после освобождения из-под ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) многие одесские священнослужители поспешили отмежеваться от обновленцев. Группа из 22 протоиереев во главе с прот. Покровской ц. Мелетием Шаравским предъявила раскольническому епархиальному управлению требование признать патриарха, затем, получив отказ, 1 авг. 1923 г. воссоединилась с канонической Церковью. Отход от обновленчества продолжался в 1924-1925 гг., когда большинство общин Одесского округа вернулось из раскола. В сер. лета 1925 г., во время перерегистрации уставов, 4 общины в Одессе порвали с обновленчеством. Ареной ожесточенных конфликтов стала Ильинская ц., перешедшая в 1923 г. к обновленцам. В июле 1925 г. настоятель вместе с общиной вернулся в каноническую Церковь. Несмотря на требование НКВД оставить Ильинскую ц. в ведении обновленцев, окрадминотдел 14 янв. 1926 г. зарегистрировал устав «старославянской» общины, владевшей храмом. При поддержке НКВД обновленцы в февр. того же года захватили храм. В июне 1925 г. о желании вернуться из раскола заявила община Воскресенской ц. на Ср. Фонтане. В июле власти насильственно вернули храм раскольникам. Община Казанской ц. на Пересыпи, порвавшая с обновленчеством, в июле 1926 г. под напором властей также была вынуждена передать храм обновленческой «пятидесятке». К 1 сент. 1924 г. в Одессе было зарегистрировано 17 приходов канонической Церкви с общим числом прихожан 20 тыс. чел., в Одесском округе насчитывалось 87 приходов и ок. 50 тыс. прихожан. К 1 сент. 1925 г. в Одесском округе были зарегистрированы 1 епископ, 47 священников, 13 диаконов, 5 псаломщиков, 6 церковнослужителей (к 1 янв. того же года в округе числились 1 епископ, 100 священников, 22 диакона, 7 псаломщиков, 8 церковнослужителей, 9 монахов). На 1 янв. 1927 г. в округе было 39 священников, 18 диаконов и 29 псаломщиков. К 1929 г. в Одессе действовало 14 «старославянских» церквей: Алексеевская, Вознесенская (мещанская), Всехсвятская кладбищенская, Димитриевская на 2-м кладбище, Духовская (полковая), Николаевская ботаническая, Николаевская на Балтской дороге, Николаевская портовая, Михайловская на Молдаванке, Петропавловская, Покровская на Б. Фонтанской дороге, Рождества Богородицы в слободке Романовке, Серафимовская на 3-м кладбище, Успенская. В 1929 г. в Одесском округе действовали 84 «старославянские» общины (к 1 янв. 1928 - 92 общины).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Спустя 50 лет обитель снова открылась и затеплилась монашеская молитва. Епархии монастырь был передан в ужасном состоянии и немногочисленной братии пришлось самостоятельно начинать первые восстановительные работы. В 2007 году по представлению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела решением Священного Синода УПЦ был открыт монастырь и назначен первый наместник архимандрит Виктор (Быков), но здания не были возвращены и судебный процесс затянулся на три года, лишь в ноябре 2010 года Одесской епархии монастырь был передан. 20 октября 2012 года по благословению Священноархимандрита обители Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского из Свято-Успенского собора г. Балты в Свято-Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь были торжественно перенесены мощи святого праведного Феодосия Левицкого. В 2012 году Одесская епархия была разделена на две самостоятельные. Город Балта стал архиерейской кафедрой Балтской и Ананьевской епархии, а Покровский монастырь резиденцией правящего архиерея. По представлению Высокопреосвященнейшего Алексия Архиепископа Балтского и Ананьевского -Священноархимандрита обители в 2013 году Священным Синодом УПЦ наместником монастыря был назначен первый насельник и помощник наместника архимандрит Андроник (Христофор). 22 марта 2013 года состоялось торжественное освящение главного храма обители в честь Покрова Божией Матери. Чин освящения и Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященнейший Савва Архиепископ Тираспольский и Дубосарский в сослужении Архиепископа Балтского и Ананьевского Алексия и Епископа Перврмайского и Вознесенского Алексия. В 2013 году трудами братии обители установлен центральный купол и построены святые ворота-главный вход в монастырский комплекс. http://monastir-balta.church.ua/main-page/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=44468

Синод посчитал нужным созвать в ближайшее время собрание с участием епископов, священников, монахов и мирян Украинской Православной Церкви для обсуждения проблем церковной жизни, возникших в сложившейся ситуации. При этом члены Синода подчеркнули, что дискуссия по тому или иному вопросу не должна привести к выходу за пределы канонического поля и не должна привести к новым разделениям в Церкви Христовой. Далее были рассмотрены случаи незаконных действий представителей органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по отношению к Украинской Православной Церкви. В связи с этим Синод обратился к генеральному прокурору Украины с просьбой о надлежащем расследовании указанных случаев. Также решено обратиться к уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека в связи с нарушениями конституционных прав и свобод верующих Украинской Православной Церкви. Синод Украинской Православной Церкви выразил благодарность Предстоятелям, епископату, духовенству и верующим Поместных Православных Церквей за братскую поддержку, содействие и помощь вынужденным переселенцам и жителям Украины. Благодарность также была высказана главам ряда государств, международным, общественным и волонтерским организациям. В числе рассмотренных в этот день Синодом вопросов — учреждение мужского монастыря в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Симферопольской епархии . Кроме того, для церковного употребления утверждены чин благословения беременной женщины и молитвы утешения для женщин в случае утраченной беременности. Балтская епархия получила благословение на богослужебное использование текста акафиста перед иконой Божией Матери «Славногорская». Был принят ряд кадровых решений. В частности, епископом Новоселицким, викарием Черновицко-Буковинской епархии, избран архимандрит Клеопа (Мигаеси); епископом Скадовским, викарием Херсонской епархии , — архимандрит Вениамин (Величко); епископом Городищенским, викарием Шепетовской епархии , — архимандрит Феодосий (Минтенко).

http://patriarchia.ru/db/text/5925108.ht...

В годы тяжелых хрущевских гонений, когда многие храмы и монастыри были ликвидированы и переоборудовано под клубы и библиотеки, Херсоно-Одесской епархией управлял митрополит Борис (Вик) (1906-1965 гг.). Невероятным напряжением сил ему удалось сохранить Свято-Успенский кафедральный собор и духовную школу Одессы. С распадом СССР Одесская епархия вынуждена была пережить новое тяжелое испытание, связанное с раскольнической антицерковной деятельностью митрополита Филарета (Денисенко), оказывавшего сильное давление на духовенство Украины с целью увлечь и его, и вверенный его попечению православный народ, в раскол. Лишь с прибытием в Одессу митрополита Агафангела (Саввина) церковная жизнь стала возрождаться и налаживаться. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Одесских святых (память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице): Святыни [ править править код ] Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь: Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь: Свято Иверский мужской монастырь: Одесский Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь: Свято-Успенский собор: Спасо-Преображенский собор: Свято-Константино-Еленинский Измаильский мужской монастырь: Свято-Николаевский Измаильский мужской монастырь: Свято-Покровский собор (Измаил): Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь: Спасо-Преображенский Борисовский женский монастырь : Монастыри [ править править код ] Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Ильинский монастырь Свято-Ильинский мужской монастырь был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину. Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма, во славу Божию, была закончена. 22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница»/

http://azbyka.ru/palomnik/Одесская_облас...

В 1861 г. О. в качестве временного блюстителя вакантной Московской архиепископской кафедры был послан в Москву для участия в выборах Московского архиепископа. 24 февр. 1862 г. вместе с др. членами Московского духовного совета О. подписал «Окружное послание» , подготовленное И. Г. Кабановым (Ксеносом). В 1-й пол. 60-х гг. О. поддерживал переписку с Кабановым, стал сторонником его идей. 18 февр. 1863 г. вместе с прибывшим в Россию митр. Кирилом и старообрядческими епископами России (Пафнутием (Овчинниковым) Коломенским, Варлаамом (Рымарёвым) Балтским) и 2 членами духовного совета подписал акт о вручении архиеп. Антонию (Шутову) общероссийского церковно-иерархического управления. Акт не был, однако, выдан последнему. Подпавший под влияние противоокружников митр. Кирил единолично его отменил. Спустя 2 дня Кирил также заявил, что уничтожает выданные О. 16 окт. и 15 нояб. 1861 г. доверенности на управление российскими иерархическими делами, запрещает О. иметь право голоса на соборах, священнодействовать и повелевает немедленно вернуться в Белую Криницу. Доверенность, о которой идет речь, была подписана помимо Кирила Измаильским архиеп. Аркадием и 2 архимандритами. 21 февр. 1863 г. российские епископы рассмотрели обращение О. и вынесли решение не признавать распоряжений митрополита, т. к. без согласия др. лиц, выдавших доверенность, она не может быть уничтожена. Митрополиту напомнили, что он не вправе безосновательно запрещать священнодействовать архиереям и порочить духовных лиц. Старообрядческий Освященный собор, проходивший в Москве в июне 1863 г., подтвердил право О. участвовать в российских иерархических делах. На соборном заседании 26 июня, прошедшем под председательством О., было принято постановление, в к-ром подчеркивалось, что «Окружное послание» 1862 г. не является обязательным, но оставляется на произволение каждого. Собор запретил «всем христианам, как духовным, так и мирским, за оное иметь между собою раздор или несогласие». 2 июля архиеп. Антоний (Шутов) был утвержден на Московской кафедре, ему также поручалась во временное управление Владимирская епархия и был усвоен титул «архиепископ Московский и Владимирский». В кон. июля соборным решением из сана был извержен за раздорнические действия еп. Софроний (Жиров).

http://pravenc.ru/text/2581419.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТ (Щёголев Дмитрий Федорович; 2.06.1899, Рига - 27.10.1979, Москва), архиеп. Калужский и Боровский. Донат (Щёголев), архиеп. Калужский и Боровский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Донат (Щёголев), архиеп. Калужский и Боровский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Из семьи рабочего. Окончил Рижскую гимназию. Работал в разных учреждениях в Москве. В 1922-1925 гг. проходил послушание пономаря в Новоспасском московском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 28 марта 1926 г. Муромским еп. Евгением (Кобрановым) пострижен в монашество в г. Муроме с именем в честь свт. Доната, 5 апр. того же года рукоположен во диакона, 23 апр. 1928 г.- во иерея. В 1926-1930 гг. служил в храмах Московской епархии. 22 окт. 1930 г. арестован. 13 янв. 1931 г. особым совещанием ОГПУ приговорен к 3 годам концлагеря. Отбывал срок в мордов. лагерях. В 1941 г. вступил в народное ополчение, участвовал в боевых действиях до 1944 г., был тяжело ранен. С 1944 г. священник ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери с. Кривцы Московской обл. В 1951-1956 гг. ключарь Богоявления собора в Елохове в Москве, сначала в сане игумена, затем - архимандрита. 14 июня 1956 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием I хиротонисан во епископа Бийского, назначен викарием Новосибирской епархии. 14 марта 1957 г. переведен на Свердловскую кафедру с титулом «епископ Свердловский и Ирбитский». Одновременно с мая по июль 1957 г. был временно управляющим Молотовской (Пермской) епархией. С 8 авг. 1957 г. епископ Великолукский и Торопецкий, в том же году епархия была упразднена, в связи с тем что Великолукская обл. была разделена между Калининской и Псковской областями. Д. стал викарием Псковской епархии с титулом «епископ Великолукский». С 26 дек. 1957 г. епископ Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сент. 1958 г. епископ Новосибирский и Барнаульский. Его служение на Новосибирской кафедре пришлось на годы активного наступления на Церковь, усиления атеистической пропаганды, регламентации всех действий архиереев и священников, кампании по закрытию храмов при Н. С. Хрущёве . Д. в числе 5 архиереев высказал несогласие с реформой приходского управления, утвержденной на созванном по инициативе гос. власти Архиерейском Соборе РПЦ 18 июля 1961 г. и проходившей под жестким контролем Совета по делам РПЦ. Зам. председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуров настаивал на удалении этих архиереев от управления. 5 мая 1961 г. Д. переведен на Костромскую и Галичскую кафедру. С июля 1961 г. пребывал на покое, после отстранения от власти Хрущёва вернулся к архиерейскому служению.

http://pravenc.ru/text/178921.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010