Закрыть Трезвая политика Казанский монархист Александр Титович Соловьёв и дело всей его жизни 27.10.2005 1083 Время на чтение 47 минут В ноябре прошлого 2004 года, когда в столице Татарстана с нарочито-показушной пышностью отмечалось 200-летие Казанского государственного университета, не нашлось ни одного человека, который вспомнил бы добрым словом его бывшего казначея и начальника университетской типографии А.Т.Соловьёва. А сделать это было бы отнюдь не лишним, хотя бы из соображений элементарной исторической вежливости. Ведь этот выдающийся во многих отношениях человек не только сделал для тогдашнего Императорского Казанского Университета (ИКУ) значительно больше, чем некоторые ректоры, но и пролил за него свою кровь, отважно вступив в декабре 1906 г. в перестрелку с грабителями-экспроприаторами. Впрочем, данный укор касается не только университета, благополучно забывшего своего верного защитника, но и всей Казани, которая должна быть многим обязана А.Т.Соловьёву за его общественно-полезные дела. Однако, как это ни печально, имя это сегодня помнят лишь активисты местного трезвеннического движения да исследователи, занимающиеся историей черносотенного движения. Пора бы уж и другим очнуться от позорного беспамятства... А.Т.Соловьёв принадлежал к той редкой " породе " людей, об общественной и профессиональной деятельности которых известно больше, чем об их личной жизни. И это вполне объяснимо: ведь для них общественная польза всегда была выше личного благополучия. По большому счёту, на таких людях всегда держалась и держится русская земля. Родился Александр Титович Соловьёв 6 ноября 1853 г. в семье обер-офицера. В 1870 г. он окончил курс обучения в Тетюшском уездном училище, а 4 марта 1874 г., выдержав в Нижегородской гимназии испытание на звание приходского учителя, был определён учителем в Балахнинское Покровское приходское училище. Однако долго А.Т.Соловьёв в нём не проработал, уволившись вскоре по собственному прошению. С 1 октября 1874 г. по 1 сентября 1875 г. он работал учителем Билярского сельского начального училища (действовавшего в пригороде Билярск Чистопольского уезда Казанской губернии), после чего был перемещён на учительскую должность в Казанское 2-е Михайловское начальное училище, а 26 августа 1876 г. - в Казанское 7-е городское начальное училище. В том же 1876 г. А.Т.Соловьёв получил от министра народного просвещения Российской империи благодарность " за практическое руководство учителей на временных педагогических курсах " . Однако трудовая деятельность Александра Титовича на учительском поприще оказалась относительно недолгой.

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/27/...

В Нижегородской области арестовали врачей, бравших с пациентов деньги за бесплатные услуги 13 сентября, 2019. Новостная служба Таким образом они получили более 1,1 млн рублей 13 сентября. ПРАВМИР. Нижегородский районный суд арестовал до 10 ноября двух врачей, обвиняемых в мошенничестве. По данным следствия, главврач Балахнинской центральной районной больницы и врач-хирург больницы скорой медицинской помощи города Дзержинска вынуждали пациентов за свой счет приобретать медицинское оборудование и оплачивать проведение необходимых им операций. Деньги поступали на счета фиктивных организаций, сообщается на сайте суда. В действительности все необходимое оборудование и операции финансировались за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Следствие установило девять случаев мошенничества. По предварительным данным, ущерб составил более 1,1 млн рублей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 апреля, 2018 12 декабря, 2018 11 февраля, 2019 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 29 марта, 2024 17 марта, 2024 10 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-nizhegorodskoj-oblas...

В Нижнем Новгороде открылись XXVIII Рождественские православно-философские чтения 11 января 2019 г. 14:34 10 января 2019 года в Нижегородском государственном педагогическом университете (НГПУ) имени Кузьмы Минина состоялось открытие XXVIII Рождественских православно-философских чтений. Тема всероссийской научно-практической конференции — «Понимание вселенского и национального в русской православной мысли». В пленарном заседании приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , руководитель епархиального отдела образования и катехизации протоиерей Евгений Худин, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров, председатель еврейской религиозной общины региона Эдуард Чапрак, президент НГПУ Лев Шапошников. В работе форума участвуют преподаватели нижегородских и московских вузов, учителя муниципальных школ и православных гимназий Нижегородской епархии. В рамках конференции действуют филолого-культурологическая и педагогическая секции. О важности темы конференции и необходимости единства в ее понимании сказал, обращаясь к присутствующим, митрополит Георгий. По его мнению, проблема в понимании вселенского и национального среди ученых, философов, культурологов связана с незнанием и непониманием христианства, в первую очередь Православия, ставшего духовной и культурной основой для национального развития нашей страны. «К сожалению, молодые люди сегодня не понимают Достоевского, считая его сумасшедшим, не воспринимают философскую и религиозную глубины фильма Тенгиза Абуладзе " Покаяние " и многие другие произведения, созданные в контексте христианского миросозерцания, — отметил правящий архиерей. — Это связано с тем, что сегодня обсуждение важных вопросов русской истории, религиозной и философской мысли происходит в узких кругах ученых, на базе дискуссионных клубов и кружков. Нам необходимо проецировать наследие русской православной мысли в общество, доносить его до наших детей и молодежи».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архимандрит Дамаскин (Орловский) Фотография В.Н.Троицкой из дела. — ТЦДНИ, Ф.7849. Д.28304-с. Л.149. Мы узнаем из протокола первого допроса , что Троицкая Валентина Николаевна родилась в 1888-м году в с. Яконово Новоторжского района Калининской обл., проживала в городе Вышний Волочек на ул. Урицкого, 44, на иждивении двоюродного брата, Яконовского Евгения Андреевича. Валентина Николаевна русская, одинокая, с высшим образованием, беспартийная, имеет пятилетний паспорт, отец ее священник, мать домохозяйка. Получив в 1916-м году звание учительницы, она работала в Ленинграде три года, заболела и приехала в родную деревню Яконово Новоторжского района, где и продолжала работать в начальной школе около четырех месяцев. В 1923-м году она уехала в деревню Горницы Вышневолоцкого района, ухаживала за больной теткой и обрабатывала огород. В 1928-м году ее арестовали, осудили по ст. 58 пункт 10 на 5 лет ИТЛ «за антисоветскую деятельность под видом церковной службы». В заключении она пробыла в Балахнинском лагере около 3 лет, после возвращения оттуда с 1931 года занималась домашним хозяйством у двоюродного брата в Вышнем Волочке. Следствие пытается узнать о ее местных связях, то есть получить имена следующих потенциальных жертв. Впервые в материалах дела появляется категорический отказ с удивительным обоснованием: «Вопрос поставлен против моей совести и долга». Это оригинальная формулировка, которую следователь не нашел чем заменить из привычного ему арсенала канцелярских стереотипов и вписал как есть. – Кого Вы знаете из жителей г. В-Волочка религиозно настроенных? – Вопрос считаю поставлен против моей совести и долга и называть никого не буду. Текст ответа подчеркнут красным. На смягченный лукавый вопрос, кажущийся невинным, – тоже смягченный, но не менее категоричный отказ: – Назовите просто близких знакомых по городу В-Волочку. – Близких знакомых у меня нет никого, т. к. я живу очень замкнуто и никуда не хожу. Следователь переходит в наступление, выкладывая главный козырь – ее задержание у главного фигуранта дела, явный антисоветизм которого уже доказан. Факт она не отрицает, но развить его толкование в сторону показаний против Платоновых не дает. И снова очень прямо отвечает: «вопрос для меня нежелательный».

http://pravoslavie.ru/111096.html

Не только поддержал, но и, как пишет Б.Пудалов: " ...расширил круг источников о балахнинских Мининых за счет привлечения двух писцовых книг - города Балахны 1645/46 г. и Заузольской дворцовой волости 1591 г. Первый из указанных источников позволил уточнить имущественное состояние одного из балахнинских Мининых - Ивана Ивановича; второй же источник сообщает о трех деревнях " за балахонцом за посадским человеком за Минею за Онкудиновым " . В итоге В.А.Кучкин сделал обоснованный вывод о зажиточности и состоятельности балахнинских Мининых (...) Вывод этот не вызывает сомнений и возражений, однако никаких новых документальных свидетельств родства балахнинских Мининых и Кузьмы Минина В.А.Кучкин не привел. По этому принципиальному для нас вопросу московский историк всецело принял точку зрения И.А.Кирьянова, и складывается впечатление, что балахнинское происхождение Кузьмы Минина он считал доказанным " . Как видим, " балахнинский след " в биографии Кузьмы Минина совсем не так отчетлив, как кому бы то хотелось, и Б.Пудалов вполне резонно предлагает " последовательно разобрать аргументы сторонников " балахнинской " версии " . Что, например, стоит за таким важным аргументом, как " давнее нижегородское предание, связывающее фамилию Мининых с Балахной " , на которое ссылается И.А.Кирьянов? " Что это за " предание " , - спрашивает Б.Пудалов, - насколько оно " давнее " , о каких Мининых в нем идет речь и какова степень его достоверности? Об этом нижегородский историк-краевед ничего не сообщает, так что данный аргумент " повисает в воздухе " . " Быть может, - предполагает Б.Пудалов, - И.А.Кирьянов имел в виду мнение или какие-то высказывания А.Я.Садовского, председателя НГУАК в 1909-1918 гг., о балахнинских корнях Кузьмы Минина? Известно, что А.Я.Садовский, публикуя " Писцовую книгу " г. Балахны 1674-1676 гг. в Действиях НГУАК (т. XV. Вып. 1. Н.Новгород, 1913), допускал такую возможность (с.9) и выделил курсивом имена всех балахнинских Мининых, как возможных родственников нижегородского земского старосты. Странно, что И.А.Кирьянов, упоминая исследование А.Я.Садовского о К.Минине, умолчал об этом обстоятельстве, позднее отмеченном В.А.Кучкиным (см.: Кучкин В.А. О роде Кузьмы Минина..., с.209). Впрочем, даже мнение А.Я.Садовского не может рассматриваться ни как " давнее предание " , ни тем более как подтверждение балахнинского происхождения Кузьмы Минина: здесь речь может идти лишь о научном приоритете, авторстве " балахнинской " версии - не более " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/12/...

Мнение И.А.Кирьянова поддержал и даже развил один из крупнейших авторитетов по истории Древней Руси В.А.Кучкин (Кучкин В.А. О роде Кузьмы Минина//История СССР. М., 1973. 2. С. 209-211). С тех пор данная точка зрения, выйдя за рамки «предания», «версии», «гипотезы», приобрела статус научной. Как не странно, но «балахнинская версия» происхождения Кузьмы Минина пришлась по душе поборникам другой «версии» – о якобы татарских корнях народного героя. Появилась она сравнительно недавно и наделала много шуму. О Кузьме Минине – крещеном татарине Кирише Минибаеве пишут татарские светские и религиозные СМИ, заявляют муфтии, дискутируют национально ориентированные ученые. Обсуждается, в частности, что фамилия «Минин» происходит от тюркско-кыпчакского «мин» – некогда ведущего ордынского рода. А Балахна, скорее всего, была основана гораздо раньше, чем принято считать, и не кем-нибудь, а булгарами. На это, помимо всего прочего, указывает ее явно восточное название, которое некоторыми историками переводится как « высокая, верхняя надстройка» или  «верхний город»… Масла в огонь «подливает» председатель российского правительства В. Путин . Не так давно во время встречи с футбольными болельщиками, так называемыми фанатами, встревоженный событиями на Манежной площади, Владимир Владимирович не уставал повторять о многонациональном составе нашего государства и, в качестве аргумента, предпринял экскурс в историю.  «Когда иностранные интервенты (тогда это были поляки) захватили Москву, – поведал премьер-министр,  – и официальная власть, условно говоря, была полностью парализована, - кто поднялся на защиту Отечества? Рядовые люди. Откуда они взялись? Их объединил, в том числе, один из объединителей - гражданин Минин, которому стоит памятник на Красной площади - помните, гражданину Минину и князю Пожарскому. Кто такой Минин? Обыкновенный рядовой гражданин,  татарин по происхождению  (выделено мною –  С.С.) ». И это прекрасно! То, что в районном центре Балахна столь трепетно относятся к памяти о Кузьме Минине. Если бы его так же почитали по всем городам и весям нашей страны, порядка, глядишь, прежде всего в душах людских, бы было больше!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/18/o_...

(Существующий – по слухам – будто бы исчерпывающий труд, посвящённый исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим [Соболев], – нам, к сожалению, неизвестен.) Говоря об анафематствовании живоцерковников Святейшим Патриархом Тихоном, митрополит Елевферий, несомненно, имеет в виду известное подложное послание Святейшего от 23 ноября (6 декабря) 1922 г., ходившее по рукам в Москве и тогда же проникшее за границу и имевшее там также широкое хождение среди эмигрантского клира и мирян. Апокрифичность этого послания своевременно была засвидетельствована самим Святейшим Патриархом в письме на имя редакции газеты «Известия ВЦИК» от 27 июня (10 июля) 1923 г. Как видно из письма, Святейший полагает, что приписываемое ему послание своим происхождением обязано инициативе антисоветской эмиграции; может быть, это было и так... Однако нам кажется более правдоподобным предположить происхождение этой фальшивки внутри страны, откуда она уже позже проникла в зарубежье и по характеру своему оказалась весьма отвечающей настроениям, царившим в ту пору среди церковной эмиграции. Она сейчас же была опубликована в закордонной печати и неоднократно упоминается в различных церковных актах, одной из иллюстраций чего и является упоминание о ней в работе митрополита Елевферия «Неделя в Патриархии». Полные тексты фальшивки-«послания» и письма-опровержения, адресованного Святейшим Патриархом Тихоном в редакцию «Известий», приведены в хронологически соответствующих им местах в нашем сборнике. В своё время к беглопоповцам переходил епископ Балахнинский Филипп [Гумилевский], впоследствии, при Заместителе, ставший архиепископом Звенигородским и управляющим Московской епархией. Владыка весьма молитвенный и благостный, но в нужный, критический момент потерявший церковные ориентиры и спасая, как ему казалось, своё Православие, бросившись в противоположную от модных церковных течений сторону, оказался в недрах беглопоповства, т. е. в таком же примерно соотношении к Истине Православия, в каком находились и современные церковные модернизаторы слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Записка Брянчанинова отчасти объясняет дело. Вероятно, рукопись отдана Хрисанфу, он не позаботился посмотреть её, а когда чиновник пугнул, он и начал врать. А может случится и то, что рукопись оказалась неудовлетворительною, не желая делать резкого отзыва, стараются замять о ней дело и представить ее потерянною. Делаем мы так с почтенными лицами по цензуре, сваливая вину на себя. Белюстин вздумал из Ренана перевесть очерк жизни Спасителя, не умел избежать его погрешностей, и Савва, которому от Синода поручалось рассмотреть рукопись, уличил его в буквальном переводе. В предисловии с самохвальством говорит, что некоторые исторические и археологические сведения берет из Иосифа Флавия. Но все приведенные цитаты оказались ложными, и выведено, что писатель не видывал Иосифа Флавия. Еще отыскали у Белюстина усилие доказать, что священники не участвовали в осуждении Спасителя, а одни архиереи. Теперь прислан нам указ с прописанием неодобрения этой рукописи в печать. Введение новых уставов получил, но уже после письма от 31-го числа. Святитель слаб эти дни. В Петербургскую академию приехало держать экзамен 101 человек. По первому экспромту судя, начальство академии удивилось самоуверенности, с какою совсем безграмотные люди изъявили смелость экзаменоваться; трое вскоре убоялись премудрости и обратились вспять, а 98 остались. Как же сделали изменение в выражениях постановления первого собрания духовенства? Ведь донесение о сем послано обер-прокурору. У него в руках документ, с которым не сходится печатный текст. 2937 —175— 1867 г. сентября 7-го. Из Питера пишут, что в Орел будет назначен Балахнинский, а на его место Нижегородский Ювеналий. О назначении в Рязань ничего не слышно еще. Васильев обнаруживает деятельность, требуя вместо одного трех заседаний в неделю; помирились на двух. Начали рассматривать учебники, и учебники по всеобщей истории поручено рассматривать Ненарокомову. Место другого объездного ревизора предложено Керскому чиновнику канцелярии обер-прокурора из магистров Казанской академии, и он не отказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—169— образование, включая в то число и пособия разным учебным заведениям свыше 12000 р. За такую заботу о народном образовании и за поддержку церковных школ в минувшем 1891 году Его Преосвященством, Преосвященнейшим Владимиром, выражена Осинскому Земству глубокая признательность и преподано архипастырское благословение“ 753 . Примеры подобного сочувственного отношения некоторых земств к церковным училищам должны парализовать, по-видимому, всякие уклонения от тех скромных пожертвований, к коим приглашает своим циркулярным письмом Г. Обер-прокурор Св. Синода. Нельзя иначе, как полным сочувствием приветствовать и определение Св. Синода от 19 / 31 августа 1892 г. по вопросу о том, за кем и каким порядком укрепляются недвижимые имущества, жертвуемые в пользу церковноприходских школ. Этим определением устанавливается, что 1) недвижимые имущества, жертвуемые в пользу одной какой-либо церковноприходской школы, должны быть укрепляемы за той приходской церковью, в приходе коей находится церковноприходская школа. 2) Недвижимые имущества, жертвуемые в пользу церковноприходских школ всей епархии, или одного уезда, или же в распоряжение Епархиального Училищного Совета и Уездных его Отделений, без определённого указания тех школ, в пользу которых жертвуется недвижимое имущество, должны быть укрепляемы за епархиальным начальством (т. X. Ч. I. ст. 698. п. 5) с определённым назначением в пользу церковноприходских школ и 3) производство дел и ходатайство в судебных местах по укреплению недвижимых имуществ, жертвуемых в пользу церковноприходских школ возлагается, на общем основании, на местную Духовную Консисторию“ 754 . Этим определением недвижимая собственность церковноприходской школы вполне приравнивается по правам к —170— церковной собственности и самая школа – признаётся составною частью церковного прихода. Однородного характера с этим общим определением – частное предложение духовенству Нижегородской Епархии Преосвященного Иакова Епископа Балахнинского (ныне Викария Киевского), каковое предложение, по его рациональности и несомненной плодотворности, заслуживает возможно-большей популярности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1719 г. Питирим, по желанию Петра, назначен епископом Нижегородским. В видах еще большего успеха его противораскольнической деятельности, (в день самого посвящения, 23 марта 1719 г.), в его Нижегородской епархии оставлены были города Балахна, Юрьевец-Повольский с уездами и часть Галицкого уезда, но только по духовным делам, т. е. по миссионерству, поставлению священников, судным делам и т. п., по денежным делам балахнинские, юрьевец-повольские и галицкие приходы остались в ведении патриаршего Казенного Приказа. О том, что города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по духовным делам поступили в Нижегородскую епархию, были посланы указы в Москву Игнатию, м. Сарскому и Подонскому, управлявшему духовными делами Патриаршей области, а также в Казанскую и Архангелогородскую губернии. 115 К последней принадлежал г. Галич, а Балахна и Юрьевец-Повольский при первом разделении России на губернии и по упразднении временно существовавшей Нижегородской губернии, снова отнесены к Казанской губернии. Губернские власти интересовались денежными делами, почему и поставляются в известность о приписке городов по духовным делам к Нижегородской епархии, кроме того, в силу указа 1713 г., они должны были помогать миссионерам. Оставление Балахны, Юрьевца-Повольского, части Галицкого уезда по денежным делам в Патриаршем Казенном Приказе может свидетельствовать с одной стороны о том, что денежные интересы служили главным препятствием к уступке разбросанных патриарших городов в соседние епархии, с другой стороны еще о том, что урок донских казаков не прошел даром для администрации бывшей Патриашьей области, начавшей было, хотя и весьма скупо, раздавать свое наследство на далеких окраинах. Таким образом, после 1719 г. часть Патриаршей области между реками Лухом, Волгой, Унжей и Ветлугой, врезавшаяся почти четырехугольником между Суздальской и Казанской епархиями, весьма заметно расширила территорию Нижегородской епархии, сделавшейся к востоку соседкой Суздальской епархии, а на северо-западе дошедшей до естественных границ рр. Волги и Унжи. Для соединения двух окраинных восточных частей Патриаршей области осталась узкая полоса через г. Гороховец, и то ненадолго. 116

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010