Весть Иоанна, обращенная к этим церквам, могла достигнуть не только жителей Малой Азии, но и других церквей, рассеянных по всему миру. Образ семи золотых светильников (12) вызывает ассоциации с семисвечником в святилище ( Исх. 25:31 ; Зах. 4:2 ); но здесь семь золотых светильников – это единый народ Божий, посреди которого стоит воскресший Господь. Таким образом, вся церковь представлена поместными церквами, конкретными общинами, каждая из которых находится в братском общении с Искупителем. Описание воскресшего Господа в ст. 13–16 созвучно с образами «Ветхого днями» в Дан. 7:9 и сильного «мужа» – ангела ( Дан. 10:5–6 ), которые призваны показать, что Господь владеет славой небес и обладает Божественной природой. Выражение подобного Сыну человеческому восходит непосредственно к Дан. 7:13 (а не к Евангелиям), где говорится, что «Ему дана власть, слава и царство» и Он, таким образом, представляет одновременно Бога и Его народ. Одежда, в которую Он облачен, – подир, опоясанный золотым поясом, – характерна для первосвященника (такую одежду носили израильские первосвященники; Исх. 28:4 ), хотя подобного рода облачение носили и высокопоставленные чины. Фраза глава Его и волосы белы, как белая волна вызывает прямую ассоциацию с описанием Бога в Дан. 7:9 . Применение к Христу атрибутов Бога – характерная особенность книги Откровение. Очи Его – как пламень огненный – прямая реминисценция, указывающая на фразу «очи Его как горящие светильники» в Дан. 10:6 и трогающая до глубины сердца, будучи проникновенным эпитетом Того, Кто судит мир. Голос Его – как шум вод многих – именно так сказано в Иез. 43:2 о вызывающем благоговейный ужас голосе Бога. Острый с обеих сторон меч, выходящий из Его уст, иллюстрирует, что Господь исполняет роль Судьи всего человечества, слово Которого обладает неодолимой силой. Таков Господь, Который держит в Своей правой руке семь звезд, то есть церквей; Он имеет власть не только судить зло, но и поддержать Свой народ (ср.: ст. 20). Чувства, которые испытал Иоанн, узрев в видении Господа во славе, подобны чувствам тех, кто пережил подобный опыт (ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:1 ; Дан. 7:28 ). Я есмь Первый и Последний, и живой – раскрытие формулы «Альфа и Омега» в ст. 8 (ср. также: Ис. 44:6; 48:12 ), но применяется к Христу в свете Его смерти и воскресения. «Первый и Последний» воплощается, и умирает, и воскресает, и как живой Бог имеет власть над смертью и «адом», открывая двери вечного царства для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Ветхий Завет бережно хранил память об отцах и матерях, принимавших странников: об Аврааме, Лоте 174 , Ревекке 175 , Иове 176 и, наконец, о блуднице Раав 177 . В Книге Иова написано: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» ( Иов 31, 32 ). Отголоски этих древних примеров мы встречаем в послании Климента христианам Коринфа, в котором епископ Рима, в свою очередь, призывает их быть гостеприимными 178 . Похвальное слово гостеприимству встречается в Евангелии 179 . Другие священные книги Нового Завета не только настаивают на обязанности принимать странников, но и дают духовную мотивацию этого. Хозяин, принимающий странника, принимает самого Иисуса Христа 180 , что служит одним из оснований для принятия в Царство Небесное. Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова, адресованное Гаию, открывает перед нами обыденную жизнь одной из общин Малой Азии, тем самым снижая идеальный образ первоначального христианства, столь широко распространенный. Глава упомянутой общины не отличается гостеприимством, что вызывает недовольство странствующих проповедников. Димитрий, с которым доставлено послание, несомненно, был доверенным человеком Иоанна и, возможно, проповедником Евангелия. Адресату, известному своей верностью и приверженностью истине, автор пишет: «Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине» 181 . Если даже братский дом порой оказывал плохой прием христианину, не желавшему иметь ничего общего с язычниками, то наплыв странников должен был сделать долг гостеприимства тягостным, особенно в крупных городах, через которые проходило много народу, – таких, как Коринф и уж тем более, по вполне понятной причине, сам Рим. Легко представить себе, каким бременем ложился долг гостеприимства на христианскую общину города, в котором братья-странники появлялись ежедневно. И даже в наши дни некоторые монастыри Парижа, Лондона и даже Страсбурга со страхом ждут приближения времени каникул!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Вникните же, братия, в эти слова, и если вы оба имеете три монеты, то не исключаетесь из числа монахов, по примеру отцов; а если имеете более десяти монет, как я слышу, или еще более, то знайте, что вы отпали от монашеского чина и стали служителями не Христа, но врага и сынами не меня, смиренного, а корыстолюбца. Может быть, вы скажете: «Ты сам имеешь»; да, и Христос имел в ковчежце, который был носим, и всякий игумен и предстоятель церквей. Но это для братской экономии. Господь в Евангелии говорит Иуде: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, [Col. 1560] что говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим ( Ин.13:27–29 ). Так, по примеру Христа у всех истинных предстоятелей, конечно, есть ковчежец, но не чего-либо иного, нет, это было бы противно Богу. Итак, если и вы предстоятели и кто-нибудь подаст вам, как и Самому Христу служили имением своим следовавшие за Ним жены, как написано ( Лк.8:3 ), также и святым то одни, то другие, то хорошо; и да будет у вас не десять монет, а тысячи, ибо это не ваше, (765) а Христово, и вы распорядители благами Христовыми, как и Павел, ничего не имевший, а всё содержавший (ср. 2Кор.6:10 ), и всякий другой доселе богобоязненно предстоятельствующий. Если же вы не предстоятели и правители душ, то прошу и умоляю: немедленно раздайте превышающее определенную меру, чтобы вам, заразившись страстью сребролюбия от диавола, не перестать быть учениками Христовыми. Это сказал я не вам одним, но чрез вас и всем братиям, не по ненависти, но по великой любви, и желая не стеснить вас, а сделать совершенно свободными. Ибо в такой тесноте широта и в скорби о Христе радость духа. Послушайте, чада, меня, грешника, подающего хороший совет, повелевающего согласно с законом, чтобы нам, по всему и во всем благоугождая Христу, сделаться наследниками вечных благ. 514. К императрице Марии (II, 181) 1388 Какие и кто мы, ничтожные, что удостоились защиты при совершающихся бедствиях и, кроме того, слишком превознесены похвалами от весьма почтенной твоей власти? Впрочем, как приняли мы снисходительность твоего благочестия, это действительно покажут дела; в случае же нужды ты избавишь многих от ложного подозрения, которое обыкновенно допускается при таких обстоятельствах, и не удивительно, потому что произнесенное слово распространяется между многими, не удерживая у каждого совершенной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Во время вавилонского плева, они завладели значительной частью иудейской земли и были изгнаны окончательно только Иоанном Гирканом 136 , который покорил их за 130 лет до P. X. и принудил подчиниться обрезанию. Такая кровавая история еще более усилила родовую вражду между ними. «Ты ненавидишь меня, – говорит Иаков Исаву в Книге Юбилеев, – ты возненавидел меня и моих сыновей навсегда, и в тебе не может быть братской любви ко мне. Слушай мое слово, которое я скажу тебе; когда я буду в состоянии переменить кожу и щетину свиньи на шерсть, и когда рога вырастут у нее на голове, подобно рогам овцы, тогда только я буду иметь братскую любовь к тебе; и когда волки примирятся с ягнятами, так что не будут пожирать или расхищать их, и когда они обратят свои сердца друг к другу, чтобы делать добро друг другу, тогда только я буду в мире с тобой в сердце моем; и когда лев сделается другом вола и пойдет с ним в ярме и плуге, тогда только я заключу мир с тобой; и когда ворон сделается белым, тогда только я узнаю, что люблю тебя и буду сохранять мир с тобой. Ты должен быть искоренен, и твои сыновья также должны быть искоренены, и никогда не будешь ты иметь мира» 137 . Так именно один иудей говорит об Едоме, по-видимому, в самое время царствования Ирода, и конечно было вполне естественно, что он в заключение выражения этих чувств предсказывает в следующей главе, что сыны Иакова еще раз покорят ненавистное племя и приведут его в рабство себе 138 . А между тем представитель этого ненавистного и презираемого племени в течение более чем поколения был царем над Израилем! Его смерть были снятием национального позора, который невыразимо уязвлял сердце избранного народа. Повсюду воскресла надежда, что скончавшийся узурпатор окажется последним из своего ненавистного племени на престоле Давидовом. Но и этой надежде не суждено было осуществиться. Преемником Ирода сделался Архелай, который в их глазах оказался еще даже хуже своего отца Ирода, так как он был не только человек идумейской крови, но его мать принадлежала к одинаково ненавидимому племени самарян! Поэтому среди народа от крайнего чувства огорчения и национального стыда явилось даже желание скорее подчиниться Риму, чем иметь во главе себя сына Едома или Самарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и Иудой НОВЫЙ ЗАВЕТ. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда взял Я их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Хотя они нарушили Мой Завет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Я заключу с Израилем после тех дней, говорит Господь; Я вложу Закон Мой в них самих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они будут Моим народом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога: все они от малого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу Я беззакония их и не буду вспоминать грехов их» (Иер 31:31–34). ПЛЕН И РЕСТАВРАЦИЯ «На реках вавилонских». Халдея, 580—575 гг. до Р.Х. Около 580 г. до Р.Х. Иудея представляла собой мрачное зрелище: она опустела в буквальном смысле этого слова. Остались брошенные поля и виноградники, среди которых лишь изредка можно было встретить хижины нищих и разоренных крестьян. Обезлюдевшие города походили на огромные свалки битого кирпича. Среди изгнанников в Вавилоне нашлось немало таких, которые в конце концов склонились перед чужими алтарями. Они перестали принадлежать к народу Ягве, не видя в этом ни пользы, ни смысла. Деятельность пророков меняет направление. Если прежде им приходилось чаще всего обличать, то теперь они приступили к делу врачевания. Когда в Халдею пришла весть об осаде Иерусалима, Иезекииля постигло семейное горе: внезапно заболела и скончалась его жена, которую он очень любил и называл «отрадою очей». На похоронах пророк ко всеобщему изумлению, вопреки обычаю, сдерживал слезы. Когда же его спросили о причине этого, он ответил, что хочет дать «знак» Израилю, призывая его мужественно встретить несчастье и смириться перед высшим предначертанием. Иезекииль принимает на себя пастырскую роль. Совместная молитва и слушание проповеди в день Господень, субботу, превратились в стержень, вокруг которого вращалась вереница обыденных дней. Когда мы осознаем христианский храм не только как святыню, но и как место братской встречи, где звучит Слово, то нужно помнить, что начало этого восходит к Иезекиилю и основанной им синагоге, где в течение веков сосредоточивалась духовная жизнь диаспоры (рассеяния).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Все азартные игры гладят, как говорится, по головке корыстолюбивое сердце. Они ласкают, с одной стороны, страсть сребролюбия, зложелательства и злорадства, с другой стороны, возбуждают недоброжелательство и зависть. Можно ли христианину смотреть на них как на невинное препровождение времени? Не богопротивны ли они? Не отнимают ли от нас драгоценнейшего времени, данного для вечности, не делают ли нас праздными и празднолюбцами? Дорожа временем, потому что дни лукавы [ Еф. 5, 16 ]. Как усердно мы служим плотскому и греховному человеку! Не надеюсь на тлен. Бог моя надежда. Согрешил сегодня: осудил братию, поскупился, повраждовал. Помни заповедь апостола: Кто ест, не уничижай того, кто не ест, – пусть не говорит: такой-то жадный, ест много; и кто не ест, не осуждай того, кто ест [ Рим. 14, 3 ], – сам не вкушая пищи, да не жалеет оной для ядущаго. Будем поступать между собою единодушно, по-братски, поставляя себя на месте брата. Всегда радуйся, когда позовут тебя на какую-либо требу, потому что идешь беседовать с Самим Господом и служить овцам Его, которых Он возлюбил до смерти, и смерти крестной [ Флп. 2, 8 ]. Радуйся и о том, что ты, служа членам Христовым, исполняешь слово Спасителя: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою... так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 26, 28 ]. О плате не думай: что дадут, то и ладно. Беда, коли корыстолюбие вкрадется в святое дело. Запнет враг, и совершишь Таинство или молитву неискренно, небрежно, в суд и во осуждение себе. Бойся [также] крайне неохоты, медлительности, лености в святом деле. Поспешай ко всякому бедному, не чуждайся его в сердце, не говори в себе: сухая ложка рот дерет – ничего там за труды не дадут, не стоит трудиться. Ты Господу Иисусу Христу работаешь, Который воздаст тебе животом вечным. Блажен будешь, что бедные не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных [ Лк. 14, 14 ]. Люди – сиротки большею частию в этом мире, потому что большая часть людей живут без Отца и Сына и Духа Святого, в Троице славимого Бога нашего: нет Его в людских сердцах, мерзость запустения стоит в нерукотворенных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все это тяжкий грех против данного человеку великого дара – дара слова. На то ли, дорогие, дан нам дар слова, так ли должны мы им пользоваться? Любовь, правда, назидание, утешение, кроткое обличение, сострадание – вот что должно исходить из сердца и из уст человека! «От избытка сердца глаголют уста. Добрый человек из доброго сокровища (сердца своего) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища (своего сердца) выносит злое», «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, – говорит Господь, – ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 34–37 ). Аминь. Неделя 13-я по Пятидесятнице О злых виноградарях говорит сегодняшнее Евангельское чтение. Божий виноградник – это наш мир; мы работники в нем, все мы – виноградари. Каждый из населяющих земной шар народов получил для возделывания свою часть виноградника, каждому народу велено Господом: живи, трудись, прославляй Творца в делах твоих! Земля – Божий виноградник. Народы должны обрабатывать его, делать его всё лучшим, умножать в нем Божие добро. Дана им возможность объединяться для более успешного – на благо общее – возделывания виноградника. И обрабатывая его, люди должны жить в братском согласии, в любви, в уважении взаимном, сердцем своим достигая Правды Божией. А так ли это бывает? Вспомним, что произошло в Отечестве нашем, когда, исключив из жизни Бога и поправ национальное чувство, провозгласили там принцип «братства, равенства, свободы». Вместо братства – насаждена ненависть, вместо равенства – животный страх, вместо свободы – рабство. Вспомним, что происходило и в Испании, когда там в 30-х годах враги Христа пытались насадить, упраздняя из жизни Бога, те же «свободу, равенство и братство»? Полились потоки крови христианской, слезами страдальцев залита страна! И всегда такой горькой будет жизнь человечества, если из его жизни исключается Солнце Правды, Свет Истины – Христос, просвещающий и освящающий каждого человека, приходящего в мир. Что сказали бы вы, люди Божии, если бы в храме во время богослужения кто-то стал бить окна, выкрикивать богохульные слова, буянить? А ведь мир Божий, вся вселенная – это Божий Храм, и в нем должно трудиться не войной друг против друга, не с враждой и проклятиями, а с молитвой и с Богом в мыслях и в сердце, в сознании, что все мы, люди разных народностей – дети единого Бога, открывшего Себя в Господе Иисусе Христе и в Нем засвидетельствовавшего Свою Любовь к человеку и человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Вспоможения, управления. Вспоможения, управления. То есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Разные языки. Разные языки. Дар этот поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Когда по порядку перечислены большие и меньшие дарования, им естественно было опечалиться. Посему тех, которые имели меньшие дарования, опять утешает. Что, говорит, тебе скорбеть, что ты не имеешь, может быть, дара пророчества? Представь себе, что у тебя есть то, чего нет у пророка, и что есть у того, того нет у этого. Для вас прилично и гораздо полезнее такое распределение даров, чтобы каждый нуждался в ближнем. Ревнуйте о дарах больших (τα κρεττονα). Ревнуйте о дарах больших (τα κρεττονα). Тайно намекнул, что сами они виноваты, что получили меньшие дарования. Ибо словом ревнуйте требует старания с их стороны, и большего стремления к духовному. По-гречески не сказано: «больших» (τα μεζονα), но «лучших» (τα κρεττονα), то есть полезнейших. И я покажу вам путь еще превосходнейший. И я покажу вам путь еще превосходнейший. Если вы решительно возревнуете о дарах, то вместе с сими путями (на это указывает слово еще) я покажу вам один путь превосходнейший, то есть превосходный, который приводит ко всем дарам. Разумеет же любовь. ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Апостол не тотчас указал им путь, но наперед сравнивал его с тем даром, который они почитали большим, то есть с даром языков, и показывает, что этот путь несравненно превосходнее сего дара и даже всех прочих даров, а потом уже доказывает его вожделенность. Под языками человеческими разумеет языки всех народов вселенной. Не довольствуясь этим, он прибавляет и другое преимущество: языками, говорит, ангельскими. Сказал так не потому, будто ангелы имеют языки, но чтобы указать нечто лучшее и превосходнейшее языков человеческих. Ибо под языком ангельским разумеется мысленная сила их передавать друг другу божественные помыслы. А назвал ее так по подобию нашего орудия слова, равно как и выражением преклонилось всякое колено небесных (Флп.2:10) обозначил усерднейшее их подчинение; ибо они не имеют костей. То я, говорит, медь звенящая, то есть издаю голос, но напрасно говорю, и тревожу других, но пользы никому не приношу, потому что любви не имею.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Вторым нашим источником является «Апостольское предание» св. Ипполита Римского , написанное около 215 года 662 . Во время св. Ипполита в Церкви уже существовали катехизаторские поучения для готовящихся к принятию крещения. На этих поучениях могли присутствовать и крестившиеся. Тем и другим Ипполит посвящает особую главу «О молитве тех,.кто слушает слово» 663 . Как ревностный хранитель апостольских преданий, Ипполит не позволяет оглашаемым молиться вместе с верными. Помня, что Иуда предал Христа поцелуем после того, как он взял на Тайной вечере из рук Учителя кусок хлеба и в него вошел сатана ( Ин. 13, 27 ), Ипполит категорически запрещает оглашаемым молиться вместе с верными, потому что общая молитва должна завершаться поцелуем. Целование же некрещеных «еще не свято» 664 , поскольку они сами, не будучи крещеными, не имеют дара Духа Святого. Основанием для запрещения совместной молитвы некрещенных с крещеными служили слова апостола Павла о даровании в крещении дара Духа Святого, без которого человек не может исповедовать Иисуса Христа Господом, т. е. Сыном Божиим: «Никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ). Вместе с тем св. Ипполит имеет в виду оградить святость поцелуя мира и в тех собраниях, где присутствуют только верные: «Верные же пусть приветствуют друг друга: мужчины – мужчин, и женщины – женщин, но мужчины пусть не приветствуют женщин» 665 . Первый поцелуй крещаемому давал епископ после того, как тот выйдет из воды. Епископ наливал освященной елей себе на руку и, возлагая ее на голову новопросвещенного, говорил: «Помазываю тебя святым елеем во имя Господа Отца Вседержителя и Иисуса Христа и Святого Духа». И, помазав лоб его, давал ему первый братский поцелуй 666 . Так епископ совершал помазание каждого из новопросвещенных в отдельности. Изложив порядок завершения крещения, Ипполит далее пишет: «И с этого времени пусть молятся они вместе со всем народом. Молиться же с верными прежде, чем они исполнят всё это, они не должны. После молитвы пусть дают им (т. е. новопросвещенным. – К У.) целование мира 667 . Поэтому современник Ипполита Тертуллиан , пресвитер Карфагенской церкви, называет поцелуй мира печатью молитвы (signaculum orationis) 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вы же, братья мои христиане, ради любви Христовой остерегайтесь возненавидеть обличения и исправления и считать врагами своих обличителей. В противном случае вы никогда не исправитесь. Но больше того стремитесь считать их первыми и величайшими вашими друзьями. Да что тут говорить? Больше того вам необходимо тотчас же раскаяться перед ними и принести им величайшую благодарность за обличения. А для того, чтобы каждый из вас знал, какие слова благодарности нужно говорить брату-обличителю, приведем слова, сказанные святым Кириллом Филеотом, бывшим отшельником, при императоре Алексее Комнине своему обличителю. Об этом пишет святейший Николай Катаскепин, создатель жизнеописания Кирилла. Пусть они послужат для вас примером и образцом, ибо они поистине прекрасны и восхитительны. Итак, этот святой, обличенный несправедливо и неразумно неким завистливым игуменом, не смутился, но, как повествуется в его жизнеописании, встал и с величайшим смирением раскаялся и, бросившись в ноги обличителю, сказал: «Благодарю, почтенный отец, Бога и святость твою за то, что ты не только узнал нечистоту души моей, но и, как отец мой, обличил и как должно вразумил меня. Ибо слова твои я выслушал не как слова человека, но как слова Бога, как написано: «Не вы говорите, но Дух Божий, который пребывает в вас». Как заметил пророк Давид. «Бог сказал во святилище Своем» ( Пс.59,8; 107:8 ). И я прошу твою святость умолять Господа по заповеди любви привести меня к знанию истины, а тебя за братскую любовь удостоить во сто крат большей награды. Ибо, как говорит Бог, кто выведет достойного человека оттуда, где он изначально был несовершенным, тот станет как Мои Собственные уста. Словом, кто выведет своего брата из мрака заблуждения к истине и из тьмы зла к добродетели, насколько ему хватило сил, тот подражает Мне Самому. Твоя святость, Отче, сделала все, что было в Твоих силах, и в последующем превратила меня в человека, не заслуживающего прощения, как написано: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ). Если, братья, вы таким образом возблагодарите своих обличителей, то не только поможете себе исправиться, но и, если вас обличили несправедливо и глупо, сделайте так, что и они сами смирятся и станут упрекать себя. Как в упомянутом выше случае святой Кирилл, приняв с таким смирением несправедливые порицания завистливого игумена, исправил его и сделал так, что тот обвинил себя за неправедное обличение святого и восхвалил смирение Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010