В 1371 году Исайя перевел на славянский творения, приписываемые Дионисию Ареопагиту 614 . В предисловии он вынужденно признается, что работа оказалась для него сложной: греческий язык, по его словам, «искусен» («художен») и «изыскан» («ухищрен)», так как им пользовались многие философы, тогда как «наш славянский язык», хотя и «хорошо» создан Богом, однако лишен технической утонченности («хитрости»), необходимой для перевода сочинений Дионисия 615 . Славяне – последователи афонских исихастов сумели унаследовать от клонившейся к закату Византии «единое на потребу» – смиренное благоговение перед христианским опытом. Опираясь на это наследие, они сравнялись со своими учителями в области религиозного духовного искусства и вместе с тем обрели духовную силу, необходимую для выживания под мусульманским владычеством и для последующего духовного возрождения. 515 GelzerH. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae episcopatum//Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philologisch–historische Klasse, 21. Munchen, 1901. S. 569. 516 Текст см.: Gelzer H. Ungedruckte und wenigbekannte Bistumerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ 2 (1893). S. 42–46; см. также: Fontes Graecae Historiae Bulgariae. Vol. I. Sofia, 1954. P. 40–47. 517 Однако фактически некоторые болгарские епархии (например, Дристра, или Силистрия) оставались в подчинении Константинопольского патриархата. 518 См. две авторитетные монографии по истории Охридской архиепископии: Gelzer H. Der Patriarchat von Achrida. Leipzig, 1902; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. Т. 1. 519 Ср.: Сабев Т. Учредяване и диоцез на Българската экзархия до 1878 г. София, 1973. С. 56 и след.; Крьстанов Х.С. Съпоменът за древната патриархия през време на Османското иго//Българската патриархия през вековете/Ред. Сабев Т. София, 1980. С. 22–44. 520 Голубинский Е.Е. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо–Валашской. М., 1871. С. 106–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Священный Синод Болгарской Православной Церкви во главе с Наместником-председателем митрополитом Варненским и Великопреславским Кириллом выражает глубокое сочувствие Русской Православной Церкви в связи с участившимися нападками на ее клириков. В заключении письма Болгарского Синода говорится о молитвенной поддержке Русской Православной Церкви со стороны Церкви-Сестры: «Священный Синод Болгарской Православной Церкви возносит горячую молитву к милостивому Богу, прославляемому во Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, дабы вселился мир в души всех пасомых Русской Православной Церкви и всех граждан Российской Федерации, и чтобы с Рождественской благодатью православное российское общество приобрело духовное и церковное процветание». Письмо Наместника-председателя Священного Синода Болгарской Православной Церкви  поступило Московскую Патриархию в январе 2013 года.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 февраля, 2017 5 сентября, 2014 29 октября, 2013 14 июня, 2013 10 июня, 2013 22 апреля, 2013 1 апреля, 2013 29 октября, 2012 21 сентября, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mestoblyustitel-bolgar...

Что же касается подписки на журнал «Церков. Ведом.» со стороны Совета попечения о духовных нуждах русских беженцев, то таковая зависит от его доброй воли, хотя, казалось бы, и для Отделения сего Общества журнал этот как руководящий церковный орган должен был бы быть обязателен. И Совет Земунского Отделения журнал этот получал по личной подписке. Но если Совет находит для себя непосильным выписку сего журнала, хотя по 10 дин. в м-ц для церкви и Совета не такая уж высокая плата, то он должен просить редакцию журнала о прекращении высылки его, рассчитавшись в недовнесенной плате. 1163 9 апреля 1925 года обсуждалось письмо епископа Берлинского Тихона, который сообщал, что Издательство Дьяковой могло бы издать «Книгу Правил» при следующих условиях:1) благословения Архиерейского Синода, 2) объявления подписки по всем православным славянским странам, 3) заказа от кого-нибудь (Сербского Синода) хотя бы на 200300 экз.Принимая во внимание, что при указанных условиях «Книга правил» могла бы быть издана Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах, было поручено Управляющему Синодальной Канцелярией выяснить возможность издания этой книги в Сербской монастырской типографии, а также о стоимости издания. 1164 Оказалось, что печать «Книги правил» в монастырской типографии 1 000 экз. обойдется до 6070 тысяч динар. Наряду с этим типография не сможет приступить к печати этой книги до осени текущего года, так как по распоряжению Патриарха Сербского она должна печатать служебники и требники, и славянский шрифт будет занят. Поэтому Синод благословил издательство О. Дьяковой на печатание «Книги правил» и рекомендовал русским православным заграничным церквям приобрести ее. При этом решено было обратиться в Священные Синоды Сербской, Румынской и Болгарской Церквей с просьбой поддержать издание книги закупкой нескольких экземпляров для нужд своих Церквей. 1165 В связи с этим Архиерейский Синод Сербской Православной церкви просил прислать один экземпляр «Книги правил» издания О. Дьяковой для просмотра и оценки, после сего он мог бы дать заказ на эту книгу. А Архиерейский Синод Болгарской Церкви сделал заказ данной книги на 5 000 лев. 1166

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на заседании ОБСЕ  доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные. Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко письмо , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления». Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы Ватикана , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания». Фото с сайта rusprav.tv Какова реакция международного сообщества на происходящее? В ООН признали  факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию». Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января — 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-zahvatah...

Народ повсеместно отказывался принимать участие в богослужениях на греческом языке. Отсюда появилось абсурдное обвинение от самых неистовых филетиков – фанариотов Вселенской Патриархии против болгар в филетической ереси. Болгарский церковный вопрос привлек внимание западноевропейских стран, которые усмотрели в нем многосторонние выгоды для себя. Некоторые деятели болгарской церковной борьбы поддерживали связи с католиками и с католическими миссионерами из ордена Лазаристов (поляками и французами). Под их влиянием или из желания вынудить Вселенскую Патриархию к скорейшему разрешению болгарского церковного вопроса они начали пропагандировать идею об унии с Римско-католической церковью. При финансовой поддержке Франции они начали издавать газету, агитирующую в пользу унии. Болгарский церковный вопрос превращался в узел, связывающий интересы Великих сил – России и Франции, с одной стороны, Турции, с другой, и Вселенской Патриархии и эллинизма, с третьей. После Крымской войны американский протестантизм тоже попытался воспользоваться положением, и в Болгарии появились первые протестантские миссии (1858 г.), которые свили себе гнезда в Ямболе, Шумене, Велико Терново, Самокове и Разлоге. В Константинополе открылся Роберт колледж, который закончили немало болгар. Через возможность получить современное образование, протестантским воспитанникам внушалось если не прямое предложение перейти в протестантизм, то дух протестантизма. В 1859 г. болгарская церковная община в гор. Кукуш, раздраженная отказом Вселенской Патриархии поставить на освободившейся кафедре болгарина Архиерея, объявила себя униатской, с переходом под юрисдикцию римского папы. Епископ Иларион Макариопольский, как представитель Вселенской Патриархии еле успел убедить кукушан отказаться от униатства. Вселенская Патриархия поставила им болгарина Парфения Зографского во Епископа Полянинского. Однако, ввиду опасности расцепления болгарского народа из-за католической пропаганды, так как многие церковные общины угрожали перейти в униатство, 3/16.IV.1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый вариант проекта духовной администрации на занятых югославских и греческих территориях был принят на чрезвычайном заседании сокращенного состава Синода 25 апреля 1941 г. Он предполагал восстановление существовавшей до 1913 г. структуры экзархата, т.е. воссоздание шести епархий: Маронийской (с включением двух городов — Софлу и Фере, оккупированных немцами), Струмичско-Серской, Скопле-Велешской (с включением части итальянской зоны Македонии), Охридско-Битольской (с включением другой части итальянской зоны Македонии), Солунской (Салоникской) и Одринской (Эдирненской, Андрианопольской). Это была своего рода программа-максимум, направленная на распространение юрисдикции Болгарской Церкви на все болгарское население Балкан, в том числе на территориях, оккупированных итальянскими, немецкими войсками, и даже в Турции. При этом предписывалось всем болгарским священнослужителям, когда-то эмигрировавшим из Югославии и Греции, вернуться в свои епархии, а на остальные приходы предполагалось назначить новых священников. [xl] Первоначальный проект был представлен на отзыв премьер-министру и в Министерство иностранных и религиозных дел и после критической оценки переработан Синодом. В результате, в соответствии с его решением от 29-30 апреля летом 1941 г. в Эгейской Фракии и Македонии были созданы четыре епархии: Маронийская (временное управление которой поручили митрополиту Пловдивскому Кириллу), Струмичско-Драмская (под управлением митрополита Неврокопского Бориса), Скопле-Велешская (под управлением митрополита Велико-Тырновского Софрония) и Охридско-Битольская (под управлением митрополита Ловечского Филарета). Управление Пиротским, Босилеградским и Царибродским округами в соответствии с существовавшим до 1913 г. положением было передано митрополиту Софийскому Стефану. Еще один небольшой район Югославии — 9 сел к западу от реки Тимок - был присоединен к Видинской епархии (митр. Неофит организовал там 3 прихода). Оккупированная немцами Салоникская, а тем более Эдирненская епархия образованы не были. Однако и в четыре новоучрежденные епархии вошли некоторые захваченные итальянскими и немецкими войсками территории, что создало большие сложности — на этих территориях болгарская духовная администрация не могла полноценно функционировать. Принимая второй вариант проекта учреждения духовной администрации, Синод оговорил возможность после стабилизации ситуации в Македонии и Эгейской Фракии вернуться к данному вопросу и окончательно урегулировать проблему. Однако этого не произошло; учрежденная летом 1941 г. временная духовная администрация в основном сохранялась вплоть до осени 1944 г. [xli]

http://bogoslov.ru/article/565403

Саму РПЦЗ не признают Поместные Православные Церкви, а OCA и приходы Московского Патриархата находятся в евхаристическом общении с другими Церквями. Кроме трех " русских " юрисдикций, существуют приходы иных Православных Церквей: Болгарской, Сербской, Румынской и др. Всего в США около 2 млн православных, многие из них - русские. Имеется также множество неканонических юрисдикций, в которых неискушенному человеку трудно разобраться. Эта пестрая картина дополняется коренными американцами, австралийцами и европейцами, перешедшими в Православие. В частности, видный иерарх РПЦЗ, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), ключевая фигура, стоящая на позициях воссоединения,- коренной немец. Наличие обращенных из других конфессий - безусловно положительное явление, но нередко бывает и так, что протестант, перейдя в Православие, приносит с собой свой образ мышления. Влияние инославного, инородного и иноязычного окружения дополняется тем, что местное законодательство, в отличие от российского, не приспособлено к жизни православных приходов. Так, например, в США приход с легкостью может отделиться от своего епископа и перейти к другому, или сменить юрисдикцию. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что прихожане Зарубежной Церкви находятся в ином информационном пространстве, не содержащем никаких положительных сведений о России. Образ врага, который рисуют западные СМИ, не может не влиять и на самих русских. Невозможность реально оценить условия и обстоятельства жизни за границей уменьшает наше взаимопонимание. Мы сами плохо представляем себе, как живут эмигранты, но и они через несколько лет после отъезда зачастую имеют мифическое представление о ситуации в России. Степень врастания в американское и западноевропейское общество наглядно иллюстрирует следующий факт: почти все невольные изгнанники были абсолютно уверены, что вернутся в Россию, как только представится эта возможность; многие после войны так и поступили, хотя знали, какой опасности себя подвергают. Теперь же, после долгожданного крушения коммунизма, количество вернувшихся исчисляется единицами.

http://zavet.ru/obuhov-rpcz.htm

в Преславе. София, 1985; Иванова К. Патриарх Евтимий. София, 1986; Българската лит-ра и книжнина през XIII в. София, 1987; Литаврин Г. Г. Введение христианства в Болгарии (IX - начало Х в.)//Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988; он же. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге 2-го тысячелетия. М., 2002; Димов Я. Кирил - Патриарх Български. София, 1990; он же. Църквата: Същност и употреба. София, 1998; он же. Свещенослужение с позиция. София, 2000; Станоев Б. Православието в България. София, 1992; Йосиф I, Екзарх. Дневник/Съст. и бележки Хр. Темелски. София, 1992; Темелски Х. Великотърновските манастири в национално-освободителната борба. София, 1992; он же. Екзарх Йосиф I в спомени на съвременници. София, 1995; он же. Българската светиня на Златния рог. Търново, 1998; он же. Църковно-народният събор 1871 г.: Докум. сб. София, 2001; он же. Из църковното ни минало. София, 2001; Николова Б. Титлата на българския патриарх през XIII-XIV вв.//Ист. преглед. 1994/1995. Кн. 6. С. 55-66; она же. Устройство и управление на Българската православна църква (IX-XIV вв.). София, 1997; она же. Неравният път на признанието: Каноничното положение на Българската църква през Средновековието. София, 2001; Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 1. С. 241-334; Николай (Севастиянов), иером. Каноническая оценка современного раскола в Болгарской Православной Церкви: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1996; Турилов А. А. Византийский и славянский пласты в «Сказании инока Христодула»: (К вопросу о происхождении памятника)//Славяне и их соседи. М., 1996; он же. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.//Старобългаристика. 1999. 1; Калканджиева Д. Българската православна църква и държавата, 1944-1953. София, 1997; Косик В. И. Константин Леонтьев: Размышление на слав. тему. М., 1997; Тодорова О. Православната църква и българите (XV-XVIII вв.). София, 1997; Макарова И.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Митрополит Серафим вновь отозвался на просьбы и, в частности, 25 мая отправил ходатайство в Рейхсминистерство церковных дел. Имевший хорошие отношения с Владыкой сотрудник этого министерства В. Гаугг 3 июня и 27 октября 1943 г. дважды обращался в германский МИД с просьбой срочно (если позволят военные обстоятельства) оказать продовольственную помощь нуждающимся насельникам монастырей на Афоне, в том числе «находящимся в чрезвычайной нужде» 234 русским монахам. Гаугг просил привлечь к делу уполномоченного Германии в Афинах и подчеркивал, что «на эту помощь обратит внимание весь православный мир». В результате некоторое содействие было оказано 107 . Существованию русских обителей очень помогала и выделенная, в конце концов, продовольственная помощь Болгарской Православной Церкви. 31 марта 1943 г. председатель Синода митрополит Неофит написал министру торговли, промышленности и труда о бедственном положении 234 насельников «34 малых русских монастырей», отметив, что по разным причинам раньше им не могли помочь, а теперь Синод материально поможет закупить самое необходимое продовольствие в Болгарии. Владыка просил выделить требуемое количество продовольствия, «так как русские святогорские монастыри не имеют другой опоры и защиты, кроме свободной православной Болгарии, к которой питают глубокую преданность и любовь, доказав это не один раз в совместной борьбе, вместе с болгарскими святогорскими келлиями, среди греческого окружения, и так как положение русских келлий действительно плачевное» 108 . В апреле Совет Министров Болгарии разрешил вывоз на Афон для нужд малых русских обителей без всяких пошлин и сборов закупленные на пожертвованные Синодом 50 тыс. левов 2 тонны кукурузы, 600 кг пшеничной муки, 500 кг фасоли, 200 кг сахару, 100 кг рису и 150 метров шерстяной материи 109 . В бюджете на 1944 г. Болгарский Синод запланировал новые 50 тыс. левов на помощь русским обителям Афона. Для закупки на эти деньги продовольствия весной 1944 г. в Софию приехали в качестве представителей русской святогорской братии иеродиаконы Владимир и Давид, и 12 апреля Синод просил власти продлить разрешенный им срок пребывания в столице до 5 мая в связи с возникшей из-за бомбардировок чрезвычайной ситуацией 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

относительно следующих предметов: а) относительно догматов вероисповедания и правильного учения о них; б) исполнения обязанностей высшим и низшим духовенством; в) религиозного обучения народа – без критики установлений и законов империи, г) церковного повиновения низших клириков в отношении к высшим и благосклонного отношения высших к низшим; д) духовного испытания и рукоположения тех, которые делаются священниками или священноначальниками, е) исполнения вероисповедных и церковных обязанностей, налагаемых сущностью догматического учения и церковным уставом, на догматах основывающимся, ж) освящения св. храмов. Кроме того, св. синод обязан также: з) постоянно заботиться об учреждении учебных заведений для духовных лиц и для тех, которые желают служить в духовном звании, о печатании и изготовлении для нужд церкви книг церковных, при содействии экзархийского совета, и) посмотреть за тем, чтобы точно хранили в пределах экзархии божественные догматы , исповедуемые православной восточной церковью; а если заметить, что кто-нибудь возмущает мир экзархийской церкви, устно или письменно, каким-нибудь инославным учением или пропагандой, синод прибегает и к гражданской власти для прекращения зла, а сам издает увещательное послание к народу для отклониня православных от опасной заразы и пр.; й) наблюдает и следит за содержанием вероисповедных книг, напечатанных в Турции или вне ее, и в случае, если окажется, что подобного рода книги содержат в себе нечно противное здравому учению церкви, по соглашению с экзархийским советом, запрещает употребление их в школе и пр., а затем уведомляет о том правительство, чтобы оно поступило с издателями их по закону, на духовных же лиц и сам налагает церковное наказание; к) наблюдает также за тем, чтобы хранили и точно исполняли священные правила и предания православной церкви, – за благосостоянием монастырей в духовном отношении, за благолепием церквей, благочинным исполнением священных обрядов, за внешним одеянием духовенства, которое должно быть скромно, прилично, и по возможности, однообразно, за воспитанием и образованием духовенства; должен смотреть и за тем, чтобы священные лица и монахи исполняли свои обязанности согласно своему священному чину, не священнодействовали бы без разрешения в чужом приходе, не ходили бы подобно нищим из села в сего под предлогом бедности или какой-либо другой причины, не занимались и не вмешивались бы в гражданские и мирские дела вопреки церковным правилам, а исполняли бы только те обязанности, которые предоставляются им в силу гражданских законов; и, наконец, л) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010