Субботу не называет субботою, потому что, судя по злобе иудеев, она и не была субботою. В то время как закон повелевал, чтобы в день субботы никто не двинулся с места своего, — беззаконные иудеи собираются к иноплеменнику Пилату, вместо законного собрания. Они вследствие своей злобы побуждаются прийти к Пилату и утвердить гроб, однако это было по Божию промышлению, дабы воскресение совершилось при свидетелях — врагах — и тогда, когда гроб был запечатан и охраняем. Достойно исследования, — откуда зная, говорили иудеи, что воскреснет в третий день? Господь нигде не говорил этого ясно и прямо. Можно думать, что они узнали это из преобразования Ионы, ибо говорил Христос, что «как Иона был во чреве кита три дня, и Я во чреве земли» (Мф. 12, 40); или же узнали из следующего: «разорите церковь сию». Прежде, не поняв этого, но подумав, что Он говорит о храме иудейском, они ставили Ему это в вину. Теперь же, познав, что храмом Он называл Свое собственное Тело, они приходят в страх и называют Его обманщиком, не оставляя злобы и после смерти. Кустодиею называется у римлян стража: отсюда евангелист называет кустодиею воинов, поставленных для охраны. Глава двадцать восьмая По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого, Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого, Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его. От приговора иудеев Господь удаляется не из боязни, а чтобы научить нас не вдаваться самим в опасности, хотя бы и за благочестие, но, если будем захвачены, стоять мужественно, а если не будем взяты, добровольно не бросаться в опасность по причине неизвестности окончания дела. Смотри, как безрассудно намерение иудеев. Они и на время праздника не удерживаются от злобы убийства, но положили совершить убийство и восходят для очищения. Согрешившие волей или неволей не совершали Пасхи, прежде чем очистятся по обычаю чрез омовение, пост, обрезание и принесение узаконенных жертв. А они, самые лучшие, творящие очищение, составляют совет против Господа и говорят: «как вы думаете? не придет ли Он на праздник?», то есть Он непременно попадет в наши руки, и если не что иное, то самое время приведет Его в наши сети. Какая злоба! Тогда как и открытых преступников следовало для праздника освободить, они злоумышляют против Невинного. И если бы только простецы это делали, их пристрастие показалось бы делом невежества, а то фарисеи дают приказание объявить о Нем и схватить Его. Итак, Господь прилично удаляется от них. Ибо слово Божие, возвещаемое пророками, прежде явно ходило между иудеями, а теперь уже нет, но удалилось в пустыню — Церковь язычников, о которой сказано, что у пустой детей гораздо более чем у той, у которой есть муж (Ис.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Уже и секира при корне дерев лежит. Уже и секира при корне дерев лежит. Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями — каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну. Всякое дерево, Всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода. не приносящее доброго плода. Не сказал: «не принесшее», но «не приносящее»; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Предтеча сказал им: «Принесите плод». Итак, он показывает, какой плод, именно, веру в Грядущего за ним. За ним же шел Христос. Он был позади его не только по рождению (только шестью месяцами), но и по явлению, ибо прежде явился Предтеча, а потом Христос, о котором Иоанн свидетельствовал. Я не достоин понести обувь Его. Я не достоин понести обувь Его. Я, говорит, недостоин быть и последним рабом Его, чтобы носить обувь. Под обувью разумей и два сошествия Его — одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо обувь есть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, не будучи в состоянии и понять, как они могут совершиться. Он будет крестить вас Духом Святым, Он будет крестить вас Духом Святым, то есть обильно исполнит вас дарами Духа, тогда как мое крещение, говорит Предтеча, не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Он же обильно даст вам и отпущение грехов, и дары Духа. Лопата Его в руке Его. Лопата Его в руке Его. Не думайте, что когда креститесь от Него и потом будете грешить, то Он простит вас; Он имеет лопату, то есть рассмотрение и суд. И Он очистит гумно Свое, И Он очистит гумно Свое, то есть церковь, которая имеет много крещеных, подобно тому как на гумно с поля собирается все, но одна часть из собранного оказывается плевелами, каковы легкомысленные и движимые духами злобы, а другая пшеницею — это те, которые другим и пользу приносят и питают учением и делом.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Что между вами есть споры. Что между вами есть споры. Открывая слышанное от других, употребляет более мягкое выражение — споры, но когда говорит от своего лица, то называет то же самое разделениями (ст.10), что гораздо хуже споров. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Не некоторые говорят это, но у вас. Впрочем, коринфяне не говорили так, но апостол дает такой оборот речи, желая показать, что если непростительно называться Павловыми и Кифиными, то тем более — от имен других. Я Кифин. О Петре упомянул после себя не для того, чтобы себя возвысить, но оказывая ему большее предпочтение, подобно как о Христе упомянул после. Вообще в делах, которых не должно быть, упоминает прежде о своем лице. А я Христов. Не за то укоряет, что говорят: а я Христов, но за то, что не все так говорят: или, лучше, присовокупил это от себя, желая сделать обличение более сильным и. показать, что в таком случае и Христос усвояется одной части, хотя коринфяне и не делали этого [ 6 ]. Разве разделился Христос? Разве разделился Христос? Зачем разделили вы Христа? Зачем расторгли тело Его? Речь, исполненная гнева. Некоторые же слова разве разделился Христос? понимали так: разве Христос разделил Церковь с людьми и одну часть взял Себе, а другую отдал им? Разве Павел распался за вас? Разве Павел распался за вас? Этим опровергает неразумное поведение их, и упоминает о своем имени, дабы не подумали, будто он упоминал об именах других по зависти. Не сказал же: разве Павел сотворил или привел вас из небытия в бытие? но, что гораздо более, показывая неизреченное человеколюбие Христово, говорит о кресте. Не сказал также: разве Павел умер?, но: распялся, указывая тем на мнимую бесчестность смерти [ 7 ]. Или во имя Павла вы крестились? Или во имя Павла вы крестились? И я, говорит, крестил многих, но во имя Христово. Говорит о крещении потому, что причиной разделения было и то, что называли себя по именам крестивших. Но не в том дело, кто крестил, а в том, в чье имя крестит; ибо Христос отпускает грехи, а не тот, кто крестит.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Что мы об этом знаем Об этом явлении рассказывает евангелист Матфей: Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28:16–20). Апостол Павел писал, что, представ перед ближайшими учениками, Христос затем явился более нежели пятистам братий в одно время (1 Кор 15:6). По мнению известного русского библеиста конца XIX — начала XX века, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Павловича Лопухина (1852–1904), Павел имел в виду этот же эпизод на горе. Когда и где это произошло Феофилакт Болгарский и многие другие толкователи Евангелия считают, что это было одно из последних явлений воскресшего Христа ученикам. О какой горе идет речь, нам остается только догадываться, но ученикам это место явно было хорошо известно, пишет Евфимий Зигабен. «Может быть, это была гора Фавор, где Он явил славу Своего Преображения… а может быть, гора Блаженств, столь памятная верующим по великой Нагорной беседе Спасителя», — предполагал архиепископ Никон (Рождественский; 1851–1919), составитель знаменитых в начале XX века «Троицких листков» с толкованиями Евангелия от Матфея. В любом случае, это место нельзя отождествлять с Елеонской горой близ Иерусалима, откуда Господь вознесся на небо (Деян 1:12 ) . Речь тут о Галилее. Какое значение это событие имеет для нас Во-первых, мы слышим здесь знаменитую заповедь: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф 28:19-20). В первую очередь эти слова обращены к апостолам: Господь заповедует им учить всех людей слову Божию, совершать таинства (Крещение — первое из них, вводящее в Церковь) и наставлять в праведной жизни. Это особая апостольская миссия, которую и поныне обязаны исполнять все священники.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

Этот евангельский эпизод вновь отчетливо свидетельствует нам о том, что Господь Иисус Христос охраняет чистоту брачных взаимоотношений, не дозволяя нарушать целостность этого Таинства. Теперь остановимся на тех притчах, которые Господь часто использовал для объяснения народу Израиля основ духовной жизни. В частности, рассматривая тему брака, обратим внимание на две из таких притч. Так, в 22-й главе Евангелия от Матфея Иисус Христос рассказывает притчу о Царствии Небесном, используя для этого образ брачного пира (см. Мф. 22: 2–14). Сама эта притча посвящена раскрытию сущности Царствия Небесного, а также того, кто и как в него может войти, а кто войти не сможет. Притча это является научительной, то есть призвана помочь простым людям понять учение Господа о Царствии Божием. Используя простые и понятные для всех образы, Иисус Христос призывает каждого человека действовать по подобию тех, кто, в конечном счете, становится участником брачного пира. Особенно Господь предостерегает людей избегать участи тех людей, которые на этот пир не пришли или были изгнаны с него. Для нас же, в данном контексте, важно именно то, что Господь использует образ брачного пира, то есть еще раз освящает и сам брак, и его празднование, как важное и освященное Богом Таинство. Если бы брак в своей сущности был бы делом греховным или недостойным, Господь никогда бы не использовал его в качестве положительного примера. Подтверждая данную мысль, блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что брачная радость в причте символизирует собой воскресение, «жених – Христос, а невеста – Церковь и чистая душа» с. 290]. Таким образом, мы еще раз видим, как участники Таинства Брака соотносятся с Самим Богом и Его Церковью. Ничего выше этого быть не может. В Евангелии от Луки мы встречаем еще одну притчу Христа, в которой Он использует образ брака. Приведем этот отрывок полностью: Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 7–11). В этой притче раскрывается тема страсти гордыни и противостоящим ей добродетелям кротости и смирения. Господь снова приводит образ брака, брачного пира, хотя здесь он используется, больше как легко воспринимаемый фон, так как смысл притчи в ином. Тем не менее, само использование образа брачного пира еще раз освящает это действие вниманием Божием. Комментируя речь Господа, о. Аверкий (Таушев) добавляет: «Этими словами Господь не думал давать, конечно, лишь обыкновенное правило благоразумия: здесь речь идет о внутреннем расположении сердца» с. 222].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Критика большевистского режима не затрагивала братского отношения Болгарской Церкви к Московскому Патриархату, и эти симпатии были взаимными. Не случайно портрет Софийского митрополита Стефана – единственного из европейских православных иерархов, – появился в изданной в 1942 г. Московской Патриархией пропагандистской книге «Правда о религии в России». Владыка Стефан и в годы войны занимал активную гражданскую позицию, открыто выступая против политики сближения и сотрудничества с нацистской Германией. В частности, он единственным из православных архиереев Восточной Европы публично протестовал против нападения на Советский Союз, называя в своих проповедях германскую агрессию «величайшим грехопадением, прелюдией ко второму пришествию», и обвинял тех, кто начал это невиданное братоубийство 648 . За подобные выступления митрополит неоднократно подвергался нападкам на страницах профашистской болгарской печати 649 . Правда, среди болгарского духовенства были и отдельные прогермански настроенные священнослужители. Включение в состав Болгарской Церкви новых епархий в Македонии и Эгейской Фракии и сотрудничество на этих территориях церковной администрацией с военными и гражданскими чиновниками дало основание Синоду летом 1942 г. поставить перед правительством вопрос о проведении Церковного Народного Собора, восстановлении существовавшего в X–XIV веках Болгарского Патриархата и выборах Патриарха «в связи с окончательным объединением болгарского народа» 650 . В этой связи 23 июня 1942 г. на заседании Синода было принято единогласное решение: 1) неотложно приступить к выборам Патриарха при участии всего болгарского народа; 2) просить правительство дать на это согласие; 3) дать необходимые распоряжения относительно постепенного окончательного устройства епархий в новоосвобожденных землях; 4) просить правительство согласиться с выборами епархиальных избирателей в новых епархиях 651 . 26 июня делегация из трех митрополитов посетила премьер-министра, а 1 июля – царя для ознакомления с решениями Синода. Оба первых лица государства открыто не возражали, но конкретных мер для их осуществления не предложили. Поэтому 2 июля Синод постановил написать письма в правительство и Министерство иностранных и религиозных дел, а также направить новую делегацию к премьер-министру для обсуждения конкретных вопросов утверждения устава и выборов Патриарха 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Восточной Македонии и Западной Фракии было организовано болгарское военное, гражданское и духовное управление, однако окончательное определение юридического статуса этих территорий было отложено до конца войны. Создание новых органов власти обусловило болгаризацию социальных, религиозных, образовательных и экономических учреждений в оккупированной области. Церкви и школы были болгаризованы или закрыты, греческое духовенство и учителя преследовались, греческий язык отменили в качестве официального. Как отмечалось в докладе Священного Синода Элладской Церкви от 18 марта 1943 г., в Северо-Восточной Греции были введены продовольственная карточная система и пропуска, требуемые для профессиональной деятельности, которые выдавались после перехода в болгарское гражданство и преобразования имен и фамилий в болгарские (при участии Болгарской Православной Церкви). Кроме того, к весне 1943 г. в Восточную Македонию и Западную Фракию переселили около 122 тыс. болгар (в основном крестьян из центральных районов Болгарии) 395 . При этом определенная часть греческого духовенства, в том числе архиереев, первоначально безрезультатно попыталась приспособиться к новым обстоятельствам в их епархиях. Отказ со стороны оккупационных болгарских властей принять предложение о сотрудничестве с руководством местных греческих епархий был явным признаком, что они хотели их удаления или полного подавления. Болгарские власти стремились проводить жесткую религиозную политику в северо-восточной Греции, полностью соответствовавшую планам этнической чистки в этой области. Согласно плану удаления греческого духовенства из Восточной Македонии и Западной Фракии, сначала – в апреле – июне 1941 г. были высланы все епархиальные архиереи (шесть митрополитов), в большинстве случаев без эксцессов. Напротив, изгнание части приходского духовенства сопровождалось физическим насилием и плохим обращением. Согласно данным, опубликованным спустя пять лет после окончания войны, болгарские оккупационные власти несли ответственность за 95,7 % случаев нанесения ущерба греческим священникам и за 61,1 % случаев убийства священнослужителей в Северной Греции. Остальная, значительно меньшая, часть соответствующих фактов была совершена немецкими и итальянскими властями 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Восточной Македонии­ и Западной Фракии было организовано болгарское военное, гражданское и духовное управление, однако окончательное определение юридического статуса этих территорий было отложено до конца войны. Создание новых органов власти обусловило болгаризацию социальных, религиозных, образовательных и экономических учреждений в оккупированной области. Церкви и школы были болгаризованы или закрыты, греческое духовенство и учителя ­преследовались, греческий язык как официальный отменили. Как отмечалось в докладе Священного Синода Элладской Церкви от 18 марта 1943 г. в северо-восточной Греции были введены продовольственная карточная система и пропуска, требуемые для профессиональной деятельности, которые выдавались после перехода в болгарское гражданство и преобразования­ имен и фамилий в болгарские (при участии Болгарской Православной Церкви). Кроме того, к весне 1943 г. в Восточную Македонию и Западную Фракию переселили около 122 тыс. болгар (в основном крестьян из центральных районов Болгарии). [xxvii] При этом определенная часть греческого духовенства, в том числе архиереев, первоначально безрезультатно попыталась приспособиться к новым обстоятельствам в их епархиях. Отказ со стороны оккупационных болгарских ­властей принять предложение о сотрудничестве с руководством местных греческих епархий был ясным признаком, что они хотели их удаления или ­полного подавления. Болгарские власти стремились проводить жесткую религиозную политику в северо-восточной Греции, полностью соответствовавшую планам этнической чистки в этой области. Согласно плану удаления греческого духовенства из Восточной ­Македонии и Западной Фракии сначала, в апреле — июне 1941 г., были высланы все епархиальные архиереи (шесть митрополитов), в большинстве случаев без эксцессов. Напротив, изгнание части приходского духовенства сопровождалось физическим насилием и плохим обращением. Согласно данным, опубликованным спустя пять лет после окончания войны, болгарские оккупационные власти несли ответственность за 95,7 % случаев нанесения ущерба греческим священникам и за 61,1 % случаев убийства священнослужителей в Северной Греции. Остальная, значительно меньшая, часть соответствующих фактов была совершена немецкими и итальянскими властями. [xxviii]

http://bogoslov.ru/article/1063529

Симеон, середина XIV в. Феодосий II, середина XIV в. Иоанникий II, 60–70-е годы XIV в. Св. Евфимий, 1375–1393 г., †4/17.IV.1402 г. или 17/30.VII.1404 г. БОЛГАРСКАЯ ЭКЗАРХИЯ Экзархи: Анфим, 1872–1877 гг. Иосиф, 1877–1915 гг. Синодальное правление 1915–1945 гг. Стефан, г. Синодальное правление 1948–1953 гг. БОЛГАРСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Патриархи: Кирилл, 1953–1971 гг. Максим, 1971 г. Библиография. Общие издания История на България, разные издания; Димитър Цухлев, История на Българската Църква, C., 1910, т. I; акад. Иван Снегаров, Кратка история на сьвременните Православни Църкви, тт. C., 1944, 1946; Ив. Снегаров, Охридската архиепископия, тт. C., 1924, 1932; Ив. Снегаров, Отношенията между Българската Православна Църква и другите Православни Църкви след провъзгласяването на схизмата, Църковен архив, кн. C., 1929; Ив. Снегаров, Христианството в България преди покръстването (865 г.), ГДА «Св. Климент Охридски», C., 1956, т. V; Ив. Снегаров,Ромънската Православна Църква, ГСУ, БФ, т. XXIII, 1945–46, C., 1946; Ив. Снегаров, Кратък исторически очерк за поместните Православни Църкви, Ромънска, Гръцка, Албанска, Полска, Финландска, Чехословашка и бившите прибалтийски Църкви, C., 1948; Станимир Станимиров, История на Българската Църква, C., 1925; протопрезвитер проф. д-р Стефан Цанков, Българската Православна Църква от Освобождението до наше време, ГСУ, БФ, т. XVI, C., 1939; Константин Динков, История на Българската Църква, C., 1954; V. Gjuzelev, Das Papstum und Bulgarien im Mittelalter (IX–XIV jh.), Bulgarian Historical Review, IV, 1, 1977; Кирило-Методиева енциклопедия, тт. C., 1985, 1995, 2003; проф. д-р Тодор Събев, Самостойностна народностна Църква в средновековна България, C., 1987; Бончо Станоев, Православието в България, C., 1992; Кирил Марков, Духовен живот в българските земи през късната античност (IV–VI век), С., 1997; Бистра Николова, Устройство и управление на Българската Православна Църква век), C., 1997; Олга Тодорова, Православната Църква и българите век, C., 1997; Дапиела Калкапджиева, Българската Православна Църква и държавата 1944–1953, C., 1997; Гласове в защита на гражданското общество в Протоколите на светия Синод на Българската Православна Църква по еврейския въпрос (1940–1944 г.), C., 2002. Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010