После смерти архимандрита Никанора мнтрополит Исидор, собственноручно написанным рапортом Святейшему Синоду от 31-го июля 1863-го года, испрашивал начальственного разрешения на определение в должность наместника избранного им, состоявшего на чреде священнослужения, члена Петербугского Духовного Цензурного Комитета, архимандрита Германа, с оставлением членом Цензурного Комитета, впредь до усмотрения, и с увольнением от занятой по Консистории. Архимандрит Герман, в мире Александр Космич Осецкий, был сын священника церкви села Богородского, Любимского уезда, Ярославской епархии, родился в 1824-м году, образование получил в Ярославской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, в продолжение академического курса был пострижен в монашество 10-го сентября 1849-го года и на сдедующий день рукоположен во иеродиакона, а 24-го июня 1851-го года, по окончания академического курса, во иеромонаха. Начал службу помошником ректора по профессорской должности в Петербургской Духовной Семинарии и в первые годы занимался приведением в порядок семинарского архива и, за перемещением семинарского священника, исполнял его обязанности по совершению Богослужения в семинарской церкви. В 1852-м году причислен к соборным иеромонахам Лавры и 8-го декабря получил магистерский крест. В 1853-м году определен в должность помощника инспектора и в том же году перемещен на должность инспектора и помощника ректора по профессорской должности в Новгородскую Софийскою. Здесь он состоял членом Комитета для поверки Новгородской Софийской Библиотеки и составления новой ее описи и во вновь открытом миссионерском отделении при Семинарии безмездно преподавал обличение раскольнических заблуждений и практические наставления для готовящихся «на дело с раскольниками». В 1855-м году получил набедренник. С 1856-го года состоял членом Комитета по церковно-историческому и статистическому описанию Новгородской епархии. 2-го ноября 1857-го года назначен ректором и професеором Богословских наук в Кавказскую Семинарию, с возведением в архимандрита. Здесь, по действовавшему тогда закону (статья 283 Устава Духовных Консисторий) был членом Кавказской Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

23-го числа Св. священномученика Климента, епископа Анкирского Св. муч. Климент, епископ Анкирский «Дитя моё, дитя моё, от пелен осиротевшее, о сиротстве прежде чем об отце своём узнавшее, но и в сиротстве – не сирота, потому что отец у тебя есть – Христос, обогативший тебя дарами! От меня ты рождён плотию, духовную же жизнь ты принял от Небесного Отца. Молю тебя, сын мой, будь Ему сыном, служи Ему Одному, всю надежду возложи на Него Одного, потому что воистину в Нём всё спасение наше... Он сошёл с небес, чтобы возвести нас с Собою на небеса». Так описывает св. Димитрий Ростовский предсмертную речь одной христианки III столетия к 12-летнему сыну её Клименту, христианское воспитание которого было единственной целью её жизни. Так преисполнена была Боголюбивая мать этой заботой, что, чувствуя, что смерть скоро наложит молчание на уста её, она спешила в последние предсмертные минуты излить перед возлюбленным сыном всю любовь её к нему, всё попечение о душе его, все наставления для его дальнейшей земной жизни, все упования, которые должны были превратить их временную разлуку в вечное блаженное соединение... Полуотделившаяся уже от земных оков душа её прозирала светлую истину; самые тайны будущего открывались её созерцанию, и вот, как бы вдохновенная, продолжала она последнюю беседу с дитятей своим, которого воспитала «благочестием более, чем молоком из груди своей»... – Послушай, сын мой! Неизбежно и близко лютое гонение на всех, исповедующих имя Христово... И ты предстанешь перед царями и властителями... Тогда, о, молю тебя я, мать твоя, воздай мне честью за любовь мою к тебе, и болезни, и труды ради тебя; предстань перед гонителями, во имя Христа, смело и мужественно! Будь непоколебим в исповедании Христа! Я уповаю, дитя моё, что скоро процветёт на тебе венец мученичества... Это будет славой моей и во спасение многих душ... Приготовь же сердце твоё к подвигу страдальческому, чтобы не застало тебя неготовым время подвигов... Не бойся, сын мой, временного страдания: скоро проходит скорбь, а радование – вечно! Будь, о, будь исповедником истины, да удостоюсь я быть матерью мученика, да прославлюсь в тебе, за Христа страждущем, и ради тебя да упокоюсь со святыми... Да не будет посрамлена моя надежда на тебя, но да спасусь я по слову Апостольскому: «деторождения ради»!.. Да пострадаю в тебе, как в моем истинном теле... Отдай его на изъязвление,.. и возвеселюсь я ранами твоими, как бы сама пострадавшая! Жена Еврейская семерых сынов своих предала на мученичество – за благочестие, и в семи телах детей своих одной душой своей пострадавшая – пребыла непобедимою; в тебе же одном – весь подвиг мой, вся слава моя! Телом отхожу я, но дух мой не отлучится от тебя, и с тобою вместе припаду я к престолу Христа и похвалюсь перед Ним твоими страданиями, и увенчаюсь подвигами сына моего: ведь и корень дерева под землёю орошается тою же росою, которой живут ветки его, видимые на земле!..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но Богу угодно было совершить над ним чудесные исцеления, между тем, народ, поражённый подвигами мученика и славой Божьих чудес над ним – во множестве обращался к Богу христианскому. Многие из обращённых приняли мученическую смерть. Из Рима Климент был послан в Никомидию, где предан он был мучениям вместе с новокрещённым учеником своим Агафангелом; потом снова подвергли его мучениям в отечественном его городе Анкире; в Тарсе протомился он многие годы в темнице. Но никогда не изнемогал он душой; он как бы освоился со страданием, он желал даже страдать всё больше и больше, видя, как через страдания его умножается число христиан; чувствуя, как дивно Сам Господь поддерживает его в страданиях, на изобретение которых для него, казалось, изощрилась, но всё ещё не утолилась злоба людская. По воцарении императора Максимина темничные смотрители напомнили городскому начальству о давнишних узниках – Клименте и Агафангеле. «Что делать с этими узниками? – спрашивали они, – много лет были они мучимы от разных властителей, но все живы и здоровы, и мы думаем, что не бессмертны ли уже они?» По приказанию Максимина, св. Климент был отправлен на родину в г. Анкиру. Правитель здешний Луций велел отвести его в темницу и там ежедневно мучить его до смерти. В течение двух месяцев ежедневно били его по лицу и по голове острой, суковатой палкой, наносили ему по 150-ти ударов; весь пол темницы был залит кровью. Сами мучители удивлялись его непоколебимому терпению. От одиннадцати мучителей пострадал таким образом св. Климент в продолжение 28-летних насильственных странствований его из города в город, из страны в страну. Наконец преисполнилась вожделенная чаша страданий, завещанная сыну христолюбивой матерью... Однажды св. Климент, воспользовавшись приездом нового правителя города, в ночь на день Богоявление вышел из темницы и до 23 января оставался среди своей паствы, совершая Божественную службу и наставляя паству, которой в это время предсказал и о приближении своей смерти, и о прекращении гонений, и о торжестве христианства при благочестивом царе...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жизнь в детском доме. Я это пережил Видеопроект «Правмира», где люди говорят о себе 23 февраля, 2018 Видеопроект «Правмира», где люди говорят о себе «Все равно ждешь, что кто-то за тобой приедет. Но после 5–6 класса я не надеялась ни на что». «Каждый Новый год загадывала желание, чтобы нашлась мама». «У меня родилась мечта, что когда я вырасту, то у меня будет большая семья — и она сбылась». Во Всемирный день сирот «Правмир» публикует видео, в котором бывшие воспитанники детских домов рассказывают о надежде на семью, трудностях взрослой жизни и подарках от спонсоров, которые не приносят радости.  Герои видеопроекта «Правмира» — бывшие воспитанники детских домов Георгий Гынжу, Сания Испергенова, Елена Любимская. А также эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов и уполномоченный по правам ребенка Геннадий Прохорычев, которые тоже были сиротами.  Материал был впервые опубликован в феврале 2018 года.  Рождение ребенка с синдромом Дауна, переезд в другую страну, крах с поступлением в институт, жестокая травля в школе. «С каждым может случиться» – так часто говорят, но никто не готов признать, что подобные истории могут стать его реальной жизнью. Пережить, не разрушив себя, можно почти все – герои видеопроекта «Правмира» «Я это пережил» рассказывают о сложнейших поворотах своей судьбы и о том, что помогло им обрести твердую почву под ногами. Среди тех, кто рассказывает о себе: экзистенциальный психолог Вероника Хлебова, учитель и автор книги «Экстремальное материнство» Ирина Лукьянова, блогер Ольга Савельева, международный эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов, тренер по детской безопасности Роберт Туйкин, детский омбудсмен Владимирской области Геннадий Прохорычев, священник Феодорит (Сеньчуков) и другие. Смотрите на  УоиТиве-канале портала «Правмир» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zhizn-v-detskom-dome-y...

стипендией Троице-Сергиевой Лавры в 220 р.); 2 курса – Николаю Воронову (пользовавшемуся стипендией М.А. Хлудова в 118 р.), Павлу Кудинову, Михаилу Успенскому и Николаю Соловьеву (пользовавшимся стипендиями Г. И. Хлудова по 86 р.), Дмитрию Троицкому и Николаю Зеленину. – 2) Две стипендии А.И. Хлудова назначить студентам 2 курса Ивану Зеленцову (пользовавшемуся стипендией имени В.Д. Кудрявцева-Платонова в 220 р.) и Константину Успенскому (пользовавшемуся казённой стипендией). – Пять стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентам 3 курса: Сергею Кедрову (пользовавшемуся стипендией имени Ю. Ф. Самарина в 173 р.), Петру Третьякову (пользовавшемуся академической стипендией в 210 р.), Сергею Гапонову и Павлу Попову и 2 курса – Георгию Чанишвили. – Стипендию имени Архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина – студенту 4 курса Владимиру Кантову (пользовавшемуся казённой стипендией). – Стипендию П. А. Мухановой – студенту 2 курса Сергею Фиолетову. – Стипендию Епископа Никодима – студенту 3 курса Алексею Никольскому (пользовавшемуся двойной стипендией Г. И. Хлудова в 172 р.) – Стипендию Епископа Христофора – студенту 3 курса Владимиру Григорьеву. Три стипендии Московской кафедры – студентам 2 курса Павлу Высотскому, Ивану Пятницкому и Александру Смирнову. – Казённую стипендию (после Петра Высоцкого) – студенту 4 курса Александру Любимскому (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 р.). – 3) Стипендии: Лаврскую (после В. Романова) передать студенту I курса Василию Тарасову, Ломоносовского Комитета (после М. Сенцова) – студенту 3 курса Владимиру Воробьеву, протоиереев Голубинского и Делицына (после С. Артоболевского) – студенту 2 курса Александру Соболеву, В.М. Ундольского (после А. Бурцева) – студенту 3 курса Григорию Филипповичу (пользовавшемуся стипендией имени прот. И. В. Рождественского в 194 р.); юбилейную (после А. Покровского) – студенту 2 курса Борису Пушкину, Лаврскую (после Тр. Яницкого) студенту I курса Михаилу Архангельскому, М. А. Хлудова (после Н. Воронова) – студенту 2 курса Александру Строеву (пользовавшемуся стипендией имени Архиепископа Донского Макария в 220 р.); казённую (после К. Успенского) – студенту 2 курса Петру Анисимову (пользовавшемуся стипендией имени прот. А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

146 (31% от родившихся в 1970 г.), а в 1973г. – 103 человека (28% от родившихся). Есть в статистике уполномоченного слабое место, а именно: в ней указывается, что зарегистрированы крещеные дети в церкви. Однако не дана в отчете уполномоченного, да и как известно, не было официальной статистики крестин на дому, а они совершались, о чем свидетельствует тот же уполномоченный . Далее он пишет, что при снижении количества крещений несовершеннолетних выросло количество крещений совершеннолетних. Причем крещение и требы на дому совершались постоянно, несмотря на репрессии в отношении священнослужителей: «В 1976 году за нарушение закона о культах были строго предупреждены служители культа Мелихов Н.П. и Огиевич И.А. На бывшего служителя Романчукова Г.И. за совершение крещения детей на дому административной комиссией был наложен штраф. В административном порядке наказана гр. Белякова В.И., проживающая в поселке Красные Ткачи, предоставившая свою квартиру для проведения крещения детей, и гр. Шувалова М.П., проживающая в деревне Филисово, Рютневского сельсовета, разрешившая в своем доме совершать причастие, и это несмотря на то, что по вопросам атеизма прочитано 236 лекций и докладов, проведено 126 индивидуальных бесед, показано 28 кинофильмов на атеистические темы» . Но пропаганда явно не справлялась с религиозностью населения: «В Ярославской области возросла религиозная обрядность. Из 1981 родившихся было окрещено 4238 или 22,1%, в районах: Любимский – 60,8%, Некрасовский – 96,5%, Ярославский – 50,3%, в г. Ростов – 32,4%, Переславль-Залесский – 34,5%. В то же время в Большесельском районе только 7%, в Гаврилов-Ямском  – 6,4%. В некоторых районах и городах производится большое кол-во отпеваний умерших. Например, в Некрасовском – 50,3%, г. Переславль-Залесский – 42,,8%, в Угличе – 39.9%» . Уполномоченным в отчете приведено количество очных отпеваний в церкви (опять же не учтены получившие практику заочные отпевания, и отпевания на дому): в 1970 году по Ярославскому району было 297 из 514 умерших (отпето 57% от умерших), а в 1973 году 330 из 520 (63%) , что показывает довольно высокий уровень обрядности, в котором участвует население.

http://bogoslov.ru/article/5887441

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЙ Василий Григорьевич (21.01.1838, с. Ильинское Любимского у. Ярославской губ.- 13.05.1899, Флоренция), историк, основатель византиноведения в России. Академик Императорской АН (1890; с 1876 чл.-кор. по разряду историко-политических наук). Род. в семье сельского священника. Окончив Ярославскую ДС, поступил в Главный педагогический ин-т в С.-Петербурге (1856), после закрытия к-рого (1859) перешел на последний курс историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та. Талантливый студент обратил на себя внимание профессоров Н. М. Благовещенского, И. И. Срезневского , М. М. Стасюлевича и был отправлен в командировку в Берлин (1862), где учился у Т. Моммзена и И. Г. Дройзена . По возвращении в Россию В. преподавал в гимназии г. Вильны, одновременно занимаясь изучением местных архивов; в 1869-1874 гг. опубликовал неск. работ по истории Литвы. В магист. дис. «Политическая реформа и социальное движение в Др. Греции в период ее упадка» (1869), посвященной социальной реформе спартанских царей III в. до Р. Х. Агиса IV и Клеомена III, проявились важнейшие качества, свойственные исследованиям В.: тщательное и критическое изучение источников, начитанность, умение определить причины событий и осветить отдельные явления с общеисторической т. зр. В. Г. Васильевский В. Г. Васильевский В 1870 г. В. была предложена кафедра в С.-Петербургском ун-те, а затем и на Высших женских курсах. В течение 30 лет он читал общий курс истории ср. веков, а предметом своих специальных изысканий сделал историю Византийской империи. В то время была популярна тема визант. влияния в рус. истории, но не было специалистов по изучению Византии. В. был в этой области первопроходцем; он исследовал связи между Византией и Западом, историю юж. славян, визант. влияние на Русь и пытался определить место Византии в системе гос-в Востока и Запада. В 1872 г. появился цикл статей В. «Византия и печенеги (1048-1094)», к-рый может быть назван образцом специального исследования.

http://pravenc.ru/text/149825.html

2. Епархиальному архиерею Урюпинской епархии иметь титул «Урюпинский и Новоаннинский». 3. Епископом Урюпинским и Новоаннинским избрать игумена Елисея (Фомкина), клирика Волгоградской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Елисея (Фомкина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 4. Образовать в административных границах Быковского, Иловлинского, Калачевского, Клетского, Котельниковского, Ленинского, Николаевского, Октябрьского, Палласовского, Светлоярского, Среднеахтубинского, Старополтавского, Суровикинского и Чернышковского районов Волгоградской области, — Калачевскую епархию, выделив ее из состава Волгоградской епархии. 5. Епархиальному архиерею Калачевской епархии иметь титул «Калачевский и Палласовский». 6. Временное управление Калачевской епархией поручить митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману. 7. Образовать в пределах Волгоградской области Волгоградскую митрополию, включающую в себя Волгоградскую, Калачевскую и Урюпинскую епархии. 8. Главой Волгоградской митрополии назначить Преосвященного Волгоградского и Камышинского Германа.   ЖУРНАЛ 5 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона с предложением об образовании новой епархии в Ярославской области. Справка: Митрополит Пантелеимон обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением об образовании новой епархии в Ярославской области. Постановили: 1. Образовать в границах Большесельского, Борисоглебского, Брейтовского, Даниловского, Любимского, Мышкинского, Некоузского, Первомайского (Пречистенского), Пошехонского, Рыбинского, Тутаевского и Угличского благочиний Ярославской епархии, — Рыбинскую епархию, выделив ее из состава Ярославской епархии. 2. Епархиальному архиерею Рыбинской епархии иметь титул «Рыбинский и Угличский». 3. Епископом Рыбинским и Угличским быть Преосвященному Рыбинскому Вениамину, викарию Ярославской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/2080949.ht...

Этот молодой человек, обладатель 500 душ и прекрасной усадьбы, по примеру прежних помещиков, завел псовую охоту, окружил себя приятелями, с которыми кутил и безобразничал. Бывало, запрется в спальню со своей любовницей, а бедная малютка Саша бегает без всякого призора в беспятых башмаках и худом платьице. Голодная, стучит она потихоньку в дверь его спальни и кричит: «Акулина Ивановна, мне есть хочется». Не скоро отворится дверь, и та с бранью сунет ей кусок черного хлеба; ребенок же ловит руку и с жаром ее целует. Малютка Саша заглядывает в переднюю: там так весело, собралось много дворовых мальчиков; играют в три листика и, заливаясь смехом, колотят друг друга по носу. Как ей хочется поиграть с ними, но боится братца; если он увидит, то наденет на нее овчинный тулуп, посадит на стул и привяжет ниточкой. О, как страшно ей такое наказание! Сидит, бывало, боясь пошевелиться. Мария Шестакова Старшую дочь Шестакова, Марию Гавриловну, а с нею и меня, как ее няню, взял в Москву ее родственник и опекун Алябьев, важный генерал, чуть ли не сенатор, прежде бывший, кажется, вологодский губернатор . У него даже и лакеи были такие важные, расфранченные, в шелковых чулках, что я сначала почтительно вставала перед ними, принимая их за господ; ну, а потом, как узнала, кто чего стоит, стала посмелее. Однажды у Алябьевых было много гостей; а мне, по приказу барышни, нужно было пройти через переднюю, где сидели свои и чужие лакеи; один из них, подскочив ко мне, дотронулся до моей груди со словами: «Ах, какая грудь-то лебединая!» Я вспыхнула и дала ему звонкую пощечину, сказав: «А ты не забывайся и рукам воли не давай». — «Ну, как вы меня озадачили, — сказал он, — легче было бы мне провалиться сквозь землю». Зато после он сам да и другие всегда относились ко мне с почтением и уважением. Алябьев отдал мою барышню в пансион к мадам Дельсаль. Когда же в 1812 году французы двинулись на Москву, то и Марья Гавриловна уехала со мною в свою усадьбу, в Любимской уезд. Она перевезла к себе мать и сестру и водворила в доме порядок и приличие.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Николай Петрович Нефимонов, по общим отзывам, был человек степенный, трезвый, дельный и честный. В его пользу надо сказать и то, что его двадцатилетняя сестра и он, восемнадцатилетний юноша, вполне заменяли умерших родителей своим младшим братьям и сестрам. По наружности он был очень недурен. Одна почтенная барыня, знакомая начальницы нашего пансиона, говорившая «ты» всем младшим ее летами, однажды сказала ему: «Имея бедных родных, нуждающихся в помощи, ты не можешь жениться на бедной девушке. Я присмотрела для тебя невесту Шестакову, у которой более 200 душ крестьян и дом в Ярославле. Она еще дитя 12 лет, но ты можешь подождать. Приходи в пансион на танцевальный класс и следи за мной: которую барышню я посажу к себе на колени, та и есть твоя невеста». Так Николай Петрович увидел мою барышню, был ей представлен и похвалил ее за ловкость в танцах. Когда дама-покровительница указала ему на меня, смотревшую на танцы из соседней комнаты, то он и мне, как няне, сказал несколько слов о ней и ее доме, находившемся в подчиненной ему части города. После того он не являлся в пансион, но когда мы ездили на лето в усадьбу, он каждый раз подстерегал нас на дороге. В платье не то охотника, не то разбойника, с ружьем в руках, выскакивал он из леса на дорогу и останавливал нашу коляску, будто желая нас ограбить, но затем с поклоном подносил моей барышне коробку конфет и исчезал в чаще. Такими выходкамион явно применялся к мечтательным вкусам барышни. То же проделал он и тогда, когда, окончив курс ученья на четырнадцатом году, она поехала в свою усадьбу Мартьяново, Любимского уезда, на постоянное жительство. Но на этот раз он добавил обещание, что появится в наших местах при первой возможности. Поселясь в усадьбе, мы нередко развлекались чтением романов. Барышня читала их вслух, а я слушала, и обе мы над ними плакали. Да и книжки-то прежде были такие чувствительные, каких нынче не найдешь. Почитайте-ка «Мортимера и Аминту» или «Дельфину» , так и сами расплачетесь! Она ставила себя в роль главной героини и хотела верить, что благосклонная судьба, в надлежащее время, уже недалекое, сама приведет к ней ангелоподобного героя. Я же не увлекалась романом, как чужою жизнью, не мечтала ни о чем для себя, а для нее желала только доброго и хорошего мужа. Тогда в нашем соседстве даже вовсе не было порядочных холостых кавалеров. Только раз в приходской нашей церкви появился приезжий офицерик, Каратыгин, молоденький и хорошенький. Он бросил на нашу барышню несколько умильных взглядов, но тем и ограничился, вопреки разглашенному его и нашею прислугою слуху о его намерении заслать к нам сваху и к обидному разочарованию барышни, сразу неосторожно поверившей этому слуху.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010