Файл : Храм святителя Нектария Эгинского и блаженного Прокопия Устюжского (Бuшoфcxaйм-ha-Pehe)1.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 360 × 480 (44 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры FUJIFILM Модель камеры FinePix S3000 Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/2,8 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 18:25, 17 января 2003 Фокусное расстояние 6 мм Примечание JPEG-фaйлa Photo by Hans-Dietrich Brandt Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Digital Camera FinePix S3000 Ver1.00 Дата и время изменения файла 18:25, 17 января 2003 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 18:25, 17 января 2003 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 3 Выдержка в APEX 6 Диафрагма в APEX 3 Яркость в APEX 0,77 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Сработала вспышка, автоматический режим Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 2427 Разрешение по Y в фокальной плоскости 2427 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости 3 Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_свят...

Богородичен: За ны из Тебе воплощшагося, Дево Мати, всегда моли,/благочестно Тя блажащим избавитися бед, душетленных страстей и печалей/и вечнующаго пламене мучения. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призыва ю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Капли сладкия искапавше, блаженне, пот твоих сладость/и исцелений сияния, на хвалу Христа Бога нашего. Во дворех Бога процвел еси, виноград многоплоден прозяб,/и добродетелей гроздие Делателю душам обилие подав. Царства Божия возжелел еси, над страстьми царствовав, Прокопие,/и, по произволению лучшему, радость праведных получил еси. Богородичен: Избранно Богу бывши яко прекрасное селение/и пространное Сему, Дево, была еси, и чертог, и свещник, и трапеза. Кондак, глас 4: Христа ради юродством/воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/царскаго достигл еси престола/и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/многими бо чудесы твоими и знамением страшным/удивил еси град твой Великий Устюг:/людем твоим милость испросив,/миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/и недужным подал еси цельбы./Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение. Икос: Како возмогу грешный и скверный аз душею вкупе и телом/исписати во плоти сущее равноангелом житие твое и преславная чудеса?/Аще убо мнози премудрии не достигнут исповедати многаго твоего терпения,/и смирения, и теплыя ко Христу любве,/но, обаче надеяся на твое беззлобие, о блаженне, сице вопию ти:/радуйся, пресветлая звездо, от востока добродетелей возсиявшая/и вселенную чудесы озарившая./Радуйся, возненавидевый родительскую любовь,/Христа же единаго, над всеми сущаго Бога, всем сердцем возлюбивый/и Тому невозвратным желанием последовавый./Радуйся, яко буйственное и юродственное, еже по апостолу, жительство избравый./Радуйся, пременивый тленная и настоящая надеждею будущих благ./Радуйся, древнему Иову уподобивыйся терпением./Радуйся, страстотерпче Христов непобедимый,/но присно победивый диавола твоим смирением./Радуйся, яко древний он Лазарь нищий, ныне почиваеши в недрех Авраамлих./Радуйся, иже по отшествии мира сего/сущим в бедах и искушениих готов обретаяйся предстатель и заступник./Радуйся, везде призывающия тя быстро предваряяй,/молиши бо Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Балакшин Р.А. Праведный Прокопий Устюжский – Какими источниками вы пользовались? – Источники были такие: изданные в XIX веке на русском языке 12-томные Минеи, жития святых – потом они были переизданы, уже в наше время. Брал еще и другие источники, XVIII века, но, как обнаружил, текст везде практически один и тот же. В архивах никаких данных с той поры, когда жил праведный Прокопий, не осталось – слишком много времени прошло. Была еще одна трудность: житие святого Прокопия Устюжского во многом переписано с жития блаженного Максима Константинопольского. Встречаются одинаковые эпизоды: как он с собаками на паперти спал, сцена смерти блаженного Прокопия дословно воспроизводит ту, что в житии святого Максима, есть много и других заимствований. Я уверен, что древнее житие праведного Прокопия Устюжского существовало – оно просто до нас не дошло. Ведь главная беда наших северных деревянных городов – пожары – была не столь уж редкой. Города горели, уничтожались многие документы, памятники, причем вплоть до XX века. Было оригинальное, подлинное житие святого, но, как я считаю, с огромной долей вероятности, оно сгорело, и для его восстановления было уже использовано житие святого Максима. И в житии, которым я пользовался и которое переложил на современный русский язык, есть все-таки детали, ниоткуда не заимствованные. Например, встреча юродивого с девочкой, будущей матерью святителя Стефана Великопермского, сидение святого на камне – кстати, камень этот сохранился до сих пор, – знаменитые три кочерги, которые он носил с собой, спасение Великого Устюга от разрушения каменной тучей по молитвам Прокопия и некоторые другие. Так что, несмотря на заимствования из другого жития, можно сказать, что память о святом в Устюге сохранялась, что и отразилось в нынешнем житии. – Сложно ли писать о жизни святых, особенно о святых, понесших такой непростой подвиг, как юродство во Христе? Самое главное – избегать налета этакой слащавой сказочности. Заигрывать с фольклором, давать волю фантазии, воображению – нельзя.

http://pravoslavie.ru/72574.html

Формально Одоакр в 477 г. подчинился императору Византии Зенону и носил титул патрикия и magister militum. Однако в действительности с 476 г. Одоакр стал верховным правителем Италии и сделал Равенну своей резиденцией. В своей политике Одоакр опирался на германские войска, получившие земельные наделы. Он постарался наладить отношения с сенатской аристократией, а также с католической церковью, хотя сам был арианином. Одоакр проводил активную внешнюю политику: в 476– 477 гг. смог получить у вандалов большую часть Сицилии, в 481 г. присоединил Далмацию, в 487–488 гг. уничтожил государство ругов в Норике. Однако ему пришлось отказаться от дунайских провинций и провинции Норик. С 486 г. у Одоакра ухудшились отношения с императором Зеноном, и по наущению последнего в 488 г. остготы во главе с Теодорихом вторглись в Италию. В 489–490 гг. Одоакр потерпел несколько поражений от остготов и был осажден в Равенне. После 3-летней осады город был взят, а Одоакр убит. 625 Прокопий сообщает, что Гейзерих всех знатных и богатых римлян-африканцев отдал вместе со всеми землями и богатством в качестве рабов своим сыновьям Гунериху и Гендзону (B.V., I, 5, 11). Однако вполне возможно, что и Виктор, и Прокопий в данном случае преувеличивают. Очевидно, что эти римляне, видимо, крупные землевладельцы, имели в лице вандальских царевичей своих сюзеренов и повелителей, но собственно рабский статус довольно маловероятен. Более того, судя по примеру Сатура, который был управляющим у Гунериха (см. далее, I, 16), эти римляне играли значительную роль в административной иерархии вандалов. Слово «миряне», которым Виктор обозначает данных римлян, передается термином laicos, характерным для более поздних, средневековых текстов, так что перед нами один из ранних примеров употребления этого термина. 626 Кводвультдей был диаконом Карфагенской церкви ок. 427 г., когда просил у Августина его трактат «О ересях» и получил его. В 437 г. Кводвультдей был избран епископом Карфагена вместо умершего епископа Капреола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Августина в смысле позднейшей римско-католической доктрины «Filioque», которую так называемый «августиновский филиоквизм», можно думать, не покрывает собою (всецело). Другими словами, западные, преимущественно римско-католические, богословы своеобразную концепцию бл. Августина о Св. Духе, с ее действительно филиоквистическою по своему смыслу основою, со своей стороны «догматизировали», превратив ее из личного и потому необязательного богословского мнения или даже философского предположения бл. Августина в dogma de fide, в наглядное выражение якобы всегдашнего и неизменного и потому для всех обязательного верования древне-вселенской Церкви. Сколь основательна подобная «аккомодация» специфически-августиновского «Filioque» к «Filioque» римско-католических догматических систем нашего времени, и должен наглядно показать ниже приводимый нами в относящейся сюда части весьма обстоятельный трактат немецкого католического богослова проф. Th. Gangauf’a, воплощающий в себе типичные черты богословско-философской аргументации римско-католиков в отношении этого 1-го пункта вероисповедных разностей между православным Востоком и инославным Западом. Вторую характерную литературно-богословскую традицию объяснения и изложения августиновского учения о Св. Духе и Его личном отношении к Отцу и Сыну представляют собою некоторые православно-восточные (именно русские) богословы преимущественно древнего времени (Адам Зерникав, Феофан Прокопович и нек. друг.; из новых – отчасти Митроп. Макарий; из новейших – Еп. Сильвестр, однако, по-видимому, изменивший впоследствии свою первоначальную точку зрения на этот предмет, равно как и предпринявший сначала попытку «реабилитировать» православный образ воззрений Августина о Св. Духе проф. А. Ф. Гусев, но тоже решительно отказавшийся затем от этого своего первоначального взгляда и даже впавший в противоположную крайность). Филиоквистический смысл многих выражений бл. Августина о Св. Духе для богословов этой категории или неочевиден, или самые эти выражения, по убеждению названных богословов, неподлинны или искажены позднейшими латинскими богословами в целях конфессиональных. И эта вышеупомянутая нами «догматическая модернизация» учения бл. Августина о Св. Духе, предпринятая западным ученым проф. Th. Gangauf’oм в духе современной нам римско-католической доктрины «Filioque», и противоположная ей «догматическая реабилитация» (воцерковление) этого учения Августина в смысле приближения его к древне-апостольскому и древне-отеческому верованию вселенской Церкви (Адам Зерникав, Феофан Прокопович) не находят для себя места в следующем за сим литературном типе богословского сознания по рассматриваемому нами вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Чистое расположение, несмотря на отсутствие опыта, бывает причиной благодатного Божественного просвещения. Говоря с нами, старец подчеркивал, что Божественная благодать утешала и покрывала его лишь за одно его расположение угодить Богу исполнением Его воли. И после простой молитовки, вызванной сложившимися обстоятельствами, он получал незамедлительный ответ. «Владычица мира и истинная наша Мама, неужели Ты допустишь мне впасть в прелесть и подвергнуться опасности, — ведь я надеюсь на Тебя и молюсь Тебе?». Прежде окончания этого маленького прошения на него нисходило осенение свыше и неизреченная радость.    Сам он об этом периоде своей жизни со старцами рассказывал следующее: «Они были простецами. Рукоделие, служба и ничего более. Приехав на Святую Гору, я искал нечто, чего и сам вначале не мог объяснить. Рукоделием занимаешься днем, ночью — духовным трудом. Но это не давало мне полноты, не удовлетворяло меня. Я искал большего, высшего. Старец Никифор был хорошим, но он не мог научить меня тому пути, которого не знал, потому что сам не прошел его».    Вопросов, остававшихся без ответов, становилось все больше, особенно после тех духовных состояний, которые он начал переживать. Однажды, когда его сподвижник отец Прокопий читал на вечерне предначинательный псалом, ум отца Ефрема был пленен горе, и он призывал всю тварь к славословию Бога. Как только закончился псалом, он снова пришел в себя. Его толкнул отец Прокопий, чтобы он прочитал «И ныне», дабы продолжить вечерню чтением кафизмы Псалтири.    В другой раз, когда старец Никифор возвращался из Афин на Святую Гору, отец Ефрем прозорливыми очами души видел корабль и путешествующего старца. Он прочел даже название судна — «Семирамида».    Но были и более высокие состояния. Божественная благодать возвела его в труднодостижимые для взора высоты, в иные миры. Там он испытал «неизреченное». Там не было ни одного человеческого помысла. Придя в себя, он увидел, что находится на том же месте, где и был, и подумал, что «в той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145:4) — тогда, когда человек, разрешившись от уз плоти и сподобившись милости Божией, вкусит вполне наслаждения жизни будущего века. Или же: тогда, когда Господь, как в данном случае, даст человеку хотя бы отчасти познать оное наслаждение..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

Старец опять остановил болтливую старушку увещаниями не говорить лишнего. Наконец, прощаясь с отцом Филиппом, старушка спросила его: «Что же прикажешь батюшка, передать-то помещице?» Старец уже рассердился, начал доказывать, что ему не до покупок, что нет никакого смысла в этом, что она рассказывает, ибо он не имеет понятия о Зосимовой часовне, никогда там не был и ничего не знает. Изумилась старушка и пошла в Лавру. Встревожился и сам отец Филипп. Вернувшись домой, он рассказал об этом своим сыновьям. Особенно внимательно его слушал сын Прокопий. Как нам уже известно у Зосимовой часовни, между двух елей, часто сиживал местный помещик Вл. Вас. Головин, почитавший батюшку Зосиму и старавшийся насколько возможно сохранить в целости могилу старца и следы прежней обители. В один прекрасный день сторож часовни рассказал В. В. Головину, как приходили сюда два монаха от имени отца Филиппа Киновейского за справкой не продаст ли ему помещица Неттель три десятины леса с Зосимовой могилой. Головин, конечно, знал всем известного Филиппушку, понравилась ему эта мысль и видя, таким образом, возможность возрождения Зосимовой пустыни, он даже послал от себя крестьянина в киновию спросить отца Филиппа: правда ли что он желает приобрести эту землю и справедлив ли столь радостный для него слух? Старец принял посланного от Головина при своих сыновьях и подивились они опять все случившейся истории , о которой они ничего не знали до сих пор. В сердце своем блаженный Филипп, однако, чувствовал, что тут совершилось чудесное проявление воли Божией. Средний сын Филиппушки, отец Прокопий, выслушав вторичный рассказ о таинственных монахах, решился наконец просить благословения отца съездить в Зосимову пустынь, осмотреть ее и расспросить подробно о случившейся истории. Старец находил это лишним, бесцельным, но благословил сына и согласился на его поездку в Ульянову пустошь. Тем временем и старушка-крестьянка вернулась к своей помещице Г. И. Неттель. Сперва обрадовалась барыня возможности получить верные сведения и ответ Филиппушки, но затем страшно рассердилась, когда старушка сообщила ей свой разговор со старцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Блаженный Августин занимает особое место в истории христианского богословия. Наши отечественные исследователи творчества блаженного Августина в последние годы сетуют на то, что «устойчивой, раз и навсегда определенной культурной ниши в русской... интеллектуальной традиции Августин не занял до сих пор» 503 . Конечно, с этим можно согласиться, если сравнивать русскую «августиниану» с систематическим изучением наследия блаженного автора в Германии, специальными институтами, сосредоточенными на его творчестве, в Риме и Париже. Однако и русское богословие не могло пройти мимо наследия блаженного Августина , и без учета этого нельзя адекватно понять многие важные моменты в истории самой русской богословской мысли. Но историография темы « Блаженный Августин в русском богословии» пока не очень богата 504 , хотя само творчество Иппонийского епископа, разумеется, привлекает внимание отечественных исследователей. Одним из первых вопрос о влиянии идей блаженного Августина – a именно триадологии – на русское богословие поставил, причем в критическом смысле, протоиерей Сергий Булгаков 505 . Через два года после статьи протоиерея Сергия к вопросу о связи русского богословия с блаженным Августином обратился известный исследователь византийского и русского богословия Мартин Жюжи 506 . Автор не пытался выявить влияние тех или иных идей святого Августина на русское богословие, но обращал внимание на то, что святой Августин был крайне популярен среди русских «книжников» и в период латинского влияния, которое испытало русское богословие во второй половине XVII – начале XVIII в., и в период сменившего его пропротестантского периода, когда через преосвященного Феофана (Прокоповича) блаженный Августин опять стал активно читаемым и часто цитируемым. Можно не соглашаться с М. Жюжи по поводу оценок того или иного периода русского богословия: «латинского влияния», «протестанских идей». Но нельзя отрицать фактов наличия в русских богословских библиотеках творений иппонийского автора – и на латинском языке, и во французских переводах – и частоты обращения к нему русских авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Достойно нашего внимания героическое стремление отца Ефрема совместить два образа монашеской жизни: пустыннический и киновиальный, – что исполнял он с непревзойденным усердием, настойчивостью, терпением. А помогала ему Божественная благодать, которую он удерживал послушанием и отвержением своей воли, как этому учит Предание отцов. Когда и мы, по благодати Христовой, летом 1947 года поступили на послушание к нашему Старцу, отец Ефрем был у нас священником 4 , и мы восприняли его как своего подлинного, единодушного и единомысленного брата. Наш преподобный Старец разъяснял нам цель монашеской жизни и вел к ней, наставляя нас всепоглощающей любви к Богу, а не вниманию к уставам и местам пребывания, зависящим от обстоятельств. Какая еще более обязательная заповедь дается человеку, нежели та, что говорит о любви к Богу от всего сердца, души, помышления и силы (см.: Мк. 12, 30 )? Вот первый и главный урок, который преподавал нам наш Старец, неустанно на деле наставляя нас на путь к успеху. В этой учебе нашим соработником и сподвижником по собственному произволению был наш благоразумнейший брат отец Ефрем. Более зрелый по летам и опыту, он всегда отличался точностью в исполнении послушания, но не со страхом и рабски, а с любовью к давшему наказ Старцу-отцу. Изъясняя слово Господа к ученикам о том, что «слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ), он постоянно подчеркивал значение всецелого послушания старцу, как Самому Христу. Он с ясностью и в подробностях на многих примерах объяснял нам суть послушания и учил ему. По моему скудоумному мнению, он должен был бы называться «отцом Ефремом Послушником», а не Катунакским, потому что именование Послушник он оправдывал на деле. Мы и другие отцы храним в памяти очень много его изречений о послушании. Все они соответствуют Божественному Откровению и святоотеческому учению, ибо, согласно и логике, и естественным законам, практическое действие по воссозданию и спасению «павших и тленных» – это возвращение к изначальному положению зависимости и послушания, в соответствии с образом нашего Возобновителя и Спасителя, Который, хотя и ничем не был меньше величия Отца (См. Флп. 2, 6 ), «был послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2, 8 ), чтобы убедить нас самим делом в том, что без послушания Богу нет надежды на спасение. Отец Прокопий и святые Феодоры

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

При всем том момент подражания и наследования со счета сбрасывать нельзя. Агиография недвусмысленно на это указывает: Андрей Цареградский «ристати же оттоле нача и играти по улицам, по образу древле бывшю похабу Семеона онаго дивного».  До того как возложить на себя вериги этого труднейшего подвига, люди «учатся юродству». Они читают или слушают (в краткой проложной форме — в храме, или в форме пространной — за монастырской трапезой) жития предшественников, в частности житие того же Андрея, которое в Древней Руси воспринималось как своеобразная энциклопедия юродства. Интерес и доверие к Андрею усиливались тем обстоятельством, что на Руси его считали славянином (см., например, Пролог под 2 октября). Так Андрей назван в русских версиях жития, хотя греческие тексты именуют его скифом. Чем позже жил юродивый, тем длиннее перечень его предшественников. Максим Московский (середина XV в.) «ревновал блаженным Андрею и Симеону Уродивым… и святому Прокопию Устюжскому» (ГБЛ, Румянцевское собр., 364, л. 327). Часто этот перечень заканчивается последним по времени, ближайшим из популярных и канонизированных юродивых. Так, Прокопий Вятский, который, по данным жития, появился в Хлынове в 1577—1578 гг., «подражал древних блаженных мужей Андрея глаголю Цареградскаго, Прокопия Устюжскаго и Василия Московскаго». Кроме того, люди наблюдают юродивых. Прокопий Устюжский, будучи еще купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкия земли», каждый год, нагрузив свой корабль товарами, приезжал торговать в Новгород. Здесь он решил остаться: его поразила красота православия. «И виде в Великом Новеграде… премногое церковное украшение, и поклонение святым иконам, и звон велий, и слышит святое пение и чтение святыхкниг, и множество монастырей около Новаграда сограждено, и мнишеским чином велми украшено». На улицах он видел зрелище юродства — и «сам… во юродство претворися и облечеся в раздранныя и непотребныя ризы».  (Как видим, уже в экспозиции жития заявлен принцип парадокса: Прокопий был потрясен красотой веры, а сам избрал безобразие, чтобы «охранять» красоту).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010