Прокопий Устюжский, ради Христа юродивый Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. 27 июня, 2012 Прокопий Устюжский: юродство и дар пророчества. Житие и молитва Святому Прокопию Устюжскому. Содержание статьи Житие Прокопия Устюжского Прокопий Устюжский считается первым настоящим юродивым на Руси. В молодости он был немецким купцом из города Любека в Восточной Пруссии. По торговым делам Прокопий прибыл в Великий Новгород, куда в XIII веке часто наведывались заморские купцы. В Великом Новгороде Прокопию довелось побывать на богослужении в православном храме. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он решил принять Православие и не возвращаться домой. В поисках духовного наставника Прокопий отправился в Хутынский монастырь, где в то время подвизался старец Варлаам Прокшинич, который стал учить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Прокопий избавился от всего имущества, сделав пожертвование монастырю и часть раздав нищим. Его единственным желанием было остаться под монастырским кровом и посвятить свою жизнь Богу. В монастыре Прокопий ежедневно посещал богослужения, помогал монахам в хозяйственных делах. Очень скоро его стала тяготить его известность, так как слухи об иностранце, который принял Православие, очень быстро распространились по округе и новгородцы часто приходили в обитель только для того, чтобы увидеть чужеземца. В бедной одежде без гроша в кармане Прокопий покинул монастырь и отправился на северо-восток России. Спал он под открытым небом. Иногда люди давали Прокопию немного хлеба. Много бедствий претерпел странник на своем пути, безропотно переносил холод и зной, насмешки, оскорбления и даже побои от злых людей. Однако он не унывал. Ступив на путь юродства, он всегда помнил слова Апостола  «Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22) . Наконец юродивый дошел до Устюга. Многие жители встретили странника в рубище и с тремя кочергами в руках насмешками и побоями. Однако Прокопий решил остаться в Устюге. Каждую ночь он молился в открытых папертях Церквей, а днем юродствовал на улицах города. Спал Прокопий очень мало, на голой земле, на камне или даже на навозной куче. От богатых, наживших состояние неправедным путем, он никогда не принимал милостыню. Со временем блаженный стал жить на углу паперти Соборного храма Успения Божией Матери. Прокопий не пропускал ни одной службы, а ночью горячо молился. Он обладал дарами предвидения и пророчества. Пророчество Прокопия Устюжского

http://pravmir.ru/prokopij-ustyuzhskij/

Скачать epub pdf Июль 8 Прокопий, Устюжский чудотворец, блаженный В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды с богатым грузом товаров немецкий купец. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения, ему и его товарищам и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Кто мог думать, что этот молодой купец, воспитанный в довольстве и роскоши и с младенчества напитанный враждебным Православию католическим учением, решится добровольно на всю жизнь подвергнуть себя всевозможным лишениям и страданиям, что при видимом скудоумии он сохранит мудрость и чистоту сердца, достигнет высоты нравственного совершенства, сделается украшением Православной Церкви, великим чудотворцем, защитником и покровителем своего нового отечества. Истинно, сила Божия в немощи совершается ( 2Кор. 12, 9 ). Дивны дела Господни, дивен Бог во святых Своих! Когда Прокопий прибыл в Новгород, то невольно был поражен множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам – чего он никогда не думал встретить между людьми, не повинующимися римскому первосвященнику. А когда молодой человек по своей любознательности посетил храм Св. Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, то благодать Божия коснулась его сердца. Он умилился до глубины души, так что не захотел уже больше возвращаться на родину, решился принять Православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам Православной Церкви. Ему указали на Хутынский монастырь, незадолго (1192 г.) пред тем основанный и славившийся строгостью устава и святостью жизни своих иноков. В то время в монастыре подвизался старец Варлаам Прокшинич, старавшийся во всем подражать прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Апрель День первый. Память преподобного Прокопия Чешского Прокопий, сын благочестивых родителей именитого рода, живших в Богемии (в конце Х-го и в начале XI-ro века), родился в селе Хотиш; с детства был обучен славянской грамоте и потому имел возможность изучить науки, преподаваемые на славянском языке. Кончив учение, по желанию своему поступил в духовное звание и, получив сан священ­ника, ревностно распространял и поддерживал Православное христи­анское учение. Впоследствии, оставив мир, предался отшельническим подвигам в пустынном уединении. Здесь однажды нашел его в пещере герцог Ульрих, охотившийся за зверями в глухом лесу. Герцог с уча­стием отнесся к отшельнику, вступил с ним в беседу и, узнав о желании Прокопия, чтобы здесь была выстроена церковь во имя святого Иоанна Предтечи, охотно исполнил желание отшельника, и таким образом было положено основание обители на реке Созаве (около 1012 г.), которая стараниями Прокопия и пособиями герцога скоро пришла в цветущее положение. Преемник Ульриха – король Брячислав – также покро­вительствовал этому монастырю. Несмотря на это, Прокопию трудно было поддерживать Православие в борьбе против влияния папистов и много оскорблений приходилось ему принимать от них. Незадолго до кончины своей Прокопий предсказал братии, что вскоре наступит гонение на них, но чтобы они не унывали, так как оно будет непродолжительное. Так и случилось. Прокопий преставился 1-го апреля 1053 года, а в 1055 году «Созавских иноков осыпали раз­ными поношениями; внушая князю (Спитигневу) разные выдумки и клеветы, говорили ему, что славянскою письменностью вводится ересь, и они совсем испорчены лицемерием; потому надобно выгнать их и ввести латинского аббата с братьями его». И православных иноков выгнали и поместили в обители немецких ксендзов. Но король Вратислав в 1061 году возвратил изгнанников в их обитель, и даже обратился к папе с просьбою, чтобы он своим голосом утвердил славянское Богослужение. В ответ на это папа (Григорий VIII) отвечал королю: «Ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на славянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, что­бы некоторые места Священного Писания были сокрыты и чтобы оно не всем было ясно и понятно, дабы через то не пришло в пренебрежение, или худо понятое не ввело в заблуждение. Потому, несмотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властью блаженного Петра и во славу Божию – противостать суетной дерзости 505 всеми силами».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово об обоживающей молитве, заключающей в себе все остальные добродетели Когда преподобный Акакий Кавсокаливит молился, он стоял неподвижно, как некий столп, однако и сидя не ощущал своего тела, находясь в высоком духовном состоянии, исполненный благодати и Божественного света. В каливе Преображения скита Святой Анны жил благочестивый иеромонах из Черногории отец Мина. За сутки он совершал от 1000 до 3000 земных поклонов и от 50 до ста четок 302 . От многой молитвы он не имел времени для разговоров. Молитва для него была соединением души с Богом, но также обладала и практическим действием. Она оберегала его от многословия и осуждения. В келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы того же скита подвизался монах по имени Прокопий. В его сердце возникло сильнейшее желание научиться пению, хотя до этого многие годы он упражнялся в умной молитве. Кроме того, сей благословенный немного фальшивил. Однажды, когда он сидел грустный и печальный, перед ним предстал незнакомый седой старец и сказал: – Что с тобой, из-за чего ты расстраиваешься? – Из-за чего расстраиваюсь? Да вот, хочу научиться петь, но никто не берется меня учить, потому что у меня недостает слуха. – Я тебя научу. Со мной ты станешь лучшим псалтом. Но я хочу, чтобы ты сделал мне одно одолжение, – сказал незнакомец. – Какое? Все, чего ни попросишь, – ответил Прокопий. – Вместо всякой платы хочу, чтобы ты выбросил то, что держишь в руке 303 , и перестал произносить молитву. Тогда Прокопий понял, что неизвестный старец был демоном, и сказал ему с негодованием: Отойди от меня, сатана 304 1 И в ту же минуту тот стал невидим. В 1941 году в возрасте девяноста трех лет почил о Господе простой сердцем, словом и всей своей жизнью старец Артемий, монах монастыря Григориат. Он никогда не судил и не осуждал других, носил самую негодную одежду. Своим аскетическим ложем блаженный пользовался совсем мало. Обычно он сидел на скамье, одетый в рясу и кукуль, и ожидал, творя молитву, удара в симандр 305 , чтобы идти в церковь . Очень часто ходил в церковь Святой Анастасии и коленопреклоненно молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Прокопий был сначала язычником и происходил из богатого варяжского рода. Он занимался торговлей и ездил с товарами по равным городам Руси. Приехав однажды в Новгород, он случайно посетил православный христианский храм. Богослужение, совершаемое в нем, так умилило его, что он с тех пор стал часто посещать храм Божий и всем сердцем полюбил христианскую веру. Прокопию желательно было ближе познакомиться с учением Христа, и он всеми силами старался найти такого Богодуховного мужа, который бы мог разъяснить ему св. Евангелие. Вскоре он услышал об одном человеке, именем Варлааме, который жил в Хутынском монастыре. От него то он и получил наставление в христианской вере. Приняв св. крещение, Прокопий, прежде всего, продал свое имущество и роздал одну часть денег нищим, а другую пожертвовал в Хутынскую обитель. Сам же сделался Христа ради юродивым. Один человек, знавший прежде Прокопия и видя его праведную жизнь, рассказал всем о его подвигах и сделался сам блаженным, роздан также все свое имущество. Блаженному Прокопию очень горько было знать, что люди, слыша о нем, так чтут его за его святую жизнь. После этого он ушел ив обители, и решил вести еще более строгую жизнь; дошел до города Великого Устюга, где и поселился. Жизнь в Устюге он проводил так: днем ходил по городу, и жители, глядя на него, смеялись над ним и ругали его; дети же, подражая его юродству, делали то же самое, что и он. Часто Прокопию приходилось терпеть и побои от граждан, но он всегда с большим терпением переносил их. Ночью же он приходил к тому или другому храму, становился на колени и горячо молился Богу, чтобы Он простил грехи жителям города, а также и те обиды; которые они ему причиняют. Когда необходимость заставляла его отдохнуть от денных и ночных трудов и предаться сну, то он большею частию ложился на сырых гнойных местах и не боялся холоду. Зимой терпеливо переносил сильные морозы, постоянно ходил в худой одежде и босой; летом с одинаковым терпением переносил жару и солнечный зной. Пищу он употреблял самую суровую, и то в очень малом количестве, принимал ее он от людей бедных, а от богатых или делающих какое либо зло или что-либо худое, не брал. Из всего этого видно, что Прокопий был мучеником по своей собственной воле. Вся жизнь его была исполнена терпения Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Града Устюга Святыя 294. Святый Праведный Иоанн и Святая и праведная Мария сестра его, иже бысть начальник великаго града Устюга, положены же быша мощи их у церкви Вознесения Господня на посаде в лето 6000 Буга или Багу был татарским чиновником в Устюге; дозволяя себе своеволия, как и другие, подобные ему баскаки, он в 1262 году взял силою в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других, Багу принял крещение с именем Иоанна и обвенчался с Мариею. Народ примирился с ним, а Бану-Иоанн совсем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по монгольской привычке Багу забавлялся соколиною охотою, построен был храм Предтечи с обителию. Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви (Архангельск. лет. 59. Устюж. лет. у Карам. IV, пр. 106. III, пр. 186). 295. Святый и блаженный Прокопий, иже Христа ради юродивый, преставися в лето 6811 месяца июля в 8 день Прокопий, иностранный купец, торговавший в Новгороде, плененный уставами и учением православной церкви, отказался от папизма и принял православие. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав все имение бедным и частию в Хутынскую обитель, вступил на новый путь жизни, на путь юродства. Избегая известности, он недолго пробыл после того в Новгороде и удалился в Вел. Устюге. Он нашел полузырянский город с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На ее паперти Прокопий стал проводить ночи в молитве; а днем ходил по городу глупцом. Над ним насмехались, его бранили и били. Утешением для подвижника была преведная чета Иоанна Буна и Мария; другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители; но и у него не искал он плотского покоя. В 1290 году, воззванием к народу о покаянии и своею горячею молитвою пред образом Благовещения Богоматери в соборном храме, он отвратил от Устюга страшную черную тучу: она разразилась в 20 верстах от города, в дебри Котовальской, падением множества раскаленных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Прп. Киприан Устюжский. Икона. 2-я пол. XX в. (?) (ц. свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге) Устная традиция, отразившаяся в устюжских летописцах, помещает в один временной период земные жизни К. и блж. Прокопия Устюжского († 1303). По Житию блж. Прокопия, К., как и отец свт. Стефана Пермского Симеон, был другом и собеседником блж. Прокопия. Символично, что блаженный приходит принять «разрешение от земных телесных уз» к стенам Михаило-Архангельского мон-ря. По мнению А. А. Турилова , Михаило-Архангельский мон-рь, игуменом к-рого К. оставался до своей кончины, был основан им в 1276 г. Л. Вологдин в летописце сообщает: «Начальник монах Киприян и погребен в том же монастыре, близ святых врат. А по времени над гробом его создана каменная церковь во имя Преполовения Господня. Гроб же его внутрь церкви за левым криласом при стене, и над ним устроена гробница, которая и доныне всеми видима» (Там же. С. 130). В кон. XIX в. еп. Димитрий (Самбикин) так описывал погребение святого: «Гробница над могилою преподобного Киприана каменная, на ней находится писанное на холсте его изображение. Дикий камень, служивший преподобному возглавием, лежит близ гробницы; от сего камня многие, отскабливая частицы, по вере врачуются от болезней. Из вещей, принадлежавших преподобному Киприану, доныне хранится небольшой деревянный напрестольный крест с литым серебряным распятием» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201). Почитание В нач. XVII в. (ок. 1614) стала вестись запись чудес К. Рассказы о них собраны в «Летописце» из устюжского Архангельского мон-ря сер. XIX в., объединившем все устные предания о К. (РНБ ОР. F I. 788. Л. 62-83), в житийном соч. «Жизнь и сказание о основателе обители устюгского Архангельского монастыря преподобном отце нашем Киприане» (РГБ. Ф. 199. 326. Л. 37-62, на рус. яз.). В этих произведениях, а также в более ранних редакциях Устюжского летописца отразился сложившийся в местной устной традиции образ святого-богатыря. Одним из аскетических подвигов К. было постоянное ношение тяжелого камня («взимал тот камень в руки и держа в сплетенных перстами руках своих пред собою, по тех пор пока преодолен будучи сном, испустит оный из рук своих» - РНБ ОР.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

Скачать epub pdf Житие Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого 252 Издавна Божественное писание глаголет о святых мужах, блаженных и юродивых 253 , достойных вечной памяти, ибо святые эти прожили на земле во плоти богоугодную и преподобную жизнь непорочную и честно подвиг свершили о Христе, и сего ради уподоблены были ангелам. И так как пребывали в посте, молитвах и подвиге духовном, просияли в жизни сей как звезды небесные и победу великую одержали над вражьей силой, красоту мира сего суетного от себя отринули и славу света сего прелестного ни во что не ставили, но всегда своими пречистыми душами жаждали нескончаемого века будущей жизни и услаждения с Господом Богом и со святыми его ангелами, с пророками и апостолами, и мучениками, что уготовано было им от сотворения мира. Ради этого, братия, благо нам и полезно тех святых мужей, блаженных Христа ради юродивых, чистое их житие и подвиги и бывающие от них преславные чудеса и слушать, и переписывать, ибо за то бывает нам от Господа Бога великое благо и немалое воздаяние. Слушателям же и сведущим толкователям известно, что лучше оседает и укореняется в сердцах наших то, чего боишься, и на добрые дела направляет и побуждает последовать житию этих святых. Если же не будут описаны благодеяния их, достойные запоминания, то из памяти нашей уйдут и обречены на забвение. В нынешнем же последнем роду нашем кто сможет святых блаженных, Христа ради юродивых мужей по достоинству восхвалить и о них поведать?! Их житию и терпению и сами ангелы Божий удивлялись и их восхваляли, ибо имена тех святых мужей и добродетели их записаны на небесах, как эти святые силою Пресвятого Духа взяли крест Христов на плечи свои и последовали Ему, а за это открыл им Господь двери райского блаженства, чтобы вкусили радость и насладились вечной жизнью. Об этих святых в Поучении своем Василий Великий , епископ Кесарии Каппадокийской пишет так: «Братия, будьте ревнителями праведно живущим на земле людям: осознанно обращайте внимание на знамения и имена, деяния и подвиги их и впишите в сердца свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Церковь Вознесения Господня на Никитской ( " Малое Вознесение " ). Малое Вознесение Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1584 году в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву царь Иван Грозный. Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 году. Среди посадских церквей Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в. На протяжении XVII—XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 году была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюженских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями. В 1737—1739 г. г. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 году 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках. К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в. Очень интересны барельефы на фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящен придел церкви, единственный в Москве. После того как в XIX веке у Никитских ворот построили новый храм в честь Вознесения Господня, который стали называть Большое Вознесение , храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение.

http://sobory.ru/article/?object=02266

прот. Александр Прокопчук Вторая Глава Брак в Кане Галилейской После описания первых встреч Иисуса с будущими учениками евангелист рассказывает об их присутствии на браке в Кане Галилейской. Свадьба праздновалась семь дней ( Быт 29:27 ; Суд 14:12, 17 ). Весёлый праздник, с большим количеством приглашённых ( Быт 29:22 ), проходил в атмосфере радости, сопровождался песнопениями и богатыми угощениями ( Суд 14:22 ). В эпизоде упомянут «распорядитель пира». Этот человек был обязан следить за ходом праздника, за тем, как преподносятся подарки и как подаются блюда, в какой последовательности наливаются вина. Распорядителем пира мог быть назначен один из гостей, но обеспечить празднество вином и пищей полагалось жениху. Этим объясняется то, что распорядитель пира не знал, откуда вино. Неспособность жениха заготовить достаточное количество вина для свадьбы могла навлечь на него позор. Вероятно, Иисус и Его спутники пришли не к началу свадьбы: «Был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак» (2:1 – 2). Указание времени – «на третий день» ( Ин 2:1 ) – в сочетании с указаниями на «другие дни» в 1–й главе 37 позволяет рассматривать чудо в Кане Галилейской как завершение семидневного периода. В своём Евангелии апостол Иоанн ни разу не называет по имени ни себя, ни Мать Иисуса Христа. Богородица, заметив, что у хозяев истощился запас вина, обратилась к Сыну, веря, что Он сумеет помочь. Отвечая на просьбу Матери, Иисус употребляет неожиданное обращение «женщина»: «Что Мне и Тебе, Женщина? Еще не пришел час Мой» (2:4). Это слово не раз применяется в евангельских текстах, восхваляющих женщину: «Тогда Иисус ответил ей: о женщина, велика твоя вера. Да будет тебе, как ты хочешь. И была исцелена дочь ее в час тот» ( Мф 15:28 ); «Увидев же ее, Иисус подозвал ее и сказал: женщина, ты свободна от недуга твоего» ( Лк 13:12 ). Следовательно, такое обращение не может свидетельствовать о недостатке уважения. Тем не менее оно несколько не обычно звучит в устах сына. Иисус показывает, что в данном случае речь не идёт о семейных отношениях. Нечто подобное мы встречаем и в некоторых эпизодах синоптических Евангелий, например: «Вот Матерь Твоя и братья Твои снаружи, ищут Тебя... кто исполнит волю Божию, тот брат Мой и сестра и матерь» ( Мк 3:33 и парал.); «блаженно чрево, носившее Тебя... А Он сказал: еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк 11:27 – 28). То, что Христос не вкладывает в слово «женщина» каких–либо негативных чувств, видно из того, что так же Он обратился к Матери и перед самой смертью ( Ин 19:26 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010