сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Благодатное Небо» Кондак 1 Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, Благодатным Небом нами именуемой, телу нашему и душам спасение подающей, благодарственное приносим пение, Богородительнице. Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, благодатное небо, радость и спасение нам дарующая. Икос 1 Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала о людех, во гресех пребывающих. Мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Тебе сице: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергаю­щая. Радуйся, к Сыну Твоему о них предста­тельствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая. Радуйся, предстатель­ством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая. Радуйся, житие наше добре устрояющая; радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая. Радуйся, Радость всему миру родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая. Радуйся, бла­годатное небо, радость и спасение нам дарую­щая. Кондак 2 Видящи Пречистая люди грешныя, с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающихся и слезно молящихся о гресех своих, внимает молению их, да вси, зряще Матернее Ея милосердие, на небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуия. Икос 2 Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, о немже молишися Сыну Твоему и Богу, мы же, зряще Тя, неотступную предстательницу за нас грешных, со слезами вопием Ти: Радуйся, заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, путеводительнице наша, к небесному отечеству нас возводящая. Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще призывающих имя Твое святое. Радуйся, презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая. Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, оставленных врачми на Свой всемощные руце приемлющая. Радуйся, благодатное небо, радость и спасение нам дарующая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Через сорок дней после Пасхи в Церкви вспоминают Вознесение Господне. Праздник этот всегда приходится на четверг, и потому проходит почти незаметно. А жаль, он очень поучительный. Особенно хороша икона Вознесения. Я помню ее с детства! Христос в сиянии славы восседает на небесном своде, как на троне. Всё пронизано дивным, благодатным светом. На ликах ангелов, Божией Матери и апостолов изумление и торжество. Нет ощущения расставания. Он простирает к ним десницу, а они поднимают к Нему руки. Впечатление такое, словно безымянный иконописец так хотел показать их единство. Потом, много позже, я узнал, что многие отцы Церкви в этом и видели главную идею Вознесения. Например, Лев Великий , Папа Римский (+461): «Вознесение Христа возвышает и нас, ибо, куда взошел Глава, туда в надежде призвано и тело» 1 О последних часах пребывания Сына Божия на земле кратко рассказывает евангелист Лука. По его словам, в сороковой день после Воскресения Иисус явился ученикам в Иерусалиме, затем вывел их из города к селению Вифания, оттуда взошел с ними на Елеонскую гору, и благословляя их, вознесся на небо ( Лк.24:50–51 ), ( Деян.1:9 ). «И воссел одесную Отца», – многозначительно добавляет Евангелист Марк ( Мк.16:19 ) 2 . Но как это могло быть ? Богословы говорят: Его преображённое тело, свободное от законов тяготения, стало постепенно удаляться от учеников и сделалось невидимым 3 . Кстати, слово небо в Священном Писании имеет несколько значений. Вся полнота творения разделяется на небо и землю ( Быт. 1, 1 ). Есть небо воздушное и небо звездное. Они – части видимого мира, которые изменятся и пройдут ( Пс. 101, 26–28 ; Ис. 51:6 ; 2Петр. 3, 10–13 ; Апок. 6, 13; 21, 1 ). Но есть еще и высшее небо, где Бог особым образом открывает Свое присутствие, славу и величие. Апостол Павел называет его третьим небом ( 2Кор. 12, 2–4 ), а пророк Исаия – высотой небес ( Ис. 57, 15 ). Оттуда приходил Господь на землю, туда и вознесся, и оттуда снова придет судить живых и мертвых. Это – невидимое, духовное небо, где нет смерти и разрушения, печали и скорби, но вечная жизнь, святость и блаженство ( Евр. 12, 22–24 ; Апок. 7, 15; 21, 2–3; 22, 3–4 ) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Глава двенадцатая. Кончина мира После всеобщего страшного суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и нас последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: жатва кончина века есть, а жнецы ангелы суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают; тако будет в скончании века сего ( Мф. 13:39–40, 49 ). Не должно понимать под словом конец уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствие тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленного, из смертного в бессмертного. С изменением человека последует изменение и всего мира, изменение законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Что действительно, рано или поздно, последует кончина века, конец мира об этом свидетельствует божественное откровение и наука. Вот свидетельства слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, Ты же пребывавши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я ( Пс. 101:26–27 ). Всё было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания, и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви. Новому духовному человеку должна соответствовать и природа. Весь видимый, вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновлённому человеку: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:21 ). Обновление мира совершится в последний день, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить сообразно их назначению: небо и земля прейдут, и в другом месте; доколе стоит мир, или скорее прейдёт небо и земля, скорее миру настанет конец ( Мф. 5:18 ). Из всех слов Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, но не уничтожатся, а, по словам Давида, как старая одежда изменятся в новую ( Пс. 101:26–27 ), что подтверждает и апостол Пётр, говоря: «мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет. 3:13 ). И Иоанн Богослов действительно видел в откровении небо новое и землю новую; первое бо небо и земля первая преидоша ( Откр. 21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Воспетая еще древними Пророками и ублажаемая от Духа Святаго за предопределенные Ей от Бога радость и блаженство, Она, Пречистая, живя на земле, еще не видит исполнения на Себе этих Божественных предречений; наоборот, великие скорби, нужды, душевные переживания сопровождают Ее земную жизнь. В земной Ее жизни над Ней исполнились в точности слова праведного Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Сколько горя перенесла Пресвятая Дева, сколько сокрытых слез пролито было Ею на земле, когда видела Она ужасные страдания и смерть Возлюбленного Сына Своего! И вот ныне, в самый день Успения Божией Матери оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты Ее переселения от земли на небо начинается — и открывается перед очами всей вселенной — Ее неземное величие, Ее слава и блаженство. Священное Предание о славном Успении Богоматери рассказывает следующее. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, Пречистая Матерь Его с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые были ознаменованы молитвой, страданием и смертью Ее Возлюбленного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено Тело Спасителя, сделались любимыми местами Ее молитв и излияний святых чувств Ее сердца. Часто и подолгу размышляла Она о Своей смерти и будущей загробной жизни, часто даже обращалась к Господу с молитвой о скором отшествии Своем из здешней жизни и блаженном соединении с Ним — Сыном Своим и Богом. И вот однажды, когда молилась Она на горе Елеонской, к Ней явился Небесный Вестник — Архистратиг Божий Гавриил, благовестивший Ей прежде бессеменное зачатие и рождение от Нее Спасителя мира. Ныне, представ пред Пречистой, он предвозвестил Ей, что наступило время для переселения Ее от земли на небо и причастия благодатных утешений от Духа Святаго.

http://pravmir.ru/slovo-na-uspenie-presv...

186. Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира – в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные. Что мы видим тогда? Церковь Божия зело страждет. Уже тринадцать гонений пережила она на протяжении 280 лет после своего основания – после того, как вознесся во славе ее Божественный Создатель. Кровь святых мучеников лилась рекою. Если бы, говорит один писатель, собрать все потоки ее, пролитые во времена лютых гонений, то образовалось бы новое “море Чермное”, не меньше того, какое перешли израильтяне под водительством Моисея. Христиане укрывались в горах, пещерах и пропастях земных, а в окрестностях Рима больше всего их было в “катакомбах”, в этих подземных галереях, которые тянутся на несколько сот верст, в несколько ярусов. Тут собирались они на молитву, совершали общественное богослужение тут и погребали своих страдальцев – героев веры, святых мучеников. До трехсот тысяч почивает их тут!.. Да, тяжелые времена переживала тогда святая Церковь Христова. Тяжелые, но зато и воистину поучительные на все последующие времена! Поучительные особенно для нашего дряблого, погруженного в земную суету, в земные, скорогибнущие интересы, времени! Небо, то небо, где Ангелы Божии славословят Господа немолчными песнями, где святые Божии, предстоя престолу Вседержителя, благоговейно созерцая совершенства Его, склоняются пред величеством славы Его, – это небо было так близко к земле, что верующие были в постоянном благодатном общении с ним. И в темницах святых мучеников озарял свет небесный; и под мечом палача они видели небо сие для них уже отверстым; и на кострах их уже освежала роса райского блаженства. В самой смерти своей они торжествовали уже победу над смертью, славя Господа среди ужасных мучений и радостно переходя в горний мир. Но вот, судьбами Божиими, в 313 году от Рождества Христова, в Медиолане, нынешнем Милане, властно раздается царственный голос, как пасхальный благовест: “Отныне каждый, решившийся соблюдать богослужение христианское, пусть соблюдает его свободно и неуклонно, без всякого затруднения!”

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Слово в день Вознесения Господня Г осподь же по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Марк. 16:19 ). После того, как Совершитель нашего спасения совершил дело, еже дал есть Ему Отец небесный, да сотворит, – оградив учеников Своих Божественною силою, оставил Он их на земле и возшел на небеса к Отцу Своему. Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога. Поспешил Божественный Страдалец из юдоли мрака, бедствий и страданий в страну света и блаженства. Бывший верен даже до смерти, восприял ныне венец живота; увенчался славою, юже имел у Отца, прежде мир не бысть; восприял имя паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:10 ); почил от трудов второго творения, подобно как почил некогда по окончании первого: вознесеся на небо, и седе одесную Бога. Казалось бы, ученикам Спасителя, соединенным союзом крепчайшей любви с своим небесным Учителем, надлежало скорбеть о видимом Его с ними разлучении; а они, напротив, возвратились во Иерусалим с радостию великою, хваляще и благословяще Бога ( Лук. 24:53 ). И нам, слушатели, собранным ныне Церковию для воспоминания видимого от земли вознесения Спасителя нашего, нет причины к скорби и печали: Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки ( Евр. 13:8 ): Он обещался пребыть с нами до скончания века, и пребывает. Церковь в настоящем прославлении Иисуса Христа наипаче указует на прославление Его последователей, и преподает нам урок устами Апостола: искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седя; мудрствовать горняя, а не земная ( Кол. 3, 1–2 ). Приклоним убо сердца и помышления наши к наставлениям небесной матери. В ышних ищите, взывает нам Апостол. Не нужно бы было искать нам вышних – небесных благ, если бы образ Божий в человеке, коим украшен он был в начале, сиял в нем доселе первозданным светом и чистотою. Тогда небо было в человеке: Господь беседовал с ним внутренно и внешно; а где Господь, там и небо; самая земля, возращавшая плоды благословения, была у него небом. Но когда человек сокрушил в себе образ Божий непокорением ума и воли своей законам Творца своего; тогда в душе своей увидел он ад, и девственная земля – жилище его – подверглась проклятию; тогда затворил законопреступный для себя и потомства своего врата земного и благодатного неба; ниспал с высоты блаженства и славы в бездну горестей и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово в день Вознесения Господня 6 Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. – Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3:1–3 ) Недолго Господь Иисус, по Своем воскресении, оставался на земле; прошло сорок дней, и Он вознесся от земли на небо. Да и что было Его сорокадневное пребывание на земле, как не сокровенное восхождение на небо? Еще в первый день воскресения Он сказал Магдалине: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему ( Ин. 20:17 ). И хотя являлся ученикам Своим по временам, но являлся необыкновенным образом, внезапно, сквозь заключенные двери, показывая тем, что Он уже принадлежал не столько нашему миру, сколько горнему. Христиане! Если вы ощущали в себе радость вашего воскресения со Христом, тогда как торжествовали всерадостное воскресение Его из мертвых: то без сомнения принимали пред радостию живое участие в Его страданиях и смерти. Если хотите ощущать в себе радость вашего вознесения со Христом ныне, когда празднественно вспоминаете славное вознесение на небо, то, воскреснув со Христом в новую благодатную жизнь, восходите вашими мыслями, желаниями и действиями на небо: Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога сидя ( Кол. 3:1 ). Изъясним сии слова апостольские для нашего назидания. Аще воскреснусте со Христом. Что означает такое условие? Не тот же ли Апостол говорит в другом месте решительно, что наше воскресение и вознесение уже совершилось в воскресении и вознесении Христовом: Бог богат сый в милости, и нас сущих мертвых прегрешенми, сооживи Христом, и нас с ним воскреси и спосади на небесных ( Еф. 2:4–6 ). Для чего же употребляет условие: аще воскреснусте со Христом? Чтобы разрешить этот вопрос, надобно знать, что Иисус Христос воскрес и вознесся не Божеством; – ибо Оно не причастно ни страданиям, ни смерти, и не подлежит условиям сотворенных вещей – пространству и времени, – но воскрес и вознесся нашим естеством человеческим, как страдал, умер и погребен был плотию. Посему, когда Апостол говорит: и нас с Ним воскреси и спосади на небесных: то под словом нас, разумеет наше естество человеческое. Мы по воскресении Христовом, все остаемся те же, с тою же бренною плотию и на той же мрачной земле; но Своим воскресением Господь путесотворил воскресение и нам; своим вознесением открыл двери царствия достойным наследия небесных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Благодатное облако и другие истории о паломничестве Поездки часто сопровождаются незаметными чудесами 9 июля, 2016 Поездки часто сопровождаются незаметными чудесами Лето — пора каникул и отпусков, время путешествий к святым местам. Истории паломничества часто сопровождаются незаметными чудесами, трогательными, грустными и иногда забавными случаями. Мы собрали три истории, которые запомнились паломникам навсегда. Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) Благодатное облако Дело происходило где-то в середине 2000-х годов на Святой Земле. Конкретно, на горе Фавор на праздник Преображения Господня. Всем православным людям известно, что в ночь на Преображение на гору Фавор сходит Благодатное облако. И вот многотысячная толпа заполняет двор монастыря и ждет. Но вся проблема в том, что Облако сходит по разному. Иногда это действительно облако, обволакивающее всю гору; иногда – дымка; иногда – обильная роса, покрывающая не только траву и деревья, но и православный люд. И время непредсказуемо. Когда-то оно сходит в самом начале праздничной Литургии, а когда-то… Вот в этот год, видимо, и пришло время этого «когда-то». Уже «Отче наш» прозвучало, в открытом алтаре батюшки причастились – а Облака все нет. И тогда митрополит Галилейский Кириак начинает говорить проповедь. Проповедь посвящена конечно же Фаворскому Свету и учению свт. Григория Паламы. Говорит он ее очень долго и, естественно, по-гречески. А адресаты его проповеди, в основном, русские. Потому как русских паломников – подавляющее большинство. Нет, конечно, и греки присутствуют, и румыны с сербами, а под стенами монастыря православные арабы барашка жарят (такой у них обычай на Преображение – праздник – так уж праздник). Но русских – больше всех. А греков, стало быть, меньше. Но греки сидят, слушают, да на небо поглядывают. А русские уже дремлют. И тут владыка громко говорит что-то типа: «Католикос, армянос, коптос – херетикос кес скотос». Понятно, что имел он в виду, что все эти еретики – католики, армяне, копты – люди темные и Фаворским Светом не просвещенные.

http://pravmir.ru/blagodatnoe-oblako-i-d...

Разделы портала «Азбука веры» ( 39  голосов:  4.6 из  5) Оглавление “Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя. Да празднует убо вся тварь восстание Христово, в Нем же утверждаемся” (Из Пасхального Канона) Вместо предисловия к тринадцатому изданию Предыдущие издания книги, которую вы держите в руках, разошлись за короткий срок, и к нам со всей Греции поступали многочисленные просьбы наших читателей о ее переиздании. Очевидно, содержание ее взволновало многих благочестивых читателей. Хотя тема эта давно всем знакома, однако у большинства нет должного представления о природе Благодатного огня, о том, что же на самом деле происходит в Великую Субботу на Св. Живоносном Гробе Господнем. Приступая к переизданию книги, мы руководствовались удовлетворением духовной жажды читателей, имея ввиду укрепление их веры. Кроме того, нам хотелось, чтобы наши православные христиане имели хотя бы некоторое представление о той великой борьбе, которую ежедневно ведут члены Святогробского братства, сохраняя для православного мира Святые Места. Надеемся также, что по прочтении книги у многих появится горячее желание самим совершить паломничество в Святую Землю. Пролог Явление Благодатного Огня на Гробе Господнем не перестает привлекать к себе внимания множества людей. Время от времени в печати появляются различные материалы, посвященные этому событию, остающемуся для большинства неразрешимой загадкой. Природа Благодатного Огня сверхъестественна, и как всякое сверхестественное явление продолжает оставаться для ограниченного человеческого ума тайною, воспринимаемою лишь верою, а не разумом. В 1952 году я впервые сподобился, по милости Господа, поклониться Святым Местам, исхоженным Его пречистыми стопами. В то время в Храме Воскресения производились реставрационные работы, и он весь был заставлен строительными лесами. Казалось, что железные конструкции как бы поддерживали это здание древней византийской эпохи, особенно в главной его части, там, где обычно совершается Богослужение и Последование Св. Страстей, так что уже не было возможности не только наслаждаться величественным внутренним видом храма, но и участвовать в службах Страстной Седмицы. Желая увидеть схождение Благодатного Огня, я, ускользнув от бдительных взоров полицейской охраны, взобрался на толстые, пыльные балки помоста реставраторов…

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010