28-30 октября 2011 года в рамках IV Международного научного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в Киеве состоится международная научная конференция «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты». 28-30 октября 2011 года в рамках IV Международного научного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в Киеве состоится международная научная конференция «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты». Конференцию проводят: Киевская духовная академия и семинария, Институт философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Православный богословский факультет Белградского университета. Работа основных секций конференции будет вестись в следующих направлениях: — богословские основания традиции исихазма; — философское осмысление феномена исихазма; — исторические аспекты исихазма. В качестве основного докладчика для участия в конференции приглашен ведущий российский исследователь исихазма С.С. Хоружий. Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/v-kieve-sostoitsya-kon...

Несколько слов о Василии Васильевиче Зеньковском. Он был на 14 лет моложе Четверикова, но к тому времени его имя уже было известно всей русской эмиграции. С 1920 года – профессор философии и экспериментальной психологии Белградского университета. Здесь же он читал лекции на богословском факультете, где обучалось много русских студентов, и сблизился с членами студенческого православного кружка. Он вошел в состав Верховного совета по делам русских школ при Министерстве просвещения, был одним из создателей Общества русских ученых в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, стал его секретарем, входил в Русскую академическую группу. Несмотря на занятость, в эти годы ему удалось продолжить начатые еще в России эксперименты по детской психологии и подготовить к печати книгу «Психология детства», вышедшую в 1924 году в Лейпциге. Почти одновременно в Загребе на сербском языке впервые была опубликована еще одна его книга – «Русские мыслители и Европа» (1922). Одним из крупнейших центров российской эмиграции стала Прага. В 1923 году по инициативе Русской академической группы и при финансовой поддержке правительства Чехословакии здесь был создан Русский Высший педагогический институт им. Я. А. Коменского. Зеньковский принял приглашение занять кафедру в нем и переехал в Прагу. Вошел в состав Педагогического совета института вместе с такими известными учеными, как профессора С. Н. Булгаков, С. И. Гессен, А. А. Кизеветтер, И. И. Лапшин, Н. М. Могилянский и др. Возглавил кафедру педагогической психологии и экспериментальной педагогики. Благодаря научному и общественному авторитету, в 1923 году Зеньковский на Первом педагогическом съезде российской эмиграции был избран председателем Педагогического Бюро по делам низшей и средней русской школы за границей, своеобразного Министерства просвещения Зарубежной России. Его активная деятельность способствовала тому, что решались многие проблемы финансирования и организации школьного дела в различных странах Европы, подготовки учительства, социальной защиты детей-эмигрантов, создания и обсуждения программно-методического обеспечения русской зарубежной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Моё присутствие на соборе ещё более сблизило меня с ним. Я всецело разделял его взгляды и с болью переживал его поражения. Благодаря владыке я познакомился со многими членами собора и подружился с несколькими молодыми иеромонахами, часто приходившими к нам в келию, чтобы отвести душу. Владыка охотно обсуждал со мною все события и прислушивался к моим замечаниям. Он всегда был окружён людьми, но не только его единомышленники, но и его противники искали встреч с ним. Среди последних самой яркой личностью был, несомненно, Н. Е. Марков Второй. Это был человек крупного сложения, с широкой бородой и с тяжёлым, умным лицом. Он говорил с владыкой с резкой откровенностью, предлагая сотрудничество и угрожая открытой борьбой в случае несогласия. Он так и поступил, когда убедился, что владыка не намерен присоединиться к платформе Высшего Монархического Совета. Приходил к нам и А. Трепов, и другие лидеры монархистов, но они казались мне менее значительными. Дни, проведённые на соборе, отрезвили меня от моей церковной романтики и излечили от юношеской нетерпимости. Я познакомился с методами политической борьбы, с недобросовестностью ряда лиц, выступавших от лица Церкви, меня поразила их беспринципность, готовность использовать все для достижения своих целей 4 . Я принуждён был признать, что крайне правые и крайне левые, часто столь похожи друг на друга, что их можно назвать близнецами. Главное, чему меня научили Карловцы, было знание, что мнение большинства, даже на церковном собрании, не является гарантией истины, и что высокие принципы часто скрывают другие мотивы: личной выгоды, соперничества и обид. После Карловацкого собора я освободился от наивной идеи, которую я разделял со многими моими сверстниками, что революция была делом масонского заговора, и что главная вина за гонения на христиан лежит на евреях. Я был поражён той злобой и нетерпимостью, которую я встретил среди людей, называвших себя защитниками Церкви и верными служителями самодержавия. Я уехал из Карловац умудрённым и многому научившимся. Моя дальнейшая церковно–общественная работа получила своё основание в опыте, пережитом на соборе. 3. Богословский факультет Белградского университета (Н.М. Зернов)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Но есть и другая сторона дела. Весной я был на конференции в Православном богословском факультете Белградского университета в Сербии. Уважая нас и отдавая дань прошлым взаимным услугам и дружбе, руководители факультета с прискорбием должны были признать, что не будут больше считать наше образование высшим образованием, поскольку у нас нет государственной аккредитации — таковы требования ректората университета. Насколько знаю, такая же ситуация складывается в Болгарии. Это лишь штрих, но подобных проблем становится все больше. Боюсь, что нам не уйти от государственной аккредитации. А вот какой ценой она нам обойдется — дай Бог разумения нашим ректорам и проректорам, организующим учебный процесс. Надеюсь, что это можно сделать относительно малой кровью. — Сейчас в перечне ВАКовских дисциплин нет теологии, значит, и экзамены кандидатского минимума не предусмотрены. На основании чего в таком случае формулируются требования к экзаменующимся? — Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что кандидатских экзаменов в списке — три. Это обязательные экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальности. Задача первого состоит в том, чтобы проверить, насколько научно мыслит соискатель, насколько ощущает сопричастность науке. По большому счету и не важно, сдает ли этот экзамен теолог, физик или стоматолог. Ведь суть его от этого не меняется. Даже содержание экзамена лишь незначительно разнится в точных, прикладных и гуманитарных науках. Нам достаточно ввести в него легкий религиозный компонент, после чего он совершенно подходит для богословской науки. Знание иностранного языка необходимо для ученого, поэтому этот экзамен также можно только приветствовать в системе духовного образования. Что же касается специальности, то кто, помимо духовных академий и нескольких вузов (например, ПСТГУ ) может знать содержание специальных дисциплин по теологии? Поскольку это исконно наша сфера жизни и мысли, то мы вполне способны сами сформулировать и программу, и требования по ней.

http://patriarchia.ru/db/text/3138074.ht...

Н.В.Котрелев, член рабочей группы по разработке Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, в своем выступлении рассмотрел проблему сохранения целостности христианского учения о человеке в условиях наступательного секуляризма в Европе и мире. Он, в частности, подчеркнул, что христиане вправе активно отстаивать свои подходы к организации общественной жизни. Один из известных правозащитников Сербии профессор Вожин Дмитриевич, директор Белградского центра за права человека, приветствовал появление в одной из Православных Церквей четко сформулированного подхода к правам человека, который касается всех актуальных проблем в области правозащитной деятельности. По его мнению, появление Основ свидетельствует о мощном духовном и интеллектуальном потенциале Русской Церкви. В ходе конференции состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой обнаружились различные подходы к проблеме соотношения универсального и самобытного в практике применения прав человека. Обсуждалась также проблема соотношения светского права и религиозных традиций в национальном и в международном праве. Представитель богословского факультета Софийского университета профессор М.Иванова осветила этот вопрос применительно к ситуации, возникшей в результате принятия Европейским судом по правам человека решения по иску болгарских раскольников. Немало внимания было уделено практике применения прав человека. В частности, этому вопросу было посвящено выступление советника Президента Черногории по правам человека С.Томович-Шундич. По итогам конференции было решено выразить благодарность Русской Православной Церкви за разработку документа по правам человека, который, в частности, стал ценным вкладом в развитие дискуссии на эту тему в православном мире и за его пределами. Была также высказана надежда, что этот документ будет способствовать появлению не только общеправославного, но и общехристианского подхода к правам человека. 30 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/30242.html

Патриарх Сербский Ириней принял участие в книжной презентации «Русские писатели-классики и Православие» 15 июня 2012 г. 17:30 6 июня 2012 года в Белграде состоялась презентация книг серии «Русские писатели-классики и Православие», издаваемой Издательским домом Фонда единства православных народов. На мероприятии присутствовали: Святейший Патриарх Сербский Ириней , председатель Попечительского совета Сербского отделения Фонда единства православных народов ; митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , председатель Попечительского совета Черногорского отделения Фонда; депутат Скупщины (Парламента) Сербии, заместитель председателя Попечительского совета Сербского отделения Фонда Ненад Попович; Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Сербии А.В. Конузин; Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Сербии В.Н. Чушев; президент Международного общественного Фонда единства православных народов В.А. Алексеев; директор Российского культурного центра в Белграде М.Г. Денисов, а также дипломаты, депутаты Скупщины, представители правительства, учреждений науки, образования и культуры Сербии, духовенства и общественности. Серия «Русские писатели-классики и Православие» публикуется Издательским домом Фонда «К единству!» на протяжении десяти лет. Книги о творчестве Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина и В.М. Шукшина и их отношении к Православию получили высокую оценку Святейшего Патриарха Сербского Иринея, Святейшего Патриарха Болгарского Максима , Предстоятелей других Поместных Церквей и стали заметным событием в культурной и духовной жизни России и русского зарубежья. На презентации выступили Святейший Патриарх Сербский Ириней, президент ФЕПН В.А. Алексеев, посол России в Сербии А.В. Конузин, посол Белоруссии в Сербии В.Н. Чушев, депутат Скупщины Н. Попович и др. Святейший Патриарх Ириней и профессор В.А. Алексеев вручили полные десятитомные комплекты книг из серии «Русские писатели-классики и Православие» в дар Народной библиотеке Сербии, Публичной библиотеке Белграда, библиотекам Белградского университета, Богословского факультета Сербской Православной Церкви, библиотеке Ромской культуры и другим. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2287506.ht...

Всё это было чуждо митрополиту Антонию. Он имел, конечно, свои взгляды, в том числе и политические. Он откровенно писал митрополиту Сергию, призывая его к личному мученичеству. Но в то же время говорил и те слова, которые я привёл. Поэтому грех совершает тот, кто приписывает митрополиту Антонию не то, что он думал. Когда к нему в 1934 году из Парижа приехал митрополит Евлогий, он принял его с распростёртыми объятиями. Он восстановил между собой и митрополитом Евлогием евхаристическое общение, литургическое и молитвенное. Но он был уже болен и не мог приехать в Белград. И когда митрополит Евлогий узнал, что Синод епископов Зарубежной Церкви не посчитался с больным митрополитом Антонием, он был страшно подавлен. Это был великий грех – и против митрополита Антония, и против Церкви. Юрий Павлович Граббе Продолжая свои воспоминания, я хочу рассказать о той роли, которую сыграл в становлении послевоенной Зарубежной Церкви граф Юрий Павлович Граббе. Мы с ним были довольно близко знакомы. Мы оба были студентами богословского факультета Белградского университета. Правда, он был старше меня. У нас установились близкие отношения, потому что мы не только принадлежали к одной альма-матер, но нас связывали родственные отношения, хотя и не прямые. Мы довольно часто встречались, но наши взаимоотношения окрашивались определёнными идеологическими расхождениями. Граббе относился к Русской Зарубежной Церкви как к отрезанному ломтю. Эта установка, с моей точки зрения, совершенно неоправданная, базировалась на богословии Киприана Карфагенского , который, как известно, считал, что как только в Церкви происходит какое-то, даже малое, отклонение, то «отрезанный ломоть» теряет свою благодать и делает недействительными все Таинства. Поэтому Таинство крещения надо повторять, независимо от того, правильно оно было совершено или неправильно. И никакого общения быть не может, ни о каком восстановлении общения речи быть не может, кроме как о полном возвращении в лоно Церкви. Как известно, это был большой спор ещё во времена римских гонений между архиепископом Карфагенским Киприаном, святым и мучеником, и Римским папой Стефаном I, если не ошибаюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

На Богословском факультете Белградского Университета Патрологию преподавал архим. Филарет Гранич (†1948), литографированные лекции которого и служат пособием для студентов. Архим. Филарет известен как ученый византинист и сотрудник виз антологических журналов и изданий. Издания святоотеческих творений Кроме учебных руководств по Патрологии и ученых монографий об отцах Церкви и их творениях, для изучения этой науки особенную важность имеет издание первоисточников, т.е. самих творений. Это представляет собой настолько большое и капитальное дело, что, конечно, оно не может быть реализовано волей и усилиями одного только ученого. Попытки дать ученому миру такие коллекции творений свв. отцов производились уже издавна, но носили характер частичный, неполный, а главное, без достаточного научно-критического аппарата. Выше были упомянуты работы коллегии св. Мавра (бенедиктинских монахов) при участии таких больших знатоков своего времени, как Мабильон, Монфокон, Рюинарт и другие. Но эти работы могли удовлетворить только начинающую научную любознательность того времени. Событием в истории Патрологии явилось знаменитое издание аббата Миня, известное каждому мало-мальски образованному человеку. Jacques Paul MIGNE родился 25 октября 1800 г. и умер 24 октября 1875 г. Это был, в сущности, обыкновенный приходской священник во Франции, но одаренный необыкновенным научным пафосом и трудолюбием. Им были созданы особые типографии, привлечены к делу многие ученые силы и начато монументальное дело по изданию святоотеческих творений, помимо издававшихся им разных богословских энциклопедий, словарей и проч. В результате этого исключительного библиографического подвига ученый мир имеет монументальную коллекцию святоотеческих творений в двух сериях. Первая, греческая, охватывает 161 том творений восточных писателей до 1439 года. Гранки и набор 162-го тома были уничтожены пожаром типографии в 1868 г. Эта серия, помимо колонны греческого текста, имеет параллельную колонну латинского перевода. В начале каждого нового произведения или даже в виде предисловия к следующему автору помещены вступительные сведения о рукописях, с которых печатается данный текст, а иногда имеются замечания и о разночтениях, но это все далеко не удовлетворительно с точки зрения научно-критической.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Видно из нее и то, что кружки эти разного типа; и что по-разному понимают кружки свои ближайшие деловые задачи и методы своей работы. Но конечная задача всегда одна – постижение глубины Православия, построение жизни на Православной основе. Руководители церковной жизни это поняли. Митрополит Антоний благословил работу Белградского кружка. Митрополит Евлогий принял на себя задачу организации Высшей богословской школы за границей, для того, чтобы дать подлинную духовную пищу нашей заграничной молодежи, взыскующей церковного просвещения и жаждущей отдать свои силы па служение Церкви. Эта молодежь выявила себя в кружках. Снизу это единство не видно. Часто в одном городе несколько кружков. Сознание взаимного различия порою доходит до острого антагонизма. Для Церкви этого различия не существует. Один из корней Парижской богословской школы уходит в недра студенческих кружков. Духовная потребность, вызвавшая к жизни христианские студенческие кружки, может получить удовлетворение только в русской Православной богословской школе. Не говоря уже о богословских факультетах католических и протестантских, даже православные духовные школы в Румынии, Сербии, Болгарии и Греции потребности русской молодежи удовлетворить не могут. Это показал опыт. Русской православной молодежи нужна русская Богословская школа. И это касается не только русских беженцев. Это касается и тех православных русских, которые оказались подданными новых лимитрофных государств. Существующими духовными школами (только в Польше) потребность в духовном просвещении остается фактически неудовлетворенною. Правда, открытие высшего духовно-учебного заведения все еще остается делом будущего: делом соборного церковного разума. Предварительные шаги уже сделаны. Митрополит Евлогий уже вошел в сношение по вопросу об организации Высшей Богословской Школы с нашими учеными иерархами и с представителями русской богословской науки, находящимися за границей. Но есть другая задача: неотложная и разрешимая. Это – задача богословской подготовки.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В единственной стране региона — Болгарии — сохранился орган, аналогичный российской Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Однако, ожидается, что он может быть упразднен после принятия нового закона об образовании, который сейчас находится в стадии разработки.   Духовные семинарии и богословские факультеты Особого внимания заслуживает проблема соотношения семинарского и высшего богословского образования. Лишь в Польской Православной Церкви статус духовной семинарии аналогичен, статусу, который семинарии имеют в Русской Православной Церкви. В Польше семинария является высшим учебным заведением первой ступени. Выпускники Варшавской духовной семинарии получают диплом бакалавра и могут поступать на второй уровень обучения (магистратуру) на православное отделение Христианской богословской академии в Варшаве. В Сербии, Греции, Болгарии и Румынии ситуация совсем иная. Здесь семинарии являются средними специальными учебными заведениями. Их воспитанники получают полное среднее образование с элементами общей подготовки по богословским предметам. После окончания семинарии возможно поступление на бакалаврскую программу богословских факультетов. Таким образом, духовные семинарии в этих странах принципиально отличаются от семинарий Русской Православной Церкви. Поэтому, например, руководство православного богословского факультета Белградского университета крайне негативно оценивает практику приема выпускников местных семинарий в духовные академии Русской Церкви. Фактически такие студенты, минуя первую ступень высшего образования (бакалавриат), зачисляются сразу же на вторую ступень (магистратуру). Не имея базовой богословской подготовки, они оказываются неспособными усваивать академическую учебную программу, а также выполнять на должном уровне письменные квалификационные работы. Кроме того, полученные ими в духовных академиях дипломы кандидатов богословия на родине могут быть нострифицированы лишь как дипломы магистров богословия. Вхождение духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс с необходимостью требует пересмотра порядка приема на учебу иностранных студентов (прежде всего, из Сербской Православной Церкви).

http://bogoslov.ru/article/1343269

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010