619 De voc., 2.36: qui bona gesserint, non solum secundum propositum Dei, sed etiam secuiv dum sua merita coronentur. Проспер отказался от сделанного ранее предположении, что неизбрание основывается на предвидении будущих грехов. 622 Lorenz К Der Augustinismus Prospers von Aquitanien//Zeitschrift für Kirchenges-chichte, 73 (1962). S. 217–252; Cappuyns. Le premier représentant. P. 334–337. 623 Weigel G. Faustus of Riez. Philadelphia, 1938. P. 108–109. Вайгель подробно обсуждает проблему датирования трактата Фавста De gratia Dei. См. также Smith T. A. De gratia. Notre Dame, 1990. P. 56–59. 624 Об обстоятельствах того времени см.: Wolfram Н. History of the Goths. Berkley, 1988. P. 117–246; Thompson E. A. Romans and Barbarians: The Decline of Western Europe. Madison, 1982. P. 23–57; Geary P.J. Before France and Germany: The Creation and Transformation of the Merovingian World. Oxford, 1988. P. 3–76; Wallace-HadrillJ. M. The Barbarian West: The Early Middle Ages. New York, 1962. P. 21–42; Goffart W. Barbarians and Romans A. D. 418–584. Princeton, 1980. P. 3–39, 103–126. 625 Smith T. A. P. 21–29; Wolfram. P. 193–202; Geary. P. 69–73; Markus R. A. Christianity and Roman World. London, 1977. P. 141–161; Musset L. The Germanic Invasions: The Making of Europe. A. D. 400–600. University Park, 1975. P. 125–134. 626 Rusch W. G. The Later Latin Fathers. London, 1977. P. 180; Weigel. P. 76–77; Lapeyre G.G. Saint Fulgence de Ruspe: un évêque catholique africain sous la domination vandale. Paris, 1929. P. 91–95. 627 Courcelle P. Nouveaux aspects de la culture lérinienne//Revue des etudes latines, 46 (1968). P. 379–409; Courcelle P. Late Latin Writers and Their Greek Sources. Cambridge, 1969. P. 235, 261–262. Курсель говорит об обновлении интереса к греческой куль туре, особенно к неоплатонизму, в последней трети V века; неоплатонический аскетизм также был известен на латыни благодаря Кассиану. Другую точку зрения см. Riché P. Education and Culture in the Barbarian West. Columbia, 1978. P. 100–104. См. также: Prinz. P. 452–461.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Δωροθος. Σ. 447 (Σθας. Παρρτημα. Σ. 8). 429 Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 626-627. 430 Некоторые сведения о Софийском соборе см. в нашем сочинении «Очерки истории Греко-Восточной церкви от конца XI до половины XV века». М., 1902. С. 294. 431 Γεδεν. κανονικα διατξεις πιστολι, λσεις τν πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως. Τ. II. Κωνσταντινοπολις, 1889. Σ. 65-69; Πατριαρχ. Πνακες. Σ. 488. (В первом сборнике Гедеоном напечатан сам документ, на основании которого мы сообщили выше сведения о соборе при патриархе Симеоне, а во втором сочинении им же сделаны некоторые замечания о том же соборе.) 432 Historia Patriarchica. Р. 169-170; Μελετου. " Ιστορα. Τ. III. Σ. 370; Γεδεν. Ζ. 507. 433 Гедеон (Σ. 17-18) делает попытку ориентироваться в вопросе о способах избрания патриарха в XV и XVI вв., но из его попытки видно, что автор не обладает богатством материалов для его решения и что он не сумел прийти к сколько-нибудь ясным представлениям в затронутом им вопросе. 434 Historia Patriarchica. Р. 187-189. 435 Ibid. Р. 191-193, 200. 436 Ibid. P 200. 437 Historia Patriarchica. Р. 194-196; Γεδεν. Σ. 591. 438 Historia Patriarchica. Р. 202, 204. 439 Ibid. Р. 198-199. Летописец тратит все свои лучшие краски на описание великолепия храма и патриарших зданий, и потому, конечно, он никак не мог предвидеть того, чтобы его витиеватая речь, будучи искажена латинским парафрастом, дала повод одному русскому писателю перевести словами «с великим столом» - такое изречение подлинника, которое по-латыни, вопреки логике и оригинальному тексту, передано выражением «magnam mensam» (См.: Малышевский И. И. Мелетий Пигас. С. 24). 440 Говоря о церковно-общественной деятельности патриархии, для доказательства влияния Церкви на правительственные мусульманские сферы можно было бы рассказать один очень оригинальный факт, будто бы случившийся в патриаршествование Максима III (Historia Patriarchica. Р. 117-124), но этот факт обходят молчанием более благоразумные историки, как, например, Мелетий (Т. III. Σ. 333- 334) и Гедеон (Σ. 485-486). Осторожность лучших греческих историков побуждает и нас обойти молчанием факт, рассказанный в вышеуказанном источнике. 441

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

    Δωροθος. Σ. 447 (Σαθας. Παραρτημα. Σ. 8).    Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 626—627.    Некоторые сведения о Софийском соборе см. в нашем сочинении «Очерки истории Греко-Восточной церкви от конца XI до половины XV века». М., 1902. С. 294.     Γεδεν. κανονικα διαταξεις πιστολαι, λσεις τν πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως. Τ. II. Κωνσταντινοπολις, 1889. Σ. 65—69; Πατριαρχ. Πνακες. Σ. 488. (В первом сборнике Гедеоном напечатан сам документ, на основании которого мы сообщили выше сведения о соборе при патриархе Симеоне, а во втором сочинении им же сделаны некоторые замечания о том же соборе.)    Historia Patriarchica. Р. 169—170; Μελετου. " Ιστορα. Τ. III. Σ. 370; Γεδεν. Ζ. 507.    Гедеон (Σ. 17—18) делает попытку ориентироваться в вопросе о способах избрания патриарха в XV и XVI вв., но из его попытки видно, что автор не обладает богатством материалов для его решения и что он не сумел прийти к сколько-нибудь ясным представлениям в затронутом им вопросе.    Historia Patriarchica. Р. 187—189.    Ibid. Р. 191—193, 200.    Ibid. P 200.    Historia Patriarchica. Р. 194—196; Γεδεν. Σ. 591.    Historia Patriarchica. Р. 202, 204.    Ibid. Р. 198—199. Летописец тратит все свои лучшие краски на описание великолепия храма и патриарших зданий, и потому, конечно, он никак не мог предвидеть того, чтобы его витиеватая речь, будучи искажена латинским парафрастом, дала повод одному русскому писателю перевести словами «с великим столом» — такое изречение подлинника, которое по-латыни, вопреки логике и оригинальному тексту, передано выражением «magnam mensam» (См.: Малышевский И. И. Мелетий Пигас. С. 24).    Говоря о церковно-общественной деятельности патриархии, для доказательства влияния Церкви на правительственные мусульманские сферы можно было бы рассказать один очень оригинальный факт, будто бы случившийся в патриаршествование Максима III (Historia Patriarchica. Р. 117—124), но этот факт обходят молчанием более благоразумные историки, как, например, Мелетий (Т. III. Σ. 333— 334) и Гедеон (Σ. 485—486). Осторожность лучших греческих историков побуждает и нас обойти молчанием факт, рассказанный в вышеуказанном источнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

В ночь на 23 авг. 1547 г. на Малакку напал флот султаната Ачин (Ачех). Нападение отразили, и капитан Мелу решил снарядить отряд для погони за неприятелем. К. напутствовал солдат, отправлявшихся на войну с врагами христ. веры, и призвал всех христиан молиться о них. Более 40 дней от отправленных на войну с ачинцами не поступало никаких известий. Горожане были обеспокоены, но К. убеждал их не падать духом и надеяться на благополучный исход экспедиции. Когда в Малакке распространился слух, что поход завершился неудачей и все его участники погибли, миссионер после воскресной мессы выступил с поучением. Упрекнув горожан в доверии пустым слухам и сомнении в Божием благоволении, К. заявил, что португальцы нанесли врагу сокрушительное поражение и вскоре вернутся в Малакку с богатой добычей. Через неск. дней в городе получили известие о том, что португальцы действительно победили врага. Пророчество К., о к-ром впосл. сообщали многочисленные свидетели, привело к тому, что миссионера стали считать чудотворцем (напр.: Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 177-178, 181-182, 193, 274-275; Documenta Indica. 1948. T. 1. P. 365-366; Valignano. 1944. P. 106-107; см.: Schurhammer. 1980. Vol. 3. P. 235-241). Укреплению репутации К. способствовала его активная пастырская деятельность: он ежедневно проводил катехизацию, принимал исповедь, проповедовал в церкви, исполнял обязанности духовника в госпитале (Epistolae. 1944. T. 1. P. 388-389, 408), а также дискутировал с ученым раввином Соломоном и др. евреями, жившими в Малакке (Documenta Indica. 1948. T. 1. P. 626-627, 681-682). Многие называли К. «святой отец» (el Padre Santo - Ibid. P. 367; T. 3. P. 531; Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 422). Жители Малакки вспоминали об исцелении им Франсишку ди Шавиша, маленького сына португ. колониста и яванки: ребенок, облизавший отравленную стрелу, находился при смерти, но выздоровел после того, как К. благословил его и совершил мессу ради его исцеления (впосл. сведения о чуде были дополнены вымышленными подробностями, см.: Schurhammer. 1980. Vol. 3. P. 243-244).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Hymn 22.33–34. 567. Hymn 22.50–52. 568. Hymn 30.18–32. 569. Hymn 23.186–194. 570. Hymn 23.174–180. 571. Hymn 23.230–235. 572. Hymn 55.132–136. 573. Hymn 52.46–47. 574. Theol 2.238–246. 575. Hymn 7.25–27. 576. Hymn 13.37–47. 577. Hymn 13.48–50. 578. Hymn 21.114–117. 579. См. прим. 7 к этой главе. 580. Hymn 21.246–266. 581. Hymn 21.1–3. 582. См. мою статью «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого». Вестник 61, 1968. Стр. 47–55. 583. Hymn 23.174–177. 584. Hymn 7.28–29. 585. Hymn 24.6–11. 586. Hymn 24.12–19. 587. Hymn 30.156–166. 588. Hymn 30.263–267. 589. Hymn 1.1–26. 590. Hymn 1.26–29. 591. Hymn 1.30–37. 592. Hymn 1.38–42. 593. Hymn 50.198–202. 594. Hymn 50.238–246. 595. Более подробно — в моей статье « «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии пр. Симеона Нового Богослова». Вестник, 75–76. 1971. Стр. 151–170, особенно 168–170 (по–французски) 596. Eth 4.552. 597. Eth 1.3.82–86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4. 598. Сар 1.51–52; Cat 28.403–410 599. Eth 3.203–205; 243–253. 600. Eth 3.257–263. 601. Eth 3.375–385. 602. Eth 3.399–402. 603. Eth 4.424–429. 604. Eth 4.856–861. 605. Eth 4.249–259. 606. Eth 4.260–269. 607. Eth 4.917–924. 608. Eth 5.184–193. 609. Eth 5.114–125. 610. Eth 5.212–214. 611. Eth 5.246–249. 612. Eth 9.239–245. 613. Eth 9.246–248. 614. Eth 9.303–305. 615. Eth 9.380–387. 616. Eth 9.390–407. 617. Eth 10.88–93. 618. Eth 10.697–713 619. Eth 10.813–821. 620. Eth 10.751–753. 621. Eth 11.157–186. 622. Euch 1.59–62. 623. Euch 1.152–154. 624. Euch 1.181–195. 625. Euch 1.196–211. 626. Euch 2.196–207. 627. Euch 2.208–224. 628. Euch 1.232–237. 629. Hymn 28.1–23. 630. Hymn 28.73–83. 631. Hymn 41.101–114. 632. Hymn 42.74–84 633. См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71. 634. Hymn 42.120–125. 635. Hymn 55.82–92. 636. Hymn 50.91–109. 637. Hymn 23.13–19. 638. Hymn 23.122–128. 639. Hymn 23.267–268. 640. Hymn 23.319–326. 641. Hymn 23.346–354. 642. Hymn 23.394–414. 643. Hymn 23.517–520. 644. См.: Часть I. Братолюбивый Нищий.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Речь пред вручением жезла епископу Алексию, вик.Казанской епархии, после его хиротонии. «Прав.Собес.» 1900, окт., стр.325–329· С о.о.законоучителями светских средне-учебных заведений гор. Харькова. «Приб. к «ЦВ» 1911, 17, стр.717.· Литература: «Церк.Вед.» 1893, 20, стр.152.· -«- 1897, 42, стр.381. -»- 1897, 44, стр.401. -«- 1899, 48, стр.361. -»- 1900, 22, стр.217. -«- 1901, 18, стр.107–108. -»- 1902, 20, стр.171–193. -«- 1906, 21, стр.303. «Приб. к «ЦВ»1889, 2, стр.39. -»- 1897, 3, стр.77. -«- 1901, 29, стр.1031. -»- 1903, 7, стр.249. -«- 1914, 18–19, стр.872–876. «Церк.Вед.» 1903, 7, стр.43. «Рус.Палом.»1912, 30, стр.463. -»- 1914, 24, стр.388. «Прав.Собес.»1897, октябрь, стр.355 -«- 1897, нояб., стр.3–10. -»- 1897, дек., стр.674, 682–686, 4 отчет. -«- 1898, март, стр.283–301. -»- 1898, май, стр.513. -«- 1898, окт., стр.494. -»- 1899, янв., стр.7. -«- 1901, май, стр.493–94. -»- 1904, дек., стр.1156. -«- 1905, июль-авг., стр.59. -»- 1907, окт., стр.544. -«- 1909, март, cmp.I, отчет. -»- 1914, февраль, стр.1–3, отчет. -«- 1914, ноябрь, стр.8, 11–12. «Церк.Вестн.»1883, 45, 48. -»- 1887, 16. -«- 1891, I, cmp.II. -»- 1891, 9, стр.142–143. -«- 1891, 32, стр.508. -»- 1891, 36, стр.572. -«- 1891, 47, стр.746. -»- 1891, 50, стр.796. «Христ.Чтен.»1885, янв.,июнь, стр.157, 160, 149–150, 155. -«- 1890, май-июнь, стр.278, 280, 281. -»- 1891, май-июнь, стр.3, 16–17, 20–21, 32, 38–48, 370–371,373. -«- 1894, декабрь, стр.135. «Изв.Казан.еп.»1883, 23, и 24, стр.717. -»- 1887, 9, стр.205.· -«- 1889, 2, стр.23. -»- 1895, 9, стр.292. -«- 1897, 18, стр.485, 486, 487, 488. -»- 1897, 21, стр.571. -«- 1897, 22, стр.595–599, 599–609, 626. -»- 1897, 23, стр.644–651. -«- 1897, 24, стр.660–664, 669–670, 679–689. -»- 1898, I, стр.15–18, 18–30. -«- 1898, 2, стр.41–48. -»- 1898, 3, стр.70–91,. -«- 1898, 4, стр.113, подстр. 109–116. -»- 1898, 5, стр.147–148, 159–171. -«- 1898, 6, стр.200–203,. -»- 1898, 7–8, стр.294–301. -«- 1898, 9, стр.347–360. -»- 1898, 12, стр.488–518. -«- 1898, 13–14, стр.560–593. -»- 1898, 15, стр.601–616. -«- 1898, 16, стр.669–671. -»- 1898, 17, стр.711–729. -«- 1898, 18, стр.744–765, 766–769. -»- 1898, стр. 799–838. -«- 1898, стр. 852–873. -»- 1898, стр. 902–934. -«- 1898, стр. 948–970. -»- 1898, стр. 998–1027. -«- 1899, стр. 24–26, 30–33. -»- 1899, стр. 105–120. -«- 1899, стр. 162–186. -»- 1899, стр. 204–218. -«- 1899, стр. 248–272. -»- 1899, стр. 312–315. -«- 1899, стр. 349–352. -»- 1899, стр. 530–532, 535–538. -«- 1899, стр. 737–740, 742–767. -»- 1899, стр. 788–789. -«- 1899, стр. 886–905. -»- 1899, стр. 933–952. -«- 1899, стр. 981–996, 997–1006. -»- 1899, стр. 1041–1054, 1061–1063. -«- 1899, стр. 1079–1091. -»- 190I, -«- 1902, стр. 10–26. -»- 1902, стр. 54–68. -«- 1902, стр. 100–115. -»- 1902, стр. 197–215. -«- 1902, стр. 247–259. -»- 1902, стр. 345–351. -«- 1902, стр. 389–390. -»- 1902, стр. 438–439. -«- 1902, стр. 488–495. -»- 1902, стр. 582–587. -«- 1902, стр. 632–636. -»- 1902, стр. 759–769. -«- 1902, стр. 998–1004.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

См.: грамоты Святослава и Ростислава. 178 Так поступил Ефрем Переяславский. 179 См.: Послание Симона Владимирского к Поликарпу в Печерском патерике. 180 См.: Поучение митрополита Кирилла//Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 281. 181 Грамота Всеволода Новгородской церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках. 182 ПСРЛ. Т. II. С. 60. 183 Соколов Н. К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 626. 184 О средствах содержания духовенства см.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I, 1–я пол. С. 422—.450; Макарий. Ibid. Т. I. С. 191–197; Т. II. С. 291, 292; Т. III. С. 256, 257; Соколов Н. (К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 617–627. 185 ПСРЛ. Т. I. C. 120. 186 Илариона, митрополита Киевского, два слова//ПТСО. 1844. Ч. Н. С. 277. 187 О влиянии духовенства на древнее русское законодательство см.: Калачев Н. В. О значении Кормчей в системе древнерусского права//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. 3. Отд. 1. С. 1–128. 188 ПСРЛ. Т. I. C. 54. 189 Макарий. Ibid. Т. II. С. 285–291; Т. III. С. 244–255; Соколов Н. К. О духовенстве в древней Руси//ПТСО. 1860. Ч. XIX. С. 628–636. 190 Новгородская летопись//ПСРЛ. Т. I. C. 78. Подобное см. об Ефреме Переяславском в: ПСРЛ. Т. I. C. 89. 191 Иаков Черноризец. Похвала Владимиру, см.: Макарий. Ibid. Т. I. С. 260. 192 ПСРЛ. Т. I. C. 102. 193 Соловьев С. М. Ibid. Т. I. С. 262. 194 Пособиями при изучении этой главы могут служить: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. 1–я пол. С. 580—787 (о состоянии просвещения); Т. I. 2–я пол. С. 685–689 (об еретиках): Т. I. 1–я пол. С. 70, 71, 89, 90, 186–193, 482–495; Т. II. С. 689—718 (о сношениях с латинянами и латинской пропаганде); Макарий. История Русской Церкви. Т. I. C. 111–150: Т. II. С. 104–211; Т. III. С. 122–220 (о просвещении): Т. 1. С. 231–252: Т. II. С. 317–323; Т. III С. 281–296 (о латинской пропаганде): Попов А. Н. Историко–литературный обзор древне–русских полемических сочинений против латинян (XI–XV в.). М.. 1875; Павлов А. С. Критические опыты по истории древней греко–русской полемики против латинян. СПб., 1878; Списывание книг в древние времена России//ПС. 1862г. Ч. I. C. 131—171; О способах духовного просвещения древней России вне училищ//ПС. 1858. Ч. I. С. 87—121, 262—296; Порфирьев И. Я. О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России//ПС. 1858. Ч. 1. С. II. C. 173 и след.; Обзор русских летописей в содержании и характере их, преимущественно церковно–историческом//ПС. 1860. Ч. I, II; Взгляд древне–русских летописцев на события мира//ПС. 1859. Ч. II. С. 45, 414 и след.; Смесь христианства с язычеством и ересями в древне–русских сказаниях//ПС. 1861. Ч. I. С. 241 и след. 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Всецерковный собор и выборное начало в церкви. От группы Петербургских священников. Ответ на записку Антония. Еп. Волынского. Н.П. Аксаков. 1905, III, 12, 711–777. 620. О церковной реформЕ.А. Чирецкий. 1906, II, 7–8, 448–496. —56— 621. К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России. Доклад IV отделу Предсоборного Присутствия. Н.Д. Кузнецов. 1907, II, 7–8, 592–648; III, 9, 61–88; 10, 203–260. 622. Один из больных вопросов приходской жизни. (По поводу новой инструкции настоятелям церквей). Свящ. А.К. Рождественский. 1907, III, 9, 172–193. 623. О способах материального обеспечения духовенства. В. Кедров. 1908, I, 1, 191–211. 624. Улучшение положения пастыря, как одно из главнейших средств к оживлению приходской жизни. Свящ. А.К. Рождественский. 1908, III, 11, 362–385; 12, 600–627. 625. К вопросу об оживлении приходской жизни. По поводу статьи свящ. А.К. Рождественского, Улучшение положения пастыря, как одно из главнейших средств к оживлению приходской жизни. И. 1909, I, 4, 632–640. 626. Дух и организация (о церковном обновлении). Свящ. Д. Силин. 1909, II, 5, 57–83; 6, 172–193. бб) Обзоры печати 627. Из периодической печати. В.Н. Мышцын. I. Несколько предварительных слов. По поводу Высочайшего указа 12 Декабря. Предложение Преосв. Димитрия. Недостаток живого архипастырского воздействия. Священническая «жалость». Сношение духовенства с епархиальною властью чрез благочинных. О благочинных. Собрания духовенства для исповеди. Об епархиальных съездах из о.о. благочинных. 1905, I, 2, 401–420. II. Отношение духовенства к вопросам общественной жизни. Древний обычай печалований. Упрек светской печати Петербургскому духовенству. Слова двух пастырей о событии 9 Января. 1905, I, 3, 637–656. III. Духовное обновление народа и наше духовенство. По поводу записки «о необходимости перемен в русском церковном управлении». Об учреждении патриаршества и избрании патриарха в России. 1905, I, 4, 831–852. IV. Общественное освободительное движение и интересы церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т. е. внутри. 625 Никифор Безмолвных. О хранении сердца (Цит. по: Добротолюбие священного трезвения. Т. 5. Изд. 2–е. М., 1900. С. 249—250). 626 Там же (С. 250—251). 627 Об этих авторах см., в частности: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно–христианская мистика. С. 295—297, 318—320; Его sice. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 11—16; Дунаев А. Г. Предисловие к кн.: Путь к священному безмолвию. С. 10—14. 628 1 Фес. 5:17. 629 Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим 1—4 (Цит. по: Добротолюбие священного трезвения. Т. 5. Изд. 2–е. С. 216—218). 630 Григорий Полома. Триады I, 2, 3 (Цит. по: Св. Григорий Полома. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 43). 631 Макарий Египетский. Духовные беседы 15, 20 (PG 24, 589 В). 632 Григорий Панама. Триады I, 2, 3 (С. 43—44). 633 Там же I, 2, 6 (Там же. С. 46). 634 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 4, 9. 635 Григорий Палама. Триады I, 2, 7 (С. 47—48). 636 Там же 1,2, 8 (С. 48–49). 637 Евагрий. О молитве 36. После осуждения Евагрия на V Вселенском Соборе трактат «О молитве» был надписан именем Нила Синайского. См: Hausherr I. Le " De oratione " d " Evagre le Pontique en syriaque et en arabe. — Orientalia Christiana Periodica 5. Roma, 1939. P. 7—71; Hausherr I. Le " De oratione " de Nil et Evagre. — Revue d " ascetique et de mystique 14. Paris, 1933. P. 193—199. 638 Исаак Сирин. Том 2–й. Беседа 14, 11—14 (Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М, 1998. С. 107—108). 639 О внешних формах молитвы см., в частности: Габриэль (Бунге), иеромонах. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. С. 121—172. 640 Т. е. молитва «Отче наш». 641 Т. е. Иисусова молитва. 642 Деян. 4:12. 643 Симеон Солунский. О священной молитве (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе. Т. 5. С. 443—445). 644 XIII веком датируется первая известная рукопись этого произведения. На славянский язык оно было переведено в XIV веке. Вопрос об атрибуции и точном нрсмени появления этого памятника однозначно не выяснен, однако ученые связывают его появление с афонским исихазмом. См.: Козлов Максим, протоиерей. Акафист в истории православной гимнографии. —Журнал Московской Патриархии 6, 2000. С. 84—85. 645

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

с. 108 слл. . Псевдо-Макарий, Гом. 30, PG 34, 721–728 (заново родиться от Духа Святого). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1070, Указатель, с. 304: пребывание Бога в душе. Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 96 слл. (величие сынов Божьих). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, 7’, Собр. сон., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 202 слл.; II, VIII, 10, с. 208 слл. («Имей Бога в себе!»). Образ и подобие Божие Ориген, Об основах III, б, 1, PG 11, 333; Гом. на Быт 1, 12–13, SC 7 (1943), с. 78–84. Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, 2, SC 18 (1946), с. 111–113. Василий Великий , Sermo asceticus PG 31, 869–881. Григорий Нисский , О сотворении человека 16, SC 6 (1943), с. 151–161. Авва Исайя, Logos 25, франц. Etiolles, 1970, с. 214 слл. (печать истинного Царя – милосердие). Никита Стефат, Трактат о душе, SC 81 (1961), с. 82 слл. Старец Силуан, в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 252 слл. Природное житие Василий Великий , Гомилии на Шестоднев 9, 3–4, SC 26 (1949), с. 496 слл. Григорий Богослов , Указатель в PG 38: природа. Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1970, Указатель, с. 307: природное и противоприродное. Соловьев В., Оправдание добра II, VII, 10, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 170 слл. (праведность человека, свойственная ему по природе). Н. Бердяев, Русская идея, Париж, 1946, гл. IV. Русский гуманизм, с. 88–100. Блаженное житие Василий Великий , Великое правило 17; Краткое правило 193. Авва Исайя, Logos 16, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 126 слл. (о радости, посещающей душу, посвятившую себя служению Богу). Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 118. Соловьев В., Оправдание добра I, VI, 1–7, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 143–163 (критика абстрактного эвдемонизма). Спасснйб души Хоачн Златоуст, О спасении души, PG 60, 735–38. Василий Великий , Praevia institutio ascetica, PG 31, Ç19–626.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010