80 Да будет сердце моё непорочно в оправданиях Твоих, да не постыжусь! 81 Истаевает душа моя о спасении Твоем; на слова Твои я надеялся. 82 Истаевают глаза мои о спасении Твоем: когда утешишь меня? 83 Ибо я стал как мех на морозе; оправданий Твоих не забыл. 84 Сколько остается дней раба Твоего? Когда сотворишь мне суд от гонителей моих? 85 Поведали мне законопреступники рассуждения, но это – не закон Твой, Господи. 86 Все заповеди Твои – истина, неправедно гнали меня, помоги мне. 87 Едва не погубили меня на земле, но я не оставил заповедей Твоих. 88 По милости Твоей оживи меня, и сохраню свидетельства Твоих уст. 89 Во век слово Твоё, Господи, пребывает на небе, 90 в род и род – истина Твоя. Ты основал землю, и она пребывает. 91 По установлению Твоему пребывает день, ибо всё служит Тебе. 92 Если бы закон Твой не был утешением для меня, я погиб бы в унижении моем. 93 Во век не забуду оправданий Твоих, ибо ими Ты оживил меня. 94 Я – Твой, спаси меня, ибо я оправдания Твои взыскал. 95 Меня ожидали грешники, чтобы погубить меня, я уразумел свидетельства Твои. 96 Я видел предел всякого конца, заповедь Твоя чрезвычайно широка. 97 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во всякий день он – поучение для меня. 98 Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих, ибо она – на век моя. 99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо свидетельства Твои – поучение для меня. 100 Я стал сведущ более старцев, ибо заповеди Твои взыскал! 101 От всякого лукавого пути я удерживал ноги мои, чтобы хранить слова Твои. 102 От судов Твоих я не уклонился, ибо Ты даровал мне закон. 103 Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих. 104 Из заповедей Твоих я получил разумение, поэтому я возненавидел всякий путь неправды. 105 Светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим. 106 Поклялся я и постановил – хранить суды правды Твоей. 107 Я унижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему. 108 К добровольному уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. 109 Душа моя в руках Твоих всегда, и закона Твоего я не забыл.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

83 Когда воля человеческая становится важнее Воли Божией, появляется воля вражеская. 84 Чем больше слушаешь, тем меньше услышишь. Чем больше смотришь, тем меньше увидишь. 85 Покаяние – это есть пост сердца, стяжавшего умение жить «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Пет. 2: 1). 86 Кто рассчитывает на свои силы, долго не продержится. Кто отталкивает других, долго не устоит. 87 Из пустой и чистой комнаты исходит ослепительный свет. А из комнаты, заваленной хламом, исходит зловоние. 88 Светильник всем светит, потому что в нем сгорает масло. Хочешь сберечь масло? Не зажигай светильник. Но тогда масло испортится и его выльют. 89 Загляни в быструю бурную реку – не увидишь ничего кроме пены... Загляни в колодец с чистой водой – ясно увидишь свое отражение... 90 Когда люди думают, что они уже захватили в свою власть всю землю, неожиданно обнаруживается, что они ничем не владеют. 91 Чем человек доказывает свою преданность Богу?.. Отсутствием страха перед опасностями: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1: 7). 92 Когда в нас неразличимо мало то, что связывает нас с людьми, тогда в нас необозримо велико то, что связывает нас с Богом и помогает нам «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16). 93 Тайна подлинно существует, и хорошо то, что Она невидима и не имеет облика. Тем лучше на Ее фоне видны поступки и действия людей: «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2: 7-8). 94 Невыразимое постичь можно, но увидеть нельзя. 95 Можно обладать всей мудростью мира сего и не знать, как спастись. И можно знать, как спастись, но не быть мудрым. 96 Царь среди людей – это пыль перед Богом. И человек, подобный царю, перед Богом – словно пыль среди людей. 97 На широких путях мира всюду подстерегает усталость, но на пути Богопознания нет места усталости... «ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Пет. 2: 3)

http://isihazm.ru/1/?id=198

83. Признаете ли писания евангельские боговдохновенными? – Признаем мы истинный смысл писаний Евангельских проявлением слова Божьего, откровением его. 95. Что есть грех прародительский? – Наследственная сила искушений, живущая в человеке, которую Иисус победил в себе в сороковой день поста. 97. А на что должна быть направлена вся жизнедеятельность человека? – А на водворение Царства и правды Его. 98. Где же должно быть водворено Царство Божие и правда Его? – Внутри человека. 99. Что есть Царство Божие? – От немощей освобождение, удовлетворение совести, соединение с Богом и людьми душой и сердцем и приобщение к жизни вечной есть Царство Божие. Так Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 100. А на земле может ли быть водворено Царство Божие? – Будет внутри человека, будет и на земле, а не будет внутри человека, не будет и на земле. Чрез водворение в себе наступает Царство Божие на земле. Кто в себе Царство Божие водворит, для того и наступает Царство Божие на земле; и на суд тот не приходит, но перешел от смерти к жизни; так Христос сказал. 103. А в чем состоит суд Божий? – А в том и состоит суд Божий, что каждый судится самим собою, по законам жизни и смерти. Так Христос сказал: Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну. И Я не сужу никого, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня (жизнь и истину и путь) имеет судию себе: слово, которое Я говорил (законы жизни, которые Я установил), оно будет судить его в последний день. Делами настоящего каждый уготовляет себе будущую судьбу. 104. Как человеку водворить в себе Царство Божие? – Усилием от искушений устраняясь, усилием от немощей освобождаясь, усилием сильным приближаясь ко Христу, – водворяет человек в себе Царство Божие. 107. Что значит приблизиться ко Христу? – Значит очистить свою душу от лукавства для воспринятия духа истины. 112. Чем должны быть водворены правда и свобода, установлен житейский порядок и ограждено общественное спокойство и безопасность, если не насилием? – Огня огнем не тушат, воды водой не сушат и тьмою тьмы не осветишь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

84 Там же. 85 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 5, 132. 86 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI. 5, 132 — 6, 133. С. 134—136. 87 Отпуст часов и вечерни во Святый и Великий пяток. 88 Последование погребения мирских человек, 2-й тропарь на «Благословен еси, Господи». 89 Быт.3:6. 90 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 1, 127. С. 128. 91 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 2, 127—128. С. 128—130. 92 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVI, 3, 128—129. С. 130. 93 «Икона, без сомнений, есть подобие и образец, и оттиск чего-либо, показывающий собой то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу, то есть изображаемому лицу или предмету; ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается». См.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 3, XVI/Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. [Б.м.:] Свято-Троицкая-Сергиева Лавра, 1993. С. 100. Святые отцы догматически положили, что честные иконы должны полагаться к поклонению — поскольку «чем чаще при помощи икон» Христос, Пречистая Его Матерь и все святые «делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах» (см.: VII Вселенский собор. Деяние 7/Деяния Вселенских соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 590—591), и когда мы, «припав, поклоняемся не веществу, но Тому, Кто изображается ...и честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз» — см.: Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры, 4, XVI (89)/Иоанн Дамаскин, преподобный. Источник знания. [Б.м.:] Индрик, 2002. С. 313. 94 Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 2, XX. С. 59—60. 95 «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно: 96 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»: 97 «Диавол ...был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи»: 98 Отпуст Святых страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

85. Господь Иисус Христос пред Страданиями Своими говорит: Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (50, 5–6). 86. Кто из вас боится Господа, да послушает гласа Отрока Его Иисуса. Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа Иисуса Христа и утверждается в Боге (50, 10). 87. И утешит Господь избранных Своих и пустыни их соделает, яко рай Христов, радость и веселие обретут в Нем, славословие и глас хваления (51, 3). 88. Послушайте Меня, народ Мой, – говорит Спаситель, – яко закон от Мене изыдет, и суд Мой поставлю во свет для язычников (51, 4). 89. Восходят правда Моя и спасение Мое, и на мышцу Божества Моего будут уповать язычники, и спасение Мое во век будет, и правда Моя не оскудеет (51, 5–6). 90. Закон Мой в сердцах людей будет. Восстани, воскресни, Иисусе Боже наш, не Ты ли еси победил гордаго диавола и расторгнул змиа древнего (51, 9). 91. Спасенные и избавленные Господом придут в Сион, Церковь Христову, с радостью и веселием вечным, над головами их веселие и хвала, и радость пребудет, отбеже болезнь и печаль и воздыхание (51, 11). 92. Облекись в силу твою, Сион, Церковь Бога жива, без серебра искуплены людие Мои, глаголет Господь, и вас ради присно имя Мое хулится во языцех (52, 5). 93. Сего ради народ Мой узнает имя Мое, поэтому узнает в тот день воплощения Сына Человеческого, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» (52, 6). 94. Коль прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего блаженство, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя, Сионе, воцарится Бог твой (52, 7). 95. Голос сторожей Твоих возвысился, и все они вместе возрадуются, ибо своими глазами увидят, егда помилует Господь Сиона – Церковь Новоза ветную (52, 8). 96. И открывает Господь мышцу Свою Святую пред всеми язычниками, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога нашего (52, 10). 97. Идите... верные, не касайтесь нечистого... очистите себя, носящие сосуды Господни! – искупленные души (52, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

85 «Так что же нам делать?», Изд. 2-е, Посредника, стр. 135. Ниже идут цитаты из этой работы Толстого (прим. ред.) 86 «Дневник писателя» за 1877 год, июль–август, гл. II, IV. Достоевский замечает здесь о Левине – Толстом следующее: «вот эти, как Левин, сколько бы ни прожили с народом или подле народа, но народом вполне не сделаются, мало того, во многих пунктах так и не поймут его никогда вовсе. Мало одного самомнения, или акта воли, да еще столь причудливой, чтобы захотеть и стать народом. Пусть он и помещик, и работящий помещик, и работы мужицкие знает, и сам косит, и телегу запрячь умеет, и знает, что к сотовому меду огурцы свежие продаются. Все-таки в душе его, как он ни старайся, останется оттенок чего-то, что можно, я думаю, назвать праздношатайством». 88 «Как ни странно было многое из того, что входило в веру народа, я принял все, ходил к службам, становился утром и вечером на молитву, постился, говел, и первое время разум мой не противился ничему» (там же). 89 Герцен. «Былое и Думы», т. VII, 302 (Заграничное изд. 1879). Что это не может быть верно относительно Ив. Киреевского, ясно и на основании его сочинений, и биографических о нем сведений. 95 Это очень умел чувствовать Л.Н. Толстой, который посвятил детству один из дней (8 сентября) «Круга Чтения» (стр. 196–199). Эти страницы принадлежать к наилучшему, что в нем есть. 97 Как пример евангельского антиномизма, который легко может быть истолкован как прямое противоречие, укажу на загадочные слова Христа ученикам, которые, конечно, Толстой оставляет без внимания в своей проповеди непротивления. Вот эти слова: «когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его: также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи, вот здесь два меча. Он сказал им: довольно» ( Лк.22:35–38 ). 98 Подробнее эта экономическая антиномия в христианстве разобрана мною в очерке «Христианство и социальный вопрос» («Два града», т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-religi...

86 Ктитор (от греч. κττωρ — «собственник», «основатель», «создатель») — лицо, выделившее личные средства на строительство, ремонт или украшение православного храма или монастыря. 87 Чéрмное море (ивр. — букв, «море камышей») традиционно принято отождествлять с Красным морем, тем не менее, возможно, это был его залив или одно из озер, расположенных между Египтом и Израилем. 88 Догматик гласа 7, посвященный величайшему событию в истории человечества – воплощению Сына Божия. На русский язык эту фразу можно перевести так: «Если Бог хочет, Он побеждает законы естества». 89 Мф.16:1: И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба , а также Мф.12:38 , Лк.11:16 . 90 Акриды – съедобная саранча, водящаяся в Палестине и Аравии. 91 Так называемых «неканонических» или «второканонических» книг Ветхого Завета в еврейской Библии нет. Впервые эти тексты появились на греческом языке, были внесены в Священное Писание в разное время и до сих пор считаются неканоническими и в иудаизме, и в протестантизме. Так же относятся к ним и большинство поместных Православных Церквей. Однако, не приравнивая их к каноническим, Церковь, между тем, признает их назидательными и весьма полезными. 92 Мф.12:29: «Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». 93 Сотериолóгия (от греческих слов σωτηρα — «спасение» и λγος — учение, слово) — богословское учение об очищении, спасении души. 94 Флп.3:21: Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. 95 Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–14 . 96 Ересиáрх (от древнегреческих слов αιρεσις — «учение», «секта» и αρχ — «власть») — идеолог ложного учения, ереси. 97 Иом Кипур — День Искупления; на русский язык обычно переводится как «Судный День» – важнейший праздник в иудаизме; день поста, покаяния и отпущения грехов. 98 Имя Азазéлло восходит к падшему ангелу Азазéлю (ивр.), упоминавшемуся в апокрифической ветхозаветной книге Еноха: «Азазель научил людей делать мечи, ножи, щиты, брони, зеркала, браслеты и разные украшения; научил расписывать брони, употреблять драгоценные камни и всякого рода украшения, так что земля развратилась».

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс. 89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3).    Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня», но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности», когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)». Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою», наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5).    Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

87 Едва не погубили меня на земле, но не оставил я заповедей Твоих. 88 По милости Твоей верни мне жизнь, и сохраню откровения уст Твоих. 89 750 Вовеки, Господи, слово Твое пребывает на Небесах. 90 751 Из рода в род неизменна истина Твоя; сотворил Ты землю, и существует она. 91 Как заповедал Ты, наступает день; ибо все в мире подвластно Тебе. 92 Если бы не соблюдал я закона Твоего, постигла бы меня гибель в унижении моем; 93 752 Вовеки не забуду повелений Твоих, ибо они даровали мне жизнь. Середина псалма. 94 Я Твой, спаси меня; ибо я ищу повелений Твоих. 95 Стерегли меня грешники, задумав погубить меня; но я откровения Твои уразумел. 96 753 Увидел я, что всему приходит конец; но бесконечно широка заповедь Твоя. 97 754 Как возлюбил я закон Твой, Господи! Всяк день он наставляет меня. 98 Умудрил Ты меня больше, чем врагов моих, заповедью Твоею, и навеки она моя. 99 755 Вразумился я больше учителей моих, ибо откровения Твои наставляют меня. 100 Вразумился я больше старцев, ибо ищу заповедей Твоих. 101 От всякого пути греховного удалялся я, да сохраню слова Твои; 102 756 От судов Твоих я не уклонялся, ибо даровал Ты мне закон. 103 757 Как сладки в гортани моей слова Твои! Они слаще меда в устах моих! 104 Заповедями Твоими вразумился я и возненавидел всяк путь неправды. 105 758 Светильник стопам моим закон Твой, и свет его на путях моих. 106 759 Поклялся я неизменно хранить суды правды Твоей. 107 Смирился я глубоко; Господи, даруй мне жизнь словом Твоим! 108 760 Прими, Господи, обеты, что по доброй воле произнес я устами моими, и судам Твоим научи меня! 109 Душа моя в руках Твоих навеки, и я закона Твоего не забыл. 110 Расставили грешники сети мне; но не изменил я заповедям Твоим. 111 761 Навеки унаследовал я откровения Твои, ибо они радость сердца моего; 112 762 Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня. 113 763 Беззаконных я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114 Ты Податель помощи и Заступник мой; на слова Твои уповаю. 115 Отойдите от меня, люди лукавые, и познавать буду заповеди Бога моего!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

87. Нет ничего хуже, как раздор и брань, как расторгать Церковь и раздирать на многие части хитон, которого не осмелились разорвать и разбойники. 88. Входя в дом, говорите:Мир дому сему ( Лк. 10:5 ), ибо он – матерь всех благ и основание радости. И ученикам Христос говорит: Мир Мой даю вам ( Ин. 14:27 ). Он прокладывает дорогу любви. 89. Если ты прекрасно возрастишь в страхе Божием своих детей, а те – своих, и эти – своих, то ряд лучшей жизни пойдет впереди, получив начало и корень от тебя. Если бы отцы воспитывали детей, то не нужно было бы судилищ, ибо в благочестии праведнику закон не лежит. 90. Бог переселил Еноха живым и не вкусившим смерти, показывая, что приговор над Адамом может быть отменен за благочестие, и если бы Адам не согрешил, то еще большие блага получил бы от Бога. 91. Сделаемся плодоносной маслиной, процветем и делами, и плодами, и листьями. Листья – наши речи, плоды – образ жизни. 92. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли ( Ис. 1:19 ), – говорит Господь; ища доброхотящих делателей благочестия. 93. Когда мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе ( Мф. 6:10 ), – помни, что на небе нет ни одного неверного, нет ни одного согрешающего, так должно быть на земле, и люди должны быть подобны Ангелам. Стань же вместе с Серафимами в благочестии и любви к Богу, подражая житием. 94. Что скажем мы, когда обязанные быть Ангелами и сынами Божиими, мы ниже ветхозаветных людей и эллинских мудрецов, и не соблюдаем даже и человеческих обязанностей. 95. Муж должен делами, словами и всем насаждать благочестие в семье, и жена наблюдать должна, чтобы все семейство трудилось для Царствия Небесного. 96. Если муж повелевает тебе приносить жертву и участвовать в его нечестии по праву супружества, то лучше оставить брак, нежели благочестие. 97. Родителям велено повиноваться только в том, что не противно благочестию. Чти родителей, если это не во вред благочестию. 98. Чтобы принять за Христа бесчестие и узы, надо еще этого сподобиться. Скорбь – учительница любомудрия и мать благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010