Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя... На Богоявление или на Рождество Спасителя    Христос рождается — славьте! Христос с небес — выходите навстречу! Христос на земле — возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс.95:1)! И скажу обоим в совокупности: «да веселятся небеса, и да торжествует земля» (Пс.95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти — с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды. Христос от Девы, сохраняйте целомудрие, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! Кто не поклоняется Сущему от начала? Кто не прославляет Последнего? Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Люди, сидящие во тьме неведения, да «видят великий свет» ведения (Мф.5:16). «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место занимает истина. Приходит Мельхиседек; рожденный без матери рождается без отца, — в первый раз без матери, во второй без отца. Нарушаются законы естества, мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. «Восплещите руками все народы» (Пс.46:2); «ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его», ибо возносится со крестом, «и нарекут имя Ему»: Великого Совета — совета Отчего Ангел (Ис.9:6). Да провозглашает Иоанн: «приготовьте путь Господу» (Мф.3:3)! И я провозглашу силу дня. Бесплотный воплощается. Слово отвердевает. Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Бездетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим; «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).    Пусть иудеи соблазняются, эллины смеются, еретики притупляют язык! Тогда они уверуют, когда увидят Его восходящим на небо; если же и не тогда, то непременно, когда узрят Его грядущего с неба и восседшего судить. Но это будет после, а ныне праздник Богоявления, или Рождества, ибо так и иначе называется день этот, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через рождение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

Смыслы, более близкие к новозаветному значению слова «евангелие», в Септуагинте выражаются с помощью глагола εαγγελζομαι, соответствующего древнеевр.   (приносить известие, сообщать новость). В исторических книгах глагол   означает только сообщение о военной победе. Одержав победу над войском Саула, филистимляне «отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить (  ) о сем в капищах идолов своих и народу» (1 Цар 31. 9; ср.: 2 Цар 1. 20; 18. 19, 20, 31 -  ). Однако в Псалтири и у пророков он встречается и в богословски значимых контекстах: «Я возвещал правду Твою (    ) в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь» (Пс 39(МТ 40). 10); «пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его» (     - Пс 95(96). 2); «множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (       - Ис 60. 6); «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать (  ) нищим» (Ис 61. 1). Несмотря на то что на основании этих примеров нельзя говорить о приобретении глаголом   специального богословского содержания, в формировании к-рого главная роль принадлежит контексту, использование именно этого слова для обозначения пророческого возвещения о грядущем спасении (Пс 95. 2; Ис 61. 1) свидетельствует о наличии в его значении некоторых оттенков, характерных для слова εαγγλιον в языке НЗ. В ряде случаев богословское содержание приобретает также причастие глагола   -   означающее и вестника и действие, к-рое он совершает. Тогда как в исторических книгах   - вестник, приносящий известие о военной победе (2 Цар 4. 10; 18. 26) или поражении (1 Цар 4. 17), у пророков он «благовестник», возвещающий одержанную с Божией помощью окончательную победу Израиля над врагами: «Вот, на горах - стопы благовестника (  ), возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1. 15 (2. 1); ср.: Пс 67(68). 12); или окончательное спасение и пришествие Царства Бога: «Как прекрасны на горах ноги благовестника (  ), возвещающего мир, благовествующего (  ) радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»» (Ис 52. 7; ср.: 40. 9; 41. 27). При этом слова прор. Исаии имели, по-видимому, особое значение в истории формирования христианского понятия «евангелие», о чем свидетельствует их использование новозаветными авторами (Мф 11. 2-6; Лк 4. 18-19). У иудейских грекоязычных писателей и в раввинистической традиции

http://pravenc.ru/text/344423.html

Состоялась беседа председателя ОВЦС с братией Свято-Пантелеимонова монастыря 23 октября 2010 г. 09:58 22 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , прибывший во главе паломнической группы Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон, на трапезе после праздничной Литургии , за которой состоялось поздравление игумена Русского Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрита Иеремии с 95-летием со дня рождения и 35-летием пребывания на Афоне, обратился к братии со словом назидания: Ваше Преподобие, дорогой отец игумен, Дорогие братия, Еще раз сердечно приветствую всех вас в этот знаменательный день, когда мы празднуем 95-летие со дня рождения игумена этой святой обители архимандрита Иеремии. От имени тех, кого Святейший Патриарх прислал сегодня в эту святую обитель, чтобы поздравить нашего почтенного старца, хотел бы приветствовать всех вас, передать вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелать процветания монастырю. Христос Спаситель говорит, что есть две величайшие заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12. 30) и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12. 31). И кому как не монахам надлежит прежде всего исполнять эти две заповеди? Вы, братия, возлюбили Бога и потому оставили мир. Вы возлюбили Бога и потому в те ночные часы, когда обычные люди спят, вы встаете на молитву, преодолевая немощи телесного естества, и возносите ваш ум ко Господу, чтобы соединиться с Ним. Из любви к Господу вы несете трудные послушания, и Он вознаграждает вас через молитву, через Таинства церковные — вы чувствуете близость Божию, которую невозможно передать человеческим словом. Но Господь напоминает, что невозможно любить Бога, не любя ближнего. И монах — это тот человек, который оставил мир, оставил свою семью не для того только, чтобы стать одиноким, а чтобы стать членом иной семьи, членом монашеского братства. Здесь, в этом монашеском братстве вы несете подвиг любви друг к другу. И по тому узнают о вас, что вы ученики Христовы, что будете иметь любовь между собою (см. Ин. 13. 35).

http://patriarchia.ru/db/text/1304051.ht...

Что же касается того, что Он воистину есть судия живых и мертвых, то хотя дальше об этом будет сказано пространнее, ничто не мешает немного сказать об этом уже сейчас. Хотя и многие об этом говорят, теперь давай послушаем божественного Давида, – в девяносто пятом псалме он говорит: «Скажите народам, что Господь воцарился; ибо исправил вселенную, она не подвижется; будет судить людей по правде. Да возвеселятся небеса и да радуется земля, да подвижется море и наполнение его; возрадуются поля и все, что на них; тогда возрадуются все деревья дубравные от лица Господа, потому что грядет, потому что придет судить землю; будет судить вселенную по справедливости, и людей по истине Своей» ( Пс.95:10–13 ). А еще в псалме девяносто седьмом он говорит: «Воскликните перед царем-Господом. Да подвижется море и наполнение его, вселенная и все живущие в ней. Реки восплещут руками разом, горы возрадуются от лица Господня, потому что грядет, потому что грядет судить землю, будет судить вселенную по справедливости, а людей – по правде» ( Пс.97:6–9 ). Ну как? О человеке ли говорит это пророк, об ангеле, или о Боге? Совершенно ясно, что не о человеке и не об ангеле. Ибо разве возможно человеку быть судьей самому себе? Нет, конечно. Но ведь и из ангелов никто не называется Господом и Судией, но и они все – Божьи рабы и творения, хотя и превосходят всех тварей честью. Остается считать, что сказанное подобает только Богу. А кто скажет, что это приличествует Богу-Отцу? Да Он и не сходил на землю. Так что выходит, что пророк говорит это о Сыне и Слове Божием, сошедшем на землю, о чем говорят все пророки, в том числе и Иеремия. Обрати внимание на точность пророческих слов. Сначала он говорит просто, что грядет; затем добавляет, что «грядет судить землю, будет судить вселенную по справедливости» ( Пс.95:13 ). Ведь первое показывает, что Он придет в кротком виде, не судить вселенную, но научить, просветить и направить к истинному богопочитанию множество евреев, убедить не поступать противозаконно, не поклоняться идолам и блюсти Новый Завет , который Он должен будет дать, т. е. Евангелие, о котором говорит пророк: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет» ( Иер.31:31 ) и так далее, – завет, который и апостолы проповедали сначала им, а потом другим народам. Во второй же раз он придет как Бог и Страшный Судия; тогда и небо, т. е. все ангелы, и земля, т. е. земные люди, будут потрясены видом лица Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Что таково мнение всех или, по крайней мере, лучших платоников, это можно увидеть из их сочинений. Да и относительно самого имени бога, которым они называют такого рода бессмертные и блаженные создания, между ними и нами особых разногласий нет. И в своих священных книгах мы читаем: «Бог богов, Господь возглаголал» (Пс.49:1). И в другом месте: «Славьте Бога богов» (Пс. 135:2). А там, где говорится: «Страшен Он паче всех богов» (Пс. 95:4), указывается далее, почему так сказано: «Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5); т. е. имеются в виду те, которых язычники считают богами. Под влиянием этого-то страха бесы говорили Господу: «Ты пришел погубить нас!» (Лк.4:34; Мк.1:25). В словах же: «Бог богов» нельзя, конечно же, разуметь Бога бесов. То же самое Писание богами именует и людей из числа народа Божия. Поэтому под Тем, о Ком сказано «Бог богов», можно разуметь Бога именно таких богов.    Но нас могут спросить: если богами называются люди потому, что они — из народа Божия, к которому Бог говорил через ангелов или людей; то не тем ли более достойны этого названия те бессмертные, которые наслаждаются блаженством, которого люди желают достигнуть почитанием Бога? На это мы можем ответить, что священное Писание не случайно с большей ясностью богами называет людей, чем этих бессмертных и блаженных, с которыми сравниться нам обещано только по воскресении. Причина в том, чтобы слабость веры не дерзнула кого-нибудь из них, ввиду их превосходства, счесть богом для нас. В отношении к человеку избежать этого нетрудно. Для того с большей определенностью люди из народа Божия и должны были быть названы богами, чтобы они знали и твердо веровали, что их Бог есть Тот, о Котором сказано: «Бог богов»; потому что хотя богами называются и те бессмертные и блаженные, которые на небесах, однако не называются богами богов, т. е. богами людей, живущих в народе Божием. Поэтому и апостол говорит: «Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (I Кор. VIII:5-6).    Итак, нет смысла спорить о названии, когда само дело настолько ясно, что не возбуждает ни малейшего сомнения; но с одной оговоркой. Тех из числа этих блаженных бессмертных, которые посылались, чтобы возвещать людям волю Божию, мы называем ангелами; они же этого не допускают. Они полагают, что служение это отправляется не теми, кого они называют богами, т. е. бессмертными и блаженными, а демонами, которых они решаются называть только бессмертными, но не блаженными, или если бессмертными и блаженными, то только добрыми демонами, а не богами, которых помещают высоко и удаляют от соприкосновения с людьми. Хотя и в данном случае спор кажется также спором из-за имени, но имя демонов до такой степени омерзительно, что мы должны всячески устранить его от святых ангелов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это действительно была новая песнь. И пророк приглашает к пению всю землю по­тому, что так пели, как повествует названный Евангелист, ангелы: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ). Когда же эти слова были сказаны? Когда создан был храм, т.е. воплотился Христос. При Его рождении эти слова и вос­пели в Вифлееме ликовавшие ангелы. Приглашая трижды к песно­пению, пророк называет трижды Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому пророк и присовокупил: «благословите имя Его», – будешь ли разуметь Отца, или Сына, иди Святого Духа, потому что имя Троице – Бог. Это имя и благословили возве­стившие нам новую песнь ангелы, которые прежде всего вознесли славу Богу в вышних. «Вос пойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его " ( Пс.95:2 ). Чем дальше идет время, тем дальше и Евангелие, и чем дальше простирается время, тем дальше распространяется познание о Христе. Это подтверждается дальнейшими словами: «возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» ( Пс.95:3 ). Может ли отно­сить это к себе народ иудейский? Как может возвестить славу Бо­жию среди язычников тот, кто не имеет даже права читать закон вне своих пределов? За это именно и порицал иудеев пророк Амос: «приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог» ( Ам.4:5 ). И какое следует за это наказание? «За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших» ( Ам.4:6 ). Ясно, следовательно, что Давид указал на завет евангельский, сказав сначала: «возвещайте», а затем: «в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». Ка­кие же именно? Что мы, рожденные от крови и плоти для смерти, возрождаемся чрез воду крещения для жизни. Эти именно чудеса Бог повелел ученикам возвестить язычникам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

116 «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9:3 ). Вот как комментирует эти слова преподобный Исидор Пелусиот : «Апостолы как ученики премудрости и любители истины, видя, что Спаситель внимательно смотрит на слепого… предлагаю Ему два общеизвестных учения, над исследованием которых трудились люди. Поскольку эллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за это послана в тело, а иудеи признавали, что грехи предков переходят на потомков по написанному: за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода ( Втор. 5:9 ), то ученики, как Ведающему все прежде рождения, говорили Господу: кто согрешил, он, как говорят эллины, или родители его, как говорят иудеи, что родился слепым? Истина же не темный, не уклончивый, не загадочный дала ответ, но прямой, превосходящую всякую ясность, потому что отринула то и другое, сказав: не согрешил не он (ибо мог ли согрешить до рождения?), ни родители его, очевидно в том, что родился слепым… Хотя вероятно, что они согрешили и действительно были грешны, но и при сем не они виноваты в несчастии. Для чего же родился слепым? Чтобы на нем явились дела Божии, то есть природа допустила недостаток, чтобы проповедован был Художник» (178. См. листок от 13 мая). 118 Под происходящим по «естественным» причинам мы будем понимать все происходящее в соответствии со свойствами (закономерностями, законами), которыми Бог наделил сотворенные Им объекты. «Весь он (вещественный мир – П. Д.) состоит из законов и подчинен этим законам; и законы эти очевидно – дело Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Духа, Дух этот есть Бог» (41: 537, 538). «Слава Тебе, явившему непостижимую мудрость в законах вселенной; слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия» (акафист благодарственный «Слава Богу за все», икос 7). «По окончании творения Бог предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по “законам природы”» (108: 95).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

11. Ведь Даниил показал Навуходоносору, что в своем видении тот видел истукана, стоящего напротив него; голова истукана из золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра 89 его из меди, голени его и ноги его из железа и глины 90 . И сказал Даниил Навуходоносору: Ты – это золотая голова 91 . И почему он был назван «золотой головой»? Не потому ли, что исполнилось на нем слово Иеремии, ибо Иеремия сказал: (208) Вавилон был золотой чашей в руке Господа, напоявшего всю землю Своим вином 92 . И также главой всех царств был назван Вавилон, как написано: Главой царства Нимрода быгл Вавилон 93 . 12 . А сказав: Грудь и руки истукана из серебра 94 , – указал на царство меньшее [первого], то есть на [царство] Дария Мидянина, потому что тот принял царство отмеренное. Ибо взвешено было царство Нимрода, и оказалось неполным 95 . И поскольку неполным принял его Дарий, [Даниил] назвал царство его меньшим. И поскольку неполным было [царство], то не властвовали сыновья Мадая над всей землей. Чрево и бедра истукана из меди 96 , – и сказал [Даниил]: третье царство будет владычествовать над всей землей 97 , – это царство есть царство сынов Иавана, которые являются потомками Иафета 98 . И вышли сыновья Иавана против царства своих братьев, ибо Мадай и Иаван – сыновья Иафета. Мадай же был глуп и не мог управлять царством, пока не пришел его брат Иаван, который был мудр и искусен в управлении царством: ведь Александр, сын Филиппов, властвовал над всем миром. 13 . Голени и ноги истукана из железа 99 , – это царство потомков Сима, сынов Исава, которое крепко как железо. И сказал [Даниил]: (209) Как железо разбивает и раздробляет все, так и четвертое царство разобьет и растопчет все 100 . И он разъяснил, что ноги и пальцы частично из железа, и частично из глины 101 , ибо сказал: Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной 102 . Этим он указал на четвертое царство, потому что в царстве сыновей Исава не принято, чтобы царский сын был преемником царской власти, но, собравшись в столицу, сыновья Исава держат совет, и на нем поставляют главу государства: мужа мудрого, который будет править страной. Чтобы когда Владычествующий над их царством взвесит их, не оказались они неполными, и чтобы из-за этого не было отнято от них царство, подобно тому, как было отнято царство у сыновей гордого Нимрода и было отдано сыновьям глупого Мадая 103 . И правящий царь уничтожал семя предшествующего ему царя, и они не преемствовали друг другу. Поэтому действительно глина указывает на семя человеческое, ибо, когда царь избирается на царство, то смешивается он с корнем царства, что из железа 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

(12) Счастлив человек, которого наставляешь Ты, Бог, и Закону Своему обучаешь, (13) чтобы дать ему покой в дни бедствия, доколе выроется злодею яма. (14) Ибо не покинет Бог народа Своего, не оставит Он наследия Своего. (15) Ибо к правде возвратится суд, а за ним – все честные сердцем . (16) Кто постоит за меня против злодеев? Кто станет за меня против творящих кривду? (17) Если бы не Бог был мне в помощь, душа моя поселилась бы вскоре в могиле. (18) Когда я говорил: «Пошатнулась нога моя», – милосердие Твое, Бог, поддерживало меня. (19) При множестве скорбных мыслей моих внутри меня, утешения Твои радуют душу мою. (20) Сообщается разве с Тобою трон губителей, возводящих насилие в закон, (21) ополчающихся на душу праведника, кровь невинную обвиняющих? (22) Но Бог был оплотом моим, Всесильный мой – твердыня убежища моего. (23) Он обратит против них насилие их, злодейством их Он истребит их, истребит их Бог Всесильный наш. 95. (1) Идите, будем воспевать Бога, трубить будем твердыне спасения нашего . (2) Встретим Его с благодарением, с песнями восклицать будем Ему, (3) что Бог – великая сила, властелин великий над всеми силами. (4) В руке Его – тайны земли, высоты гор – Его же. (5) Море Его – Он создал его, сушу образовали руки Его. (6) Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Богом, Творцом нашим, (7) ибо Он – Всесильный наш, а мы, народ, – паства Его, ручное стадо Его, – если бы только вы сегодня послушали голоса Его: (8) «Не ожесточайте сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое. (10) Сорок лет раздражало Меня поколение то, и сказал Я: “Это народ, блуждающий сердцем. Не знают они путей Моих”. (11) Потому поклялся Я в гневе Моем, что не войдут они в покой Мой». 96. (1) Воспойте Богу новую песнь, воспойте Богу, вся земля! (2) Пойте Богу, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его. (3) Рассказывайте народам о славе Его, всем племенам – о дивных делах Его. (4) Ибо велик Бог и достоин похвал беспредельных, Он страшнее всех богов .

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

145–148. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Tu, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи, мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Взываю я в молитве своей к Тебе от всего моего сердца, услышь меня, Господи, – при стольких и таких скорбях и нуждах (ст. 143): и я взыщу – буду стараться знать и всюду, где должно, исполнять Твои законы обе оправданий. Вот я, как преданный Тебе раб, призываю Тебя, как избавителя, искренно, посему спаси меня (ст. 114, 117, 120, 124, 132 и др.), и я буду хранить свидения – откровения Твои. – Предварих в безгодии, – встаю не во время, но в урочный час, т. е. в полночь, или предваряю рассвет, становлюсь на молитву и взываю к Тебе о помощи, ибо уповаю на Твои слова – откровения. Очи мои предваряют утро, – я просыпаюсь и открываю глаза еще до рассвета, и так, предвари наступление утра, и молитвенном настроении начинаю поучаться не Твоих словах – откровениях. 149–152. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Господи, по милости Твоей, услышь мой голос в молитве моей, так как я взываю к Тебе от всего сердца и бодрствую в молитве еще до рассвета, – так искренно, так ревностно... По суду Твоему оживи меня – сохрани и продли мою жизнь в благополучии (ст. 145, 147–148, 122). – Гонители мои приблизились ко мне для совершения своего беззакония, – с намерением умертвить меня (ст. 87. 95. 110): а от Закона Твоего они далеки, – они не оставят своего намерения, не раскаются в своем злодеянии (ст. 155); а потому, тем скорее Ты услышь мой молитвенный вопль о помощи. – Близок Ты, Господи: т. е. если, с одной стороны, враги приблизились ко мне; то, с другой, и Ты, Господи, от меня близко, а потому слышишь мой молитвенный вопль и можешь благовременно меня избавить от моих губителей... И все пути Твои или заповеди, которыми определяются все действия Твоего Промысла о человеке, суть истина (ст. 86 и др.). – И сперва познах от свидений Твоих, – с первых лет своей жизни, от юности узнал я об откровениях Твоих, что Ты основал их на век, – положил их в основание жизни человека, как закон непреложный, вечный (ст. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010