Как изгнать зло из сердца Посредством свободной воли, которая после грехопадения наших прародителей стала более склонна ко злу, нежели к добру, зло воспринимается сердцем человека и укореняется в нем. Поэтому, чтобы изгнать зло из сердца, нужно мобилизовать все силы души и направлять их только к совершению добра. А это, в свою очередь, будет очищать душу, укреплять ее в борьбе с искушениями и направлять по спасительному пути (7, с.281). Истины веры должны запечатлеться не только в уме, но и в сердце Уверовавший должен принять благовестие Христово всеми силами своей души, истины веры должны запечатлеться не только в его уме, но и в сердце, потому что «вера святая не в наружности, но в сердце имеет место свое» (3.24) (7, с.223). Что одухотворяет движения сердца человека Вера одухотворяет все сердечные движения человека, побуждает его к личному участию в деле усвоения плодов спасительной жертвы Христовой (7, с.223). При запечатлении в сердце истины веры будут действенны и воспринимаемы умом Чтобы истины веры были действенны и воспринимаемы умом, они должны прежде всего найти отклик в душе человека, запечатлеться в его сердце, вы­звать желание жить во Христе и со Христом (7, с.224). Оскудение веры зарождается в уме и сердце Раскрывая причины оскудения веры, святитель Тихон Задонский указывает, что этот духовный недуг зарождается в уме и сердце человека (7, с.225). Любовь сокрыта в сердце, но проявляется вовне своими плодами Как солнце лучами своими являет себя миру, как огонь скрытый обнаружи­вается теплотой, а благовонный бальзам – приятным запахом, так и любовь, хотя и бывает скрыта в сердце, однако не может оставаться сокровенной и проявляется вовне своими плодами (7, с.230). Покаяние одухотворяет сердце человека любовью к Богу Сердце, одухотворенное любовью к Богу, христианин может иметь только тогда, когда он полностью порвет всякую связь с грехом, принеся искреннее покаяние (4.355). А без этого в нем не может быть истинной любви к своему Создателю, но только притворное лицемерие (3.165). Если кто любит Бога, постоянно заботится об исполнении Его святой воли и внимательно следит, чтобы его сердце не прилеплялось к чему-либо земному, тот, естественно, всегда будет помнить о Боге и иметь Его в своем сердце (7, с.231).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

проповедовал перед жившими в Венеции греками (Ibid. Σ. 297; Davey. 1987. P. 281). В июле 1628 г. М. К. встречался с А. Леже, пастором голл. посольства в К-поле, который направлялся к месту своего церковного служения; он оказал большое влияние на подготовку патриархом Кириллом Лукарисом текста «Исповедания веры», где были высказаны протестант. взгляды. Предпринятые М. К. попытки опубликовать в Венеции «Исповедание...» Кирилла Лукариса, присланное патриархом в связи с разгромом в К-поле недолго там просуществовавшей греческой типографии, не увенчались успехом, и впервые этот текст был издан в 1629 г. в Седане, а затем в Женеве. В то же время, несмотря на близость к Кириллу Лукарису, М. К., будучи в Венеции, поддерживал отношения с папским нунцием, продолжая те контакты с представителями католич. Церкви, к-рые были им начаты в Англии ( Davey. 1987. P. 276-280; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 224; Idem. 2005. Σ. 291). Задержка М. К. в Венеции и прекращение дружеской переписки с немецкими протестантами в это время могли быть вызваны также реакцией в К-поле на публикацию «Исповедания...» Кирилла Лукариса и стремлением переждать разразившийся скандал из-за явного присутствия в этом тексте кальвинист. догматов ( Davey. 1987. P. 282-285). В нач. 1631 г. М. К. приехал в Египет (остается неясным, посетил ли он К-поль, чтобы повидаться со своим покровителем Кириллом Лукарисом). Вернувшись на Восток, он стал великим архимандритом Александрийского патриарха Герасима I Спарталиота, а в нояб. 1633 г. был рукоположен во митрополита Мемфисского ( Μαζαρκης. 1932. Σ. 5-9; Davey. 1987. P. 288, 296; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 224-225; Idem. 2005. Σ. 291). Поскольку патриарх Герасим уже давно был болен, слух о том, что М. К. займет после него Патриарший престол, распространился уже весной 1628 г., когда нем. друзья поздравляли его с буд. призванием на Александрийскую кафедру, желая доброго пути в К-поль. В 1630 г. М. К., еще находясь в Венеции, сообщал в письме, отправленном в Страсбург, что из-за болезни и желания Александрийского патриарха уйти на покой патриарх Кирилл Лукарис просил его поторопиться с приездом ( Davey.

http://pravenc.ru/text/2563454.html

21. Тут он выстроил храмы, о которых я говорил раньше (13, 9), галереи, площади, общественные бани и, можно сказать, все другое, так что все вместе было ничуть не меньше, чем дворцы в городе. 22. Он выстроил и другую гавань на противоположном материке, издалека от находящегося там Герея, в местечке, названном по имени Евтропия; он сделал ее такой же, как и другие гавани, о которых я недавно упоминал. 23. Таково в коротких словах строительство, проведенное императором Юстинианом в столице. Одно, оставшееся мною здесь нерассказанным, я сейчас изложу. 24. Так как император имеет здесь свое местопребывание, то вследствие огромности империи в этот город из всех стран собирается самая разнообразная масса людей. 25. Каждый из них является сюда или по своим делам, или руководимый надеждой, или в ожидании счастья; иные, у кого домашние дела были в плохом положении, чтобы просить помощи у императора; это те, которые живут в городе вследствие какого-либо насилия, либо гнетущего их , либо их преследующего, либо им грозящего. 26. Ко всем другим тяжелым условиям их жизни присоединяется еще неимение крова, так как они вследствие долгого пребывания здесь не в состоянии его оплачивать. 27. Император Юстиниан и императрица Феодора избавили их от такого безвыходного положения. Очень близко от моря, где местность называется «Стадионом» (думаю, что некогда она была предоставлена для проведения каких-либо состязаний), они выстроили огромные странноприимные дома, чтобы они согласно с обстоятельствами времени были для них удобным пристанищем. 5 Феоф., I, 181, 281 Малала, 474,18; Кедрен, I, 647,13; Пасхальн. хрон., I, 621.26: Зонара, III, 272; Никифор Каллист, XVII, 10. 7 Принимая эту фразу как вставку и как выпад против Прокопия, ее можно понять: «при всей его болтливости ему не удастся это описать своим заплетающимся языком». 8 Чтение Хаури; рукописи и другое авторы читают: «то спущенный с неба на золотом канате»; ср. Зонара, III, 282, 25. 10 Зонара, III, 247, 5; Кедрен, I, 656, 8; Георгий Кодин, О статуях, 28, 18; Малала, 482, 14; Феофан, I, 224, 13; Крамер, Anecdota, II, 322.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Он больше ни о чем не думает, как только об умножении богатства, и ради этого не замедлит прибегнуть к злоречию, лжи, клевете, воровству и т. д. (3:281). Именно отсюда страсть эта называется корнем всех зол ( 1Тим. 6, 10 ), и сребролюбец, по справедливому замечанию святого отца, является врагом Богу, людям и самому себе (2:196; срав. 3:224). Всякий порок бывает противен Богу и нарушает гармонию души человека, но ни один из них так не овладевает сердцем, как сребролюбие. Оно полностью пленяет человека, и хотя он остается внешне верующим, но в действительности внутренним существом своим отступил от Бога и служит мамоне (2:193). В сердце, пораженном страстью сребролюбия, не может быть любви к Богу, потому что жажда обогащения изгоняет ее (2:22, 193). Находясь под властью этой страсти, человек незаметным образом отвращается от своего Спасителя, хотя и устами исповедует Его (3:147). Внутреннее же отречение от Бога непременно обнаружится как в словах сребролюбца, так и на деле; в определенный момент его жизни, когда пред ним будет поставлен вопрос: спасение или богатство, то безусловно такой человек изберет последнее (1:138). Отрекшись от Христа и погрузившись в бездну пороков, сребролюбец ради богатства поклоняется диаволу и, как послушное орудие, исполняет его злую волю (5:302). Находясь в таком душевном омрачении, сребролюбец не только не способен выполнять Христовы заповеди, но и нарушение их вменяет ни во что (там же). Своей жизнью он уподобляется яблоку, которое бывает на вид приятным, но внутри исполнено вредного зловония (2:195). От чрезмерной привязанности к богатству ум человека помрачается хуже, нежели от вина, и эта похоть удерживает его в своей власти, не давая ему возможности исправиться (4:116). Сребролюбец закрывает себе вход в Царствие Небесное, лишается блаженной жизни со святыми и ввергает свою душу в вечный огонь геенский (3:282; срав. 2:192). Согласно учению святителя, богатство само по себе не является злом, потому что оно есть дар Божий, служащий на пользу человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

«Мир Христов да будет с Вами. Благоволение Божие да покрывает дни Почтительность к родным Ваши» (12:296). «Господь да подаст Вам обновление и продолжение Своей благодати и милости» (12:299); «обновления в здоровье и дней, светлых миром и радостями» (12:145). «Желаю Вам счастливейшего новолетия или, лучше, многих благоденственных новолетий» (12:143). Со Светлым Христовым Воскресением «Христос Воскресе! Простирая к Вам искреннее сие приветствие, я молю Воскресшего, чтобы Он послал Вам тот мир, который Он даровал истинным ученикам Своим, и распространил бы его благотворное влияние на всё, Вас окружающее; чтобы Он обновил Вашу жизнь к благоденствию Ваших детей, и дабы я когданибудь имел утешение увидеть Вас и любезнейшую Матушку здравых и благополучных» (12:146). «Воскресший Начаток умерших да воскресит всех нас – и умерших, и живых – в вечную жизнь Свою!» (12:223). «Совоскресит нас всех и спосадит на Небесных» (12:224). «Молю Воскресшего, да от неоскудевающего источника Своея жизни дарует Вам долгоденствие и мир, к утешению детей Ваших» (12:281). «Да дарует Вам радость Свою святую, и да продолжит дни Ваши в мире» (12:346). С днем рождения «Завтра начало весны – и начало жизни Вашей. Дай Бог, чтобы жизнь Ваша цвела радостями весны и, наконец, переменилась в весну вечную!» (12:16). «Господь да благословит венец лета Вашего благословением Небесным и благословением земным. Да укрепит Ваши силы. Да благопоспешит Вашим делам. Да утешит Вас в детях Ваших. Да распространит окрест Вас мир и братолюбие. И, если когда возмутится мир внешний, то сохранит Вам свой мир, превосходящий всякум» (12:199). «Примите сии желания не как вчерашние и нынешние, – завершает свои сыновние приветствия Великий иерарх, – но как всегдашние и неоставляющие никогда моего сердца, которое принадлежит Вам собственнее, нежели по природе» (12:199). Святитель предстаёт в письмах как глубоко почтительный, преданнейший сын, готовый к исполнению воли родителей, готовый к благопокорному послушанию. «Ваш послушный сын», «покорный сын», «Покорнейший сын» (12:6, 80 и др.) – вот обычные подписи святого Филарета в конце писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1) По нашему мнению, крупными нравственными недо­статками Симеона были: лесть, доходившая до низкого заискивания и пресмыкательства, лицемере и двоедушие, непомерное честолюбие, корыстолюбие, доходившее до попрошайства, интриганство и тщеславное стремление играть выдающуюся роль в ущерб правам других людей, сухая рассудочность и эгоистичность. Прямые и косвенные указания на все эти пороки мы находим в самой же книге г. Татарского, который не мог скрыть их, потому что они слишком часто и явно обнаруживаются в деятельности Симеона, в его отношениях и в самих его сочинениях. Мы будем, по возможности, кратки, как, потому что мы уже имели случай касаться недостатков Симеона, так и потому что факт существования их несомненен. О том, что Симеон льстил при всяком удобном и неудобном случае, льстил всем, на кого только он мог рассчитывать для удовлетворения своего честолюбия и своекорыстия, несомненные доказательства этого находятся во многих местах книги г. Татарского. Он льстил царям, царевичам, царевнам, высшим боярам и патриарху Иоасафу с целью или получить от них милости и подарки, или выдвинуться вперед и забрать в свои руки влияние на дела; а недругам своим льстил с целью усыпить их и тем удобнее повредить им, – припомним отношения его к патриарху Иоакиму. В свою очередь и сам он любил, чтобы ему льстили, как это видно из отношений к нему Медведева. Одним словом, что Симеон был завзятый льстец и что он льстил из низких побуждений, об этом свидетельствуют многочисленные данные, которые читатели могут усмотреть в самой книге г. Татарского, если они пожелают обратить внимание на страницы 42, 50, 56, 97, 126, 146, 147, 148, 150, 181, 182, 209, 210, 217, 218, 224–228, 279, 281 и другие. Лесть – порок сам по себе низкий; но в Симеоне тяжесть его увеличивалась тем, что он проявлялся слишком часто и явно, что употребляем он был, как средство для достижения своекорыстных целей, что, наконец, пропитан им был человек просвещенный и притом, принявший монашеские обеты. Г. Татарский старается извинить этот порок разными обстоятельствами; но его за­щита Симеона с этой стороны представляет ряд софизмов, ложь и деланность которых обнаруживаются чрез сопоставление с данными, почерпаемыми из его же книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

3. P. 241 Лучшее доказательство, что в Западнорусской митрополии до этого времени с времен Флорентийского Собора никакой унии с Римом не существовало! Равным образом и Ипатий Потей в послании к князю К. К. Острожскому от 3 июня 1598 г. писал: «Благодатию Бога Вседержителя, без которого воли ничто человеку невозможно сталосе соединение межи Церковью Греческою и Рымскою в панстве его королевское милости, пана нашего милостивого, которое по так долгом времени сцызмы проклятое, мало не полторасто лет, недбалостью старших церковных, по Соборе Флорентийском отлогом лежало, а теперь часов наших одновлено, постановлено и утвержено есть» (А. Ю. и З. Р. 1. 224. С. 281 См. Барония в самом конце 7 тома его летописей: там представлена и копия этой медали Достойно замечания, что в латинском переводе послания к папе, как оно читалось в торжественном собрании пред папою, слово «при вере» — намеренно опущено (Theiner. 3. Р. 237 Это не могло быть без ведома Потея, который знал по-латини и сам читал послание в собрании по-латини. Впрочем, за литургиею дозволено было униатам читать Символ без прибавления «и от Сына», в силу того что папа разрешил им вообще совершать их богослужение по-прежнему, без перемены. Апокрисис. С. 71–72 По свидетельству автора Перестроги, Потей и Терлецкий напечатали в Риме по-русски книжку о новом календаре и привезли с собою (А. З. Р. 4. 149. С. 218, 225 От этой книжки случайно уцелели доныне два листка, из которых видно, что она была напечатана «в Риме, в друкарне апостольской ватиканской», 1596 г., кириллицею и что в книжке предложен был пасхальный ключ с наставлением, как пользоваться новым календарем, чтобы оставался целым и ненарушимым порядок старой пасхалии (Головацк. Книга о новом календаре, напеч. в Риме в 1596 г. см.: Записк. Академии Наук. 1877 В послании к митрополиту и владыкам русским папа писал: «Fratres nostros Hypatium et Cyrillum episcopos — praelatos nostros domesticos et assistentes fecimus, qui saepius nobiscum interfuerunt ad sacrum et tremendum sacrificium... et caet [Братьев моих Ипатия и Кирилла я назначил прелатами и позволил мне сослужать. Часто вместе со мною они совершали священные и вызывающие трепет таинства... и т. д. (лат.)]». Все эти послания папы, как мы уже указали, в прим. 574, напечатаны у Тейнера Снес. прим. 500. Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 116. С. 480 Апокрисис. С. 53–57 Архив Юго-Западн. России. Ч. 1. Т. 1. 123. С. 533–537 Князь Острожский отправился на этот варшавский сейм еще в первых числах марта (там же. С. 481). А. Ю. и З. Р. 1. 218 Архив Юго-Запад. России. Ч. 1. Т. 1. 119 А. З. Р. 4. 96 О состоянии Кирилла Терлецкого можно судить по описи его имущества за 1596 г., где об одних деньгах сказано: «Грошей готовых в золоте, чирвоными зототыми, коп литовских тысячей дванадцать; таляров старых две тысячи; монеты деветьсот коп грошей литовских; лянцухов три и в одном золотых чирвоных сто и чотырнадцать, у другом шестьдесят девять, у третьем сто девять...» и пр. (А. Ю. и З. Р. 1. 218. С. 265

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

—545— циденцией объективно-реальной материи, то ничто не мешает быть ему акциденцией проявления силы (Accidenz der Kraftäusserung). Сила, как потенция, также безпространственна, как и безвременна: но проявление силы, как динамическая функция, может быть столь же пространственным, как и временным. Пространственность, в таком случае, не будет более непосредственной акциденцией субстанции, как полагает наивный реализм, считающий материю за реальную субстанцию, которой присуща пространственность, как акциденция. Пространственность будет тогда только формой проявления (Actualität) силы, подобно времени, – стало быть, акциденцией в акциденции, или посредственной акциденцией второго порядка» (S. 151). Здесь мы вступаем в область метафизического истолкования пространства, которое представляет большой интерес в связи с Гартмановой метафизикой вообще. Вторая часть книги Гартмана трактует о «катогориях мышления». Она состоит из трех отделов: в первом рассматривается «основная категория (die Urkategorie) отношения " (SS. 173–196), во втором – «категории рефлектирущего мышления» (SS. 197–362) и в третьем – «категории спекулятивного мышления» (SS. 363–544). В первом отделе следует отметить утверждение автора, что отношение сеть вообще основная категория – не только для категорий мышления, но и для категорий чувственности (S. 191). Во втором отделе рассматриваются категории, лежащие в основе различных сторон познавательной деятельности и в основе приемов логического мышления; 1) «категории сравнивающего мышления» (SS. 197–224), 2) «категории разделяющего и связывающего мышления» (SS. 225–249), 3) «категории измеряющего мышления» (SS. 250–280), 4) «категории умозаключающего мышления, или формы логического определения» (SS. 281–335) и 5) «категории модального мышления» (SS. 337–362). В третьем отделе подробно рассматриваются три категории – причинности (SS. 383–430), целесообразности (SS. 331–495) и субстанциальности (496–544). Учение о первой образует этиологию, о второй – телеологию и о третьей – онтологию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

s. 273, Anm. 2. 699 Thietmar, V. 10. По объяснению Hirsch’a, Jahrb. I, s. 224, Мильчане занимали верхние Лужицы. Лютичи западную часть нижних Лужиц, от черной Эльстры. Слова Титмара redditis sibi Liudici et Miltizieni regionibus трудны для объяснения. При дословном переводе, sibi можно относить к Болеславу, и тогда упомянутые страны были бы уступлены Генрихом польскому князю; но есть грамота Генриха II от 8 авг. 1004 г., из которой видно, что на эти земли простиралась тогда власть императора. Neumann, N. Lausitz. Magaz. 33 B-d., относит sibi к Генриху; по этому объяснению Болеслав отказался в 1002 г. от всех своих завоеваний во время междуцарствия. См. Zeissberg, Die Kriege... s. 275. 701 Thietm. V. 15; Dobner, Annal. ad Hagek, IV p. 484, 505, замечает по этому случаю: Владивой своим вассальным подчинением Генриху II не только всем нашим, которые или стремились ко власти, или не довольно утвердились на престоле, подал пример, но и последующим королям и императорам германским дал повод считать своим правом и с оружием требовать от князей наших той же вассальной верности и покорности, какую выразил перед ним Владивой. Palacky, Dêjiny I. str. 280, прим. 270. Это было бы верно, если бы было справедливо, что Чехия ранее того не была в податном положении; Zeissberg, Die Kriege, s. 281, Anm. 1. 705 Adelboldi, Vita s. Henrici p. 694. Tandem Bolislavus Meseconis filius jucunditatem Pragae et amoenitatem Boemiae promissae praeponit amicitiae. Весь ход события у Титмара V. 18. 707 Thietmar V. 23; в следующем году Бруно мирится с братом, граф Генрих попадает в плен, в 1003 г. граф Герман ищет расположения у короля и, по ходатайству королевы, оставлен в прежнем звании. Так рушился этот заговор, надолго отвлекший короля Генриха от непосредственного наблюдения над действиями Болеслава польского. См. Annal. Hildesheimens. а. 1003, 1004, Lamberti а. 1003, Annal. Quedlinburg, а. 1002 и Thietmar VI. 2. 708 Lomatsch на левом берегу Лабы, по берегам притоков её, Дольница и Яна; Zeissberg, Die Kriege...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Даже после приговора, в течении тридцати дней, сам приговоренный и всякий мог заявлять свидетельство к его оправданию. Суд обязан был рассмотреть и, в случае основательности свидетельства, отменить обвинительный приговор (Санг. III. 8 Переф. 264 Sur. 224–225). Сорокадневный срок от объявления приговора до казни указан и в свидетельстве Вавилонской Гемары о Христе Sanh. 43а Gold. 181, 1–8 (см. выше). Тосефта 7, 7 Переф. 270; в гражданских делах объявляется (старшим из судей): «дело выяснилось» (т. е прения закончены), а в делах уголовных не объявляется; «дело выяснилось» (следовательно допрос и расследование могли всегда начинаться снова, по заявлению самого приговоренного и всякого имеющего показание в его оправдание). По Мишне Санг. VI, 4 и Сифре к Втор. 21:22–23 Переф. 281–282 Ug XV, 1265 отд. reeh Sur. 235 в один день нельзя присуждать к смертной казни и казнить более одного. Во весь день судьи не вкушают пищи Sanhedr. 63a Gold. 7, 267, 17–18 ср. Makkolh 14b Gold 7, 573, 5–7. По окончании суда, приговоренного (к смерти) выводят к месту казни (VI, 1 Пер. 278 Sur. 233). В уголовном кодексе евреев указаны четыре смертные казни: камнепобитие, убиение мечом, сожжение и удушение (Сангедр. глл. VII–XI ср. Иос. Фл Antiq. XIV, 9, 3). Сожжению подлежали: сожительствующий с женщиною и её дочерью и дочь священника блудница, – убиение мечем: убийца и жители совращенного города (IX, 1 Пер. 300–301 ср. VII, 1–3 Пер. 284–285). Но для нас важна теперь собственно казнь побиения камнями. Процедура её подробно описывается в Мишне «Место (побиения камнями) находилось вне суда. Один (из воинов) стоял у входа суда с платком в руке, а другой сидел на коне в таком расстоянии, что мог видеть первого. Если кто-нибудь говорит: «у меня есть довод в его оправдание», тот (стоящий у входа) махает платком, а сидящий на коне мчится и останавливает его (осужденного, ведомого на казнь). Хотя бы он сам сказал: «у меня есть довод в мое оправдание», его возвращают, даже четыре и пять раз, если только есть существенное в его словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010