Иер. 13 :27. И прелюбодейство 342 твое и похоть 343 твоя, и блудное отчуждение 344 твое: на горах и полях Я видел мерзости твои. Горе тебе, Иерусалим! ты не очистился, следуя Мне. Доколе еще (это будет)? Глава 14 Иер. 14 :1. И было 345 слово Господне к Иеремии о бездождии. Иер. 14 :2. Возрыдала Иудея, и ворота ея распались, потемнели на земле, и поднялся вопль в Иерусалиме. Иер. 14 :3. И вельможи посылают своих слуг за водою; они приходят к колодезям и не находят воды, и возвращаются с пустыми своими сосудами: постыжены и посрамлены, и покрыли головы 346 свои. Иер. 14 :4. Прекратилось и земледелие, ибо не было дождя на землю, постыжены земледельцы, покрыли головы 347 свои. Иер. 14 :5. И лани в поле родят и оставляют 348 , ибо нет травы. Иер. 14 :6. Дикие ослы 349 стоят на холмах и глотают воздух, как змеи 350 , потускли глаза их, ибо нет травы 351 . Иер. 14 :7. Беззакония наши свидетельствуют против нас; Господи, твори с нами ради имени Твоего, ибо велики грехи наши пред Тобою, мы согрешили пред Тобою. Иер. 14 :8. Господи! надежда Израиля, Спасительс 352 наш во время скорби! Почему Ты, как пришлец на земле (этой) и как прохожий 353 , уклоняющийся на ночлег? Иер. 14 :9. Или Ты будешь подобен спящему человеку, или мужу, не могущему спасти? А ты среди нас, Господи, и имя Твое наречено на нас; не забудь нас! Иер. 14 :10. Так говорит Господь народу сему: любят они бродить 354 и не задерживаются, и Бог не благоволит к ним, ныне Он вспомнит беззакония их и накажет за грехи их. Иер. 14 :11. И сказал Господь мне: не молись о народе сем во блого (ему). Иер. 14 :12. Если они поститься будут, Я не услышу прошения их, и если принесут всесожжения и жертвы, Я не буду благоволить к ним, но мечем, и голодом, и моровою язвою истреблю их. Иер. 14 :13. И я сказал: о Владыко, Господи Боже! вот пророки их предсказывают и говорят: не увидите меча, и не будет у вас голода, но 355 истину и мир Я дам на земле и на месте сем. Иер. 14 :14. И сказал Господь мне: ложно пророки пророчествуют во имя Мое, Я не посылал их и не заповедывал им, и не говорил им; ибо они возвещают вам видения ложныя и гадания, и волшебство 356 , и мечты сердца своего.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов увидел, что мир Бога больше человеческой боли. Человек не может наделить его смыслом. Но в том-то и дело, что человек в мире не один. У мира есть смысл, и в конце концов этот смысл окажется не чужд человеку, потому что в мире есть Бог. «Иов ничего не узнал, но ощутил грозный дух того, что слишком прекрасно, чтобы поддаться рассказу. Загадки Божии утешают сильнее, чем ответы человеческие» 348 . Растворить книгу Иова в очередной «диагностике кармы» – значит опошлить ее, превратить из свидетельства о Встрече в обычный, слишком человеческий околофилософский трактат. Если в книге Иова искать не только вопрос о том, «будет ли человек жить», но и ответ на него, то положительная танатология найдется лишь в словах: “А я знаю, — Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его” ( Иов.19:25-27 ). В синодальном русском переводе эти слова Иова выражают надежду на то, что хотя бы в последний день своих земных страданий Иов увидит Высшую Правду. Септуагинта (перевод книг Ветхого Завета с еврейского на греческий, совершенный в III веке до Р. Хр.) и церковно-славянский перевод несут другой смысл: «Вем бо, яко Присносущен есть иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася, иже аз в себе свем, яже очи мои видеста, а не ин: вся же ми совершишася в недре». Перевод еврейского текста, исполненный акад. С. С. Аверинцевым, гласит: «Но нет, я знаю: мой Заступник жив, и в конце встанет над прахом Он, и когда кожа моя спадет с меня, лишаясь плоти, я Бога узрю! Да, сам я узрю Его, мои не вчуже увидят глаза» 349 . Этот перевод близок к тому, что предлагался свящ. А. Петровским в дореволюционной «Толковой Библии»: «Я знаю, Искупитель мой жив. И последним Он встанет (явится) над прахом; после того, как кожа моя будет разрушена, из моей плоти я увижу Бога» 350 . Еще версия перевода: «И я знал бы: мой Искупитель жив. Последний – восстанет над прахом! И после того, как моя кожа спадет, я увидел бы его. И, лишившись плоти, узрел бы Бога; и Он, Которого я увидел бы, был бы на моей стороне, Которого узрели бы мои глаза, и Он не враждебен мне» 351 .

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Итак, призыв апостола Павла к восстановлению единства в коринфской общине проходит красной нитью через четыре главы ( 1Кор.1:10–4:21 ) Послания. По мнению апостола, больше всего нас может побудить избегать разделений в Церкви сознание того, что мы – Христовы (ср.: 1Кор.3:23 ) и, поскольку все принадлежим Ему, мы едины, равнодостойны и принадлежим друг другу. Всякий христианин, который отрицает единство христиан друг с другом, отрицает и своё единство со Христом. И апостол даёт нам ещё один миссионерский урок, оставляя три заповеди: «не разделяться, но быть в тесном единении, иметь равное попечение друг о друге, считать всё случающееся общим» 349 . Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:1–5 ). Урок шестой Всё у вас да будет с любовью ( 1Кор.16:14 ). Слова о любви в заключительной части Послания – это не любезности, которые апостол Павел расточал бы из вежливости или по принятому в то время обычаю. Одна из главных мыслей, которую апостол Павел проводит с самого начала Послания, состоит в том, что именно из-за отсутствия любви в коринфской общине и происходят все её проблемы: разделение христиан на группировки (гл. 1–4); попустительство в отношении тяжких грехов (гл. 5–6); причинение вреда душам нетвёрдых в вере братьев и сестёр в результате вольного понимания свободы (гл. 8–10); разделение во время Причастия (гл. 11). «Что же значит: Всё у вас да будет с любовью? Обличает ли кто, начальствует ли кто, или повинуется, учится ли кто, или учит, всё (должно быть) с любовью, потому что и всё упомянутое (зло) произошло от пренебрежения ею. Если бы (любовь) не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили бы: я Павлов; я Аполлосов ( 1Кор.1:12 ); если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то (блудник) не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями» 350 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, справедливо слово Господне: «Именем Моим... возложат руки на больных, и они будут здоровы». А если справедливо, то, зная силу имени Христова, будем призывать оное и на болящих. Да и в самом деле, чье же имя для их исцеления полезнее и призывать над ними, как не сладчайшее имя Иисусово, когда первое чудо над болящим, по вознесении Господа на небо, было совершено именем Христовым? Вот Петр и Иоанн идут вместе в храм в час молитвы, и человек, хромой от чрева матери его, просит у них милостыни. «Серебра и золота, – говорит ему Петр, – нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И взяв его за правую руку, поднимает; и вдруг укрепляются его ступни и колени, и он начинает ходить ( Деян.3:2–8 ). Доказательство силы имени Христова, призываемого на болящих, надеемся, убедительное. А потому, повторяем, и не забудем чаще с верой и благоговением произносить оное и над недугующими братьями нашими. Оно несомненно или исцелит их, или подаст им силу и крепость с терпением переносить болезнь их, или оживит дух их любовью к Искупителю, или наконец поможет им спокойно встретить час смертный. Аминь. 349. О милосердии Одна из величайших добродетелей христианских есть милосердие. Плоды ее, для держащагося ее, неисчислимы. «Великая есть вещь человек, – говорит Златоуст, – и драгоценная муж милосердый. Сие есть большая благодать, нежели мертвых воскрешати; ибо здесь ты благодетельствуешь Христу: а тамо Он тебе» (Бесед. 36 к народу). И блаженный Августин учит: «Пред враты геенскими стоит милосердие и не попускает ввергнути в темницу никогоже» (Бесед. 39, вопр. 50). И Златоуст еще проповедует: «Милостыня престолу предстоит, не точию покровительствуя, но и самому Судии советуя, да виновного помилует, и о нем издаст решение» (53 бесед. к народу). Ввиду этого мы, братие, и должны учиться этой добродетели и утверждать ее в сердце своем. Но у кого же, спросите, учиться должно? Да у кого хотите: хотите у Господа, хотите у Святых Его. У Господа должно учиться, ибо Он благ ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Он дает всем пищу в свое время; Он насыщает все живущее по благоволению; Он поит всех полевых зверей; Он произращает траву для скота, и зелень на пользу человека; Он производит из земли пищу; всем дает пищу в свое время и когда отверзает руку Свою, все насыщаются благом ( Пс.103 и Пс.144 ). Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Он щедр и милостив; Он не по беззакониям нашим сотворяет нам, и не по грехам нашим воздает нам... Его милость от века и до века ( Пс.102 ). Он послал Единородного Сына Своего спасти нас. Его Единородный Сын претерпел страшные муки, чтобы привести нас к Своему Родителю. Что может быть выше и поучительнее сего Божественного милосердия?!

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Манна в пустыне: «Вместо пшеницы (в городе блаженных), выжимались из воздуха готовые грибы» 344 . Аарон прозябшим жезлом укрощает бурю. Едут по озеру (все это происходит на острове блаженных), не зная, что в гнездах, рассеянных по берегам его, покоятся яйца птиц в 60 стадий в объеме, и вот во время пути неуклюжий и огромный гусь уселся на заднюю часть корабля... Наш лысый кормчий Скинфорос (Аарон) покрылся волосами, и что еще удивительнее, выросла мачта корабля, породила ветви и оплодотворилась в самой вершине, причем появились плоды в виде смокв и спелого винограда, и мы все помолились богам, чтобы они избавили нас от такой необычайности 345 . Кребс 346 в одном рассказе «Истинной истории» видит копию истории пророка Ионы, поглощенного китом. Путешествующие по океану на корабле, сообщает «Истинная история» Лукиана, на третий день видят перед собой огромного кита величиной в 500 стадий 347 ,своим появлением поднявшего бурю в океане и показавшего острые, как опиленные колья, зубы. Один глоток – и они все вместе с кораблем очутились в желудке кита; семь дней и семь ночей они пробыли в желудке кита и затем вышли на сушу 348 . В книге пророка Ионы идет речь о том, как Господь послал его проповедовать в Ниневию слово Божие; пророк не послушался приказания Божия и на корабле отправился в Иоппию и Тарсис. Поднялась буря на море, и корабль готов был утонуть. Иона сознался в своем преступлении и брошен был в море. Великий кит проглотил Иону и был Иона во чреве китовом три дня и три ночи 349 . Борьба Архангела Михаила с сатаной. В «Истинной истории» изображается продолжительная и наполненная чудовищными подробностями борьба селенитов (жителей луны) под главенством Эндимиона и гелиотов (жителей солнца), выступающих под предводительством Фаэтона. Селениты побеждают гелиотов и захватывают такое множество их, что некоторые из них падают на землю. На помощь солнцу приходит стрелок (из созвездия Стрельца) и приводит с собой массу воинов, представлявших собой нечто невиданное в мире. Это были полузапряженные кони, человеческая половина их была по меньшей мере так велика, как высшая часть колонны Родоса, лошадиная половина – величиной с торговый корабль самого большого размера 350 . Вооруженные этими новыми силами, гелиоты нападают на селенитов, побеждают их, заставляют их платить ряд налогов и оставить заложников в знак вечного мира 351 . Апокалипсис Иоанна Богослова: «И произошла на небе война. Михаил и ангелы его... против них, и не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной... низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Молитва 1-я пред Святым Причащением Василия Великого : «Владыка, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, всего творения видимого и невидимого Создатель, Сын безначального Отца, также вечный и безначальный, по преизбытку благости в последние дни облекшийся плотью, и распятый, и погребенный, за нас, неблагодарных и неразумных, и Своею собственною Кровью воссоздавший растленную грехом природу нашу! Ты Сам, бессмертный Царю, прими покаяние и меня, грешника, и приклони ухо Твоё ко мне и услышь слова мои 343 . Ибо согрешил я, Господи, согрешил против неба и пред Тобою и недостоин взглянуть на высоту славы Твоей, ибо прогневал благость Твою, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений 344 . Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не допустил мне погибнуть среди беззаконий моих, терпеливо ожидая моего обращения. Ибо сказал Ты, Человеколюбец, через пророка Твоего: «Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил» 345 . Ведь не хочешь Ты, Владыка, чтобы погибло создание рук Твоих, и не находишь удовлетворения в гибели людей, но желаешь, чтобы все спаслись и достигли познания истины 346 . Потому и я, хотя и недостоин неба и земли и даже этой кратковременной жизни, всего себя подчинив греху, и поработив удовольствиям, и помрачив в себе Твой образ, но, будучи творением и созданием Твоим, не отчаиваюсь в собственном спасении, несчастный, и к безмерному милосердию Твоему дерзновенно прихожу. Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына 347 , и сними с меня тяжкое бремя грехов, подъемлющий грех мира 348 и немощи человеческие исцеляющий, труждающихся и обремененных к Себе призывающий и дающий им покой 349 , пришедший призвать не праведных, но грешных к покаянию 350 , – очисти и меня от всякой скверны плоти и духа и научи меня проводить святую жизнь в страхе пред Тобою, чтобы я, с чистым свидетельством совести моей принимая часть святынь Твоих, соединился со святым Твоим Телом и Кровью и имел Тебя во мне обитающим и пребывающим, со Отцом и Святым Духом. Так, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, и да не в осуждение мне будет причащение пречистых и животворящих Таинств Твоих, и да не соделаюсь я немощным душою и телом от недостойного их причащения 351 , но дай мне до последнего моего вздоха не в осуждение принимать часть святынь Твоих, но во общение с Духом Святым, в напутствие в жизнь вечную и в благоприемлемый ответ на страшном суде Твоём, чтобы и я со всеми избранными Твоими сделался участником нетленных Твоих благ, которые Ты приготовил для любящих Тебя, Господи, в которых Ты прославлен вовеки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Мы сделались такими, как были сначала, когда Ты не обладал нами и Имя Твоё не именовалось над нами . Когда Ты откроешь небо, то страх от Тебя обнимет горы, и они растают, как тает воск от огня; и сожжёт огнь противников и Твоё Имя будет известно противникам Твоим 348 . 56 Слова пророка Малахии, приведённые св. Иустином: «От востока солнечного до запада Имя Моё прославлено между народами, и на всяком месте Имени Моему приносится жертва, и жертва чистая ; потому что Имя Моё прославляется народами, говорит Господь, а вы его оскверняете» ( Мал. 1:10–12 ) 349 . 57 «Бог оставил некоторых из вас (иудеев) живыми для язычников, дабы Имя Его не осквернялось у них» – сказано св. Иустином в пояснение слов пророка Иезекииля 350 . 58 Ещё приводимые мучеником Иустином слова псаломские: «Господь в Сионе велик и превознесён выше всех народов. Пусть они признают Имя Твоё великое, потому что Оно страшно и свято 351 . 59 Приводятся слова пророка Давида: «Он избавит души их от лихоимства и неправды, и Имя Его будет драгоценно пред ними, и будет жить и дастся Ему от злата Аравии» 352 . 60 То же: " Имя Его будет благословенно во веки, прежде солнца существует Имя Его. И все племена земные благословятся чрез Него: все народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Который Один творит дивное, и благословенно Имя славы Его во век и в век века 353 . 61 «Господь велик в Сионе и возвышен над всеми людьми. Да исповедуют они Твоё Великое Имя, потому что оно страшно и свято, и честь Царя любит суд». ( Пс. 98 ) 354 . 62 «Прежде солнца пребывает Имя Его, и все племена земные благословятся чрез него, все народы возвеличат его. Благословен Господь Бог Израилев, Который Один творит дивное; и благословенно Имя славы его в век и в век века и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет». ( Пс. 71 ) 355 . 63 «Посему и мы твёрды в вере и учении Его, ибо нас убеждают в том и пророки, и те, которые, как мы видим, сделались по всей вселенной чтителями Бога во Имя этого Распятого» 356 . Заключение Из многочисленных, приведённых нами выдержек из творений святого Иустина, великого апологета первых веков христианства, с несомненною доказательностью вытекают следующие положения: 1) Имя «Иисус» – предвечно принадлежало Иисусу, Сыну Божиему, и таинственно предуказывалось в пророчествах, в коих Бог называл сие Имя – «Моё Имя».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

На иконах Илья Пророк держит свиток, на котором написано: «...возревновал я о Господе, Боге Саваофе» ( 3Цар.19:10 ), но символы последних свидетелей – «две маслины и два светильника» ( Откр.11:4 ), то есть символы окончательного мира и света. Пребывание на небесах изменяет лик Ильи Пророка – Иоанн Креститель ваяет его по своему образу. На тайну проливается свет, если воспринять Иоанна Предтечу как «многозвездный архетип» свидетелей, как сияющее начало всех видов свидетельства, созвездие мужских призваний; вот почему богослужебный текст, обращаясь к нему, именует его «пророком, апостолом, ангелом, предтечей, крестителем, священником, проповедником во аде, образцом для монахов и цветком пустыни, мучеником». Только так можно понять близость свидетелей друг ко другу, тождественное строение их духа, которое настолько их отождествляет, что одного можно принять за другого 349 . Григорий Монах в своей проповеди на восхищение Ильи Пророка на небо приписывает Богу следующие знаменательные слова: «Поднимись ко Мне на небо, чтобы Я, Бесплотный, сошел и воплотился» 350 . Это случай мессианического сжатия времени, когда история как будто не разделяет Илью и Иоанна. Оба они – на одинаковом основании, один в другом, в совершенном свидетельском единении – представляют объективное человеческое условие Воплощения, предрешенного на Предвечном Совете Божьем. Библия прикровенно упоминает – в плане явно архетипическом – о событиях, которые до такой степени проникают друг в друга, что составляют одно неразделимое целое. Елисей получает милость Ильи Пророка и в свою очередь рассекает воды Иордана; как Илья Пророк ( 3Цар.17:9–24 ) он умножает масло у вдовы и возвращает жизнь сыну сонамитянки, простираясь над ним ( 4Цар.2:13–14, 4:1–37 ). Елисей – это двойник Ильи Пророка, его самая точная проекция. Они оба восходят к Иоанну Предтече как к своему общему Источнику, чтобы еще раз его отразить «в последний день». Когда Господь спрашивает своих учеников: «За кого люди почитают Меня?», – то они отвечают: «...одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» ( Мф.16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Не следует обращаться к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, не должно спрашивать мертвых о живых, – истинные пророки говорят согласно с законом и откровением 348 . Однако предание для пророка не мертвая буква. Чрез исторический религиозный факт и чрез историческое откровение пророк восходит к тому закону, который начертан в сердце человеческом, в его разуме. Вот в высшей степени примечательное, относящееся сюда, место из Второзакония: «Заповедь (Иеговы) не недоступна для тебя и не далека. Не на небе она, чтобы можно было сказать: кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и возвестил бы ее нам, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы можно было сказать: кто сходил бы для нас за море и достал бы ее нам, и возвестил бы ее нам, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» 349 . Вот почему пророки, с одной стороны, призывают слушателей к пути древних 350 , как к пути доброму, с другой же стороны, предполагают известным всякому человеку и особенно руководителям народа, в чем добро и зло. Всем должно знать правду и человеку сказано, что добро и чего требует от него Иегова 351 . В связи с этим и грех для пророков оказывается сознательным противлением воле Божией. Равным образом и свое служение им представляется личным призванием, идущим не с поверхности исторического общества, а из глубины личных отношений к Иегове. Теперь пророчество классовое, цеховое, действовавшее во имя видений, выступавшее в особом одеянии, стало притоном обмана 352 ; истинные пророки, действуя по внутреннему призванию во имя слова Божия, сами отмечают свою особенность от традиционного пророчества 353 . Хотя и теперь внутреннее призвание увлекает с непреодолимою силою и слово Божие действует в пророках как огонь и как молот, разбивающий скалы 354 , хотя и теперь пророки видят видения; однако истинное пророчество теперь преимущественно характеризуется личным нравственным характером и в этом смысле противопоставляется традиционному пророчеству видений 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Но желание опровергнуть такой по-воскресный докетизм можно точно также найти в определенных отрывках Евангелия св. Иоанна. Кроме того, практически невозможно датировать это Евангелие серединой или концом II века. Конечно, некоторые исследователи видели элементы докетизма в четвертом Евангелии, несмотря на его утверждение, что «Слово стало плотью» 347 . По представлению докетов, Иисус плакал у гробницы Лазаря не потому, что он был из плоти и крови: у призрака, лишенного подлинной человеческое природы, не могло быть слез. Скорее его слезы были слезами горя божественного существа, вошедшего в непосредственную близость со злой или несовершенной материей. Поэтому Иисус плакал у гробницы Лазаря не от того, что он любил его – недоразумение, рожденное человеческим непониманием – но потому что Логос в плоти оплакивал непонимание людьми его истиннои природы и происхождения . Именно в четвертом Евангелии хождение по воде, столь близкое для ложного толкования докетов и нуждающееся в исправлении другими евангелистами, более всего кажется докетическим: Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли 348 . Заметьте в данном случае, что идущий по воде человек не предлагает никаких доказательств, что он – из плоти и крови. Он даже не входит в лодку, потому что внезапно они оказались у берега. Свидетельствует ли это о более раннем, докетическом пласте текста четвертого Евангелия, переработанном автором с тем, чтобы удалить часть его значения? Был ли их страх вызван чем-то, что можно было описать как призрак (phantasma), изначально присутствовавший в тексте? Кроме того, согласно четвертому Евангелию воскресший Иисус является Фоме в следующей сцене: Но он [Фома] сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней… Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010