Стучите, и отворят вам. Просите, и дано будет… о схиархимандрите Ипполите (Халине) 29 октября, 2006. Наталия Матвеева Много чудес происходило по батюшкиным молитвам к Господу. Мои родители повенчались по батюшкиному благословению, когда приехали навестить нас с сестрой в монастырь. Если бы я чаще прислушивалась к батюшкиным советам, и моя жизнь сложилась по иному, я не совершила бы столько ошибок, за которые мне теперь так стыдно и больно. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5, 14-16) Справка Седмицы.Ru: Схиархимандрит Ипполит (Сергей Иванович Халин) Схиархимандрит Ипполит (в миру – Сергей Иванович Халин) родился 27 апреля 1928 г. в благочестивой крестьянской семье Иоанна и Евдокии Халиных в селе Субботино Солнцевского района Курской области. После окончания школы-семилетки трудился рабочим по ремонту шоссейных дорог. В 1948 г. был призван в ряды Советской Армии. В 1957 году поступил послушником в Глинскую пустынь, затем переехал в Псково-Печерскую обитель, где в 1959 г. от архиепископа Псковского Иоанна получил благословение его на постриг в мантию с именем Ипполит. Вскоре монах Ипполит стал иеродиаконом, а 14 июня 1960 г. был рукоположен в сан иеромонаха. Духовными наставниками отца Ипполита были знаменитые глинские старцы. После разгона Глинской пустыни в годы хрущевской «оттепели» отец Ипполит стал келейником иеросхимонаха Михаила, последнего валаамского старца. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1966 г. отец Ипполит был направлен для несения постоянного иноческого послушания на Святую гору Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где провел восемнадцать лет, подвизаясь в келье прп. Силуана Афонского. По-видимому, на Афоне отец Ипполит принял схиму. В 1983 г., возвратившись с Афона на Родину, отец Ипполит продолжал нести послушание в Псково-Печерском монастыре. В 1986 г. архимандрит Ипполит по благословению архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия был принят в клир Курской епархии. Отец Ипполит был настоятелем многих храмов Курской епархии, поднимал их из руин. В 1991 г. он был назначен настоятелем только что возвращенного Русской Православной Церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Архимандрит Ипполит принял управление обителью, находившейся в полуразрушенном состоянии. Ее храмы были поруганы и разорены в годы гонений на веру. Под руководством отца Ипполита обитель стала быстро возрождаться. За 11 лет своего служения в Никольском монастыре отец Ипполит сумел сплотить вокруг себя многочисленную братию, проделал большую работу по восстановлению обители.

http://pravmir.ru/stuchite-i-otvoryat-va...

Историческое и культурное значение представленных в этой книге жизнеописаний афонских подвижников, вне всякого сомнения, огромно не только для историков Русской Церкви, но и для всего христианского мира. Г.О.: Действительно, издание «Русского афонского отечника» обещает стать событием. Какие еще издания предусмотрены данным планом? Иг.Е.: Другим важным издательским проектом должны стать иллюстрированные монахологии Русского Пантелеимонова монастыря, а также Андреевского и Ильинского скитов и иных русских обителей на Афоне. Это издания энциклопедического типа, которые будут представлять собой справочники, содержащие персональные данные о более чем 4000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря, проживавших здесь в период с 1803 по 2003 годы, и о более чем 3000 монахов, живших в Андреевском и Ильинском скитах, причем в большинстве случаев словарные статьи будут снабжены фотографиями монахов. Монахологий будет оснащен несколькими видами каталогов, что значительно облегчит поиск нужной информации. Специальную серию, состоящую из нескольких томов, должно составить исследование «История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 2010 года». В этих томах будет изложена история монастыря с множеством иллюстраций и приложений. Эта серия будет создаваться в тесном сотрудничестве со светскими учеными-историками, в первую очередь со специалистами Института российской истории. Отдельно следует сказать об издании каталогов библиотеки и архива. Этот будет ряд томов, содержащих описание каталогов библиотеки и архива Пантелеимонова монастыря. В эти тома среди прочего войдут описания каталога греческих рукописей (X–XIX вв.), церковнославянских рукописей (X–XX вв.), русских рукописей (XIX–XX вв.), рукописей на разных языках (VII–XVIII вв.), редких печатных книг (1494–1799 гг.), архива Пантелеимонова монастыря. Публикация этих каталогов позволит представить научной общественности полную картину состава и состояния рукописного фонда Пантелеимонова монастыря, ранее недоступную ученым информацию о неизвестных памятниках греческой, славянской, русской и иноязычной письменности, хранящихся в монастырском архиве.

http://pravoslavie.ru/51335.html

В 2007 году священноначалие Русского Пантелеимонова на Афоне монастыря «приняло твердое решение привести в порядок библиотеку и архив обители» 9 . В результате регулярной работы в 2007–2009 годах из разрозненных документов сформирован архив и проведены необходимые мероприятия по обеспечению его максимальной сохранности. Документы были очищены от пыли и прошли обработку в вакуумной и морозильной камерах, для их хранения построили специальное помещение с современными системами климат-контроля. Архивохранилище оборудовано современными стеллажами. Новейшая каталогизация В 2009 году началась работа по научному описанию документов архива Росикона. За пять лет в результате самоотверженного труда проведена каталогизация практически всего архивного фонда монастыря. В результате этой работы по благословению игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря священноархимандрита Иеремии (Алехина) и под редакцией духовника и первого эпитропа обители иеромонаха Макария (Макиенко) подготовлены «Каталог славяно-русских рукописей, хранящихся в библиотеке и архиве Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря» (2013) и «Каталог архивного фонда Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне» (2015). Первый из них издан на средства Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Пантелеимонова монастыря в рамках издательского проекта многотомной серии «Русский Афон XIX–XX веков». Эта книга — первая часть седьмого тома «Каталог рукописей, печатных книг и архивных материалов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне» (составитель каталога — заведующий архивом и библиотекой монастыря монах Ермолай (Чежия), редакторы — Жанна Левшина и Анатолий Турилов). Каталог содержит описания около шести сотен рукописных книг, тетрадей-брошюр и отрывков на церковнославянском языке и почти восемь сотен рукописей на русском языке. Большинство русских рукописей, описание которых дается в каталоге, относится к XIX и XX векам 10 . Этот рукописный фонд можно разделить на несколько групп: наследие святителя Феофана Затворника, дневники, духовные произведения, богословские, научно-исторические, литературные труды насельников Пантелеимонова монастыря, агиографические сочинения (списки житий афонских и российских подвижников), а также содержащие описания чудесных явлений и пророчеств рукописи.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhivnoe_n...

Книга содержит сведения о более 4000 насельников Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, проживавших здесь в период с1803 по 2003 гг. Том проиллюстрирован хранящимися в архивах монастыря редкими фотографиями и оснащен несколькими системами поиска данных: по монашеским именам; по фамилиям, которые носили монахи в миру; по губерниям, из которых они вышли; по географическим названиям, связанными с их жизнью (с дореволюционной топонимикой). Предложенные системы поиска позволяют читателю достаточно легко находить нужную ему информацию. Издание состоит из четырех основных разделов: Насельники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне; Насельники скита Новая Фиваида; Насельники Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря; Современные насельники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Как известно, до сих пор не существовало издания, дающего представление обо всех насельниках Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, их количественном составе, различных социальных характеристиках и, что особенно важно в качестве отправной точки исследования, содержащего краткие биографические сведения о каждом из них. III том. «Монахологий Русских обителей на Афоне».  Его издание запланировано на вторую половину 2015 года. Книга будет являться справочником энциклопедического типа, содержащим персональные данные о более 3000 насельниках Андреевского и Ильинского скитов и других русских обителей на Афоне. Том будет проиллюстрирован хранящимися в афонских архивах редкими фотографиями монахов. Справочник будет также оснащен несколькими системами поиска данных, как и II-йmoм. IV том. «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря от древнейших времен до 1725 года». Издание этого тома запланировано осуществить до конца 2014 года. В нем мы намереваемся отразить подробную историю Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Книга будет основана на множестве до сих пор не публиковавшихся документов, снабжена богатым иллюстративным материалом и справочным аппаратом.

http://bogoslov.ru/event/3974163

В предшествующих главах мы не раз упоминали о живом участии старцев русского Пантелеимоновского монастыря о. Макария и о. Иеронима в делах афонских греческих монастырей (разумеем дела свято-павловское, ксенофское и симоно-петрское с Ксиропотамом), стараясь всячески поддержать правое дело и водворить в этих монастырях нарушенный мир и братскую любовь, хотя сами нередко, в благодарность за все это, получали неприятности, огорчения и даже доносы, как это было в последнем случае со стороны ксиропотамского проигумена о. Прокопия. Старцы Руссика всегда предпочитали «худой мир крупной ссоре». Но если они так относились к монашествующим из греков, далеко не дружелюбно настроенным к русским, тем скорее можно было ожидать от них и горячих симпатий и большого участия к судьбе своих соотечественников русских, так или иначе нуждавшихся в их помощи, в поддержке добрым словом и опытном указании. И действительно, старцы Пантелеимоновского монастыря никогда не отказывались от высокой роли «миротворцев» и добрых советников, когда их вызывали на это свои братия русские. Из многих фактов участливого отношения старцев о. Макария и о. Иеронима к делам наших русских скитов на Афоне мы отметим два особенно выдающихся: замешательства в Ильинском скиту после смерти настоятеля (дикея) о. Паисия II и большие недоразумения в Андреевском скиту между настоятелем о. архимандритом Феодоритом и братиею скита в 1878 году. Оба указанные нами факта из жизни русских скитов на Афоне весьма сложны в ходе своего развития, любопытны по своим бытовым характерным подробностям, рисующим внутренний быт скитского афонского иночества весьма рельефно, и сами по себе полны живого драматизма, останавливающего невольно на себе внимание всякого, кому интересны судьбы русского иночества на Афоне. Но мы далеки от мысли отследить, так сказать, шаг за шагом эти события в жизни русских скитов, за всеми перипетиями тех внутренних неурядиц, какие произошли в скитах в том и другом случае, хотя для этого мы располагаем всеми нужными материалами. Делать это в настоящее время мы считаем, во-первых, преждевременным, так как лица, принимавшие живое участие в том и другом деле и игравшие в них видную роль, в большинстве еще благополучно здравствуют, во-вторых, всем подробностям указанных событий мы находим более приличным занимать место в истории этих скитов, чем в нашем настоящем очерке, и в-третьих, для нашей настоящей цели главный интерес заключается лишь в том, чтобы отметить факты, рисующие наших старцев в роли «миротворцев» и указывающие на тот высокий авторитет, каким они пользовались на Афоне среди своих соотечественников. С этой стороны мы и изложим здесь оба упомянутые нами события, касаясь других явлений настолько, насколько это необходимо будет для связного рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Открылся сайт «Русского афонского общества» В Интернете открылся сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество» www .afonru.ru Как говорится на первой странице сайта, Общество, созданное в сентябре 2005 года, «объединило людей, неравнодушных к судьбе России», стремящихся «сохранить переданные нам поколениями наших предков православные и культурные ценности, играющие основополагающую роль в духовном развитии личности и общества в целом». Неслучайно поэтому на первой странице сайта посетитель увидит призыв «Русского афонского общества» к гражданам и организациям России начать сбор пожертвований на восстановление находящейся в Суздале усыпальницы князя Дмитрия Михайловича Пожарского – национального героя, спасителя России от польских интервентов в 1611-1613 гг. «Русское афонское общество» развивает связи с монашескими общинами Святой Горы Афон, помогает в восстановлении монастырей и церквей как на Афоне, так и в России. В настоящее время, например, на средства, пожертвованные частными благотворителями и некоторыми коммерческими структурами, Общество восстанавливает ряд объектов на территории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и в других афонских обителях. Среди задач Общества духовно-нравственное просвещение населения России через ознакомление с обычаями, традициями и историей православной культуры. «Русское афонское общество» осуществляет также благотворительную деятельность, направленную на поддержку православных людей, нуждающихся в помощи. Посетители сайта «Русского афонского общества» смогут подробнее узнать об истории его создания, о проектах, которые уже осуществлены Обществом или находятся в стадии реализации, и о том, как стать членом Общества. Особый интерес может вызвать рубрика «Путеводитель по Афону», в которой содержится полезная информация об афонских монастырях и других обителях Святой Горы, а также о том, как организовать паломничество на Афон. По сути, это не просто путеводитель по Афону, но путеводитель на Афон, поскольку авторы этой рубрики подробно рассказывают, как избежать многочисленные трудности, ждущие потенциального паломника на Святую Гору. Здесь же – впервые в России – публикуется максимально полный телефонный справочник по Афону.    Сайт «Русского афонского общества» представил богатую фотогалерею об Афоне. Она будет интересна всем и особенно женщинам, которым уже много веков запрещен въезд на Афон. «Русское афонское общество» планирует регулярно обновлять сайт, публикуя последние новости об Афоне, интересные как обычным читателям, так и паломникам. На сайте также будет постоянно появляться новая информация о деятельности «Русского афонского общества» www .afonru.ru Тел. контактного лица: +7 (495) 9504832 22 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24514.html

Сборник «Афон и славянский мир» размещен в сети Москва, 3 июня 2014 г. В сети была размещена электронная версия научного сборника «Афон и славянский мир» , посвященного 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон, сообщает Седмица.Ru . Книга издана Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем по благословению игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) и иждивением Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. В научный сборник вошли материалы первой международной конференции «Афон и славянский мир», прошедшей в столице Сербии Белграде 16-18 мая 2013 г. Тираж – 1000 экземпляров. Книга содержит 347 страниц. В ней представлены научные статьи 28 исследователей из Сербии, Болгарии, Греции, России, Украины, Литвы, Италии и Норвегии. В сборнике освещены многогранные афонско-славянские связи с древнейшего периода до ХХ в., включая переломные эпохи исихазма и филокалического возрождения. Отражено влияние Афона на формирование самобытных славянских культур и духовности. Особое внимание уделено литературным связям, рукописному наследию, литургической и агиографической традициям. Как отметила составитель и научный редактор сборника Жанна Левшина, «это издание, куда вошли работы представителей православного духовенства и ученых, занимающихся изучением Афона, несомненно, будет способствовать восстановлению и сохранению накопленного русским и славянским монашеством афонского наследия». Заведующий библиотекой и архивом Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря монах Ермолай (Чежия) также отметил особую важность представленного сборника. По его словам, в течение своего многовекового подвижничества на Святой Горе русскими и славянскими насельниками православных афонских обителей был накоплен уникальный исторический и духовный опыт, созданы неповторимые образцы восточнохристианской культуры. Их изучение, раскрытие истории афонских обителей, взаимоотношений друг с другом и с внешним миром, отражение вклада славянских народов в общую культуру Афона и православного мира, популяризация этого наследия имеют важное значение в деле возрождения православной духовности и культуры. Материалы сборника окажут помощь заинтересованному читателю глубже разобраться в истории и наследии славянского монашества на Афоне, влиянии Святой Горы на формирование самобытных культур и духовности славянских народов. Книга рассчитана на специалистов – исследователей истории и духовно-культурного наследия Афона, а также на широкий круг читателей. Издание осуществлено в рамках подготовки к празднованию юбилея 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. 3 июня 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/71211.html

Мы с Его Святейшеством неоднократно к этой теме обращались в наших разговорах. Некоторое время назад произошла активизация этой работы, я этому очень рад. Речь идет и о восстановлении целого ряда зданий, и о строительстве дороги, о возрождении некоторых других частей монастыря. В любом случае мы исходим из того, чтобы в наступившем году завершить первоочередные общестроительные работы по всем запланированным объектам и выполнить весь комплекс восстановительных работ, которые были запланированы, включая, что для монастыря очень важно, создание современной инженерной инфраструктуры. Надо будет определиться и с перечнем объектов, которые можно будет восстановить к юбилею, и тех работ, которые было бы желательно продолжить после 2016 года. Конечно, все эти работы должны быть правильным образом согласованы в силу специфики жизнедеятельности монастыря на Афоне и, конечно, должны вестись высококвалифицированными специалистами, которые имеют хорошую практику восстановления подобных объектов. Иными словами, я считаю, что эти два года не были потрачены зря, это отрадно сознавать. Еще раз большое спасибо всем, кто принимал участие в этой деятельности, но впереди не менее ответственная часть работы. Давайте об этом поговорим. Ваше Святейшество, просил бы Вас тоже выступить. Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за возможность провести заседание Общественно-попечительского совета при Вашем участии здесь, в этом месте, с тем чтобы подвести какие-то итоги сделанного и наметить перспективные планы, принимая во внимание празднование тысячелетия русского присутствия на Афоне в 2016 году. В минувшем году я имел счастливую возможность вновь посетить Святую гору (пять лет этой возможности мне не предоставлялось в связи с изменением моего служебного положения), и вот, прикоснувшись вновь к духовной стихии Афона, должен сказать, что, конечно, это место обладает огромным духовным потенциалом. Это люди чувствуют — и те, кто практически не воцерковлен, кто лишь иногда по любопытству посещает это место, но чувствуют также и те люди, которые, будучи утомленными условиями современной жизни, перегруженными стрессами, приезжают на Афон и действительно оттуда возвращаются другими.

http://patriarchia.ru/db/text/3531677.ht...

Не удивительно поэтому, что за подобным чтением наши паломники нередко забывают и телесный голод и те физические невзгоды, которые выпадают на их долю во время некратковременного странствования по святыням. На привале в дороге, на грязной палубе русского парохода, с одинаковою заботливостью перевозящего овец, быков и наших бедных паломников, забившись в укромный уголок, наш паломник проводит минуты отдыха и многие часы однообразно-скучного от безделья и длинного морского плавания за чтением русского Евангелия или даже молитвенника. Около счастливца, раздобывшего какое-нибудь «житие» или «душеспасительную повесть», группируются целые кучи охотников послушать назидательно-утешительное чтение; все с живым интересом и умилением внимают читаемому и потом долго между собой беседуют по поводу прочитанного. Понимая хорошо эту насущную потребность русского народа и желая дать ему назидательное и полезное чтение, покойный о. Макарий сделал распоряжение, свято соблюдаемое и доселе, чтобы каждого паломника, едущего на Восток или возвращающегося на родину и останавливающегося на подворьях русского Пантелеимоновского монастыря в Константинополе или в Одессе, заведующие сими подворьями снабжали бы «в благословение Афонской Горы» бесплатно 50-ю брошюрами 275 разнообразного содержания и различного объема и не меньшим количеством 276 нравственно назидательных «листков». Некоторым из этих паломников, зараженным раскольническими мнениями или живущим среди раскольников и сектантов, первым в назидание, а вторым в предотвращение от соблазнов и для укрепления в православном вероучении раздаются, по указанию старцев, брошюры, написанные известным у нас в России миссионером афонским иеромонахом Арсением и направленные против раскольнических и сектантских заблуждений 277 . Все поклонники, кроме того, обделяются «на память об Афоне» иконками св. великомученника Пантелеймона, четками из «слез Богоматери» и крестиками и ложечками, как изделиями рук афонских анахоретов. Все дары боголюбивой братии афонского русского монастыря составляют ценное дорогое достояние бедной паломнической сумы во время странничества, служат ему приятною пищею и отдохновением в его святом, но исполненном скорбей и лишений подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Заключение Афонское православное монашество, в особенности русское, находится сейчас накануне существенной реформы его. Преобразование это вызвано многоразличными причинами, важнейшей из них следует признать освобождение Афона из-под турецкого владычества и фактический переход его в состав территории греческого государства. Одним из серьёзных поводов для греческих монастырей подумать о реформе монашеского Афона, без сомнения, послужили домогательства русских келлиотов, вызвавшие, между прочим, постановление Лондонской конференции о принятии Афона под международное покровительство православных держав: России, Греции, Сербии, Румынии, Болгарии. Не желая допустить подобного покровительства, афонские греки задумали произвести реформу в совершенно обратном направлении, так чтобы Афон сделался самостоятельным и независимым монашеским государством. Составленный особой комиссией из 8 антипросопов исключительно греческих монастырей, с участием афинского юриста Стефанидиса проект этой реформы, напечатанный в виде трёх тетрадей: 1) основного или общего канонизма, 2) канонизма общежительных монастырей и 3) канонизма идиоритмов, или штатных монастырей, сейчас обсуждается в Чрезвычайном Собрании афонского Кинота, составленном из особо избранных всеми монастырями представителей их, по 3 от каждого. Предлагаю здесь свои общие замечания по поводу нового проекта афонского канонизма. Биографическая справка об авторе Автором отчёта является профессор Киевской духовной академии и Белградского университета Фёдор Иванович Титов (08.02.1864–20.12.1935), протоиерей, историк Церкви, автор более 100 богословских трудов, член делегации Русской Церкви на мирной конференции в Париже, который 16 мая 1919 года прибыл на Афон для ознакомления с положением святогорского иночества (см. «Летопись» 1917–1927 годов, с. ... настоящего издания) Протоиерей Фёдор Титов Ф.И. Титов был сыном священника села Черкасское-Поречное Суджанского уезда Курской губ.; выпускник Обоянского духовного училища (1880), Курской духовной семинарии (1886), Киевской духовной академии (1890), которую окончил со степенью кандидата богословия (диссертация «Изложение содержания Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам»; писалась под руководством профессора С.М. Сольского). Был оставлен при академии профессорским стипендиатом; по окончании стипендиатского года 16 августа 1891 года был избран исполняющим должность доцента по кафедре общей гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010