Понятно, что переход о. Феодосия, и с ним большей части Тисманского братства, в Софрониеву пустынь – для этой последней должен был иметь самые благотворные последствия: вместе с ним в нее, так сказать, переселился самый дух Тисманской обители. Первой заботой о. Феодосия было введение в Софрониевой пустыни того же строгого общежительного устава горы Афонской, который соблюдался при нем в Тисманском монастыре. Введение этого устава было дозволено ему при самом назначении его настоятелем пустыни. Но, желая дать ему большую силу и навсегда упрочить его существование в обители, 1781 года он обратился в св. Синод с просьбой рассмотреть представленный им устав и утвердить для всегдашнего употребления в пустыни. К этому он присоединил несколько частных пунктов, клонившихся также к обеспечению внутреннего благосостояния обители, на которые также испрашивал у Синода утверждения. Преподав ему благословение ввести общежительный афонский устав в пустыни, св. Синод, однако, не все частные пункты его прошения утвердил, а значительно ограничил. Перейдя в Софрониеву пустынь, о. Феодосий не прерывал сношений с молдовлахийскими старцами, особенно со старцем Паисием. В продолжение двадцатидвухлетнего управления обителью, он, действительно, оказал ей великие услуги и, именно, нравственным воспитанием братий в духе древнего иночества, чему способствовало самое введение строгого общежительного устава в обители, за точным исполнением которого, как и вообще за поведением братии, он имел постоянный и бдительный надзор. При нем, и с его времени, Софрониева пустынь, по своему внутреннему благоустройству, заняла одно из самых видных мест в числе наших общежительных обителей и служила образцом и рассадником иночества для других монастырей: от нее некоторые заимствовали общежительный устав, она давала нередко опытных настоятелей для разных обителей; к старцам-воспитанникам Феодосия многие обращались за получением духовных советов и разрешением помыслов. Отец Феодосий скончался в 1802 году. Блаженный Ермил и старица Агния, игумения (Калужские) (XVIII века 9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде всего, к сфере иерусалимского влияния, мне кажется, нужно отнести перемену в расположении отделов студийского устава по его позднейшим спискам, на которые, скорее всего, мог действовать типик иерусалимский. В более ранних студийских списках части его размещены таким образом: сначала служба по триоди, потом по месяцеслову. В позднейших, наоборот, минейная часть предшествует триодной и, что особенно замечательно, этот порядок удерживается с явным нарушением типика, принятого для студийской редакции устава 90 . Далее, на это указывает статья о посте в Великую субботу (из устава 905). Здесь замечается переход от прежних снисходительных правил к более строгим, принятым в иерусалимском уставе, и приводится в защиту место из Ап. постановлений – то самое, которое имел ввиду Никон Черногорец, и на которое ссылается теперешний устав. Наконец, из надписания некоторых южно-италийских уставов видно, что чистый тип студийского устава был потерян в XIII веке, и порядок службы возводится в них не к одному Феодору Студиту (как представителю студийских порядков), но вместе с тем это право разделяет Савва Освященный, типики афонские и уставы ктиторские. Таким образом, прежняя связь студийского устава с его родиной упала, а значение других отраслей типика усилилось. В каких местностях и долго ли действовал устав студийский? К сожалению, на этот вопрос, чрезвычайно важный для статистики и истории церковного обряда, при теперешних научных средствах, не может быть дано положительного решения, и придётся составлять заключения лишь по немногим отрывочным данным. В самую цветущую пору своего существования студийский устав был принят в константинопольском патриархате и некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешёл на Афон, в южную Италию и был принят в монастырях русских. Всего дольше он держался в монастырях южно-италийских, которые, по самому своему положению, стояли в стороне от общего течения церковной жизни на Востоке и отличались большей устойчивостью в сохранении древнего типа устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКОВЫ ГЛАВЫ Богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов. Эти указания в редакциях Студийского устава не имели авторского надписания и не выделялись в отдельный текст, а записывались под теми днями Синаксаря (собрания уставных рубрик для служб церковного года), к к-рым относились. В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в правосл. Церквах в XIII-XV вв., указания подверглись переработке и с дополнением новых глав были выделены в конце Типикона в особую статью со своим заглавием. При этом уставные статьи сохранились и непосредственно в тексте устава под соответствующими днями месяцеслова: в одних случаях они воспроизводили указания Студийского типикона, в других - изменились и были дополнены применительно к особенностям нового устава ( Мансветов. Устав. С. 216-222). Редакторская работа по составлению М. г. была проведена во 2-й пол. XIII в. на Афоне (в древнейших списках Иерусалимского устава М. г. отсутствуют). Так, в греч. списке Иерусалимского устава, сделанном на Афоне в кон. XIII в., главы в количестве 95 атрибуируются некоему иером. Марку (ГИМ. Син. греч. 456, 1297 г.) и имеют название «Μρκω μαρτολ ερομονχω σνταγμα πονηθν ες τ πορομενα το τπικου» (Свод, составленный грешным иеромонахом Марком, на недоумения Типика). Из 95 глав (в ряде рукописей их количество могло варьироваться), входивших в статью, ок. 60 глав носили месяцесловный характер, т. е. содержали уставные указания о совершении служб неподвижных праздников церковного года, а ок. 35 имели более общий литургический характер (т. е. указания о соединении родов праздников - Господских, Богородичных, святых - с воскресеньем, субботой и т. д.). В такой редакции главы встречаются во множестве афонских Типиконов XIV-XVI вв. В 1-й трети XIV в. (не позднее 40-х гг.), вероятно в К-поле, на основе афонской редакции Иерусалимского Типикона, содержащей М. г., была создана еще одна, «расширенная», редакция. Особенностями этой редакции стали включение М. г., относящихся к конкретным праздникам месяцеслова, в текст Синаксаря и перенос глав общелитургического характера в 1-ю, общую часть Типикона. Эти т. н. Иерусалимские богослужебные главы регламентировали совершение всенощного бдения (одной из главных особенностей богослужения, отличающих Иерусалимский устав от Студийского) и служб суточного круга (см.: Пентковский А. М. Иерусалимский устав в К-поле в Палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. С. 77-96). Проблема авторства

http://pravenc.ru/text/2562372.html

По уставу иерусалимских обителей таким образом: А по уставу Афонской горы таким образом: Преславная Приснодево: Тропари (поются.): Помилуй нас, Господи... Слава, Господи, помилуй нас... И ныне, Милосердия двери... 217 Священник произносит ектению: Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй 218 . Лпк: Господи, помилуй 3. Еще молимся о еже сохранился граду сему и святей обители сей, и всякому граду и стране от глада, губптельства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый и избавити ны от належащего и праведного своего прещения и помиловати ны 219 . Лик поет: Господи, помилуй 40. Иерей: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Мнлостив бо и человеколюбец Бог еси и тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно и во веки веков 220 . Лик: Аминь. Примеч. Устав Афонской горы указан в Следован. Псалт., в которой напечатаны и начальные слова ектении, вся же ектения полностью находится в издании Киево-Печерской лавры: «Последование вечерни, полунощнпцы и утрени л. 21 на об. Оканчивается полунощница таким образом: Иерей: Слава тебе, Христе Боже, упование наше, слава тебе (так предписывает 9 гл. Типик.). Лик: Слава, и ныне (так указано в Следов. Псалт. и Часосл.). Господи, помилуй 3. Благослови. Священник (вне алтаря пред царскими вратами) произносит малый отпуст 222 . После отпуста, по 9 гл. Типикона и по Часослову, «приемлем прощение обычное». Самый обряд прощения не описывается ни в 9 гл. Типикона, ни в последовании полунощницы, помещенном в Следованной Псалтири и Часослове; но, как мы знаем из предыдущего (чит. выше о мал. повечер. в воскр. дни), он описывается, а) В издании Киево-Печерской лавры: «Последов. вечерни, полунощницы и утрени», при изложении состава и порядка отправления повечерия, таким образом (л. 22 и д.): «Иерей творит поклонение братии до земли, глаголя: Благословите, отцы святии и братия, и простите мне грешному, елико согреших в сий день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы. Братия же отвещают: Бог да простить тя и Помилует, отче святый. И поклоняют колена до земли, глаголюще прощение сие: Благослови мя, отче святый, и прости, елика согреших в сий день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы и помолися о мне грешнем. Отвещает настоятель: Благодатию своею Бог да простить и помилует всех нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Перемещение и увольнение «по целесообразности» закабаляет клириков крепостной зависимостью от епископа. Служение священника оставлено вне закона, трудовые права не защищены. Приём на службу не оформлен. Размер оплаты и условия труда не определены. 6. Аморальная статья Устав ввёл коллективную ответственность, чуждую Православной традиции и Евангельской морали: «Если член Приходского собрания не исполняет хотя бы одну из обязанностей, предусмотренных пунктом 7.4 настоящего Устава, Епархиальный архиерей единоличным решением вправе исключить всех (часть) членов из состава Приходского собрания и включить в его состав новых членов по собственному усмотрению» (УП, ст. 7.3). Обязанности ст. 7,4 сформулированы в общих словах и допускают вольное толкование: «соблюдать канонические правила… присутствовать на заседаниях …выполнять… решения архиерея, настоятеля…». Такие требования допускают злоупотребление (вопреки Карф.16). Коллективная ответственность и круговая порука вызывают печальные ассоциации с заложниками и чрезвычайным положением военного времени. Епископу предоставлено право наказывать не виновных, провоцируя в приходе подозрительность и доносы. Каких «новых членов» включит архиерей в состав Приходского собрания на место изгнанных? Откуда призовут этих лиц и как совместить их «назначение» епископом с «решением Приходского собрания», обещанного в том же пункте Устава строчкой выше? Возникает главный вопрос: почему Синод принимает Устав, не интересуясь мнением Прихода, которому придётся жить по этому Уставу. Устав на собрании Приходского совета не обсуждается, замечания верующих не принимаются во внимание. ЧАСТЬ II. НАРУШЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНОВ Получив государственную регистрацию, юридическое лицо и право собственности, приход обязан действовать на основании Устава, который утверждается учредителями и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ (ФЗ-125, 10.1). 1. Добровольное объединение УП признаёт местную религиозную организацию «добровольным объединением граждан РФ» (ст.1.1), в соответствии с Конституцией РФ, ст.30 и ФЗ-125, ст. 6.1; ст.8.1; ст.8.6.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=2259...

В Академии Наук из немногих рукописей замечательна минея служебная XIV в. 425, расположенная по иерусалимскому уставу. Московские библиотеки Синодальная при Синодальной конторе есть богатейшая из всех, рукописями самыми разнородными греческими и славянскими. Из греческих замечательны месяцесловы при евангелиях IX-XI в., два устава конца в., служебные минеи XII в. шесть нумеров, пергаменные четии-минеи 23 нумера, пролог стишной 1295 г., 390 – древнейший в Европе, другой 369 XIII – XIV века, кондакарь XIII в. и другие. Из славянских рукописей замечательны три студийские устава, один XII века, иерусалимские уставы древнейших редакций, XIV века, минеи служебные студийские XII века за 10 месяцев, несколько пергаменных прологов, Макарьевские минеи за целый год и другие. Типографская Синодальная библиотека богата славянскими пергаменными минеями и особенно пергаменными прологами. В ней есть 8 месяцев миней XI века студийских, единственный во всей России устав оригинальный славянский студийский патриарха Алексия XII века. В Московском музее есть несколько замечательных греческих рукописей; таковы: евангелия с месяцесловами XI-XII века и 1320 года, иерусалимский часослов XIII в., иерусалимский устав XIII века 35), святцы или синаксарь афонский из иерусалимского устава 1323 года, несколько служебных миней XIII – XV в. Из славянских замечательны: устав иерусалимский южно-славянский 1372 года древнейший в России, пролог пергаменный на весь год XIII – XIV в. 319, обиход XIII в. и другие. В нем же библиотека Ундольского богата прологами, писанными на бумаге, святцами и подлинниками; из святцев замечательны по полноте святцы 1621 года. В небольшой библиотеке Московского Успенского собора есть единственная во всей России по древности четья-минея после Супрасльской, май и июнь XII века; замечательны еще греческое евангелие праздничное века и славянский кондакарь 1207 года. В библиотеке Архангельского собора замечательно Мстиславово евангелие начала XII в. с оригинальным месяцесловом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Кроме того, говорится в меморандуме, кондоминиум нарушает права других великих держав, например, Австрии, Англии и Турции, которые также имеют на Афоне своих подданных, как будто эти державы нуждаются в помощи греческих монахов для защиты своих прав. Говорится далее в меморандуме, что представители держав в кондоминиуме будут вести между собою борьбу (из-за чего?), что греческие монахи не могут признать над собою власть менее либеральных и прогрессивных государств, чем Греция (а власть Турции признавали!), что невозможно изменять Афонский устав, существующий уже две тысячи лет. Заметим, что на самом деле Афонский устав, действовавший в 1913 году, не имел и двухсотлетней давности и что как раз сами греки заменили его в 1927 году новым уставом. В конце этого лживого меморандума заявляется, что единственное спасение для Афона – это аннексия его Грецией, что подтверждается и фантастическими статистическими данными. Между тем славянские монастыри на Афоне ничего не предпринимали против агитации греков, а представители славянских монастырей Зографа и Пантелеймона даже выступали в Киноте в июле 1913 года против русских келлиотов. Кроме того, как русские монахи, так и русская дипломатия были отчасти связаны борьбой против особенно сильной в это время имябожнической смуты, и греческая агитация имела успех. 26 августа 1913 года великие державы заявили на Бухарестской конференции, что они не преследуют на Афоне никаких особенных интересов, и в пятой статье Бухарестского договора сказано, что новая пограничная линия между Болгарией и Грецией пойдет от новой сербско-болгарской границы по гребню горы Белячице и выйдет к устью реки Месте в Эгейском море, чем Афон был молчаливо включен в состав Греции. Первая мировая война заставила заинтересованные государства на некоторое время забыть об Афоне, но лишь только началась ликвидация последствий войны и поднят вопрос о новом политическом устройстве Европы, был решен и вопрос об Афоне. Специально об Афоне говорит конвенция о народных меньшинствах, добавленная к Севрскому договору от 10 августа 1920 года. Договор этот не был ратифицирован, но его постановления о народных меньшинствах и, в частности, об Афоне вошли в состав Лозаннского мирного договора от 24 июля 1923 года, который был зарегистрирован Лигой Наций 5 сентября 1924 года под 701 и взят под ее гарантию 26 сентября того же года 6 и таким образом сделался безусловно обязательным для Греции. Тринадцатая статья Лозаннского договора гласит: «Греция обязуется признавать и сохранять традиционные права и свободы, которыми пользуются греческие монашеские общины горы Афона сообразно предписаниям 62 статьи Берлинского договора от 13 июля 1878 года». Текст этой 62 статьи был приведен нами ранее. Помимо того на основании общих определений Лозаннского договора о народных меньшинствах негреческое население Афона, как меньшинство по языку и национальности, получило право пользоваться всеми постановлениями о защите таких меньшинств, которые были включены в этот договор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Для ведения хозяйственных дел скита избирался эконом. Об особой важности этого послушания свидетельствует сам порядок избрания эконома: «в должность эконома никто не вступал по своей воле, но в нее возводили по выбору старцев, общим согласием… из достоуважаемых и по возрасту, и по силе веры, и по святости жизни» 111 . Настоятель палестинской Лавры руководил духовной жизнью монахов, следил за монастырской дисциплиной (как пресвитер египетского скита), а также заботился о пропитании монахов 112 , т.е. выполнял отчасти функции эконома. На Афоне скитский начальник назывался дикеос («правды смотритель»). Как сообщает в своих записках о посещении Афона В. Григорович-Барский, дикеос в скиту избирался «ради чина церковнаго и приятия ради странных в распрях малых наставляет и мирствует» 113 , т.е. дикеос в первую очередь отвечал за благочиние монастырской жизни. Принцип выбора Афонского дикеоса похож на то, как избирали эконома в египетском скиту, что указывает на устойчивую традиционность основных принципов скитской жизни, а также на родство должностей дикеоса и эконома. Афонский скитский Устав 1759 г. гласит: «Кто из отцов домогается быть Дикеем, и окажется, что ему очень хочется получить настоятельство, таковаго пусть не желают братия, но единодушно да изберут того, кого признают достойным сей должности…» 114 . Уставы Афонских скитов свидетельствуют, что дикеос руководил как административной, так и хозяйственной жизнью скита. Только по разрешению дикеоса монахи могли выходить из скита 115 , по согласию дикеоса и старцев скита принимались новые монахи в скит, осуществлялась покупка и продажа келий 116 (купля-продажа келий на Афоне, – видимо, поздний афонский порядок, как и уплата податей за проживание в монастыре, сложившийся в связи с общей экономической ситуацией на Афоне в XVIII-XIX вв.). Дикеос жил при соборной церкви и заботился о ней, кроме того, он осуществлял починки и строительство скитских зданий – но с согласия старцев скита 117 . Хотя скитники содержались трудами рук своих, дикеос заботился об их пропитании и мог назначать для этих целей иноков скита на общие монастырские послушания. Так, Устав 1759 г. Димитриевского скита устанавливает общий порядок для работ на масличиях скита: «чтобы плоды с них (маслин. – Е.Р.) ежелетно собираемы были всеми вообще скитниками, и разделяемы между ними поровну, на основании древнего обычая» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

После второй паремии весь народ, стоящий в церкви (кром иерея, стоящего в алтаре), преклоняет колена, в ознаменование усиленнейшей молитвы Господу Богу, и певцы среди церкви поют: «Да исправится молитва моя» и пр. «Да приидет молитва моя, как фимиам пред лице Твое; возношение рук моих, как вечернее приношение». Когда кончат певцы, тоже повторяет правый хор. Затем певцы поют следующие стихи (после каждого правый и левый хор попеременно поют: «да исправится молитва моя» и пр.) «Господи! взываю к Тебе, поспеши ко мне, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Поставь, Господи, стражу при языке моем, охраняй двери уст моих. Да не уклонится сердце мое к помышлению злому, к деланию дел беззаконных с людьми, поступающими неправедно» ( Пс. 140:1–4 ). И здесь, во многих и многих местах, допускается произвол; и это часто делается без всякого толку и порядка. Вот почему необходимо и здесь указать на церковный устав. «На прочих стихах: да исправится (после первого), когда который хор поет, то вся сторона эта стоит, а другой хор и другая сторона народа преклоняют колена. Иерей же, стоя в алтаре пред престолом, с кадильницей в руках, кадит. На последнем да исправится, отдав кадильницу, и сам иерей приклоняет колена, молясь; когда начнут петь «воздеяние руку моею» и пр. все встают». Кажется ясно? Поет правая сторона – левая становится на колена, иерей во все это время безмолвно кадит. Так нет, весьма часто иерей с дьяконом сам считает нужным петь, да и еще с отверстыми царскими дверьми, – ради чего? Не ради же удовольствия поступить именно против устава. Где есть певчие – там они только и поют, а левая сторона безмолвствует; тут устав приносится в жертву притязаниям на сладкопение 247 . Что до самого народа, до его коленопреклонений и вставаний, то безалабернее этого ничего и придумать нельзя: это не молящиеся, с сознанием того, что делают, а трости, ветром колыхаемый и колеблемый. Грустно, мой друг, и тяжело смотреть на все это. И еще мы пригляделись, и нас не поражает вся эта дичь. Но каково ж было бы посмотреть какому-нибудь подвижнику (истинному, настоящему), например, с гор Афонских?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В 40-х годах XIV века игумен афонской Великой Лавры, избранный впоследствии Пат­риархом Константинопольским, святитель Филофей Коккин составил два руководства для совершения богослужения. Первое из них — «Устав священнослужения» (ιταξις τς εροδιακονας) — содержит предписания об обрядовых действиях священнослужителей на всенощном бдении, утрене и вечерне. Другой — «Устав Божественной литургии» (ιταξις τς θεας λειτουρϒας) — содержит аналогичные указания для клириков при совершении Литургии. Профессор И. Д. Мансветов сомневался, что авторство «Диатаксиса» Литургии принадлежит святителю Филофею, указывая на то, что существуют греческие списки «Диатаксиса» , написанные столетием раньше 23 . Примечательно, что в первом документе кратко прописано: «Ведомо буди, яко святыя двери никогда же отверзаются, токмо в начале великия вечерни, когда кадит токмо священник, во вся входы, сиречь вечерней и Литургий, святаго Евангелия. Такожде отверзаются и от " приступите " даже до исполнения Божественныя литургии» 24 . Но в «Диатаксисе» Литургии никаких прямых указаний на это нет. Напротив, некоторые указания «Диатаксиса» возможно было выполнить только при условии, что царские врата (и, соответственно, завеса) или остаются открытыми во время всей Литургии, или врата должны быть настолько низкими, чтобы не препятствовать обзору действий священника, находящегося в алтаре 25 . По окончании мирной ектении и возгласа иерея «Яко подобает...» диакон (находясь на солее) «творит поклонение пред святым жертвенником, отступает от своего места, шед на десную страну, стоит пред святыми иконами» 26 . Произнося вторую (пространную) ектению Литургии верных , диакон (также стоя вне алтаря) «сия же глаголет, взирает на иерея и, егда смотрит того скончавша молитвы, абие глаголет " Премудрость " , и священник [дает] возглашение " Яко да под державою " » 27 . Перед возгласом священника «Святая святым» «стоит диакон в себе моляся и зрит очима на иерея и, егда видит его простерша руце и воздвигша святый хлеб, абие егда возгласит " Вонмем " » 28 . Очевидно, что, стоя перед высокими, наглухо закрывающими пространство царскими вратами, диакон не мог бы видеть действий священника в алтаре.

http://e-vestnik.ru/analytics/kogda_otve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010