В 1803 году вблизи нее был заложен современный монастырь Св. Пантелеймона. Русские поселились там с 1836 года. В настоящее время монастырь Св. Пантелеймона - греческий, общежительный; русских иноков в нем в начале XX века была приблизительно четвертая часть от общего числа братии. Главный собор (греческий) в честь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона построен в 1812-1814-м, освящен в 1815 году. Имеется в виду следующая книга: Русский монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. Несколько изданий. Изд. 7-е, испр. и значительно доп. М., 1886 Соборный храм Покрова Богородицы (русский) - освящен в 1853 году. Св. Цецилия - святая католической церкви, покровительница духовной музыки мученица скончалась около 230 года. Память ее празднуется 22 ноября. Зайцев перечисляет различные ступени пострижения: рясофорный монах (или рясофорный послушник) - носящий рясу и получивший новое имя; манатейный (правильнее " мантийный " ) монах - принявший монашеский постриг с произнесением обетов (эта ступень называется обручением великого и ангельского образа); схимник - принявший схиму или самый великий и ангельский образ. " На многая лета, господин " (греч.) - многолетие, которое поется при архиерейской службе на малом входе во время литургии. Панагия ( " всесвятая " - греч.) - название части просфоры, вынутой на проскомидии в честь Божией Матери. Она переносилась в ящичке (панагиоре) по особому чину в монастырях в трапезу где одну ее часть вкушали до трапезы, другую - после трапезы. Преп. Серафим Саровский (1759 или 1754-1833)- величайший русский святой XIX века подвижник и чудотворец. Эпизод из его жития с кормлением медведя послужил сюжетом многочисленных фресок и лубочных картин. Сергиево Подворье и Богословский институт в Париже основаны в 1925 г в честь преп. Сергия Радонежского. Имеется в виду " Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших " . Составление его начато Святогорцем и закончено монахом Азари ей. Издание Русского Пантелеймонова монастыря, печаталось в Москве Патерик неоднократно переиздавался: 1-е изд. - 1883-й, 7-е - 1897 г.

http://isihazm.ru/1/?id=824

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Никифор Уединенник. Гравюра. 50-е гг. XX в. [Греч. Νικηφρος Μονζων; также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения. Пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице (в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших); в некоторых правосл. Церквах совершается отдельная пам. 4 мая, восходящая к поздней афонской традиции (см.: Афонский патерик. М., 1897, 1994р. С. 402-404; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 354; вероятно, память была помещена на этот день вслед. ошибочного отождествления Н. У. с Никифором Мидикийским). Жизнь Немногочисленные сведения о жизни Н. У. ( Rigo. 1991; Bielawski. 2002. P. 24-31) дошли в изложении свт. Григория Паламы , архиеп. Фессалоникийского (см.: Greg. Pal. Triad. II 2. 2; ср.: Ibid. I 2. 12), именующего Н. У. «исповедником» (Idem. II 2. 2, 3//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 508, 509). Будучи по происхождению «из италийцев» (ξ Ιταλν - Idem. II 2. 2//Ibid. Σ. 508), Н. У. оставил свойственное им «злочестие» (κακοδοξα), т. е. католич. веру, отказался от всего отеческого (μετ τν πατρων ρνεται κα τ πατρα), принял правосл. веру и избрал монашескую жизнь на Афоне (Ibidem). После продолжительного испытания под руководством опытных наставников и уединения он «в пустыннейших частях Святой Горы» (Idem. I 2. 12//Ibid. Σ. 404) овладел «искусством искусств, то есть исихией» (Idem. II 2. 2//Ibid. Σ. 508), став затем в свою очередь руководителем подвижников, ведущих духовную борьбу. Из-за исповедания православной веры он «был осужден к изгнанию царствовавшим тогда первым Палеологом, державшимся латинских убеждений» (Ibidem), т. е. византийским имп. Михаилом VIII Палеологом (1261-1282). Во время ссылки он был наставником свт. Феолипта , митр. Филадельфийского, и др. подвижников (Idem. I 2. 12; II 2. 3).

http://pravenc.ru/text/2565544.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих). Мн. агиографы причисляли Д. к настоятелям Киево-Печерского мон-ря и относили время его жизни к сер. XII или к нач. XIII в., считали даже, что в этот период было 2 настоятеля Киево-Печерского мон-ря с таким именем ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11; Барсуков. Источники агиографии. С. 173-174; Описание о российских святых. С. 19; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 365; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 304, 501 и др.). Однако в исторически обоснованных перечнях киево-печерских архимандритов имя Д. отсутствует (см., напр.: Самуил (Миславский), митр. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 1817. С. 139), нет его и среди настоятелей обители, изображения к-рых имелись в росписях Успенской ц. ( Истомин М. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил. С. 6). Мощи Д. в Киево-Печерской лавре не обнаружены (Дива печер лаврьскиïх. К., 1997. С. 71). Появление в агиографической и исторической лит-ре киево-печерского архимандрита с именем Д. вызвано интерпретацией сведений из «Устава... как иноци дрьжат правило в кельах своих» ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. СПб., 1912. 19. С. 141-142) и «Чина, како подобает пети 12 псалмов особь...», составленных, по-видимому, в нач. XV в. Досифеем , архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря («Досифеем, архимандритом печерским»), после возвращения с Афона. Автор этих сочинений был причислен к киево-печерским архимандритам на том основании, что в послании Владимирского еп. св. Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками ( Абрамович Д. патерик. К., 1930. С. 99). Однако соответствующий текст в патерике не содержит сведений о «Чине...» пения, нет в нем указания на Д. и афонскую практику, к-рая могла внедряться в рус. монастырский обиход неоднократно.

http://pravenc.ru/text/180317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXVI Том XXVI ИОСИФ I [Овсеп Огоцмеци, Вайоцдзорци] († 454), католикос Армянской Апостольской Церкви (ок. 444-451) ИОСИФ II (Солтан Илья; † кон. 1521 - нач. 1522), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) ИОСИФ II (ок. 1360 - 1439), патриарх К-польский, сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ I ГАЛИСИОТ († 1283), патриарх К-польский, противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530 - 1612), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида 91-122 ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК Иосифо-Волоколамский патерик, сб. рассказов о святых и нравоучительных повестей, созданный в 1-й пол. XVI в. в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре 122-124 124-128 128-129 130-136 136-159 ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

28 августа 2007 года Примечания Григорий Двоеслов , свт. Собеседования: о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М.: [Благовест], 1996. С. 72–73. Каллист, архиеп. Константинопольский, свт. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита . [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 61–64. Никита Стифат , прп. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова//Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения в новых переводах/сост. и общ. ред. игум. Илариона (Алфеева) . Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 123. Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия//Афонский патерик или жизнеописание святых, на святой Афонской горе просиявших. 7е изд., испр. и перераб. [Репр. воспр. изд. 1897 года. [Б. м..]: Изд-во прп. Сергия Радонежского, 1984]. Ч. 2.  С. 34–37. Здесь и далее в проповеди текст Священного Писания приводится в переводе епископа Кассиана (Безобразова) (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М., 2001). Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Репр. изд. [Козельск]: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. Кн. 5.  Месяц январь. Ч. 1. С. 66. Жития святых… Кн. 5. Месяц январь. Ч. 1. С. 66. Софроний (Сахаров) , иеромон. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. Минск: Лучи Софии, 1998. С. 25–26. Жития святых… Кн. 4.  Месяц декабрь. С. 622. Жития святых… Кн. 4. Месяц декабрь. С. 622–623. Жития святых… Кн. 4.  Месяц декабрь. С. 623–624. Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. [Сергив Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 44–45. Жития святых… Кн. 6.  Месяц февраль. С. 284. Марк (Лозинский) , игум. Отечник проповедника: 1221 пример из пролога и патериков. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 462. Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника. С. 462. То есть тем, кто трудится на ниве Божией. — Схиархим. А. См. 2 Кор.13:5 в славянском переводе: «Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте».

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН [греч. αμιανς] († 1280 или 1281), прп. Эсфигменский (пам. греч. 23 февр.). В юношеском возрасте принял постриг в афонском мон-ре Эсфигмен . Отличался добродетелями и строгим монашеским житием. Узы духовной дружбы связывали его с прмч. Космой Зографским. Впосл. Д. подвизался отшельником на горе Самария в окрестностях мон-ря. Д. всегда соблюдал заповедь старца оставаться ночевать только в своей каливе, но однажды заблудился, возвращаясь от духовника, жившего близ мон-ря Хиландар. Помолившись Спасителю, Д. был чудесным образом перенесен к своей каливе. После преставления Д. от его мощей исходило столь сильное благоухание, что его ощущали на большом расстоянии, в мон-ре Эсфигмен. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. T. 3. Σ. 314; Афонский Патерик. М., 1897, 20022. Ч. 1. С. 254-255; Ματθαου. ΜΣ. T. 2. Σ. 367-369. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 53; Т. 3. С. 83; Παπαδοπολου Σ. αμιανς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 935; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 106. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня)

http://pravenc.ru/text/168754.html

Мы видим, насколько были грандиозны замыслы святителя Киприана, развивавшего и воплощавшего исихастские идеи, и насколько важно в наше время сосредоточиться на православной идее личного спасения и национального единения в спасительном русле церковном. Претворение этой идеи в жизнь с Божией помощью будет способствовать новому Православному Возрождению в славянских землях. Еже и будет молитвами святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, преподобного Афонского, и всех афонских святых исихастов. Источники 1 . Афонский патерик. М., 1897. Ч. 2. 2 . Дмитриев Л. А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV–XV вв.)//Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. М.; Л., 1963. Т. 19. С. 215–254. 3 . Иоанн (Мейендорф), прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. Париж, 1990. 4 . Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустог о. Казань, 1889. Вып. 1. 5 . Леонид (Кавелин), архим. Киприян до восшествия на Московскую митрополию//ЧОИДР. М., 1867. Кн. 2. Ч. 1. С. 11–32. 6 . Макарий (Веретенников) , архим. Святой митрополит Киприан. М., 2013. 7 . Мансветов И. Д. О трудах митрополита Киприана по части богослужения//Прибавления к Творениям св. отцов. М., 1882. Ч. 29. Кн. 1. С. 152–205; Кн. 2. С. 413–495. 8 . Наумов Е. П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних»//Летописи и хроники: Сб. ст. М., 1974. С. 150–163. 9 . Петрова В. Д. О некоторых особенностях языка Киприана (в сопоставлении с языком книжников Тырновской школы и Епифания Премудрого )//Вестник Самарского государственного университета. 2010. 7 (81). С. 185–191. 10 . Петрова В. Д. Тырновская школа и проблема «второго южнославянского влияния»//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. 6 (2). С. 508–512. 11 . Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Виноградова вып. 2, М. 1897 примечания к житию Климента, принадл. проф. П. А. Лаврову, стр. 200, прим. 21; Шафарик, Слав. Древн. в пер. Бодянского, т. II, кн. I, Μ., 1848, стр. 270. 1010 Hahn, Albanesische Studien Jena, 1854, III. Beiträge ru einem Alldeutsch Lexicon, p. 58 и др. 1011 В албанск. сказаниях фигурирует имя одного племенного героя Климента. Hahn, op. cit., I, p. 183 sqq. Не сохранились ли в этом имени искаженные воспоминания о славянском миссионере. 1013 Karte von Makedonien. Bearb. von Peucker. 2 Auflage, Wien, 1903. Карта русского Генер. Штаба и мн. др. Дер. Продромос входит в Берскую казу Солунского Вилайета. См. Кнчов Македония, София, 1900, стр. 144. 1014 Об этом заключаем из хризовула, данного строителю его имп. Андроником II в 1324 г. Zachariae а Lingenthal, Jus graeco-romanum, Pars III, Lipsiae, 1857. p. XXI. Cp. Plan eines Corpus der griechischen Urkunden des Mittelalters und der neueren Zeit (Könige Bayer Akad. d. Wissenschaften), München, 1903, p. 97, Berrhoia. 1015 Βος κα πολιτεα το σου κα θεοφρου Πατρς, μν Διονυσου το ν τ λμπ ρει κλμψαντος, в Νος Παρδεισος, ν Βενετς, 1855, стр. 330. 1016 Подробные сведения о жизни св. Дионисия Олимпийского и об обновлении монастыря Продрома находятся в указанном житии его Νος Παρδεισος, стр. 326–341, под 24 января. Ср. Афонский патерик. СПБ. I860, ч. 2, стр. 46–68, где, впрочем, в пересказе подлинник сокращен местами до неузнаваемости. Другая редакция жития, более краткая, – в издании: κολουθα το σου … Διονυσου, το ν τ λμπ ρει τς Θεσσαλας κλμψαντος, Κωνσταντινοπολις (2 изд.), 1816, стр. 21–24. Любопытно отметить сходство мыслей в предисловии жития, вошедшего в Νος Παρδεισος, с предисловием простр. жития Климента. Составитель жития Дионисия обнаруживает враждебное отношение к славянскому языку в богослужении. Так, по избрании в настоятели болгарского монастыря Филофея на Афоне, Дионисий, говорит составитель, τν τξιν τν Βουλγρων ες τν μετραν εταξαν θμισε, κα φρντισε βιβλα λληνικ π λα τ χρειαζμενα… λλ’ πειδ δαν τινς, βολγαροι κακτροποι, κα μσησαν τν σιον, πς μετλαξε τν, τξιν ατν, κα το καμναν καθ’ κστην σκνδαλα (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XX столетии Россия преподала важный урок христианам всего мира. Когда к 1917 году в России назрела необходимость духовного обновления церковной организации, Господь послал очистительные гонения. И явилась Русская Церковь – Церковь новомучеников и исповедников! Заиграли, как самоцветы, вечные евангельские идеалы: искупительное страдание ради Христа, сострадание ближним, братолюбие, всепрощение, нестяжательность, не теплохладность, цельность, верность Божественной правде. IX. Сегодня для нас путь святых отцов – это все тот же единственно спасительный путь первохристиан, путь архипастырей-исповедников, путь отцов-аскетов, и, наконец, путь новомучеников. Их вере, их упованию мы должны быть преданы и следовать уже до конца – до самых последних времен, да спасемся! Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2000 г. – 2005 г., Неделя Всех Святых Общая библиография Августин, блаженный , «Творения», Москва, И997 г. Амвросий, святитель, епископ Медиоланский, «Об обязанностях священнослужителей», Казань, 1908 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Преподобный Роман Сладкопевец », «Православная жизнь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1995 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1963 г. Амвросий (Погодин) , архимандрит, «Учение св. Григория Паламы о Великом Посте», «Православное обозрение», Канада, Март 1979 г. Амман, А., «Путь отцов. Краткое введение в патристику», Москва, 1994 г. Амвросий, иеродиакон, «Введение в патристику», компьютерный набор, Свято-Троицкая семинария, Джорданвилль, б. г. «Антология. Раннехристианские отцы Церкви», Брюссель, 1978 г. Афанасий Великий , святитель, «Творения», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ч. 1–2, 1902 г., ч. 3–4, 1903 г. «Афонский патерик или Жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших», Москва, 1897 г. Барсов, И.Н., проф. « " Пир десяти дев Мефодия» и «Декамерон» Боккаччо». «Вестник Европы», 1893 г. «Большой энциклопедический словарь», Москва, 1997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

1) 1 указывает на «препятствия для начальства над ними [братией] и для подчинения оных ему, так что он [Каллист] не может легко поступать так, как считает нужным» (С. 605, строки 11–9 с конца); 2) 2 подтверждает право прп. Каллиста принимать исповедь у монахов общины: «Наша мерность убеждена, что он [Каллист] прекрасно будет исполнять все, что бы ни делал. Ибо он свяжет... то, что должно быть связано, и разрешит то, что должно быть разрешено, в чем заверяет Наша мерность» (С. 605, строки 6–3 с конца); 3) 3 отрывок характеризует Каллиста как «человека... духовного, добродетельного и исихаста» (С. 605, строки 2–1 с конца). 2 документ под названием «Соглашение» был составлен патриархом по причине того, что «Наставление» не урегулировало полностью конфликт. Тогда прп. Каллист обратился к свт. Филофею с просьбой присвоить его общине статус ставропигиального монастыря. Так «в 1371 г. ”пустынь” Каллиста “в соответствии с его волей и его просьбой”, как говорится в “Соглашении”, стала монастырем Константинопольского патриархата» (С. 606, строки 13–15). С. 738 – Составители Антологии в Сводной хронологической таблице указали периоды патриаршества свт. Филофея (1354–1355 и 1362–1376) и год смерти (1376 г.), что имеет неточности в сравнении с современными научными данными (см. прим. 293). Продолжая тему житий, рассмотрим еще несколько житийных источников. Одним из них является « Афонский патерик или жизнеописание святых, на святой афонской горе просиявших» 1897 г. 92 . Здесь представлены сведения о прп. Савве Новом Ватопедском, заимствованные из его жития, автором которого является свт. Филофей (Коккин). Краткая характеристика. Место личности святителя в источнике – второстепенное. Информация о свт. Филофее (Коккине) представлена составителями патерика кратко во вступительной справке (с примечанием на С. 461) к сведениям о прп. Савве. Жизнеописание самого прп. Саввы, с точки зрения наличия в нем информации о свт. Филофее, здесь нами не рассматривается: такой обзор будет выполнен ниже при обзоре полного текста жития прп. Саввы, существующего в русском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010