В XVIII в. Афон стал центром духовной поддержки христиан разных национальностей (греков, албанцев, болгар, румын и сербов). Многие Н. побывали на Св. Горе для укрепления духовных сил перед предстоящим им подвигом мученичества. Афонские «духовные наставники» (λεπτες) готовили, побуждали и вдохновляли единоверцев на подвиг мученичества. Прежде всего это касалось тех, кто желали своей кровью искупить грех вероотступничества. Наиболее известными «духовными наставниками» были прп. Косма Этолийский , в 1779 г. убитый за просветительскую деятельность, свт. Макарий Нотара († 1805) и прп. Никодим Святогорец , который с 1775 г. до своей кончины (1809) почти постоянно жил на Афоне. В частности, свт. Макарий в 1794-1795 гг. был наставником нмч. Полидора Кипрского († 1794; пам. греч. 3 сент.), нмч. Феодора Нового (Византийского) († 1795; пам. греч. 17 февр.), в 1801 г. помогал подготовиться к подвигу нмч. Марку († 1801; пам. греч. 5 июня), в 1803 г.- нмч. Димитрию Пелопоннесскому († 1803; пам. греч. 13, 14 апр.) и др. Те, кто готовились принять мученический подвиг, жили при келье Макария, постоянно исповедовались и причащались. Прп. Никодим Святогорец в 1800 г. подготовил к подвигу нмч. Константина Идрского († 1800; пам. греч. 14 нояб.) ( Citterio I. Nicodemo Agiorita//TByz. 2002. Vol. 2. P. 913). Первые агиографические собрания, содержащие сведения о Н., были составлены Иоанном Кариофиллом († после 1693) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376) и афонским мон. Кесарием Дапонте (1713-1784) (автограф: РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253). В сер. XVIII в. с ведома К-польских патриархов сщмч. Григория V (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и Кирилла VI (1813-1818) начинается более систематизированный сбор сведений о Н. Прп. Никодим Святогорец при участии свт. Макария издал в 1799 г. «Новый Мартиролог» (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα), где содержались Жития ок. 90 святых, пострадавших в период между 1492 и 1796 гг., а также службы некоторым из них; больше половины Житий, вероятно, были написаны самим прп. Никодимом; тексты, созданные его предшественниками в XVII-XVIII вв., он сокращал или стилистически перерабатывал. Второе издание «Нового Мартиролога» было предпринято в 1856 г. с дополнением текстов о Н., пострадавших в 1796-1838 гг. (4-е изд. с предисловием проф. П. Пасхоса вышло в 1993 г. в Афинах). Рус. перевод Житий 16 афонских Н. из «Нового Мартиролога» был включен в «Афонский патерик» (Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Св. Афонской горе просиявших. М., 1897. Т. 2), др. 70 сказаний опубликовал свящ. П. Соловьёв (Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания К-поля турками/Пер. с новогреч.: свящ. П. Соловьёв. СПб., 1862).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

По-видимому, когда Антоний вернулся с горы Афон, с ним случилось то же самое, что через несколько лет случится с преподобным Феодосием – его не приняли в киевском монастыре из-за бедности. Видимо, тогда он отправился странствовать по окрестностям Киева. Так продолжалось до 1051 г., когда он поселился в пещере Иллариона. Именно там его и нашел будущий ученик Феодосий. Итак, в этой статье мы постарались восстановить малоизвестный период биографии преподобного Антония Печерского, а также примерно продатировали его возвращение на Русь со Святой горы Афон. Помимо этого мы предположили, что Антоний Печерский для Руси стал первым носителем идеи об истинно монашеском общежитийном монастыре, принесенной им с Афона. Преподобный Антоний, будучи учителем Феодосия Печерского, привил последнему идеал общежитийного монашества, который впоследствии Феодосий, видимо, воплотил в жизнь. В жизни Антония Печерского по-прежнему остается множество неизвестных событий, которые требуют изучения. Федотов Г. Святые древней Руси. – М.: Московский рабочий, 1990. – с. 25. [vi] Афонский патерик или жизнеописание святых, в святой афонской горе просиявших. – 2 том – М.: типография Ефимова, 1897. – с. 14. [ix] Устав святого Афанасия Афонского был переписан и опубликован во второй половине XIX в. епископом чигиринским Порфирием (Успенским), который совершил несколько поездок на Афон. [xiii] Статья 23: «И о волах постановляем: не держать их никому из игуменов; только одной Великой Лавре дозволяется иметь пару для необходимой замески хлеба…». Не имея своих волов, другие монастыри оказывались в экономической зависимости от Лавры святого Афанасия. [xvii] Литаврин Г.Г. Внутренняя и внешняя политика Византии во второй половине Х-первой четверти XIв.//История Византии (под ред. Сказкина С.Д.) – М.: Наука, 1967. – с. 215. [xxi] Болхова М.И. Монастыри на Руси XI- середины XIVв.//Монашество и монастыри в России XI-XX вв.: исторические очерки – М.: Наука, 2002. – с. 28. Комментарии ( 2): Иеромонах Клеопа 07 сентября 2014г. 04:11

http://bogoslov.ru/article/4132138

Игумен Петр подчеркивал, что не только сам преп.Григорий Синаит, но и просветительская деятельность его учеников и последователей совокупно оказали огромное влияние на религиозную жизнь и культуру Византии и православных народов Восточной Европы. Духовный авторитет международного масштаба, которым пользовался преп. Григорий Синаит, способствовал развитию исихастских религиозно-антропологических представлений как в самой Византии, так и в странах Византийского Содружества. Труды Синаита идейно подготовили победу свт.Григория Паламы (1296–1359) как главы и философского защитника исихастов в многолетнем споре со сторонниками теологического рационализма. В этом контексте представляется уместным привести слова еп. Алексия (Дородницына) об идейной связи преп.Григория Синаита и свт.Григория Паламы: «несмотря на отсутствие всяких данных, можно было бы признать святого Паламу личным учеником святого Синаита, а учение святого Григория Паламы служит дополнением, дальнейшим развитием учения святого Григория Синаита». И.Ф. Мейендорф проанализировал сочинения преп.Григория Синаита и пришел к выводу, что в них возрождена и систематизирована вся предшествующая исихастская традиция – умозрительная интеллектуалистская мистика Евагрия, идеи и пророческий дух Симеона Нового Богослова, учение о сердце в наставлениях египетских и синайских аскетов III–VI вв. «Эта систематизация Григорием Синаитом исихастской духовности, – подчеркивал Мейендорф, – одновременно и облегчила Паламе его богословский синтез, и сделала его более нужным». Н.А.Ложкина , кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа Литература: Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. — Т. 1. – М.: 1897. Житие преп. Григория Синаита//По рукописи Московской синодальной библиотеки издал И.В. Помяловский. – СПб.: 1894. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. — М, 2000. Г.М. Прохоров «Византийская литература XIV в. в Древней Руси. —СПб: Издательство Олега Абышко, 2009.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/13/...

Т. 1. Изд. 3-е. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1895. – 638, II с.; Т. 2. – М.: Типолит. Ефимова. 1884 – 810 с.; Т. 3. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1888 – 486 с.; Т. 4. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1889 – 653 с.; Т. 5. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1890 – 521 с. 3 . Древний Патерик, изложенный по главам, перевод с греческого. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. Типо-литография И. Ефимова. 1899. С. 428, II. 4 . Климент (Капалин Г. М.), митрополит Калужский и Боровский. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой по материалам его переписки периода пребывания в Вышенской пустыни//Труды по русской патрологии. Вып. 4. Калуга, 2019. С. 5–11. 5 . Климент, митрополит Калужский и Боровский (Г. М. Капалин). Выбор духовного пути (по святителю Феофану Затворнику )//Богословско-исторический сборник. Калужская духовная семинария. Калуга, 2014. 6. – С. 3–10. 6 . Митерикон: Собр. наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре/Пер. с греч. Епископа Феофана. – М., 1891. – 199 с. 7 . Невидимая брань. Перевод с греческого епископа Феофана. М. Типо-литография И. Ефимова. 1912. С. 296, IV. 8 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В переводе на русский язык епископа Феофана. М. Университетская типография. 1882. Вып. I, с. 453, VI; Вып. II, с. 550, VI. 9 . Феофан, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. СПб., Типо-литография М. П. Фроловой. 1901. С. 367, II. 10 . Феофан, епископ. Начертание христианского нравоучения» М., Типо-литогр. И. Ефимова. 1895. С. 330. 11 . Феофан, епископ. Письма о духовной жизни. М. Типолитография И. Ефимова. 1897, с. 253, II. 12 . Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. Изд. 3-е. М, Типо-лит. И. Ефимова, 1908. – 268, II с. 13 . Феофан, епископ. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертание христианского нравоучения. М., Типо-Литогр. И. Ефимова. 1908. С. 346, VIII, II. 14 . Феофан, епископ. Слова к владимирской пастве преосвященного Феофана. – Владимир: тип. Губернского. правления, 1869. – VIII, 684 с. 15 . Феофан, епископ. Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах.СПб.: тип. Штаба воен.-учеб. заведений, 1861. – 326 с. 16 . Феофан, епископ. Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. – СПб., 1859. – 327 с. 17 . Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6-е. М., 1914. 280 (VII) c. 18 . Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. 608 с. 1 То есть в неразлучном соединении с Богом умом и сердцем, в особенности это происходит в молитве. Читать далее Источник: Климент (Г.М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Учение святителя Феофана Затворника о христианском подвиге//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. 3 (15). С. 9–37. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Константина I Великого , когда в Аполлонию был поставлен первый епископ. В это же время появились первые храмы и на самом А. Не исключено, что наряду с храмами здесь в IV в. возникли и первые мон-ри. О посещении афонских обителей в нач. V в. преподобными Варнавой и Софронием рассказывает греч. Житие св. Варнавы, Софрония и Христофора (пам. греч. 17 авг.) из «Нового Лимонария» (Афонский патерик. М., 1897. С. VI). В VII в. все древние города на полуострове пришли в упадок и прекратили свое существование. Между 670 и 675 гг. А., как и мн. др. местности сев. побережья Эгейского м., был опустошен арабами, осаждавшими К-поль. Постоянная угроза морских набегов араб. пиратов, укрепившихся на о-ве Крит, сохранялась до сер. X в. К кон. VIII - нач. IX в. на А. практически не осталось поселений, единственными его обитателями были пастухи, кочевавшие со своими стадами. Предания о начале афонских мон-рей О древнейшей истории христ. А. повествуют устные афонские предания, дошедшие до наст. времени в поздней книжной традиции XVII-XVIII вв. Подробный разбор этих преданий с публикацией оригинальных текстов по различным источникам, в т. ч. слав. «Сказанию о святой горе Афонской» Стефана Святогорца (XVI в.), а также по сообщениям П. Рико (Амстердам, 1698), Иоанна Комнина (Бухарест, 1701), И. Гейнекция (Лейпциг, 1711), В. Г. Григоровича-Барского (1744), составил еп. Порфирий (Успенский) во 2-й ч. своей «Истории Афона». Мон-рь Каракал Мон-рь Каракал Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с 1-й четв. XVI в. (изд. в сб. «Рай мысленный», 1659), вскоре после Вознесения Спасителя А. удостоила посещением Пресв. Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в т. н. Климентовой пристани. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив афонцам о Христе, Богородица «возрадовасе духом, рече: Се в жребий мне бысть Сына и Бога моего» и, благословив народ, произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земли, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну моему о месте сем и о пребывающих в нем» ( Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. 2. С. 129-131). Древнейшая редакция Жития прп. Петра Николая Синаита (кон. X-XI в.) не содержит этого сказания, но сообщает о явлении Богородицы прп. Петру. Повелев ему идти на А., Она предвозвестила: «Придет время, когда Афон наполнится монахами от края до края».

http://pravenc.ru/text/Афон.html

428. Слово к инокам от Индии. 429. Лествица. Слово 2. 430. Алфавитный патерик. Буква Е, дополнение к повести о авве Евстафии. 431. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 432. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 433. … во всякое время (Пс. 33. 2). 434.  Седмикратно в день прославляю Тебя (Пс. 118. 164). Алфавитный патерик. 435. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 436. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 437. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 438. Алфавитный патерик. 439. Алфавитный патерик. 440. Алфавитный патерик. 441. Алфавитный патерик. 442. Алфавитный патерик. 443. Алфавитный патерик. 444. Алфавитный патерик. 445. Алфавитный патерик. 446. Лествица. Слово 15. 447. Алфавитный патерик. 448. Алфавитный патерик. 449.  …небеса нечисты в очах Его (Иов. 15. 15). 450. Алфавитный патерик. 451. Алфавитный патерик. 452. Алфавитный патерик. 453. Алфавитный патерик. 454. Алфавитный патерик. 455. Алфавитный патерик. 456. Алфавитный патерик. 457. Алфавитный патерик. 458. Алфавитный патерик. 459. Пустынножительство в Скиту основано преподобным Макарием Великим в IV веке, уничтожено магометанами в VII веке. 460. Об одном из них упоминает епископ Аммон в письме к патриарху Александрийскому Феофилу, жившему в IV веке и в начале V. 461. Скитский патерик и Достопамятные сказания, о Пимене Великом, гл. 20. 462. Это усмотрится ясно, когда творения преподобного Исаии сличаются с творениями преподобного Макария Великого и Марка Подвижника; напротив того, между творениями Макария Великого и творениями Марка Подвижника имеется значительное сходство. Второй много заимствовал у первого. В повести Елисея, ученика аввы Исаии, упоминается авва Макарий позднейший, живший в V и VI веках. 463. Слово 8 и Слово 27. 464. Ответ 249 и другие. 465. Еретики феодосиане явились после патриарха Феофила и после Халкидонского Собора. Они отвергли этот Вселенский Собор, созванный в 451 году по Рождестве Христовом. 466. Скитский патерик. 467. Скитский патерик. 468. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

56. Божественные гимны преподобнаго Симеона Новаго Богослова . Сергиев Посад, 1917. 57. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова . Вып. 1. Изд. 2-е. М., 1892. 58. Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова . Вып. 2. М., 1890. 59. Невидимая брань старца Никодима Святогорца . Изд. 2-е. М., 1892. 60. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы . Монреаль, 1968. 61. Добротолюбие. Т. 1. Изд. 2-е. М., 1883 или изд. 3-е. М., 1895. 62. Добротолюбие. Т. 2. Изд. 2-е. М., 1883. 63. Добротолюбие. Т. 3. Изд. 2-е. М., 1888 или изд. 3-е. М., 1900. 64. Добротолюбие. Т. 4. Изд. 2-е. М., 1889. 65. Добротолюбие. Т. 5. Изд. 2-е. М., 1890 или изд. 3-е. 1900. 66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791. 67. Древний Патерик. Скитский. М., 1874. 68. Древний Патерик. Избранные сказания. М., 1914. 69. Палладия, епископа Еленопольскаго, «Лавсаик» или повествование о жизни святых и блаженных отцов. Спб., 1850. 70. Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Изд. 2-е. Троице-Сергиева Лавра, 1915. 71. Святаго отца нашего Григория Двоеслова , епископа Римскаго, собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858. 72. Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Троице-Сергиева Лавра, 1898. 73. Блаженный Феодорит , епископ Киррский. История боголюбцев. Спб., 1853. 74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1845. 75. Пролог. М., 1877. 76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912. 77. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Отечник. СПб., 1903. 78. Палестинский Патерик. 1855–1916. 79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867. 80. То же. Ч. 2. СПб., 1867. 81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893. 82. Соловецкий Патерик. М., 1895. 83. Вольно-Почаевский Патерик. М., 1883. 84. Толстой М.В. Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1892. 85. Троицкий Патерик. М., 1896. 86. Волоколамский Патерик. Рукопись. 87. Цветник Пешношский. М., 1898. 88. Московский Патерик. М., 1912. 89. Тверской Патерик. Казань, 1907. 90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912. 91. Глинский Патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

193. Pag. 1095 и 1096. 194. Pag. 1083 и 1084. 195. Pag. 1085. 196. Pag. 1089. 197.  Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21). 198.  Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33. 19). 199.  Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). 200.  Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 201. Pag. 1093 и 1094. 202. Pag. 1085 и 1086. 203. Четьи-Минеи. Житие преподобного Арсения Великого, 8 мая. 204. Достопамятные сказания, главы 4, 18 и 20. 205. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 206. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 207. Алфавитный патерик. 208. Алфавитный патерик. 209. Алфавитный патерик. 300. Алфавитный патерик. 301. Алфавитный патерик. 302. Алфавитный патерик. 303. Алфавитный патерик. 304. Алфавитный патерик. Пролог, апреля в 3 день. — Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыни близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее с ним изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны. 305.  …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 306. Patrolog. pag. 751. 307. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 308. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 309. Исаак Сирский. Слово 55. Достопамятные сказания. 310. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 311. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 312. Patroloqiae pag. 1030. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Киев 1859. 228. 69 . Киево-Печерский Патерик по древним рукописям/В перел. на совр. рус. яз. Викторовой М. Киев 1870. 165. 2 Киев 1897. 70 . Киево-Печерский патерик или сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры/В нов. полн. пер. Поселянина Е. (с изд. 1702). М. 1897. 2 М. 1900. 3 М. 1911. 416. М. 1996. 384, ил. М. 1999. 382. 71 . Киево-Печерский патерик или сказания о жизни и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры. Киев 1902. 368. 72 . Киево-Печерский Патерик, или Сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской Лавры. Киев 1903. Киев 1991. 255, ил. 73 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб. 1909. 275. 74 . Киево-Печерский патерик/Крит. изд. подг. Абрамович Д. И. Киев 1930. 234. Tschizhewskij D. München 1964. (Slavische Propyläen. 2). 75 . Киево-Печерский патерик/Крит. текст, пер., комм. Дмитриева Л. А.//ПЛДР XII в. М. 1980. 412–623. 76 . Киево-Печерский патерик (Отрывки)/Пер. Дмитриева Л. А.//Изборник Повести Древней Руси/Сост. и коммент. Дмитриева Л. А., Понырко Н. В. Вступ. статья Лихачева Д. С. М. 1986. 107–130. 77 . Печерский патерик в поучениях/Сост. Гурьев В. СТСЛ 2001. 235. 78 . Das Vaterbuch des Kiewer Höhlenklosters/Hrsg. Freydank D., Sturm G., Harney J. Leipzig 1988. 390, 46 Abb. Водолазкин E. Г. Немецкое издание Киево-Печерского патерика//Рус. лит. 1992. 2. 205–206. 79 . The «Paterik» of the Kievan Caves Monastery/Trad. Heppel М., pref. Obolensky D. Cambridge, MA 1989. 80 . Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб. 1902. (ИОРЯС 7). 81 . Абрамович Д. И. Речь перед защитой магистерской диссертации «Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике»//ХЧ 1903. 1. 629. 82 . Артамонов Ю. А. Киево-Печерский патерик и недошедшее до нас житие Антония Печерского//Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации М. 1998. 54–56. 83 . Бiлeцkuй О. I. Киево-Печерський патерик//Mamepiaлu до вивчения icmopii ykpaihcьkoi лimepamypu.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1893. 89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895. 90. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884. 91. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900. 92. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889. 93. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900. 94. Писание мужей апостольских/ Ерм . Пастырь; Пер. прот. Петра Преображенского . 2-е изд. СПб., 1895. 95. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 3-е изд. Ч. 1, 2. СПб., 1897. 96. Глинский патерик/Схиархим. Иоанн Маслов . М., 1997. 97. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных огцев. М., 1845. 98. Древний патерик: Изложенный по главам. М., 1874. 99. Жизнь пустынных отцев/Творение пресвитера Руфина. ТСЛ, 1898. 100. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893. 101. Лавсаик/Сост. Палладий, еп. Еленопапьский. СПб., 1850. 102. Луг духовный/Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. 103. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898. 104. Московский патерик/Сост. Е. Поселянин. М.: Изд. Московского дворянства, 1912. 105. Оптинский патерик. Б-ка Московской Духовной Академии. (Машинопись. Инв. 123611). 106. Отечник/Еп. Игнатий (Брянчанинов) . 4-е изд. СПб., 1903. 107. Отечник проповедника/Сост. иг. Марк (Лозинский) . ТСЛ, 1996. 108. Палестинский патерик/И. Помяловский. Вып. 3. СПб., 1893. 109. Патерик Волыно-Почаевский/Сост. прот. А. Хойнацкий . М., 1883. 110. Практическая симфония/Сост. Г. Дьяченко . М., 1912. 111. Духовный мир/Сост. Г. Дьяченко . М., 1900. 112. Пролог в поучениях/Прот. В. Гурьев . М., 1912. 113. Соловецкий патерик. М., 1895. 114. Троицкие цветки с луга духовного/Сост. архим. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997. 115. Троицкий патерик. ТСЛ, 1896. Репринт. 116. Цветник духовный. 5-е изд.: В 2 ч. М., 1903. 117. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках/Блаж. Феодорит, еп. Кирский. СПб., 1853. 118. Святого отца нашего, Григория Двоеслова , епископа Римского. Собеседования о жизни италийских отцев и бессмертии души. Казань, 1853. 119. Тверской патерик/Краткие сведения о Тверских местночтимых святых. Казань, 1907. 120. Маргарит или избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. М., 1882. 121. Цветник Пешношский. М., 1898. 122. Воскресное чтение. Киев, 1861. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010