Могут возразить, что слова монахов, переданные Фальмерайером, равно как и мои собственные восторги от панорамного вида с вершины горы Афон, есть не более чем выражение эстетических чувств, которые субъективны и «романтичны» по своему характеру. Возможно, кто-то скажет, что красота природы – рассвет или закат – может тронуть человека без какой бы то ни было христианской подоплеки, или, точнее говоря, что она никак не связана с духовным значением афонского монашества. Но эти возражения упускают из виду одну существенную деталь. Да, действительно, красота окружающего мира может глубоко тронуть агностика или атеиста и при этом нисколько не приблизит его к вере в Бога. Но для того, кто верит в Бога, такое приобщение к красоте природы имеет не только эстетическое, но воистину богословское значение. Красота преобразует мир в свидетельство Божественного присутствия. Своим живым откликом на славу творения мы постигаем непосредственную близость Творца. Не давая угасать своей способности удивляться, научаясь смотреть на мир чистым ясным взором, мы увидим всё в Боге и Бога во всём. Это не пантеизм, а панентеизм; различие между ними существенное. Окружающий нас материальный мир, не утрачивая свойственной ему реальности, становится в то же время прозрачным. В нем и через него мы познаем Вечного и Бесконечного. Мы обретаем то, что Уильям Блейк назвал «двойным видением». Если рассматривать красоту горы Афон с этой точки зрения, то она обретает нечто больше, чем чисто эстетическое значение. Она позволяет нам ощущать Святую гору как пограничную территорию между землей и небом. Нам необходимо смотреть с точки зрения не только священной истории, но и священной географии. На земном шаре есть определенные места, которые играют роль собирательной линзы, фокусируя лучи духовного солнца и передавая нам Божественное присутствие: «тонкие» места, такие как Иерусалим и Синай, Патмос и Ассизи, Уолсингем и Айона. Одним из таких мест определенно является святая гора Афон. Часто, хотя и не всегда, духовная сила какого-либо места на земле усиливается красотой его природы, и в случае горы Афон это как раз то, что имеет место. Подобная красота природы сама по себе представляет большую ценность, но что несоизмеримо важнее – она поверх себя указывает на Божество.

http://pravmir.ru/svyataya-gora-vseobshh...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Мы замерли… Гора поражала своим величием, манила и вместе с тем казалась недостижимой. На дорожном просторе новое открытие ждало нас — мы увидели Гору. Только на третий день Господь открыл нам её. Чёткий треугольник, словно нимб с древних икон, белоснежно сиял перед нами. Его вершина истончалась в небе, и мы настолько ясно видели её, что, казалось, различали все складочки, все тропки, все камешки и трещинки на них… Мы замерли… Гора поражала своим величием, манила и вместе с тем казалась недостижимой. В то же время мы точно знали, что на неё восходят паломники, там стоит крест и есть келейка, где можно Но неужели это возможно? — Вот куда идти-то надо… — произнёс Алексей Иванович. И это «куда надо идти» прозвучало не как идти именно на вершину Афонской горы, а как жизненный путь, вершина которого должна так же истончаться в небе… Невесть откуда набежавшее облачко закрыло Гору. Довольно с нас, стало быть, и этого. Сфотографировались на фоне Горы, прикрытой облачком, и побрели в Карею. Шли, почти не разговаривая. Появившееся чувство вины и досады на самого себя не оставляло. Сколько раз Господь ясно указывал путь. И всякий раз утешал себя тем, что слаб, немощен, что стараюсь исполнять, но по мере сил… Господи, как мы глупы, когда, приходя на исповедь, чуть не радуясь, сообщаем: слаб я, батюшка… И какое-то даже удовольствие от этого испытываем, вот, мол, слаб, что с меня взять… И правда, нечего… Пустоцвет. Откуда же ангелы понесут Ему нектар? Грустная дорога у нас получилась… Хотя день был светел, море лазурно, даже птички пели, а Карея встретила столичной суетой на местный лад: с десяток паломников не спеша переходили из лавки в лавку, пара человек сидела непосредственно возле лавок, несколько монахов ждали автобуса, ленивыми стайками курсировали коты. На площади мы попрощались с Саньками. Они остались ждать открытия протата, а мы пошли в Кутлумуш. Расставание, как и дорога, вышло грустным. Я почему-то был уверен, что мы уже не встретимся. Санёк-питерский всё пытался что-то подарить на память из множества вещей, которые непонятно каким образом вмещались в его небольшой рюкзачок, Санёк-московский и Алексей Иванович обменивались адресами…

http://isihazm.ru/1/?id=2078

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы Мешалкин В.В. Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы/Предисл. свящ. Игоря Якимчука. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 184 с., ил. — (Кафедра). Книга Валерия Мешалкина рассказывает о значении Святой Горы для всего православного мира и о ее влиянии на монашеские традиции некоторых славянскихЦерквей. Изучение сложного конгломерата духовных, политических, национально-культурных интересов на этом небольшом полуострове приводит автора к выводу, что Афон вмещает в себя всю историю человечества и является ее отражением. Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Святая гора Афон – сердце православного мира. Это уникальное место богообщения в молитве, всемирное училище благочестия, бесценная сокровищница неповрежденного святоотеческого предания. Многие столетия отсюда исходят живительные благодатные токи во все православные страны, духовно питая живущие в них народы. Об этом – книжка В. Мешалкина «Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы», которую вы сейчас держите в своих руках. Автор далеко вышел за рамки объема семинарской курсовой работы, в качестве которой и был первоначально написан этот труд. Тщательно подобранный исторический материал в ней сочетается с оригинальными размышлениями о судьбах Святой Горы и ее связи с окружающим миром. С этими раздумьями небезынтересно и полезно ознакомиться и широкому кругу читателей. Книга открывается рассуждением о месте Афона в истории начиная с античного периода и заканчивая эсхатологическими временами. На примерах событий различных эпох проводится мысль о том, что Святая Гора всегда была, есть и будет в центре мирового исторического процесса. Затем автор переходит к изложению основной темы, суженной из-за ее обширности к рассмотрению взаимного влияния Афона и трех славянских Церквей – Русской, Сербской и Болгарской. После предварительного определения объектов, проводников и инструментов этого влияния следует рассказ о связях Святой Горы с каждой из них. По мере повествования возникает ощущение целостности его восприятия. Читатель имеет возможность освежить в своей памяти светлые образы великих святогорцев, принесших своим народам афонский опыт молитвы и доброделания. Отдельной главой рассмотрены эпизоды отношений Афона с западным христианским миром, порой весьма драматичные и поучительные. Заканчивается сочинение обращением к современной эпохе, размышлением о нынешнем духовном состоянии человечества и об актуальном значении Святой Горы для всего мира в наши дни. Как представляется, автору удалось передать свою любовь к Афону, поделиться своими размышлениями о нем и тем побудить читателя по-новому открыть для себя это чудом сохранившееся до нашего времени место – земной удел Царицы Небесной. Иерей Игорь Якимчук Валерий Мешалкин 25 августа 2009 г. Рейтинг: 5.5 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31688.html

     Святая Гора Афон известна во всем мире, и имеет огромный авторитет в православных кругах. Часто Афон воспринимается как едва ли ни единственное место на земле, в котором хранится подлинная чистота православия и древние монашеские традиции. Так ли это? Является ли Святая гора центром вселенского православия? Можно ли назвать ее «камертоном», по которому необходимо сопоставлять свои взгляды и убеждения? Как афониты смотрят на церковную ситуацию в Украине? Об этом, и о многом другом редакция журнала для духовенства «Пастырь и паства» беседует с церковным историком и исследователем Афона, директором Международного института афонского наследия (МИАН), главным редактором альманаха «Афонское наследие», руководителем Паломнической службы «Афонит» Сергеем Викторовичем Шумило. – Сергей Викторович, иногда можно услышать мнение, что Афон является центром вселенского Православия… Насколько справедливо так считать? – Афон никогда не был центром вселенского православия. Он ведь не является и никогда не был каким-то церковно-административным религиозным центром, на подобии Ватикана. Поэтому сравнения Афона с Ватиканом в корне неверны. Правильнее говорить, что Афон является неким духовным центром, средоточием православного монашества и монашеской традиции. Это действительно уникальный в истории христианства международный центр восточного монашества независимо от национальной и государственной принадлежности. В периоды расцвета на Афоне насчитывалось около 300 монастырей. Сегодня их всего 20 и чуть более десятка скитов, а также множество келлий и калив. В составе греческого государства Афон пользуется правами автономной монашеской республики, что закреплено Конституцией Греции. Но главное все же не это, а то, что здесь везде на протяжении тысячелетия неразрывно сохраняется монашеская традиция преемственности от старцев к ученикам. А главной задачей «граждан» этой «республики» является молитва. И в этом отношении Афон действительно является своего рода духовным центром монашества и молитвенного делания, но никак не административным.

http://pravoslavie.ru/120338.html

Митрополит Николай До 1968 г. жизнь на Афоне оскудевала, здания разрушались, монахи преклонных лет доживали свой век. Казалось, что слава Святой Горы уже в прошлом. Когда в 1963 г. праздновали 1000-летие Афона, кто-то из высокопоставленных лиц сказал: «Наверное, мы приехали сюда похоронить Афон». Но вскоре произошло чудо, и через пять лет Афон было не узнать. Молодых монахов здесь уже стало гораздо больше, чем старых. Новую высоту обрела подвижническая жизнь. В 1981 г. Греция вступила в Евросоюз, и ей были предоставлены средства на реконструкцию Афона. Безусловно, это спасло большинство старинных построек, иначе сейчас они уже были бы грудой камней. Но и сильно повредило духу Святой Горы. Всюду проложили дороги, так как машинам надо было возить строительные материалы. Шум и пыль нарушали уединение и молитвенный настрой. По предписанию Евросоюза на Афоне были построены здания определенного уровня комфортности, что привнесло невероятный дотоле для Афона элемент роскоши. Для монахов это обстоятельство спровоцировало новые соблазны, потому что бедная монашеская жизнь всегда расценивалась как благословение Божие. В общежительных монастырях пользы от этой реконструкции, возможно, было больше, чем вреда, а вот отшельническая жизнь от этих нововведений сильно пострадала. Несмотря на все это Афон остался местом беспрерывной, никогда не прекращающейся молитвы. Здесь непрестанно проявляется благодать Божия в святости отдельных монахов и тайных знамениях. Известно, что на вершинах гор происходят все главные библейские события: на горе Синай человечеством получены 10 заповедей, на Фаворе явлено Преображение, на горе Елеон - Вознесение. Святая Гора - высшая точка земли. Главная на планете лаборатория святости. Есть четыре главных устоя афонского жизнеустроения. Келья монаха на Афоне Отшельничество. Монашеская жизнь на Афоне - это прежде всего отшельничество и исихазм. Уставы афонских монастырей намного более жесткие, чем в других монастырях. Самоуправление. Святым Афоном не управляют епископы, они здесь могли бы только помешать. Потому что, с одной стороны, Святая Гора находится под покровительством Вселенского Патриарха Константинопольского, а с другой - Афоном управляет Сама Богородица.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/14/labo...

В древности гора эта имела вид острова, будучи отрезана от материка каналом, прорытым через перешеек персидским царем Ксерксом, во время войны его с Грецией, в видах более удобных сообщений персидского флота; но впоследствии искусственный канал завален, и теперь едва только заметен след его. Пространство Афонской горы – от 80 до 100 верст в длину и около 20 верст в ширину; а высота горных вершин, нередко покрытых туманом, более 2-х верст над уровнем моря. По середине Афона тянется узкий хребет, по которому пролегает дорога. По обеим сторонам этого хребта вся местность Святой горы изрыта бесчисленными потоками и оврагами, которые, пересекая друг друга в различных направлениях, представляют взорам путешественников самые разнообразные виды, но зато самое путешествие делают очень трудным. Почва Святой горы камениста и суха, лишь с редкими потоками, животворно орошающими ее, и только при подошвах гор находятся небольшие участки плодородной земли, возделываемые трудами иноков, образовавшиеся из наносов окрестных горных кряжей, химически разлагающихся от дождя, солнца и воздуха. Климат на Святой горе здоровый, освежаемый от знойных лучей полуденного солнца влажным дыханием окрестного моря. Горные вершины, задерживая и сгущая около себя поднимающиеся к ним морские испарения, обращают их или в быстрые нагорные потоки прозрачной воды, или в освежающие землю и воздух дожди. Снег появляется там зимой на несколько лишь дней и только на самых высях Афона держится дольше. Растительность горы разнообразна, но не обильна: каменистая почва дает мало пищи для трав и деревьев, только на одной половине горного хребта Афонского растет строевой лес, на другой же половине хребта растительность самая скудная; по местам растет кустарник, но в концу горы и того нет; лишь на покатостях и отлогостях в изобилии растет лавровое и камарневое (ложечное) дерево, да плющ лоснящейся своей зеленью пышно прикрывает наготу скал. У подошвы же гор, вокруг келлий, виднеются ореховые, смоковничные, масличные, каштановые, кипарисовые и разные фруктовые деревья, виноградные лозы и огороды с овощами, разведенные трудами пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      + Комментарии Всего комментариев: 9 2012/10/06, 21:49:49 СЛАВА БОГУ ЗА ! ...работал, а в пятницу убедили написать заявление на увольнение - каждый раз читая ВАШИ статьи о отшельниках-отцах Христа ради пришедших на АФОН утешаю себя тем что сподобился и я уйти хоть и не далеко 12-й этаж моего жительства буду уповать на промысел БОЖИЙ и на ВАШИ молитвы - о дальнейшей работе Богу НАШЕМУ И СПАСИТЕЛЮ ИИСУСУ ХРИСТУ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЕ МАРИИ и ВСЕМ СВЯТЫМ раб БОЖИЙ ГЕННАДИЙ 2012/09/26, 10:25:05 Мир Дому Вашему, Святая Гора Афон - низкий поклон, Карульские отшельники ,19 сентября заболела сама, скорби посетили меня, прошу молитв Ваших о болящей р.б. Тамаре не покиньте меня мои Отцы и Братья Афонские, верую что болезни нам ниспосылаются Свыше во смирение наше и приношение покаяния, суета наша поглотила нас грешна Отцы И Братья Афонские и приготовлюсь к причастию , но боль все сильнее и ропот в помыслах, помогите мне в терпении, и помогите в несении Креста, молитва Ваша Велика и мне грешной сором но,моей душе, что по ленивости нашей мы просим молитв у Вас,а сами молимся редко, простите все мои прегрешения вольны я и невольны я , милостью Вашей да возрадуемся о прощении прегрешений наших, Слава Тебе Боже Наш Слава Тебе! о детях моих о здравии Евгении, Александре, Артемии, Кирилле, Ефросинье, Владимире, Константине, Татьяне, Людмиле, Андрее, всех моих с родниках и крестниках, начальниках наставниках и благодетелях, Да Хранит Вас ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, низкий поклон р.б. Тамара Беларусь Тамара Беларусь 2012/09/21, 15:45:08 все дается нам по вере нашей и кому то монах страшен , а кому то он добр .по жизни же многое определяется взглядом ,не даром говорят : наши глаза - зеркало Души . валериан 2012/09/19, 16:35:07 Спасибо Господи, что дал нам отшельников в помощь молитвенную и для нашего вразумления! Господи не остави их, укрепи!!! И нас грешных помилуй! 2012/09/18, 19:42:11 Господи,да пребудет о.Стефан во Царствии Твоем!Не остави Господи наших молельников,отцев Афонских! р.Б.наталья

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=123...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Св. новомученик М. Новоселов. Церковное бессилие   Св. новомученик М. Новоселов. Церковное бессилие     Мы печатаем здесь две статьи. Первая: Иеросхимонах Антоний (Булатович) «Афонский разгром». Эта хроника является мнением афонских монахов и дневником событий, которым отмечается 100 лет. Вторая статья: Св. новомученик М. Новоселов. «Церковное бессилие» - это ответ русской церковной интеллигенции, под которым подписались и Флоренский, и многие другие известные богословы. Мы, конечно, можем сказать, что афонская трагедия - сложная комибинация, искусно подстроенная греками, которые любым способом пытались сохранить Афон греческим. И тем не менее, это не будет причиной событий. Даже если мы вернемся к тонкостям имяславия, мы не приблизимся к причине. А причину просто и гениально выразил нмч. М. Новоселов в статье «Церковное бессилие», которую вы прочитаете ниже. Причина - абсолютная неспособность Синода управлять Церковью. Еще более глубокая причина - само командно-админстративное управление РПЦ. Отсюда ясно, что афонская трагедия  и трагедия всей России - были неизбежны, как неизбежно крушение судна, которое захватили разбойники, думающие, что если избивать матросов, то корабль поплывет куда нужно или куда-нибудь. Интересно, ведь в статье М. Новоселов пророчески замечает, что крушение судна нетрудно избежать: " ...И если бы этого желали, то время еще есть... " Что же, 100 лет достаточный срок, чтобы начать учиться, анализировать события и понимать происшедшее. Напомним мудрость Ватопеда " Умный принимает, дурак стоит на своем " , можно сделать и другой перевод этой греческой пословицы: " Умный учится на чужих ошбиках, дурак - на своих " - Святая Гора Афон   Иеросхимонах Антоний (Булатович) Афонский разгром. (С.-Петербург: " Дым Отечества " , 1913). АФОНСКИЙ РАЗГРОМ 5 июня 1913 года.     Многие лица обращаются ко мне с просьбой разъяснить их недоумение по поводу той правой путаницы, которая произошла на Афоне и закончилась беспримерным в истории по своему бесправию изгнанием афонских иноков. Не имея возможности подробно отвечать каждому в отдельности, я обращаюсь с просьбою дать мне место сим объяснительным строкам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=155...

   В прежнем письме еще писала, что многие обращаются с тобою по политике. Хотя, может быть, это и правда, но полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотою, подражая св. Давиду, который о себе говорит: «уклоняющагося от мене лукаваго не познах» (Пс.100:4). Чтобы стяжать такое спасительное непознание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благое, о котором в Св. Писании сказано: око благо не узрит лукава. В числе девяти плодов духа полагается благость, т.е. снисходительное и неподозрительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под эпитимиями, т. е. за слабость нашу и за грешныя немощи наши все мы находимся под запрещением Божиим. Не похвалится всяка плоть пред Богом.    В последнем письме пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: «держи ум горе и твори неослабную молитву, — все пройдет». Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное.    Еще писала ты, что видела сон, в котором представлялось тебе, что будто бы ты находишься на Афонской горе и нарвала целый букет благоуханных розовых цветов. — Под такими цветами можно разуметь святоотеческия писания тех преподобных мужей, которые, живя на Афоне и в других местах, делом исполнили Божественныя заповеди и словеси и по любви духовной к нам оставили свои спасительныя наставления, чтобы и мы слабые черпали из них, и собирали как благовонные цветы, и услаждали оными духовную свою гортань от горести, ею же сопротивник наш нас напои. — Виденный тобою в сновидении юный монах, вышедший из одного Афонскаго храма, может означать твоего Ангела Хранителя. Поэтому и слова, сказанные им: «здесь гуляй, но знай, — не смей заниматься суетными помыслами мира сего, твори молитву в уме», должно помнить и не забывать, и самым делом исполнять. Гора Афон называется жребием Божией Матери. Поэтому виденный тобою сон может означать также и то, что ежели ты желаешь причисленной быть к жребию Божией Матери, то должна подражать жизни и правилам получивших спасение на горе Афонской, под покровом Божией Матери, как показывают и самыя слова, сказанныя тебе вышедшим из Афонскаго храма: «здесь гуляй и не смей заниматься суетными помыслами, твори молитву в уме». Также, можно прибавить, и во время псалмопения и в других читаемых молитвах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Великим Постом афонские отшельники уходят в горы   Великим Постом отшельники уходят в горы     Расступись, одичалая глушь! Отвори мне глухие овраги! Твои черные пихты, как тушь, Распластались по снежной бумаге. Твоих рек нескончаемый крик, Словно вечный сигнал наступленья... Моя жизнь пред тобой — только миг, Я прошу для нее снисхожденья! Глянь же в эту бездонную щель Чистым оком небесного края, Чтоб сверкнула вершин акварель, Словно отблеск бессмертного рая!     Стихи монахов Афона Комментарии Всего комментариев: 17 2017/04/13, 21:56:50 +++Два Древа-Два Плода+++ " И потому,Ездра,пустым пустое, а полным полное. " (3кн.Ездр.7:25), Уходят святогорцы в поднебесье На подвиг Величайшего Поста, Влечет их в Горние Селенья Библейская Сионская гора! Но Путь Христа пока ещё сокрытый И плотью побеждается Душа. Не может она голубем пробиться В свободные родные Небеса. И кубарем как змей колёсовидный, Не сорастворившись с Царственным Крестом, Сползают вниз на путь ветхозаветный, Сроднившись как бы с Сизифом трудом. Но труд лишь всех языческих богов безплоден. Ведь он всегда о перстном,о пустом... А Трудников Христовых-многоплоден! В конце времён украсится Венцом! Nemo Nihil 2017/02/28, 23:42:33 Прошу Ваших молитв о здравии Ольги, Любови, Виктора, Ирине со чадами, чтоб спаслись и наследования Царствие Небесное. 2017/02/28, 21:10:51 Это стихотворение Р Е К В И Е М Д У Ш Е Пронзительная глубина Лично мне это не под силу Если только в конце жизни 2017/02/27, 13:12:57 " Господи сил, с нами буди... " Господь! Ничто меня не радует, Когда Тебя рядом нет... Скорблю и ожидаю: Вот, за небесным краем Вспыхнет надежды Свет! Пусть голубь принесет В мир зеленую ветвь - Повеет теплом весны! И ветер сильный развеет Над Тихим океаном Белых снегов пелены. Пусть Небо услышит Голос мой, притихший От сумрачных дней, Что надо мной проплыли Туманами вечных скорбей... 27 февраля 2017 г. Раба Божия Валентина Раба Божия Валентина 2017/02/27, 12:15:33 Пресвятые Отцы и Братья Святой горы АФОН

http://isihazm.ru/?id=384&sid=30&iid=227...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010