«Филокалия» («Добротолюбие») – собрание аскетических текстов, сохранившихся и почитаемых монашескими братствами Горы Афон, хотя из замечаний св.Никодима в предисловии следует, что даже там их не вполне ценили. О сочинениях, собранных в «Филокалии», он говорит как о «до сих пор не изданных, а даже если и изданных, то лежащих сокрытыми, во тьме, в углу, оставленных и съеденных молью, там рассыпающихся и потерянных». 866 Так что нам следует начать со Святой Горы, потому что не только «Филокалия» происходит оттуда – само решение Джеральда Палмера, Филиппа Шеррарда и к тому моменту архимандрита Каллиста взяться за его перевод на английский появилось благодаря посещениям последнего вместе с Палмером Афона в 1960-х и 1970-х годах. Рассказывая о том, чему он научился у Джеральда Палмера во время этих поездок, епископ Каллист признаётся: «В первую очередь он невероятно прояснил для меня понимание афонской природы, физической действительности Святой Горы. Он привёл меня к еще большему осознанию, что Святая Гора – сама по себе – есть таинство Божественного присутствия. Афон – это не только гора святых монахов, святых монастырей и святых икон, он сам есть Святая Гора. Монахи, монастыри и иконы как бы внутри более широких рамок, в пределах всеобъемлющего сакрального пространства. Гуляя с Джеральдом по тропам Афона, мы оба чувствовали, что даже самые камни и земля Горы, её цветы, кустарники и деревья обладают внутренней священностью. По словам о.Никона, которого процитировал мой спутник, «здесь каждый камень дышит молитвами»… Джеральд почитал монастырские здания, иконы, человеческое присутствие монахов, непрекращающийся поток молитвы, возносимый на богослужениях. Но всё это обрело в его глазах полноту только благодаря святости самой Горы». 867 Владыка Каллист продолжает: «Вторая вещь, чувствовать и познавать которую более глубоко меня научил Джеральд, – это безмолвие Святой Горы, её созидательная тишина. Под тишиной (исихией) я имею в виду не полное отсутствие звука, потому что, разумеется, на Афоне звуки всегда наличествуют, – ветер и море, птицы и насекомые, монастырские била, колокола и молитвенное пение. Но все эти звуки существуют на всепроницающем фоне тишины, безмолвия, которое есть не пустота, но полнота; не отсутствие, но личное присутствие: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс.45:10 )». 868

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Патриарх Кирилл: Афон является источником духовной силы для православного монашества Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров — полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века. 8 июня, 2013 Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров — полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века. В  ходе своего визита в Грецию Святейший  Патриарх Московский и всея совершал паломничество на Афон. Его Святейшество поделился своими мыслями о значении Афона для наших современников и роли православного монашества в современном мире с журналистами, — сообщает Патриархия.ru Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви — как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют все в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели: чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня. Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров — полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло дo XXI beka. Но поскольку монашество афонское не изолировано от мира, это не остров и не археологический музей. Афон связан с современной жизнью, не являясь изолированным островом.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-afon-y...

Закон есть древний и отечественный (преосвященнейший и благоговейнейший владыко), яко священная священным да возлагаются всегда, яко же бо подобает подобному не не к подобному, но к того подобному приличествовали. А яже о священных некиих вещех пишущия книги к киим иным были быша, приличнейши приноситися и обетоватися, разве к мужем священным. А наипаче аще были быша сицевии, или назиратели священных, и правители душ и словесного стада пастыри, или защитники тех о них же оныя пишут. Отнюду же подобательне под покров вашего преосвященства настоящая притекает малая книжица. Понеже есть священныя и святоименованныя горы Афона описание. Ваше же преосвященство Богом избранное есть, убо украшено и совершательным и святительским архиерейства достоинством, пасет же и еже зде Богохранимыя Уггровлахии словесное стадо, вящши тридесяти уже лет, законно же и боголюбезно архиерействующее в древней и приснопамятней седине, украшено коликими боголюбезными добродетельна, имать же кроме сих и многое свойство, к яже к сей. Понеже толико почитает и защищает святоименную оную гору, яко многажды и своим ю именует отечеством. Понеже хождаше и труждашеся много лет пустынножительно на оной с преизящным терпением в тишине, от нея же ниже хотяше весьма когда отдалитися, аще вся мудре управляющее Божие предведение не имяше е воззвати от инуду, во еже да вручит ему священная сея святейшия митрополии кормила. Мене же две бяху вины подвигшия ко списанию сея: едина убо, понеже и о сущих во святем Божием граде Иеросалиме священных и честных мест и сущих на Богошественной горе Синайстей, случахуся многажды различная описания. О святей же горе нигде же что, не яко не написаша и о сей мужие мудрии, мудрейши же и пространнейши, но яко негли всепоглощательное время и оная со иными благими или погуби, или сокры. Вторая же, некиих друзей к сему увещание и прошение, обаче убо да не будет и сия святоименованная гора Афонская лишенна сицевого добра. Приими убо сию ваше преосвященство отечески же и благоговейно, не ко умалению приносящаго, но к достоинству благоговейных, о них же повествует монастырех, и к моему о вашем преосвященстве благоразумное и благоговейное взирающее усердию, воздающее мне священныя своя к Богу молитвы же и благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афон очень уединен и мало занят внешним. Это как бы остров молитвы. Место непрерывного истока благоволения. Афонцы мало знают о пестрых делах “мира” и судят о них не всегда удачно. Но они не устают молиться о мире, как молятся и о себе. Они, сравнительно, не много занимаются наукой, философией, богословием. Зато непрерывно служат Богу — в церкви, в келии. Это придает им особый оттенок. “Мир” справедливо полагают они грешным, но я не замечал у них гордыни или высокомерия к нему. Напротив, сочувствие, желание оказать помощь. Простота и доброта, а не сумрачное отчуждение, — вот стиль афонский, и недаром тысячи паломников (“поклонников”) перебывали в этих приветливых местах. В этой небольшой книжке я пытаюсь дать ощущение Афона, как я его видел, слышал, вдыхал. Повторяю, сама тема огромна. Я же ставлю себе весьма ограниченную задачу. Париж, 1 февраля 1928. ВСТРЕЧА ...Ранняя заря, сырое дымное утро. Туман слегка редеющий, ветер все усиливающийся. Начинается качка. Над холодноватым блеском волн вдруг взлетает веер брызг, нос “Керкиры” опускается, и меня обдает соленой влагой. Невольно опускаю голову и, когда подымаю ее, вдруг вижу справа, далеко в море, еле выступающую в бледно-сиреневом дыму утра одинокую гору. Отсюда она двузубчата, столь высока и столь под цвет облакам и туманам, так неожиданна, крута и величественна... — да правда ли гора? Может, такой странной формы облако? Нет, не облако. Нет, гора, а облака цепляются за верхний ее двузубец, и в этом есть что-то синайское, тут, действительно, престол неба. Весь переезд море было покойно, теперь качка усиливается. Чаще летят в лицо брызги, но все стою, все смотрю, вот он, наконец, дальний, загадочный Афон, Святая Гора — я плыву к ней вторую неделю. Чем ближе подходим, тем яростнее ветер. Теперь видны уже верхи холмов всего полуострова афонского, все забиты клубящимися тучами, холод и влага летят оттуда. Неприветливо меня встречает Афон. Что-то грозное есть в этой горе, обрывом срывающейся в море, ветхозаветно-грандиозное. Волны кипят у ея оконечности. Нашу “Керкиру” начинает швырять. Точно бы кто-то, трубящий в огромный рог, отнимая его на минуту, гремит: “Хочешь видеть адамантовую скалу? Вот она! Но велик и страшен Бог!”

http://isihazm.ru/1/?id=824

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Будильник афонского старца Тихона Благословенного     На могилке старца Тихона     Будильник афонского старца Тихона Благословенного       Обширный материал о Тихоне Русском можно подчерпнуть из рассказов о. Мелетиия из Капсалы. Он был одним из первых послушников старца Тихона. Период его послушничества пришелся на 50-60-е годы. Мы поговорили со старцем Мелетием и сделали перевод рассказа на русский язык. - Святая Гора Афон   Спрашивали папу-Тихона на чем основывается духовность. Он отвечал, что одни говорят — на долгих службах, другие — на множестве поклонов, третьи — на веригах или бдении, или чтении. Нет, конечно! Главная добродетель — это трезвение. Оно изгоняет все неуместное, чтобы человек не был связан ни чем, не залипал в земное. Поэтому апостол говорит: «Бодрствуйте, т. к. диавол как лев рыкающий ищет кого поглотити». Сам он был именно трезвенник, ниптикос, - то есть, постоянно собранный в себе. Весь день его был подготовкой к ночи. Он говорил: «Животные днем не пасутся, потому что знают, — хищник ходит рядом. А искать пропитания, насыщаться они выходят ночью. Так и люди должны делать, учиться у животных. День проходит — все успокаивается. Уходят посетители. Приходит ночь. Это время для пастбища, чтобы напитать душу, накормить ее " . Кровать его не была ровной, она состояла из двух досок. Половина кровати была сложена под углом 45 градусов, так образовалось подобие кресла, чтобы не засыпать. Кроме того, он разбивал сон на маленькие части, дробил его мельче — мельче, так учился не спать.   У папы-Тихона были часы, которые он ночью заводил каждые 15 минут. Когда часы звонили, - он вскакивал, читал Молитву на исход души и снова садился в свою кровать-кресло молиться. Бывало, что тут же засыпал как маленький ребенок. Потом, через 15 минут снова вскакивал... Вот эту молитву он читал: Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хотяй спастися и в разум истины прийти, не хотяй смерти грешному, но обращения и живота; молимся, и мили ся Ти деем, душу раба Твоего Тихона от всякия узы разреши и от всякия клятвы свободи, остави прегрешения ему, яже от юности, ведомая и неведомая, в деле и слове, и чисто исповеданная, или забвением, или студом утаеная.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=220...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Людмила Клешнина. Симеон Афонский, Флоренский и Шекспир     Людмила Клешнина. Симеон Афонский, Флоренский и Шекспир   Предлагаем интересное мнение латвийского архитектора Л.В.Клешниной. Возможно, кому-то оно покажется важным и стоящим внимания. Проблема нашего времени в том, что люди боятся размышлять, доверять своему сердцу. Особенно, если речь идет о воцерковленных христианах. Этому должны были бы научить нас богословы, но они еще больше нас боятся.   Этот страх насаждается уже в богословских школах, как и маниакальное поклонение схоластике и вообще любой научности, как и отрыв богословия от реального духовного опыта. Когда профессиональные богословы становятся фарисеями, то их место занимают самые обычные люди, с открытой душой и чутким сердцем, такие как Людмила Клешнина. - Афон   Трудно встретить в наше вермя действительно глубокие и талантливые стихи в среде воцерковлённых православных... Да и среди критиков, которые постоянно говорят о Боге, почти нет тех, кто действительно помогает тебе что-то новое и глубокое открыть в поэзии, чего сам без этой помощи мог не заметить. Искусство эмансипировалось от религии. И есть в этой эмансипации дьявольская воля. У «критиков» не состоялась встреча и отношения с Ты Творца- Вседержителя, хотя они и позиционируют себя  воцерковленными. Творец всегда обращен к твоему ты..., а в мире правят каиниты, глухие и слепые. Но у нас есть наследие о. Павла Флоренского. Его труды по христианскому искусству - разве это не высокая поэзия?   Из современных поэтов хочется вспомнить монаха Симеона Афонского (Симон Безкровный) - двутомник " Птицы небесные " (2015, издание - Святая Гора Афон) в основном посвящен его пути обретения Бога (проза), но там есть и его стихи. В наше время цельных личностей не стало, потому и творчество измельчало. Каиниты замалчивают как о. Павла Флоренского, так и Симона Бескровного. Эмансипация искусства - это не Благо. До сих пор все жанры искусства питаются христианским наследием. Уничтожат его - и сами умрут от творческого бессилия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=30&iid=307...

Панславизм на Афоне (Русск. Вестн. 1873.) I. В предыдущих письмах моих, под заглавием Панславизм и Греки, я изложил вам свои взгляды на Восточный вопрос и на новую фазу, в которую, мне кажется, он вступил после поражения Французов германскими войсками и еще более после насильственного разрешения греко-болгарского вопроса. После этого мне легче будет говорить о святой Афонской Горе и о том, как в это глухое и тихое убежище чистого Православия пытается проникнуть национальный фанатизм эллинской политики. Прежде всего, надо для тех, кто мало знаком с Востоком и Святыми Местами, объяснить, хоть кратко, что такое Афонская Гора и в каких отношениях состоит она к Турции и вселенской патриархии. Афонская Гора есть особая привилегированная провинция Турецкой империи. Я не буду говорить о ее географическом положении: всякий сам может взглянуть на карту. Отношение Афона к Турции можно уподобить вассальным отношениям, ибо самоуправление у него почти полное u de jure, u de facto. Но монахи, населяющие его, считаются подданными султана, а не какой-либо местной особой власти, как жители тех областей, которые имеют с империей лишь чисто вассальную связь. В случае общих гражданских тяжб или обыкновенных уголовных дел монахи афонские подчинены высшим судебным и административным учреждениям Македонского вилайета. На Афоне живет особый каймакам, турецкий чиновник, состоящий под начальством у салоникского генерал-губернатора, то есть македонского, ибо по-турецки Македонская область называется теперь Селаник-вилайет. Каймакам на Афоне имеет, собственно говоря, только полицейскую власть, да и то употребляет ее преимущественно лишь по требованию монашеского местного синода, называемого Афонский Протат (от греческого слова  πρτος – первый). В церковном отношении, каноническом и духовно-административном, Афон зависит от константинопольского патриарха, и все монастыри его суть монастыри патриаршие, ставропигиальные, то есть независимые от местных или соседних епископов и митрополитов, например салоникского. Всеми местными делами правит Протат, который состоит из двадцати членов или представителей двадцати афонских монастырей 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

«Миряне, если не будут роптать, получат от Бога такую же награду, как подвижники монахи» Малоизвестные наставления афонского старца Источник: Святая Гора Издательство «Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. Старец Паисий с иконой «Достойно есть» Люди бедные, нуждающиеся и голодающие, если не будут роптать, получат такую же награду как пустынники, подвизающиеся на склонах вершины Святой Горы Афон. Монахи воздерживаются от пищи добровольно и это сильно облегчает их подвиг. Например, я, если делаю что-то делаю это по собственной воле и как следствие почти не чувствую тяжести аскезы. А эти бедняги голодают не по собственному желанию и поэтому страдают куда сильнее. Бог может наградить их даже большей наградой, чем подвижников отшельников. Люди горделивые и восторженные должны находиться в послушании у кого-то (здесь старец имеет в виду прежде всего духовного отца), чтобы отсекать свою волю. Благоговейные родители, желающие чтобы их дети стали монахами, не должны их к этому подталкивать, а должны сами вести подвижническую жизнь. Каждый должен действовать сообразно своему духовному состоянию. Нельзя брать на себя подвиги, к которым человек ещё не готов. Я встречал развращенных мужчин с «плотским мудрованием», которые женились на церковных девушках, ведущих духовную жизнь. Они так отчётливо ощущали их духовную чистоту, что не дерзали приблизиться к ним и вступить в плотские отношения. Как следствие, даже подумывали о разводе. Если простые девушки так повлияли на своих нецеломудренных супругов, то как описать то неизмеримо большее и неизгладимое впечатление, которое производила на людей наша Владычица Пресвятая Богородица. Благодать священства это нечто особенное. Она подобна внешнему элементу питания, от которого священники получают энергию. Эта благодать не является их собственностью. Она не даётся как награда за какие-то духовные заслуги.

http://pravoslavie.ru/52917.html

Без огня и воды не закаливается меч, без клещей не приготавливается древесный уголь, а монах не увенчивается  без добровольных трудов и невольных искушений. Добровольные труды и [приходящие] извне скорби суть клещи Божественного огня». 13 Мы в данном случае опираемся на издание: A Woman’s Quest for Spiritual Guidance: The Correspondence of Princess Irene Eulogia Choumnaina Paleologine. Ed. By A.C.Hero. Brookline, 1986. Ссылки будут даваться по нумерации писем. 14 См.: Laurent V. La direction spirituelle à Byzance. La correspondence d’Irène-Eulogie Choumnaina Paléologine avec son second directeur//Revue des Études byzantinnes, t.14, 1956, p.64–68; Hero A.C. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, p.139–140. 15 Бейер Х. Ф. Участие Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в.//Античная древность и средние века. Вып. 31, 2000, с.308–315. 16 Такое странное предположение без каких-либо оснований выдвинуто Д. С. Бирюковым в кн.: Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия, ч.II. М. – СПб., 2009, с.486–487. 17 В греческом тексте фраза достаточно сложная: τ παρν βιβλι ον χει λο γους πρ τω ν λο γων πρς τος οκ γαφν οομε νους τν λο γον. 18 Понятие «ум» в святоотеческой письменности имело особое значение: «Основой внутреннего человека является то, что, согласно греческим Отцам называется “умом”.  “Ум” не имеет ничего общего с интеллектом, набором знаний, “мозгом”, то есть всем тем, что теперь принято называть “умом”.  “Ум” – особый духовный “орган” человека, через который человек познает “тишину”, то есть Благодать Бога, а через это и Самого Бога». См. предисловие к кн.: Монах Симеон Афонский. О Божественной Тишине. Святая Гора Афон, 2009, с.3 – 4. 19 Мы здесь опираемся на работу: Костогрызова Л. Ю. Оценка паламитами и антипаламитами роли Ирины – Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве//Античная древность и средние века. Вып. 31, 2000, с.290–296. 26 Тот же старец Симеон Афонский четко подметил эту связь, замечая: «Богатый и властный – самый бессильный человек, ибо не имеет сил и решимости освободиться от наслаждения богатством и властью». Монах Симеон Афонский. Указ. соч., с.57. Читать далее Источник: Аскетические творения. Послания/Вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова. При участии свящ. Александра Пржегорлинского. – М.: Сибирская Благозвонница, 2018. – 829, с./Сидоров А.И. Как богатые пытаются войти в Царство Небесное. 439-476 с. ISBN 978-5-906911-80-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

На Святой Горе Афон требуют сохранения существующего налогового законодательства 15 мая, 2012. Новостная служба Афонские отцы обратились ко греческому правительству с просьбой сохранить существующие законы о налогообложении монастырской недвижимости, потому что увеличение налогов может поставить обители Святой Горы на грань выживания. Салоники. 15 мая. ПРАВМИР – Афонские отцы обратились ко греческому правительству с просьбой сохранить существующие законы о налогообложении монастырской недвижимости, потому что увеличение налогов может поставить обители Святой Горы на грань выживания. «Необходимо заявить всем представителям власти, что гора Афон является неотъемлемой частью греческого государства и работает над решением существующих проблем в конструктивном и плодотворном сотрудничестве с его представителями», — сказано в итоговом документе Двойного собрания, прошедшего в понедельник 14 мая в административном центре Афона Карье, текст которого приводит информационное агентство Romfea.gr . Как отметили авторы документа, святогорцы сострадают вместе с греческим народом, который находится сейчас в состоянии духовного и экономического кризиса. «Святая Гора уже тысячи лет продолжает одну и ту же духовную традицию, согласно которой монастырям всегда принадлежали подворья за пределами Афона, потому что без этого святые обители не смогут выжить и выполнять свою духовную и историческую миссию», — сказано далее в документе. Отцы-святогорцы также напомнили, что во все тяжелые периоды борьбы греческого народа за национальное освобождение афониты помогали ему всеми возможными ресурсами. Кроме того, в 1924 году Афон передал около 1200000 гектаров сельскохозяйственной земли для устройства беженцев из Малой Азии, где произошла национальная катастрофа. Участники собрания подчеркнули, что сохранение существующего статуса налогообложения Афона прописано в специальной статье греческой Конституции и в декларации Европейского Союза. На Святой горе считают, что в случае увеличения налогов монастырям хватит средств только на поддержание существующего состояния зданий и минимум жизнеобеспечения монахов, а не на восстановление монастырей и не на прием паломников.

http://pravmir.ru/na-svyatoj-gore-afon-t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010