12. Венской Императорской б-ки: Триодь 303 (XIII в.). 13. Дрезденской Королевской б-ки: Типикон 140 (XI в.). 14. Иерусалимского Крестного монастыря: Типикон 1122 года (Святогробский); Триодь 15 (XIII в.). 15. Московского Румянцевского музея: Псалтырь Севастьяновского собрания 470/5 (1547 г.); Устав того же собрания 491/35 (XIII в.). 16. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Служебник 261/279 (XIV в.); Уставы 272/456 (1297 г.), 275/381 276/487 (оба XV в.) и 277/379 (XVI в.); Триодь 284/462 (XV в.). 17. Парижской Национальной б-ки (Coislin.): Евхологий 213 (1027 г.). 18. Патмосской б-ки: Типикон 266 (IX–X в.). 19. Синайской б-ки: Триоди 735 (X в.), 736 (1028 г.), 738 (XIII–XIV в.), 742 (1099 г.), 754 (X в. и 1177 г.) и 756 (1206 г.); Пентикостарий 760 (XI в.); Часословы 863, 864 (оба VIII–IX в.), 865 в.), 866, 867 (оба в.), 868 (XII – XIV в.) и 870 (XIII в.); Евхологии 957 (IX–X в.), 958 (X в.) и 962 (XI–XII в.); Завещание преп. Саввы Освященного († 532) 1096 (XII–XIII в.). 20. Спб. Императорской Публичной б-ки: Псалтирь из собрания еп. Порфирия 862 г. II. Славянские рукописи 1. Афоно-Зографской б-ки: Трефологий 55 (XIII в.); Псалтирь 60 (XVI в.). 2. Афоно-Пантелеимоновской б-ки: Минея за Декабрь – Февраль, XIII–XIV в. 3. Афоно-Хиландарский б-ки: Стихирарь 5 в.). 4. Киевской Духовной Академии: Устав 194/90 (1590 г.). 5. Киево-Михайловского монастыря: Псалтирь 416/1640 (XV в.). 6. Киево-Печерской Лавры: Устав 8 (XVII в.); Никона Черногорца (XI в.) книга (Пандекты) X; 92/257 (XVIII в.). 7. Киево-Софийского собора: Устав 97/17 (XVII в.). 8. Московской Духовной Академии: Требник 183 (XIV–XV в.). 9. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Стихирарь Москов. Успенского собора 8 (XIII в.); Минеи того же собора 12 и 13 (обе XV в.); Требник 371/675 (конца XIV в.); Уставы 380/330 в.), 383/328, 384/329, 385/332 (все три в.), 388/336 (нач. XVI в.), 389/337 (1553 г.), 390/334 в.) и 391/335 (нач. XVII в.); Следованная Псалтирь 406/350 (XV в.), 431/325 (XIV в.); Минея 452/502 (XVI в.): Стихирарь 518/589 (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Императорская петербургская публичная библиотека ныне владеет ещё двумя сиро-арабо-греческими рукописями, которые числятся в собрании рукописей арабских архимандрита Антонина под 19 ‹ОР РНБ, ф. 907, 237› и 18 ‹ОР РНБ, ф. 907, 236› и по содержанию почти однородны с Афоно-Ватопедским служебником, описанным проф. Г. А. Муркосом. Рукопись 19 ‹ОР РНБ, ф. 907, 237› предваряется дословно тем же предисловием, которое мы выше привели, по Афоно-Ватопедскому служебнику, если не иметь в виду стилистических изящных особенностей рукописи о. Антонина. В конце предисловия помещена та же самая дата – 1612 год, которая, по мнению описывателей этой рукописи, якобы «относится и ко всей рукописи» 230 . «Вкладной записи рукопись эта не имеет. Что касается рукописного нашего Служебника 18 ‹ОР РНБ, ф. 907, 236› того же собрания, то он сравнительно с предыдущею рукописью значительно позднего происхождения, писан с большими орфографическими ошибками и представляет список с оригинала, сходного с Афоно-Ватопедскою рукописью. В этой рукописи с небольшими сокращениями приводится предисловие 1612 года и имеется несколько вкладных записей 231 . На л. 102 запись гласит следующее: «Этот благословенный Кондакион приносят в вечный дар нерушимой церкви св. Иакова, брата Господня, то есть церкви малого Воскресения. Никто не имеет права изменить это приношение и переменить его, а также заложить или продать. Каждый, кто его украдет или возьмет во временное пользование и утаит его – пусть ему будет анафема из уст отцов духовных и пусть гнев Бога Всевышнего снизойдет на того, кто присвоит его и возьмет его. Эта анафема и гнев принесут горе тому, кто слышал это и сделал. Написано 15 августа 1763 года». На л. 109 первая приписка почти однородна по содержанию с предыдущею: «Этот Кондакион приносится в дар церкви св. Иакова около Воскресения, всякий, кто возьмет его для временного пользования и утаит его или присвоит, или изменит назначение его, будь это священник, или диакон, или мирянин, – да будет на нем гнев Божий и проклятие всех благочестивых епископов, и всякий, кто увидит эту книгу вне означенного монастыря, пусть он вернет ее на свое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А с 1430 года эти труженики подпали под иго турков, в этот год взявших с боя столицу Македонии Солунь, в ведомстве которой состояла Сидирокавсия. Турки удержали это название сей области, и воспользовались рудниками её. Из их дееписания, называемого Вакуфнамэ, 976 года Эгиры (1568 года христианского) и хранящегося в Афоно-Русском монастыре, видно, что они весь Афон, причисляли к Сидирокавсии 8 . В 1821 году, по случаю общего восстания Эллинов, сёла этого округа были сожжены, а в 1845 году я видел их в обновлённом, хорошем состоянии, хотя и была у них чума в 1829 году. Кончена моя кратчайшая история Халкидии-Сидирокавсии, но не вся. Мне остаётся поведать о начале и судьбе христианства в этом, редко кому известном, околотке Македонии. Излагаю, что знаю, начиная с епархии Кассандрийской, и оканчивая Афоно-Ериссовской. Христианство в Македонии, к которой принадлежит Сидирокавсия вместе с трезубцем Афонским, возвещено было св. апостолом Павлом. Там он благовествовал Христа, распятого и воскресшего, в городах, Солуне, Верри, Филиппах, и в Аполлонии афонской, везде успешно, кроме Афона. Из Солуня христианская вера проникла в Сидирокавсию, но не рано. Одна часть этой области состояла и состоит под священноначалием епископа Кассандрийского, а другая в ведомстве епископа Афоно-Ериссовского. На месте Кассандры древле стоял город Потидéя, основанный Коринфянами, отнятый у них Афинянами, а у этих взятый Филиппом Македонским в тот год, в который родился у него сын Александр. Зять сего Филиппа Кассандр обстроил его сызнова и дал ему своё имя. С сей поры город Кассандра известен был классическим писателям, Плинию, географу Птолемею и Стефану Византийскому. Плиний, L. IV. c. 10, между прочим сказал о нём, что жители его воздают почтение камню, упавшему с неба: «in Pallenensi isthmo, quondam Potidaeo, nune Cassandria Colonia, in qua coli solitum lapidem, qui de coelo ceciderat». Неизвестно, когда свет Христов озарил кассандру, и кто был тут первым епископом. Не имея никаких данных, ни книжных, ни каменнорезных, не смею говорить, что жители сего города были просвещены святым крещением в царствие Константина Великого , хотя и знаю, что христиане тогда уже были в ближних к Кассандре местностях как-то: в Солуне, в Афонской Аполлонии, и даже в Пидне (за Солунским заливом почти напротив Кассандры), где за Христа пострадал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Апостол. Евангелие. (Парем. ообен.) 31 Чудотв., безсребр. Кира и Иоанна (с ними св. Мчц. Афанасии, и 3-х ее дщерей). Сл. Безмездников. – Св. Никиты, еп. Новгор., чуд. Сл. Святит. М. февруарий, или февраль. 1 Предпраздн. Сретения Господня. Мч. Трифона, Преп. Петра. Мучц Перпетуи и Филицитаты. 2 18 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) х 3+ Св. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Апостол. Евангелие. Прор. Азарии. Муч. Папия, Диодора и Клавдиана. Мч. Власия. х 4+ Пр. Исидора Иилусиотск. Сл. Препод. Благов., вел. кн. Георгия. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) Преп. Николая испов., игум. Студийск. Мч. Иадора. С.мч. Аврамия, еп. Арвильск. – Пр. Кирилла, Новоезерск. чуд. Сл. Препод. 5. Мучц. Агафин и Феодулии. 6. Пр. Вукола, еп. Смирнского. Мч. Иулиана. Мчц. Фавсты дев., и с нею Евиласия и Максима. – Мчц. Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила. Мучц. Марфы, Марии и отрока Ликариона. 7. Пр. Парфения, еп. Лампсакийск. Преп. Луки, иже во Елладе. 8 В. мч. Феодора стратилата. Апостол. Евангелие. –. Прор. Захарии серповидца. 9. Мч. Никифора. – Отдание праздника Сретения Господня 19 . 10: С.мч. Харалампия, еп. Магнес. – Преп. Прохора, чуд. Печерск. Мучц. Еннафы, Валентины и Павлы. 11. С.мч. Власия, еп. Севастийск. – Пр. Димитрия, Прилуцкого чуд. Сл. Препод. – Св. благов. вел. кн. Всеволода-Гавриила, Псковск. чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Св. Феодоры царицы. 12. Св. Мелетия, архиеп. Антиохийск. –+ Св. Алексия митропол. Моск., всея Росии чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Святит.) Преп. Марии, переименовавшиеся Марином, и преп. Евгения. 13. Преп. Мартиниана. Пр. Евлогия, архиеп. Александрийского. Св. жен Зои и Фотинии. 14. Пр. Авксентия. Преп. Исакия затворн. Печерск. – Пр. Мирона. Преп. Авраама, еп. Каррийск. Преп. Кирилла, еп. Моравского, философа, учит. Славянск. 15. Апост. Онисима, – Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии. 16. Муч. Памфила пресвит., Уалента диак., Павла, Порфирия, и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Из славянских миней наиболее отличается особенностями минея софийской библиотеки 199, XII в., за месяц апрель, начинающаяся за утратою листов с 12 числа: 12 пр. Василию парийскому (мин. феоктистова, мин. иерус. и студийский пролог), 13 муч. Артемону (мин. феокт., мин. иерус., мстиславово евангелие), 14 свв. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму (минеи студийск.), 15 муч. Крискенту (греч. печатн. минеи, мстислав. еванг.), 16 Агапии, Хионии и Ирине (все), 17 св. Симеону персидскому (мин. феокт., мин. иерус.), 18 свв. мучч. Ианову и Азе (мин. порфир.), 19 муч. Пафнутию (греч. печ. мин.), 20 св. Феодору Трихине (все), 21 пр. Тимофею (особенность – вместо 21 февр.), 22 пр. Феодору Сикеоту (все), 23 великомуч. Георгию (все), 24 св. Савве стратилату (все), 25 ап. и ев. Марку (все), 26 св. Василию амасийскому (все), 27 св. Симеону, еп. иерусалимскому (все), 28 св. ап. Иасону (все), 29 пр. Зосиме (особенность, есть только в минеях криптоферратских, но 27 апр.), 30 св. ап. Иакову (все). Хотя многое в сей минее объясняется из разных студийских памятников, но по самой разнородности ее состава можно думать, что это минея достудийского периода. II. Другие богослужебные книги в отношении к агиологии. Кондакари и стихари Известные нам славянские кондакари и стихирари особенного значения для агиологии не имеют ибо древнейшие из них относятся к XII-XIII векам и содержат кондаки и стихиры тем святым, коим уже есть службы в минеях XI-XII века. Достоин внимания греческий кондакарь синодальной библиотеки относимый Маттеем к XII в., а преосв. Саввою к XII- XIII в. 437). В нем позднейший по времени святой есть Мефодий, патриарх константинопольский 846 (14 июня), но 8 ноября на архистратига Михаила есть самогласен Кукузеля: архистратиже Божий, служителю Божественные славы, ангелов начальниче.... (у нас 6 сент. кондак). Без сомнения, это творение знаменитого певца Иоанна Кукузеля. Святогорец в письмах своих относит Иоанна Кукузеля к XII веку, а преосв. Филарет черниговский к ХИП в. Сей кондакарь содержит кондаки святым на многие дни в году, но в марте, апреле и мае мало; не редко одному и тому же святому или празднику содержит по два кондака и весьма редко по три.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

40 . Иверский 754 (228) (XVI в.): Диатипосис св. Афанасия Афонского (X в.) 379 : Повечерие следует за «Паннухис » (ежедневно). От Пасхи до Пятидесятницы: Канон. До праздника Креста : прибавляют шесть псалмов. После этой даты: двенадцать псалмов 380 «и остальное». Примеч.: Ничего не говорится об этой «Паннухис» в Употипосис Студийск. м-ря, от которой зависит Диатипосис 381 . 41 . Афины 788 (X1-XII в.): Типикон монастыря Богоматери Евергетис 382 : «Паннухис »: Различная служба от Повечерия, совершается каждый день в течение всего года (исключая вечера после праздников): I.  Воскресное и праздничное бдение: «Паннухис» (Трисвятое. Пс. 50. 2 канона с седальном и кондаком. Трисвятое. Ектения. Отпуст), чтение Праксапостола (8 листков), Утреня, I Час. (Повечерия читаются частно). II. Во время постов: «Паннухис» соединяется с Повечерием: Шестопсалмие и т.д. Пс. 50 . Канон (святого дня в течение Великого Поста). Слава в вышних и т.д. III. В течение года: «Паннухис » соединяется с Вечерней. Повечерие в свое время. IV. «Паннухис» на кладбище (после Вечерни или вместе с Повечерием) по пятницам вечером или за новопреставленного. Ее совершают на могиле. Примеч.: Эта «Паннухис» (ограничивается Пс 50 и каноном) достаточно далека от соборной Паннухис, которая служилась в городских церквах в праздничные дни в тот же самый час. Монахи, которые имели уже свое Повечерие, согласно Часослову, не могли совершенно игнорировать это популярное богослужение и они ввели его в сокращенном виде в собственный суточный круг. В 5-ую пятницу В. Поста они разделяли 24 икоса кондака между «Паннухис » и Утреней. Название «Паннухис» становится этимологически приспособленным к ночным предпраздничным бдениям : таким образом «Паннухис » открывала настоящее полное бдение, длившееся всю ночь. Следует отметить связь существующую в этой рукописи между заупокойной молитвой и Паннухис (ср. Синод. Библ. сл. 598 док. н. 27, с. 193). 42 . Халки 85 (1749 г.): Типикон Пантократорского монастыря, основанного И. Комненом в XII-oм веке 383 :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 Нет имени Нестора и в Помяннике Киево-Печ. Лавры конца ХУ и нач. XVI стол., изданном прок. С. Т. Голубевым в VI кн. Чтений в Общ. Нестора Летоп.; но дело в том, что здесь после имен никона, стефана, феодора, касилиа, ниволо, анисифора, марка, адеа» – пробел почти на страницу. 10 Татищев (Ист. Рос. I, 52–3), по какому–то странному недоразумению, приписывает это Житие Нифонту, еп. Новгородскому, жившему «в тринадцатом ст». 11 В. М. Ундольский. Хронологич. указатель Слав.–русск. кн. церк. печати с 1491 по 1864 г. М. 1871, 230 2391). 13 Η. П. Барсуков. Источн. русск. агиогр. Спб. 1882, 387; Арх. Димитрий. Месяцесл. свят. Вп. II, 190. 14 Насколько мне известно, лишь один Тимковский сомневается в принадлежности этого сочинения перу Нестора Летоп.: сопоставив некоторые данные Жития с данными Начальн. летоп., он приходит к выводу, что «преп. Нестор не оставил нам по себе никакого другого памятника, кроме драгоценной летописи, названной им самим Повестями врем. л.». (Краткое исследование о Патерике преп. Нестора, летописца Рос., – в 1 ч. «Записок и Труд. Общ. Ист. и Древн. Рос.», 70–73. 16 Даже в Святцах, составленных в конце XII–haчaлe XIII в., в которых вписаны имена Бориса и Глеба, нет еще имени Феодосия: таковы, напр., Святцы Студийск. устава, писанного в Новгороде и содержащагося в рукописи Моск Синодальн библ. (по Опис. Горского и Невоструева) 380, л. 181 об. (Голубинский. Ист. р. ц. I, 2, 336–7; В. Васильев. Ист. канон, р. св., 69–70). 20 «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные» – в «Христ. Чтен.» 1890, 5–6, 691–2. 22 Год изгнания игумена Стефана, предшественника Никона, в точности не известен: категорические указания и Евгения («Описание Киево-печ. Л.» 131), Филарета («Русск. свят.», I, 553), Макария («Ист. р. ц.в», II, 80), Мартынова (ДА. SS. Octob. XI, 116) и др. на 1078 г. – для меня не совсем ясны. В списке Печерских игуменов, помещенном в рукописи Музея Киевской дух. Акад. 93, л. 3,–находим, что « Никонъ поставле бы игоумено в лт т. е. в 1077 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

«Светлый же и одушевленный облак, дождь носящи небесный, сей на землю ныне предгрядет пролияти, яко да напоит лице земли» 78 . При таком совпадении эта неделя имеет и особый кондак (с икосом): «Веселися Вифлееме, Евфрафо готовися: се бо Агница Пастыря великаго во утробе носящи, еже родити тщится 79 , его же зряще богоноснии отцы веселятся, с пастырьми поюще Деву доящую» 80 . Если эта неделя приходится 24 декабря, накануне самого праздника, то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; поется только на утрени воскресный тропарь, да в каноне первые два тропаря посвящены воскресению, но и то они не из Октоиха, а особые – более радостные, чем в Октоихе. В таком случае на стиховне поются (взамен воскресных) стихиры о достоинстве которых можно судить потому, что они, точнее – 1-я из них, послужили образцом для многочисленных подражаний (для предпразднств и попразднств всех двунадесятых праздников), именно стихиры «Доме Евфрафов», первая из которых творение Киприана, игумена Студийск. мон. IX в. 81 : «Дом Евфрафов, город святой, слава пророков, приготовь 82 дом, в котором Божественный 83 рождается». Напевы недели св. отец еще более грустные, чем в неделю праотец. Правда, стихиры на Господи воззвах более радостного мотива 6 гл., подобен «Все отложше» (Вк. 32,1) – один из самых нежных напевов (ими поются стихиры на «Господи воззвах» Благовещения и Воздвижения). Но канон самого печального гласа 6-го, за то на трогательный мотив «Волною морскою» (ср. трипеснец 24 дек.). Ипакои – более торжественного, чем в неделю праотец (2 гл.) – 8 гл. Тропарь, и кондак – такого же гласа, как в неделю праотец; но если неделя приходится в дни предпразднества, то кондак 1 гл., более радостного чем 6-й, подобен «Лик ангельский» (седален Сретения). Из второстепенных песнопений на литии стихира 1 гл. (в неделю праотец нет), слава – гл. 3 (в нед. праот. 1); на стиховне гл. 2 (праот. 3); седальны по кафизмах (только для дней предпразднства) по 1-й гл. 4, подобен «Удивися Иосиф» (РБ. 56, 139) – очень красивый и употребительный в величайшие праздники на полиелее напев, – по 2-й каф.гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В парижской королевской библиотеке есть или была ноябрьская служебная минея, переписанная некиим Феоктистом и упоминаемая Монфоконом 245 . Эта минея, как видно из приписи в конце, писана Феоктистом, монахом Предтечева монастыря близ Аэтиева водоема, и кончена в 1127 году. Тому же Феоктисту принадлежит апрельская минея в Венской библиотеке, описанная Лямбецием 246 и полнее преосв. Филаретом 247 . Но заключение, что переписчик ее Феоктист есть студит, не твердо, ибо этот Предтечев монастырь отличен от студийского Предтечева монастыря. Известен Феонтист, писатель служб, молитв и некоторых песнопений, студит, но не переписчик, и, вероятно, это другое лице. Впрочем оригинальное содержание апрельской минеи 248 может быть более объяснено из разных студийских памятников, чем из иерусалимских миней. Оно следующее: 1 апреля Марии египетской, канон Феофана, что в греч. печатной минее 1870 года; 2 свв. мучч. Амфиана и Эдесия, канон Иосифа (в м. криптофер. та же служба); 3 муч. Никиты; 4 мучч. Феодула и Агафопода (в минеях студийских ныне, в иерусал. 5 числа); 5 мучч. Клавдия, Никифора и прочих (в славян. студ. минее XII в.); 6 св. патриарха Евтихия; 7 св. Георгия; 8 свв. апостолов; 9 св. Евпсихия; 10 мучч. Терентия, Африкана и дружины; 11 муч. Антипы (во всех минеях); 12 св. Василия(в студ. прологах XI в. на первом месте и в минеях иерусал.); 13 муч. Артемона (мстиславово евангелие студ. Направления и иерусал. минеи); 14 св. Мартина (с иерус. мин.); 15 свв. апостолов Аристарха и других (в румянц. студийской и иерусал. мин.); 16 мучч. Агапии и Ирины (во всех минеях); 17 св. Симеона персидского (иерусал. минеи), св. Акакиемелетийского (во всех минеях); 18 св. Иоанна, ученика Григория декаполита (во всех минеях); 19 мучч. Леонида, Хариессы, Нунехии и дружины, канон Иосифа (служба в одной сей минее, но есть в студийск. прологе XI в. петровом на 1 месте 16 апреля); 20 преп. Феодора Трихины; 21 священномуч. Ианнуария и дружины; 22 преп. Феодора Сикеота; 23 св. великомуч. Георгия; 24 св. муч. Саввы; 25 св. еванг. Марка; 26 св. Василия; 27 св. Симеона; 28 св. ап. Иасона и дружины; 29 мучч. в Кизике и пр. Мемнона; 30 св. ап. Иакова Зеведеева (во всех минеях).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

426 Вероятно, что он-то был тот Лаврентий, который взят был из Печерской Обители на кафедру Туровскую и с 1182 г. был преемником св. Кириллу. Местное туровское предание говорит, что из бывшего Туровского Борисоглебского епископского монастыря взаты в Киев нетленные мощи; а св. тело Лаврентия Епископа Туровского по ркп. известию о Российских Святых покоится в киевской пещере, тогда как в пещере доселе известен один только Лаврентий – затворник. (Калайдовича прсдисл. к Памят. XII в. стр. 5. 21. 22.). 427 Так как это было по кончине пр. Антония, но не видно, чтобы было при жизни Поликарпа, друга Симону Епископу 1215 – 1220 г.: то подвиги пр. Иоанна надобно отнести к первой половине 12 века. Слова Поликарпа передаются в переводе с рукоп. Сказания его, а не печат. Патерикка. Память пр. Иоанна празднуется июля 18. 429 Первое из показанных отличий можно видеть в Константинопольском же уставе Имп. Ирины ар. Cotelerium in Monum. Т. 4. р. 221, а частью и третье р. 210. 430 Слова Летописи по Кенигсб. сп.: «устави в монастыре своем, како пети пения монастырская и поклоны како держати и чтения почитати и стояние в церкви и весь ряд церковный и на трапезе седание и что ясти в кия дни. Феодосий же то предаде монастырю своему. От того же монастыря прияша вси монастыри устав». Заметим, что Лавра пр. Саввы никогда не была и не называлась Студийскою, и устав Лавры не то, что Студийский Устав, как напротив говорится в Описании Печерской Лавры стр. 7. 8. и как повторяют другие. 431 Синод. Библ. ркп. 330. Вероятно, это то же, что в Кормчей кн., писанной для Новгород. Кн. Димитрия в 1292 г., называется дополнением к церковному уставу Феодора Студийск., принятому Игуменом Феодосием для Печерского монастыря. В той же Кормчей есть ещё устав погребения монахов Студийских – так же поздний. 433 Новг. 3 Лет. 210. Густ. Лет. 266. Это показание оправдывается рассказом Нестора о обстоятельствах жизни Феодосия: а) Феодосий является к Антонию, по словам Нестора, отроком, в молодых летах. Давать другое значение выражению Нестора ничто не позволяет. 14-летний сирота три года печёт просфоры, довольно времени живёт у пресвитера, возвращённый в дом тайно удаляется в Киев. Что не придумывайте, Феодосий явился к Антонию не старше 23 лет; б) мать Феодосия, спустя 4 года узнаёт об удалении его в Киев, пришла сюда же, долго не соглашается на то, чтобы сын остался в пещере, потом постриглась сама. Потом уже следовало пострижение Варлаама и Ефрема, что было в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010