Князь с радостию повелел мне поставить лампаду и послал со мною своего лучшего слугу к иконому храма святого Воскресения и к ключарю Гроба Господня. Оба они велели мне принести кандило мое с маслом. Поклонившись им, я пошел на торжище с великою радостию, купил большую стеклянную лампаду, налил в нее чистого деревянного масла без примеси воды и уже вечером принес ко Гробу Господню, где застал одного только ключаря. Он отпер двери ко Гробу Господню, велел разуться и босого ввел меня одного ко Гробу Господню. Здесь велел поставить лампаду мою моими грешными руками в ногах, а в головах стояла лампада греческая, а на персях Гроба стояла от всех монастырей, а на средине поставил я, грешный, русскую лампаду. Благодатию же Божиею все те три лампады зажглись сами собою, а фряжские лампады, висевшие вверху, не возгорелись ни одна. Поставив лампаду мою на святом Гробе Господа нашего Иисуса Христа, я поклонился честному Гробу тому и, облобызав с любовию и со слезами святое место, где лежало пречистое Тело Господа Иисуса, вышел из Гроба с великою радостию…» Инок-подвижник Василий Григорьевич Григорович-Барский посвятил знакомству со святынями Востока всю свою жизнь. Совсем молодым человеком он в 1723 году покинул Киев и пешком отправился в Италию. Здесь его поджидали серьезные искушения: во-первых, он потерял свой патент (по-современному, загранпаспорт), а человек без патента, по меткому замечанию Барского, то же, что «человек без рук, воин без оружия, птица без крыл, дерево без листвия». Во-вторых, у него так разболелась нога, что он едва мог ходить. К счастью, путешественник как раз достиг города Бари, где покоились мощи Святителя Николая. Он горячо помолился угоднику Божию, прося его со слезами, «да поможет ему в обех тех». Молитва его была услышана: нога исцелилась и патент нашелся, так что Барский мог продолжить свой путь. Остров Корфу, Святая Гора Афон, Иерусалим, остров Хиос, Дамаск, Сидон, Алеппо, остров Патмос, Триполи — вот беглый перечень мест, где удалось побывать неутомимому пилигриму. Странствования его продолжались двадцать четыре года. Когда Барский вернулся домой, в Киев, то родная мать не узнала его — так он изменился. Ей понадобился целый час, чтобы по каким-то ей одной известным признакам узнать в незнакомом человеке своего сына.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ [в монашестве Василий] Василий Григорьевич (псевдонимы: Василий Киевский, Григорович, Барский, Плака, Албов) (1.01.1701, Киев - 7.10.1747, там же), писатель, путешественник. Род. в семье купца, дед происходил из г. Бара в Подолье. В 1715 г. поступил в Киево-Могилянскую академию благодаря помощи ректора игум. Феофана (Прокоповича ; впосл. архиеп. Новгородский), обучался в лат. классах, изучал риторику и философию, однако из-за болезни ног был вынужден прервать учебу. 20 июля 1723 г. отправился на лечение во Львов, в нач. 1724 г. поступил во Львовскую иезуитскую академию под видом униата, но весной того же года обман раскрылся и он был вынужден покинуть школу. Каир. Рисунок из рукописи В. Г. Григоровича-Барского. 1727–1728 гг. Каир. Рисунок из рукописи В. Г. Григоровича-Барского. 1727–1728 гг. С детства мечтая о дальних странах, Г.-Б. решил совершить паломничество к св. местам Европы. В апр. 1724 г. отправился в путешествие через империю Габсбургов, в Вене видел имп. Карла VI. Далее посетил Венецию (при ц. вмч. Георгия начал изучать греч. язык), Падую и Бари, где поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Здесь он заболел лихорадкой и потерял свои «патенты» (путевые документы). В сер. авг. 1724 г. достиг Неаполя, оттуда направился в Рим, Флоренцию и Венецию, затем отплыл к Ионическим о-вам, побывал на Керкире (Корфу), Кефалинии (Кефалонии), Закинфе и др. островах. На о-ве Хиос встречался с Иерусалимским патриархом Хрисанфом , общаясь с ним на латыни. Через нек-рое время Г.-Б. попал в Фессалонику и пешком совершил первое путешествие на Афон. В нач. 1726 г. вернулся в Фессалонику, а в сент. того же года отплыл в Палестину, останавливаясь по пути на Ионических о-вах и на Кипре. Обойдя достопримечательности Св. земли, вновь посетил Кипр, затем достиг Каира, где встречался с Александрийским патриархом Космой II , в 1727-1728 гг. в Каире Г.-Б. жил на патриаршем подворье, изучал греч. язык. В марте 1728 г. направился в Каменистую Аравию и Екатерины св. мон-рь на Синае, где познакомился с бывш. К-польским патриархом Иеремией III . После этого вернулся в Каир, в 1728-1729 гг. снова побывал в Палестине, прошел всю Сирию. В 1730 г. в течение 10 месяцев изучал греч. язык в уч-ще для бедных в Триполи. В 1730-1731 гг. отправился в Александрию, на о-ва Патмос и Самос, затем возвратился в Сирию.

http://pravenc.ru/text/Григорович-Барски...

В Венеции он работал в мастерской Тициана (с 1567), одновременно создавал иконы, в к-рых первым из критских художников активно использовал изобразительные мотивы и отдельные художественные приемы итал. маньеристов («Поклонение волхвов» (Музей Бенаки, Афины), «Тайная вечеря» (Национальная пинакотека, Болонья), триптих (Галерея д " Эсте, Модена)). Поклонение волхвов. Икона. 1584-1592 гг. Мастер М. Дамаскинос (собор св. Екатерины. Ираклион). Фрагмент Поклонение волхвов. Икона. 1584-1592 гг. Мастер М. Дамаскинос (собор св. Екатерины. Ираклион). Фрагмент Сохранилось ок. 80 икон, подписанных или приписываемых Михаилу Дамаскиносу (1530 или 1535-1592). География мест их распространения обширна: Крит, Венеция, о-ва Керкира (Корфу), Закинф и Патмос, Афон, мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Его иконы, созданные в 60-70-х гг. XVI в., напоминают монументальным стилем произведения Феофана Критского. В 1574 г. Дамаскинос был приглашен греч. общиной Венеции для росписи алтаря ц. Сан-Джорджо деи Гречи (возведена в ломбардском стиле архитекторами Санте Ломбардо и Г. А. Кьона в 1539-1571) и исполнения икон иконостаса. В созданных для Сан-Джорджо деи Гречи и для кафизмы Евангелизму на Патмосе иконах художник не отступил от визант. традиции, но использовал свободный рисунок и добился эффекта венецианского колорита. В «Тайной вечере» объединены визант. иконография и растиражированная гравюрой М. Раймонди фресковая композиция Леонардо да Винчи; в «Поклонении волхвов» заполненная фигурами людей и животных сцена близка картинам Я. Бассано, но Богоматерь с Младенцем и Иосиф написаны в традиц. манере (обе в соборе св. Екатерины в Ираклионе). Влияние маньеризма на творчество Дамаскиноса за время его пребывания в Италии (в 1584 возвратился в Кандию) было очень сильным, в частности, он был увлечен искусством Пармиджанино, работы к-рого копировал. Органичное соединение палеологовской традиции с итал. маньеризмом было характерно для творчества Георгиоса Клонцаса (1540-1608), мыслителя, художника и писца-каллиграфа, руководителя и преподавателя художественной школы в Кандии.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Доминиканский орден был крупнейшим хранителем «итальянской схоластики», основанной на системе Фомы Аквинского (см. 146, 349). И за два года пребывания в Сан Марко Михаил Триволис не мог не познакомиться с трудами идейного вождя доминиканцев (см. 136, 253 — 260). Используя ряд его идей, что, впрочем, установить с бесспорной очевидностью нелегко, он предпочитает ссылаться на «Фому Аквината Востока» — Иоанна Дамаскина, чьи произведения изучал и крупнейший схоласт Запада. В целом же пребывание Триволиса в католическом монастыре, которое может показаться кульминационным пунктом его латинизации, скорее всего является не отречением от греческого православия, а отказом от возрожденческого «неопаганизма» (см. там же, 276). Будучи воспитан в традициях иной культуры и другой системы ценностей, он не принимает новый тип мировоззрения, Что стало бы с Михаилом Триволисом в Италии — нам неизвестно. По мнению Е. Голубинского, оставшись там, он «занял бы одно из наипочтеннейших мест среди тогдашних греческих филолого–философов» (38, перв. пол., 671). Но Триволис, уйдя из Сан Марко в 1504 г., навсегда покидает Италию и вместе с ней Запад. Путь его теперь лежит на Восток. Он не ищет места в гражданской жизни и направляется на Афон, духовный центр восточного православия. Возможно, он по пути заезжает на Корфу и в Арту, чтобы поклониться праху родителей, но там не задерживается. Однажды уехав из родных мест, Михаил становится вечным странником — «плавателя убо и путешественника чин» приемлет (14, 2, 300). Да и что для мыслителя физическая родина, если он ищет духовное отечество? Когда Анаксагора упрекнули в пренебрежении отечеством, он ответил: ««Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!» — и указал на небо» (46, 105). И Михаил уверяет в одном из своих сочинений: «…небу быти нам отечеству…» (14,  2, 6); а о подобных людях он пишет как «на небесех имеющим всегда мысли своя» (14, 7, 182). Разумеется, эллинское и христианское понимания «небесного отечества» отличаются существенным образом, но общее стремление мудрых людей древности и средневековья к возвышенной «духовной родине» несомненно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

3 февраля — память преподобного Максима Грека 2 февраля 2007 г. 18:55 Преподобный Максим Грек, миру Михаил, родился в 1470 г. Он происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника (+ 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Святому было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах. Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/80694.html

Спаси Матерь Божия нас! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Р.Б. Наталия наталия 2019/01/11, 12:32:42 Мамочка Божия! Помолитесь, пожалуйста, о укреплении и помощи иг. Фотинии (о. Корфу) и гр. р.Б. Иулиании. Спасибо! ульяна 2019/01/06, 22:28:22 С Рождеством Христовым,дорогие отцы и братья,Святой горы Афон! Прошу Вашей Святой молитвы о долголетии и здравии протоирея Иоанна Миронова и матушки Нины. Долгая лета,в добром здравии! И Прошу Вас помолиться о заблудшихр.Б.Александре и р.Б.Апполинарии,чтобы пришли в разум истинный! Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 2019/01/06, 05:10:37 Матушка, пресвятая Владычице! Прошу твоей помощи в устроении моего счастливого замужества. Не остави Матушка. 2019/01/05, 15:06:16 Матушка Богородица!Ты знаешь о чём болит моё сердце.Помоги!Не дай нам быть заложниками проблем р.Б.Валерия.Защити,укрепи!Найди нам сильных помощников,способных усмирить его! 2018/12/26, 17:04:55 Матушка Пречистая Пребогословенная Богородица моли Бога о нас РБ Вадиме РБ Елене яР яРБ Пнне упроси Господа исцелить РБ Анну почки кишечник помоги мне купить квартиру Для РБ Анны в Кисловодске. Аминь . 2018/12/20, 08:33:33 Матушка Пресвятая Богородица, помолись за нас пред Сыном Твоим Господом нашим, да поможет Господь рабу Божьему Андрею рассчитаться с долгами и выплатить зарплату рабочим во время, а также продать за хорошую цену магазин. Молю, Тебя, Матушка, коленопреклоненно об этом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!!! Раба Божия Любовь 2018/12/18, 06:38:42 Матушка Богородица,Прошу Твоей Святой Молитвы о здравии протоирея Иоанна и матушки Нины! И очень Прошу молитвенной помощи о Вразумлении р.Б.Александры и р.Б Апполинарии! Избавь их Родненькая,от тех,кто сбивает их с пути Истинного,Пр-веди их,Матушка к Покаянию,Исповеди, Причастию!Покрой их Своим Честным Омофором!Даруй им , Заступница наша,мужей православной веры,любящих,верных,крепких в Вере в Господа нашего Иисуса Христа! Прошу Тебя,Матушка,не оставь чад моих неразумных,Выведи их,Родненькая наша из тех обстоятельств,в которые они попали!

http://isihazm.ru/1/?id=363&c_pid=3

А. Граф Н. П. Игнатьев как церковно-политический деятель на православном Востоке. СПб., 1909; Кирил, Патриарх Български. Граф Н. П. Игнатиев и българският църковен въпрос. Изследване и документи. Т. I. София, 1958; Тодев И. Граф Игнатиев и принципът за единство на православието//Исторически преглед. 1991. Кн. 7. С. 77–90 (=Тодев И. Триъгълник на надеждата. Студии и есета по Българското възраждане. София, 1995);Хевролина В. М. Николай Павлович Игнатьев. М., 2009. С. 191–218. 82 StamatopoulosD. The Bulgarian Schism Revised//Modern Greek Studies Yearbook. 2008–2009. Vol. 24/25. P. 113. 86 Патриарх вселенский – Иоаким II Коккодис (Курсулидис) (первое патриаршество 16 октября 1860 – 23 июля 1863). Родился в 1802 г. на о. Хиос, был певчим в храме св. Иоанна в Галате (Константинополь), затем секретарем и диаконом софийского митрополита Иоакима (1822­1830). С 1827 г. Епископ Дриинопольский, в 1835–38 гг. митрополит Яннинский. По жалобе жителей своей епархии был лишен кафедры и сослан на Афон (1838–1840), затем снова восстановлен. В 184560 гг. митрополит Кизика и один из самых влиятельных геронтов. Второе патриаршество 1873–1878 гг. См. о нем: Σταυρδου Β. Θ. Οι οικουμενικα Πατριρχαι 1860 – σμερον. Θεσσαλονκη, 1977. Σ. 89–135). 87 Константин Типальдос-Иаковатос (1795–1867), митрополит Ставропольский, выдающийся греческий богослов. Родом из старинной семьи итальянского происхождения, переселившейся на о. Кефалонию в начале XV в. (первое письменное свидетельство относится к 1408 г.). Родился в Ликсури, получил образование в Афониаде и в Вене. Преподаватель и первый ректор Ионийской академии на о. Корфу (182439 гг.). Глава комиссии по новогреческому переводу Септуагинты (1830–1840-е гг.). Преподаватель и первый ректор Халкинской богословской школы, возглавлял ее в течение 20 лет (1844–1864). Первые три года сам преподавал в школе все богословские предметы и имел лишь одного помощника, учителя древних языков. Автор службы св. Спиридону Тримифунтскому (изд. в 1827); Фотию, Патриарху Константинопольскому (1848); похвального слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Ему сослужил настоятель храма, протоиерей Борис Токарев. После Литургии епископ Пантелеимон с клириками и прихожанами храма совершил Крестный ход и чин освящения нового урожая мёда. По традиции Храма на престольный праздник, а также на великие и местночтимые праздники после Крестного хода в небо выпускаются голуби. Необходимо отметить, что согласно архивным справкам, приходу храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня также принадлежали: храм в честь Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех (святитель Филарет Дроздов утвердил статус храма как приходской), храм св. Первоверховных апп. Петра и Павла, колокольня и церковный флигель. В настоящее время Приходом проводится работа по передаче вышеперечисленных храмов и церковных зданий в лоно Русской Православной Церкви. Жизнь прихода [ править править код ] Огласительные беседы перед Таинством крещения проводятся в храме Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове по субботам с 10.00 до 13.00. Запись в Храме у свечниц или по телефону 8 (915) 496-19-53 . Таинство крещения проводится по субботам в 10.00 и воскресным дням после Божественной Литургии ориентировочно в 12.30. В Храме проходит обучение детей и взрослых основам церковной жизни, церковному чтению и пению. Обучение проводится по субботам (и предпраздничным дням) с 10.00 до 13.00 и с 16.00 до 19.00, в воскресные и праздничные дни с 9.00 до 14.00. Руководитель образовательной группы настоятель Храма протоиерей Борис Токарев. Святыни [ править править код ] Икона святителя Николая В храме Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове г. Москвы находятся такие святыни, как: Икона Иверской Божией Матери, привезенная со Святой Горы Афон Икона святителя Спиридона Тримифунтского, привезенная с острова Корфу С 1998 года в храме находится редкий образ преподобномученицы Параскевы Римской Чудесным образом в нашем храме мироточили икона святителя и чудотворца Николая и икона преп. Серафима Саровского

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всемилост...

к. Владимира, посланные в 987 г. для испытания правой веры. С начала XI столетия появляются уже известья о паломниках, а около 1062 г. посетил Византию печерский инок Варлаам, обошедший все ее монастыри 165 . Хождение Даниила, русской земли игумена, в Иерусалим в 1106 – 1108 годах, вероятно, началось продолжительным пребыванием в Царьграде и кончилось там же, хотя об этом пребывании, видимо, не составлено было никаких записок 166 . Равно и все последующие паломники русские должны были направляться на Царьград (редко по Волжскому пути) и делать здесь более или менее долгую стоянку, тогда как большинство западных направлялось через Италию, Корфу и острова Эгейского и Средиземного морей и разве только на обратном пути заходили в Византию на поклонение ее святыням. По различным отрывочным данным, сохранившимся в летописях и у позднейших паломников, видно, что XII век был веком паломничества и в России, также как и на Западе. Движение на Восток принимало обширные размеры, воодушевляло людей всех знаний и состояний, собирало целые дружины. Однако, лишь в редких случаях движение это вызывало и высшие интересы, большинство паломников уже по своей неграмотности было к тому не способно. Таким образом появление в начале XIII века «паломника» Антония Новгородского представляет собою факт столь же знаменательный в истории литературы, как и хождение Даниила; хотя для русской мысли вообще Антоний дал, конечно, менее материала, чем игумен, и хождение первого потому сохранилось лишь в одном списке, а Даниила в 70. В XIII веке, замечает Терновский 167 , хождение русских в Царьград приостанавливается: то он был захвачен латинам, то русская земля подпала под иго татар. Роль Царьграда переносится в Никею и на Афон, но и возобновившиеся в XIV в. путешествия вызваны, главным образом, иерархическими смутами. Однако, и в этот период со временем можно будет насчитать многих паломников, заходивших в Византию из Иерусалима. Так в 1233 – 7 гг. св. Савва, архиепископ Сербский жил после Иерусалима в Константинополе «в монастыри Пречистой Богородицы еже Евергетисса» и ходил «в средоу града к светому Апостолу Аньдреи» 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

р.б.елена 2014/12/31, 00:28:14 прп.Арсений, прошу и твоих святейших молитв за меня болящую р.Б.Ирину и болящего р.Б.Олега, а также за маму мою Валентину. Благодарю тебя, что позволил приложиться к твоим мощам святым, побывать в храме твоем, помолиться и за икону твою благодарю. Все это благодаря Олегу также. Помоги ему 2014/12/31, 00:22:27 Батюшка Паисий любимый, исцели Олега от евро-украинского национализма и ненависти к русским. Помоги ему всегда отличать Истину от лжи. Он же хороший. Благодаря ему я и к тебе съездила в сказочное место упокоения твоего, и в другие сказочные места. Он столько добра сделал, помоги ему, спаси его. Помоги ему исцелиться также от болезни Бехтерева, чтоб он Бога прославил! моли Бога о мне грешней ирине, помоги, душа рвется из-за всех скорбей, страшно очень 2014/11/02, 23:04:12 Драгоценный наш отче Паисий и св. Арсений Каппадокийский, прошу ваших молитв об укреплении в здравии духовном и телесном рабы Божьей Инны и мамы моей Нины. Отче Паисий, ты в меня вторую жизнь вдохнул, я твое житие и книжки о тебе взахлеб читала и перечитывала, будто с родным человеком разговаривала. В этом году мне выпало счастье побывать на твоей благословенной земле, в Греции, на острове Корфу у св. Спиридона Тримифунтского. Вся поездка, как постоянная радость. Ведь не только св.Спиридон там добрый и милостливый покровитель, но и ты, отченька Паисий связан с этим место - отсюда ты забирал чудотворные мощи своего первого учителя, св. Арсения. Я даже купила там иконку, где вы вместе. И хотя Ты, геронда, земной церковью еще не канонизирован, все знают, что ты свят и предстательствуешь перед Господом нашим о нас, грешных. Помолись о прощении моих множественных грехов, рабы Божьей Инны. Тяжко мне, сама себя не прощаю, в уныние впадаю. Маловерие это, знаю. Помоги! На силу твоей молитвы уповаю, на то, что меня, окаянную услышишь и пожалеешь, как жалел всех немощных духом, к тебе на Афон приходивших. 2014/08/09, 23:31:28 Отче Паисие моли Бога о рабе Божией Фотинии. Укрепи меня в вере, чтобы я во всем уповала на Бога и его милость. Твоими святыми молитвами умоли Господа чтобы он меня услышал и помог мне встретить благочестивого человека и создать с ним крепкую семью. Спаси Господи!

http://isihazm.ru/?id=1337&c_pid=1

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010