Редакция портала попросила митрополита Антония (Паканича) прокомментировать ситуацию, связанную с запретом для верующих участвовать в богослужениях на Афоне, а также поделиться своим мнением о ставших столь популярными сегодня паломничествах по святым местам. - После падения железного занавеса, когда среди прочего для наших соотечественников открылись возможности поездки заграницу, верующему человеку стали доступны паломнические поездки на Святую Гору Афон, Святую Землю, остров Корфу (к святителю Спиридону), Бари (к святителю Николаю) и к другим святыням. К паломничеству мы не просто привыкли, но среди некоторых верующих появилось даже мнение, что каждый уважающий себя православный чуть ли не должен в обязательном порядке посещать святые места, таким образом «набираясь благодати». Безусловно, горячая молитва в святом месте, у мощей святых вдохновляет и укрепляет. Но является ли это панацеей для спасения? Вспомним, что сами святые говорили об этом. В «Послании Кинситору о тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» святителя Григория Нисского (брата святителя Василия Великого и друга святителя Григория Богослова) сказано: «Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном?» Следовательно, мы не можем рассматривать паломничество как обязательное средство познания Бога, а ведь именно это является целью христианской жизни. Позволю себе даже сказать, что паломничество – второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни. Далее в «Послании» святой прямо говорит об этом: «Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога». При этом святитель Григорий указывает на обязательное условие принятия Господа: «Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину…»

http://pravoslavie.ru/116604.html

На Пасху 1764 (?) г. митр. Черногорский Василий (Петрович-Негош) рукоположил Д. во иерея. Вернулся в Далмацию, но вскоре из-за вспышки моровой язвы бежал в Косово. Здесь он перевел на народный серб. язык нек-рые толкования св. Иоанна Златоуста на Деяния святых апостолов и объединил их в сб. «Буквица» (1765), к-рый получил широкое распространение среди сербов. 2 месяца Д. прожил в мон-ре Драгович и через Корфу направился на Афон, но прибыл туда, когда иером. Евгений уже покинул Св. Гору. Святогорская атмосфера, борьба между болг. и серб. монахами за мон-рь Хиландар разочаровали Д. Через полгода он уехал через Патмос в Смирну, где стал учеником грека Иерофея. Из-за начала русско-тур. войны ему пришлось уйти, т. к. местные власти заподозрили в нем рус. монаха. Через острова Эгейского м., Грецию, Албанию, Венецию, Триест достиг Вены, где остался на 6 лет. Выучил нем., франц. и итал. языки, давал частные уроки. Посетил Италию, М. Азию, Молдавию и Львов. В 1782 г. в ун-те в Галле изучал философию, теологию и эстетику. Позднее переехал в Лейпциг с целью издать книгу на серб. языке, т. к. считал, что, «пока какой-либо народ не имеет книг на родном языке, он вынужден пребывать в темноте и варварстве». В 1783 г. на собственные средства издал 300 экз. автобиографии «Жизнь и приключения Димитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» (Живот и Дuмumpuja нареченого у Дocumeja) и послание «Любезный Харлампий, здравствуй, Христос воскресе», в 1784 г.- «Советы здравого разума». Занимался распространением своих произведений в серб. общинах при помощи купцов. Неск. лет прожил в Англии, затем вернулся в Вену. С кон. 1787 г. полгода жил в Шклове (совр. Белорусия) у мецената С. Г. Зорича, где написал 2-ю часть Жития. Благодаря подаркам Зорича в 1788 г. в Лейпциге опубликовал выдержавшие множество переизданий «Басни» (Езопове и прочих разных баснотворцев, с различни jeзuka на славеносербски jeзuk преведени). Поддерживал реформы имп. Иосифа II и его политику по освобождению Балкан от османского владычества. Но в 1804 г., после начала 1-го восстания сербов против турок, разочаровался в венском дворе, выступившем против восставших. Д. поддерживал связь с серб. лидером Карагеоргием и возглавил серб. миссию при ставке рус. войск в Румынии. В 1807 г. переехал в Белград, где в 1808 г. организовал Высшую школу, на основе к-рой впосл. был создан Белградский ун-т, и богословскую семинарию. Занимал пост 1-го в истории Сербии министра просвещения, был членом Правительственного совета. Похоронен в соборной церкви Белграда.

http://pravenc.ru/text/180339.html

« Паломничества по святым местам – в Израиль, Италию, Грецию и так далее – это всё, конечно, хорошо и замечательно. Иерусалим, Бари, Афон – прекрасно! И мы, по-моему, с таким воодушевлением восприняли новые открывшиеся перед нами, паломниками из России, возможности, что стали упускать из виду, а то и забывать святыни, которые находятся на своей собственной земле. Честное слово, и стыдно, и неудобно становится, когда об островах Корфу или Патмосе ты знаешь если не всё, то многое, а об острове Спасе Каменном, который находится в паре десятков километров от родного города, можешь выдавить из себя только пару малозначащих фраз “о его великом духовном значении” – и всё! Ну стыдно же!» – Анатолий говорит горячо и, чувствуется, знает, о чем говорит. Анатолий Свистунов, предприниматель из Вологды , паломник, объехавший не один раз не одну страну, организовал пару недель назад паломничество по святым местам Вологодчины… на велосипедах. «А что? Лошадей ведь нет. Если ехать на автомобилях, то такая поездка больше расслабляет человека, а не настраивает на серьезный лад. На велосипеде не уснешь – заодно и красоту родной земли увидишь по-настоящему, а не как в проспектах!» Так образовалась группа из шести человек. Из которых шестому повезло меньше всего: в его задачи входило ездить не на велосипеде, а на автомобиле и доставлять к обозначенной на карте остановке провиант, палатки и прочие прелести для паломников. Но Василий Изотов, алтарник Лазаревского храма Вологды, со смирением взялся за свою задачу и, по словам остальных участников путешествия, справился с ней замечательно. А основная группа – Анатолий Свистунов, Сергей Виноградов, Игорь Славороссов, Константин Шабанов и Юрий Сизов – продвигались на велосипедах. «Первой остановкой было село Пески на берегу Кубенского озера, – рассказывает Анатолий. – Здесь находится большой храм во имя преподобного Антония Великого . О его истории нам рассказала замечательная женщина – Нина Федоровна Паничева. Она заботится об этой церкви, где службы проходят, увы, так редко в течение всего года.

http://pravoslavie.ru/63009.html

Преподобный Максим Грек Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Преподобный Максим Грек Над старой могилой инока, находящейся когда-то в левом приделе Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, на медной доске были вычеканены поэтические строки: Блаженный здесь Максим всем телом почивает, и с Богом в небеси душою пребывает. И что Божественно он в книгах написал, то жизнию своею и делом показал. Оставил образ нам и святости примеры, смирение, любви, терпения и веры! Так почтил православный народ жизненный подвиг ученого экзегета и апологета, ревнителя древних уставов Православия, учителя иноческого жития, а также исповедника преподобного Максима Грека . Его светское имя – Михаил. Это удалось установить историку-исследователю И. Денисову в результате многолетних изысканий, сравнительного анализа почерков, сопоставления различных свидетельств, как опубликованных ранее, так и найденных им самим в архивах Франции, Италии, Греции. Выяснилось, что живший некогда в Италии гуманист, ученый-филолог Михаил Триволис, монах Ватопедского монастыря на Афоне Максим Триволис и видный русский церковный и общественный деятель преподобный Максим Грек – одно и то же лицо. Знатный род Триволисов, из которого происходит преподобный Максим , хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Грека был Константинопольским патриархом. В русских сказаниях преподобный называется «сыном воеводским», что говорит о знатном происхождении 667 . Год рождения Михаила Триволиса точно неизвестен. В разных исследованиях он указывается в интервале от 1470 до 1480 г. Но ближе к истине, очевидно, И. Денисов, утверждающий, что Михаил родился около 1471 г. в г. Арта, в Албании. Исследователь подкрепляет свое мнение ссылкой на исторический документ – Бюллетень о баллотировании в состав Великого совета острова Корфу, датированный 1490 – 1491 гг. Среди неизбранных кандидатов значится и имя Михаила Триволиса 668 . Его родители Мануил и Ирина были греческого происхождения, поэтому он и именуется Греком. Отец преподобного отличался чистотой православной веры и воспитал сына в глубоком благочестии и научении страху Божию. Первоначально образование в науках Михаил получил от своего же родителя, ибо в то время из-за падения Константинополя и порабощения всех греческих областей магометанами были уничтожены и все училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бухарест, Сектор 5. Церковь Спиридона Тримифунтского. Biserica Spirea Veche /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спиридона Тримифунтского Год постройки:Между 1740 и 1750. Капитально перестроена в 1921-1930. Год утраты:1984 (взорвана при реновации квартала) Адрес: Румыния, г. Бухарест, ул. Уранус, 27, сектор 5 (Str. Uranus, 27, sector 5) Изменить описание объекта Церковь Спирея Веке была православным местом молитвы в Бухаресте, Румыния, расположенным в бывшем районе Деалул Арсеналулуй (Dealul Arsenalului). Это была одна из трёх церквей, снесенных коммунистами, вместе с церковью Изворул Тэмэдуири и Алба Постэвари, чтобы освободить место для ансамбля Дома Республики. Церковь была снесена в ночь на 27 апреля 1984 года, и её разрушение произошло в результате последовательных взрывов, и это была одна из первых церквей с железобетонной каркасной конструкцией. Церковь была основана в XVIII веке, вероятно, где-то между 1740-1750 годами, греком с острова Корфу Спиридоном Кристофи (по другим источникам Спирос Христоф, по-румынски Спирея). Ему помогал строить этот храм родственник, а после его смерти зятья наполнили, расписали и обставили церковь. Кристофи был похоронен в основанном им храме, а дата его смерти была указана на надгробии - 1765 год. Церковь позже дала свое название весь район Спирийского холма (Dealului Spirii). После постройки Спиридон Кристофи сделал церковь подворьем митрополичей церкви, а в 1776 году митрополит Григорий передал её монастырю Григориу на горе Афон. Это поклонение было усилено грамотой от 1777 года правителя Александру Ипсиланти. В 1921-1922-х годов, по планам архитектора Иоана Д. Траянеску - энтузиаста неорумынского архитектурного стиля, вместо церкви, существовавшей с XVIII в., была выстроена новая большая церковь с тем же посвящением. На первом месте богослужения был доктор Спиридон Кристофи, происшедший на Корфу, отсюда и церковный праздник. Объём новой церкви, оконченный в 1930 году, вошел в число первых конструкций, для которых использовался железобетон.

http://sobory.ru/article/?object=54103

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Менайас Спиридон; 1881, о-в Керкира (Корфу), Греция - 30.01.1957, Афон), афонский мон., старец. Род. в семье богатого керкирского хлеботорговца, затем его родители переехали на о-в Кефалиния, а впосл. поселились в Афинах. Среди школьных учителей Спиридона был греч. писатель А. Мораитидис. Поступив на химический фак-т Политехнического ин-та в Цюрихе (Швейцария), Спиридон увлекся материализмом, а впосл. спиритизмом. Будучи горячим патриотом, он в 1905 г. принимал участие в освободительном восстании в Македонии, возглавляемом П. Меласом. По окончании Политехнического ин-та Спиридон был назначен инспектором водонадзора в Египте, а затем получил должность в Мин-ве продовольствия в Афинах. Он активно занимался научными исследованиями, в т. ч. изобретением синтетического бензина. В 1920 г. Спиридон посетил Афон, но был разочарован тогдашним особножительным (идиоритмическим) устройством мон-рей. Большое впечатление на него произвела встреча со старцем Авимелехом из скита прав. Анны, к-рый посоветовал ему удалиться в пустыню и стать отшельником. Спиридон совершил паломничество в Св. землю. В том же году в возрасте 39 лет вторично отправился на Афон и принял монашеский постриг с именем Герасим. Он поселился в Катунакиях в каливе, посвященной прп. Герасиму Кефалинскому, где подвизался под духовным рук. старца Каллиника Исихаста († 1930). Строгая подвижническая жизнь в Катунакиях и неподходящий климат подорвали здоровье Г. (у него было предтуберкулезное состояние), и старец Каллиник временно отправил его в Вургарели, приблизительно в 30 км к северо-востоку от Арты, а в 1926 г. велел переселиться в скит свт. Василия, где климат был более сухим. В то время небольшую общину скита окормлял старец аскет Иосиф Пещерник († 1959). В ските свт. Василия Г. прожил ок. 15 лет, братия особо отмечала его послушание, кротость и неосуждение. Когда в 1940 г. фашисты оккупировали Грецию, Г., отлично знавшему нем. язык, пришлось исполнять обязанности переводчика в караульном помещении, устроенном рядом с румын. скитом св. Иоанна Предтечи. На этом посту он принес большую пользу, заступаясь за иноков. С благословения Свящ. Кинота Г. перевел письмо-воззвание афонских монахов к Гитлеру, в к-ром они просили не причинять вреда Св. Горе с ее уникальной монашеской республикой. Эта просьба была удовлетворена Гитлером.

http://pravenc.ru/text/164583.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афанасий Парийский (1722-1813)      Афанасий Парийский (1722-1813)   Его память 24 июня   (Афанасий Парийский Житие этого старца написано на портале Исихазм.ру по материалам, собранным на Афоне, часть сведений переведена с Ватопедского Синаксаря на портале Афон . Публикуется впервые)   Важно заметить, что  Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.   Прп. Афанасий родился в селе Костос на острове Парос в 1721 году. Родители его были зажиточными крестьянами и имели еще троих детей. В 1745 он поступил в знаменитую Евангельскую школу города Смирны, и учился там шесть лет... Это была  уникальная школа, где в то время преподавал известный учитель Иерофей Дендринос с Иакинфа и менее известный Хрисаф Какравиас. Там Афанасий от всей души полюбил богословие и духовное делание. В 1751-м году Афанасий Парийский приехал на Афон и поступил в богословскую школу Афониаду. Это теперь Афониада только начинает разбираться, как учить детей. А тогда это была великая школа, где преподавал Евгений Вулгарис, а учился в одном классе с Афанасием - прп. Космьа Этолийский. Обучение в этой школе тоже продолжалось шесть лет. В то время Афониада располагалась недалеко от монастыря Ватопед. В 1758-м году Афанасий становится управляющим богословской школой Елиномусиу в Салониках. Затем переезжает на Корфу, а в 1767-м году возвращается в Салоники, где еще три года управляет богословской школой Елиномусиу. В 1770-м году вспыхивает восстание, Афанасий Парийский бежит на Афон в монастырь Ивирон и управляет Афониадой с 1771 по 1776 год. В это время его рукополагает в иерейский сан свт. Макарий Коринфский. Начинается смущение на Афоне, вызванное движение колливадов и клеветами на них..

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=710

Ю.К. Бегунов Скачать epub pdf ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ   Василий Григорьевич (12) I 1701, Киев – 7 (18) X 1747, там же]. Родился в семье купца, учился в Киево-Могилянской академии, куда поступил благодаря помощи ее ректора Феофана Прокоповича . «Не силен в науке был, – говорил о себе Г.-Б., – обаче прошел малыя школы даже до риторики» и достиг «начал философии». В сер. 1723 болезнь заставила Г.-Б. прекратить учение и отправиться для лечения во Львов. Там Г.-Б. и его товарищ Иустин Леницкий поступили в класс риторики иезуитской академии под именем униатов братьев Барских. Вскоре обман раскрылся, и Г.-В. оставил Львовскую академию. С детства Г.-Б. «имел охоту видеть чужие страны» и в апр. 1724 в одежде римского пилигрима отправляется в путешествие, которое продлилось ок. 24 лет. Посетив Кашау (Кошице), Пешт, Вену, Бари (город в Италии, где находились мощи Николая Мирликийского) и, наконец, Рим и Венеции», Г.-Б. отправляется на остров Корфу и через Кефалонию, Зант достигает острова Хиос, а затем – Солуня и горы Афон. 10 сент. 1726 Г.-Б. отплыл из Солуня в Палестину, побывал в Иерусалиме, на Синайской горе, посетил остров Кипр; восемь месяцев прожил в Египте, на подворье александрийского патриарха Козмы в Каире (1727–1728). Вслед за этим Г.-Б. снова отправляется на Синай и в Палестину. Всюду путешественник глубоко интересуется жизнью и историей народов Балкан и Ближнего Востока. «Идеже бо учение, – утверждает Г.-Б., – тамо просвещение ума, а идеже просвещение ума, тамо познание истины». В 1729–1731 Г.-Б. живет в Триполи (Сирия), где в местном училище изучает греч. под руководством иеромонаха Иакова. В Дамаске Г.-Б. был пострижен в монахи антиохийским патриархом Сильвестром (1734) под именем Василия . Шесть лет Г.-Б. провел на острове Патмос, где изучал греч. язык и литературу. В 1741 Г.-Б. получил письмо из Киева с известием о кончине отца и захотел вернуться на родину. Он написал письмо в Киев своему бившему товарищу Симону Тодорскому, учителю новооткрытого греч. училища в Киеве, и просил должности учителя. В мае 1743 по указу императрицы Елизаветы Петровны рус. посол в Константинополе А. А. Вешняков вызвал Г.-Б. к себе и предложил ему место священника посольства. Г.-Б. прожил в Константинополе один год, а в мае 1744 направился на Афон, где получил доступ во все греко-православные монастыри и их библиотеки. Вернувшись через Эпир и Македонию в Константинополь в сер. 1746, Г.-Б. застал уже нового рус. посла А. И. Неплюева, который хотел было его арестовать и отправить на родину. Через Болгарию, Румынию и Польшу Г.-Б. вернулся в Киев (2 сент. 1747). Еще в Бухаресте он получил от префекта киевоподольских школ Варлаама Лащевского письмо с приглашением занять кафедру греч. языка в Киево-Могилянской академии. Однако Г.-Б. тяжело заболел: трудности и лишения долгих странствований не прошли бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

На Корфу прошел всенародный крестный ход с мощами святителя Спиридона Тримифунтского Корфу, 6 ноября 2013 г.      Массовый крестный ход с мощами святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского прошел на Корфу 3 ноября в память о чудесном заступлении святого, который в 1673 году спас остров от эпидемии чумы, сообщает сайт «Святая гора Афон» . В крестном ходе приняли участие приглашенные правящим архиереем митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием митрополиты Элассонский Василий и Арголидский Нектарий, епископы Эпидаврский Каллиник и Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, представители власти, армейское руководство. Обращаясь к тысячам паломников с Корфу, других мест Греции, из России, Украины, Белоруссии, Грузии, владыка Нектарий отметил тот факт, что «душу каждого верующего человека охватывает волнение при мысли о том благословении, которое дает нам Господь, предоставляя возможность нести крестным ходом мощи такого великого святого, каким является святитель Спиридон Тримифунтский. Это и есть свидетельство того, что наша Церковь жива.      Подобно тому, как святитель шествует среди людей по улицам города, смотрит и наблюдает за ним, а мы, люди, ощущаем его близость к нам, так и мы веруем в Церковь, которая на протяжении веков пребывала с народом. В трудные времена, когда сильные мира сего затруднялись прийти на помощь людям, именно Церковь всегда была и остается для народа любящей матерью. В лице святителя Спиридона и всех святых Церковь простирает руку помощи всем нуждающимся в материальной или духовной помощи и показывает истинное значение веры. Эта вера отражена на лицах паломников, на лицах тех, кто возлагает свои надежды на изменения в жизни не на людей, а на Бога и взирает в этом на пример святых. Эта вера является основой, благодаря которой наша жизнь обретает смысл и цель».      Божественную литургию в день праздника возглавил митрополит Элассонский Василий, который в кратком приветствии поблагодарил митрополита Керкирского Нектария за возможность, как ему лично, так и прочим архиереям, почерпнуть сил у святителя, поклонится его благодатным мощам и на его примере научиться жить с Богом.

http://pravoslavie.ru/65483.html

3 февраля — память преподобного Максима Грека 2 лютого 2007 р. 18:55 Преподобный Максим Грек, миру Михаил, родился в 1470 г. Он происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника (+ 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Святому было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах. Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202619...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010