Под влиянием этих и других учителей страннический толк распро­странился в самой большой части ярославских сел. Например, в приходе села Сопелок это учение принято было в деревне Ярцеве – вот­чине Кокошкина – и в деревне Алексеевой –Арнаутова. Из Сопелок, по правой стороне Волги, учение бегунов распространилось преимущественно в следующих селениях: в вотчине Мятлевой, что в восьми верстах от села Сопелок, в деревнях: Голенищеве, Кочаеве, Тимохине, Борисове и Телищеве, где оно смешалось с федосеевской сектой, во всем красносельском приходе, в котором господствующая секта – филипповщина. Село Красное находится близь границ Костромского и Нерехтского уездов, в сорока-пяти верстах от г. Ярославля. В приходе этом появились бегуны в следующих селениях: в вотчине графа Киселева – в селе Красном, в деревнях: Исакове, Лобастове и Ускове; в вотчине графа Мамонова – в деревнях: Юрьевской, Петракове, Гридине, Мигачеве; в вотчине Хомутова и Лукьянского – в деревнях: Ченцове, Кстове, Иванов­ской; в вотчине Толбучина – в деревне Мячкове, в приходе села Нового; в вотчине Ольхиной – в деревнях: Гашках, Дубках, Борисове, Тимонове и в приходе села Туношны – в вотчине графа Воронцова. Группа дере­вень, находящихся на правой стороне от дороги из села Туношны в город Нерехту, и составляющих приходы сел Высоцкого, Сеславина и Михайловского представляют особый пункт сопелковской пропаганды бегунов. В этой местности странническое учение особенно распространено в вотчине генерала Кокошкина, в деревне Торговцовой и князя Юсупова, в деревне Облезцове, в которых все жители занимаются пристанодержательством; точно также в деревне Измайловой, вотчине того же князя Юсупова; в деревне Федоровой – вотчине Кокошкина; в деревнях Погорелке и Мутовке, вотчине Сорохтина; в деревне Скородумке, вотчине Хомутова; в деревне Шарупиной, вотчине Осокина, в селе Сеславине, Комаровского; в селе Бурмакине и в деревне Щипцове, вотчине Ворон­цова. Наконец, по той же линии, учение Евфимия распространилось в казен­ной кобыльской волости, преимущественно в деревнях: Дудкине, Харлове, Докукине, Жилине, Рыкове, в селе Вышеславском, в деревне Прошенине и др. По левой стороне Волги учение сопелковской секты распространи­лось в Ярославском уезде до самых границ Даниловского и Романо-Борисоглебского уездов, в деревнях прусовского прихода, находящихся против села Сопелок, на противоположном берегу Волги: в деревне Филимонове, вотчине Перепелкина; в деревне Терентьевской, вотчине Патрикиева и Семеновой, вотчине Ханыкова; в вотчинах Васильева и Вла­сьевой, в деревнях прихода Городиц: Борках, Неверове, Ивановской и Бичетникове; в вотчине Кутайсовой, в приходе села Печелок, особенно в деревнях Вахрушеве и Игнашине; наконец, в деревнях казенной Григорьевской волости и в вотчине графа де-сант-Антуан-Обрезкова, преимущественно в деревнях Дудкине, Скоморохове, Бычкове, Островках, Аграфенине, в селе Гавшинках, в дер. Юркине и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Июнь. С августа. Гоголь перешел в 5-й класс. Гоголь учится в 5 классе. Обнаруживает большой интерес к чтению. Пользуется книгами из библиотеки Трощинского. Лавровский, стр. 140–141. 1824. Январь. Гоголь принимает деятельное участие в школьных спектаклях. С большим успехом играет роль Простаковой. Вместе со школьными товарищами К. М. Базили и В. И. Любичем-Романовичем изготовляет декорации для „театральных представлений“. 5 июля. Гоголь перешел в 6-й класс. Более оживленная переписка с родителями. Просьба прислать „Евгения Онегина“. Декабрь. Гоголь ездил на зимние каникулы домой. Шенрок. Материалы, I, стр. 104–105, 241; письма и 22; Лавровский, стр. 141. 1825. Март (вторая половина) (?) Умер Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский. Гоголь перешел в 7-й класс. Летние месяцы — до половины августа, а затем и зимние (рождественские) каникулы, проводит на родине. В Гимназии заведует, по доверию товарищей, выписываемыми в складчину журналами и книгами. Участвует, как и в ближайшие годы, в лицейских журналах: „Метеор литературы“ и др. К этим годам предположительно относятся первые литературные опыты Гоголя: стихотворение „Непогода“; акростих; из несохранившихся — „Разбойники“, трагедия, написанная пятистопными ямбами; „Две рыбки“, стихотворная баллада; „Братья Твердиславичи“, повесть; „Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан“, сатира; „Россия под игом татар“, поэма. С этого года устанавливается постоянная переписка с матерью. Заболотский. Опыт обзора, стр. 49–50. 1826. Июнь (конец). Гоголь перешел в 8-й класс. В предместье Нежина Магерках знакомится с „простонародьем“, посещает крестьян, присутствует на их свадьбах. Лавровский, стр. 141; Н. Ю. Артынов („Русский Архив“ 1877 г., кн. 3, стр. 191). Гоголь заводит „Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию…“ Т. IX наст. изд. 23 ноября. Гоголь пишет матери о „новом перевороте“ в его сочинениях. Письмо Декабрь (конец). Гоголь уезжает домой на зимние каникулы. Письмо к Г. И. Высоцкому, 28 декабря. „Позволение высшего начальства“ на театральные представления в Гимназии высших наук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Например, «промиакон псалом 103, сиречь претчеобразный (притчеобразный) всея твари, келепсаите рекше вставите, рекше по речи искуству – повелите, кафигумену, сиречь истому вождю». Там, где в греческом уставе упоминается о царях, в славянском тексте нередко читается о князьях или о благоверном князе нашем. Но если в XIV–XV b. мы пользовались преимущественно сербскими переводами устава и других служебных книг, как видно из языка и состава памятей, в это же время возникает и другая редакция славянского типика, которая выдвигает на более видный план национальные условия обряда и даёт возбудительный толчок к дальнейшей его обработке в этом направлении. Разумеем устав Афанасия Высоцкого или «церковное Око». Здесь мы находим ряд статей из Никона Черногорца, неизвестных по греческим типикам, ссылки на некоторые славянские обычаи, а в месяцеслове – значительное число славяно-русских памятей. Раз начавшееся движение продолжается затем с новой силой, и в XVI–XVII bb. достигает таких широких размеров, что сообщает уставам этого времени выдающееся национальное направление и яркую местно-русскую окраску. XVI b. имел большое влияние на судьбу нашего месяцеслова и обогатил его значительным вкладом новых памятей. Стоит сравнить между собой уставы и минеи XV и XVI bb., чтобы убедиться в крупном численном перевесе славяно-русских памятей в служебных книгах XVI b. Явление это стоит в близкой связи с подъёмом национального сознания на Руси и с переменой отношений тогдашней русской церкви к греческой. В половине XV b. самостоятельное политическое значение Византии окончилось, а вместе с ним упало и значение самой греческой, церкви. Наоборот, для России XV и XVI b. были эпохой возвышения государственной и церковной власти, ознаменовались подъёмом народного духа, сознанием национальной независимости и преобладающего значения Руси в ряду других православных обществ. Возвысить значение отечественной святыни и поднять культ отечественных святых было совершенно в духе и потребностях того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

М. Высоцкий, окончивший курс в московской медико-хирургической Академии в 1803 г. и служивший в последнее время в Коломне. Он занимал место врача при лавре, Академии и вифании до 1854 года. В 1831 г. во время холеры митрополит писал о Высоцком наместнику лавры а. Антонию: «Не знаю я ваших врачебных дел, только признаюсь, мне казалось в лечении покойного наместника (арх. Афанасия), что Иван Михайлович был мнителен и нерешителен; если что такое он имеет в своем характере, что бывает в натуральном характере и знающих свое дело людей, то мог советом другого подкреплять свою решимость» 260 . Преемником И. М. Высоцкого был штаб-лекарь А. А. Брызгалов, окончивший курс в московской медико-хирургической Академии и приобретший репутацию весьма опытного врача. К общему сожалению он оставил службу при лавре и Академии в 1858 г. и перешел в другое ведомство. После него не долгое время были врачами при Академии Н. С. Соколов (с января 1859 до мая 1860 г.) и А. И. Соколов , за которыми последовал доктор медицины Η. П. Страхов скончавшийся в 1875 году. В этой местности, где находятся больница и баня, во времена м. Платона был сад семинарский с плодовым деревьями, устроенный в 1797 г. Все это со временем изменилось, и насаждение теперешней аллеи заднего академического сада относится уже к сороковым годам настоящего столетия. Другой сад на передней стороне пред чертогами первоначально насажден был еще при Петре I в одно время с постройкой чертогов, по распоряжению троицкого архимандрита Тихона Писарева, от чего сад назывался в прошедшем столетии Писаревским. Посреди этого сада при Тихоне же был выкопан пруд, который также носил название Писаревского. В этом саду во время существования троицкой Семинарии был и семинарский огород с грядами и росли плодовые деревья. О пруде, находившемся в саду, митрополит Филарет воспоминает следующее: «Когда я был еще в Семинарии лаврской, я заметил, что пруд (Писаревский) всегда держал воду, а она задыхалась только зимою подо льдом, а летом не портилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОЦКИЙ ЧИН Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря . Написан по заказу прп. Афанасия Высоцкого Старшего в К-поле в 80-90-х гг. XIV в. для белокаменного храма, строившегося в мон-ре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андреевича Храброго, прислан еще при жизни прп. Афанасия Высоцкого Младшего († 12 сент. 1395) вместе с др. иконами и благословенной грамотой. Ныне 6 икон В. ч. находятся в ГТГ, икона «св. Иоанн Предтеча» в ГРМ (с 1934). В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов), затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр» (1931), «Христос Вседержитель» (1936), «Арх. Гавриил» (1937), Сусловым «Арх. Михаил» (1937)). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча». Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие), как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в. В. ч. принадлежит к «недельным» (7-фигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ). Одна из иконографических особенностей В. ч.- именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. 4), сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ). И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».

http://pravenc.ru/text/161093.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Афанасий Высоцкий Старший Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского , посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» . Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря ,- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

http://drevo-info.ru/articles/18483.html

25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, после завершения реставрации и росписи, состоялось великое освящение старинного Зачатьевского собора. Впервые, после многолетнего запустения, реставрациооные работы были начаты в 1970-х годах. Однако полноценное восстановление собора началось только в 1995 году, а роспись стен и монтаж великолепного пятиярусного иконостаса - в 2000 году. С 2001 года начались восстановительные работы в храме во имя Всех святых. В послереволюционное время могилы в его усыпальнице были вскрыты, разграблены и осквернены, некогда красивейший храм превратился в развалины. Осенью 2004 года в Высоцкую обитель благотворителем Виктором Леонидовичем Нусенкисом были пожертвованы 9 колоколов общим весом 25 тонн, самый большой из которых весил 7,5 тонны. Сейчас реконструкция звонницы полностью закончена. Активное участие в восстановлении Высоцкого монастыря принимали руководители компании " НИКА-Холдинг " . При их содействии были проведены реставрационные работы в Покровском храме, колокольне, паломническом корпусе, восстановлена утраченная часть монастырской стены. В связи с празднованием 625-летия Куликовской битвы 28 июля 2005 года, в день памяти Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, одного из героев Куликовской битвы, во многом решившего исход этого великого сражения, Высоцкий монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В подклете собора, где по преданию, захоронены воины-серпуховичи, погибшие на Куликовом поле, Святейший Патриарх Алексий II возжёг неугасимую лампаду - символ молитвенной памяти потомков о героическом подвиге русского воинства. В 30-е годы ХХ столетия была разрушена большая часть монастырских стен. С 2004 года начались сложные работы по восстановлению фундамента стены. За 2005 год были заново выстроены 2 башни и стена с северо-западной стороны. В день празднования 15-летнего возрождения Высоцкого монастыря, 25 сентября 2006 года митрополитом Ювеналием была освящена часовня над местом погребения преподобного Афанасия Высоцкого. К началу осени 2008 года были завершены работы по капитальному ремонту паломнического корпуса монастыря, длившеиеся более семи лет. Были заменены перекрытия и кровля здания, усилен фундамент, проведена внутренняя и внешняя отделка. Также были оштукатурены изнутри стены величественной колокольни Высоцкого монастыря, после чего была выполнена роспись надвратного храма в честь Трёх святителей. Установлен фаянсовый иконостас, написаны для него иконы. Восстановлено и подворье Высоцкого монастыря на 2-ой Московской улице - Иверская часовня, в которой ещё совсем недавно была произведена роспись внутреннего помещения.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Основным источником биографии Афанасия Высоцкого, первого игумена Высоцкого Серпуховского монастыря, помимо нескольких летописных сообщений, является написанное в 1697 г. в московском Чудовом монастыре «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого». В русской агиографической литературе оно единственное в своем роде, поскольку содержит рассказ о двух преподобных Афанасиях – основателе Высоцкого монастыря и его преемнике. По предположению архимандрита Леонида (Кавелина) , этот памятник был составлен знаменитым Карионом Истоминым, но данное утверждение требует дополнительной аргументации. В мае 1698 г. «Слово» было переписано в Высоцком монастыре. Согласно этому источнику, Афанасий являлся выходцем из Обонежской пятины Новгородской земли и в миру носил имя Андрей. Его отцом являлся священник Авксентий, а мать звали Марией. Услышав о Сергии Радонежском, Афанасий пришел в Троицу и после обязательного послушания был самолично пострижен Сергием 650 . Поскольку в летописной статье 6882 (1374) г. рассказ о Высоцком монастыре помещен между 9 марта (поставление митрополитом Алексеем тверского епископа Евфимия и отъезд первого с патриаршим послом Киприаном в Переяславль) и 17 сентября (смерть московского тысяцкого Василия Васильевича Вельяминова), становится понятным, что Сергий посетил Серпухов в этот временной интервал. Если же учесть, что после получения патриаршего послания Сергию пришлось осуществить переход своей обители на «общее житие», визит преподобного в Серпухов следует датировать ближе к концу лета 1374 г. В литературе нет разногласий по поводу этой датировки и все исследователи жизни Сергия Радонежского дружно относят основание Высоцкого монастыря к 1374 г. (Н. С. Борисов и Б. М. Клосс датируют это событие летом 1374 г., В. А. Кучкин говорит в целом о 1374 г.) 651 Однако при этом они прошли мимо одной довольно примечательной детали – Афанасий стал игуменом Высоцкого монастыря «по благословению» Сергия. Между тем, назначение настоятелей монастырей являлось прерогативой епископов, или в данном случае митрополита, поскольку владения серпуховского князя входили в митрополичий диоцез. Вспомним, что после смерти игумена Митрофана Сергию, чтобы самому стать игуменом, пришлось в 1354 г. идти в Переяславль к замещавшему тогда митрополита волынскому игумену Афанасию. Поскольку подобные Доставления обычно сопровождались денежными или иными подношениями (намек на это видим в словах Пахомия, что Сергий «възвратися с великою честию» 652 ), церковные иерархи строго следили за установленным порядком. Но митрополит Алексей не заметил или просто сделал вид, что не заметил, нарушения своих прав. Что заставило его поступить подобным образом?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известны 2 рукописи письма А. В.: Паремийник (РГБ. Румянц. 303, 2-я пол. XIV в.), в к-ром рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (нек-рые исследователи не считают эти тексты автографом А. В.), и Пандекты Никона Черногорца (ГИМ. Син. 193, 1381 г.), на л. 211-229об. этой рукописи А. В. поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков. Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент В 1382 г. А. В. оставил Высоцкий мон-рь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего , и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в К-поль, где купил себе келью в Студийском мон-ре . После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но А. В. ответил: «Келия се ми луче онех честных» ( Вздорнов. С. 191). В 1392 г. некий инок Сергий (по-видимому, также из Высоцкой обители) по благословению А. В. переписал в Студийском мон-ре сборник аскетических творений и житий святых и в том же году послал его в Высоцкий мон-рь. Оригинал сборника не сохранился, но известны 2 списка, передающие послесловие оригинала: РГБ. Рогож. 562, 1518 г.; РГБ. Рум. 360, XVI в. Посылка сборника, видимо, была приурочена к отправке в мон-рь Высоцкого чина ( Вздорнов. С. 177. Прим. 22). В «Слове» говорится, что А. В., находясь в К-поле, послал в Высоцкий мон-рь некоего иером. Виктора, к-рый вручил серпуховскому игум. прп. Афанасию Высоцкому Младшему 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. По словам автора «Слова», в его время 7 икон были целы и находились в соборном храме мон-ря над царскими вратами (РГБ. Унд. 288. Л. 127об.-128). После 1920 г. 6 икон Высоцкого чина хранятся в ГТГ, одна - в ГРМ.

http://pravenc.ru/text/76986.html

Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева. Высоцкий Серпуховский монастырь был основан в XIV веке: преп. Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришел в Серпухов по приглашению князя Владимира Андреевича Храброго и выбрал место для будущего монастыря. Выбранное место «Высокое» было расчищено и преп. Сергий, по преданию, совершил на нем молитву. Для строительства обители преп.Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика преп.Афанасия Высоцкого. Значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV века уникально. При поддержке и руководстве преп. Сергия Радонежского, митрополита Киприана, трудами преп.Афанасия Высоцкого и его учеников в обители действовал центр русско-византийских связей, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Насколько оценили на Руси труд преп.Афанасия Высоцкого и его учеников, который они совершили в Константинополе, свидетельствуют списки, сделанные с их рукописей в дальнейшем. Труд преп.Афанасия Высоцкого, этого типичного исихастского деятеля Православного Возрождения содержит обстоятельно подобранные выдержки из творений известнейших церковных писателей и из Патериков. Список авторитетных имен впечатляет: Василий Великий, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Марк Скитский, преп. Нил, преп. Стефан, Григорий Нисский, Макарий Египетский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Выписки касаются правил монашеского поведения, в частности, в общежительных монастырях. Есть предположение, что в 1401 году в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты преп.Афанасий Высоцкий списал устав Лавры Саввы Освященного под названием «Око церковное», который впоследствии был переписан в Троице-Сергиевом, Высоцком, Спасо-Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Саввино-Сторожевском монастырях . Замечательной особенностью афанасьевской подборки правил монашеского общежития является включение в нее выдержек из произведений ранневизантийских писателей мистического направления, интерес к которым возрос в обстановке исихастских споров XIV в.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010