> Дело дня: Помогите ребёнку <

Афанасия Высоцкого

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Произведения русских иконописцев последней ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... могло бы стать важным объектом дальнейших исследований. Совсем особая тема – характер работы средневекового мастера при его переезде из родной художественной среды в другую. Сосредоточимся на искусстве конца XIV–XV вв. Оставляя в стороне иконографию (она могла зависеть от заказчика) , заметим, что у нас есть примеры неизменности стиля приехавшего мастера, например, в иконе «Вознесение» из Путны, а есть примеры изменения стиля – апостольский чин из Путны. В этой связи стоит вспомнить поясной деисусный чин из храма Высоцкого монастыря в Серпухове, конца XIV в. Согласно Житию преподобного Афанасия Высоцкого, иконы были присланы им из Константинополя, где бывший игумен жил с 1387 по 1395 гг. Однако эти семь крупноформатных икон (каждая высотой около полутора метров) отличаются от константинопольских произведений обобщённостью силуэтов и меньшей рельефностью форм. Текст Жития дошёл до нас в очень поздней версии, от 1697–1698 гг., в нём возможны фактические ошибки. Более вероятно, что Высоцкий чин исполнен в Москве константинопольским мастером, присланным по инициативе преподобного Афанасия и отразившим в своём стиле особенности не только византийского, но и русского ... далее ...
Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 25 м по ширине. Над архитравом ставили иконы с изображением праздников, обычно небольшие по своим размерам (праздничные иконы из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде – 0, 46 X 0, 38 м) . Наконец, темплон завершал полуфигурный «Деисус», написанный либо на одной сильно вытянутой доске (такие иконы сохранились в церкви Вознесения в Мборье, в монастыре Зрза около Прилепа, в церкви св. Георгия в Корча, в Национальном музее в Охриде) , либо на отдельных досках (состоявший из одиннадцати икон деисусный чин в Хиландаре, 0, 99 X 0, 62–0, 74 м; написанный в Константинополе по специальному заказу Афанасия Высоцкого семичастный чин Высоцкого монастыря в Серпухове, 1, 45–1, 49 X 0, 93–1, 06 м) . Праздничные и деисусные иконы, размещенные на архитраве темплона, могли его удлинять по высоте на полтора, максимум – два метра. Но этого все же было недостаточно, чтобы полностью прикрыть алтарную арку. Поэтому, когда идет речь о высоких иконостасах, следует всегда помнить, что по-настоящему высоких иконостасов, т. е. таких, которые заполняли бы всю триумфальную арку, Византия не знала. Не знали их долгое время и южные славяне. До нас, к сожалению, не дошли ранние деревянные темплоны. То, что ... далее ...
Троице-Сергиева Лавра в период гонений на веру и ...Искать в ИсточникеИсточник
... 16 мая 2004 г. Троицкую обитель посетила делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Лавром. Памятник прп. Сергию Радонежскому у стен Лавры Высокие гости молились за воскресной литургией в Успенском соборе и участвовали в братской трапезе, после которой митрополит Лавр и наместник монастыря обменялись приветственными речами [113, 2004]. 3-8 октября 2004 г. в Троице-Сергиевой Лавре проходил Архиерейский Собор. Своими определениями Собор утвердил образование Биробиджанской и Липецкой епархий, прославил в лике общецерковных святых преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего) Серпуховского, местночтимого святого Собора Радонежских святых. Определением Собора Священному Синоду было поручено «... совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство» зарубежной части Русской Православной Церкви с Московским Патриархатом [78, с. 305, 314-315] [7]. 31 марта 2002 г. в соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II совершил хиротонию наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста во епископа Сергиево-Посадского. Таким образом, впервые в истории Лавры наместником ее стал ... далее ...
Троице-Сергиева Лавра и взаимодействие культурИскать в ИсточникеИсточник
... ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Опыт исихии (безмолвия) в постепенном историческом раскрытии через учеников Преподобного Сергия Радонежского ныне зрится и ощущается в глубоком сплаве духовного взаимодействия. Достаточно вглядеться и узнать «Высоцкий чин» — иконный ряд, присланный Преподобным Афанасием Высоцким из Константинополя в родной ему монастырь «на Высоком» (под Серпуховом) , чтобы убедиться в реальности живого общения «Школы Преподобного Сергия» с мировыми культурно-историческими центрами. Кроме того, «в восприятии опыта мастеров, прибывших из Византии в монастырь Преподобного Афанасия Высоцкого — каллиграфов, певцов, иконописцев, зодчих, несомненно, выразилось глубокое понимание Преподобным Сергием византийской истории и его давнее желание наследовать ее культурно-историческое богатство» ( 2, с. 28 ) . «Доброписания многа» от трудов Преподобного Афанасия Высоцкого влились в библиотеку Троице-Сергиева монастыря и в совокупности со списками с них составили значительный вклад в сокровищницу общерусской книжности. В одном из Сборников 1392 года, составленном Преподобным Афанасием, сохранилось такое о нем свидетельство: «Сию книгу писах я по благословению и по ... далее ...
“Похвальное слово русским преподобным” — творение ...Искать в Источникеpravmir.ru
... святых. Продвигаясь далее по основной духовной оси Древней Руси — из Киева в Великий Новгород, Сергий (Шелонин) достаточно кратко описывает подвиги основателей новгородских монастырей — преподобных Варлаама Хутынского, Антония Римлянина и Саввы Вишерского, а также Михаила Клопского и Евфросина Псковского. Значительно большее место автор Слова уделяет фигуре преподобного Сергия, которого он называет “населителем пустыни” и “отцом многих иноков”. Среди учеников преподобного Сергия писатель прославляет преподобных Никона Радонежского, Федора Симоновского, Савву Сторожевского, Андроника Московского, Стефана Махрищского и Афанасия Высоцкого. А в ряду “собе­седников” Сергия он особенно выделяет Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского 32. Продвигаясь дальше на север, в пустынные места Вологодского края, Сергий (Шелонин) вспоминает имена прославленных подвижников Спасо-Каменного острова и Комельского леса: преподобных Корнилия Комельского, Геннадия Костромского, Сергия Нуромского, Григория Пельшемского, Григория и Кассиана Авнежских, Евфимия и Харитона Сянжемских, Дионисия и Амфилохия Глушицких (в одном ряду с которыми он называет также ... далее ...
Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец - ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он «зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет». В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, «питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам ... далее ...
Православный Высоцкий мужской монастырь город ...Искать в ИсточникеИсточник
... в нижнем этаже. К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества. В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность. 25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы. 24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П. Современное состояние В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме. В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей ... далее ...
Пролог, СегодняИскать в Источникеzakonbozhiy.ru
... пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он " зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет " . В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна... 21 сентября 2014 21 сентября - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии О Рождестве и детстве Пресвятой Богородицы мы знаем не из книг Нового Завета, а на основании Священного Предания. Подробно об этих событиях рассказывает апокрифический текст II-III вв., так называемое Протоевангелие Иакова. Это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозаветным текстам, издревле пользовалось ... далее ...
30 ноября - день памяти преподобного Никона ...Искать в Источникеzakonbozhiy.ru
... обносимо. Но если сам богоносный авва Сергий некогда испытал горечь «монастырского бунта», неужели мог избежать подобного его ученик? Людям свойственно «находить пятна и на солнце». Так радонежская братия начала усматривать недостатки в игуменстве преподобного Никона. Да, он был ученик и келейник великого аввы, но большинство их тоже являлись учениками Преподобного Сергия, некоторые даже очень близкими. Да, новый игумен был свят, он был чудотворец, но и святость, и благодатные дарования были не в диковинку в великой Свято-Троицкой Лавре. Еще со времен своего ученичества у преподобного Афанасия Высоцкого, чередовавшего дела настоятельские с затворничеством, святой Никон имел обыкновение временами удаляться в свою келлию для уединенной молитвы. Для него это было насущной потребностью: в общении с Всевышним черпал он силы для будничных трудов; среди молитв дух возлюбленного аввы Сергия незримо осенял его душу. Но этот его обычай стал раздражать братию: инокам казалось, что игумен «отъединяется» и даже «зазнается». Началось ворчание: Настоятеля никогда нет на месте; все-то он молится, а монастырские дела страдают. Преподобный Никон был моложе многих, он не имел того ... далее ...
Молчание в красках - "Вода живая". Журнал о ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... монастыря, что о них ему поведал «старец Спиридон», постриженик Чудова монастыря, который в 1467–1474 годы был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Вероятнее всего, ценнейшую информацию об андрониковском старце Андрее Рублеве старец Спиридон мог узнать непосредственно от очевидцев, современников Рублева в Андрониковом монастыре. — Духовная жизнь Андрея Рублева была теснейшим образом связана с кругом московских исихастов? — Да, тех, что собрались под началом преподобного Сергия Радонежского, — преподобных Андроника Московского, Никона Радонежского, Саввы Сторожевского, Афанасия Высоцкого. По свидетельству Иосифа Волоцкого, «пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей и инии мнози таковы же», чтобы «Божественныя благодати сподобитися, и толико в Божественную любовь предуспевати», всегда возносили «ум и мысль… к невещественному и Божественному свету». При этом «чувственное око» они обращали к созерцанию икон, чем достигали исихастского состояния озарения: «Божественныя радости и светлости исполняхуся». Как подчеркивал преподобный, подобной практикой художники-исихасты занимались не только во время работы, «но и в прочая дни, егда живописательству не ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасия Высоцкого
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера