3) Потеря невинности, извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру (прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23, 27). Это видно: а) из того, что как только прародители согрешили, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги ( Быт. 3:7 ), чего прежде не замечали; б) из того, что к Богу, своему Отцу, Благодетелю, вместо прежней сыновней любви, вдруг почувствовали рабский страх: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? И сказал ему: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся (9,10); в) наконец, из того, что давая отчет перед Богом в своем грехе, вздумали вместо раскаяния, приносить лукавое оправдание. Адам слагал вину на жену и даже на Бога, давшего ее: Адам сказал: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел (12); а жена слагала вину на змия: жена сказала: змей обольстил меня и я ела (13). Святые Отцы и учители Церкви выражались, что Адам посредством падения утратил одежду святости, сделался злым, уклонился в прочие помыслы, и что диавол утвердил в естестве его закон греха. Такие выражения встречаем например: а) у Иринея: “и сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа”; 1451 б) у Василия Великого : “вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству”; 1452 в) у Афанасия Великого : “преступив заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помышления, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех”. 1453 4) Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились чрез грех Адама, то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий: “человек сотворен по образу и подобию Божию; но грех исказил ( χρεωσεν) красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания”; 1454

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Если Апостол Петр говорит ( 2Пет.2:10–11 ) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 ), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах.3:1–4 ). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского , Оригена , св. Афанасия Великого , имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (A­ νβασις или A­ νληψς Μωυσως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Во второй половине ст. 12 ( Иуд.1:12 ) и в ст. 13 ( Иуд.1:13 ) Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А уж в простоте для всех – утром сей семя твоей молитвы утренней и вечером не давай отдыха руке твоей – крестись и молись на ночь глядя. Есть и результат труда утреннего и труда вечернего, труда во всякое время: Еккл. 11:7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. К концу клонилась эпоха великой Огласительной школы г. Александрии. Школа дала величайшие имена Пантена, Климента Александрийского , Оригена , Дионисия Великого, Петра Александрийского , Великого Афанасия. От этой школы напитались отцы и учителя Востока и Запада. Великие учителя пойдут в Александрии дальше по линии святительской, а школьную плеяду завершит Дидим Слепец , учивший долгое время в Александрии с 345 по 395 гг. Не видевший света земного, он созерцал умный свет и был одним из лучших толкователей Св. Писания в золотом веке патристики. В 1941 г. около Туры были найдены папирусы, в основном хранящиеся теперь в Каирском музее. В этих папирусах содержится толковании Дидима Слепца на 11-ю и 12-ю главы книги Екклесиаста ( Еккл. 11:7–12:6 ). Издан и обработан был этот текст в 1965 г. в г. Кёльне Лео Лизенборгсом. Мы воспользовались его изданием греческого текста и переводом на немецкий язык. В нашей книге текст толкования Дидима Слепца приводится в авторском переводе с немецкого языка на русский при использовании греческого оригинала. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Дидим Слепец говорит в связи с этим об откровении Незримого: «И то, что невидимо, открывает себя само. И поскольку Моисей это действительно осозхнавал и точно знал, он сказал: «Откройся 78 мне», – никто иной ведь не может Тебя мне открыть; как если бы кто солнцу сказал: «Откройся мне»; ведь ничто другое не может Тебя открыть» 11, 7]. Никто не может открыть и явить бога, только Он Сам может это сделать. Далее учитель рассуждает о том, что, так как у Отца и Сына существо одно, то Сын может явить Отца, а Отец – Сына. Так истинный свет Солнца правды являет себя сам человеку, и никто иной не может его ни явить, ни открыть. Так и блж. Иероним, младший современник Дидима, говорит: «Если… ты будешь благотворить постоянно и во всяком возрасте будешь иметь одинаковый подвиг, то узришь Бога Отца – сладчайший свет, узришь Христа – Солнце правды» 1, 7]. Путь непрестанной добродетели во время и не во время и во всякое время приводит к созерцанию нетварного света славы Отца Небесного и Христа Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: " ... в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей " ... " Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней " (Быт. 7, 11-12; 24). А в следующей главе говорится: " ... и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней ... " " в первый день десятого месяца показались верхи гор " (Быт. 8, 3; 5). С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают. Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: " Бог сотворил мир в шесть дней ... " , т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе. Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге " Шестоднев " , у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др. Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо " у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день " (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы " седьмым днем " называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Во Израили велие имя Его. И что не в одном только Израиле велико было имя Божие, но и у других, об этом так же говорит тот же Бог посредством пророка Малахии: так как от восток солнца до запад имя Твое славно у народов; потому что велико имя Мое у народов, говорит Господь Вседержитель (Мал.1, 11); также: а вы оскверняете оное (там же ст. 2) И так из сего открывается, что Израилем здесь называет израильское Писание, то есть, древний завет, данный израильскому народу. Ибо в Писании говорится о великом и славном имени Христовом. А великий философ Максим Иудеею называет деятельное любомудрие, а Израилем—созерцательное: потому что Иудея, по переводу, значит исповедание грехов, которое есть начало деятельности, а Израиль—ум видящий Бога. Человек упражняющийся в деятельности знает Бога, что Он есть Судия дел каждого и потому очищает себя от страстей. А созерцатель, зрящий умом величия Божия, достойно величает Его. Можно, согласно с Евсевием, под Иудеею разуметь новосоставившуюся из язычников Церковь, которая, по исповедании прежних (ветхих) своих грехов (ибо иудея переводится: исповедание), познала истинного Бога. Та же самая Церковь есть и новый Израиль, как говорит и Павел: ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно на плоти: но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце по духу, а не по букве (Рим.2, 28). Почему и Ориген , имея в виду сии слова, говорит: Под истинным же Израилем представляет народы. Итак, поелику сей псалом и сия песнь указывает на такого Израиля, у которого имя Божие прославляется; а оно прославляется у язычников, то сии народы собственно и называются Израилем. Слова Афанасия : иудеею здесь и Израилем называет душу познавшую Бота. Ибо она-то есть истинная Иудея и истинный Израиль. 3. И бысть в мире место Его, и жилищ Его в Сионе. Если бы, скажем словами Оригена и Евсевия, Иерусалим не подвергался многократным завоеваниям и порабощению, то имел бы кто-нибудь основание думать и говорить, что сии слова сказываются о чувственном Иерусалиме. Но поелику он подвергался войне неоднократно и не был потому мирным местом, то посему должно думать, что миром здесь называет того человека, который в мире с людьми, потому что любит их; и (в мире) с страстями, потому что подчиняет их себе. И в сем-то человеке находится место, способное к принятию Бога. Далее Сион в переводе значит высокая стража. Посему и тот, кто издали сторожит и видит нашествие демонов, может быть назван Сионом, по словам Оригена

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, за кого молится Церковь во время Литургии: за всех вообще людей или за всех Православных Христиан (имея в виду полноту Церкви). Я также встречался с мнением, что на Литургии Оглашенных, якобы, можно молиться за всех вообще людей и что только на Литургии Верных под всеми подразумеваются лишь Верные Православные Христиане. Не знаю, выдерживает ли критику такой взгляд с канонической точки зрения. Поставлю вопрос еще шире. Когда (и можно ли) в Церковной молитве поминаются неправославные. С одной стороны, за инославных нельзя молиться в храме. Но с другой стороны, Церковь же молится за весь мир. Когда имеет место такая молитва? Если можно, приведите мнения авторитетных толкователей Божественной Литургии. Говорит ли кто-нибудь из свв. Отцов именно по этому вопросу. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Церковь как чадолюбивая мать имеет сугубое попечение о своих детях. Она их родила, она заботится о их благе (земном и небесном). Это совершенно естественно. Можно применить и другое сравнение, которое часто встречается в христианской литературе. Церковь – корабль спасения в бурном и опасном житейском море, доступный всем. Кто доверился ему, кто взошел на него, должны непременно достичь желанной пристани. Кормчий, команда и все  совершающие это необычное плавание, отдают этому все свои силы. Трудно спасать того, кого нет на спасительной палубе, нелегко помочь тому, кто не просит о помощи. Но все же Церковь молится и о тех, кого нет в ее ограде. Она молится о мире и живущих в нем. К этому призывает святой апостол Павел: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:1-4). Это моление содержится в 3-м прошении Великой (мирной) ектении: «о мире всего мipa». Продолжением и расширением этой молитвы является 8-е прошение: «о благорастворении воздухов, о избили плодов земных и временех мiphыx». Затем на литии во время великой вечерни молитвенное ходатайство за мир усугубляется: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мip Твой милостями и щедротами». Только после этого идет прошение за верных: «возвыси рог христиан православных».

http://pravoslavie.ru/6327.html

Вспомним о католических судах, предавших костру Яна Гуса и других и казнивших множество христиан из числа реформаторов. Вспомним религиозные войны, французскую «кровавую баню в Васси» (март 1562 года), страшную Варфоломеевскую ночь 1572 года и многое другое. Можно вспомнить также нашего Афанасия Брестского, казненного по приговору польского духовного (католического) суда в 1648 году. В своей нетерпимости и жестокости католикам никогда не уступали и протестанты, разрушавшие католические монастыри и убивавшие католических священников (например, гибель на корабле сорока иезуитов под ножами кальвинистов около 1560 года). И эта братская христианская кровь кощунственно проливалась «во имя служения Христу», часто по благословению и распоряжению пап, по постановлениям духовных трибуналов и судов. Замечательно, однако, что не кровь только, пролитая в религиозных распрях, ставится в вину блуднице. Откровение говорит, что в Вавилоне (в мнимой церкви Христовой) была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» ( Откр.18:24 ). Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и их благословляли и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории. Вот почему, согласно тексту Откровения, святой апостол Иоанн «дивился удивлением великим» ( Откр.17:6 ). Власть зверя была так велика, что уверенность в правильности мерзких действий, творимых «во имя Христа», господствовала в целых поколениях. Зверь умело скрывал свою «тайну» ( Откр.17:5 ), и сатана «правил свой бал» руками мнимых учеников Христовых и представителей официальных Церквей. В главе 18 Откровения продолжаются гневные обличения великой блудницы. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным видом блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр.18:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Доказательство десятое Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой ( Деян. 7, 59 ). Доказательство одиннадцатое Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ ( Откр. 6, 11 ). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами. Доказательство двенадцатое Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его ( Откр. 7. 13–15 ). Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением. Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого , говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого , 17 января. Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения. Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И да будет Божья благодать тем чистым сердцам, которые верою и любовию подражают святым женам-мироносицам! Да осияет и их Воскресший Своим словом: «Радуйтеся!», и вместе с ними да войдет радость жизни и бодрости и в государственную, и в общественную, и в нашу школьную жизнь, ибо всегда и везде исполняется нравственный вековечный закон, указанный в Священном Писании : «семя свято – стояние мира», и только праведниками стоят, и крепнут, и живут общества человеческие. Заключаем наше слово великими словами святого апостола Петра, которыми он оканчивает свое прощальное послание к христианам: итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (см.: 2Пет.3:17–18 ). Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь. Подражание святым Слово в день памяти великомученика Пантелеимона 87 в станице Крымской, 27 июля 1894 г. «Как звезды с неба освещают землю и светом своим указывают дорогу путникам, так святые своею жизнью освещают нашу жизнь и показывают нам дорогу к небу. Взирая на звезды эти, позаимствуемся от света их». Так рассуждает один из святых отцов Церкви о том значении, какое имеют для нас святые. Празднуя сегодня память святого великомученика и целителя Пантелеимона, постараемся и мы из его жизни извлечь для себя полезные уроки и наставления. Святой Пантелеимон жил за 1500 лет до нашего времени. В то время и цари, и большая часть народа были по вере язычники, христиан было очень немного. Страшное то было время для христиан. Язычество как бы чуяло свою близкую гибель и все усилия употребляло, чтобы сохранить свою жизнь и задушить веру Христову. Христиан жгли, топили, распинали, казнили, зашивали в звериные шкуры и отдавали на съедение собакам, бросали на растерзание зверям, обматывали паклей, пропитанной смолой, и живыми зажигали. В такое-то время жил Пантелеимон. Отец его был язычник, мать – христианка. С детства благочестивая мать учила сына вере во Христа, с ним молилась, с ним посещала богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (блаж. Феофил.). Предмет попечения Апостола – общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания – увещание подвизаться ( επαγωνζεσθαι) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. Гал.1:7 ; 2Сол.2:15 ), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей ( Иуд.1:4 ). Иуд.1:4 .  Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостол тяжесть и гибельность заблуждений их показывает тем, что осуждение ( κρμα) их издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровения. Затем, начиная обрисовывать умственный и нравственный облик лжеучителей, Апостол называет их нечестивыми, ασεβες, безбожниками и, раскрывая это понятие, характеризует лжеучителей с обеих существенных сторон: с нравственно-практической: «обращают благодать Бога нашего в повод к распутству», и – со стороны теоретических верований: «отвергаются единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Таково общее определение характера лжеучения появившихся ересеначальников, близко напоминающее изображение лжеучителей во 2-ом послании Ап Петра ( 2Пет.2:1–2 и сл.). Из описания ереси Симона волхва и других ересеначальников у Евсевия (Ц. И. II, 13 сл.), равно и из прямого свидетельства св. Афанасия Великого и блаж. Феофилакта с очевидностью следует, что явившиеся лжеучители учили, что грех безразличен, и отвергали Христа (Синопсис). Христа они считали не более, как одним из эонов, а из учения христианского о благодати выводили допустимость разврата в целях ослабления плоти (ср. Рим.6:1 ). Иуд.1:5–8 .  Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010