Как Ваше здоровие, пользуетесь очками? На днях вышлю Вам 50 руб[лей], может, Вам нужно на что-либо. Хотела написать м. Маргарите, но боюсь их беспокоить и обременять. Но я их всегда помню с благодарностью, благословите и простите меня гр[ешную], остаюсь всегда помнящая Вас гр[ешная] Афанасия. Д. 5. Л. 1–2. Подлинник. Автограф. 3. 27 июня 1955 г. Умань 27/VI 55 г. Родной Отец Афанасий. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. 24/VI 55 г. получила Вашу дорогую для меня карточку и письмо. Нет слов выразить свою благодарность, что Вы меня посетили. Спаси Вас Господи и укрепи Ваши силы. Как я счастлива, что теперь я могу видеть Вас всегда не как фотографию, а как бы Вас самих, в моем скромном уголку. Да, как много видно пережитого по Вашим чертам. Мне сразу пришло на ум: «скорбны будете на земле» 191 . Спаси Вас Господи. Скорблю безмерно, что не могу ничем быть полезна и помочь Вам в чем-либо. Хорошо бы иметь Вам комнатку, чтобы м. М[аргарита] ухаживала за Вами, а то в семье тяжело стеснять их и себя. Я бы предложила свои услуги – оставить работу и перейти на пенсию и ухаживать за Вами, переехать к Вам. Вам все виднее. Бога ради, простите, что я так пишу. А грудь сжимается от сердца от пережитого. Посылки не посылаю, боюсь предоставлять Вам хлопоты. Но если Вы разрешите, так я вышлю свежую капусту и растительное масло и, когда будут, помидоры. Погода у нас все дожди и прохладно. Я пока работаю, отпуск пока еще не дали. Здоровие мое слава Богу, кроме рук. Живу Вашими св[ятыми] молитвами ничего. Числа 5 /VII вышлю Вам немного денег. Питомица моя Катя решила уезжать из Умани под Москву. Останусь одна на чужбине. Уедет в августе. Простите меня, гр[ешную]. Остаюсь всегда помнящая гр[ешная] раба. Бога ради простите и благословите. Афанасия. Д. 8. Л. 34–34 об. Подлинник. Автограф. 4. 8 апреля 1956 г. Умань 8/IV 56 г. Родной Влад[ыка] Афанасий. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. От всей души приношу Вам, Преосв[ященный] Влад[ыка] Афанасий, свою искреннюю благодарность за Ваше гостеприимство и хорошее ко мне, гр[ешной], отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему ( Пс. 141, 8 ). Глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся ( Пс. 118, 146 ). Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях ( Пс. 138, 21 ). Не предажь зверем душу, исповедающуюся Тебе ( Пс. 73, 19 ). Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси ( Пс. 53, 89 ). Вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему ( Пс. 39, 4 ). Пойте Господеви преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его. ( Пс. 29, 5; 95, 3 ). По полиелеи седален, глас 4: Якоже по всемирнем потопе радостотворная дуга,/тако ты посреде гонений верныя люди русския утешал еси, святителю Афанасие,/свидетельствуя, коль благ Бог Израилев правым сердцем,/яко от корене православныя веры силен возставити сокрушение душ Русския земли (дважды). Слава, и ныне, Богородичен: К Заступнице страны нашей, Приснодеве Богородице, притецем, и к первописанной иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: о Мати Божия, спаси землю Русскую, исцели сокрушение ея и верных людей утеши 205 . Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Всякое дыхание... Евангелие от Луки, зач. 64 (12, 8–12): По 50-м псалме стихира, глас 6: Прием силу, нашедшу Святому Духу на тя,/святителю Афанасие,/бысть свидетель Христов во время безбожных гонений в земле Русской,/образ покаяния и исповедания являя,/пении богодухновенными верных укрепляя,/ егоже моли, пастырю наш добрый,/помиловати души наша. Канон, глас 8, егоже краегранесие: Претерпевый до конца, той спасен будет Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараона погрузи,/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа. Приими пение от души, яко лепту вдовствующей, святителю Афанасие, от юности полагавый в сокровищницу Церкве Русския плод устен, исповедающихся имени Божию, и ныне в Церкви преподобных Господа воспевающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Епископ Афанасий Ковровский: Смирись, гордый человек Трижды посылал я написанное, — два раза написанное пропало в дороге, в третий раз черновичок дошел, и копия с него представлена по назначению. Я решил воздержаться пока от каких-либо новых шагов. Когда придет время, и мои предположения окажутся нужными, Господь Сам направит и устроит. 26 декабря, 2012 Трижды посылал я написанное, — два раза написанное пропало в дороге, в третий раз черновичок дошел, и копия с него представлена по назначению. Я решил воздержаться пока от каких-либо новых шагов. Когда придет время, и мои предположения окажутся нужными, Господь Сам направит и устроит. Из избранных писем святителя Афанасия Исповедника, епископа Ковровского Л. И. Синицкой 28 февраля 1946, г. Верхние Чебулы, Кемеровская обл. (Сибирские лагеря) 15/28-II-46 Милость Божия буди с Вами, родная моя Людмила Ивановна! Священноисповедник Афанасий (Сахаров) Я и батюшка сердечно приветствуем Вас с наступающей святой Четыредесятницей. Молитвенно желаем провести ее как должно и, постясь телесно, обильно насыщаться роскошных яств от богатой трапезы, которую предлагает нам Святая в Триодионе, — в особенности же вкусить источника бессмертного. Ваше письмецо получил накануне Весьма рад ему и глубоко благодарен Вам. Простите, что не ускорил [с] ответом. Как здоровье Вашего внучка? Мы ежедневно вспоминаем его. Господь утешает нас возможностью ежедневно вечером совершать вечерню, утром часы, утреню правим «по келиям», «на ложах умиляясь», или, вернее, — ленясь. В праздники правим и утреню. У нас есть иерейский молитвослов и избранные песнопения. Благодарим Бога и за это, но скучаем, не имея большего. Бытовые условия у нас удовлетворительны. Холодновато только, особенно когда ветреная погода, а дров последнее время почти нет. На наше счастье, зима сравнительно теплая, в феврале были оттепели. Не так часты стали ветры. Здоровье мое хорошо, работа не обременяет. Досадно только, что много времени занимает забота о желудке. Но, видно, это для смирения. Не возносись, гордый человек, нечем тебе гордиться, когда ради чрева ты готов оставить все другое.

http://pravmir.ru/episkop-afanasij-kovro...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Афанасий (Сахаров), священноисповедник (в миру Сергей Григорьевич Сахаров; 1887 — 1962 гг.) — богослов, литургист, автор церковных служб, неоднократно сидел в советских лагерях (в том числе на Беломорканале), ссылался. Участник Всероссийского Поместного Собора. Фудель в «Воспоминаниях» пишет о св. Афанасии (Сахарове): «перед смертью он сказал близким о том, где же выход. «Вас всех спасет молитва» — это были его одни из самых последних слов. А в работе «О поминовении усопших» он когда-то, в 50-х годах, писал: «Каждый должен молиться о всех». Так он остался верен своей сути, своему монашескому молитвенному духу, который, если он истинный, есть, конечно, дух первохристианский. «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть … Непрестанно молитесь», — слышим мы в первохристианстве. Я узнал о его смерти в Москве и поехал в Петушки. По дороге смущала мысль: неужели я больше не увижу его лица? Ведь, по традиции, лица духовенства и монашествующих после смерти закрываются материей. В дом было трудно войти. Народ стоял во дворе, на лестнице, в комнатах. Мне уже рассказали, что приехал от Патриарха для совершения похорон архиепископ Симон, близкий человек владыке, что похороны будут во Владимире с участием и владимирского архиерея. Наконец я вошел в комнату, где люди стояли вплотную и где в углу у гроба священник читал Евангелие. Я взглянул на гроб и был поражен: передо мной в полном голубом архиерейском облачении лежал с совершенно открытым лицом владыка. Где же традиция? Все отошло перед иной правдой. Лицо было невероятно скорбно. Перед нами лежала страдающая за нас и молящаяся за нас любовь.» Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/afa...

Зимой 1942 года епископа Афанасия неожиданно этапировали в Москву. Следствие длилось полгода. Допрашивали около тридцати раз, чаще всего ночами. Обычно допрос шел часа четыре, но однажды продолжался целых девять часов. Владыка оказался крепким орешком – трудным подследственным для чекистов. Часто за время многочасового пристрастного допроса заполнялся всего один лист протокола объемом лишь полстраницы. Трижды следователю пришлось ходатайствовать о продлении срока следствия и содержания под стражей, – он не мог выбить у владыки необходимые признания. Владыка Афанасий держался мужественно и стойко, он никого не выдал, не оговорил, не совершил и самооговора, которого в те времена часто добивались следователи, заставляя подследственных всеми методами, вплоть до пыток, признаваться в несовершенных преступлениях. Владыка не только не признал свою вину, но и проявил себя как исповедник. В протоколе допроса есть его бесстрашные слова: «Я как христианин стою на позиции защиты Православной Церкви и поэтому с безбожной властью примириться не мог». Владыка сказал еще на допросе, и эти его слова запротоколированы: «Я человек старого уклада и стою на службе веры». Этот мужественный священно-исповедник всю свою жизнь стоял на службе и на страже веры. Его невозможно было запугать, он боялся в своей жизни только греха. В 1943 году епископа Афанасия переместили в Сибирские лагеря, где его поставили на новую работу: скалывать замерзший навоз. Неоднократно владыку отправляли в штрафизолятор без объяснения причин, видимо, безбожным властям не нравилось, что святитель постоянно молился. В Сиблаге оказался и его старый друг – отец Иеракс, монах Троице-Сергиевой лавры. Об их встрече сохранились любопытные воспоминания. Когда отца Иеракса привезли в лагерь, он прошел санпропускник, и вооруженный стрелок повел его в барак. На душе было тревожно: какие будут соседи? Дверь открылась. Послышался стук костяшек «козла», мат и блатная речь. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул отца Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога. Кто-то сказал ему: «Вон туда проходи!» Пройдя в указанном направлении, он остановился при неожиданном зрелище: на нижних нарах сидел владыка Афанасий. Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, а просто сказал: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» – «Да разве здесь можно?» – «Можно, можно! Читай!» И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, вместе с тем с него сошла вся тревога, все тяжелое, что давило душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Не осуждите, а благословите Вашими молитвами святыми, Господа умолите за меня, многогрешного. С уважением протоиерей А. Барановский. 17 марта 1956 г. Д. 12. Л. 1–1 об. Подлинник. Автограф. 2. 2 апреля 1956 г. Его Преосвященству Преосвященнейшему Афанасию, Епископу... и Всемилостивому Архипастырю и Отцу от узника протоиерея Алексия Барановского Первым прошу Вашего архипастырского благословения аз есмь недостойный протоиерей и многогрешный Алексий; не осудите, а благословите и за беспокойство простите. Сегодня я встретился с доктором Борисом Борисовичем Зубаревым, и я от него узнал, что Владыка Мануил Чкаловский (Виктор Викторович Лемешевский) на свободе в Москве находится, и, если Вам, Ваше Пр[еосвященство], не затруднительно будет узнать Его адрес и мне сообщить. Я послал две открытки по уговоренности с ним, когда мы были вместе с ним, чтобы связаться, когда разлучимся, и ответа я никакого не имею, и я не могу никак с ним связаться, и он не знает, что я здесь, прошу Вас, если Вас это не затрудняет, сотворите милость сию ради меня, многогрешного, чтобы я мог с ним связаться. Он хорошо меня знает во всех отношениях, а поэтому прошу, простите мне за беспокойствие, соделанное Вам мною, многогрешным, прошу прощения и Архипастырского благословения и Ваших святых молитв. Борис Борисович Зубарев передает от себя привет Вам, Ваше Преосвященство, с хорошими пожеланиями. А я, многогрешный, пока продолжаю свое узничество по-старому. Еще раз буду просить Вас, если возможно, пришлите мне книгу Свящ[енного] Писания Нового Завета и иерейский молитвослов (канонник), только бандеролью, а не посылкой, прошу, не откажите моей просьбы, хотя Вас это и затрудняет, я хорошо знаю, но простите за беспокойствие. Молитесь обо мне, многогрешном и недостойном протоиерее узнике. С уважением и земным поклоном к Вам протоиерей А. Барановский. 2 апреля 1956 г. Д. 12. Л. 20–20 об. Подлинник. Автограф 3. 1 июня 1956 г. Его Преосвященству Преосвященнейшему Афанасию Епископу... Настоятеля св[ятого] Нерукотворенного

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Наша самая большая радость и утешение в дни грустного размышления о себе – это наш сын, Николай. Окончил здесь университет и работает млад[шим] научным сотрудником по физике в Болгарской Академии Наук. Благодаря особому своему трудолюбию и серьезному отношению к научной работе, он пользуется хорошим и многообещающим отношением. Теперь, вероятно, Вам, о. Владыко Афанасий, будет еще понятнее мое столь оправданное обстоятельствами положение моего здоровья, если оно так быстро будет ухудшаться, как это я чувствую сейчас. О себе я вообще отвык думать, но мне жаль семью, и эта мысль все настойчивее и сильнее овладевает мною. Делюсь с Вами, как своим духовным отцом и моим добрым богомольцем, своими радостями и печалью. Шлем Вам, дорогой о. Владыка Афанасий, самые лучшие и сердечные пожелания и просим Вашего молитвенного благословения. Крепко Вас обнимаю и целую Ваш незаслуженный К. Пашов P. S. Если когда останется немного свободного времени, прошу не забывать и меня, буду всегда рад Вашей весточке. Случайно письмо не было послано, а на другой день получил от Владыки митрополита Нестора письмо-поздравление с Светлым Христовым Воскресением. Итак, я очень рад всем добрым и приятным для меня весточкам. К. Пашов Д. 24. Л. 76–76 об. Подлинник. Автограф. 4. Около 10 октября 1957 г. Ваше Преосвященство, дорогой и глубокочтимый моей семьи 262 о. Владыко Афанасий! Шлем Вам свой сердечный привет из братской Болгарии! Давненько мы с Вами не обменивались добрыми весточками. Как Ваше драгоценное здоровье? Мне Владыко митрополит Нестор писал, что у Вас болят ноги, и вообще Вам в последнее время нездоровится. Пишите о себе, мы будем очень рады. Пользуюсь для своего повествования 80 летием Шипченской эпопеи, а также радостным для нас русских событием: посещение Болгарии Его Святейшеством Патриархом Алексеем и Высшим нашим духовенством. Величественно отпраздновались исторические Шипченские победы, немеркнущая слава и доблесть россиян, проявивших героизм воинов, чья благородная жертвенность и себе отрицание 263 зиждятся в деле защиты обездоленных и угнетенных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И в качестве комментария к этой «рождественской картинке» можно добавить, что это письмо написано 51-летним человеком с больным сердцем, задыхающимся при ходьбе, которому ежедневно приходилось совершать пятикилометровый путь до рабочего места, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. Никакие предметы, имеющие отношение к церковной жизни, в этом лагере не допускались. Отбирались не только книги, но и, например, полученное в посылке крашеное пасхальное яичко. Несмотря на официальное разрешение находящимся в заключении священнослужителям сохранять длинные волосы, владыка подвергался насильственной стрижке. В некоторых лагерях разрешалось иметь книги. Сохранился рассказ Е. В. Апушкиной о приезде иеромонаха Иеракса (Бочарова) в Мариинские лагеря (1944): «Дверь открылась. Послышался стук костяшек «козла», мат и блатной жаргон. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул о. Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога. Кто-то сказал ему: «Вон туда проходи!» Пойдя по указанному направлению, он остановился при неожиданном зрелище. На нижних нарах, подвернув ноги калачиком, кругом обложенный книгами, сидел владыка Афанасий. Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, не поздоровался, а просто сказал: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» — «Да разве здесь можно?» — «Можно, можно! Читай!» И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, и вместе с тем с него соскочила вся тревога, все тяжелое, что только что давило душу». «Молитва всех вас спасет…» Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались. В 1958 году прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.

http://pravmir.ru/afanasij-saharov-kogda...

Через два дня его рукоположили во иеродиакона, а 17 (30) октября – в сан иеромонаха. Отца Афанасия назначили преподавателем литургики и гомилетики в Полтавскую духовную семинарию. Перед отъездом 28 октября 1912 года он первый раз за литургией во Владимирском Успенском кафедральном соборе как иеромонах сослужил архиепископу Николаю (Налимову). В Полтаве молодого преподавателя сразу отметили, оценили его способности: в августе 1913 года отца Афанасия повысили в должности – он был назначен смотрителем Клеванского духовного училища Волынской епархии. Сердце, однако, тянуло на родину. В сентябре 1913 года иеромонах случайно узнал, что во Владимирской семинарии требуется преподаватель как раз по его предметам. Шанс оказаться на родине упустить было никак нельзя. Подать прошение о переводе обычным путем значило потерять время и не добиться желаемого. Будущий владыка решается на отчаянный шаг. Он тут же берет благословение, едет в столицу и прямо с вокзала – к обер-прокурору Синода Владимиру Карловичу Саблеру. Сановник в парадной форме находился в кабинете последние минуты. Он должен был ехать куда-то сопровождать государя. Вот в этот момент и предстал перед ним отец Афанасий. Иеромонаха не смутил высокий пост вельможи, не ослепил блеск золотого шитья и орденов, он быстро, четко и с достоинством изложил свою просьбу. Саблер справился у секретаря, подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую семинарию, и, получив отрицательный ответ, тут же без всяких проволочек сделал распоряжение внести в приказ имя иеромонаха Афанасия (Сахарова) и подписал бумагу. Обер-прокурору явно понравился молодой человек. Он по-отечески осведомился: «А где вы остановились?» – «Да я прямо с вокзала». – «Ну вот что, батенька, вам в гостинице останавливаться неудобно. Я вам дам записку в Александро-Невскую лавру. Там вам будет хорошо». Такой прием и решение, которое изменило всю судьбу, наверное, были знаком свыше. Господу было угодно, чтобы молодой иеромонах оказался во Владимире – там начиналась новая страница его особой судьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Кондак 3 Силу мняще безбожницы на правоверие прияти, честныя мощи святых земли Владимирския посреде Успенскаго храма соборнаго непокровенны поставиша, во еже посмеятися им, ты же, доблий ратниче Христов, народу во храм притекшу, воззвал еси велегласно: благословен Бог наш! И тако злоумысляемое святыням поругание в молебное прославление претворил еси, с верными вкупе вопия Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имеющу ти почтенну быти честнейшим епископства саном, всуе потщишася гонители Церкве Христовы прежде архиерейства твоего грозными словесы и прещении тя устрашити, яко благодать Святаго Духа достойно помаза тя во святители земли Владимирския, идеже исповедник и Православия учитель явился еси, Афанасие боголюбезне. Поминающе убо ревностное служение твое, глаголем ти сице: Радуйся, веры правыя крепкий поборниче; радуйся, раскола новейшаго небоязненный обличителю. Радуйся, мудрований века сего, возносящихся на разум Божий, посрамление; радуйся, от волков, в одежде овчей во стадо Христово входящих, ограждение. Радуйся, смущением колеблемых в истине утверждавый; радуйся, отступников ко обращению приводивый. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю. Кондак 4 Бури и смятению раскола противу стоя, аще и в заточение бысть неправедно ввержен, святителю Божий, обаче не оставил еси кормила церковнаго, вся верныя писаньми твоими увещавая и моля, да не соединяются с отступниками ни да боятся лукаваго того времене, но яко малое стадо, емуже благоизволи Отец Небесный дати Царство, взывают выну: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше, дивляхуся вси вернии благодушию твоему, исповедниче, темницу бо, в нюже затворен бысть, прибежище благое от поветрия обновленческаго нарицал еси, имея же тамо соузников немало, вкупе с тобою за веру Христову страждущих, веселился еси о Господе со единомысленники твоими, вся святыя земли Русския молитвенно воспевая. Мы же, яко достойный образ нам злострадания являеши, приносим ти таковая: Радуйся, темницу молитвенным сиянием озаривый; радуйся, и во вратех смертных Жизнодавцу хвалу возсылавый. Радуйся, страждущих истины ради милосердый утешителю; радуйся, и безбожников заточенных человеколюбный питателю. Радуйся, скобьми от любве Божия не разлученный; радуйся, в терпении твоем от Господа укрепленный. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010