- Кто такой Сахаров Афанасий Григорьевич? - Сахаров Афанасий Григорьевич - священник. До войны он проживал в Карело-Финской АССР и затем при эвакуации переехал на жительство в г. Ишим Омской области. С ним я познакомился лет 20 назад, когда он служил священником в г. Владимире Ивановской области. Тогда я возил продавать картошку и останавливался в их доме ночевать. Его мать всегда покупала у меня картошку, и через нее я познакомился с Сахаровым. Однако Егор Егорович не счел возможным даже перед следствием покривить душой относительно своего отношения к репрессированному владыке: - Следствию известно, что епископа Афанасия вы намеревались взять на содержание и добивались разрешения на въезд его в Ярославскую область, выдавали за своего родственника. Какую цель вы этим преследовали? - Да, действительно, я имел намерение взять Сахарова к себе на содержание, чтобы облегчить его материальное положение, так как он писал мне, что в Омской области он живет плохо. Пропуск я ему получил и послал в г. Ишим. В заявлении о выдаче пропуска Сахарову на проезд ко мне я назвал его родственником, но с какой целью это сделал, не знаю сам. - Вы уклоняетесь от ответа и не хотите рассказать правду о своей связи с Сахаровым по антисоветской работе. В чем же заключается в действительности причина намерения Сахарова приехать в Тутаев? - С какой целью Сахаров намеревался приехать на жительство в Ярославскую область, мне не известно. Оказывая ему помощь в этом, я преследовал только одну цель: обеспечить спокойную старость своему близкому знакомому, которого я ценил не менее, чем близкого родственника. Несмотря на давление, следствию не стало известно ничего нового ни о том, что в доме Седовых постоянно бывали репрессированные священники, ни о совершении тайных богослужений, ни о помощи репрессированному духовенству. 7 октября 1944 года по приговору Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел СССР Седов Егор Егорович был освобожден, срок предварительного заключения был зачтен в наказание.

http://drevo-info.ru/articles/13677214.h...

Сахаров Афанасий Григорьевич – священник. До войны он проживал в Карело-Финской АССР и затем, при эвакуации, переехал на жительство в город Ишим Омской области. С ним я познакомился лет двадцать назад, когда он служил священником в городе Владимире Ивановской области. Тогда я возил продавать картошку и останавливался в их доме ночевать. Его мать всегда покупала у меня картошку, и через нее я познакомился с Сахаровым. Однако Егор Егорович не счел возможным даже перед следствием покривить душой относительно своего отношения к репрессированному Владыке. – Следствию известно, что епископа Афанасия Вы намеревались взять на содержание и добивались разрешения на въезд его в Ярославскую область, выдавали за своего родственника. Какую цель Вы этим преследовали? – С какой целью Сахаров намеревался приехать на жительство в Ярославскую область, мне неизвестно. Оказывая ему помощь в этом, я преследовал только одну цель: обеспечить спокойную старость своему близкому знакомому, которого я ценил не менее, чем близкого родственника. Несмотря на все давление следствия, самое главное в жизни Егора Егоровича – его служение Церкви – осталось сокрытым. Так и не удалось следствию собрать достаточных оснований для осуждения Егора Егоровича. 7 октября 1944 года, по приговору Особого Совещания, Седов Егор Егорович был освобожден. Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий был арестован в Ишиме незадолго до него, и все хлопоты о переводе Владыки в Тутаев остались напрасными. Еще десять лет искал Егор Егорович возможности избавить его от бесконечных страданий. Освобожденный из тюрьмы, он не затворился в доме, чтобы не слышно и не видно никому дожить век, но, добиваясь освобождения епископа, продолжил свою энергичную деятельность: писал ходатайства во все инстанции, консультировался с юристами. Через три года епископ Афанасий был признан инвалидом, но содержался в лагере. 5 марта 1952 года, по окончании срока заключения, Особое Совещание при МГБ СССР приняло постановление об освобождении Владыки и направлении его в Дом инвалидов под надзор МГБ. Но лишь через два года, 18 мая 1954 года, епископ был перевезен в Зубово-Полянский Дом инвалидов. Егор Егорович поехал к Владыке. Наконец увиделись. Посидели на бревнышках, переговорили обо всем, что наболело... После свидания в доме инвалидов Владыка Афанасий писал ему: «Милость Божия буди с Вами, мой милый, мой дорогой Георгий Георгиевич!.. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам и мою благодарность, и мою признательность, и мою любовь к Вам. Поистине можно сказать вместе с церковным песнописцем “Се коль добро и коль красно самобратная любовь рабов Твоих, Христе Боже: ихже бо рождество плотское братий не сотвори, но братолюбная вера православная крепче плотскаго родства соедини”». Вернувшись, Егор Егорович начал вновь ездить в Москву, подавать ходатайства, уповая на благоволение Божие. С Владыкой переписывался каждые несколько дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господь да сохранит тебя. Любящий Е[пископ] А[фанасий] Письмо 8 Екатерине Павловне Пешковой 1 апреля 1923 г . Москва. Таганская тюрьма Председательнице общества помощи политическим заключенным Екатерине Павловне Пешковой Заключенного в Таганской тюрьме Епископа Афанасия Сахарова Заявление. Мне объявили, что я должен быть переведен из Таганской тюрьмы в Бутырскую, так как высылка моя в Зырянскую область временно отложена. Между тем, я имею с собой довольно значительный багаж, так как должен был запастись вещами на два года моей ссылки. Это обстоятельство делает для меня весьма затруднительными переходы из тюрьмы в тюрьму, тем более что по состоянию своего здоровья (я страдаю хроническим катаром легочных путей и острым малокровием, что засвидетельствовано врачами Владимирской и Таганской тюрем), я не могу нести даже и небольшой тяжести. Поэтому прошу Вашего ходатайства, пред кем следует, об оставлении меня впредь до окончательного разрешения вопроса обо мне в Таганской тюрьме. Епископ Афанасий Сахаров 1-IV-23. Письмо 9 Матроне Прокофьевне Хоревой 1923 г. Москва. Таганская тюрьма. Матреше с Тоней Христос Воскресе! Приветствую Вас с праздником. Дай Бог Вам поменьше скорбей, побольше утешений. Милость Божия буди с Вами. Афанасий, Епископ Ковровский Письмо 10 Матроне Прокофьевне Хоревой 23 июня 1923 г . г. Усть-Вымь Коми (Зырян) АО Милость Божия буди с Вами, Матреша! О. Дамаскин сказал мне о Ваших болезнях. Помоги Вам Господи. Молюсь о Вас. Поправляйтесь скорее. Будете писать Ивану Ефимовичу – привет от меня и благословение. Как он живет? Сейчас мы пользуемся посудой хозяев, и я пью чай из стакана. Ваша кружка пока отдыхает. Но я не перестаю помнить о Вас и молюсь. Господь да хранит Вас и благословит. Благословение Тоне и ее деткам. Богомолец Ваш Афанасий Епископ Ковровский 23-VI-23. Усть-Вымь. Письмо 11 В Усть-Вымский отдел ГПУ 29 июня 1923 г . г. Усть-Вымь Коми (Зырян) АО Копия. В Усть-Вымский отдел ГПУ администр[ативно] высл[анного] Еп[ископа] Афанасия Сахарова Заявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Служил епископ Афанасий и в Сергиевом Посаде (Загорске), в доме архимандрита Серафима (Батюкова). В этих подпольных двух церквах было совершено несколько диаконских и иерейских хиротоний. В конце концов НКВД стало известно местонахождение владыки Афанасия. Его плотно «вели», и в последних числах апреля 1936 года было вынесено постановление об аресте. 30 апреля на пути из Старой Руссы во Владимир он заехал в Петушки. На следующий день святителя «взяли» и отправили во владимирскую тюрьму. Так с 1 мая 1936 года начался новый виток страшных испытаний. В предъявленном обвинении значилось, что владыка Афанасий является активным участником нелегального контрреволюционного центра, который создавал антисоветские кадры «церковников», имел связи с «белоэмигрантской Церковью и Ватиканом», а также с «националистическим и белогвардейским элементом на Украине». Всего по делу было привлечено девятнадцать человек. Интенсивные и долгие допросы не сломили епископа. Он отвергал все обвинения в участии в контрреволюционной организации, осторожно и точно отвечал на вопросы, чтобы не принести вреда людям, максимально скрывал факты, иногда в категоричной форме отказывался называть имена. В ивановской тюрьме пытали бессонницей. Основные вопросы вертелись вокруг одной темы – почему епископ отказался стать под крыло митрополита Сергия, которого поддерживала богоборческая власть. Приговор вполне соответствовал времени. 21 сентября 1936 года Особое совещание при наркоме внутренних дел СССР постановило: «Сахарова Афанасия Григорьевича за контрреволюционную деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с 1. V. 36 г.» 29 . После нескольких месяцев пребывания во владимирской и ивановской тюрьмах архиерея через ярославскую, вологодскую и ленинградскую тюрьмы 25 ноября 1936 года доставили на место. Здесь он оставался до начала войны, и этот период стал самым тяжелым в его жизни. В Медвежьегорске заключенного Сахарова назначили кассиром, он должен был выдавать уголовникам деньги. Отказаться от этой работы – значило попасть в карцер, а это смерть. Пришлось согласиться. Расчет лагерного начальства был прост: если заключенный – архиерей, значит, умеет читать, считать и писать, этого вполне достаточно для кассира. Если из духовных, значит, человек, должно быть, честный, а если честный, значит, будет обманут уголовниками – случится растрата, появится новый срок. Так оно и получилось. Однажды во время выдачи денег в бараке «неожиданно» потух свет. Владыка не успел вовремя прибрать мешок с деньгами, и к нему, очевидно, «приложились». Уже на первом месяце работы выявилась недостача в 1115 рублей. Сумма эта вскоре была возмещена друзьями, но тем не менее за пропажу денег добавили год лагерей и, кроме того, невзирая на слабое здоровье пожилого человека, бывшего кассира перевели на работу в лесопункт. А лесоповал был самым непосильным и гибельным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как уже говорилось, даниловским делам предшествовало владимирское дело 1936 года, по которому проходил в числе других архиереев епископ Афанасий (Сахаров) — постриженик и близкий по духу владыке Феодору человек. С него, можно сказать, и начались все даниловские дела, потому что именно в материалах этого дела в мае-июне 1936 года владыка Феодор и архимандрит Симеон с частью братии были названы крайне правой контрреволюционной организацией церковников. Но самое главное: эти дела вела одна и та же группа следователей НКВД во главе со старшим лейтенантом Новиковым. В 1936 году еще не был отдан приказ о полном уничтожении Церкви, поэтому примерно за те же обвинения, что годом позднее, приговаривали «всего» к пяти годам лагерей, а не к расстрелу. Благодаря этому владыка Афанасий смог оставить нам свидетельства того, как эта группа следователей «работала», вела дела. Первое, что приоткрыло «тайны следствия», — заявление епископа Афанасия народному комиссару внутренних дел СССР от 2 марта 1939 года: «Все следствие велось крайне тенденциозно, — пишет епископ Афанасий. — Мои показания следователь Новиков не записывал точно с моих слов, а формулировал их так, что получался совершенно иной смысл. Например, простое перечисление фамилий в ответ на вопрос: “Кто мои знакомые?” принимало такую приблизительно формулировку: “В состав возглавляемой мной организации входят такие-то”. По этому поводу я подал в конце следствия подробное заявление. Мне не было дано очной ставки с моими так называемыми однодельцами Гумилевским и Смирновым, показания якобы которых зачитывал следователь. В результате всех искажений моих показаний и тенденциозного освещения самых невинных обстоятельств (как чаепитие на именинах), мне дано 5 лет заключения в ББК. Подробнее о всем в жалобе Верховному прокурору СССР, поданной в мае 1937 г., никакого ответа на которую до сих пор не имею» 23 . А в 1957 году епископ Афанасий «от данных им в 1936 году показаний уже полностью отказался, заявив, что его показания были записаны неправильно, так как он ранее ничего не слышал о так называемой платформе “ссыльного епископата”» 24 , а эта формулировка очень часто упоминается в его «протоколах допросов». Если епископ Афанасий ничего не слышал о формулировке, на которой построено всё его дело и на каждом листе которого стоят его подписи, закономерен вопрос: его ли это подписи.

http://pravoslavie.ru/87041.html

Оцуп Николай Авдеевич Родился 23 октября 1894 г. в Царском Селе в семье придворного фотографа. Окончил Царскосельский лицей. В 1913 г. уехал в Париж. Учился в Сорбонне, слушал лекции философа А. Бергсона. В августе 1914 г. вернулся в Санкт-Петербург. Был зачислен на историко филологический факультет Петербургского университета. Во время Первой мировой войны в действующей армии. В начале 1920-х гг. сотрудничал в организованном Горьким издательстве «Всемирная литература». Был, наряду с Н. С. Гумилевым и М. Лозинским, одним из создателей Нового цеха поэтов. С 1922 г. в эмиграции. В начале Второй мировой войны записался добровольцем во французскую армию, около двух лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей и с 1943 г. Принимал активное участие в итальянском Сопротивлении. По окончании войны преподавал в парижской «Эколь Нормаль», где в 1951 г. им была защищена докторская диссертация, посвященная Н. Гумилеву. Умер в Париже 28 декабря 1958 г. 26 сентября 1958 г. «Очень прошу Вас: пошлите еще один экземпляр Вашей книги моему великому другу – владыке Афанасию, одному из самых духоносных епископов Русской Церкви». (Из письма П. Н. Савицкого). Вот почему, дорогой Владыка, позволяю себе послать Вам одновременно с этими строками мою библейскую драму 240 . Я был бы счастлив, если бы она Вас заинтересовала и вызвала у Вас желание написать о Вашем впечатлении П[етру] Н[иколаевичу] или непосредственно мне. Слова, которыми Вас П[етр] Н[иколаевич] охарактеризовал, глубоко запали мне в душу. Незнакомый Вам, но почитающий в Вас и просвещеннейшего Пастыря и угодного Христу человека. Николай Оцуп (Николаи Авдеевич) Д. 35. Л. 52. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1934–1934: Ульяновская 1934–17(30).09.1935: Мелекесская 30 .09(13.10).1935–19.10(01.11).1935: Елецкая 19 .10(01.11).1935–11.1935: Орловская 02(15).12.1935–1937: Курская Афанасий Вечерко 30 .08(12.09).1923–1924: Днепропетровская (обн.) 1924–1925: Каменец-Подольская (обн.) 1926–1926: Каменская (обн.) 07(20).06.1935–: Мелитопольская (обн.) Афанасий Малинин 08(21).11.1920–21.08(03.09).1923(?): Чебоксарская 08(21).11.1920–1922: Мамадышская 21 .08(03.09).1923–1926: Спасская 04 .1926–1930: Чебоксарская, паки 24 .04.(7.05).1930–10(23).03.1933: Казанская 10(23).03.1933–11(24).08.1933: Ташкентская 11(24).08.1933–17(30).09.1935: Саратовская Афанасий Мартос 1941–1944: Витебская (Полоцко-Витебская), окк. 1941–1944: Барановская (окк.), в. у. 1941–1944: Новогрудская, в. y., окк. Афанасий Молчановский 1924–: Сквирская и Бердичевская Афанасий Сахаров 27 .06(10.07).1921–1923: Ковровская Борис Вик 22 .03(02.04).1944–04.1945: Нежинская 1944–1945: Черниговская, в. у. 04 .1945–31.12(13.01).1946: Черниговская Борис Воскобойников 07(20).03.1936–01(14).07.1936: Кинешемская 18(31).03.1936–01(14).07.1936: Иваново-Вознесенская, в. у. 01(14).07.1936–1937: Иваново-Вознесенская Борис Лентовский 1921–1923: Краснослободская 1921–1922: Пензенская, в. у. 1922–: Пензенская (обн.) Борис Рукин 15(28).11.1923–09(22).12.1925: Можайская 09(22).12.1925–: Можайская (григ.) –1931: Московская (григ.), в. у. Борис Соколов 1921–07(?).1923: Рыбинская 07 .1923–08(21).02.1928: Рязанская Борис Шипулин 12(25).02.1915–1918: Чебоксарская 1918–1918: Пермская, в. у. 1918–1921: Киренская 1921–02(15).09.1927: Уфимская Каменец-Подольская, в. у, 15(28).09.1927–11(?).1927: Тульская 1934–25.04(08.05).1935: Тобольская 08(21).05.1935–27.05(09.06).1935: Томская 01 .1936–18(31).03.193б: Петрозаводская и Олонецкая 28 .02(13.03).1936–1937: Ташкентская Валериан Рудич 25 .05(07.06).1921–03(16).09.1923; Проскуровская 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Ржевская 16(29).10.1923–04(17).03.1924; Смоленская, в, у. 04(17).03.1924–11.1927(?): Смоленская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О предстоящем приезде я не скрывал, наоборот, в бытность мою в Усть-Сысольске я заявлял в ГПУ, что жду приезда моего спутника, который привезет мне вещи и останется жить со мной. Жабинский на другой день по приезде явился в милицию, где его беспрепятственно прописали по моей квартире и выдали разрешение на право жительства в Усть-Выми. Предполагая, что с отобранием у меня богослужебных принадлежностей и арестом Жабинского произошло какое-то недоразумение, прошу Вас, Гражданин прокурор, оказать содействие к скорейшему возвращению всего взятого у меня и освобождению из-под стражи Жабинского, – так как, во 1-х, все богослужебные принадлежности, а также свечи и вино имеются в свободной продаже и никому из граждан, думаю, не исключая и административно-высланных, не воспрещается хранить у себя то, что имеется в свободной продаже; так как, во 2-х, нигде не было объявлено, что на административно-ссыльных не простирается закон о свободе совести, по которому каждый может молиться согласно велениям своей совести и по правилам исповедуемой им религии, т. е. значит, и употребляя соответствующие облачения и др. предметы, – и по которому карается только публичное оказательство, и так как, в 3-х, нет закона, воспрещающего свободным гражданам приезжать к административно-ссыльным и селиться с ними. Наоборот, центральная власть заботится об отмене стеснений граждан в их праве передвигаться и селиться на территории РСФСР, о чем свидетельствует, напр., первый основной пункт декрета от 20 минувшего июня об удостоверениях личности. Прошу не отказать мне в ответе по содержанию настоящего заявления. Епископ Афанасий Сахаров 5-VII-23. Письмо 14 Прасковье Яковлевне Мыницкой 1923 г. Коми (Зырян) АО П. Я. Мыницкой Господь да воздаст Вам, глубокоуважаемая Прасковия Яковлевна, за Ваше служение узникам. Всегда с благодарностью вспоминаю Вас и молюсь. Милость Божия буди с Вами. Призываю на Вас Божие благословение. Богомолец Ваш Афанасий, Епископ Ковровский. Письмо 15 Матроне Прокофьевне Хоревой 29 февраля 1924г .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Трудно указать какой-нибудь труд по этнографии и фольклору конца XVIII — начала XIX столетия, из которого Гоголь мог бы получить необходимые ему сведения. Более оправданными надо считать поиски в другой области — в травниках, цветниках, лечебниках и подобных памятниках письменности, которые были в большом ходу еще и в XVIII и даже в XIX веке. Они „приблизительно отвечают на вопрос, чем лечились «старосветские помещики», родители Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, да и они сами“ (А. Потебня. „Малорусские домашние лечебники XVIII b.“. Киев, 1890, стр. II). Составители рецептов любили давать описываемым средствам латинские названия. В подобных тетрадках нередко заключались не только наставления и рецепты медицинского характера, а сообщались сведения иного порядка, например, о папоротнике и других растениях, давались советы по практике кладоискания. (Ср. „Сказание о таинственном цветке папоротника“: А. Н. Афанасьев. „Несколько народных заговоров“ — „Летописи русской литературы и древности“, IV. М., 1862, отд. III, стр. 72–73). Эта литература до сих пор остается мало обследованной, поэтому (не говоря о других причинах) невозможно безоговорочно указать определенный источник, которым воспользовался Гоголь. Из того, что известно в ученой литературе о травниках, страницы „были“ Гоголя напрашиваются на сравнение с „Сказаниями русского народа“ И. Сахарова (т. I, кн. 2. Изд. 3-е. СПб., 1841, стр. 43), где автор, не любивший называть свои источники, всё же делает ссылку на какой-то „чародейский травник“ (стр. 42). Разумеется, Гоголь не мог пользоваться трудом своего сверстника, „Сказания“ которого вышли первым изданием в 1836 г., но не лишено оснований предположение о том, что оба они пользовались одним и тем же источником или источниками очень близкими. Ясно, что здесь речь может итти не о текстологическом совпадении или близком сходстве страниц Гоголя и Сахарова, а о близости объема сведений, образов, сравнений, отчасти — порядка в расположении материала. У Сахарова: У Гоголя:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

2,  Ваше Преосвященство! Мне очень хотелось бы иметь у себя все мои работы, ранее переданные Вам, и если Вы, Ваше Преосвященство, не будете против вернуть их мне, то прошу Вас благословить меня на поездку к Вам за ними, на что я постараюсь найти свободное времечко. Не теряя надежды на Ваше расположение ко мне, остаюсь Вашего Преосвященства нижайший молитвенник, иерей Сергий Священник Мурáшев. Москва И–18, 3-я ул. М[арьиной] Р[ощи]. Дом 39, кв. 1. Мурáшев С. А. Ксерокопия подлинника. Автограф. 4. 23 февраля 1959 г. Св[ятого] Свящ[енно]муч[еника] Харалампия Ваше Преосвященство! Преосвященнейший Владыко! Приветствую Вас с наилучшими пожеланиями; и в первую очередь бодрости духа и здоровия телесного. Вашу заказную бандероль я получил, находясь в постели, и посему не мог быстрее ответить Вам. Сердечное спасибо за присланные материалы, а тем более спасибо за Ваши примечания и указания на полях, которые я приму к сведению и неуклонному исполнению. Я сильно болел (ныне модною болезнью) вирусным гриппом и, не сходя с постели, получил два или три осложнения. Прошло уже две недели, а я до сих пор чувствую себя слабым и выхожу подышать свежим воздухом два раза в день по получасу на каждый раз. У меня вообще слабое горло, и вот после гриппа получился очередной фарингит, – затем осложнение на бронхи и правая сторона зубов. С первого марта думаю приступить к исполнению служебному. Глубокоуважаемый Владыко, прошу от Вас благословения и желаю Вам доброго здравия и в делах Ваших успехов. Вашего Преосвященства нижайший молитвенник иерей Сергий. Священник Мурáшев. 10/23 февраля 1959 г. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010